Требование налоговой об уплате налогов пени штрафа

Вопрос требований налогоплательщикам регулируется налоговым законодательством.

Условия направления

Согласно действующему налоговому законодательству, требование об уплате налогов и сборов – это выраженное в письменной или электронной форме извещение от налогового органа, которое направляется плательщику-должнику.

Налоговому органу дается срок, установленный в размере трех месяцев, для направления к плательщику-должнику требования. Этот вопрос регулируется статьей 70 Налогового кодекса. При этом если задолженность плательщика перед государственным бюджетом не превышает 500 рублей, то срок направления требования увеличивается до одного года.

Требование всегда направляется только при наличии недоимки у организации, поскольку именно это предусмотрено действующим налоговым законодательством, независимо от того, привлекается плательщик-должник к ответственности или нет.

В тех случаях, если у налогового органа есть все основания считать, что плательщик-должник может быть привлечен к ответственности за налоговые правонарушения, независимо от того, уголовная это или административная ответственность, в требовании этот момент указывается.

Налоговый орган уведомляет плательщика, что он может быть привлечен к ответственности за совершенные правонарушения и преступления в случае невыполнения требования.

Согласно установленным нормам срок для выполнения требования установлен в размере восьми календарных дней, однако в некоторых случаях налоговый орган может самостоятельно устанавливать срок выполнения требований.

Условно выделяется два основных условия для выдвижения требования к плательщику со стороны налогового органа:

  • неуплата или уплата не в полном объеме со стороны плательщика налога или сбора;
  • решение о привлечение плательщика к ответственности за преступления или правонарушения в налоговой сфере.

Что содержится в требовании

Требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, которое направляется налоговым органом, должно в обязательном порядке содержать следующую информацию:

  • сумма долга по налогу;
  • пени, которые были начислены за просрочку платежа по налогу;
  • основания, по которым был применен налог;
  • ссылки на нормативно-правовые акты, регулирующие вопрос налогообложения и взыскания налогов.

В некоторых случаях могут быть указаны дополнительные требования, которые носят факультативный характер:

  • индивидуальный срок выполнения требования;
  • меры, согласно которым будет произведено взыскание с должника;
  • срок уплаты налога, по которому произошла задержка.

Форма, порядок, способ передачи требования

Обязанности по направлению требования к плательщику возложены на тот налоговый орган, в котором плательщик-должник зарегистрирован.

Независимо от того, является ли должник физическим лицом, юридическим лицом, или состоит в участниках консолидированной группы. В последнем случае требование направляется уполномоченному ответственному участнику этой группы.

Существует несколько способов передачи требования плательщику:

  • лично;
  • путем отправки почтового отправления;
  • через кабинет налогоплательщика на официальном сайте;
  • через интернет в электронной форме.

При этом если должником является организация, то требование передается руководителю или тому, кто его представляет. Если должник – физическое лицо, то требование передается ему или его законному представителю. Почтовое отправление представляет собой заказное письмо, которое считается врученным по истечении шести дней с момента отправки.

Порядок отправки требования в электронном виде представляет собой первичное формирование документа в письменном виде, последующее формирование такого же документа в электронном виде, подписание его усиленной квалифицированной подписью ответственного лица (обычно это руководитель налогового органа или того, кто его заменяет).

Направляется электронное требование на адрес плательщика через интернет с фиксированием даты отправления.

Налоговый орган, отправивший уведомление в электронном виде, не позднее следующего дня обязан получить по тем же каналам, что и было отправлено требование (например, через электронную почту), следующие данные:

  • уточнение и подтверждение правильности даты отправки;
  • прием или отказ в приеме плательщиком, подтвержденные квалифицированной электронной подписью.

То есть плательщик со своей стороны обязан уведомить налоговый орган о том, получил ли он требование, принял ли его или нет. Если оснований для отказа нет, то отказ плательщика считается неправомерным, подлежит привлечению к ответственности плательщика-должника. Файл обмена должен иметь формат XML.

Налоговый орган при обнаружении недоимки со стороны плательщика направляет ему требование об уплате любым способом в течение трех месяцев или года (в отдельных случаях).

Непринятое требование

Налоговым законодательством предусматриваются случаи, когда требование считается непринятым со стороны плательщика или налогового органа. Так, требование считается неисполненным налоговом органом в случае если плательщик-должник не исполнил его в установленный срок, исполнил его частично (не в полном объеме), не принял требование для исполнения, отказавшись в письменном или электронном виде, проигнорировал требование.

За это налоговым законодательством предусмотрено использование законных и утвержденных способов обеспечения исполнения норм, содержащихся в требовании. При этом плательщик может быть дополнительно подвержен и уголовному, и административному преследованию со стороны налоговых органов за нарушение действующего налогового законодательства.

Плательщик может не принять требование в том случае, если оно составлено с нарушением норм действующего законодательства, содержит ошибки, исправления или искаженную информацию.

При этом вместе с отказом от принятия требования плательщик направляет и представляет в налоговый орган достоверную информацию.

Так, к примеру, если к плательщику выдвигается требование об уплате налога, который уже был уплачен, то плательщик вместе с отказом о принятии направляет документ или копию документа, который подтверждает уплату этого налога (например, чековый листок или выписку из банка).

Налоговый орган при допущении ошибок исправляет их, направляет к плательщику исправленное требование для исполнения. Плательщик-должник не имеет права на отказ в случаях, если требование составлено верно, а также носит достоверный характер.

Все действия плательщика, который не желает уплатить законно примененный к нему налог или сбор, считаются неправомерными и подлежат ответственности.

Способы обеспечения исполнения

Налоговым законодательством предусмотрены несколько способов обеспечения исполнения требований по выплате налогов, пени и сборов:

  • под залог имущества;
  • под ответственность поручителя;
  • пени;
  • арест на имущество;
  • замораживание операций по счету в банке.

Залоговое соглашение составляется между плательщиком-должником или его представителем и налоговым органом.

При этом залоговое имущество по сумме может превышать сумму задолженности, но быть меньше нее – нет.

Налоговый орган в случае неисполнения плательщиком требования может продать имущество должника по рыночной стоимости, удержав с вырученной суммы необходимые для погашения средства, а затем возврата разницы от продажи плательщику. Касается данная мера не только организаций – юридических лиц и ИП, но и физических лиц.

Поручитель может исполнить обязательства плательщика, к которому выдвинуто требование, в полном объеме, а не частично. При этом данная практика применяется чаще всего в отношении организаций, за которых в качестве поручителя выступает другая организация, деятельность которой тесно связана с деятельностью должника. Возврат уплаченных по требованию средств обговаривается в данном случае индивидуально между поручителем и должником.

Замораживание движение средств по счету должника в банке налоговый орган вправе только на основании вынесенного соответствующего решения.

При этом банк отказать в исполнении решения не может. Средства должника замораживаются, а затем с них перечисляются в государственный бюджет средства, необходимые для погашения задолженности.

Арест имущества, как одна из крайних мер исполнения требования, применяется на основании решения как налогового органа, так и судебного. Арестованное имущество может быть возвращено должнику в том случае, если он своевременно исполнит примененное к нему требование. В противном случае имущество будет продано по рыночной стоимости для погашения долга перед государственным бюджетом.

Пени начисляются к основной сумме задолженности и указываются в требовании, которое направляется плательщику-должнику. Обязанность уплатить пени является обязательной к исполнению, поскольку даже при погашении налога, сбора или штрафа, при непогашении пени, они будут продолжать накапливаться.

Изменение обязанности уплаты налога, равно как и его применения к плательщику, происходит только на основании действующего налогового законодательства, включающего в себя не только Налоговый кодекс, но и другие нормативно-правовые акты, которые регулируют вопросы налогообложения, применения того или иного налога, в том числе региональные и местные законы и нормативные акты.

Обязанности по уплате возникают у налогоплательщика тогда, когда к нему применяется установленный налог, подлежащей уплате.

ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОБ УПЛАТЕ НАЛОГА (НЕДОИМКИ), ПЕНЕЙ, ШТРАФА, ПРОЦЕНТОВ

Инспекция составляет требование об уплате налога, пеней, штрафа, процентов по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 03.10.2012 N ММВ-7-8/662@ (далее — Приказ N ММВ-7-8/662@).

Требование направляется налогоплательщику:

— на бумажном носителе

— в форме электронного документа по телекоммуникационным каналам связи (п. 6 ст. 69 НК РФ).

С 1 июля 2015 г. в п. 6 ст. 69 НК РФ предусматривается возможность передачи требования в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика (п. 9 ст. 1, ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 04.11.2014 N 347-ФЗ). Подробнее о передаче налоговым органом документов через личный кабинет налогоплательщика вы можете узнать в Практическом пособии по налоговым проверкам.

Отметим, что в форме требования отсутствует поле для проставления подписи руководителя налогового органа или его заместителя. Высший Арбитражный Суд РФ в Решении от 06.06.2013 N ВАС-3796/13 указал, что отсутствие данного реквизита само по себе не является основанием для признания формы требования несоответствующей законодательству. Добавим, что п. 4 ст. 69 НК РФ не указывает подпись руководителя налогового органа или его заместителя в числе реквизитов, которые должны содержаться в требовании. Поэтому признать требование, составленное по действующей форме, недействительным из-за отсутствия в нем подписи руководителя инспекции или его заместителя вряд ли возможно.

Это интересно:  Какой штраф за езду без страховки осаго

При наличии у налогоплательщика технической возможности получать документы по телекоммуникационным каналам связи инспекция может направить требование в электронной форме (п. 6 ст. 69 НК РФ). Оно также должно соответствовать форме, утвержденной Приказом N ММВ-7-8/662@. Данное требование подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью (КЭП), позволяющей идентифицировать соответствующий налоговый орган (владельца квалифицированного сертификата). Это следует из п. 1, абз. 2 п. 15 Порядка направления налогоплательщику требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, утвержденного Приказом ФНС России от 09.12.2010 N ММВ-7-8/700@ (далее — Порядок направления требования в электронной форме).

Требование в электронной форме передается налогоплательщику по телекоммуникационным каналам в виде файла, Формат которого определен Приказом ФНС России от 28.12.2010 N ММВ-7-6/773@.

СОДЕРЖАНИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОБ УПЛАТЕ НАЛОГА (НЕДОИМКИ), ПЕНЕЙ, ШТРАФА, ПРОЦЕНТОВ

В требовании об уплате налога (пеней, штрафа, процентов) указываются (п. п. 4, 8 ст. 69 НК РФ):

— сумма задолженности по налогу, размер пеней, начисленных на момент направления требования, штрафа, а также сумма задолженности по процентам, начисленным на основании гл. 9 НК РФ;

— основания для взимания налога, а также положения законодательства, которые устанавливают обязанность налогоплательщика по его уплате;

— срок, в течение которого налогоплательщик вправе исполнить требование добровольно;

— информация о мерах принудительного взыскания недоимки, пеней, штрафа, которые налоговый орган вправе применить, если налогоплательщик не исполнит требование и добровольно не погасит налоговую задолженность;

— сведения о мерах, которые налоговый орган вправе применить для обеспечения исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога.

Если требование направляется физическому лицу, в том числе индивидуальному предпринимателю, в нем также должен приводиться установленный законодательством срок уплаты налога (абз. 4 п. 2 ст. 11, п. 4 ст. 69 НК РФ).

См. образец требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов.

На практике при оформлении требования налоговая инспекция может отразить в нем перечисленные выше сведения неполно (например, не укажет срок добровольного исполнения требования налогоплательщиком). Суд, скорее всего, оставит такое требование в силе, особенно если фактически у вас есть задолженность перед бюджетом. Более того, Пленум ВАС РФ отметил, что, если сведения, указанные в п. 4 ст. 69 НК РФ, в требовании отсутствуют, но в нем есть ссылка на документ, где они содержатся, такое требование не может быть признано недействительным в связи с неотражением в нем необходимых сведений (п. 52 Постановления от 30.07.2013 N 57). Речь идет о ссылке на документ, на основании которого вынесено требование, например на решение налогового органа, налоговую декларацию (расчет авансового платежа).

Однако при нескольких формальных нарушениях со стороны налогового органа не исключено, что в совокупности они послужат основанием для признания требования недействительным.

Подробнее об этом вы можете узнать в разд. 3.8 Какие нарушения налогового органа при выставлении требования об уплате налога (недоимки), пеней, штрафа, процентов влекут его недействительность (отмену)».

Рассмотрим подробнее, какие сведения должны быть указаны в требовании об уплате налога, пеней, штрафа, процентов.

1. Сумма задолженности по налогу и размер пеней, начисленных на момент направления требования (п. 4 ст. 69 НК РФ, Приложение N 2 к Приказу N ММВ-7-8/662@).

В требовании отражается ваша текущая задолженность перед бюджетом (п. 1 ст. 69 НК РФ). Иногда в нем может быть указана сумма меньше отраженной в решении, на основании которого инспекция доначислила вам налог. Так происходит, если:

— организация (индивидуальный предприниматель) погасила часть задолженности до того, как инспекция направила ей требование;

— на момент выставления требования у налогоплательщика имелась переплата, которую инспекция самостоятельно зачла в счет погашения задолженности (п. 5 ст. 78 НК РФ).

Подробнее о правилах зачета переплаты в данном случае вы можете узнать в разд. 3.2 «Порядок и срок зачета излишне уплаченных (излишне взысканных) сумм налогов, пеней, штрафов налоговым органом самостоятельно (в одностороннем порядке)» Практического пособия по зачету и возврату налогов (пеней, штрафов).

При административном обжаловании решения инспекции вышестоящий налоговый орган может его изменить, уменьшив доначисленные суммы (абз. 5, 9 п. 2 ст. 140 НК РФ). При составлении требования инспекция должна учесть такие изменения.

Указанная в требовании задолженность по пеням может превышать сумму, зафиксированную в решении инспекции по результатам налоговой проверки. Это связано с тем, что при оформлении требования инспекция пересчитает пени на текущую дату (п. 4 ст. 69 НК РФ).

Подробнее о порядке расчета пеней вы можете узнать в разд. 2.2 «Начисление пеней за несвоевременную уплату налога. Расчет пеней по недоимке».

Возможно, что на момент оформления требования задолженность по налогу вы погасили, а пени не уплатили. Тогда в требовании будут указаны и недоимка, и пени. Сумму недоимки, на которую начислены пени, инспекция приводит для сведения. Повторно уплачивать налог в такой ситуации вам не нужно.

Также в требовании отражаются сумма штрафа, выявленная налоговым органом задолженность по процентам, которые начислены на основании гл. 9 НК РФ (п. п. 1, 8 ст. 69 НК РФ).

Если вы считаете, что указанная в требовании задолженность по налогу, пеням, штрафам, процентам превышает вашу фактическую задолженность перед бюджетом, рекомендуем обжаловать требование в этой части. Иначе инспекция взыщет с вас всю сумму задолженности, отраженную в требовании (п. п. 2, 8 ст. 45, п. п. 3, 9, 10 ст. 46, п. 10 ст. 68 НК РФ).

Подробнее о признании требования недействительным вы можете узнать в разд. 3.8 «Какие нарушения налогового органа при выставлении требования об уплате налога (недоимки), пеней, штрафа, процентов влекут его недействительность (отмену)».

2. Данные об основаниях взыскания задолженности, а также ссылка на положения законодательства, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить соответствующий налог, пени, штраф, проценты (абз. 2 п. 4, п. 8 ст. 69 НК РФ).

В качестве основания для взыскания задолженности инспекция указывает в требовании (Приложение N 2 к Приказу N ММВ-7-8/662@):

— решение налогового органа, если недоимка выявлена в ходе налоговой проверки;

— налоговую декларацию, если налогоплательщик не уплатил отраженную в ней сумму налога;

— документ о выявлении недоимки, составленный в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 70 НК РФ.

Также в требовании должны быть перечислены статьи закона, которые определяют порядок уплаты конкретных налогов, начисления пеней, применения штрафа. Если налог устанавливается не только федеральным законодательством, но и региональными законами или нормативными актами органов местного самоуправления (ст. 1, п. п. 3, 4 ст. 12 НК РФ), в требовании должна содержаться ссылка и на них.

В требовании, содержащем сумму пеней, инспекция должна привести ссылку на ст. 75 НК РФ, которая предусматривает их начисление.

Если в требовании указана сумма штрафа, в нем должна быть приведена норма Налогового кодекса РФ, которая устанавливает ответственность за соответствующее правонарушение.

Задолженность по уплате процентов, начисленных в связи с предоставлением рассрочки, отсрочки платежа по налогам, инвестиционного налогового кредита, отражается в требовании со ссылкой на соответствующее решение уполномоченных органов, указанных в ст. 63 НК РФ. По общему правилу на основании решения определяется порядок уплаты соответствующих процентов (абз. 2 п. 2 ст. 61 НК РФ).

В то же время встречаются ситуации, когда решение, послужившее основанием для взимания недоимки, признано недействительным. В таких случаях требование подлежит отмене в связи с тем, что указанная в нем сумма задолженности не соответствует фактической обязанности налогоплательщика по уплате налога.

Подробнее о признании требования недействительным вы можете узнать в разд. 3.8 «Какие нарушения налогового органа при выставлении требования об уплате налога (недоимки), пеней, штрафа, процентов влекут его недействительность (отмену)».

3. Срок добровольного исполнения требования об уплате налога, пеней, штрафа, процентов.

Инспекция обычно указывает в требовании конкретную дату, до которой вам нужно самостоятельно погасить задолженность (Приложение N 2 к Приказу N ММВ-7-8/662@).

О том, как определяется в требовании последний день срока его добровольного исполнения, вы можете узнать в разд. 3.6 «Срок и порядок исполнения требования об уплате налога (недоимки), пеней, штрафа, процентов».

Если инспекция не указала этот срок, для добровольной уплаты недоимки (пеней, штрафа, процентов) вам дается восемь рабочих дней с даты получения требования. Этот минимальный срок добровольного исполнения требования закреплен в п. 6 ст. 6.1, абз. 4 п. 4, п. 8 ст. 69 НК РФ.

Это интересно:  Какой штраф за езду без полиса осаго

Полагаем, что требование, в котором инспекция не указала срок его исполнения, суд вряд ли признает недействительным, поскольку определить его позволяет законодательство.

Отметим также, что инспекция не может уменьшить восьмидневный срок, но у нее есть право установить в требовании более продолжительный срок (абз. 4 п. 4, п. 8 ст. 69 НК РФ).

4. Меры принудительного взыскания, которые налоговый орган вправе применить, если налогоплательщик не исполнит требование и своевременно не погасит задолженность (п. 4 ст. 69 НК РФ).

По общему правилу инспекция вправе на основании ст. ст. 46, 47, п. 10 ст. 68 НК РФ взыскать с вас недоимку, пени, штраф и проценты в бесспорном (внесудебном) порядке, а также ограничить вас в совершении расходных операций по банковским счетам (ст. 76 НК РФ), арестовать ваше имущество (ст. 77 НК РФ).

Форма требования об уплате налога, пеней, штрафа, процентов содержит стандартную оговорку, предупреждающую о возможности применения налоговым органом указанных мер. Ошибок при оформлении этой части требования, как правило, не возникает.

5. Предупреждение о том, что налоговый орган направит материалы в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела (абз. 3 п. 4 ст. 69 НК РФ).

Передать материалы следственным органам инспекция обязана при одновременном выполнении следующих условий (п. 3 ст. 32 НК РФ):

— основанием для выставления требования послужило решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за налоговое правонарушение;

— налогоплательщик не погасил задолженность в полном объеме в течение двух месяцев после окончания срока исполнения требования.

Инспекция обязана направить материалы в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, даже если задолженность по требованию погашена частично (Письмо ФНС России от 29.12.2012 N АС-4-2/22690 (п. 4));

— недоимка является крупной или особо крупной. Какая сумма налоговой задолженности считается таковой, определено в примечаниях к ст. ст. 198 и 199 УК РФ.

Форма требования содержит соответствующую стандартную оговорку, поэтому ее отсутствие в требовании практически исключено.

Требование об уплате пеней: срок выставления налоговой инспекцией

Минфин России разъяснил налогоплательщикам, как определить срок для выставления налоговой инспекцией требования об уплате пеней.

Срок для требования по налогам

Сроки для направления требования об уплате налога и сбора устанавливает статья 70 Налогового кодекса РФ. Эти сроки зависят от того, на каком основании возникла налоговая задолженность, а также от ее размера:

Если налоги, пени, штраф, проценты, предусмотренные главой 9 Налогового кодекса РФ, начислены по итогам налоговой проверки – требование выставляют в течение 20 рабочих дней с даты вступления в силу решения по результатам налоговой проверки, если иное не установлено Налоговым кодексом РФ (п. п. 2, 3 ст. 70 НК РФ);

Если задолженность обнаружена вне рамок налоговой проверки, срок направления требования зависит от общей суммы, указанной в нем задолженности по налогам, сборам, пеням, штрафам, а также процентам (п. п. 1, 3 ст. 70 НК РФ):

500 рублей и более — в течение трех месяцев со дня выявления недоимки;

менее 500 рублей — в течение одного года со дня выявления недоимки.

Срок для требования по пеням

Как такового отдельного срока для направления требования об уплате пеней в ситуации, когда сумма задолженности по налогам уже уплачена, Налоговый кодекс РФ не содержит. В нем лишь сказано, что правила, установленные статьей 70, применяются также в отношении сроков направления требований об уплате и пеней (п. 3 ст. 70 НК РФ).

В связи с этим Пленум ВАС РФ в пункте 51 постановления от 30.07.2013 № 57 разъяснил: поскольку пени могут быть уплачены как одновременно с налогом, так и после уплаты налога, требование об уплате пеней на сумму недоимки, возникшей по итогам конкретного налогового (отчетного) периода, направляется в следующие сроки:

не позднее трех месяцев с момента уплаты налогоплательщиком всей суммы недоимки;

не позднее трех месяцев с момента уплаты последней части недоимки в случае погашения ее частями.

Указанные разъяснения Пленума ВАС РФ были даны без учета внесенных в пункт 1 статьи 70 Налогового кодекса РФ изменений по продолжительности установленного срока. Соответственно, указанный Пленумом ВАС РФ порядок применим только к задолженности по пеням, размер которой составляет 500 рублей и более. А в отношении задолженности по пеням менее 500 рублей у налоговых органов есть на выставление требования один год, который также начинает отсчитываться либо с момента уплаты всей суммы недоимки, либо с даты уплаты последней части недоимки в случае погашения ее частями.

Если срок нарушен

Последствия нарушения сроков направления требования об уплате налогов (пеней, штрафов, процентов) Налоговый кодекс РФ не определяет. На практике налоговые инспекции выставляют требование и после истечения установленного для этого срока. При этом они исходят из позиции, отраженной в постановлении Президиума ВАС РФ от 01.11.2011 № 8330/11, согласно которой данное нарушение само по себе не влечет недействительности требования при условии, что на момент его выставления не утрачена возможность взыскания налоговой задолженности.

Стоит также помнить, что пропуск срока выставления требования не увеличивает срок принудительного взыскания налоговых платежей. На это указывается, к примеру, в определении Конституционного Суда РФ от 22.04.2014 № 822-О, постановлении Президиума ВАС РФ от 01.11.2011 № 8330/11. Отметим, что ФНС России письмом от 17.07.2015 № СА-4-7/12690@ направила для использования в работе Обзор судебных актов, в котором содержится в том числе упомянутое определение Конституционного Суда РФ.

О несоблюдении сроков принудительного взыскания налогоплательщик может заявить при обжаловании:

требования, направленного ему в соответствии со статьей 70 Налогового кодекса РФ;

решения о взыскании за счет денежных средств, принятого в соответствии со статьей 46 Налогового кодекса РФ,

а также в качестве возражений на иск, предъявленный налоговой инспекцией по правилам статьи 46 Налогового кодекса РФ.

Такой вывод следует из пункта 31 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57.

Поделиться

Распечатать

Электронная версия журнала
«НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА»

Самое популярное издание бухгалтерских нормативных документов с комментариями к ним от экспертов и разработчиков.

Компания получила требование об уплате налога или сбора (Матулевич В.)

Дата размещения статьи: 11.09.2017

Многим знаком такой документ, как требование об уплате налога (сбора, пени, штрафа, процентов). Он направляется компаниям, которые не заплатили налог вовремя. Выясним, в каких случаях налоговая инспекция выставляет требование и что делать компании, которая получила этот документ.

Примечание. См. статью «Что смягчает ответственность налогоплательщика» на с. 42.

Сразу скажем, что с 2017 г. все правила, касающиеся требования об уплате налога, распространяются на страховые взносы (п. 8 ст. 69 НК РФ). Это связано с тем, что администрированием страховых взносов теперь занимаются налоговые органы (см. Федеральный закон от 03.07.2016 N 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование»).

Как оформляется требование

Данные, которые должны быть указаны в требовании, перечислены в п. 4 ст. 69 НК РФ. Вот они:
— сведения о сумме задолженности;
— срок, в который нужно погасить задолженность;
— меры, которые инспекция может применить, если компания не погасит задолженность;
— подробные данные об основаниях взимания налога;
— ссылка на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность уплатить налог;
— предупреждение о том, что в случае неуплаты задолженности материалы будут направлены в следственные органы (если размер недоимки позволяет сделать вывод о совершении преступления).
Форма требования утверждена Приказом ФНС России от 03.10.2012 N ММВ-7-8/662@.
Практика показывает, что компании часто получают требования, в которых указана не вся информация, перечисленная в п. 4 ст. 69 НК РФ. Бывает и так, что один или несколько реквизитов формы остаются незаполненными. Возникает вопрос: что делать в такой ситуации? Можно ли считать требование недействительным?
Все зависит от того, какая именно информация отсутствует. Рассмотрим наиболее распространенные спорные ситуации.

Ситуация 1. Отсутствует подпись руководителя инспекции

В форме требования такой реквизит, как подпись руководителя, не предусмотрен. Тем не менее некоторые налогоплательщики считают, что она должна быть. По их мнению, отсутствие подписи лишает требование признаков ненормативного правового акта. А значит, компания не может оспорить этот документ в суде. Но при этом она обязана заплатить сумму, указанную в требовании.
Суды с этим аргументом не соглашаются. Они считают, что отсутствие подписи не меняет природу требования как ненормативного правового акта. Следовательно, суд не может отказать в проверке законности требования. Таким образом, право на судебную защиту не ограничивается (решение ВАС РФ от 06.06.2013 N ВАС-3797/13). Налоговики с этим подходом согласны (п. 11 письма ФНС России от 24.12.2013 N СА-4-7/23263).

Это интересно:  Остановка запрещена знак штраф 2020

Ситуация 2. В требовании не указаны (неверно указаны) какие-либо данные

В какой срок нужно исполнить требование?

По общему правилу требование нужно исполнить в течение восьми рабочих дней с даты получения (п. 6 ст. 6.1, п. 4 ст. 69 НК РФ). Дата получения зависит от того, каким способом выставлено требование. Таких способов всего четыре:
— лично под расписку. В этом случае требование считается полученным в день вручения;
— заказным письмом по почте. Требование будет считаться полученным по истечении шести рабочих дней с даты направления письма (п. 6 ст. 6.1, п. 6 ст. 69 НК РФ);
— по телекоммуникационным каналам связи. Порядок направления требования этим способом утвержден Приказом ФНС России от 09.12.2010 N ММВ-7-8/700@. В соответствии с ним компания, получившая требование, не позднее следующего рабочего дня направляет в инспекцию квитанцию о приеме (за ненаправление квитанции предусмотрена отдельная ответственность). Дата, указанная в квитанции, как раз и будет днем получения требования;
— через личный кабинет налогоплательщика. Требование будет считаться полученным на следующий день после его размещения в личном кабинете (п. 4 ст. 31 НК РФ).
Требованием может быть предусмотрен не восьмидневный, а более продолжительный срок. Так, на исполнение требований, которые направляются через Интернет, ФНС России рекомендует отводить не менее 20 календарных дней (п. 4 письма от 09.03.2011 N ЯК-4-8/3612@). Впрочем, это не относится к тем налогоплательщикам, которые являются крупнейшими (письмо ФНС России от 12.05.2011 N ЯК-4-8/7612@).
В любом случае в требовании определяется конкретная дата, до которой его нужно исполнить. Она устанавливается в зависимости от того, каким способом выставляется требование. Например, если оно посылается заказным письмом, инспекция должна к стандартному восьмидневному сроку прибавить шесть рабочих дней на доставку.

Что будет, если не исполнить требование?

Если компания проигнорирует требование, налоговая инспекция взыщет задолженность в принудительном порядке (п. 2 ст. 45 НК РФ). Она просто направит в банк решение о принудительном взыскании, и тот, в свою очередь, спишет долг со счета компании. Аналогично могут быть принудительно взысканы электронные денежные средства организации.
Не исключено, что перед принудительным взысканием инспекция заморозит средства компании на счете и переводы электронных денег. Это делается для того, чтобы обеспечить исполнение решения о принудительном взыскании (п. 1 ст. 76 НК РФ). Разумеется, замораживается только та часть денег, которая необходима для погашения задолженности.
Решение о принудительном взыскании может быть принято только после того, как истечет срок, указанный в требовании. На принудительное взыскание у налоговиков есть два месяца. Если они не уложатся в этот срок, взыскивать задолженность им придется через суд. На то, чтобы подать соответствующее заявление, инспекции отводится еще четыре месяца (п. 3 ст. 46 НК РФ).

Нельзя забывать еще и о том, что до принудительного списания средств на сумму задолженности продолжают «капать» пени (п. 1 ст. 75 НК РФ). Таким образом, сумма долга с каждым днем становится все больше.
Еще одно крайне неприятное последствие неисполнения требования — возможность привлечения руководителя и (или) главбуха к уголовной ответственности. Если недоимка (без учета пеней и штрафов) является крупной, налоговая наверняка направит имеющиеся у нее материалы в следственные органы. Причем сделает это очень быстро: в течение десяти рабочих дней (п. 6 ст. 6.1, п. 3 ст. 32 НК РФ).

Если налоговики нарушили срок направления требования

Пример. Налоговая инспекция провела выездную проверку и вынесла решение о привлечении компании к ответственности. Срок, в течение которого налоговики могут взыскать задолженность, определим расчетным путем. К дате вступления решения в силу прибавляем:
— 20 раб. дн. — на направление требования (п. 1 ст. 70 НК РФ);
— 6 раб. дн. — на доставку требования, если оно отправлено почтой (п. 6 ст. 69 НК РФ);
— 8 раб. дн. (по общему правилу) — на добровольное исполнение требования (п. 4 ст. 69 НК РФ);
— 2 мес. — на принудительное взыскание задолженности (п. 3 ст. 46 НК РФ).
После этого налоговики могут взыскать задолженность только через суд.
Предположим, что налоговая инспекция направила требование с опозданием. Открываем его и смотрим на дату, до которой налоговая инспекция требует погасить задолженность. На следующий после нее день налоговая инспекция теоретически вправе вынести решение о принудительном взыскании задолженности. Но если срок, определенный расчетным путем, уже истек, то вынести такое решение налоговики не вправе. Им придется обращаться в суд.
Если же расчетный срок наступает раньше фактического более чем на четыре месяца (время на обращение в суд после того, как истек двухмесячный срок, отведенный для принудительного взыскания), то налоговая инспекция утрачивает возможность взыскания задолженности.

Когда инспекция может уточнить свое же требование?

Что делать, если компания не согласна с требованием?

Примечание. См. статью «Добро пожаловать: где и как отстаивать свои права налогоплательщику» на с. 28 журнала N 12, 2016.

Требование об уплате налога — это ненормативный акт. Следовательно, обжаловать его надо так же, как и другие ненормативные акты налоговиков (например, решение о проведении выездной проверки, постановление о производстве выемки, решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля, требование о представлении документов). Порядок такого обжалования установлен в ст. 138 и 139 НК РФ.
Компания должна сначала подать жалобу в вышестоящий налоговый орган. Теоретически сделать это можно в течение года (п. 2 ст. 139 НК РФ). И только если результат ее рассмотрения организацию не устроит, она сможет обратиться в суд (п. 2 ст. 138 НК РФ).
Жалоба подается через налоговый орган, выставивший требование. Он в течение трех рабочих дней обязан направить жалобу в вышестоящий орган (п. 6 ст. 6.1, п. 1 ст. 139 НК РФ). У того, в свою очередь, есть 15 рабочих дней для того, чтобы принять решение по жалобе (п. 6 ст. 140 НК РФ). При наличии особых обстоятельств этот срок может быть продлен еще на 15 рабочих дней.
По результатам рассмотрения жалобы вышестоящие налоговики могут оставить жалобу без удовлетворения или отменить требование (п. 3 ст. 140 НК РФ).

Когда требование обжаловать бессмысленно?

Если требование выставлено на основании решения, принятого по итогам проверки, то оспаривать его не нужно. В такой ситуации следует подавать жалобу на само решение, которым организации начислены налоги (штрафы, пени).
Решение по итогам проверки вступает в силу по истечении месяца со дня его вручения организации (п. 9 ст. 101 НК РФ). Пока этот срок не прошел, налогоплательщик может подать апелляционную жалобу (абз. 3 п. 1 ст. 138 НК РФ).
С одной стороны, подача такой жалобы позволит существенно отсрочить вступление в силу решения по проверке. Дело в том, что оно вступает в силу только после того, как вышестоящий орган рассмотрит апелляционную жалобу (ст. 101.2 НК РФ). Не исключено также, что вышестоящие налоговики согласятся с доводами организации и отменят решение по итогам проверки полностью или частично.
С другой стороны, в случае отрицательного решения вышестоящего органа компании придется заплатить пени за весь период просрочки, включая время рассмотрения жалобы (п. 3 ст. 75 НК РФ).
Если решение по итогам проверки уже вступило в силу, то организация не теряет права на подачу жалобы. Жалоба на вступившее в силу решение может быть подана в течение года со дня вынесения обжалуемого решения (абз. 2 п. 2 ст. 139 НК РФ).
Здесь надо сказать, что вышестоящий налоговый орган оставит жалобу без рассмотрения (полностью или в части), если установит, что ранее по тем же основаниям жалоба уже подавалась (подп. 4 п. 1 ст. 139.3 НК РФ). Таким образом, если организация уже подавала апелляционную жалобу, то подавать жалобу на вступившее в силу решение по тем же эпизодам будет бессмысленно. Налоговики просто не станут ее рассматривать.
Другое дело, если жалоба подается по не оспоренной ранее части решения. В этом случае проверяющие обязаны рассмотреть жалобу.

Статья написана по материалам сайтов: vuzirossii.ru, www.buhgalteria.ru, xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector