+7 (495) 268-06-74  Москва

+7 (812) 309-49-21  Санкт-Петербург

8 (800) 333-88-93  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Бесплатная юридическая консультация

8 (800) 333-88-93

Проект закона о самозанятости

По статистическим данным, больше 13% населения страны осуществляют предпринимательскую деятельность для получения прибыли без образования ИП. Однако считать их нарушителями законодательства было бы неправильно, так как доход от подобной деятельности незначителен и не всегда покрывает обязательные пенсионные и страховые взносы. Именно поэтому так называемый закон о самозанятости населения уже принят в первом чтении и готовится к экспериментальному применению в нескольких регионах РФ в 2019 году.

Закон о самозанятости граждан позволит создать для данной категории предпринимателей комфортный налоговый режим. То есть, бизнесмены продолжать свою деятельность легально, при этом получая все социальные государственные гарантии, предусмотренные для добросовестных налогоплательщиков:

  1. Отсчет трудового стража.
  2. Начисление пенсионных выплат с учетом внесенных взносов, ежемесячных доходов и стажа.
  3. Разнообразные налоги и вычеты и т.д.

Ситуация в России

Понятие «самозанятость» – сегодня нечто новое в законодательстве. Ранее под эту категорию попадали все безработные или граждане, занимающиеся периодическими подработками.

С точки зрения ответственных руководителей Пенсионного фонда России к самозанятым можно отнести представителей многих профессий, занимающихся частной практикой. Например, адвокатов, нотариусов, семейных врачей и т.д. В случае постоянного оказания услуг юридическим и физическим лицам эти граждане должны самостоятельно перечислять страховые и пенсионные взносы, а также налоги. Налоговый кодекс, в свою очередь, дает следующее определение:

Самозанятые – это граждане, оказывающиеся услуги на постоянной основе без привлечения сотрудников и образования ИП. Основной целью подобной деятельности является получение прибыли для личных нужд индивидуума.

На основании всех этих данных можно определить основные отличительные особенности данной категории потенциальных налогоплательщиков:

  • отсутствие какого-либо официального оформления частной деятельности или практики;
  • отсутствие рабочих отношений по найму, где в качестве работодателя или работника выступает рассматриваемое лицо;
  • наличие постоянного дохода от оказания услуг или производства товаров.

Проект закона о самозанятости

Регион действия

Для определения целесообразности и актуальности законодательной инициативы для всей страны, а также мониторинга динамики легализации малого бизнеса и пополнения региональных бюджетов, выбраны четыре субъекта Федерации. Участие в эксперименте примет:

  • Москва;
  • Московская область;
  • Калужская область;
  • Республика Татарстан.

Налоговое бремя

В настоящее время закон предполагает взимание 4% от дохода, полученного от оказания услуг или продажи товаров физическим лицам. При сотрудничестве с организациями и предприятиями, имеющими статус юридического лица, налоговый взнос увеличивается до 6 %. При этом важно понимать, что никаких других выплат для самозанятых не предусмотрено. Кроме того, планируется предоставить гражданам максимальный комфорт и удобство, внедрив мобильное приложение «Мой налог». С помощью этой утилиты налогоплательщики в режиме онлайн смогут выполнять свои налоговые обязательства, не беспокоясь о бухгалтерском учете и отчетности. Налогоплательщики должны будут:

  • формировать чеки на оказание услуг или продажу товаров через мобильное приложение «Мой налог»;
  • ежемесячно до 25 числа оплачивать исчисленный налог.

Совет! Из сумм, уплаченного налога часть средств будет автоматически направляться в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Решение о выплате взносов на пенсионное страхование налогоплательщик вправе принимать самостоятельно.

Остались вопросы?

Проконсультируйтесь у юриста (бесплатно, круглосуточно, без выходных):

Внимание! Юристы не записывают на приём, не проверяют готовность документов, не консультируют по адресам и режимам работы МФЦ, не оказывают техническую поддержку по порталу Госуслуг!

В России принят новый закон о самозанятости

15 ноября 2018 года Госдума приняла, а 23 ноября 2018 Совет Федерации одобрил и опубликовал на официальных ресурсах законопроект о самозанятых гражданах. Указ содержит главные элементы и сведения о новом сборе, который называется налог на профессиональный доход (НПД). Согласно внесенному указу о самозанятых лицах — ФЗ № 422 от 27.11.2018 — люди, которые зарабатывают без наемных сотрудников и работают без трудового договора, в обязательном порядке должны уплачивать госпошлину в налоговый бюджет. В законе подробно расписаны ставки, правила подсчета, суммы к уплате и требования к ведению бизнеса.

Кого коснутся изменения

Новый указ работает в экспериментальном режиме. Поэтому закон о самозанятости распространяется не на всей территории России, а только в четырех регионах: Татарстан, Москва, Московская и Калужская области. Последние новости закона о самозанятых гласят, что депутаты Государственной думы объявили следующее решение: пилотный проект будет действовать на протяжении 10 лет — с 1 января 2019 по 31 декабря 2028 года. Первая публикация указа состоялась на официальном сайте Госдумы на просторах интернета, где размещен непосредственно законопроект, направленный на рассмотрение председателю Госдумы Володину. Заявка состоит из:

  • Указ — 28 страниц.
  • Пояснительная записка — 3 страницы.
  • Финансово-экономическое подтверждение — 1 страница.
  • Список нормативно-правовых актов, которые нужно утвердить — 2 страницы.

Регистрация ФЗ № 422 началась 21 сентября 2018 года, тогда же и отправлена на рассмотрение в САДД ГД и в профильный комитет Госдумы по бюджету и налогам. 25 сентября дополнен список авторов-инициаторов указа и 3 октября указ утвердили. Законопроект о самозанятости граждан РФ можно изучить на официальном ресурсе Госдумы.

Далее текст законопроекта опубликовали на нормативно-правовых ресурсах, одобренных Законодательством РФ. Перед уплатой сбора на профессиональную прибыль, закон о самозанятых гражданах РФ разъясняет это понятие в п. 7 ст. 2 ФЗ № 422: профессиональная прибыль — доход, который получен от работы без сотрудников, работающих по найму, а также без официального руководства. Поэтому граждане, уплачивающие НПД освобождены от уплаты НДС и НДФЛ, а социальные и страховые взносы вносят в добровольном порядке в различные фонды.

Согласно ст. 2 ФЗ № 422 от 27.11.2018, перейти на схему обложения сборами (СНО) НПД вправе индивидуальные предприниматели и физлица. На экспериментальное время гражданин в обязательном порядке должен указать регион, в котором трудится. Если физлицо работает вне экспериментальных регионах, то уплачивать НПД не нужно. Но согласно п. 2 ст. 4 ФЗ № 422 от 27.11.2018, некоторые типы работ не подлежат использованию НПД:

  • торговля товарами, которые попадают под акциз;
  • перепродажа продукции и прав на движимое и недвижимое имущество. Исключение: торговля собственностью;
  • добыча и торговля полезными ископаемыми;
  • работы, которые выполняют лица, наемные по контракту ГПХ;
  • работы, осуществляемые через посредника;
  • работа ИП, которые пользуются спецрежимами СНО, где действительна уплата НДФЛ.

Также закон о самозанятых гражданах гласит о том, что физлица и ИП, которые получают годовую прибыль, равную — >

Самозанятость — это неофициальная работа, которая приносит прибыль человеку за проделанный труд без заключения трудового контракта и без посредников. А люди, занимающиеся подобной деятельностью, это лица, которые работают «на себя», но не оформлены как ИП и не уплачивают госпошлину за прибыль.

Непосредственно в законопроекте подробно не расписано о том, какие сборы будет платить самозанятый. Налоговики объясняют, что налог на профессиональный доход заменит НДС и НДФЛ, об остальных молчат. Известно, что социальные и страховые взносы будут уплачиваться в добровольном порядке.

Тариф по НПД уже установлен Законодательством РФ и прописан в ст. 10 ФЗ № 422 от 27.11.2018, а порядок подсчета суммы сбора — в ст. 11.

Ставки

Согласно ст. 10 ФЗ № 422 тарифы на госпошлину по профессиональной прибыли зависит от заказчика. Работая с физлицом, фрилансер уплатит с полученных денег 4%, а при сотрудничестве с юрлицом или ИП — 6%.

Так как фрилансеры вправе работать и с первыми, и со вторыми, налоговая сумма будет подсчитываться сложением. Например, самозанятый получил от сотрудничества с физлицом 2000 рублей, а от работы для юрлица — 4000 рублей. Подсчет:

  1. 2000 * 4% = 80 рублей.
  2. 4000 * 6% = 240 рублей.
  3. 80 + 240 = 320 рублей.

320 рублей фрилансер уплатит в налоговый бюджет по этим двум сделкам. Сумма госпошлины подсчитывается нарастающим итогом.

Это интересно:  Соут сроки проведения по закону

Отчетность

Законодательство РФ не предусматривает регламентированного бланка для декларирования прибыли самозанятых. Граждане, которые трудятся «на себя» неофициально будут работать через специализированное приложение «Мой налог», которое автоматически будет подсчитывать сумму сбора и отправлять сведения налоговикам.

Отчетный промежуток для самозанятого — 1 месяц, а уплата сбора — до 25-го числа. Таким образом, согласно п. 3 ст. 11 ФЗ № 422 фрилансер должен внести средства по госпошлине до 25-го числа того месяца, который идет за отчетным промежутком. Фрилансер вправе уплачивать налоговые средства тремя способами согласно п. 3 ст. 3 ФЗ № 422:

  • Через кредитную фирму или оператора электронной площадки. Самозанятый гражданин вправе передать обязанности по уплате сбора и работе с приложением сотруднику кредитной компании или оператору электронной площадки, связанной с НПД. В этом случае уполномоченное лицо ведет отчетность и уплачивает сумму сбора вместо плательщика. ИФНС будет уведомлять именно это лицо.
  • Написать заявление налоговикам, чтобы те списывали средства с банковского счета фрилансера.
  • Самостоятельно через приложение «Мой налог».

Полномочия передаются через специализированное приложение.

Вычет

Если гражданину начислен сбор по доходу от фирмы, подсчитанный по ставке 6%. Но так как фрилансер вправе вычесть 2%, то уплатить этот налог, подсчитанный по тарифу 4%. А при сотрудничестве с физлицом — 3%. Оставшаяся сумма пойдет к вычету. Пример. Иванов сделал статуэтку для физлица и получил за нее 2000 рублей.

А для компании напечатал несколько брелоков и получил 6000 рублей. Подсчет:

Физлицо:

  1. 2000 * 4% = 80 рублей — госпошлина без вычета.
  2. 2000 * 1% = 20 рублей к вычету.
  3. 2000 * 3% = 60 рублей с вычетом к оплате.

Юрлицо:

  1. 6000 * 6% = 360 рублей без вычета.
  2. 6000 * 2% = 120 рублей к вычету.
  3. 6000 * 4% = 240 рублей с вычетом к оплате.

Суммарный размер сбора к уплате:

Суммарный размер сбора:

Таким образом, за эти операции гражданин вправе получить на банковский счет 140 рублей либо перенести на будущий отчетный промежуток.

Мобильное приложение

ИФНС создали приложение для граждан со статусом самозанятые, которое называется «Мой налог». Это программное обеспечение предназначено для смартфонов и планшетов любой марки, которые работают на платформе Android и iOS. Владельцы смартфонов могут скачать ПО из встроенной программы PlayMarket, а лица с iPhone — из приложения App Store. Программное обеспечение облегчает работу самозанятых, так как большинство функций плательщика выполняет самостоятельно:

  • Формирует чеки с QR-кодом.
  • Автоматически подсчитывает сумму сбора.
  • Самостоятельно отправляет сведения налоговикам.
  • Присылает уведомления о сроке уплаты и сумме начисленной госпошлины.
  • В программном обеспечении формируется справка о прибыли.

Для начала работы с приложением, гражданин:

  1. Скачивает и устанавливает ПО на гаджет.
  2. Регистрируется: либо через личный кабинет на официальном портале ФНС, либо в самом приложении. Для регистрации первым способом, нужно зарегистрироваться в ЛК на портале ИФНС. Регистрация в приложении:
  3. Открыть приложение.
  4. Выбрать тип регистрации Регистрация по паспорту РФ.
  5. Указать номер телефона и дождаться код проверки. Затем ввести код в соответствующее поле.
  6. Отсканировать в приложении первую и вторую страницы паспорта.

Через ПО «Мой налог» разрешено уплачивать сбор. Гражданин привязывает карту, с которой будут списываться налоговые средства. Также физлицо вправе сформировать в приложении платежную квитанцию и сохранить, а затем в срок оплатить.

В приложении можно оформить справки: о прибыли или регистрации, как самозанятого. Подобная документация пригодится для оформления кредитов или подтверждения платежеспособности человека для других целей.

Если гражданин прекратил работать «на себя» и статус самозанятого больше не нужен, то сойти с учета разрешено в ПО в любой момент. Регистрация автоматически прекратится и сборы перестанут начисляться. Главное — уплатить все сборы за предшествующий период.

Помимо удобства, ПО «Мой налог» экономит средства самозанятого, так как не нужно арендовать помещения, уплачивать сбор за аренду, а также покупать онлайн-кассу и оплачивать обслуживание последней.

Страховые взносы

Используя дополнительный режим обложения пошлиной, гражданин вправе уплачивать только один сбор — налог на профессиональный доход. Страховые взносы физлицо вправе уплачивать по желанию. Но если не вносить средства в фонды, то в старости самозанятый будет получать только социальную пенсию минимального размера. Поэтому вносить страховые средства в фонд или нет — выбор каждого гражданина РФ. Налоговики считают новый спецрежим обложения сборами удобным, так как статус самозанятого обладает рядом преимуществ:

  • отсутствует отчетность в виде декларации и прочих бланков;
  • не нужна онлайн-касса — чек оформляется в приложении;
  • уплата страховых взносов по желанию;
  • официальный труд;
  • возмещение налоговых средств;
  • нет необходимости подсчитывать сумму госпошлины;
  • низкие налоговые тарифы;
  • регистрация посредством интернета;
  • совмещение дополнительной работы с главной, где гражданин трудится по договору ГПХ.

Экспериментальный проект предусматривает прощение неуплаты налоговых средств в 2019 году, но такая преференция дана не просто так. Глава ведомства ФНС Мишустин сообщил, что на протяжении года налоговики будут отслеживать, как плательщики на это отреагируют. А по итогу доложит президенту РФ. В таком случае в Федеральный закон № 422 Госдума внесет поправки, которые могут быть не в пользу самозанятых граждан.

Законопроект о самозанятых

С 1 января 2019 в Российской Федерации начался налоговый эксперимент, касающийся самозанятости. Он затронет людей, которые сами создали для себя рабочее место, и будет проходить в столице, двух областях и одной республике, входящей в федерацию, а длиться будет 10 лет — до 1 января 2029 года (по 31 декабря 2028 года включительно).

Самозанятого определение в этом смысле — это фактически физическое лицо которое не имеет работодателя и которое не имеет наемных работников и получает доход реализуя свои услуги или товары которые сам произвел без посреднических услуг в сумме не более чем 2.4 млн. рублей в год.

Михаил Мишустин

Руководитель Федеральной налоговой службы

«Налог на профессиональный доход» — кто участвует в эксперименте

С текстом этого первого законопроекта и сопроводительными документами стоит ознакомиться на официальном сайте Государственной думы. Регионами, участвующими в эксперименте, названы:

  • Москва;
  • Московская область;
  • Калужская область;
  • Республика Татарстан.

Другим регионам РФ предоставлена возможность с 2020 года вступать в пилотный проект по их желанию, если с первопроходцами закона о самозанятых, все будет развиваться положительно.

Недостаточно просто жить в этих четырех местах, чтобы принять участие в налоговом эксперименте. Речь идет о лицах, которые нигде официально не работают, но создали для себя сферу деятельности. Чтобы получить статус самозанятого лица нужно отвечать следующим критериям:

  • быть физлицом;
  • не иметь работодателя,
  • получать доход от собственной деятельности,
  • не иметь наемных работников.

Если вы физическое лицо, живущее в вышеперечисленных регионах, не имеете начальника и подчиненных, получаете от своего труда доход, то можете зарегистрироваться, как самозанятый гражданин.

Кто в эксперименте участвовать не может

Но есть и ограничения. Специальный налоговый режим не распространяется на лиц, которые:

  1. Реализуют подакцизные или товары с обязательной маркировкой средствами идентификации.
  2. Перепродают товары или имущественные права.
  3. Добывают или реализуют полезные ископаемые.
  4. Имеют работников, с которыми заключены трудовые договора.
  5. Осуществляют предпринимательскую деятельность в интересах другого лица по договору поручения.
  6. Уже платят налог на доходы физических лиц.
  7. Имеют доходы свыше 2.4 миллиона рублей.

Ограничивается участие в эксперименте лиц, имеющих доходы:

  • полученные в трудовых отношениях;
  • от продажи личного имущества;
  • от продажи ценных бумаг;
  • от передачи собственности в доверительное управление;
  • от выполнения услуг по договору с работодателем.

Подробней с текстом законопроекта “О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» ознакомьтесь на сайте Госдумы.

Каковы налоговые ставки

Самозанятые граждане будут платить:

  • 4 % на доходы, полученные при продаже товаров, работ, услуг, имущественных прав физлицам;
  • 6% на доходы, полученные при продаже всего вышеперечисленного индивидуальным предпринимателям и юрлицам.

Налог рассчитывается автоматически за предыдущий месяц и уплачивается в следующий за истекшим месяц до 25 числа. Уведомление о необходимости уплатить некую сумму налога получаете по СМС через мобильное приложение «Мой налог», которое устанавливается только на смартфонах. Если налог составляет менее 100 рублей, он соединяется с выплатой следующего месяца.

Самозанятому не вменяется в обязанность применять онлайн-кассу, как это делают индивидуальные предприниматели. Чек формируется и выдается приложением.

Приложение «Мой налог» — важная часть эксперимента, с его помощью налоговая собирает сведения о расчетах самозанятых. Действует приложение автоматически, в режиме онлайн, в момент формирования чека. Если товары, услуги, имущественные права реализуются, согласно различных договоров — агентских, комиссии, поручения — самозанятый передает в налоговую сводные сведения и чеки по всем совершенным операциям не позднее 9 числа месяца, следующего за расчетным. Если эти данные передал за налогоплательщика посредник, то самозанятый выполнил свою обязанность передать сведения.

Когда происходит покупка, чек тут же формируется приложением, и покупатель получает его на руки , вне зависимости, наличными или электронными средствами он расплачивается. И сам чек может быть бумажным или в электронном виде. Если речь идет об электронной передаче, можно отправить его на e-mail или на абонентский номер, обязательно с QR-кодом.

Взимать взносы Пенсионный фонд с самозанятых не станет, разве что они добровольно изъявят такое желание. За обязательное медицинское страхование платить придется.

Руководители пилотного проекта еще не определились о начислении стажа самозанятым. Похоже, если не перечислять взносы в ПФ, рассчитывать можно только на социальную пенсию, на которую выйти можно позже на пять лет.

Как стать лицом самозанятым

Процесс легок. Ставите на смартфон мобильное приложение «Мой налог» и автоматически регистрируетесь в Федеральной Налоговой Службе. Для чего нужны фото и данные паспорта.

Стоит напомнить, что речь идет пока о законопроекте, который может с течением времени меняться, прежде, чем станет законом.

Выступление руководителя Федеральной налоговой службы М. Мишустина

Законопроект о самозанятых гражданах с 1 января 2019 года

2018 оказался богатым на громкие законы и к концу его появился ещё один — закон о самозанятых гражданах. На ноябрь 2018 года он ещё не принят, но, учитывая стремление государства взять под контроль эту новую сферу, сомнений в том, что он вступит в силу с 1 января 2019 года, нет. Чтобы разобраться в преимуществах и недостатках закона о самозанятых 2018, понять действие, стоит заглянуть не только в его текст, но и в предысторию, которая привела к созданию. Что и будет сделано в этой статье.

Предпосылки появления

До недавнего времени тематика самозанятости населения почти не поднималась. Однако сейчас этот вопрос для закона стал актуальным из-за того, что мир продолжает развиваться, появляется множество возможностей заработать и реализовать себя в разных видах деятельности. Главным инструментом здесь становится интернет, и чем дальше идёт прогресс, тем меньше получается игнорировать эту сферу.

Ранее самозанятые граждане не представляли интереса для государства, потому что их было не так много, однако, с каждым годом число стремительно растёт. Люди всё больше погружаются в интернет, особенно молодое поколение, расположенное к поиску себя в новых открывшихся возможностях. Это привело к тому, что по оценкам специалистов и так внушительный пласт серой экономики, к которому эти люди относятся, начал увеличиваться в разы быстрее, чем раньше. По оценкам на 2017, в России от 15 до 30 миллионов человек получали дополнительный заработок и по закону не облагали его пошлинами. Здесь стоит отметить, что посчитать точное количество таких граждан невозможно, потому что никаких данных в государственных органах о них просто не существует.

Это интересно:  Когда нужно ставить зимнюю резину по закону

Люди не вносят платежи, которые могли бы пойти в казну и закрыть некоторые, образовавшиеся из-за проблем внешней и внутренней политики, бреши. Поэтому власти решили что нужно как можно скорее придумать что-то, чтобы вывести самозанятых «из тени» и сделать их в плане налогообложения равными остальным гражданам.

Сейчас деятельность самозанятых граждан регулируется рядом нормативных актов, но с 2019 планируется ужесточить эту систему и запустить в действие закон о самозанятых. Он, с правовой точки зрения, будет регламентировать налогообложение деятельности, которой чёткого определения в экономической сфере России пока нет. Это и мешает многим людям понять, кто такие самозанятые. Более того, даже сами создатели законопроекта о самозанятых гражданах не до конца понимают, что это значит, о чем они говорят в этом документе, приложенном к основному тексту (стр.2).

По ссылке можно найти сам текст законопроекта, сопроводительные документы, финансово-экономические обоснования инициативы, а также проследить, как законопроект проходит стадии рассмотрения. На начало ноября закон ещё не принят, вторые чтения в госдуме назначены на 13 ноября, которые могут стать последними. После них он попадёт к президенту на подпись, а потом окончательный текст закона официально будет опубликован. То, что в нынешний вид законопроекта внесут какие-то изменения, вероятность небольшая.

Определение самозанятости и отличие от ИП

Самозанятость в правовой системе имеет определение пока только в налоговом кодексе, а также о ней упоминается в гражданском. Это деятельность в одном из направлений, по которым предполагается освобождение от платежей у физических лиц. К таким видам относятся:

  1. Репетиторство.
  2. Уход за людьми, которым это необходимо по медицинским показаниям.
  3. Присмотр за детьми.
  4. Уборка жилых помещений.
  5. Ведение домашнего хозяйства.

Список не фиксированный, и власти регионов могут увеличивать его так, как считают нужным. В дополнение к этому список расширится и на законодательном уровне, и в него войдут:

  • Копирайтеры.
  • Графические дизайнеры.
  • Специалисты по ремонту и пошиву одежды.
  • Техники, специалисты по строительным и отделочным работам.
  • Парикмахеры.
  • Фотографы.
  • Услуги водителя.
  • Переводчики.
  • Рыбаки и охотники и другие.

Всё, чем сейчас могут заниматься фрилансеры, входит в этот список. Также все самозанятые граждане, помимо подходящих видов деятельности, должны обладать следующими необходимыми маркерами:

  1. Быть старше 16 лет.
  2. Не быть трудоустроенными.
  3. Не иметь регистрации у ИП или ООО.
  4. Не иметь наёмных сотрудников.

При обсуждении законопроекта о самозанятых 2019 года, некоторые СМИ могут ненамеренно погрузить своих зрителей или читателей в заблуждение. Важно понимать разницу между индивидуальными предпринимателями и самозанятыми гражданами, потому что это далеко не одинаковые категории граждан.

К примеру, вот сюжет, который вышел на Первом канале. Он призван рассказать зрителям о новой инициативе, однако, отмечает, что репетитор Елена работает на патентной системе налогообложения. Она не является отдельной от ИП, а является его часть. Наряду с УСН, ЕНВД и ОСНО. То есть Елена из сюжета относится всё же ИП, пусть и находится на особых правилах налогообложения.

ИП платят налоги и страховые и пенсионные взносы, привлекают сотрудников к своей деятельности, виды которой перечислены в законодательстве.

Самозанятые граждане не делают взносы и нигде не регистрируются. Их можно отнести к мелкому бизнесу, имеющий особый характер, ведь самозанятые – это люди, которые работают именно на себя. Им никто не помогает, они самостоятельно занимаются организацией рабочего пространства, времени и поиском задач. Такие люди делают то, что хорошо умеют, поэтому нередко их работа оказывается продуктивнее обычной.

Также стоит обратить внимание, что при определении самозанятых нередко употребляется слово «дополнительный» и это абсолютно верно. Потому что большинство таких людей получают доход, а эти деньги используют как дополнение к уже имеющемуся бюджету.

Подытоживая сказанное выше — самозанятые граждане должны быть выделены в отдельную группу, а не приравнены к ИП.

Главные положения нового закона

Положения законопроекта для самозанятых на данном этапе имеют экспериментальный характер и будут применяться только в четырёх регионах:

  1. Московской области.
  2. Калужской области.
  3. Республике Татарстан.
  4. г. Москве.

Планируется, что исследование будет длиться вплоть до 31 декабря 2028. Однако, не исключено, что уже в 2020 Государственная дума отметит большую эффективность этой меры и введет её по всей стране.

О ставках в законопроекте, который можно найти по ссылке, указано (стр. 15):

  • 4% от предоставления товаров и услуг физическим лицам;
  • 6% от предоставления товаров и услуг юридическим лицам или ИП для дальнейшей реализации.

Предполагается, что закон о самозанятых:

  • Принесет дополнительные деньги в бюджет региона плательщика.
  • Будет позволять пользоваться максимально упрощенной системой. Ставку нередко называют «символической».
  • Освободит от отчетности, как у ИП.
  • Позаботится о людях, которые не делают взносы в Пенсионный Фонд и рискуют остаться без пенсии в будущем.
  • Будет засчитывать стаж работы.
  • Поможет пользоваться услугами рекламы.
  • Укрепит статус предпринимателя, что пригодиться, к примеру, в судебных разбирательствах.
  • Позволит брать кредиты, потому что у самозанятых граждан часто нет справки с работы, и это причина отказа.
  • Предполагает, что зарегистрированные граждане смогут пользоваться налоговыми каникулами и прочими подобными инициативами, которые находятся в разработке по словам Министерства Финансов.

Более того, для упрощения работы с государственными органами создаётся приложение для смартфонов, привязка карты в котором позволит просто отслеживать ежемесячные списания и контролировать их.

Подробнее о законопроекте

Вся информация далее будет кратким пересказом статей закона. Чтобы проверить её правильность, можно самостоятельно прочитать законопроект и сопутствующие документы к нему, скачав по ссылкам.

Статья 1 – говорит о сроках и месте проведения эксперимента, установленного данным законопроектом.

Статья 2 – сообщается, что закон касается самозанятых граждан, а не ИП. Однако в этом же пункте самозанятых называют ИП. Так происходит несколько раз по всему документу – ИП и самозанятые то будут различаться, то будут одним и тем же понятием.

Тут же названы общие положения закона:

  • НДС платить не нужно, только если не производится ввоз товара на территории России.
  • От налогов самозанятые граждане не освобождаются.
  • Если деятельность подпадает под пункт 2 статьи 149 НК РФ, то страховые взносы не уплачиваются.

Стоит упомянуть чуть подробнее о страховых взносах. Этой информации нет в самом тексте закона, однако, она содержится в пояснительной записке, которую можно скачать здесь. Сказано, что уже в сумму платежа включена медицинская страховка, и перечисляться в ОМС она будет автоматически (стр.2). Пенсионные взносы платятся добровольно.

Статья 3 – содержит информацию о специальном приложении «Мой налог», которым можно будет пользоваться с компьютера, смартфона, планшета. Вся документация, по данным законопроекта, содержится в программе и необходимости распечатывать и куда-то её отсылать нет. Оно появится, когда закон вступит в силу.

Статья 4 – о том, кто такие налогоплательщики в рамках данного проекта и кто не может применять установленный платеж на профессиональную деятельность. Законопроект говорит, что среди видов предпринимательства, которым не подойдёт «специальный налоговый режим»:

  • Продажи товаров, к которым существуют акцизы.
  • Перепродажа товаров и имущества, кроме используемого для личных целей.
  • Добыча и продажа полезных ископаемых.
  • Любая деятельность, где привлечен штат сотрудников.
  • Предпринимательство в качестве посредника или агента.

Также не попадают те, кто уже зарегистрирован в какой-либо системе налогообложения, то есть совместить их не получится. Придётся сняться и встать на новый учет в налоговом органе.

Ежегодный доход по информации законопроекта не должен превышать 2.4 миллиона рублей.

Статья 5 – порядок регистрации и снятия. Важной деталью этого пункта является уточнение, что не только физические лица, но и ИП могут на него перейти. Для этого нужно предоставить заявление, фотографию и копию паспорта, загрузив их при постановке на учет в мобильное приложение. Если плательщик уже зарегистрирован на сайте Федеральной налоговой службы, то кроме заявления ничего не нужно. Однако, не все ИП смогут перейти, ведь они не должны соответствовать критериям из статьи 4 законопроекта.

Статья 6 – регламентируются объекты налогообложения. То есть те доходы, с которых, согласно закону, нужно или не нужно вносить платежи. В числе последних:

  • Получаемые на обычной работе.
  • От реализации транспорта или имущества.
  • При передаче прав на транспорт и имущество.
  • Получаемые при реализации ценных бумаг.
  • От продажи имущества, что использовалось в личных целях.
  • Получаемые в натуральной форме и другие.

Статья 7 – алгоритм, по которому происходит признание доходов объектом налогообложения и сроки этого процесса.

Статья 8 – объясняется, что является налоговой базой. От предыдущего пункта законопроекта этот отличается тем, что тут объясняется, как выглядит конечный итог, а в статье 7 рассказывалось, как он будет формироваться.

Здесь единственный раз за весь документ говорится о штрафах и пенях, которые планируется взимать с пользователей этой системы. Причем о размерах не упоминается, есть только формулировка «за налоговые правонарушения». Некоторые СМИ ссылаются на сам проект, но ни в нём, ни в сопроводительных документах об этом нет никакой информации. Однако, о получении штрафов говорит автор законопроекта, депутат госдумы Андрей Макаров, в своём интервью. По его словам, в первый раз правонарушение будет караться в размере 20% от суммы неучтенного чека, а при повторении ситуации в течение 6 месяцев после первого раза изымается вся сумма неучтенного чека. Также депутат упоминает о возможной уголовной ответственности.

Статья 9 – налоговым периодом, согласно законопроекту, признаётся календарный месяц.

Статья 10 – о ставках в 4 и 6%.

Статья 11 – оплата происходит до 25 числа следующего за отчетным месяца. Приложение сообщит, когда она будет необходима. Если по итогам месяца он оказался меньше, чем 100 рублей, то складывается с суммой налога на следующий месяц.

Статья 12 – здесь поясняется правило использования вычета. Также сказано о возможности снизить сумму налога на вычет до 10 тысяч рублей, который рассчитывается нарастающим итогом.

В пункте 2 законопроекта сказано, что ставка для вычета составляет:

  • 1% от налоговой базы, если ставка 4%.
  • 2% от налоговой базы, если ставка 6%.

То есть, от каждого ежемесячного дохода высчитываются 1 или 2%, которые могут суммироваться до 10 тысяч рублей, и использоваться по усмотрению плательщика. В пункте 3 законопроекта сказано, что если физическое лицо снялось с учета, а потом снова зарегистрировалось, то остаток вычета будет восстановлен, а срок его применения не ограничен.

Здесь же, в пункте 4 законопроекта говорится, что снижать сумму налога на вычет ФНС будет самостоятельно. Есть вероятность, что здесь появятся поправки.

Статья 13 – декларация. Она не нужна в этом виде налогообложения, всё происходит через приложение.

Статья 14 – правила учета данных. Здесь говориться, что каждый плательщик должен будет формировать чеки и загружать их в программу, чтобы та считала доход и вела учет. Сейчас приложение ещё не сформировано, поэтому ознакомиться с функциями и оценить плюсы и минусы сервиса не представляется возможным. Однако, если отмечается, что что-то необходимо делать в программе, для подобных нужд функции там будут. Тем более что оно призвано регулировать всю деятельность плательщика, а значит будет максимально информативным, простым и удобным.

Это интересно:  Закон об электронном документообороте

Чеки пробиваются сразу в программе «Мой налог». Они также передаются покупателям, что, в свою очередь, можно сделать и в электронном виде:

  1. Отправкой письма по номеру телефона или электронной почтой, которые предоставляет покупатель.
  2. Через QR-код, считываемый любым удобным устройством.

Согласно законопроекту, чек должен обязательно содержать:

  • Название.
  • Дату и время проведения операции.
  • ФИО при необходимости.
  • Идентификационный код продавца.
  • Отметка об использовании особых правил налогообложения.
  • Сумма операции.
  • Идентификационный код покупателя при необходимости.
  • QR-код для покупателя.
  • Идентификационный код электронной площадки или банка, осуществляющих расчет.
  • Название этой площадки или банка из предыдущего пункта списка.
  • Номер чека. Он формируется при регистрации оплаты системе.

Если уполномоченные органы захотят дополнить этот список, то они имеют на это полное право, согласно пункту 7.

Исходя из информации в списке выше, плательщик может пользоваться для транзакции различными площадками в интернете. Таковыми признаются ИП или организации, которые предоставляют:

  1. Технические.
  2. Организационные.
  3. Информационные и другие возможности.

Можно сказать, что они являются посредниками между продавцом и покупателем-заказчиком.

Требования к таким площадкам будут установлены ФНС после принятия закона.

В онлайн-кассе необходимости нет, обычно в законопроектах этот момент уточняется перед вторыми чтениями.

Статья 15 – одна из самых больших, в которой говорится об особенностях применения других режимов во время эксперимента.

  1. Статья 217 НК РФ, пункт 17.1, абзац 4 – положения из него не работают при учете дохода от сделок с имуществом, которое использовалось для бизнеса. Это правило актуально всегда, кроме тех случаев, когда имущество до или после применения особого режима использовалось для предпринимательства.Здесь же – статья 220 НК РФ, пункт 2, подпункт 4 – правила из него не влияют на доход от сделок с имуществом или прав на него, которое использовалось для бизнеса в режиме, указанном в законе о самозанятых. Исключением из правила является тот факт, если имущество и до этого, или после, использовалось для предпринимательства.
  2. Если ИП потерял право на этот режим или сам ушёл с него, то применение условий пункта 3 статьи 430 Налогового кодекса РФ начинается со дня перехода.Любые выплаты, которые учитывались в налоговую базу, не будут облагаться страховыми взносами для ряда плательщиков. О них подробнее можно прочесть в статье 419, 1 пункте, 1 подпункте НК России.
  3. ИП могут перейти на этот режим с УСН, ЕСН, ЕНВД с любой даты просто отправив заявление, что можно сделать в приложении.
  4. Если ИП превысил 2.4 миллиона рублей дохода в год, то он должен перейти на другую систему налогообложения, будь то УСН, ЕСН или ЕНВД, не позднее 30 суток после потери права. Необходимо только отправить заявление в программе «Мой налог».
  5. Формулировки в этом пункте тяжелы для восприятия, поэтому даже перечитав понять, о чем здесь говориться, сложно. Взять хотя бы фразу «налогоплательщик налога». Есть вероятность, что этот пункт изменят. Говоря простым языком, в нём описывается, что ИП, у которых раньше был общий режим налогообложения перейдут на новый с некоторыми уточнениями.Первое – если плательщик получил плату за товары и услуги ДО перехода на новый налоговый режим, а оказал их уже ПОСЛЕ перехода, то при наличии необходимых документов он может сделать вычет из НДС, рассчитанного из суммы оплаты.Второе – суммы НДС подлежат восстановлению, если плательщик не воспользовался порядком, предусмотренным НК РФ для товаров, услуг, прав на имущество и нематериальных активов. Правда, здесь непонятно, до перехода на новый режим налогообложения или после него, потому что в законопроекте, пропущено слово. По всей видимости, «после», как и в прошлом подпункте.
  6. Организации, которые платят налог на прибыль согласно этой статье, определяя налоговую базу, не учитывают расходы на приобретение товаров плательщиков налога на самозанятых. Только если у покупателя нет чека.
  7. ООО и ИП, которые применяют ЕСН, согласно этой части НК Российской Федерации также не учитывают расходы на приобретение товаров и услуг от плательщиков налога при учете налоговой базы. Они также не должны иметь чека для этого.
  8. Описанное выше правило касается и тех, кто применяет УСН. Чек также не нужен, а обосновывает это положение другая часть НК РФ – прочесть её можно по этой ссылке.

Статья 16 – закон вступает в силу с 1 января 2019.

На начало ноября 2018 проект прошёл только первые чтения в госдуме и сейчас находится на стадии правок. Но то, что они обязательно будут внесены, не факт. Это станет понятно после публикации законопроекта со второго чтения. Но в том, что федеральный закон на самозанятых будет принят, сомнений нет.

Попытки сделать ранее

Впервые обсуждать налогообложение для самозанятых граждан начали ещё в 2013 году. Тогда всё касалось расширения понятия ИП, а для граждан вводили патентную систему. В 2015 её предлагалось усовершенствовать.

В следующий раз самая популярная новость о самозанятых касалась налоговых каникул на 2 года, предложенных президентом. Это было в сентябре 2016, а в феврале этого же года об этом говорил премьер-министр Д. А. Медведев, запустив почти полугодовое обсуждение вопроса. К тому моменту в России насчитывалось около 16 миллионов самозанятых граждан. Тогда же, в 2016 году, о законодательстве для самозанятых граждан было сказано даже в Послании Федеральному Собранию, текст которого можно прочесть здесь.

Их число за 2017 год возросло примерно до 22 миллионов, а принятая система налоговых каникул для зарегистрированных граждан не принесла своих плодов, ведь с момента вступления закона в силу и до мая систему решили принять всего 40 человек. Появилась острая необходимость новых постановлений. Тогда-то и начался разговор о том, что нужны какие-то дополнительные меры по окончании налоговых каникул, в 2019. Подробнее об этом можно почитать в материале РИА новости от 19 мая 2017.

Почти через два месяца после публикации, 14 июля 2017, множество газет и информационных агентств вышли с новостью о принятии поправок в ГК РФ, в которых определяется статус самозанятых граждан. По словам одного из авторов, Павла Крашенинникова, это необходимо для того, чтобы самозанятые граждане обрели правовой статус, и их заработок не считался незаконным. Последние поправки в ГК должны были освободить самозанятых граждан от бумажной волокиты, потому что, по мнению авторов поправки, именно это останавливает от регистрации.

После выхода этой инициативы в ГК РФ множество людей, получающие дополнительный заработок решили, что произойдёт «декриминализация» их деятельности и государство не будет заставлять облагать налогом и без того небольшие заработки.

Критика законопроекта

Несмотря на убеждения государства в том, что все эти меры принимаются только для блага населения, сами самозанятые не воспользуются возможностями, когда закон вступит в силу, и отнеслись к ним скептически. Причин несколько:

  • Неясность, запутанность законодательства, их не проработанность по мнению самозанятых граждан. Здесь необходимо было бы обратиться к самим людям, занимающимся мелким предпринимательской деятельностью и провести обсуждение, что стоит отразить в законе, а чего там быть не должно. Потому что лучше их в этой тематике никто не разбирается. Однако государственные служащие не спешат этого делать.
  • Нежелание населения сдавать данные в налоговую службу. Есть опасения, что даже после окончания отношений с ними, они продолжат наблюдать за транзакциями, а значит шанс быть «пойманным» становится выше. В каком-то смысле, государство заставляет многих людей чувствовать себя преступниками, когда они не делают ничего такого, что можно было бы назвать противозаконным.
  • Недоверие государству. Принимаемые меры для малого и среднего бизнеса, а также ряд экономических реформ и новостей из этой сферы, особенно связанных с незаконным обогащением некоторых государственных служащих, приводят многих граждан к мысли, что закон принимается исключительно для того, чтобы отобрать их деньги, а не чтобы помочь легализоваться.

Многие люди, работающие в этом спектре экономики, отмечают, что законопроекты – как нынешний, так и предыдущие – не отвечают их требованиям. Есть мнение, что самозанятых граждан стоит вовсе освободить от уплаты налогов, потому что заработок у них нестабильный и далеко не всегда такой, чтобы с него можно получить хоть какую-то внушительную сумму налога на профессиональную деятельность.

Люди становятся самозанятыми не от жадности, а от недостатка средств, поэтому небольшой заработок, который в подавляющем большинстве случаев является дополнением к зарплате, им необходим. И интерес стоит проявлять скорее именно к словам про недостаток основного дохода.

Ещё одна причина, по которой люди уходят в такой вид деятельности – желание самореализации. Государственная машина старательно пытается успеть за прогрессом, но получается далеко не всегда. Что можно заметить даже на примере этого закона. Ведь он по своей сути очень напоминает меры, которые принимались в 2013 и 2016 годах, с поправкой на время – теперь для контроля будет создано приложение. Однако уже произошло куда больше, система требует больших перемен, нового и свежего подхода, в то время как государство пытается внести мелкие изменения в уже существующие решения, которые не были актуальны даже в момент принятия. Профессий становится больше, рынок вакансий должен стремительно расширяться, но этого не происходит, а потенциала и желания зарабатывать тем, что нравится, у людей очень много.

Пока принятие этого законопроекта выглядит как попытка подать старое в новой обертке, что не сработает. Люди не выйдут из этой сферы, и не решатся уплачивать налоги. А определение ИП будут расширять до той степени, пока не станет окончательно понятно, что с неуплатой необходимо бороться иным путём. Государству, в свою очередь, придётся придумать что-то новое и понятное, и на это надеются многие граждане.

Налоги — это важная часть государственного бюджета, которая формирует его. Тем более, в нынешние времена, когда большинство государств вкладываются не в продажи ресурсов, добываемых на территории страны, а в людей, которые её населяют. Человеческий капитал должен быть всесторонне развит и счастлив, чтобы добровольно отдавать часть доходов на совершенствование своей страны и зарплату управляющих ей. Как говорила Маргарет Тэтчер: «Нет никаких «общественных денег», есть только деньги налогоплательщиков». Это правило сейчас вновь набирает актуальность. Ведь люди хотят получать за свои налоги какие-то услуги, к примеру, медицинские и образовательные, причем высокого качества. Пока государство может предложить только отсутствие бумажной волокиты и приложение для смартфона. Однако, ориентированность политики на человека — мировая тенденция и Россия может не просто подхватить её, но и стать в ней успешной.

Статья написана по материалам сайтов: nalogobzor.info, www.escto.ru, evle.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector