Статьи 21 закона no 218 фз

1. Документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.

2. Тексты документов, представляемых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в форме документов на бумажном носителе, должны быть написаны разборчиво, наименования юридических лиц — без сокращения с указанием их мест нахождения. Фамилии, имена и при наличии отчества физических лиц, адреса их мест жительства должны быть написаны полностью.

3. Необходимые для осуществления государственной регистрации прав документы в форме документов на бумажном носителе, выражающие содержание сделки, являющейся основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения права и обременения недвижимого имущества, представляются:

1) не менее чем в двух экземплярах-подлинниках, один из которых возвращается правообладателю, второй помещается в реестровое дело, если такая сделка совершена в простой письменной форме;

2) не менее чем в двух экземплярах, один из которых (подлинник) возвращается правообладателю, если такая сделка совершена в нотариальной форме или право на основании такой сделки возникло до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

4. Межевой план, технический план, акт обследования, карта-план территории представляются в орган регистрации прав в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера.

5. Иные необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы в форме документов на бумажном носителе (за исключением актов органов государственной власти, актов органов местного самоуправления, а также судебных актов, установивших права на недвижимое имущество, и заявлений) представляются не менее чем в двух экземплярах, один из которых (подлинник) после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав должен быть возвращен заявителю. Копии актов органов государственной власти, актов органов местного самоуправления в форме документов на бумажном носителе, а также судебных актов, установивших права на недвижимое имущество, в форме документов на бумажном носителе представляются для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в одном экземпляре, который после сканирования при выдаче документов после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав возвращается заявителю.

6. Заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав в форме документа на бумажном носителе представляется в единственном экземпляре-подлиннике.

7. В случае представления для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документов в форме электронных документов, электронных образов документов такие документы представляются:

1) в форме электронных документов, если настоящим Федеральным законом предусмотрено, что такие документы при их представлении в форме документов на бумажном носителе должны быть представлены в подлиннике (один экземпляр таких документов должен быть подлинником), в том числе если такие документы выражают содержание нотариально удостоверенной сделки, за исключением случаев, предусмотренных частью 11 настоящей статьи;

2) в форме электронных документов или электронных образов документов, если настоящим Федеральным законом предусмотрено, что такие документы при их представлении в форме документов на бумажном носителе могут быть представлены в виде копии без представления подлинника.

8. Документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и представляемые в форме электронных документов, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и подписываться усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченных на то лиц, сторон договора или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц в установленных законодательством Российской Федерации случаях.

9. Документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и представляемые в форме электронных образов документов, должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью лиц, подписавших такие документы на бумажном носителе, или лиц, которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации уполномочены заверять копии таких документов в форме документов на бумажном носителе.

10. Сформированный комплект документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и представляемых в форме электронных документов, электронных образов документов, должен быть подписан усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя.

11. В случаях, если в соответствии с законодательством о нотариате и нотариальной деятельности заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются нотариусом в орган регистрации прав, такие заявление и документы представляются в форме электронного документа, в том числе электронного образа документа. При представлении нотариусом заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации в форме электронного документа прилагаемые к нему нотариально оформленные документы представляются в орган регистрации прав в форме:

2) электронного образа нотариально оформленных документов, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью нотариуса, который удостоверил (выдал, совершил) указанные документы. Удостоверение равнозначности такого электронного образа, изготовленного нотариусом, документу на бумажном носителе не требуется.

5. Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами. Открыть статью

Статьи 21 закона no 218 фз

  • ЖАНРЫ 359
  • АВТОРЫ 250 886
  • КНИГИ 570 500
  • СЕРИИ 21 053
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 519 651
Это интересно:  Законно ли уволить человека на больничном

В части 3 и 5 комментируемой статьи вошли с соответствующими изменениями положения ч. 1 ст. 2 «Понятие государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» Закона 1997 г. о регистрации, которыми устанавливалось, что:

– государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также – государственная регистрация прав)

– это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ;

– государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке (положение о том, что государственная регистрация права в ЕГРН является единственным доказательством существования зарегистрированного права, включено в ч. 5 комментируемой статьи Законом 2016 г. № 361-ФЗ).

В основе рассматриваемого регулирования лежит норма п. 1 названной выше ст. 131 ч. 1 ГК РФ (в ред. Федерального закона от 29 июня 2004 г. № 58-ФЗ[30]), согласно которой: право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней; регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных данным Кодексом и иными законами.

Существует также более общая норма п. 1 ст. 8.1. «Государственная регистрация прав на имущество» части первой ГК РФ (статья введена Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. № 302-ФЗ[31]), которой предусмотрено следующее: в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации; государственная регистрация прав на имущество осуществляется уполномоченным в соответствии с законом органом на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра; в государственном реестре должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить объект, на который устанавливается право, управомоченное лицо, содержание права, основание его возникновения.

Согласно разъяснению, данному в п. 3 Постановления Пленума ВС России от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»[32], названная статья 8.1. ГК РФ содержит основополагающие правила государственной регистрации прав на имущество, подлежащие применению независимо от того, что является объектом регистрации (права на недвижимое имущество, доля в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью и др.); данная норма распространяется на регистрацию в различных реестрах: ЕГРП, ЕГРЮЛ и т. д.

Как отмечено в Постановлении КС России от 24 марта 2015 г. № 5-П[33], в соответствии с правовой позицией КС России законодательное закрепление необходимости государственной регистрации права на недвижимое имущество является признанием со стороны государства публично-правового интереса в установлении принадлежности недвижимого имущества конкретному лицу, чем обеспечивается защита прав других лиц, стабильность гражданского оборота и предсказуемость его развития (Постановление от 26 мая 2011 г. № 10-П; Определения от 5 июля 2001 г. № 132-О и № 154-О, от 29 января 2015 г. № 216-О и др.).

Разъяснения о спорах о правах на недвижимое имущество даны в п. 52–61 Постановления Пленума ВС России и Пленума ВАС России от 29 апреля 2010 г. № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»[34]. Так, в пункте 52 названного Постановления разъяснялось следующее:

«Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.

Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП.

В то же время решение суда о признании сделки недействительной, которым не применены последствия ее недействительности, не является основанием для внесения записи в ЕГРП.

В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими».

Часть 4 комментируемой статьи устанавливает, что государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в ЕГРН записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в ЕГРН. Подобная норма содержалась в п. 2 названной выше ст. 2 Закона 1997 г. о регистрации, но формулировалась она иначе: государственная регистрация прав проводится на всей территории России по установленной данным Законом системе записей о правах на каждый объект недвижимого имущества в ЕГРП. Общей же нормой п. 2 названной выше статьи 8.1. ГК РФ предусмотрено, что права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.

В часть 6 комментируемой статьи вошли с соответствующими изменениями положения п. 1 ст. 4 «Обязательность государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» Закона 1997 г. о регистрации, которыми (в ред. Федерального закона от 22 октября 2014 г. № 315-ФЗ[35]) предусматривалось следующее: государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со ст. ст. 130, 131, 132 и 164 части первой ГК РФ, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты; наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, а в отношении объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов России, выявленных объектов культурного наследия – безвозмездное пользование (ссуда); ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, возникающие на основании договора либо акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом.

Это интересно:  Законы по охране труда 2020

Статья 21.

О внесении изменений в Федеральный закон «О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Внести в статью 2 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 225-ФЗ «О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 29, ст. 4351; 2016, N 26, ст. 3890) следующие изменения:

1) часть 3 дополнить пунктом 8 следующего содержания:

«8) мониторинг в сфере жилищного строительства.»;

2) часть 4 дополнить пунктом 3.1 следующего содержания:

«3.1) создает, осуществляет эксплуатацию и модернизацию единой информационной системы жилищного строительства, предусмотренной Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»;».

С 1 января 2017 года появились новые правила регистрации прав на недвижимость. Они упрощают процесс регистрации

C 1 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ). Он отменяет Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон № 122-ФЗ). Рассмотрим 9 изменений, которые упростят регистрацию прав на недвижимость.

Новое основание регистрации прав на недвижимость

Все основания для регистрации прав, которые были указаны в статье 17 Закона № 122-ФЗ, содержатся и в статье 14 Закона № 218-ФЗ.

С 1 января 2017 года появилось новое основание – наступление обстоятельств, которые указаны в федеральном законе (п. 9 ч. 2 ст. 14 Закона № 218-ФЗ). Речь идет о правах на недвижимость, которые возникают в силу закона:

· вследствие обстоятельств, которые указаны в законе,
· не со дня государственной регистрации прав.

Такие права юридически действительны даже без государственной регистрации в ЕГРН.
Росреестр проводит их регистрацию в ЕГРН:

· по заявлениям правообладателей;
· решению регистратора при поступлении от органов власти и нотариусов сведений, которые подтверждают факт возникновения таких прав, кроме случаев, установленных федеральными законами (ч. 2 ст. 69 Закона № 218-ФЗ).

Кто может подать заявление о регистрации прав на недвижимость

В Законе № 218-ФЗ нет принципиально новых правил и норм, которые бы меняли состав лиц с правом подавать заявление на регистрацию прав (кадастровый учет). Отличие состоит в следующем.

Все лица, по заявлению которых проводится регистрация, теперь перечислены в одной статье Закона № 218-ФЗ – статье 15 «Лица, по заявлению которых осуществляются государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав»:

· в части 1 – лица, по заявлению которых Росреестр одновременно проводит как государственный кадастровый учет, так и регистрацию прав;
· в части 2 – лица, по заявлению которых Росреестр проводит только государственный кадастровый учет без одновременной регистрации прав;
· в части 3 – лица, по заявлению которых Росреестр проводит регистрацию прав без одновременного государственного кадастрового учета.

Раньше лица, по заявлению которых Росреестр проводил регистрацию, были перечислены в разных статьях Закона № 122-ФЗ.

Росреестр будет запрашивать учредительные документы в налоговой

Закон № 218-ФЗ упростит процедуру сбора дополнительных документов на регистрацию прав, которые заявитель обязан представить в Росреестр помимо основных документов в отношении объекта недвижимости и прав на него.

Раньше Росреестр сам запрашивал только выписку из ЕГРЮЛ в отношении заявителя (абз. 9 п. 2 ст. 16 Закона № 122-ФЗ). Кроме того, учредительные документы (или их нотариальные копии) можно было не предоставлять в Росреестр только в двух случаях:

· если ранее учредительные документы уже были представлены и была проведена регистрация права юридического лица на соответствующий объект недвижимости,
· если с момента регистрации права юридического лица налоговая не зарегистрировала изменения в его учредительные документы.
Во всех остальных случаях заявитель должен был представлять эти документы в Росреестр самостоятельно.

Закон № 218-ФЗ обязал Росреестр самостоятельно запрашивать в налоговом органе учредительные документы заявителя (ч. 9 ст. 18 Закона № 218-ФЗ). При этом не имеет значения, представлял ли их ранее заявитель на регистрацию прав и вносил ли в них изменения.

Требования к документам на регистрацию права

Большинство требований к документам, которые представляются на регистрацию в Законе № 218-ФЗ, остались без изменения. Однако с 1 января 2017 года некоторые требования изменятся.
Передавать на регистрацию нужно только один подлинник (ч. 3 ст. 21 Закона № 218-ФЗ). Упрощение касается документов на бумажном носителе, которые:

· выражают содержание сделки и
· служат основанием для регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения права и обременения недвижимости.

Заявитель представляет их на регистрацию:

· не менее чем в двух экземплярах-подлинниках, один из которых возвращается правообладателю, второй помещается в реестровое дело, – если сделка совершена в простой письменной форме;
· не менее чем в двух экземплярах, один из которых (подлинник) возвращается правообладателю, – если сделка совершена в нотариальной форме или право на основании сделки возникло до вступления в силу Закона № 122-ФЗ.

Это интересно:  Кому положен отпуск летом по закону

Раньше на регистрацию необходимо было представить (ч. 5 ст. 18 Закона № 122-ФЗ):

· два экземпляра-подлинника, один из которых после регистрации прав возвращался правообладателю, второй – помещался в дело правоустанавливающих документов, – если сделка совершалась в простой письменной форме;
· два экземпляра, один из которых (подлинник) после регистрации прав возвращался правообладателю – если право на основании сделки возникло до вступления в силу Закона № 122-ФЗ.

Нужно представлять копии (а не подлинники) актов госорганов и суда (ч. 5 ст. 21 Закона № 218-ФЗ). Заявитель представляет на регистрацию в одном экземпляре копии:

· актов органов государственной власти,
· актов органов местного самоуправления,
· судебных актов, которые устанавливают права на недвижимое имущество.

Росреестр их сканирует и после регистрации возвращает заявителю.

Документы о регистрации права на недвижимость можно будет подать из любой точки мира

Можно независимо от места нахождения недвижимости:

· отправить документы по почте или
· обратиться в Росреестр или МФЦ.

В части 2 статьи 18 Закона № 218-ФЗ прямо указано: «. документы. на бумажном носителе посредством личного обращения представляются независимо от места нахождения объекта недвижимости. ».

Это правило распространяется на заявление (и документы, которые к нему прилагаются):

· о государственном кадастровом учете и (или)
· регистрации прав.

Заявитель может:

· подать документы лично в подразделение Росреестра или в МФЦ согласно перечню, который опубликован на официальном сайте;
· отправить документы на бумажном носителе по почте.

Документы можно будет подать через выездное подразделение Росреестра

Важное нововведение – регистрация прав при выездном приеме документов сотрудниками Росреестра. В этом случае заявление и прилагаемые к нему документы заявитель представляет в форме документов на бумажном носителе, лично обратившись к уполномоченному лицу Росреестра (п. 1 ч. 1 ст. 18 Закона № 218-ФЗ).

Росреестр опубликовал на официальном сайте перечень подразделений, которые занимаются выездным приемом (абз. 3 подп. 1 п. 2 Порядка представления заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и прилагаемых к нему документов, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 26 ноября 2015 г. № 883).

Госорганы сами передадут документы в Росреестр

Упростится порядок регистрации, если право возникает на основании:

· акта государственного органа,
· акта органа местного самоуправления,
· соглашения или договора с органом государственной власти или органом местного самоуправления.

По действующему ранее порядку, если право возникало на основании:

· акта государственного органа или акта органа местного самоуправления, то заявление на регистрацию подавало лицо, в отношении которого приняты указанные акты;
· соглашения или договора с органом государственной власти или органом местного самоуправления, то заявление подавали как эти органы, так и лицо, которое заключило договор или соглашение (ч. 1 ст. 16 Закона № 122-ФЗ).

Закон № 218-ФЗ устанавливает принципиально новый порядок регистрации (ч. 2 ст. 19). Госорган (или орган местного самоуправления) обязан сам направить в Росреестр документы на регистрацию в срок не позднее пяти рабочих дней:

1. С даты, когда принят акт, по которому возникает:
· право,
· ограничение права,
· обременение объекта недвижимости.

2. С даты, когда совершена сделка в отношении недвижимости (в т. ч. сделка, которая совершена на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления).

Росреестр будет обязан уведомить о заявлении на регистрацию права

Росреестр обязан уведомить правообладателя о том, что в отношении его недвижимости поступило заявление о регистрации права. Сделать он это должен в день поступления заявления при условии, что сведения о недвижимости есть в ЕГРН.

Минэкономразвития России утвердило для этого Порядок уведомления органом регистрации прав правообладателя о поступлении заявления о государственной регистрации прав на объект недвижимости, сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (приказ от 15 марта 2016 г. № 127).

До 2017 года Росреестр обязан был уведомить в течение пяти рабочих дней правообладателя недвижимости только при государственной регистрации:

· ограничений (обременений) прав, установленных в соответствии с законодательством в публичных интересах органами государственной власти и органами местного самоуправления по инициативе указанных органов, либо

· ограничений (обременений) права собственности и иных вещных прав правами третьих лиц (абз. 2 ч. 2 ст. 13 Закона № 122-ФЗ).

Срок регистрации права на недвижимость сократится

Раньше по общему правилу регистрация прав проводилась в течение 10 рабочих дней со дня приема заявления и документов (ч. 3 ст. 13 Закона № 122-ФЗ).

Исключение – государственная регистрация:

· ипотеки земельных участков, зданий, сооружений, нежилых помещений (проводится не позднее 15 рабочих дней);
· ипотеки жилых помещений (проводится не позднее пяти рабочих дней);
· на основании нотариально удостоверенных документов (проводится не позднее трех рабочих дней);
· на основании нотариально удостоверенных документов, представленных в форме электронных документов, электронных образов документов и поданного нотариусом в электронной форме заявления о государственной регистрации прав (проводится не позднее одного рабочего дня).

С 2017 года принципиально новый подход к срокам регистрационных действий (ст. 16 Закона № 218-ФЗ).

Срок регистрации теперь зависит от того, куда обращается заявитель:

· непосредственно в Росреестр или
· в МФЦ.

Статья написана по материалам сайтов: www.litmir.me, fzakon.ru, kadastr-m.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector