Местные налоги и сборы 2020

Главными и бюджетообразующими платежами России являются НДС, НДФЛ, налог на прибыль. Они имеют мощную фискальную отдачу и всегда занимают место в концепциях налоговой политики. Однако, эти платежи, кроме налога на прибыль, обеспечивают федеральный бюджет (17% ставки налога на прибыль поступают в регионы). Хотя на федеральном уровне распределение происходит эффективно, муниципалитетам требуются свои собственные безвозмездные доходы.

В таком разрезе местные налоги и сборы крайне важны в налоговой системе любой страны и могут значительно влиять на муниципальное благосостояние при разумном управлении.

Определение и распределение полномочий

Глава 2 Налогового кодекса раскрывает основные положения системы налогов и сборов России. В статье 12 главы указано, что все фискальные платежи страны делятся на три ступени по бюджетам — федеральные, региональные, местные.

В четвертом пункте этой статьи указано, что местные налоги и сборы — это платежи, закрепленные во второй части кодекса и дополняемые законами органов муниципального самоуправления. Также им переданы полномочия по введению и упразднению этих платежей.

Относятся к органам муниципального самоуправления:

  • представительные органы муниципальных образований;
  • представительные органы муниципальных районов (поселений);
  • представительные органы городских районов (округов).

Таким образом, все виды населенных пунктов и даже внутренние их районы выступают в качестве муниципалитетов. Исключение составляют Санкт-Петербург, Москва и Севастополь — как города федерального значения они отнесены к субъектам России, но тоже реализовывают и упраздняют муниципальные налоги и сборы.

Все муниципалитеты наделены правом детализировать порядок расчета налогового базы, налоговые ставки, перечень налоговых льгот, правила и сроки перечисления.

В пункте 7 статьи зафиксированы полномочия муниципалитетов наряду с региональными субъектами по принятию правовых актов, вводящих специальные режимы. По сути спецрежимы — также платежи местной ступени, однако для них использована иная терминология.

Статья 15 приводит все существующие местные налоги и сборы:

  • налог на имущество физических лиц;
  • земельный налог;
  • торговый сбор.

Последний платеж появился в кодексе с принятием соответствующих поправок в 2014 году.

Земельный налог

База — это цена объекта налогообложения в денежном выражении, стоимостная характеристика объекта.

В случае земельного налога база равна кадастровой стоимости участка. Переход на кадастровую оценку недвижимости — земли и домов — обусловлен долгосрочной концепцией унификации имущественных платежей в единый налог.

Кадастровая стоимость земельных участков выводится при помощи следующего: умножение общей площади участка земли и удельного показателя.

Удельный показатель зависит от ряда характеристик земли, основные из них: вид разрешенного использования земли и принадлежность к определенному административно-территориальному округу. На сайте Росреестра rosreestr.ru приведен подробный порядок кадастровой оценки недвижимости и нормативно-правовая база этих технических операций

В целях налогообложения кадастровая стоимость вычисляется по каждому земельному участку обособленно и рассчитывается на начало каждого года. Если земельный участок появился в течение года, то оценка и расчет стоимости осуществляется в момент внесения записи об объекте в ЕГРН Федеральной регистрационной службы.

ЕГРН — новый единый свод информации обо всех объектах недвижимости, содержащий как сведения о правах собственности, так и кадастровые данные.

Когда земельный участок располагается на границе двух или более местных административно-территориальных зон, то база исчисляется в долях кадастровой стоимости соответственно долям участка в каждой муниципальной зоне.

В общей собственности налоговая база для каждого налогоплательщика рассчитывается обособленно, согласно его доле в собственности.

Физические лица освобождены от самостоятельного исчисления базы и дальнейших расчетов земельного налога. Они уплачивают этот платеж по налоговым уведомлениям, которые ИФНС рассылают несколько раз за год — до истечения крайнего срока уплаты. Организации вычисляют налоговую базу самостоятельно.

  • Герои России, СССР;
  • кавалеры ордена Славы;
  • ветераны и инвалиды военных и боевых действий;
  • инвалиды с детства и инвалиды первой и второй группы;
  • лица, подвергшиеся радиационному действию АЭС в Чернобыле и «Маяке»;
  • испытатели ядерного оружия и ликвидаторы ядерных аварий на военных объектах;
  • лица, перенесшие лучевую болезнь в связи с воздействием ядерной техники.

Налогоплательщики, подходящие под несколько приведенных категорий, выбирают одно из оснований по своему усмотрению.

Местные власти вправе увеличивать размер не облагаемой налогом части, расширять список исключенных от уплаты земельного налога. Например, московский закон установил не подлежащую обложению сумму в отметке 1 миллион рублей.

Предприятия перечисляют платеж до 1 февраля, а физические лица — до 1 декабря будущего года, т.е. за налоговый год уплата производится в наступающем году в начале и в конце организациями и физическими лицами соответственно.

Налог на имущество физических лиц

Как говорилось, российская налоговая политика ориентирована на масштабные преобразования в вопросе имущественных налогов и приведение всех нынешних платежей по имуществу — земельного, физических лиц и организаций, возможно, транспортного — к одному платежу с дифференцированными тарифами, коррелирующими со стоимостью объектов (налог на роскошь, столь активно обсуждаемый в последние годы, и есть часть будущего единого имущественного налога).

В этих целях на всей территории России производятся работы по оценке недвижимости и переводе стоимости в кадастровую. Так, и для налога на имущество физических лиц, прежде исчисляемого от инвентаризационной стоимости, проводятся мероприятия перевода оценки в кадастровую.

Кадастровая стоимость по каждому объекту высчитывается обособленно. Налоговые органы опираются на данные из ЕГРН. По данному платежу также имеются преференции:

  • квартира — уменьшение на 20 кв. метров кадастровой стоимости;
  • комната — на 10 кв. метров;
  • дом — на 50 кв. метров;
  • комплекс недвижимости — на 1 миллион рублей.

Расчет налога исполняется самими налоговыми органами, физические лица лишь обязаны вовремя перечислить платеж в бюджет — до 1 декабря последующего года. Перед наступлением этой даты инспекции рассылают собственникам недвижимости налоговые уведомления.

Торговый сбор

По торговому сбору отсутствует статья, посвященная налоговой базе. Данный платеж имеет сходства с ЕНВД и патентной системой. Базой допустимо считать физический показатель, используемый в расчете налога — объект недвижимого или движимого имущества или площадь этих объектов.

Расчет налога стандартен и также напоминает исчисление ЕНВД и ПСН: умножение физического показателя и ставки. Кодекс также установил ограничения по ставкам, которые вводят местные власти, правилами введения ставок по патентной системе.

Торговый сбор перечисляется в бюджет за каждым кварталом до наступления 25 числа последующего месяца. На сегодняшний день этот платеж действует в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе.

Сбор стал большой неожиданностью для предпринимателей России, так как в концепциях налоговой политики на протяжении плановых периодов перед его введением не упоминалось о таком преобразовании. Однако сложившаяся кризисная экономическая ситуация в стране и попытки оптимизации бюджетный программ привели к внеплановому принятию закона о торговом сборе.

Платеж зачисляется в бюджеты регионального уровня, хотя является местным. Благодаря положению об уменьшении налоговой базы по налогу на прибыль, НДФЛ и УСН, он эффективно противодействует искусственному занижению базы, так увеличение размера сбора приведет к необходимости фактической его уплаты в таком же размере.

Однако, проблемой платежа является несправедливость, возникающая среди плательщиков УСН по объектам «Доходы минус расходы» и «Доходы», так как последние не могут вычитать сбор из базы УСН, хотя так же платят торговый сбор.

Также существуют проблемы, связанные с новизной платежа и неполноценностью судебной практики, пробелами в правовом тексте. Например, продажа выставочных экземпляров товара на семинарах не регламентирована законодательством. Неясен вопрос интернет-продаж — попадают ли они в категории торговли со склада.

Доходы от торгового сбора в бюджете Москвы крайне малы — меньше 0,2% от общих налоговых поступлений. На данный момент эффективность платежа невелика.

Выпуск новостей о новых местных налогах представлен ниже.

Раздел X. Местные налоги и сборы

ФЗ о страховых пенсиях

ФЗ о пожарной безопасности

ФЗ об образовании

ФЗ о государственной гражданской службе

ФЗ о государственном оборонном заказе

О защите прав потребителей

ФЗ о противодействии коррупции

ФЗ об охране окружающей среды

ФЗ о бухгалтерском учете

ФЗ о защите конкуренции

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

ФЗ о прокуратуре

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

ФЗ о персональных данных

ФЗ о госзакупках

ФЗ об исполнительном производстве

ФЗ о воинской службе

ФЗ о банках и банковской деятельности

Проценты по денежному обязательству

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

Уклонение от исполнения административного наказания

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

Особенности правового положения казенных учреждений

Общие основания прекращения трудового договора

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

Судебный порядок рассмотрения жалоб

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

Форма и содержание искового заявления

Как ужесточат сбор налогов в 2020 году

Почти как в том анекдоте: «Доктор, я жить буду?» – «Будете, но вряд ли вам такая жизнь понравится». Потому что на всех на нас предписано охотиться, как, скажем, на зайцев, причем с той же целью.

Минфин рекомендует

Руководство по такой охоте Минфин России как раз и направил в субъекты РФ вышеупомянутым письмом. Полное название документа: «Методические рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, способствующие увеличению доходной базы бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований». Фолиант на 45 страниц. Не хочется лишний раз тревожить дух Гете с его «Фаустом», но штука у чиновников действительно получилась сильная.

Это интересно:  Авансы по налогу на прибыль когда начисляются

Все предлагаемые финансистами меры по обеспечению «сытости» бюджетов разделены на четыре раздела. Проанализируем рекомендации, которые касаются практически нас всех.

Повышение эффективности администрирования доходов

Местным властям рекомендуется, в частности, расширять составы комиссий по снижению неформальной занятости, мониторингу уровня заработных плат и уровня занятости работников на предприятиях и в организациях. Активизировать работу по выявлению случаев сдачи в аренду жилья без заключения договора аренды и уплаты налога на доходы физических лиц, а также деятельность по легализации иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность без разрешительных документов. Предпринимать должные и своевременные меры по профилактике налоговых нарушений и предотвращению банкротства предприятий и организаций. Неусыпно мониторить финансовое состояние крупных предприятий с целью прогнозирования налоговых поступлений.

Из всего вышесказанного следует, что:

  • активизируют свою работу так называемые «зарплатные комиссии», где работодателя будут убеждать платить «белую» зарплату, а также комиссии «банкротные». Рекомендуется обращать внимание на выявление задолженностей по выплате заработной платы, занижение уровня заработных плат и занижение численности работников (по сравнению со средними уровнями по отрасли). В качестве критического уровня по зарплате Минфин России рекомендует ориентироваться на уровень в две трети от среднего уровня зарплаты по отрасли. А упор на критерий «среднеотраслевой численности» означает, что «под одну гребенку» могут попасть крупный завод и маленький частный цех с тем же ОКВЭД, крупное агентство и семейная фирмочка, где работают только муж и жена;
  • увеличится количество проверок, проводимых миграционной службой, а соответственно – и количество штрафов. Финансовое ведомство рекомендует активизировать работу по легализации трудовой деятельности иностранных граждан, не имеющих разрешительных документов, что даст возможность увеличить сборы по НДФЛ, а также страховые сборы по обязательному медицинскому, социальному и пенсионному страхованию. Особенно эффективными может оказаться проведение рейдов с участием участковых инспекторов, сотрудников территориальных органов МВД по вопросам миграции, налоговых органов, органов местного самоуправления;
  • к работе по выявлению случаев сдачи в аренду жилья без заключения договора аренды и уплаты НДФЛ будут привлекать управляющие компании и наиболее «доброжелательных», неравнодушных и социально активных жителей многоквартирных домов, почитающих за благо «утопить» ближнего своего. В качестве механизма, позволяющего заинтересовать управляющие компании выявлять подобные случаи и сообщать о них, изобретательные федеральные чиновники советуют местным властям выдавать из местных бюджетов стимулирующие гранты. Ну и конечно организовывать «горячие линии», где любой гражданин сможет создать своему соседу кучу неприятностей, просто сообщив по телефону, что его квартира сдается «в обход налога». После получения информации о том, что та или иная квартира сдается в наем, представители соответствующей комиссии, включающей специалистов налоговых органов, могут проводить рейдовые мероприятия, чтобы официально зафиксировать сложившуюся ситуацию;
  • при банкротстве всеми правдами и неправдами в первую очередь будет погашаться задолженность по налогам, в том числе и за счет привлечения к субсидиарной ответственности контролирующих лиц;
  • в отношении крупных компаний фактически открытым текстом разрешается устанавливать пресловутые «планы» по налогам (хотя ни для кого не секрет, что негласно они действуют и сейчас).

Выявление потенциальных доходных источников бюджетов

Если у кого-то чего-то не хватает, значит он – правильно – просто плохо ищет. Претворяя этот тезис в жизнь, Минфин России советует «регионалам» активизировать работу по выявлению незарегистрированных средств водного транспорта и уплаты налога на эти транспортные средства, развивать систему видеофиксации нарушений правил дорожного движения. Запускать в эксплуатацию больше платных парковок и платных автодорог. Не скупиться на повышение ставок налога на имущество организаций и увеличение ставок транспортного налога для мощных, дорогих и элитных автомобилей. Полагая, что этой возможностью могут увлечься чрезмерно, чиновники как бы заранее предостерегают: «В пределах, установленных федеральным законодательством».

Наконец, предлагается поскорее запустить «единую методику оценки налоговых льгот» и «активнее внедрять передовой опыт регионов по реализации проектов, частично финансируемых за счет добровольных пожертвований граждан» а также развивать институты «софинансирования и самообложения граждан».

Говоря более понятным языком, предлагается следующее:

  • перевести на коммерческую основу (передать коммерческим организациям) системы видеофиксации нарушений правил дорожного движения и взыскания штрафов. То есть всем нам наконец откровенно и официально разъяснили, что камеры ставятся вовсе не для безопасности движения и сохранения человеческих жизней, а исключительно «для штрафов»;
  • уничтожить бесплатные парковки там, где они почему-то еще остались;
  • повысить ставки транспортного налога и налога на имущество до максимально возможного предела;
  • снизить до минимально возможного предела количество налоговых льгот (еще лучше – извести их «под корень);
  • что касается рекомендации по внедрению «передового опыта добровольных пожертвований», то она при умелой трактовке может существенно расширить возможности для самоуправства на местах и фактически легализовать «чиновничий беспредел» или даже «институт завуалированного взяточничества» как таковой. Хрестоматийно же все: «А не будут брать – отключим газ!» Цель – благая, значит и средства оправданы. В качестве примера «самообложения» и добровольного пожертвования рискну привести следующий, совсем недавний: «Прокуратура Смоленской области не нашла нарушения в приобретении администрацией региона автомобиля Lexus LS 500. Иномарку властям Смоленской области безвозмездно передала микрокредитная организация ’’Смоленский фонд поддержки предпринимательства’’». В ведомстве добавили, что «Смоленский фонд поддержки предпринимательства» является некоммерческой организацией. «Действующим законодательством не предусмотрен запрет на безвозмездное принятие имущества от некоммерческих организаций. Оснований для вынесения актов прокурорского реагирования не выявлено», – уточнили в прокуратуре. Ну ежику же понятно, что не взятка никакая!

Развитие экономического потенциала регионов

Подзаголовок вроде бы вполне нейтральный. Наполнение, однако, достаточно пугающее. Предписано, во-первых, активизировать работу по проверке соответствия фактического использования земельных участков разрешенным видам использования, а также выявлению неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения. А во-вторых – проводить предварительную оценку эффективности предлагаемых к внедрению мер поддержки бизнеса (налоговые льготы, технопарки, бизнес-инкубаторы и т. д.).

В переводе сие означает не что иное, как усиление контроля за целевым использованием земельных участков с санкциями вплоть до изъятия земель и поддержку бизнеса только при условии увеличения налоговых поступлений. Что будет с тем, кого поддержали, а он, что называется, не оправдал, остается только догадываться. Бесплатный сыр – только в мышеловке, а Уголовного кодекса у нас на всех хватит.

Совершенствованию подходов к межбюджетному регулированию

Этот сказ как бы не про нас, но на самом деле только на первый взгляд. На самом деле в этом подразделе как раз и сокрыта вся суть. Предлагаемые меры:

  • развитие системы стимулирования органов местного самоуправления к увеличению доходной базы местных бюджетов путем составления рейтингов органов местного самоуправления;
  • совершенствование системы стимулов для местных властей к увеличению налоговых доходов от источников на своей территории.

Переводим и переосмысливаем: если местная власть не будет выполнять рекомендации, то и никакой помощи от центра не получит. «Держаться» придется без денег. Так что выполнить их ей придется. И нам с вами – тоже.

Нелирическое отступление

Цель документа – увеличение доходов регионов путем роста экономического и налогового потенциалов. Минфин России рекомендует регионам в поисках нужных им средств «поскрести по сусекам» (как в сказке о Колобке) и хорошенько «тряхнуть» налогоплательщиков. Или, может, лучше – «растрясти»? Ну, как Алиса с Базилио трясли «богатенького Буратино». Правда, ожидаемого эффекта это, помнится, не принесло. Да и «буратины» нынче уж не те пошли – с кого есть что взять – изворотливые, а кто попроще да почестнее (глупее) – с тех и взять-то нечего. Но скрести по сусекам и трясти всех кого попало все же придется.

Напрягите ухо, и вы услышите равномерное гудение, похожее то на голодный вой, то на бурчание в утробе давно не евшего существа. Это не собака Баскервилей. Это подает голос его величество Бюджет. Тот самый, всегда встающий из-за стола с легким чувством голода. Смотрящий, словно волк, в лес, как бы его ни кормили. Робин Бобин Барабек, скушавший уже не сорок, а миллионы раз по сорок человек, коров, быков и кривых мясников. Бездонная Марианская впадина, где ни черта не видно. И он не угомонится, даже если слопает доходы всех самозанятых (хотя вряд ли они дадут ему это сделать). Он не насытится, если ему скормят все «забытые» вклады граждан.

Вклады «до невостребования»

Поясняем: речь идет о предложении передавать в бюджет невостребованные банковские вклады, которое сейчас рассматривает Комитет Госдумы по финансовому рынку. Объем «зависших» средств на счетах «спящих» клиентов оценивается в миллиарды рублей. Клондайк. Эльдорадо. Особенно принимая во внимание то, что многие фактические владельцы таких вкладов «спят» не просто в фигуральном смысле, но еще и вечным сном. Ведь чаще всего «зависшими» становятся счета умерших, о наследстве на имущество которых не заявили родственники. Согласно пункту 1 статьи 1152 и пункту 1 статьи 1154 Гражданского кодекса РФ, наследники имеют право принять наследство в течение шести месяцев с даты смерти. Причем сам банк такой счет закрыть не может.

«Также данная участь может коснуться средств номинальных держателей ценных бумаг и тех участников акционерных обществ, которые себя никак не проявляют, соответственно, не получают дивиденды. Суть заключается в том, чтобы определиться с этими ресурсами», – заявил глава комитета Анатолий Аксаков. «Определиться», разумеется, надо – чего добру пропадать. И нынешняя попытка – далеко не первая. Вот только раньше все эти невостребованные средства предлагалось перенаправлять на благотворительность, но сейчас, понятное дело, не до нее. Если посмотреть на Запад, мы увидим что-то подобное, но тоже с оговоркой. К примеру, такая практика с 2015 года существует в Швейцарии: там невостребованные вклады передают в пользу государства, но только в том случае, если по ним не было никаких движений в течение 60 лет. Мы же, традиционно любящие быструю езду, так долго ждать не можем. Поэтому нашим «невостребованным» и 10 лет – это слишком много. Нам бы попроще: годика три и «было ваше – стало наше». Предупреждаем, у нас длинные руки – из могилы достанем.

Это интересно:  Уведомление налоговой об открытии расчетного счета

А если дело «конфискации» забытого наладится, то руки рачительных государственных «освоителей» могут дойти и до недвижимости. Может, и ее тоже кто-нибудь забудет.

Государственный интерес – пополнить казну в условиях, когда другие источники ее пополнения явно оскудевают, – вполне объясним. А тут 300 миллиардов рублей или даже больше. А с акциями – так, может, и целый триллион. Неплохая прибавка к бюджету, который, по официальным данным, и так уже «накормлен», то есть профицитен в этом году. Бюджет профицитен, а вот в отношении граждан и бизнеса продолжают изобретать все новые и новые поборы вместо того, чтобы своим профицитом поделиться. Ну да ладно, на то они и изобретатели.

В своей «методичке» Минфин России советует региональным властям искать конвертные схемы в компаниях, которые письменно не отчитываются о приеме на работу по заявленным вакансиям в ЦЗН, устанавливать побольше камер на дорогах, чтобы собирать побольше штрафов и «покончить» наконец с бесплатными парковками. Предлагается так же давать гранты управляющим компаниям, которые «стучат» на тех, кто сдает квартиры неофициально и стимулировать граждан заниматься «самообложением».

Вот только изъян «конфискационной» новации заключается в самой ее концепции. Да, допустим, человек ушел в мир иной, не оставив точного и исчерпывающего описания своего наследства. И часть его действительно осталась невостребованной. Как быть? Искать? В законопроекте упомянуты некие попытки найти обладателя или наследника «забытого вклада». Но какие попытки будут считаться исчерпывающими? Может, будет достаточно того, чтобы, скажем, банк послал уведомление по адресу регистрации вкладчика и, не получив ответа, спокойно позвал «экспроприаторов»? У нас миллионы людей живут не по месту регистрации. У нас давно уже судебные и многие другие органы считают, что человек «уведомлен», если ему отправили заказное письмо. Даже если оно потом пришло обратно. Судебные решения в отсутствие ответчика выносятся. Теперь таким же «облегченным образом» будут обходиться с собственностью на сотни миллиардов. Притом, что найти наследника еще труднее, чем непосредственного владельца. Кто будет этим озабочен? Банк? Зачем ему этот надо? Особенно если введут новую графу отчетности по части перечисления «невостребованных вкладов».

Нам кивают на Запад. Мы уже посмотрели на Швейцарию с ее 60-летним «сроком невостребования», теперь давайте глянем на другие страны, где сроки эти гораздо меньше. Но там (в тех же США, к примеру) наследники такой собственности или сами владельцы имеют бессрочное (это ключевое слово) право потребовать свои деньги обратно. После того, как деньги поступили в какую-нибудь программу «на общественное благо», их все равно можно найти и вернуть. Для это к услугам граждан как федеральный ресурс – специальный портал, где собраны все случаи, так и услуги всевозможных частных компаний, которые за 10% найдут вам ваши деньги. Или вашим наследникам, заподозрившим, что они что-то недополучили. После чего средства возвращаются в полном размере (за вычетом комиссии посредникам и поисковикам). Из казны штата. Еще раз повторим – без срока давности.

Если такой же порядок, гарантирующий безусловное и именно бессрочное право на восстановление прав собственности законными владельцами, будет прописан в российском законе, то это будет самой главной гарантией того, что частная собственность в стране охраняется законом. В противном случае это рискует превратиться в произвольные конфискации с массой «заинтересованных» контрагентов, как у нас водится в таких случаях. Кроме того, должен быть четко прописан обязательный порядок поиска владельцев и наследников. Но наши законотворцы ничего подобного не предлагают: еще чего не хватало – конфискации обратную силу придавать. Упало – пропало.

Есть и еще одна опасность: прослышав о том, что в Госдуме готовится некий закон о «конфискации» вкладов, многие не станут разбираться в деталях и тонкостях. Особенно если эта история обрастет паническими слухами. Почувствовав очередной подвох от государства, граждане могут начать совершать массовые «набеги на банки», изымая – на всякий случай – оттуда свои деньги и складируя их «под матрасом».

Так что нельзя исключать, что результатом панической, основанной на глубоком недоверии граждан ко всему, что делает власть, реакции на новый закон станет не выгода бюджету и финансовой систему в целом, а сплошной убыток. К тому же многие, прознав, что их кровные деньги даже теоретически могут попасть в казну и пущены потом невесть на что, а то и разворованы, предпочтут «назло врагам» изъять их, не дожидаясь собственного отправления в вечность.

Взятки: вред и… польза

Давая взятку чиновнику здесь и сейчас, ты обеспечиваешь себе (да и не только себе) достойное существование в будущем. Важно только правильно «сдать» коррупционера и не попасться самому. Круг замкнулся. Делая что-то как бы плохое (давая или вымогая взятку) ты в конечном счете поступаешь как бы хорошо.

Осталось только наловить взяточников – побольше и покрупнее. Но за этим, скорее всего, дело не станет. Например, при отделениях полиции можно создать подразделения «тайных взяткодателей» (по аналогии с тайными покупателями). Будут шастать из кабинета в кабинет и предлагать деньги – в надежде, что кто-нибудь да «поведется». Или тайком засовывать пачки купюр прямо в карманы. С «засудить», конечно, посложнее будет. А вот в том, что этим денежным конфискатом бюджет ПФР насытится – большие сомнения. Разве что чувство голода притупит, червячка заморит.

В общем, по большому счету, все эти методы – экзотика и популизм. Накормить бюджет могут только налоги, квазиналоги и еще раз налоги. Которые руководство страны обещало не увеличивать, а они почему-то растут.

Правительство развернули лицом к налогам

Ну да, как ту избушку на курьих ножках. Получается, что до этого оно стояло к ним если не задом, то вполоборота, что ли. Ну, в общем, так, чтобы не смотреть правде в глаза и не видеть, как они повышаются.

Так вот, однажды Михаил Викторович нажаловался Владимиру Владимировичу, что россиян фактически задушили налогами, и тот поручил Дмитрию Анатольевичу со всем этим разобраться. Мы не издеваемся – на самом деле все так и было, но некоторые подробности, конечно, не помешают.

Глава государства Владимир Путин встретился с руководителем Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) и узнал от него о якобы сильном росте «фискальной и квазифискальной нагрузки на население». «В последнее время растут различные обязательные выплаты, неоправданно повышаются штрафы, в том числе за нарушение ПДД, цены на бензин, налоги по кадастровой стоимости на земельные участки и недвижимость. И это на фоне роста цен в магазинах в связи с инфляцией. Все это болезненно воспринимается людьми», – отметил Михаил Шмаков. Дабы удостовериться в правдивости слов профсоюзного лидера, президент и подключил к делу главу правительства Дмитрия Медведева: «Надо провести анализ того, что происходит по отраслям и по регионам, понимать, что реально, в реальной жизни там происходит. Не на бумажках, а в реальной жизни». В общем, отправил главу кабмина за МКАД и дальше – посмотреть, растет ли в реальности налоговая нагрузка на российских граждан в регионах по отдельным отраслям или все это г-ну Шмакову во сне привиделось. И теперь все зависит от того, будет ли г-н Медведев смотреть на ситуацию нормальными глазами («широко закрытыми» уже не получится) или традиционно – через розовые очки. И как он отрапортует президенту. Ведь что мы имеем сейчас: граждане России платят НДФЛ, налог на имущество, землю и транспорт. Акцизы, НДС и прочие сборы включаются в стоимость товаров и услуг, которые приобретаются населением, а страховые взносы в Пенсионный фонд, Фонд обязательного медстрахования и Фонд соцстрахования платит работодатель.

Что имеется в виду под квазифискальными платежами? Финансово-экономический блок правительства и экспертное сообщество до сих пор ведут дискуссию по этому поводу. Теоретически к квазифискальной нагрузке можно отнести платежи за жилищно-коммунальные услуги, включая взносы за капремонт. Можно учитывать непрямые налоги. Так, например, акцизы на бензин включаются в конечную цену и переносятся на потребителя. Бремя уплаты налога на добавленную стоимость (НДС), который с 2020 года повышается до 20%, тоже несет потребитель. Сам г-н Шмаков в качестве примера квазифискальной нагрузки привел исполнительский сбор 7% за взыскание штрафов за нарушение ПДД судебными приставами.

Формально правительство ставки для населения не повышает. Оно действует тоньше. Например, с помощью перехода на кадастровую стоимость при исчислении налога на имущество. Это привело к резкому скачку фискальной нагрузки. По данным ФНС России, если в 2013 году граждане заплатили 22 миллиарда рублей налога на имущество, то в 2017 году почти в семь раз больше – 144,7 миллиарда.

«Исходя из принимаемых мер по повышению доходов федерального бюджета можно увидеть, что налоговая нагрузка на бизнес и население в следующем бюджетном цикле будет возрастать как за счет роста ставок отдельных налогов и неналоговых (квазифискальных) платежей, так и за счет ужесточения налогового администрирования», – утверждают эксперты Российского экономического университета имени Плеханова.

Чуть менее агрессивно власти корректировали фискальную политику в области транспорта и земли. Но и тут нагрузка существенно возросла. С 2013 года в 1,6 раза выросли сборы транспортного налога с физических лиц (до 127,6 млрд руб.) и в 1,2 раза повысились поступления от земельного налога (до 186 млрд руб.).

Это интересно:  Как получить налоговый вычет через госуслуги

Очень неплохо государство «заработало» на разгоне ставок акцизов. Они начисляются на этиловый спирт и спиртосодержащую продукцию, пиво и другой алкоголь, табачную продукцию, нефтепродукты. Если в 2013 году консолидированный бюджет получил акцизов на 952,5 млрд рублей, то в 2017 году доходы по этой статье подскочили в 1,6 раза и составили 1,521 трлн рублей.

Весь текущий год росли цены на бензин. По данным Росстата, к 6 ноября литр Аи-95 в среднем подорожал на 9,5%, а литр дизеля подскочил в цене на 11,5%. Правительство разработало на следующий год специальный компенсационный механизм для нефтяников, а крупнейшие игроки отрасли подписали специальное «бензиновое» соглашение. Но дать 100-процентную гарантию того, что это поможет остановить повышение цен, нельзя. Ранее Счетная палата РФ и Федеральная антимонопольная служба высказывали опасение, что очередное повышение акцизов с 1 января 2020 года не позволит остановить этот рост.

Что касается ставки НДФЛ (подоходного налога), то она с начала нулевых годов нового века составляет 13%. Минфин России категорически против введения прогрессивной шкалы. Рост налоговых сборов здесь идет в основном благодаря увеличению зарплат (в частности, за первые девять месяцев этого года они выросли в номинальном выражении на 11,1%), а также действиям правительства и налоговиков по выводу доходов из тени в легальный сектор.

По итогам 2017 года ФНС России собрала 3,251 трлн рублей НДФЛ, что на 7,7% выше, чем в 2016 году. За январь-август этого года собрано 2,281 трлн рублей. Это 16,8% от общего объема налоговых поступлений. Больше дали только налог на добычу полезных ископаемых (27,7%) и налог на прибыль (20%).

НДС также не повышался. Но все изменится уже с 1 января 2020 года, когда ставка вырастет с 18 до 20%. Это приведет к скачку инфляции и негативно скажется на доходах населения, признавало ранее Минэкономразвития. Зато бюджет дополнительно получит около 620 млрд рублей.

Из-за повышения НДС вырастут тарифы на жилищно-коммунальные услуги. С 1 января 2020 года они будут проиндексированы на 1,7%, а с 1 июля того же года – на 2,4%. «Самостоятельно» увеличится для граждан плата за мусор. Ряд регионов, где заработали проекты по новой системе обращения с твердыми бытовыми отходами, уже ощутили рост «мусорного тарифа».

Например, Ивановская область уже перешла на новую систему. Если ранее стоимость услуги по вывозу коммунальных отходов составляла 2,5 рубля с квадратного метра, то теперь с человека берут в районе 86 рублей. По данным участников Комитета Госдумы по ЖКХ, плата за вывоз твердых бытовых отходов в коммунальном секторе повысилась на 12%.

Менее конкретен вице-премьер Виталий Мутко: «Рост, конечно, есть, и в некоторых регионах очень серьезный. Страшно сказать». Конечно, страшно, потому что даже такой закаленный человек, как г-н Мутко, не может не содрогаться от голодного воя не столько недокормленного, сколько ненасытного бюджета.

Остается надеяться, что глава правительства изучит ситуацию досконально, переборет все свои страхи и доподлинно расскажет президенту, как оно там, не на бумажке, а в реальной жизни. А там поглядим. В конце концов, в любом абсурде есть своя система.

Владимир Кирюхин, корреспондент «ПБ»

Электронная версия журнала
«ПРАКТИЧЕСКАЯ БУХГАЛТЕРИЯ»

Лучшее предложение для тех, кому нужен минимальный бюджет и практическая информация по учету и налогам.

Налоги в России 2018

nalogi_v_rossii.jpg

Похожие публикации

Налоговый кодекс РФ – главный правовой документ, в котором систематизированы данные обо всех налогах и сборах. Введение новых налогов или отмена действующих возможна только при условии внесения правок в нормы НК РФ федеральным законом. Классификация налогов приведена в главе 2 НК РФ.

Налоги федеральные, региональные и местные: таблица 2018

Статьей 12 НК РФ в России установлено действие следующих категорий налогов и сборов:

  1. Федеральные налоги – устанавливаются НК РФ и распространяют свое действие на все субъекты РФ. Обязательны к уплате на территории всей страны.
  2. Региональные налоги – эти налоги, обязательные к уплате на территории субъектов РФ, устанавливаются нормами НК РФ и вводятся в субъектах региональными законами. Детализация ставок и налоговых льгот осуществляется дифференцированно на уровне субъектов РФ, если иное не установлено Кодексом.
  3. Местные налоги – их перечень и основные параметры утверждается НК РФ, правила применения и уплаты на конкретных территориях прописываются в правовых актах, издаваемых органами власти муниципальных образований.

Федеральные, региональные и местные налоги, не предусмотренные Налоговым кодексом, устанавливаться не могут. Вносимые на уровне субъектов РФ и отдельных муниципальных образований корректировки по порядку налогообложения обязательны для исполнения только на территориях, относящихся по административному делению к этим регионам или населенным пунктам. Когда вводятся новые налоги (2018 год), изменения в их общем списке допустимы только в том случае, если законодатели своим нормативным актом обновили соответствующую информацию в Налоговом кодексе.

Налоговым кодексом в группу федеральных налогов и сборов включены 9 видов обязательств, перечисленных в ст. 13 НК РФ. Уплачиваемые по ним средства в полном объеме направляются в федеральный бюджет. Исключение – налог на прибыль. По нему сумма распределяется между федеральным и региональным бюджетами.

Региональные налоги в России в 2018 году подразделяются на 3 вида, они утверждены ст. 14 НК РФ. Применительно к этим видам налоговых обязательств Налоговый кодекс регулирует базовые положения. Власти субъектов РФ могут детализировать приведенные в НК правила или дополнять их специфическими требованиями. Кодекс может задавать жесткие ставки по этим налогам или предлагать региональным властям своими правовыми актами самостоятельно утверждать тарифы в рамках определенного диапазона. Все платежи аккумулируются в региональных бюджетах.

Местные налоги в 2018 году перечислены в ст. 15 НК РФ. В их составе 2 налога и один сбор. Базовые нормы по этой группе налогов регламентируются НК РФ, а конкретные ставки, льготы и т.п. раскрываются в правовых актах муниципальных властей. Все осуществляемые субъектами хозяйствования перечисления попадают в местные бюджеты.

Полный перечень налогов РФ и их распределение по классификационным категориям приведены в таблице:

№ п/п

Наименование налога

Федеральные налоги

Налог на доходы физических лиц (гл. 23 НК РФ)

Налог на прибыль организаций (гл. 25 НК РФ)

Акцизы (гл. 22 НК РФ)

Сбор за пользование объектами животного мира (гл. 25.1 НК РФ)

Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов (гл. 25.1 НК РФ)

Госпошлина (гл. 25.3 НК РФ)

Региональные налоги

Налог на имущество предприятий (гл. 30 НК РФ)

Местные налоги

Земельный налог (гл. 31 НК РФ)

Налог на имущество физических лиц (гл. 32 НК РФ)

Обособленной группой налогов выступают налоговые спецрежимы. Их применение гарантирует налогоплательщику освобождение от некоторых региональных и федеральных налогов. В числе специальных систем налогообложения значатся УСН (упрощенная система налогообложения), ЕНВД (единый налог на вмененный доход), ЕСХН (единый сельхозналог) и патент (гл. 26.2; 26.3; 26.1 и 26.5 НК РФ).

Другая категория обязательных платежей, включенных в гл. 34 НК РФ – страховые взносы (пенсионные, на медстрахование и на соцстрахование, кроме «травматизма») . Администрирование этого типа платежей с 2017 года перешло в сферу влияния налоговиков.

Повышение налогов в 2018 году: принятые и планируемые нововведения

Предложения по увеличению налогового бремени, возлагаемого на граждан и субъектов предпринимательской деятельности, звучат часто и нередко находят поддержку у законодателей. На текущий и следующий годы запланировано изменение некоторых ставок налогообложения, вносятся законопроекты по корректировке алгоритмов начислений налоговых обязательств.

Для будущего увеличения налогов в 2018 году планируется реализация масштабной налоговой реформы. Параллельно предполагается произвести отмену некоторых видов налогов, упростить механизм применения самых проблемных типов фискальных обязательств. Представители Правительства РФ в качестве главной задачи реформирования обозначают стимулирование экономического подъема в бизнес-среде.

Достичь желаемых результатов планируется за счет перекладывания части нагрузки на косвенные налоги. Так, в части НДС повышение налога в 2018 году не предусмотрено, но 24.07.2018 г. Госдумой в третьем чтении принят законопроект о будущем его изменении с 2020 г. Размер ставки по НДС будет увеличен на 2% (с 18% до уровня 20%). Ставки 0% и 10% сохранятся.

На обсуждении находится и несколько вариантов изменения схемы взимания подоходного налога (ни один из вариантов не нашел одобрения у Президента РФ):

  • либо увеличить общую ставку налога для всех плательщиков;
  • либо вернуться к прогрессивной шкале налогообложения с одновременным введением налоговых послаблений для физлиц, получающих минимальные доходы.

Не прекращаются обсуждения транспортного налога и его взаимоувязки с акцизными платежами. Одно из предложений – отменить транспортный налог, а появившуюся вследствие этого шага брешь в бюджете покрыть за счет роста акцизных сборов. На данный момент, для уравновешивания на внутреннем рынке цен на бензин и дизтопливо, запланированное ранее повышение акцизов было отменено. Рост тарифов остался в силе применительно к акцизам на алкоголь и табачные изделия.

Увеличение налоговой нагрузки коснулось налога на игорный бизнес. Обновленные размеры ставок налогообложения введены Законом от 27.11.2017 г. № 354-ФЗ.

Уже начаты активные действия по реализации налогового маневра в нефтяной отрасли. Суть его заключается в подмене экспортных пошлин на нефтепродукты ростом ставок НДПИ. Также рассматривается законопроект о введении нового налога на дополнительный доход при добыче нефти, ставка которого может составлять 50%.

Статья написана по материалам сайтов: legalacts.ru, www.buhgalteria.ru, spmag.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector