Задачи судов общей юрисдикции

Понятие «суды общей юрисдикции» введено Законом о судебной системе в целях их ограничения от конституционных и арбитражных судов.

Суд общей юрисдикции-суд который осуществляет правосудие по гражданским,уголовным делам,возникающим из административных правонарушений.

Задачи судов общей юрисдикции:

-охрана от всяких посягательств закрепленного в КонституцииРФ общественного строя,его политической и экономической систем;

-охрана социально-экономических,политических и личных прав и свобод граждан;

-охрана прав и законных интересов учреждений,предприятий и организаций.

Деятельность судов направлена на всемерное укрепление правопорядка и законности,предупреждение преступлений и иных правонарушений,воспитание граждан в духе точного и неуклонного исполнения законов,уважения к правам,чести и достоинству граждан.

Систему судов общей юрисдикции составляют:

*федеральные суды общей юрисдикции;

*суды общей юрисдикции субъектов РФ.

К федеральным судам общей юрисдикции относятся:

-Верховный Суд РФ;

-верховные суды республик,краевые,областные суды,суды городов федерального значения,суд автономной области,суды автономных округов;

-районные суды,городские суды,межрайонные суды;

-специализированные суды,полномочия,порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом.

К судам общей юрисдикции субъектов РФ относятся мировые судьи.

Суды общей юрисдикции рассматривают:

1)все гражданские и административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав,свобод и охраняемых законом интересов,за исключением дел,которые в соответствии с законодательством рассматриваются другими судами;

2)все уголовные дела;

3)иные дела,отнесенные Конституцией РФ,федеральными конституционными законами и федеральными законами к их ведению.

Приоритетом как российского,так и европейского права являются права человека,закрепленные в Конституции РФ и Европейской Конвенции «О правах человека».

28.Районные суды, их задачи, порядок образования, полномочия.

Районный суд создается федеральным законом в судебном районе,территория которого охватывает территорию одного района,города или иной соответствующей им административно-территориальной единицы субъекта РФ.

Приближение правосудия к месту нахождения лиц,участвующих в деле,находящихся в отдаленных местностях,образовано постоянное судебное присутствие.

Компетенция районного суда:

*Районный суд рассматривает все уголовные,гражданские и административные дела в качестве суда первой инстанции,за исключением дел,отнесенных федеральными законами к подсудности других судов.

*В случаях,установленных федеральным законом,районный суд рассматривает дела об административных нарушениях.

*Районный суд вправе обратиться на основании ч.4ст.125 КонституцииРФ в Конституционный Суд РФ с запросом о конституционности закона,подлежащего применению в конкретном деле.

*Районный суд рассматривает апелляционные жалобы,представления на решения мировых судей,действующих на территории соответствующего судебного района.

*Районый суд в соответствии с федеральным законом рассматривает дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Председатель районного суда и его заместитель назначаются на должность Президентом РФ сроком на 6 лет по представлению Председателя Верховного Суда РФ и при наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта РФ. Одно и тоже лицо может быть назначено на должность председателя (зам.предс.)одного и того же районного суда неоднократно,но не более двух раз подряд.

Функции председателя районного суда:

-организует работу суда;

-устанавливает правила внутреннего распорядка суда на основе утверждаемых Советом судей РФ типовых правил внутреннего распорядка судов и осуществляет контроль за их выполнением;

-распределяет обязанности между своими заместителями,судьями;

-организует работу по повышению квалификации судей;

-осуществляет общее руководство деятельностью аппарата суда,в том числе назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда,а также распределяет обязанности между ними,принимает решение о поощрении работников аппарата суда или о привлечении их к дисциплинарной ответственности,организует работу по повышению квалификации работников аппарата суда;

-регулярно информирует судей и работников аппарата суда о своей деятельности и деятельности суда;

-осуществляет иные полномочия по организации работы суда.

Заместитель председателя районного суда наряду с осуществлением полномочий судьи осуществляет полномочия по организации работы суда в соответствии с распределением обязанностей,установленным председателем районного суда.

29. Верховный суд республики, краевой (областной)суд,суд города федерального значения,суд автономной области,суд автономного округа и их компетенция.

Верховный суд республики,краевой, областнойсуд,суд города федерального значения,суд автономной области,суд автономного округа являются федеральными судами общей юрисдикции,действующими в пределахтерриториисоответствующего субъекта РФ,и непосредственно вышестоящими судебными инстанциями по отношению к районным судам,действующим на территории соответствующего субъекта РФ.

Краевые,областные и др.приравненные им суды имеют следующие структурные подразделения:

*судебная коллегия по гражданским делам;

*судебная коллегия по уголовным делам;

Судебная коллегия верховного суда республики,краевого,областного суда,суда городов федерального значения,суда автономной области,суда автономного округа рассматривают:

1)в качестве суда первой инстанции дела,отнесенные федеральными законами к подсудности верховного суда республики,краевого…округа;

2)в качестве суда апелляционной инстации дела по жалобам,представлениям на решения районных судов,принятый ими в качестве суда первой инстанции и не вступившие в силу,а также на промежуточные судебные решения верховного суда республики,краевого…округа,вынесенные ими в ходе производства по уголовному делу в качестве суда первой инстанции;

3)в качестве суда кассационной инстанции дела по жалобам,представлениям на промежуточные судебные решения верховного суда республики,краевого…округа,вынесенные ими в ходе производства по уголовному делу в качестве суда первой инстанции;

4)дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам в отношении вступивших в силу решений,принятых соответствующей судебной коллегией.

Президиум верховного суда республики,краевого…округа образуется в составе председателя,зам.председателя суда входящих в состав президиума суда по должности,и других судей соответствующего суда в количестве,определяемом Президентом РФ.

Состав президиума суда утверждается Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ и при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей.

Основные полномочии Президиума суда:

-рассматривает дела по кассационным жалобам на вступившую в законную силу решения районных судов и мировых судей,апелляционные определения верховного суда республики,краевого…округа,а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам;

-утверждает по представлению председателя соответствующего суда судебные составы судебной коллегии по гражданским делам и суд.коллегии по угол.делам из числа судей этого суда;

-ежегодно представляет по предложению председателя верховного суда республики,краевого…округа на утверждение Высшей квалификационной коллегии судей РФ состав судебной коллегии судей верховного суда республики,краевого…округа,принимающей решение по вопросу о привлечении к административной ответственности судьи районного суда,арбитражного апелляционного суда,арбитражного суда первой инстанции в республиках,краях,областях,городах фед. значения,автоном.области,автоном.округах,а также по другим вопросам,предусмотренным законом РФ по статусу судей РФ;

-рассматривает материалы по изучению и обобщению судебной практики анализу судебной статистики;

-заслушивает отчеты председателей судебных коллегий о деятельности коллегий,рассматривает вопросы работы аппарата суда.

Организационные полномочия председателя областного суда:

*руководит организацией работы судебных коллегий,распределяя судей по коллегиям;

*руководит работой аппарата суда;

*созывает президиум суда и председательствует на его заседаниях;

* представляет отчеты о деятельности суда и докладывает о ней Пленуму Верховного Суда РФ;

*распределяет обязанности между заместителями председателя;

*организует работу по повышению квалификации членов суда и работников аппарата;

*организует работу по обобщению судебной практики и анализу судебной статистики;

*вносит представления в организации и учреждения об устранении нарушений закона;

*ведет личный прием и организует работу суда по приему граждан и рассмотрению заявлений и жалоб.

Основные полномочия судов общей юрисдикции. Цели и задачи деятельности судов общей юрисдикции

Только судам общей юрисдикции предоставлено право осуществлять правосудие по уголовным делам и делам об административных правонарушениях. Помимо того они уполномочены на осуществление правосудия по подсудным им гражданским делам. Суды общей юрисдикции рассматривают вопросы, связанные с исполнением приговора, о применении к лицу принудительных мер медицинского характера, проверяют законность и обоснованность задержания, заключения под стражу и продления срока содержания под стражей, а также осуществляют иные виды деятельности.

Цели и задачи деятельности судов общей юрисдикции

В соответствии со ст. 3 Закона о судоустройстве Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 7-ФЗ

О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 25 декабря 2012года), уголовно-процессуальным (ст. 2 УПК) Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации

от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 21 октября 2013года), гражданским процессуальным (ст. 2 ГПК) Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 21 октября 2013года)

Это интересно:  Где находится инн в паспорте рф

и административным законами (ст. 1 КоАП) Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ ( с изменениями и дополнениями от 21 октября 2013 года) перед судами общей юрисдикции стоят следующие цели и задачи.

а) чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию;

б) чтобы ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден;

в) защита нарушенных или оспариваемых прав (свобод) и охраняемых законом интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, ее субъектов, органов государственной власти,

органов местного самоуправления, а также других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых, административно-правовых или иных правоотношений.

Цели более высокого уровня:

а) укрепление законности и правопорядка;

б) профилактика преступности и правонарушений;

в) правовое и нравственное воспитание граждан;

г) формирование уважительного отношения к праву и суду.

Задачами судов общей юрисдикции в уголовном, гражданском и административном процессах являются:

а) правильное применение закона;

б) правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских, уголовных и административных дел.

Верховный Суд РФ обращает внимание на то, что выявление по каждому уголовному и гражданскому делу причин и условий, способствовавших совершению преступлений и иных правонарушений, и принятие надлежащих мер к их искоренению являются важными задачами суда, вытекающими из закона.

Вопрос 59. Суды общей юрисдикции, их виды, основные задачи и полномочия

Суд общей юрисдикции — суд, который осуществляет правосудие по гражданским, уголовным делам и делам, возникающим из административных правонарушений.

Система судов общей юрисдикции:

1. Верховный суд Российской Федерации

2. Суды субъектов Российской Федерации (верховные суды республик, краевые, областные суды, суды автономных округов, автономной области, городские суды городов федерального подчинения)

3. Военные (флотские) окружные суды.

4. Городские и районные суды.

5. Гарнизонные военные суды.

6. Мировые судьи.

Задачи функции судов общей юрисдикции:

1. Защита нарушенных или оспариваемых прав

2. Защита и охрана прав и свобод человека и гражданина

3. Деятельность по укреплению законности и правопорядка в обществе

4. Деятельность по предупреждению предупреждений преступлений и административных правонарушений

5. Деятельность по защите основ конституционного строя РФ

6. Деятельность по защите целостности и безопасности РФ

7. Деятельность по осуществлению правосудия

8. Деятельность по контролю за законностью и обоснованностью действий и решений государственных органов и должностных лиц

9. Деятельность по изучению и обобщению судебной практики

10. Деятельность по ведению и анализу судебной статистики

11. Деятельность по разъяснению законодательства

12. Деятельность по разработке предложений по совершенствованию законодательства РФ

Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.

Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела о том суде общей юрисдикции и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено настоящим Федеральным конституционным законом и федеральными процессуальными законами.

Все равны перед судом. Судьи не отдают предпочтения каким-либо лицам, участвующим в процессе, по признакам их государственной, социальной, половой, расовой, национальной, языковой или политической принадлежности, имущественного или должностного положения, места жительства или рождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

Разбирательство дел в судах общей юрисдикции открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается только в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Рассмотрение дел в судах общей юрисдикции осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Рассмотрение дел в судах общей юрисдикции осуществляется судьей единолично либо коллегией в составе трех судей или в составе судьи и присяжных, народных заседателей.

Судопроизводство и делопроизводство в Верховном Суде Российской Федерации, иных федеральных судах общей юрисдикции ведутся на русском языке — государственном языке Российской Федерации.

Судопроизводство и делопроизводство в верховных судах республик, краевых, областных судах, судах городов федерального значения, суде автономной области и судах автономных округов, районных судах, у мировых судей могут также вестись и на государственном языке республики, языке большинства населения, проживающего на соответствующей территории.

Участвующим в деле лицам, не владеющим языком судопроизводства, обеспечивается право выступать и давать объяснения на родном языке либо на любом другом свободно избранном языке, а также пользоваться услугами переводчика.

Вопрос 60. ФСБ РФ: структура, основные задачи, полномочия и организация деятельности.

Федеральная служба безопасности – единая централизованная система органов Федеральной службы безопасности, осуществляющая решение в пределах своих полномочий задач по обеспечению безопасности Российской Федерации.

Руководство деятельностью Федеральной службы безопасности осуществляется Президентом Российской Федерации.

К органам Федеральной службы безопасности относятся:

1. федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности;

2. управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности по отдельным регионам и субъектам Российской Федерации (территориальные органы безопасности);

3. управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, а также в их органах управления (органы безопасности в войсках);

4. управления (отделы, отряды) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности по пограничной службе (пограничные органы).

Деятельность Федеральной службы безопасности осуществляется на основе следующих принципов:

· уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина;

· единство системы органов Федеральной службы безопасности, а также централизация управления ими;

· конспирация, сочетание гласных и негласных методов и средств деятельности.

Деятельность органов Федеральной службы безопасности осуществляется по следующим основным направлениям:

1. контрразведывательная деятельность;

2. борьба с терроризмом;

3. борьба с преступностью;

4. разведывательная деятельность;

5. пограничная деятельность;

6. обеспечение информационной безопасности.

Органы Федеральной службы безопасности обязаны:

· информировать Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации и по их поручениям федеральные органы государственной власти, а также органы государственной власти субъектов Российской Федерации об угрозах безопасности Российской Федерации;

· выявлять, предупреждать, пресекать разведывательную и иную деятельность специальных служб и организаций иностранных государств;

· добывать разведывательную информацию в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации, повышения ее экономического, научно-технического и оборонного потенциала;

· выявлять, предупреждать, пресекать и раскрывать преступления, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законодательством Российской Федерации к ведению органов Федеральной службы безопасности, а также осуществлять розыск лиц, совершивших указанные преступления или подозреваемых в их совершении;

· выявлять, предупреждать и пресекать административные правонарушения, возбуждение и (или) рассмотрение дел по которым отнесены Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях к ведению органов Федеральной службы безопасности;

· выявлять, предупреждать, пресекать, раскрывать и расследовать готовящиеся, совершающиеся и совершенные террористические акты, а также добывать информацию о событиях или действиях, создающих угрозу терроризма, и т. д.

Система судов общей юрисдикции в РФ (структура, подведомственность и подсудность)

Cудебная система — совокупность судов, построенную в соответствии с их компетенцией и поставленны­ми перед ними задачами и целями.

Основополагающим актом, определяющим в общих чертах суть российской судебной системы, является Конституция РФ, в ст. 118 ко­торой, в частности, сказано:

“1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Судебная система Российской Федерации устанавливается Кон­ституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается”.

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
  • Позвонить:
    • По всей России: +7 (800) 350-73-32

Наибольшее количество федеральных судов входит во второй из блоков. В ст. 126 Конституции РФ они именуют­ся судами общей юрисдикции. В ведение этих судов передано рассмотрение подавляющего большинства дел, разре­шаемых в судебном порядке. Часто их называют “гражданскими”, “гражданскими (общими) ” или “общими (гражданскими)” судами.

Особую ветвь во втором блоке судов образуют военные суды. Их не относят к числу гражданских (общих) судов, поскольку они “осу­ществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба” (см. ч. 1 ст. 22 Закона о судебной системе). Эти специализированные суды состоят из:

    • гарнизонных военных судов;
    • окружных (флотских) военных судов;
    • Военной коллегии — одного из основных подразделений Вер­ховного Суда РФ.
Это интересно:  Виды поощрений применяемых к военнослужащим

Конституция РФ и иное действующее законодательство допуска­ют возможность образования в системе судов общей юрисдикции и иных специализированных судов . Но вопрос о создании конкретных судов такого рода (например, административных судов, судов но де­лам несовершеннолетних, судов по трудовым делам) пока что только обсуждается без каких-то реальных последствий.

Высшее звено судов общей юрисдикции

Высшее звено — это Верховный суд РФ.

Состав Верховного Суда (Закон от 7 февраля 2011 г. N1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации»):

    1. Пленум ( не обладает полномочиями по осуществлению правосудия );
    2. Президиум ( высшая судебная инстанция по отношению к решениям всех судов общей юрисдикции, рассматривает уголовные и гражданские дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам);
    3. Апелляционная коллегия (с 01.01.2012 г. гражданские дела, административные дела, решения по которым в качестве суда первой инстанции вынесены Судебной коллегией по гражданским делам, Судебной коллегией по административным делам и Военной коллегией);
    4. Судебная коллегия по административным делам (рассматривают в качестве суда первой инстанции дела, отнесенные к их подсудности федеральными законами; в пределах своих полномочий дела в апелляционном, кассационном порядке и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам);
    5. Судебная коллегия по гражданским делам (то же);
    6. Судебная коллегия по уголовным делам (с 01.01.2013 г. — то же));
    7. Военная коллегия (дела в первой инстанции, в апелляционной инстанции по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления окружных (флотских) военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в законную силу).

Пленум Верховного суда РФ — общее собрание судей Верховного суда. Этот орган не обладает полномочиями по осуществлению правосудия . В соответствии с п.4 ст.14 гл.2 закона от 7 февраля 2011 г. N1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» Пленум осуществляет следующие полномочия:

    1. рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и судебной статистики и дает разъяснения судам по вопросам применения законодательства;
    2. утверждает по представлению Председателя Верховного суда РФ составы судебных коллегий и секретаря Пленума Верховного суда РФ из числа судей Верховного суда РФ;
    3. утверждает по представлению Председателя Верховного Суда РФ Научно-консультативный совет при Верховном суде РФ;
    4. рассматривает и решает вопросы о внесении представлений в Государственную Думу Федерального Собрания в порядке осуществления законодательной инициативы;
    5. заслушивает сообщения о работе Президиума Верховного суда РФ и отчеты председателей Кассационной и Судебной коллегий Верховного суда РФ о деятельности коллегий;
    6. осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

В заседаниях Пленума могут участвовать по приглашению Председателя Верховного Суда Российской Федерации судьи Конституционного Суда Российской Федерации, судьи Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, иные судьи и другие лица.

Президиум Верховного суда РФ (ст. 15, 16 гл. 2 закона от 7 февраля 2011 г. N1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации») является высшей судебной инстанцией в Российской Федерации по отношению к решениям всех судов общей юрисдикции, т.е. рассматривает уголовные и гражданские дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Также Президиум наделен полномочиями по рассмотрению материалов изучения и обобщения судебной практики, анализу судебной статистики и рассмотрению вопросов организации работы судебных коллегий.

Апелляционная коллегия (ст. 17 гл. 2 закона от 7 февраля 2011 г. N1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации»):

    • рассматривает в качестве суда апелляционной инстанции гражданские дела, административные дела, решения по которым в качестве суда первой инстанции вынесены Судебной коллегией по гражданским делам, Судебной коллегией по административным делам и Военной коллегией;
    • рассматривает в пределах своих полномочий дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам;
    • осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами.
    1. рассматривают в качестве суда первой инстанции дела, отнесенные к их подсудности федеральными законами;
    2. рассматривают в пределах своих полномочий дела в апелляционном, кассационном порядке и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам;
    3. вправе обратиться на основании части 4 статьи 125 Конституции Российской Федерации в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле;
    4. обобщают судебную практику;
    5. осуществляют иные полномочия в соответствии с федеральными законами.

Военная коллегия рассматривает дела в первой инстанции, в апелляционной инстанции по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления окружных (флотских) военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в законную силу.

Среднее звено судов общей юрисдикции

Среднее звено судебной системы образуют верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов. В литературе эти суды для краткости называют областными и приравненными к ним судами.

В соответствии с установленной федеральными законами подсудностью они рассматривают дела

    • в качестве суда первой, апелляционной, кассационной инстанций,
    • по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, а также
    • осуществляют иные полномочия в соответствии с федеральными законами.

Областные и приравненные к ним суды состоят из (ст. 24 закона от 7 февраля 2011 г. N1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации»):

    1. президиума суда;
    2. судебной коллегии по гражданским делам;
    3. судебной коллегии по уголовным делам.

Президиум суда (ст. 26 закона) рассматривает дела по кассационным жалобам на вступившие в законную силу решения районных судов и мировых судей, апелляционные определения, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. А также выполняет ряд организационных функций:

    1. утверждает по представлению председателя соответствующего суда судебные составы судебной коллегии по гражданским делам и судебной коллегии по уголовным делам из числа судей этого суда;
    2. ежегодно представляет по предложению председателя верховного суда республики. на утверждение Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации состав (составы) судебной коллегии (судебных коллегий) судей верховного суда республики. принимающей (принимающих) решение (решения) по вопросу о привлечении к административной ответственности судьи районного суда, арбитражного апелляционного суда, арбитражного суда первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах, а также по другим вопросам, предусмотренным законом Российской Федерации о статусе судей в Российской Федерации;
    3. рассматривает материалы по изучению и обобщению судебной практики и анализу судебной статистики;
    4. заслушивает отчеты председателей судебных коллегий о деятельности коллегий, рассматривает вопросы работы аппарата суда;
    5. осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами.

Судебные коллегии рассматривают дела в качестве суда первой инстанции, апелляционной и кассационной инстанции по жалобам, представлениям на решения районных судов, принятые ими в качестве суда первой инстанции и не вступившие в силу, а также на промежуточные судебные решения верховного суда республики. вынесенные ими в ходе производства по уголовному делу в качестве суда первой инстанции, дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам в отношении вступивших в силу решений, принятых соответствующей судебной коллегией. Подсудность дел определяется ГПК РФ и УПК РФ.

Основное звено судов общей юрисдикции

Суды основного звена судебной системы именуются районными судами. В Москве эти суды называются межмуниципальными районными судами административных округов.

Районный суд рассматривает (ст. 34 Закона):

    • все уголовные, гражданские и административные дела в качестве суда первой инстанции, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к подсудности других судов;
    • апелляционные жалобы, представления на решения мировых судей, действующих на территории соответствующего судебного района;
    • в соответствии с федеральным законом рассматривает дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Районные суды уполномочены выполнять функции трех судебных инстанций: первой, апелляционной (второй) и инстанции, проверяющей законность, обоснованность и справедливость вступивших в законную силу приговоров и иных судебных решений в случае выявления новых или вновь открывшихся обстоятельств. В сфере уголовного судопроизводства районные суды осуществляют и иные полномочия, предусмотренные уголовно-процессуальным законом (ст. 29 УПК РФ).

Военные суды

Военные суды входят в судебную систему РФ, являются федеральными судами общей юрисдикции и осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах России.

Это интересно:  Проверка физ лица на судимость

Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил РФ, воинских формирований и органов. Военные суды создаются и упраздняются федеральным законом. Количество военных судов и численность судей устанавливается Верховным судом РФ. В своей деятельности военные суды руководствуются Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом «О военных судах Российской Федерации» от 23.06.1999 г. и др.

Военные суды в пределах своей компетенции рассматривают гражданские, уголовные и административные дела. Подсудность дел военным судам определяется в ст. 7 вышеназванного закона.

Система военных судов (закон от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации»):

    • Военная коллегия Верховного суда РФ (высшее звено) ( в Законе не обозначено );
    • окружные (флотские) военные суды (среднее звено);
    • гарнизонные военные суды (основное звено).

Военная коллегия рассматривает дела в первой инстанции, в апелляционной инстанции по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления окружных (флотских) военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в законную силу.

Окружной (флотский) военный суд действует на территории одного или нескольких субъектов РФ. Здесь образуется президиум, судебные коллегии или судебные составы. Окружной (флотский) военный суд рассматривает:

    1. в первой инстанции гражданские дела, связанные с государственной тайной, уголовные дела, отнесенные к компетенции данного военного суда Уголовно-процессуальным кодексом, и дела по заявлениям о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным гарнизонным военным судам;
    2. дела по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в законную силу;
    3. дела по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, вступившие в законную силу, а также на решения, принятые в апелляционной инстанции;
    4. дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам в отношении вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений гарнизонных военных судов.

Гарнизонный военный суд действует на территории, на которой дислоцируется один или несколько гарнизонов. Данный суд рассматривает в первой инстанции гражданские, административные и уголовные дела, а также принимает решения по уголовным делам в ходе досудебного производства в соответствии с федеральным законом (ст. 29, 125 УПК РФ), по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, приговоров, определений и постановлений, принятых им и вступивших в силу.

Подведомственность: понятие и содержание

Подведомственность – отнесение спора о праве или иного юридического дела к компетенции определенного органа.

Каждый орган может рассматривать только те вопросы, которые ему подведомственны. Если, например, в суд обшей юрисдикции поступит заявление по делу, подлежащему разрешению в Конституционном суде, судья отказывает в принятии заявления (п. 1 ст. 134 ГПК), а в случаях, когда нарушение подведомственности обнаружится уже после начала процесса, производство по делу должно быть прекращено (п. 1 ст. 220 ГПК).

Виды подведомственности:

Исключительная – дело рассматривается только непосредственно судом и не может разрешаться по существу другими органами. Для разрешения спора судом не требуется обязательного досудебного порядка обращения в какие-либо иные органы. К исключительной подведомственности относятся споры о признании авторства на художественное произведение, о восстановлении на работе, о признании договора передачи квартиры в собственность гражданам недействительным и т. д.

Множественная – означает, что юридический вопрос может быть разрешен в суде общей юрисдикции или третейском суде, в комиссии по трудовым спорам и в суде. В некоторых случаях закон предоставляет заявителю право выбора органа, в который он может обратиться за разрешением юридического вопроса, либо предоставляет сторонам самим решить вопрос о выборе органа, либо строго определяет последовательность обращения в различные органы, решающие юридические вопросы.

Разновидности множественной подведомственности:

    1. альтернативная – спор правового характера может быть по закону разрешен не только судом, но и другим несудебным органом (в административном, нотариальном порядке, третейским судом). Обращение к той или иной форме защиты права зависит от усмотрения истца, заявителя, другого заинтересованного лица или определяется соглашением сторон, выраженным как в отдельном документе, так и в тексте гражданско-правового договора (контракте);
    2. договорная – определяется соглашением сторон. Например, граждане имеют право при заключении сделки в одном из пунктов договора зафиксировать, что все споры, возникающие из этого договора, будут разрешаться в конкретном третейском суде. Об этом же участники сделки могут совершить отдельную третейскую запись;
    3. условная – означает, что для определенной категории споров или иных правовых вопросов соблюдение предварительного внесудебного порядка их рассмотрения выступает в качестве необходимого условия их подведомственности суду, т.е. до разбирательства судом дело должно быть рассмотрено другим органом;
    4. императивная – означает, что закон устанавливает строгое последовательное прохождение дела по юрисдикционным органам. Подведомственность дел определяется по связи исковых требований. При объединении нескольких связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду, а другие – арбитражному суду, все требования подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции, если их разделение невозможно.

Подсудность: понятие и содержание

Подсудность – гражданско-правовой институт, нормы которого регулируют разграничение компетенции между конкретными судами судебной системы.

Институт подсудности — разграничение компетенции между судами внутри само­стоятельной ветви судебной системы. Таким образом, правила подсудности определяют компетенцию конкретных судов общей юрисдикции по рассмотрению и разрешению гражданских дел по первой инстанции.

Принимая исковое заявление (заявление) и определяя, что гражданское дело подведомственно судам общей юрисдикции, судья должен решить, какому из судов судебной системы оно подсудно.

Виды подсудности:

Родовая (предметная) подсудность – определяет компетенцию судов различных звеньев судебной системы (различных уровней) в качестве судов первой инстанции. Все подведомственные судам общей юрисдикции гражданские дела распределены между судами различных звеньев (уровней) судебной системы Российской Федерации. Одни гражданские дела отнесены законом к ведению мировых судов, другие – районных (городских) и т. д.

Критерием отнесения конкретных гражданских дел к ведению судов того или иного уровня являются

    1. характер (род) дела,
    2. предмет и
    3. субъектный состав спора.

Территориальная подсудность – определяет пространственную компетенцию одноуровневых судов судебной системы. После того как выяснено, суду какого звена (уровня) судебной системы подсудно конкретное гражданское дело, необходимо определить, какому из однородных судов оно подсудно по территории, т.е. определить пространственную компетенцию одноуровневых судов, или территориальную подсудность конкретного дела.

Территориальная подсудность делится на:

    1. альтернативную , или подсудность по выбору истца – предусмотрена для ряда категорий гражданских дел, разрешение которых законом отнесено к компетенции двух или более судов одного уровня. Право выбора между несколькими судами, которым подсудно конкретное дело, закон предоставляет истцу;
    2. исключительную – сущность заключается в том, что для некоторых категорий дел закон точно определяет, какой суд компетентен их разрешать;
    3. договорную – стороны по соглашению между собой могут изменить территориальную подсудность для конкретного дела. Недопустимо изменение подсудности суда субъекта Федерации, Верховного Суда РФ, а также правил исключительной подсудности. Соглашение сторон об изменении территориальной подсудности для конкретного дела возможно до принятия его судом к производству. Соглашение сторон о подсудности должно быть выражено в письменной форме. Это может быть самостоятельный документ, в котором выражена воля сторон по поводу выбора суда для разрешения их гражданского дела. Соглашение о подсудности может быть также включено в качестве отдельного пункта в материально-правовой договор (контракт), заключенный между сторонами.

Подсудность по связи дел – применяется в случае, когда в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения объединяются несколько самостоятельных требований.

Статья написана по материалам сайтов: studbooks.net, megaobuchalka.ru, jurkom74.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector