+7 (495) 268-06-74  Москва

+7 (812) 309-49-21  Санкт-Петербург

8 (800) 333-88-93  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Бесплатная юридическая консультация

8 (800) 333-88-93

Прямые налоги представляют собой

Налоги с незапамятных времен являются основным источником получения государственных доходов. Российская Федерация имеет достаточно развитую систему налоговых отношений, что привело к многообразию взысканий.

Все налоги можно разделись на прямые и косвенные, первые из которых представлены более широким перечнем.

Что это такое?

Прямые налоги – это взыскание в пользу государства определенной части денежных средств с:

  • доходов: прибыли, заработной платы, процентов;
  • имущества налогоплательщика: земельных участков, недвижимости, ценных бумаг.

Такой вид сбора является перелагаемым. Их плательщик уплачивает сам, исходя из исчисленной налоговой суммы. Причем зачастую объем уплачиваемых сумм зависит от денежных результатов лица (например, чем выше заработная плата работника, тем выше в отчетном периоде будет исчисление подоходного налога).

Подробная классификация различных сборов в России представлена на следующем видео:

Что к ним относится?

Все прямые налоги можно классифицировать по ряду признаков:

  • По виду плательщика:
    • с населения (налог на транспорт, имущественный, подоходный и с земельных угодий и другие);
    • с юридических лиц (налог на получаемую организацией прибыль, водный, на осуществление игорного бизнеса, на принадлежащее имущество и иные).
  • В зависимости от уровня установления:
    • федеральные (водный, налог на прибыль, с доходов работающих граждан, с добычи полезных ископаемых);
    • региональные (имущественный, на осуществление игорной деятельности, на средства передвижения);
    • местные (налог с земельных участков и на имущество населения).

Рассмотрим виды прямого налогообложения более подробно.

Представляет собой один из основных видов прямых налогов и исчисляется исходя из объема полученных доходов за минусом расходов.

Плетельщиками признаются физические лица, которые в зависимости от резидентства делятся на 2 группы:

  • резиденты страны: платят НДФЛ со всех полученных доходов, полученных как на территории страны, так и вне ее;
  • граждане других стран: осуществляют платеж только из доходов, полученных в пределах России.

К объектам обложения относятся следующие виды доходов:

  • полученные проценты и дивиденды;
  • доходы от реализации имущества, ценных бумаг;
  • доходы от авторских и смежных прав;
  • доходы из-за границы;
  • иные выплаты физическим лицам.

Освобождаются от обложения:

  • государственные пособия, пенсии;
  • компенсационные возмещения;
  • полученные алименты;
  • вознаграждения за донорство и иную помощь;
  • стипендии;
  • иные денежные поступления.
  • 9% — устанавливается на процентные доходы по облигациям, выпущенным до начала 2007 года;
  • 13% — основная ставка;
  • 30% — уплачивают физические лица — нерезиденты страны за доходы, полученные на территории России;
  • 35% — максимальная ставка, которая устанавливается в отношении полученных выигрышей, призов, процентов по банковским вкладам и иным доходам, указанным в законодательных актах страны.

Налоговая сумма определяется по каждому виду дохода путем произведения налоговой базы на налоговую ставку. Налоговый и отчетный период равен году.

Налог на прибыль

Исчисляется на прибыль организации, размер напрямую зависит от финансового результата предприятия. В общем виде налоговая база определяется путем суммирования доходов от реализации и внереализационных доходов за минусом внереализационных расходов.

К ним относятся компании, занимающиеся медицинской и образовательной деятельностью, организации-участники свободных экономических зон, Банк России и другие.

Налоговый период соответствует календарному году.

Налог на имущество

Физические лица и организации, имеющие налогооблагаемую недвижимость, уплачивают данный взнос. Налоговая база представлена в виде суммы среднегодовой стоимости имущества.

Ставка для организаций колеблется, однако недопустимо ее значение более 2,2%. От типа имущества и (или) плательщика ставка может изменяться. Так, в 2016 году по отношению к путям железных дорог общего пользования, линиям энергопередачи, а также сооружениям, которые представляют собой неотъемлемую технологическую часть, ставка не может быть выше 1,3%.

Для физических лиц ставка равна:

  • 0,1% — для жилых помещений и домов, гаражей, объектов, строение которых незавершено;
  • 2% — устанавливается для недвижимых объектов, стоимость которых свыше 300 миллионов рублей;
  • 0,5% — для иных объектов, установленных законодательно.

Сумма средств, которую нужно выплатить в связи с данным налогообложением, исчисляется путем произведения налоговой базы и ставки.

Земельный налог

Этот налог является местным. Он уплачивается плательщиками в бюджет в пределах местонахождения принадлежащих земельных участков.

Плательщиками также являются организации, в собственности которых имеется земельный участок – объект налогообложения. Если территория входит в имущество паевого инвестиционного фонда, то налогоплательщиками являются управляющие компании. В этом случае оплата осуществляется за счет имущества, входящего в этот фонд.

Под действие налога попадают участки, вписывающиеся в муниципальное образование.

Земельные территории не облагаются сбором, если они:

  • представляют собой леса, реки или заповедники;
  • изъяты из оборота;
  • являются частью многоквартирного жилого дома;
  • являются частью государственной собственности;

Основой для расчета налога является кадастровая оценка объекта.

Процент, причитающийся к взысканию, варьируется в зависимости:

  • от кадастровой оценки земли;
  • от местонахождения земельного участка;
  • от местоположения земельного участка (паховые, болотные местоположения и т. д.).

Ставки по налогу:

  • 0,3% — на территории:
    • представляющие собой земли для использования в сфере сельского хозяйства (по назначению, производству и т. д.);
    • используемые в личных целях (ведение хозяйства, выращивание цветов, плодовых и овощных растений, разведение животных и т. д.);
    • территории, оборот которых ограничен, предназначенные для соблюдения безопасности, таможни и охраны.
  • 1,5% — на иные участки земли.

Транспортный налог

Им облагаются лица, в наличии у которых имеются транспортные средства. Организации, облагаемые данным сбором, исчисляют его самостоятельно. Физические лица уплачивают сумму, рассчитанную налоговой инспекцией, исходя из информации по ТС плательщика.

Объектами обложения являются транспортные средства (автомобили, автобусы, мотоциклы и мотороллеры, скутера, вертолеты, самолеты, яхты, теплоходы и иные средства передвижения).

Налогом не облагаются:

  • лодки мощностью не более 5 лошадиных сил;
  • легковые машины специального предназначения, оснащенные специальным оборудованием, предназначенные для использования инвалидами;
  • промысловые речные и морские судна;
  • транспортные средства, относящиеся к сельскохозяйственной промышленности (тракторы, комбайны и иные машины), принадлежащие организациям.
  • транспорт, местонахождение которого не определено в связи с подтвержденным фактом кражи;
  • иное средство передвижение, на которое законодательные акты не распространяют обложение налогом.

Сумма, подлежащая к уплате, определяется на основе данных о налоговой ставке, мощности автомобиля, периода владения транспортом, а также повышающих коэффициентах для отдельных категорий ТС.

Ставки колеблются от значения показателей:

  • валовой вместимости автомобиля;
  • мощности (количества лошадиных сил);
  • срока эксплуатации транспорта, года выпуска;
  • категории средства передвижения.

Период взыскания — календарный год. Прекращение взыскания сбора осуществляется только после снятия транспорта с учета в соответствующих органах.

Водный налог

Плательщиками выступают лица, которые используют водные объекты на основании лицензии.

Облагаются платежом следующие действия:

  • заборы воды;
  • использование водных ресурсов для целей гидроэнергетики;
  • использование вод с целью перемещения древесины с помощью плотов и кошелей;
  • иные действия с водными ресурсами.

Не облагается забор воды для:

  • поддержания пожарной безопасности;
  • устранения последствий аварий, неблагоприятных природных условий;
  • ловли рыбы и воспроизводства водных обитателей;
  • иного использования водных объектов.

Ставки устанавливаются в рублях и могут колебаться из-за различия экономического расположения водных ресурсов, а также от видов вод (подземные или поверхностные).

Сумму сбора плательщик рассчитывает сам и ежеквартально производит ее уплату.

Налог на игровой бизнес

Представляет собой региональный платеж. Им облагаются доходы, полученные за счет организации азартных игр, а также их проведения.

Ставки устанавливаются в зависимости от типа объекта налогообложения и колеблются в пределах от 7 тысяч рублей (за прием ставок тотализатора) до 125 тысяч рублей (за игровой стол).

Объектами налогообложения могут выступать:

  • игровой стол;
  • автомат;
  • центр тотализатора;
  • пункт для приема ставок и др.

Налоговая база устанавливается по каждому объекту в отдельности и исчисляется как сумма объектов налогообложения на ставку налога. Период расчета соответствует календарному месяцу. Оплата осуществляется до 20 числа месяца.

Налог на добычу полезных ископаемых

Его уплачивают юридические лица, добывающие полезных ископаемых на лицензионной основе.

Облагается платежом добыча:

  • природных богатств как на территории страны, так и вне ее;
  • добыча полезных ископаемых из отходов добывающих производств, подлежащая лицензированию.

Базой налогообложения для добытой нефти, угля и природного газа является их фактически добытый объем. Для всех остальных природных богатств, а также для нефти, газового конденсата и природного газа, добытых на новых морских недрах углеводородных ресурсов, используется база в виде стоимости полезных природных ресурсов.

Сумма налоговых отчислений рассчитывается путем применения:

  • процентных ставок – если база определяется в виде стоимости добытых естественных богатств;
  • твердых ставок (в рублях) – если база определена в виде фактического объема добытых ресурсов.

Исчислить и уплатить обязательный платеж плательщик должен в течение месяца.

Это интересно:  Консультация по налоговому вычету

Налог

Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налоги следует отличать от сборов (пошлин), взимание которых носит не безвозмездный характер, а является условием совершения в отношении их плательщиков определённых действий.

Взимание налогов регулируется налоговым законодательством.

Совокупность установленных налогов, а также принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, взимания и контроля образуют налоговую систему государства.

В РФ различаются налоги трех видов: федеральные, региональные и местные.

Перечень налогов каждого из видов установлен Налоговым кодексом РФ.

Органы государственной власти не вправе вводить дополнительные налоги обязательные отчисления, не предусмотренные законодательством РФ, равно как и повышать ставки установленных налогов и налоговых платежей.

Элементы налога

Прежде чем взимать тот или иной налог, государство в лице законодательных или представительных органов власти в законодательных актах должно определить элементы налога.

Элементы налога – это принципы построения и организации налогов.

К элементам налога относятся:

срок уплаты налога.

Виды налогов

Все налоги подразделяются на несколько видов:

Прямые и косвенные налоги

Налоги делятся на прямые, то есть те налоги, которые взимаются с экономических агентов за доходы от факторов производства и косвенные, то есть налоги на товары и услуги, состоящие в самой цене на предметы потребления.

Прямыми налогами можно назвать такие, как налог на доходы физических лиц, налог на прибыль и подобные налоги.

К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость, акцизы и другие налоги.

Аккордные и подоходные налоги

Также принято различать аккордные и подоходные налоги.

Аккордные налоги государство устанавливает вне зависимости от уровня дохода экономического агента.

Под подоходными налогами же подразумевают налоги, составляющие какой-то определённый процент от дохода.

Данную зависимость показывает либо предельная ставка налога, которая объясняет, насколько увеличивается налог при увеличении дохода на одну денежную единицу, либо средняя ставка налога: просто отношение суммы взимаемого налога к величине дохода.

Прогрессивные, регрессивные или пропорциональные налоги

Подоходные налоги сами делятся на три типа:

Прогрессивные налоги — налоги, у которых средняя налоговая ставка повышается с увеличением уровня дохода. Таким образом, если доход агента увеличивается, то растёт и налоговая ставка. Если же, наоборот, падает величина дохода, то ставка так же падает;

Регрессивные налоги — налоги, чья средняя ставка налога снижается при увеличении уровня дохода. Это означает, что при увеличении доходов экономического агента, ставка падает, и, наоборот, растёт, если доход уменьшается;

Пропорциональные налоги — налоги, ставка которых не зависит от величины облагаемого дохода.

Основные функции налогов

Налоги выполняют одновременно четыре основные функции: фискальную, распределительную, регулирующую и контролирующую.

Фискальная функция налогообложения — основная функция налогообложения. Исторически наиболее древняя и одновременно основная: налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Реализация функции осуществляется за счёт налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов. Проще говоря, это сбор налогов в пользу государства. Благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства. Все остальные функции налогообложения — производные от фискальной функции.

Распределительная (социальная) функция налогообложения — состоит в перераспределении общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищённых категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения).

Регулирующая функция налогообложения — направлена на решение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства. В рамках регулирующей функции налогообложения выделяют три подфункции: стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную.

Стимулирующая подфункция налогообложения — направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений. Нынешняя система налогообложения предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т. д.

Дестимулирующая подфункция налогообложения — направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов.

Воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и т. д.

Контрольная функция налогообложения — позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов.

Налоговая нагрузка

Уровень налогов страны часто измеряется как общая доля налогов в валовом внутреннем продукте (ВВП).

Под фактической налоговой нагрузкой на экономику понимают долю реально выплаченных обязательных платежей в пользу государства в ВВП страны.

Разница между номинальной и фактической нагрузкой характеризует степень уклонения от налогов. Чем выше номинальная нагрузка — тем выше уклонение.

Под налоговой нагрузкой на предприятие следует понимать отношение суммы налогов и отчислений, реальным плательщиком которых является предприятие, к сумме прибыли предприятия.

Реальным плательщиком налога является тот субъект, который является:

владельцем объекта налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает при самом факте существования или возникновения объекта налогообложения;

пользователем объекта налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает только при нахождении объекта в определённых условиях пользования.

Показатель «налоговая нагрузка» в России используется для анализа уровня налогов, уплачиваемых хозяйственным субъектом с целью контроля уровня выплат и выявления субъектов, потенциально уклоняющихся от налогообложения.

«Налоговая нагрузка» рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчётности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата).

Предельное значение показателя устанавливается ежегодно по отраслям народного хозяйства.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Прямые налоги представляют собой

Сегодня мы с вами поговорим про прямые и косвенные налоги. Я расскажу о том, что такое прямые налоги, что такое косвенные налоги, чем они отличаются друг от друга, каких видов бывают те и другие, а так же рассмотрю наиболее популярные виды налогов, относящихся к этим обеим группам. Думаю, что это необходимо знать не только тем, кто ведет или планирует открыть свой бизнес,

Итак, все существующие налоги делятся на две большие группы: прямые и косвенные налоги. Главным критерием такого деления является момент, в который начисляется и уплачивается налог, а также связь между субъектом и объектом налогообложения. Рассмотрим отдельно каждую из этих групп.

Прямые налоги.

Прямые налоги – это налоги, для которых налогоплательщиком выступает тот же субъект, которому принадлежит объект налогообложения. Например, предприятие (субъект налогообложения) получило прибыль (объект налогообложения) и заплатило с нее налог. Или человек (субъект налогообложения) владеет недвижимостью (объект налогообложения) и платит с нее налог.

Прямые налоги взимаются:

  1. С доходов налогоплательщика , в момент получения им этих доходов;
  2. С имущества налогоплательщика , в момент его приобретения или каждый определенный период.

Объектом налогообложения для взимания прямого налога являются:

  • Размер общего или налогооблагаемого дохода налогоплательщика;
  • Общая или налогооблагаемая стоимость имущества.

Прямые налоги, в свою очередь, тоже можно разделить на 2 большие группы:

Группа 1 . Налоги с фактически полученного дохода. В данном случае объектом налогообложения выступает фактический доход, который получил налогоплательщик. Сюда относятся такие налоги как:

  • Налог на доходы физических лиц (подоходный налог);
  • Налог на прибыль предприятий;
  • Налог на инвестиционные доходы и т.д.

Группа 2 . Налоги с предполагаемого (возможного дохода). В этой группе объектом налогообложения выступает доход, которые налогоплательщик потенциально может получить от использования тех или иных активов, то есть, сюда относятся налоги на различное имущество. Причем, факт взимания налога с предполагаемого дохода не говорит о том, что субъект обязательно получит этот доход, поэтому взимание этой группы налогов часто вызывает негодование. Сюда относятся следующие виды налогов:

  • Налог на добычу полезных ископаемых;
  • Налог на недвижимость;
  • Налог на транспорт;
  • Земельный налог и т.д.

Особенность прямых налогов заключается в том, что налогоплательщик здесь всегда напрямую ощущает некое налоговое давление разной степени тяжести. По этой причине от уплаты прямых налогов чаще всего пытаются уклониться и находят для этого много “лазеек”: искусственное занижение прибыли, недекларирование доходов, сокрытие имущества в собственности, занижение его стоимости и т.д. Поэтому доля доходов бюджета, приходящаяся на прямые налоги, как правило, меньше, чем доля, приходящаяся на косвенные.

Косвенные налоги.

Косвенные налоги – это налоги, которые уплачиваются налогоплательщиком, но вместе с тем перекладываются на другое лицо, которое, в свою очередь, уплачивает их налогоплательщику. Например, предприятие (субъект налогообложения) реализует товар (объект налогообложения) и уплачивает с него НДС. Но при этом этот же НДС включается в цену товара, которую платит предприятию покупатель. То есть, несмотря на то, что налог заплатило предприятие, косвенно он перекладывается на его клиентов.

Это интересно:  Когда приходят налоги на машину 2020

Фактически косвенные налоги представляют собой некую надбавку к стоимости товара или услуги, которая ложится на плечи потребителя.

Косвенные налоги можно разделить на 4 группы:

Группа 1 . Универсальные налоги. Сюда относятся надбавки, которые включаются в стоимость всех товаров и услуг (возможно, за некоторыми исключениями). Самым типичным (и во многих странах единственным) примером универсального косвенного налога является налог на добавленную стоимость (НДС). Этот же налог традиционно является самым проблемным и спорным: вокруг него постоянно возникают различные дискуссии и прения.

Группа 2 . Индивидуальные налоги. К этой группе относятся косвенные налоги, которыми облагаются только отдельные виды товаров или услуг. Примерами таких налогов могут служить:

  • Акцизный сбор;
  • Налог на покупку ювелирных изделий;
  • Налог на продажу или покупку недвижимости и т.д.

Группа 3 . Фискальные монополии. К этой группе косвенных налогов относятся различные платежи, уплачиваемые налогоплательщиками за получение всевозможных разрешительных документов, выдача которых монополизирована государством. Примеры таких налогов:

  • Плата за выдачу лицензии;
  • Плата за выдачу разрешений;
  • Сборы за оформление документов и т.д.

Группа 4 . Таможенные пошлины. И отдельную группу косвенных налогов составляют ввозные и вывозные таможенные пошлины, которые уплачивают экспортеры или импортеры товаров, и которые так же фактически включаются в стоимость продукции.

Косвенные налоги в большинстве случаев являются основной доходообразующей частью бюджета государства, лидируют среди них, как правило, НДС и акцизы. От уплаты косвенных налогов сложнее уклониться, поэтому они поступают в бюджет в более полном объеме, нежели прямые налоги.

Однако по факту часто бывает так, что благодаря косвенным налогам налогоплательщик теряет часть своей прибыли, несмотря на то, что сумму уплаченного налога ему компенсирует потребитель. Например, при повышении акцизного сбора на определенную продукцию возрастает ее цена, благодаря чему по закону спроса и предложения снижается спрос. Поэтому производитель или продавец вынуждены снижать свою торговую наценку, тем самым, уменьшая прибыль. Таким образом, можно сказать, что объективно в ряде случаев косвенные налоги превращаются в прямые потери для налогоплательщика.

Теперь вы знаете, что такое прямые и косвенные налоги. Надеюсь, эта информация была вам полезна.

Оставайтесь с нами и повышайте свою финансовую грамотность: на сайте Финансовый гений вы найдете множество другой интересной и полезной информации из области финансов и экономики, научитесь грамотно зарабатывать и тратить деньги. До новых встреч!

Прямые налоги и их характеристика

Современная налоговая система развитых государств включает прямые (на доход и имущество) и косвенные (на товары и услуги) налоги. Прямые налоги преобладают в Канаде, США, Японии, Дании, а косвенные — во Франции, Италии, Норвегии. В целом в странах произошел сдвиг в сторону прямого налогообложения.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

В мировой практике по признаку переложимости налоги распределены как прямые и косвенные.

(1) Прямые налоги — налоги, которые взимаются в виде определенного процента от дохода или других объектов налогообложения. В свою очередь, прямые налоги делятся на реальные и личные. Прямые налоги имеют в качестве объекта налогообложения доход (прибыль) юридических или физических лиц, имущество, природные ресурсы или другие факторы, способствующие получению дохода.

Реальные налоги построены без учета личности плательщика и уровня доходности объекта обложения. Сам факт наличия имущества является основанием для обложения. Первыми видами реальных налогов были земельный и подомовой. К реальным налогам относятся промысловый налог и налог на ценные бумаги.

Личные налоги в практике налогообложения представлены следующими видами: подоходный налог с населения, поимущественный налог, подушный налог, налог с наследства и дарения, налог на прибыль с корпораций, налог на сверхприбыль, налог на прирост капитала.

К числу прямых налогов относятся: подоходный налог, налог на прибыль предприятий (корпораций, организаций и т. п.); налог с наследства и дарения, имущественный налог, налог на добычу полезных ископаемых и т. п. Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход и имущество. Между субъектом и государством существует прямая связь: налогоплательщик сразу чувствует налоговый гнет. Отличительная особенность данного налога — относительно сложный расчет его суммы. Объектом прямого налога являются доход (заработная плата, прибыль, процент, рента и т.п.) и стоимость имущества (земля, дом, ценные бумаги и т.п.) налогоплательщика, который одновременно выступает и сборщиком, и конечным плательщиком налога.

Прямые налоги построены на основе постоянного характера, заранее определима сумма налоговых поступлений, взимаются в определенные сроки. Взимаются с доходов или имущества ЮЛ и ФЛ. Налог на прибыль предприятий и организаций является основным прямым налогом. Плательщики налога: предприятия и организации являющиеся ЮЛ. В доходах федерального бюджета РФ более 60% составляют косвенные налоги. В развитых странах преобладают прямые налоги.

В Российской Федерации действует следующая система основных прямых налогов:

1. Прямые налоги, удерживаемые с юридических лиц, — налог на прибыль предприятия (корпорационный налог), налог на имущество предприятия; земельный налог с предприятия.

2. Прямые налоги, взимаемые с физических лиц (населения), — подоходный налог с населения; поимущественный налог с населения; налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения; налог на владельцев транспортных средств.

НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО — налог, устанавливаемый на имущество организаций или частных лиц. Налог на имущество был известен уже в Римской империи. В Европе он до позднего средневековья был одной из главных форм налогообложения. Ему подвергалась собственность на земельных участках и денежная собственность.

— Налог на имущество организаций относится к региональным налогам. Это значит, что налоговая ставка устанавливается законами субъектов РФ, но не может превышать 2,2 % (границы, установленной Налоговым Кодексом). Объектом налогообложения является имущество организации, которое числится на балансе предприятия как объекты основных средств, то есть на 01 счёте бухгалтерского учёта. Раньше перечень объектов, облагавшихся данным налогом, был больше, сюда относились и нематериальные активы, материалы, иные средства. Затем перечень их сократился, а ставка была увеличена. Поступления от данного налога идут в бюджеты субъектов РФ. Налоговая база для организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами признается первый квартал, полугодие и 9 месяцев.

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ — прямой налог, взимаемый с прибыли организации (предприятия, банка, страховой компании и т. д.). Прибыль для целей данного налога, как правило, определяется как доход от деятельности компании за минусом суммы установленных вычетов и скидок.

К вычетам относятся: производственные, коммерческие, транспортные издержки; проценты по задолженности; расходы на рекламу и представительство; расходы на научно-исследовательские работы.

Взимается на основе налоговой декларации по пропорциональным (реже прогрессивным) ставкам. В России налог действует с 1992 года. Первоначально назывался «налог на прибыль предприятий», с 1 января 2002 года регулируется главой 25 Налогового кодекса РФ и официально называется «налог на прибыль организаций». Базовая ставка составляет 20 % (до 1 января 2009 года составлял 24 %): 2 % — зачисляется в федеральный бюджет, 18 % — зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации. Прибыль для российского налогообложения определяется согласно Налоговому кодексу РФ. Бухгалтерская прибыль и прибыль для целей налогообложения часто не совпадают из-за разницы в методах определения прибыли.

Прибыль: для российских организаций — полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов. Для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, — полученные через эти постоянные представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов. Для иных иностранных организаций — доходы, полученные от источников в Российской Федерации. Процедура определения доходов и расходов, определяется Налоговым Кодексом и часто отличается от процедуры определения доходов и расходов, принятой в российском бухгалтерском учете. В связи с этим на российских предприятиях приходится вести два учета — налоговый и бухгалтерский (иногда к ним прибавляется еще и третий — управленческий).

Существует два метода определения налогооблагаемой прибыли — метод начисления и кассовый метод, каждый из которых имеет свои преимущества и недостатки. При методе начисления организация учитывает доходы и расходы в том периоде, в котором они имеют место, независимо от фактического движения денежных средств на счете или в кассе. При кассовом методе доходы и расходы учитываются на дату поступления или выбытия денежных средств. Кассовый метод могут применять только те организации, у которых за предыдущие четыре квартала выручка от реализации в среднем не превысила одного миллиона рублей за каждый квартал.

Это интересно:  Взимается ли транспортный налог с пенсионеров

Согласно ст. 246 Кодекса налогоплательщиками налога на прибыль организаций признаются все российские организации. В соответствии с п.1 ст. 289 Кодекса налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации в порядке, определенном настоящей статьей. Налогоплательщики по итогам отчетного периода представляют налоговые декларации упрощенной формы. Некоммерческие организации, у которых не возникает обязательств по уплате налога, представляют налоговую декларацию по упрощенной форме по истечении налогового периода (п. 2 ст. 289 Кодекса).

НАЛОГ НА ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ (НДПИ) — прямой, федеральный налог, взимаемый с недропользователей. С 1 января 2002 года НДПИ определяет глава 26 НКРФ. Плательщиками НДПИ признаются пользователи недр — организации (российские и иностранные) и индивидуальные предприниматели. В РФ практически все полезные ископаемые (за исключением общераспространённых: мел, песок, отдельные виды глины) являются гос. собственностью, и для добычи этих полезных ископаемых необходимо получить специальное разрешение и встать на учёт в качестве плательщика НДПИ. Налогоплательщики уплачивают НДПИ по месту нахождения участков недр, предоставленных им в пользование. Если добыча полезных ископаемых проводится в зоне континентального шельфа РФ или за пределами РФ (если территория находится под юрисдикцией России или арендуется ею) то пользователь становится на учет по месту нахождения организации или по месту жительства физ. лица. Налоговой базой является стоимость добытых полезных ископаемых (для всех полезных ископаемых, кроме нефти и природного газа). Для нефти и природного газа налоговой базой является количество добытого полезного ископаемого.

ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ — налог, взимаемый с владельцев зарегистрированных транспортных средств. Транспортный налог относится к региональным налогам. Величина налога, порядок и сроки его уплаты, формы отчётности, а также налоговые льготы устанавливают органы исполнительной власти субъектов РФ. Федеральное законодательство определяет объект налогообложения, порядок определения налоговой базы, налоговый период, порядок исчисления налога и пределы налоговых ставок. Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолёты, вертолёты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяга реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств. Ставки могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов РФ, но не более чем в 10 раз. Кроме того, законами субъектов РФ могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учётом срока полезного использования транспортных средств.

ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ — уплачивают организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Земельный налог относится к местным налогам. Налогоплательщиками признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Однако согласно второй главе Конституции РФ у гражданина России есть права и свободы. По 35 статье каждый вправе иметь имущество в собственности и право частной собственности охраняется законом. Поэтому есть противоречие с 2 главой и нарушение прав человека и частной собственности. Налогом облагаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог. Не признаются объектом налогообложения: земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством РФ; земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов РФ, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия; земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд; земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, в пределах лесного фонда; земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда, за исключением земельных участков, занятых обособленными водными объектами. Налоговая база в отношении каждого земельного участка определяется как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать: 0,3 процента от кадастровой стоимости в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства; предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства; 1,5 процента от кадастровой стоимости в отношении прочих земельных участков.

ВОДНЫЙ НАЛОГ — налог, уплачиваемый организациями и физическими лицами, осуществляющими специальное и (или) особое водопользование. Водный налог относится к федеральным налогам. Объектами налогообложения признаются следующие виды пользования водными объектами: забор воды из водных объектов; использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях; использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики; использование водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях. Не признаются объектами налогообложения: забор из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы, а также термальных вод; забор воды из водных объектов для обеспечения пожарной безопасности, а также для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий; забор воды из водных объектов для санитарных, экологических и судоходных попусков; забор морскими судами, судами внутреннего и смешанного (река — море) плавания воды из водных объектов для обеспечения работы технологического оборудования; забор воды из водных объектов и использование акватории водных объектов для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов; использование акватории водных объектов для плавания на судах, в том числе на маломерных плавательных средствах, а также для разовых посадок (взлетов) воздушных судов; использование акватории водных объектов для размещения и стоянки плавательных средств, размещения коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования для осуществления деятельности, связанной с охраной вод и водных биологических ресурсов, защитой окружающей среды от вредного воздействия вод, а также осуществление такой деятельности на водных объектах; использование акватории водных объектов для проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, а также геодезических, топографических, гидрографических и поисково-съемочных работ; использование акватории водных объектов для рыболовства и охоты. По каждому виду водопользования, признаваемому объектом налогообложения налоговая база определяется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого водного объекта. При заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период. При использовании акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях, налоговая база определяется как площадь предоставленного водного пространства. При использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики налоговая база определяется как количество произведенной за налоговый период электроэнергии. При использовании водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях налоговая база определяется как произведение объема древесины, сплавляемой в плотах и кошелях за налоговый период, выраженного в тысячах кубических метров, и расстояния сплава, выраженного в километрах, деленного на 100.

(2) Косвенные налоги — это налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене и взимаемые в процессе потребления товаров и услуг. К косвенным налогам относятся акцизы и налог на добавленную стоимость.

Статья написана по материалам сайтов: www.audit-it.ru, fingeniy.com, studfiles.net.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector