Виды политических систем тгп

В политологической литературе существуют различные подходы к определению типов политических систем.

Рассмотрим пять основных типов политических систем в обобщенном виде:

1. Рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, социалистическая система с капиталистической или социалистической ориентацией, основой типологизации являются общественно-экономические формации, авторами концепций являются Маркс, Энгельс, Ленин.

2. Демократическая, авторитарная, тоталитарная, основой типологизации выступает степень демократичности власти и наличие механизмов разрешения противоречий, автором является Роберт Даль.

3. Англо-американская, Европейская континентальная, доиндустриальная, тоталитарная, основой типологизации является политическая культура (однородная или разнородная), автор Габриэль Алмонд.

4. Административно-командная, соревновательная, социопримирительная, основой типологизации выступают способы управления обществом, автор В. Е. Чиркин.

5. Этакратическая, демократическая, где основой типологизации является место и роль государства в политической системе, авторы: В. В. Радаев, О. Н. Шкартан.

Существует множество и других, в том числе более сложных типологий полит-х систем. Одна из достаточно простых, широко распространенных, а главное, достаточно глубоких их классификаций — деление полит-х систем на тоталитарные, авторитарные и демократические. Критерием их разграничения служит Пол. режим — характер и способы взаимоотношения власти, общества (народа) и личности (граждан). В самом общем виде для тоталитарной политической системы характерно полное подчинение общества и личности власти, всеобъемлющий контроль за гражданами со стороны государства. Авторитаризм отличается неограниченной властью одного лица или группы лиц над гражданами при сохранении автономии личности и общества во внеполит-х сферах. И, наконец, демократия характеризуется контролем общества (большинства) над властью. При этом если личность имеет автономию, права и свободы, признается важнейшим источником власти, то имеет место либеральная демократия. Если же, власть большинства ничем не ограничена и стремится контролировать общественную и личную жизнь граждан, то демократия становится тоталитарной. Неоднородны также авторитарные и тоталитарные политические системы. Так, в зависимости от того, кто — один человек, или группа лиц — являются источником власти, авторитарные и тоталитарные режимы могут быть автократическими (у власти одно лицо) или группократическими (аристократическими,олигархическими, этнократическими и т.п.). Данная классификация отражает идеальные типы полит-х систем, значительно отличающиеся от существующих в реальной жизни. И все же тоталитаризм, авторитаризм и демократия в той или иной форме и в различной степени приближения к идеалу широко представлены в истории человечества и в современном мире.

Виды политических систем общества

В классификации политических систем могут использоваться самые различные основания:

  • 1) в зависимости от общественно-экономической формации выделяют: рабовладельческие, феодальные, буржуазные, социалистические политические системы общества;
  • 2) по положению личности в государстве и пределам вмешательства в частную сферу отношений (политическому режиму) выделяют: либерально-демократические и тоталитарные политические системы;
  • 3) по направлению развития: прогрессивные и реакционные, реформаторские и консервативные;
  • 4) по количеству партий: одно-, двух-, многопартийные, многопартийные при одной доминирующей партии;
  • 5) в зависимости от доминирующей политической идеологии различают: консервативные, либеральные, социал-демократические, социалистические, националистические;
  • 6) по социально-экономической основе: на закрытые тоталитарно-распределительные (в их основе лежат огосударствленная экономика и плановое распределение материальных благ); открытые либерально-рыночные (их основа — рыночная экономика, конкуренция и свобода предпринимательства); смешанные конвергенционпые и мобилизационные (в их основе — сочетание государственного вмешательства в экономику с рынком);
  • 7) но способу управления обществом: командная, соревновательная, социопримерительная.

Особенности командной политической системы:

  • — управление обществом осуществляется на основе жесткого администрирования и принудительного исполнения;
  • — вертикально интегрированный характер управления — все элементы политической системы взаимодействуют на основе централизма сверху вниз, а не путем естественно сложившихся отношений иерархического взаимодействия и координированного сотрудничества;
  • — отрицание саморегулирования в общественных институтах.

Для соревновательной политической системы характерны:

  • — противоборство различных политических сил, их состязательность в политическом процессе;
  • — идеологический и политический плюрализм;
  • — наличие механизмов общественной саморегуляции в экономической, социальной, культурной, духовной сферах отношений.

Для социопримерительной политической системы характерны:

  • — приоритет в политической деятельности социальным вопросам общественного развития;
  • — политические решения принимаются на основе достижения компромиссов между различными политическими силами с обязательным достижением консенсуса;
  • — деятельность гражданского общества связывается с идеей социальной справедливости и всеобщего блага.

В зависимости от типов политических систем различают несколько теоретических моделей соотношения интересов государства и личности. К числу таких моделей следует отнести: тоталитарную, либеральную и прагматическую (рационально-правовую) модели.

Тоталитарная модель характеризуется государственным диктатом во всех социальных сферах. Человек для тоталитарного государства — это «винтик» в государственном механизме. Его социальная ценность определяется государственной полезностью. Государство не ограничено в своей возможности вмешиваться в сферу частных интересов (Россия в период правления И. В. Сталина, современная Северная Корея).

Либеральная модель закрепляет преимущественный характер субъективных прав личности по отношению к публичным интересам. Либеральное государство выполняет функцию «ночного сторожа», задачи которого сводятся к охране от нарушений естественных прав членов сообщества и разрешению конфликтных ситуаций, возникающих между ними. При этом вмешательство государства в сферу частных интересов возможно только по инициативе заинтересованных сторон либо в случае совершения правонарушения [1] .

Прагматическая (рационально-правовая) модель подразумевает отказ от монистического подхода к проблеме приоритета социальных интересов (личности или государства). В рамках данной модели центральное место занимает принцип взаимного уважения интересов личности и государства, что должно способствовать формированию сбалансированной системы взаимных прав и обязательств государства и гражданина. При этом, с одной стороны, индивиды обязуются выполнять требования исходящих от государства властных предписаний, а с другой — государство принимает на себя ответственность за обеспечение безопасности и достойного уровня жизни всем членам сообщества, а также гарантирует определенную свободу поведения субъектов при условии, что свобода одних не нарушает прав и законных интересов других.

Принцип взаимного уважения интересов личности и государства определяется закономерностями взаимодействия личности и социума.

Соотношение личностного и общественного в достаточной степени точно отразил выдающийся русский мыслитель В. С. Соловьев: «Отнимите у действительной человеческой личности все то, что так или иначе обусловлено ее связями с общественными или собирательными целыми, и вы получите животную особь с одной лишь чистою возможностью или пустой формой человека, то есть нечто в действительности вовсе не существующее. » И далее философ продолжает: «Общественность не есть приходящее условие личной жизни, а заключается в самом определении личности, которая по существу своему есть сила разумно-познающая и нравственно-действующая, а то и другое возможно только в образе бытия общественном» [2] .

Таким образом, индивидуальное и социальное — эго противоположности, но они существуют в единстве и взаимно определяют и обусловливают друг друга. Уровень развития одной из них находится в прямой зависимости от уровня развития другой, следовательно, отрицание или умаление одной означает отрицание или умаление другой.

Всякое жизнеспособное общество представляет собой известное равновесие индивидуального и коллективного, которое находит (или не находит) свое отражение в праве и государстве, системе организации власти, морали и пр. Нарушение такого равновесия, отсутствие механизмов гармонизации индивидуального и коллективного ведут к деструктивным процессам [3] .

Как справедливо отмечает в этой связи Б. С. Эбзеев, «юриспруденция окажется в выигрыше, если она откажется от весьма удобного, но искусственного монизма, неизбежно ведущего к односторонности, и примирится с более соответствующим многообразию социальной действительности плюрализмом. Речь идет об утверждении в юридической науке синтетической точки зрения на понимание природы общества и места в нем индивида» [4] .

Понятие и виды политических систем

Политическая система общества — это система государственных и негосударственных социальных институтов, осуществляющих определенные политические функции. Политическая система — это упорядоченная совокупность взаимодополняющих социальных институтов (субъектов), участвующих в формировании и реализации государственной власти.

Признаки политической системы общества: 1) Политический характер. Он проявляется в содержательной деятельности системы, она затрагивает жизненные интересы множества людей, оказывает воздействие на государство, государственное управление; связана с участием граждан в политическом процессе; 2) Интегративной характер. Политическая система объединяет воедино множество самостоятельных организаций, подсистем; 3) Формализованный характер. Система регулируется специальными правовыми и политическими нормами, отличающиеся высокой степенью формальности; 4) Функциональный характер. Политическая система упорядочивает общественные отношения; 5) Обязывающий характер. Выработанный в рамках политической системы политический курс становиться обязательным для всего общества.

Подходы к понятию политической системы. В зависимости от количества элементов, включаемых в понятие, различают политическую систему: 1. В широком смысле (институциональная, идеологическая, коммуникативная, функциональная) — как систему всех политических явлений, которые существуют в социально-неоднородном обществе. Ее элементами являются: 1. субъекты политики (нации, классы, социальные группы); 2. представители их интересов (разнообразные объединения, организации); 3. политические отношения, политическое сознание субъектов политики; 4. политические нормы (общие правила поведения в политических содружествах). 2. В узком смысле (институциональная), — как систему всех государственных и негосударственных организаций, принимающих участие в политической жизни общества.

Институциональная подсистема включает в себя государство, политические партии, социально-экономические и общественные организации и отношения между ними, которые в совокупности образуют политическую организацию общества.

Политическая система имеет ряд характерных черт: 1) именно в ее рамках и с ее помощью осуществляется политическая власть; 2) она зависит от характера общественной среды, социально-экономической структуры общества; 3) она обладает относительной самостоятельностью.

Выделяют следующие компоненты политической системы: 1) политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы и т.п.; 2) политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы; 3) социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти; 4) политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти; 5) политическая практика, состоящая из политической деятельности и совокупного политического опыта.

Это интересно:  Что такое оклад в зарплате

Виды Политических систем: I. В зависимости от политического режима: 1. Демократические; 2. Недемократические. II. От степени развитости государства (степень экономического и правового развития): 1. Развитые; 2. Неразвитые. III. Формационная принадлежность: 1. До буржуазного типа (рабовладельческие, феодальные); 2. Буржуазного типа. IV. По сфере функционирования: 1. Государственные (региональная); 2. Международного уровня (планетарная). V. По способу разрешения внутрисистемных противоречий: 1. Командные (преимущественно используют принудительные методы управления); 2. Соревновательная (управленческие решения принимаются в результате борьбы конкур суб полит); 3. Социопримирительная (выработка политических решений, основана на полит компромиссе). VI. В зависимости от формы правления: а) Республиканские: президентские, парламентские; б) Монархические. VII. В зависимости от формы государственного устройства: а) Политические системы унитарных государств; б) Политические системы сложных государств. VIII. По количеству политических партий: а) Однопартийные; б) Многопартийные.

Понятие и структура политической системы общества. Виды

Предмет ТГП. Объект и предмет исследования юридических наук.

Это наиболее общее закономерности возникновения развития и функционирования гос-ва и права как устойчивые повторяющиеся существенные и объективные связи реальности. Объект теории гос-ва и права – государство и право, государственно-правовые явления. Теория гос-ва и права – это основанная на познании объективных законов развития цивилизации, фундаментальная теоретико-юридическая наука об основных закономерностях возникновения и развития гос-ва и права как частей единой социальной действительности, окружающего человека мира, их , сущности , формах, функциях и назначениях, особенностях правового сознания и правовой культуры. В самом общем виде предмет теории права и государства можно обозначить как закономерности, свойство, стороны, характеристике, общие для всех государственно-правовых явлений и процессов. Предмет теории права и государства является достаточносложным образованием, и составляющую его проблематику можно и определённым образом сгруппировать . Исследования предмета теории права и государства предполагает характеристику: а) сущности права и государства; б) общих черт , присущих праву и государству любого типа и любой системы; в) общих закономерностей генезиса (происхождения) права и государства; г) типов и форм права и государства; д) общих закономерностей, принципов, механизмов развития и функционирования права и государства; е) общих закономерностей связи права и связи права и государства друг с другом и другими социальными явлениями; и др. Нужно заметить, что к предмету теории права и государства относится и проблематика, связанная с её « самопознанием» — с характеристикой ее предмета, метода , места в системе наук и т. П. Сложность предмета теории права и государства определяется и тем, что он охватывается не только статистически моменты (собственно право и государство) , но и их динамику(в частности, процесс правового регулирования).

Общие закономерности возникновения, становления и функционирования государства и права.

К общеисторическим закономерностям возникновения гос-ва и права можно отнести:

— общественное разделение труда (неолитическая революция)

— развитие в человеке человеческого (духовное развитие, запрещение инцеста), определение его от животного мира

— рост производительности труда в результате совершенствования орудий труда, овладения огнем и т.п.

-возникновение семьи (матриархат, патриархат) как первичной ячейки социальной организации

— появление частной собственности на орудия труда и средства производства

-эксплуатация пленных (рабов), а затем и бедных соплеменников

— углубление имущественного расслоения членов общества

-раскол общества на антагонистические классы

Методология ТГП. Философские подходы к изучению государства и права.

Методология ТГП понятие и структура. Методология – совокупность методов, применяемых в какой-нибудь науке. Методы: 1. Дедуктивный – знания выводятся из уже имеющихся сведений. 2. Позитивистский – получение знаний из самого опыта, его изучения. Вся совокупность методов может быть разбита на 3 группы: I) Общефилософский: 1)3-ны: а)единства и борьбы противоположностей(мир — всегда в движении, но в круговом — по Аристотелю) б)переход количества и качество с) отрицание отрицания (новое всегда отрицает старое и наоборот).2)Содержание и формы(по Гегелю: всякая форма содержательна, всякое содержание формировано). 3)Сущность и явление(в каждом из явлений можно выделить сущность, определение закономерности) 4)Общее и единичное. Вот эти элементы применяются при изучении государственной, и правой системы. II) Общенаучные методы, из которых самый применяемый 1) Теория систем или системный анализ: а) элементы и структура (всякая система состоит из элементов, находящихся в структуре), где элемент — наименьшая дробная часть целого, сохраняющая качественные признаки целого (правая норма, государственный институт) б) динамическая устойчивость и надежность; они находятся в обратной зависимости. Динамическая устойчивость — способность системы приспосабливаться к изменениям среды, а надежность характеризует способность системы выдерживать нагрузки с) управления и самоуправления. Управление-поддержание системы в заданном состоянии. Самоуправление механизм приспособления системы к среде 2)Сравнительное поведение, которое нужно для сравнения положительного правого опыта других стран и выявление их сильных и слабых сторон. III. Количественные методы (с помощью ЭВМ)-возможность автоматического поиска нормативных актов, а впоследствии автомоделирование юр норм.

Диалектико–материалистический метод, общие, частные, и специальные методы научного исследования государства и

Права.

Материалистическая диалектика как всеобщий метод познания ТГП разрабатывает собственные методы исследования государственно-правовых явлений. На протяжении долгого времени в науке противоборствуют идеалистический и материалистический методы познания, метафизика и диалектика. Нашей отечественной науке присуща ориентация на материалистический подход, согласно которым они предопределяются в экономике, наличными формами собственности. Материалистический подход позволяет проследить связь государства и права, выявлять и исследовать их возможности для упрочения материальных основ и увеличения эконом потенциала общества. Философских основ ТГП служит диалектический метод, т.е. учение о наиболее общих закономерных связях развит бытия и сознания. К общим законам диалектики относ переход количественных изменений в качественные (увеличение числа норм и институтов, закрепляющих и регулирующих отношение частной собственности, привело к делению рос-го право на частное и публичное): закон единства и борьбы противоположностей (единство прав и обязанностей, централизация и децентрализация в государственном строительстве): закон отрицания (в российской государство имеются элемен­ты прошлой и зародыши новой государства). Специальные и частнонаучные методы познания Значение данного метода возрастает, когда возникает необходимость в политических и правовых реформах. Вместе с тем сравнительное государственное ведение и прведение не имеет ничего общего с бездумным заимствованием иноземного опыта и механическим переносом его в наши специфические истории, национальные и соци-культурные условия. К специальным относится метод государства и правого моделирования. Суть его заключается в том, что между различными государствами и правыми явление имеется, определен сходство, а потому, зная свойства и признаки одного из них (модули), можно с достаточной степенью точности судить о др. Моделирование помогает при поиске наилучших схем организации государственные аппарата, наиболее рациональной структуры административно-территориального деления, при формировании системы законодательства и др. В современных условиях особое значение, приобретая конкретно- социологический метод исследования государственно-правовых проблем. С его помощью можно выявить степень эффективности функционирования всех ветвей государственной власти, правого регулирования, состояние законности и правопорядка в стране. Конкретно-социологические исследования содействуют разработке ключевых вопросов ТГП для изучения, которых они предоставляют массу новых жизненных фактов, статистических и иных данных. В рамках конкретно- социологического метода используются такие приемы, как наблюдение, анкетирование, интервьюирование, эксперимент и т.д.

6. Теория государства и права в системе юридических наук.

1. ТГП как общетеоретическая отрасль юридической науки.

2. Историко-правовые науки, к которым относиться история государств и права России, зарубежных стран, история политических и правовых учений.

3.Специальные отраслевые юридические науки: государственные (конституционное) право, административное право. трудовое право, гражданское право, экологическое право, уголовное право, гражданский процесс, уголовный процесс и др.

4.Юридические науки, тесно связанные со специальными отраслевыми, но вместе с тем имеющие свой самостоятельный предмет изучения: правоохранительные органы, организация самоуправления, программы социального обеспечения, криминология и др.

5. Технико-прикладные юр науки, широко пользующиеся данными других наук, в том числе математики, статистики, химии, медицины, психологии, кибернетики. Это крими­налистика, бухгалтерский учет и экспертиза, судебная статистика, судебная медицина, судебная психиатрия, судебная психология.

6.Международное право, подразделяемое на международное публичное право и международное частое пр. Все перечисленные разновидности и группы юридических наук, за исключением ТГП, в качестве предмета исследования рассматривают лишь отдельные стороны проявления и развития государства и права. Поскольку все виды правовых наук, за исключением ТГП, изучает отдельные части, стороны, структурные элементы единой системы государства и права в литературе предлагается называть их частными или структурными юридическими науками. Их задача-вычленение из всей системы государства и права действительности отдельных сторон или сфер со свойственными им специфическими закономерностями развития и изучение их в относительной самостоятельности по отношение к государству и праву в целом. Поэтому ни одна из частных структурных юридических наук в отдельности, ни все они вместе взятые не в состоянии обеспечить изучение государства и права как единых и целостных систем, познания их общих закономерностей возникновение развития и функционирования. Именно необходимостью реализации этой задачи определяется существование и назначение такой отдельной самостоятельной юридической науки, как ТГП. Все отраслевые юридические науки государственное (конституционное) право, административное, трудовое, гражданское, гражданский процесс и др. руководствуются разработанными ТГП положениями о сущности, типе, формах и функциях государства и права, общими понятиями государства, органа государства, государственного механизма (аппарата), права, нормы права, нормативного акта, отрасли права, правового института, акта применения права, правоотношения, субъективного права и юридических обязанности и т.д. В то же время все эти положения опираются на анализ и синтез соответствующих разносторонних данных специальных отраслевых наук о государстве и праве. Их фактический материал и теоретических обобщений — одним из важнейших источников существования и развития ТГП.

Это интересно:  Ценные бумаги как объект финансово правового регулирования

7. Характеристика ТГП как юридической, общетеоретической

и фундаментальной науки.

1. ТГП как общетеоретическая отрасль юридической науки.

2. Историко-правовые науки, к которым относиться история государства и права Росси., зарубежных стран, истории полных и правовых учений.

3.Специальные отраслевые юридические науки: государства (конституционное) право, административное право, трудовое право, гражданское право, экологическое право, уголовный процесс, гражданский процесс, уголовный процесс и др.

4. Юридические науки, тесно связанные со специальными отраслевыми, но вместе с тем имеющие свой самостоятельный предмет изучения: правоохранительные органы, организация самоуправления, программы социального обеспечения, криминология и др.

5.Технико-прикладные юридические науки, широко пользующиеся данными других наук, в том числе математики, статистики, химии, медицины, психологии, кибернетики. Это крими­налистика, бухгалтерский учет и экспертиза, судебная статистика, судебная медицина, судебная психиатрия, судебная психология.

6.Международное право, подразделяемое на международное публичное право и международное частое право. Все перечисленные разновидности и группы юридических наук, за исключением ТГП, в качестве предмета исследования рассматривают лишь отдельные стороны проявления и развития государства и права.

8. Власть и общество: понятие, взаимосвязь. Власть и её роль в жизни общества.

Власть-это способность (свойство) некого субъекта (индивида, коллектива, организации) подчинять себе волю и поведение другого субъекта в своих собственных интересах или в интересах других лиц.

9. Основные закономерности происхождения государства.

Современная материалистическая наука связывает процесс возникновения государства и права главным образом с развитием производства, с переходом от присваивающей к производящей эконом. В результате эволюционного развития человек для удовлетворения своих потребностей постепенно перешел от присвоения готовых животных и растительных форм к подлинно трудовой деятельности, направленной на преобразование природы и производство орудий груда, пиши и др. Именно переход к производящей эконом послужил толчком к 3 крупным разделениям общественного труда — отделению скотоводства от земледелия, отделению ремесла и обособлению слоя людей, занятых в сфере обмена-торговли (купцов). Родовая община постепенно начинает дробиться на патриархальные семьи (земледельцев, скотоводов, ремесленников), интересы которых уже не полностью совпадают с интересами рода. С возникновением семьи началось разложение родовой общины. Прибавочный продукт как следствие роста производительности труда обусловил появление экономии возможности для товарообмена и присвоения результатов чужого труда. И все же причины зарождения государства и права коренятся не только в материальном производстве, но и в воспроизводстве самого человека. В частности, запрещение кровосмешения не только способствовало выживанию и укреплению рода человеческого, но и оказало мно­гоплановое воздействие на развитие общество, структуру его внутренних и внешних отношений, культуру. Родовая организация общины трансформировалась в государственно эволюционно, сохраняя историческую преемственность, проходя переходные стадии. Одной из таких переходных, предгосударственных форм была военная демократия», где органы родового общественного самоуправления еще сохраняются, но постепенно набирают силу новые предгосударственые структу­ры в лице военачальника и его дружины. Здесь появились зачатки военно- насильственного принуждения и подавления, ибо традиционная родовая организация самоуправления уже не в состоянии была разрешить возникающие противоречия, все более разрушающие вековые порядки.

К). Теории происхождения и сущности государства. Плюрализм

3. Договорная или естественно-правовая

5. Теория насилия

6. Материалистическая или классовая

С марксисткой точки зрения государство есть продукт развития общества, продукт непримиримости классовых противоречий. Государство появляется там, тогда и постольку, где, когда и поскольку классовые противоречия объективно не могут быть примирены, когда общество делится на эксплуататоров и эксплуатируемых. Везде и всегда вместе с ростом и укреплением этою деления возникает и развивается особый институт — государство.

Общество создает себе орган для защиты своих интересов от внутренних и внешних нападений. Этот орган есть государственная власть. Едва возникнув, он приобретает самостоятельность но отношению к обществу и тем более преуспевает в этом, чем более становится органом политических сил, стоящих у власти и чем более явно осуществляет его господство.

Кроме марксисткой теории происхождения государства существуют и другие теории.

Теологическая теория довольно многоаспектна, что, несомненно, объясняется особыми историческими и материальными условиями существования различных государств Древнего Востока и Древнего Запада. Основная идея теологической теории божественный первоисточник происхождения и сущности государства: вся власть от бога.

Основателем патриархальной теории считается Платон и Аристотель. Платон в своем знаменитом труде «Государство» конструирует идеальное справедливое государство, вырастающее из семьи, в котором власть монарха олицетворяется с властью отца над членами его семьи, где есть соответствие между космосом вислом, государством и отдельной человеческой душой. Идеи патриархальной теории получили развитие в 17 веке в сочинении Р.Фильмера «Патриарх», где он доказывает получение власти от бога и затем передачу ее своему старшему сыну патриарху, а затем уже своим потомкам — королям.

Теория насилия. Одним из основателей и ведущим представителем социологического направления буржуазной теории государства и права второй половины 19 веке был Л. Гумплович. Сторонником этой теории был и К.Каутский. Причину происхождения и основу политической власти и государства они видели не в экономических отношениях, а в завоевании, насилии, порабощении одних племен другими. Утверждалось, что в результате такого насилия образуется единство противоположных элементов государства: властвующих и подвластных, победителей и побежденных.

Органическая теория происхождения государства, крупнейшим представителем которой был Г. Спенсер, считает государство результатом органической эволюции, разновидностью которой является социальная эволюция. Подобно тому, как в живой природе выживают наиболее приспособленные, так и в обществе в процессе войн и завоеваний происходит естественный отбор, который определяет появление правительств и дальнейшее функционирование государства в соответствии с законами органической эволюции.

Психологическая теория объясняет причины возникновения государства свойствами психики человека, его биопсихическими инстинктами и т.п. Известный ученый Л.П. Петражицкий исходил из якобы изначально присущей психике индивида потребности к повиновению. З.Фрейд основатель психоаналитического направления в буржуазной социологии выводил необходимость создания государства из психики человека. Из существовавшей первоначально патриархальной орды, глава которой был убит своими взбунтовавшимися сыновьями, движимыми особыми сексуальными и биопсихическими инстинктами (Эдипов комплекс) появляется государство для подавления в дальнейшем агрессивных влечений человека. Э. Дюркгсйм наоборот развивал взгляд на человека как- прежде всего общественное, а не биопсихическое существо. Общество понимается как продукт не индивидуального, а коллективного сознания людей, в котором формируется идея социальной солидарности, для се обеспечения создаются соответствующие государственно-правовые институты.

11. Государственная власть как особая разновидность социальной власти. Соотношение понятий «Государственная» и

способность и возможность осуществлять свою волю оказывать определение воздействие на поведение человека с помощью таких средств как авторитет. Вместе с тем она имеет немало качественных особенности важнейшая особенность государственной власти заключении в ее политической классовой природе. Государственная власть всегда является политической и содержит элемент классовости, всему живому, всякому творчеству и созиданию. Между тем функционирующая на научной основе подлинно народная власть — великая созидательная сила, обладающая реальной возможностью управлять действиями и поведением людей, разрешать социальные противоречия, согласовывать индивидуальные или групповые интересы, подчинять их единой властной воле методами убеждения, стимулирования, принуждения. Особенностью государственной власти является и то, что ее субъект и объект обычно не совпадают, властвующий и подвластные чаще всего отчетливо разделены. В обществе с классовыми антагонизмами властвующим субъектом выс­тупает экономический господствующий класс, подвластными — отдельные лица, социальные, национальные общности, классы. В демократическом обществе возникает тенденция сближения субъекта и объекта власти, ведущая к их частичному совпадению. Диалектика этою совпадения состоит в том, что каждый гражданин является не только подвластным; как член демократического общества он вправе быть индивидуальным правоносителем и источником власти. Он имеет права и должен активно участвовать в формировании выборных (представительных) органов власти, выдвигать и выбирать кандидатуры в эти органы, контролировать их деятельность, быть инициатором их роспуска, реформирования. Правовые обязательства и долг гражданина — участвовать в принятии государственных региональных и других решений через все виды непосредственной демократии. Словом, при демократическом режиме нет и быть не должно только властвующих и только подвластных. Даже высшие органы государства и высшие должностные лица имеют над собой верховную власть народа, являются одновременно объектом и субъектом власти. Вместе с тем и в демократическом государственно-организованном обществе полного совпадения субъекта и объекта нет. Если демократическое развитие приведет к такому (полному) совпадению, то государственная власть утратит политический характер, превратится в непосредственно общество без органов государства и государственного управления.

12. Признаки государственной власти, легитимность и легальность государственной власти.

Государственная власть реализуемся через государственное управление целенаправленное воздействие государства, его органов на общ в целом, те или иные его сферы (экономическую, социальную, духовную) на основе познанных объективных законов для выполнения стоящих перед обществом задач и функций. Ещё одна важнейшая особенность государственной власти состоит в том, что она проявляется в деятельности государственных органов и учреждений образующих механизм (аппарат) этой власти. Она потому и называется государственной, что ее практически олицетворяет, приводит в действие, претворяет в жизнь, прежде всего механизм государства. Видимо, поэтому государственная власть часто отождествляют с органами государства особенно высшими. С научной точки зрения такое отождествление недопустимо. Во-пер­вых, государственная власть может реализовать сам властвующий субъект. Например, народ через референдум и другие институты непосредственной (прямой) демократии принимает важнейшие государственные решения. Bo-вторых, политическая власть изначально принадлежит не государственным его органам, а либо элите, либо классу, либо народу. Властвующий субъект не передаст органам государства свою власть, а наделяет их властными полномочиями. Государственная власть может быть слабой или силь­ной, но, лишенная организованной силы, она теряет качество государственной власти, т. к. становился неспособной провести волю властвующего субъекта в жизнь, обеспечить — законность и правопорядок в обществе. Государственная власть не без оснований называется централизованной организацией силы. Правда, любая власть нуждается в силе авторитета: чем глубже и полнее власть выражает интересы народа, всех слоев общества, тем больше она опирается на силу авторитета, на добровольное и сознательное подчинение ей. Но пока существующая государственная власть, будут у нее и предметно-материальные источники силы — вооруженные организации людей или силовые учреждения (армия, полиция, органы государственной безопасности), а также тюрьмы и другие принудительные вещественные придатки. Организованная сила обеспечивает государственной власти принудительную способность, является ее гарантом. Но она должна направляться разумной и гуманной волей властвующего субъекта. Если государственная власть для решения внутренних проблем опирается только на предметно-материальную силу, это верное доказательство се нестабильности и непрочности, отсутствия у нее глубоких и прочных корней в обществе. Применение всей наличной силы имеет безусловное оправдание при отражении агрессии извне или пресечении преступности. Таким образом, государственная власть есть концентрированное выражение воли и силы, мощи государства воплощенное в государственных органах и учреждениях. Она обеспечивает стабильность, и порядок в обществе защищает его граждан or внутренних и внешних посягательств путем использования различных методов, в том числе государственные принуждения и военной силы.

Это интересно:  Как будет индексироваться пенсия в 2020 году

13. Понятие государства.

Государство это особая организация политической власти общества, основанная на принципах демократии, верховенства закона и прав человека.

14. Признаки государства.

Государство отличается от других организаций, входящих в политическую систему общества рядом существенных признаков

1.Государство в пределах своих территориальных границ выступает в качестве единственного официального представителя всего общества, всего населения, объединяемого им по признаку гражданства.

2.Государственный суверенитет, под которым принято понимать присущее государственное верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях. Государство — единственный носитель суверенной власти.

З. Государство издает законы и подзаконные акты, обладающие юридической силой и содержащие нормы права. Те или иные общественные объединения могут принимать решения, обязательные для их внутриорганизационных подразделений и членов, тогда как нормативные акты государства обя­зательны для всех государственных и муниципальных органов, общественных объединений, частых организаций, должностных лиц и граждан. Пртворчество — исключительная прерогатива государства.

4.Государство есть сложный механизм (аппарат) управления общества, разносторонними социальными сферами и процессами, представляющий собой систему государственных органов и соответствующих материальных средств, необходимых для выполнения его задач и функций. Специфическая особенность органов, образующих в своей совокупности государственный механизм, состоит издавать правовые акты и охранять их от нарушения. Функционирование этого специально созданною государственного механизма, наличие особого слоя лиц — государственных служащих, основное назначение которых, чтобы управлять.

5.Госудасрство — единственная в полит системе организация, которая располагает правоохранительными (карательными) органами (суд, прокуратура, милиция, полиция и т.д.) специально призванными стоять на страже законности и правопорядка.

6.Только государство располагает вооруженными силами и органами безопасности, обеспечивающими его оборону, суверенитет, территориальную целостность и безопасность.

7.0дин из важнейших признаков государства, так или иначе соприкасающийся со всеми рассмотренными выше и обобщающий некоторые из них, — это тесная органическая связь государства с правом, представляющим собой эконом и духовно обусловленное нормативное выражение государственной воли общества, государственный регулятор общественных отношений.

15. Сущность государства. Классовое и общесоциальное (общегосударственное) в сущности государства. Социальная

Сущность государства — смысл, главное, глубинное в нем, что определяет его содержание назначение и функционирование главным, основополагающим в государстве является власть, ее принадлежность, назначение и функционирование в обществе. Само существо государства в наше время связано несколько с классами и классовой борьбой, сколько с общесоциальными потребностями и интересами, что предполагает разумное сотрудничество различных, в том числе противоречивых, сил. Сказанное не означает, что современное государство полностью утратило классовость, нет, она просто отошла на второй план, перестала доминировать, а на первое место вышла общесоциальная сторона. Такое государство сосредоточивает свою деятельность на обеспечении социального компромисса, на управлении делами общества. Иначе говоря, в демократическом обществе второй, но более значимой, чем первая, становится общесоциальная его сторона. Следовательно, анализ сущности государства требует учета обоих начал. Игнорирование любого из них делает характеристику этой сущности односторонней классовость, общесоциальная сторона)

16. Понятие и структура механизма государства.

Механизм государство — это совокупность государственной организаций при помощи, которых государство осуществляет своими задачами и функции. Нередко государство механизм отождествляют с государственным аппаратом. Вместе с тем механизм государства это понятие более широкое, чем государственный аппарат. Традиционно под государственным аппаратом понимают систему органов при помощи, которых осуществляется задачи и функции государства. В этой связи государственный аппарат следует рассматривать в качестве составной части механизма государства, поскольку помимо органов государства, которые являются государственными организациями, в механизм государства входят и другие государственные организации, которые органами государства не являются. Это такие организации как: государственными учреждения (школы, больницы), а также государственные предприятия. Таким образом, механизм государства составляют 3 вида государственной организации: 1 .органы государства 2. государственные учреждения З. Государственные предприятия. Поскольку государственный аппарат составляет только органы государства, то он не тождественен государственному механизму. Государственный аппарат является основной частью и звеном государственного механизма.

Форма правления представляет собой отражение способов организации государственной власти конкретного государства.

Форма правления представляет собой структуру высших органов государственной власти порядок их образование и распределение компетенции между ними.

Форма государственного правления даст возможность уяснить:

— как создаются высшие органы государства и какого их строение:

— как строятся взаимоотношения между высшими и другими государственными органами;

— как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны;

— в какой мере организация высших органов гос-ва позволяет обеспечивать права и свободы гражданина.

По указанным признакам формы государственного правления подразделяются на :

— монархические ( единоличные, наследственные)

— республиканские (коллегиальные, выборные)

Монархия— это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству. Основными признаками классической монархической формы управления являются:

— существование не единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно (царь, король, шах);

— наследственный порядок преемственности верховной власти:

— представительство государства монарха по своему усмотрению:

— юридическая ответственность монарха.

Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она стала основной формой государственного правления. В буржуазном же обществе сохранились лишь традиционные, а в основном формальные черты монархического управления.

В свою очередь монархия делится на :

Абсолютная монархии — такая форма правления, при которой верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному липу. Основным признаком абсолютной монархии является отсутствие каких-либо государственных органов, ограничивающих компетенцию монарха. В истории такими странами были Россия XVII . XVII и Франция до революции 1789 года.

Конституционная монархии представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом. Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом. Монарх же не в праве изменить конституцию. Как форма правления, конституционная монархия возникает в период становления буржуазного общества. Формально она не утратила своего значения в ряде стран Европы и Азии и до настоящего времени (Англия. Дания, Испания. Норвегия, Швеция и др.). Конституционная монархия бывает парламентской и дуалистической.

Парламентская монархия характеризуется следующими основными признаками:

— правительство формируется из представителей определенной партии (или партий) получивших большинство голосов на выборах в парламент;

— лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест, становится главой государства;

— в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует, она является символической;

— законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом;

— правительство согласно конституции несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом.

Примерами такой монархии можно считать — Великобританию. Бельгию. Данию и др.

В некоторых государствах монарх возглавляет не только светское, но и религиозное управление страной. Такие монархи носят название теократические (Саудовская Аравия).

Республика — это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок Общими признаками республиканской формы правления являются:

— существование единоличного и коллегиального главы государства.

— выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти;

— осуществление государственной власти не по своему велению, а по поручению народа;

— юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;

— обязательность решений верховной государственной власти.

Республиканская форма правления в окончательном виде сформировалась и Афинском государстве. По мере развития общественной жизни она видоизменялась, приобретала новые черты, все больше наполнялась демократическим содержанием. Насчитывается несколько основных разновидностей республиканского правления. В свою очередь они делятся по форме государственного устройства на:

Парламентская республика — разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту. В такой республике правительство формируется парламентским путем из числа

Статья написана по материалам сайтов: studme.org, studwood.ru, megaobuchalka.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector