Закон о парламентском контроле

Принятие Федерального закона «О парламентском контроле», как позитивная тенденция развития российского законодательства

Федеральный закон «О парламентском контроле» был внесен на рассмотрение Государственной Думы группой депутатов в порядке законодательной инициативы.

У названного закона несколько ключевых задач. Во-первых, обеспечение соблюдения Конституции Российской Федерации, исполнения федеральных конституционных законов, федеральных законов. Во-вторых, защита гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина. В-третьих, выявление ключевых проблем в деятельности государственных органов Российской Федерации, повышение эффективности системы государственного управления и привлечение внимания соответствующих государственных органов и должностных лиц к выявленным в ходе осуществления парламентского контроля недостаткам в целях их устранения.

Глава 2 «Отдельные формы парламентского контроля» посвящена регламентации форм парламентского контроля. Парламентское расследование фактов и обстоятельств, имеющих негативные последствия для общества и государства, в том числе создание палатами Федерального Собрания Российской Федерации на паритетной основе парламентской комиссии по расследованию фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения парламентского расследования, осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 27 декабря 2005 года N 196-ФЗ О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации». Ряд форм парламентского контроля используется в равной мере и самостоятельно каждой палатой Федерального Собрания, они закреплены в некоторых отраслевых федеральных законах, в регламентах палат, а для полноты картины отражены в статье 10 закона, например, парламентский контроль за работой представителей палат Федерального Собрания Российской Федерации, где члены наблюдательных советов в организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, являющиеся представителями палат Федерального Собрания Российской Федерации, а также представители палат Федерального Собрания Российской Федерации в иных органах и организациях, обязаны представлять отчет о своей деятельности ежегодно на заседаниях профильных комитетов соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации либо в ином порядке, предусмотренном регламентом соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации.

Вместе с тем, в статье 8 назван парламентский запрос, депутатский запрос, где палаты Федерального Собрания Российской Федерации вправе в порядке, определенном регламентами палат Федерального Собрания Российской Федерации, направить парламентский запрос, а члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы депутатский запрос, Председателю Правительства Российской Федерации, членам Правительства Российской Федерации, Генеральному прокурору Российской Федерации, Председателю Центрального банка Российской Федерации, руководителям иных федеральных государственных органов, государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления по вопросам, входящим в компетенцию указанных органов и должностных лиц; Должностное лицо, которому направлен парламентский запрос, должно дать ответ на него в устной форме на заседании палаты Федерального Собрания Российской Федерации или по согласованию с палатой в письменной форме не позднее чем через пятнадцать дней со дня получения парламентского запроса или в иной срок, установленный палатой Федерального Собрания Российской Федерации; палата Федерального Собрания Российской Федерации в случае, если ответ на парламентский запрос признан неудовлетворительным, вправе принять решение о повторном направлении парламентского запроса. Статья 12 закрепляет, участие в работе правительственной комиссии по расследованию причин возникновения обстоятельств чрезвычайного характера и ликвидации их последствий: где представители палат Федерального Собрания Российской Федерации могут привлекаться к работе в правительственной комиссии по расследованию причин возникновения обстоятельств чрезвычайного характера и ликвидации их последствий (далее — правительственная комиссия) по решению Правительства Российской Федерации; в случае принятия решения о привлечении представителей палат Федерального Собрания Российской Федерации к работе в правительственной комиссии в палаты Федерального Собрания Российской Федерации направляется приглашение принять участие в работе правительственной комиссии; по представлению профильного комитета палата Федерального Собрания Российской Федерации принимает решение о направлении представителя (представителей) палаты Федерального Собрания Российской Федерации для работы в составе правительственной комиссии. Указанное решение оформляется постановлением палаты Федерального Собрания Российской Федерации; представитель палаты Федерального Собрания Российской Федерации, участвовавший в работе правительственной комиссии, представляет отчет об итогах деятельности правительственной комиссии на заседании профильного комитета палаты Федерального Собрания Российской Федерации; по результатам рассмотрения отчета, указанного в части 4 настоящей статьи, и в случае выявления неполноты информации о причинах возникновения обстоятельств чрезвычайного характера и ликвидации их последствий профильный комитет палаты Федерального Собрания Российской Федерации вправе направить указанную информацию в Правительство Российской Федерации либо соответствующий государственный орган или соответствующему должностному лицу.

Глава 3 «Планирование и осуществление парламентского контроля» могут быть постоянными и разовыми. Мероприятия по осуществлению постоянного парламентского контроля могут включаться в план мероприятий палат Федерального Собрания Российской Федерации по письменным предложениям фракций 331 Стародубцева И.А. Коллизии в конституционном законодательстве и муниципальных правовых актах: теория и практика выявления и разрешения: монография / И.А. Стародубцева, В.Г. Карташов. — Воронеж. гос. ун-т, прав. упр. правит. Воронеж. обл. — Воронеж: Изд-во ВГУ, 2012. — С. 144. 1 в Государственной Думе, комитетов и комиссий палат Федерального Собрания Российской Федерации, членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы. Мероприятия по осуществлению постоянного парламентского контроля, проводимые палатами Федерального Собрания Российской Федерации с участием Счетной палаты Российской Федерации, включаются в план работы Счетной палаты Российской Федерации на очередной год и проводятся в порядке, установленном Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации».

Это интересно:  Закон о дошкольном образовании 2020

Статья 14 определяет организационное, правовое и методическое обеспечение парламентского контроля, где общее руководство организацией и проведением мероприятий по осуществлению постоянного парламентского контроля осуществляют председатели палат Федерального Собрания Российской Федерации и их заместители в порядке, установленном регламентами палат Федерального Собрания Российской Федерации, а организационное, правовое и методическое обеспечение парламентского контроля осуществляется аппаратами палат Федерального Собрания Российской Федерации в порядке, установленном регламентами палат Федерального Собрания Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами. Затем Федеральное Собрание Российской Федерации выносит решение по результатам проведения мероприятий по осуществлению парламентского контроля (ст. 15), где по результатам проведения мероприятий по осуществлению парламентского контроля палаты Федерального Собрания Российской Федерации в пределах своих полномочий, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, вправе: поручить комитету или комиссии палаты Федерального Собрания Российской Федерации разработать соответствующий проект федерального закона для внесения его в Государственную Думу в порядке законодательной инициативы; предложить государственному органу и соответствующим должностным лицам принять меры по устранению выявленных нарушений законодательства Российской Федерации, а также по устранению причин и условий, способствовавших совершению выявленных нарушений; рассмотреть вопрос о доверии Правительству Российской Федерации; освободить от должности в установленном федеральными законами и регламентами палат Федерального Собрания Российской Федерации порядке лиц, назначение на должность и освобождение от должности которых отнесены к ведению соответствующей палаты 332 Борн Г.В. Парламентский контроль над сектором безопасности: принципы, механизмы и практические аспекты / Под ред. Ф. Флури, А.Б. Джонсон, Г.Борн. — Женева — Москва, 2003. — С. 65. 2 ; обратиться к лицам, имеющим в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами право принимать решения об освобождении от должности лиц, деятельность которых носила неудовлетворительный характер, либо право вносить представления об отстранении указанных лиц от должности; обратиться в органы прокуратуры Российской Федерации или Следственный комитет Российской Федерации, а государственный орган, орган местного самоуправления, организация или соответствующие должностные лица обязаны рассмотреть предложения палаты Федерального Собрания Российской Федерации по результатам осуществления парламентского контроля и в месячный срок или в срок, установленный палатой Федерального Собрания Российской Федерации, уведомить палату Федерального Собрания Российской Федерации о результатах рассмотрения предложений 333 Козлова Е.И. Конституционное право Российской Федерации: Учебник / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин // М.: Юристь, 1996. — С. 198. 3 .

Подписанный базовый закон определяет цели и принципы парламентского контроля. В законе перечисляются формы парламентского контроля, в частности, ежегодный отчет правительства, рассмотрение парламентариями вопроса о доверии кабинету министров, проведение контроля в сфере бюджетных правоотношений, рассмотрение отчетов ЦБ, «правительственные часы». Контроль может осуществлять как одна из палат Федерального собрания, ее комитеты и отдельные депутаты и сенаторы, так и Счетная палата в качестве органа контроля парламента. Кроме того, закон расширяет перечень проектов федеральных законов, проходящих антикоррупционную экспертизу, и обязывает правительство включать в свои отзывы на законопроекты результаты экспертизы. Кроме того, закон расширяет перечень проектов федеральных законов, проходящих антикоррупционную экспертизу, и обязывает правительство включать в свои отзывы на законопроекты результаты экспертизы. Палаты парламента смогут приглашать членов кабмина не только на пленарные заседания, но и на заседания комитетов и комиссий. Кабинет будет обязан предоставлять парламенту информацию о сроках подготовки нормативно-правовых актов, необходимых для реализации законов. Одной из новых форм парламентского контроля становится включение представителей Госдумы и Совфеда в состав правкомиссий по расследованию причин возникновения обстоятельств чрезвычайного характера и ликвидации их последствий. Также закон предусматривает возможность проведения парламентского расследования в отношении фактов грубого нарушения финансовой дисциплины. Помимо этого, при формировании госпрограмм парламентарии будут давать свои оценки и заключения.

Это интересно:  Закон самозанятые граждане виды деятельности 2020

О парламентском контроле

Настоящим Федеральным законом регулируются общественныеотношения, связанные с осуществлением палатами ФедеральногоСобрания Российской Федерации, комитетами и комиссиями.

Основными целями парламентского контроля являются:

1) обеспечение соблюдения Конституции Российской Федерации,исполнения федеральных конституционных законов.

1. Парламентский контроль осуществляется на принципах:

2) соблюдения прав и свобод человека и гражданина;

3) разделения властей;.

1. К субъектам парламентского контроля относятся действующие вцелях осуществления парламентского контроля:

1) палаты Федерального Собрания Российской Федерации -.

Парламентский контроль осуществляется в следующих формах:

1) рассмотрение Государственной Думой вопроса о доверииПравительству Российской Федерации;

1. Палаты Федерального Собрания Российской Федерации впорядке, определяемом регламентами палат, осуществляют контроль заобеспечением соблюдения Правительством Российской.

1. Палаты Федерального Собрания Российской Федерации вправеприглашать членов Правительства Российской Федерации и иныхдолжностных лиц на заседания палат Федерального Собрания.

1. Палаты Федерального Собрания Российской Федерации вправе впорядке, определенном регламентами палат Федерального СобранияРоссийской Федерации, направить парламентский запрос, а.

Парламентское расследование фактов и обстоятельств, имеющихнегативные последствия для общества и государства, в том числесоздание палатами Федерального Собрания Российской.

Члены наблюдательных советов в организациях, создаваемыхРоссийской Федерацией на основании федеральных законов, являющиесяпредставителями палат Федерального Собрания Российской.

1. Парламентский контроль в сфере бюджетных правоотношенийвключает в себя предварительный парламентский контроль, текущийпарламентский контроль и последующий парламентский контроль.

1. Представители палат Федерального Собрания РоссийскойФедерации могут привлекаться к работе в правительственной комиссиипо расследованию причин возникновения обстоятельств.

1. Мероприятия по осуществлению парламентского контроля могутбыть постоянными и разовыми.

2. Мероприятия по осуществлению постоянного парламентскогоконтроля могут.

1. Общее руководство организацией и проведением мероприятий поосуществлению постоянного парламентского контроля осуществляютпредседатели палат Федерального Собрания Российской.

1. По результатам проведения мероприятий по осуществлениюпарламентского контроля палаты Федерального Собрания РоссийскойФедерации в пределах своих полномочий, установленных.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 7 мая 2013 года №77-ФЗ

О парламентском контроле

(В редакции Федеральных законов Российской Федерации от 04.11.2014 г. №330-ФЗ, 14.12.2015 г. №369-ФЗ, 09.03.2016 г. №52-ФЗ, 28.03.2017 г. №47-ФЗ)

Принят Государственной Думой 23 апреля 2013 года

Одобрен Советом Федерации 27 апреля 2013 года

Глава 1. Основы парламентского контроля

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Настоящим Федеральным законом регулируются общественные отношения, связанные с осуществлением палатами Федерального Собрания Российской Федерации, комитетами и комиссиями палат Федерального Собрания Российской Федерации, членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, парламентской комиссией по расследованию фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения парламентского расследования, Счетной палатой Российской Федерации парламентского контроля на основе Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, настоящего Федерального закона, других федеральных законов, регламентов палат Федерального Собрания Российской Федерации.

Статья 2. Цели парламентского контроля

Основными целями парламентского контроля являются:

1) обеспечение соблюдения Конституции Российской Федерации, исполнения федеральных конституционных законов, федеральных законов;

2) защита гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина;

3) укрепление законности и правопорядка;

4) выявление ключевых проблем в деятельности государственных органов Российской Федерации, повышение эффективности системы государственного управления и привлечение внимания соответствующих государственных органов и должностных лиц к выявленным в ходе осуществления парламентского контроля недостаткам в целях их устранения;

5) противодействие коррупции;

6) изучение практики применения законодательства Российской Федерации, выработка рекомендаций, направленных на совершенствование законодательства Российской Федерации и повышение эффективности его исполнения.

Статья 3. Принципы парламентского контроля

1. Парламентский контроль осуществляется на принципах:

2) соблюдения прав и свобод человека и гражданина;

3) разделения властей;

4) самостоятельности и независимости субъектов парламентского контроля;

2. Информация о парламентском контроле открыта для общества и средств массовой информации, в том числе может распространяться посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Федеральное Собрание Российской Федерации обеспечивает общедоступность информации о парламентском контроле, за исключением информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами.

3. Осуществление парламентского контроля не подменяет осуществление правосудия, расследование преступлений, оперативно-розыскную деятельность, деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, осуществляемую в пределах их компетенции. Вмешательство субъектов парламентского контроля в осуществление указанной деятельности не допускается.

Статья 4. Субъекты парламентского контроля

1. К субъектам парламентского контроля относятся действующие в целях осуществления парламентского контроля:

Это интересно:  Закон об электронном осаго

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Подписан закон о парламентском контроле

Президент подписал Федеральный закон «О парламентском контроле», а также Федеральный конституционный закон «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» и Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 4 и 7 Федерального закона «О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации».

Федеральный закон «О парламентском контроле» принят Государственной Думой 23 апреля 2013 года и одобрен Советом Федерации 27 апреля 2013 года.

Справка Государственно-правового управления

Федеральным законом устанавливаются основные цели, принципы и формы парламентского контроля, осуществляемого палатами Федерального Собрания Российской Федерации, комитетами и комиссиями палат, членами Совета Федерации, депутатами Государственной Думы, парламентской комиссией по расследованию, Счётной палатой Российской Федерации.

Федеральным законом систематизируются закреплённые в законодательстве Российской Федерации формы парламентского контроля, а также предусматриваются новые формы парламентского контроля. В частности, вводится обязанность Правительства Российской Федерации ежеквартально направлять в палаты Федерального Собрания Российской Федерации информацию о ходе разработки и предполагаемых сроках принятия нормативных правовых актов, разработка и принятие которых предусмотрены федеральными законами. В целях осуществления парламентского контроля в сфере бюджетных правоотношений проекты государственных программ Российской Федерации, основных направлений налоговой политики Российской Федерации и основных направлений бюджетной политики Российской Федерации должны представляться в Государственную Думу одновременно с их внесением на рассмотрение в Правительство Российской Федерации.

Федеральным законом определяются виды решений палат Федерального Собрания Российской Федерации по результатам проведения мероприятий по осуществлению парламентского контроля, в том числе предусматривающие ответственность подконтрольных государственных органов и должностных лиц.

Федеральный конституционный закон «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» одобрен Государственной Думой 23 апреля 2013 года и Советом Федерации 27 апреля 2013 года.

Справка Государственно-правового управления

Федеральным конституционным законом вносится ряд изменений в Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации», связанных с принятием Федерального закона «О парламентском контроле».

Федеральным конституционным законом предусматривается возможность привлечения по решению Председателя Правительства Российской Федерации представителей Федерального Собрания Российской Федерации к работе правительственных комиссий по расследованию причин возникновения обстоятельств чрезвычайного характера и ликвидации их последствий.

В соответствии с Федеральным законом Правительство Российской Федерации должно направлять в палаты Федерального Собрания Российской Федерации информацию о ходе разработки и предполагаемых сроках принятия нормативных правовых актов, разработка и принятие которых предусмотрены федеральными законами.

Также устанавливается обязанность членов Правительства Российской Федерации по приглашению палат Федерального Собрания Российской Федерации выступать на их заседаниях с информацией по вопросам, носящим чрезвычайный характер.

Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 4 и 7 Федерального закона «О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации» принят Государственной Думой 23 апреля 2013 года и одобрен Советом Федерации 27 апреля 2013 года.

Справка Государственно-правового управления

Федеральным законом вносятся изменения в Федеральный закон «О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации», направленные на повышение эффективности его действия с учётом норм нового Федерального закона «О парламентском контроле».

Федеральным законом вводится такое дополнительное основание для парламентского расследования, как факты грубого нарушения финансовой дисциплины, выразившиеся в несвоевременном исполнении доходных и (или) расходных статей федерального бюджета либо бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации по объёму, структуре и целевому назначению, в неэффективности расходов средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, управления и распоряжения федеральной собственностью.

Федеральным законом также вносятся некоторые уточнения в процедуру инициирования возбуждения парламентского расследования. Письменное обращение о возбуждении парламентского расследования председателю соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации может быть направлено не только группой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, но и профильным комитетом Совета Федерации или Государственной Думы.

Статья написана по материалам сайтов: rus-kodeksy.com, base.spinform.ru, www.kremlin.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector