Увеличение стоимости повод расторжения контракта

Поставщик заинтересован в получении максимальной прибыли от своей деятельности. Это выражается в том числе в установлении такой цены на товар, которая, с одной стороны, будет приносить достаточную прибыль, а с другой будет приемлемой для целевых потребителей.

Поэтому при согласовании условий договора вопрос о цене товара является одним из ключевых. Однако повлиять на размер цены можно и после того, как договор уже заключен. Причем для этого не обязательно иметь соответствующие договорные условия (п. 2 ст. 424 ГК РФ). Главное успеть предъявить требование об увеличении цены товара до исполнения договора сторонами надлежащим образом (п. 8 информационного письма Президиума ВАС РФ от 13 ноября 1997 г. № 21 Обзор практики разрешения споров, возникающих по договорам купли-продажи недвижимости).

Внимание! Нельзя увеличить цену товара после его полной оплаты

Увеличение цены товара по соглашению сторон

Стороны могут увеличить цену товара своим соглашением в любой момент после заключения договора и до его полной оплаты. Такое право им предоставлено пунктом 1 статьи 450 Гражданского кодекса РФ, если иное не предусмотрено Гражданским кодексом РФ, другими законами или договором. Так, если стороны закрепили в договоре поставки, что цена является твердой и не может быть изменена по соглашению сторон, то увеличить цену стороны не могут. Такое соглашение будет считаться недействительным. Нельзя изменить цену товара и в случае, если путем государственного либо ведомственного регулирования цен установлены фиксированные цены на товар (абз. 2 п. 1 ст. 424 ГК РФ).

При этом не имеет значения, по каким причинам стороны решили изменить цену, и содержится ли право на такое изменение в договоре. Главное наличие добровольного волеизъявления обеих сторон.

Соглашение об изменении цены товара должно быть составлено в той же форме, что и сам договор поставки, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев не вытекает иное (п. 1 ст. 452 ГК РФ). Обычно с этой целью стороны подписывают дополнительное соглашение к договору поставки или даже новую редакцию договора с указанием об отмене предыдущего договора.

Пример из практики: суд отказал покупателю в иске, так как стороны увеличили цену товара, заключив договор в новой редакции

В соглашении стороны по своему усмотрению определяют условия и порядок изменения цены.

Цена будет считаться измененной с момента заключения соответствующего соглашения между сторонами, если иное не вытекает из соглашения или характера изменения договора (п. 3 ст. 453 ГК РФ).

Совет

Стоит отдельно указать, по какой цене должен быть оплачен товар, который был заказан либо частично оплачен ранее вступления соглашения в силу. По умолчанию покупатель будет обязан оплатить товар по новой цене.

Покупатель принял товар по накладной, в которой указана цена выше, чем в договоре поставки. Можно ли сослаться на то, что такая накладная содержит соглашение сторон об изменении цены договора, и потребовать уплаты большей цены

Увеличение цены товара на основании положений договора поставки

Если покупатель не согласен заключать соглашение об увеличении цены товара, то необходимо обратиться к положениям договора поставки. Если в нем предусмотрено право сторон изменять цену товара (п. 2 ст. 424 ГК РФ), то нужно определить, наступили ли основания, по которым такое изменение возможно, и в каком порядке поставщик может (если может) увеличить цену.

Порядок изменения цены может быть различным. В частности, в договоре может быть закреплено, что в случае наступления конкретных событий, обуславливающих изменение цены товара, она считается измененной:

  • автоматически (в таком случае поставщику не нужно уведомлять покупателя об изменении цены товара),
  • после уведомления контрагента (при этом не нужно получать его согласие, однако необходимо получить доказательства такого уведомления),
  • после того, как стороны подпишут соглашение об изменении цены либо даже
  • после вступления в силу решения суда об изменении цены.

Только после соблюдения установленного договором порядка цена товара будет считаться измененной.

Пример из практики: суд удовлетворил иск покупателя о взыскании задолженности с учетом одностороннего увеличения цены товара по установленным в договоре основаниям

Увеличение цены товара на основании норм Гражданского кодекса РФ

Гражданский кодекс РФ содержит нормы, которые дают право требовать от покупателя изменения условий договора. Причем они носят императивный характер, и стороны не могут ограничить их действие на отношения друг с другом. Право поставщика на увеличение цены товара не зависит от того, предусмотрено ли оно договором или установлен иной порядок возмещения убытков.

Однако, чтобы поставщик мог потребовать увеличения цены товара, нужно соблюсти ряд формальностей. В частности, необходимо:

  • надлежащим образом зафиксировать наличие оснований для изменения договора и
  • направить покупателю предложение изменить договор.

Только после того как покупатель ответит отказом либо пройдет 30 дней (если иной срок не указан в предложении, законе или договоре), а ответа не будет, поставщик сможет предъявить иск в суд (п. 2 ст. 452 ГК РФ).

Внимание! Поставщику необходимо иметь доказательства, подтверждающие обоснованность суммы, на которую должна быть увеличена цена товара. В противном случае суд откажет в удовлетворении иска.

После того как решение суда об изменении договора вступит в законную силу, договор будет считаться измененным (п. 3 ст. 453 ГК РФ).

По каким же основаниям поставщик может обратиться в суд с требованием об увеличении цены товара?

1. Покупатель существенно нарушил договор (п. 2 ст. 450 ГК РФ)

Некоторые из таких нарушений названы в пункте 3 статьи 523 Гражданского кодекса РФ:

  • неоднократное нарушение сроков оплаты товаров,
  • неоднократная невыборка товаров.

В обоих случаях существенность нарушений покупателя (при наличии соответствующего фактического состава) презюмируется и не нуждается в доказывании. Не нужно будет ее доказывать и в случае нарушения, признанного существенным в самом договоре поставки (например, в договоре стороны могут указать, что существенным нарушением они решили считать однократное нарушение сроков оплаты товаров или однократную невыборку товаров). В остальных случаях, заявляя требование об увеличении цены товара, поставщик должен быть уверен, что допущенные покупателем нарушения на самом деле являются существенными.

2. Существенно изменились обстоятельства (п. 4 ст. 451 ГК РФ)

Поставщик может сослаться на это только в случае, когда расторжение договора:

  • противоречит общественным интересам либо
  • повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях.

К существенному изменению обстоятельств можно отнести существенное изменение показателей, обуславливающих цену товара. Причем изменение должно быть таким, что, если бы стороны могли это предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

Чтобы увеличить цену товара по этому основанию, поставщику нужно будет доказать одновременное наличие обстоятельств, предусмотренных в пункте 2 статьи 451 Гражданского кодекса РФ. А именно нужно доказать следующее:

  • в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет,
  • изменение обстоятельств вызвано причинами, которые поставщик не мог преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру договора и условиям оборота,
  • исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для поставщика такой ущерб, что он в значительной степени лишился бы того, на что был вправе рассчитывать при заключении договора,
  • из обычаев или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет поставщик.

Однако это удается далеко не всегда.

Пример из практики: суд отказал в иске об увеличении цены на товар, так как продавец не подтвердил наличие всей совокупности условий, перечисленных в статье 451 Гражданского кодекса РФ

Расторжение контракта по 44-ФЗ — случаи и порядок

Порядок расторжения контракта, заключенного на основании норм Федерального закона №44, регламентируется статьей 95 этого закона. Также применяются нормы Гражданского кодекса Российской Федерации (далее будет использоваться общепринятое сокращение — ГК РФ). Существует три ситуации, в которых возможно расторжение: в одностороннем порядке, в судебном порядке или по соглашению сторон. Каждая из них имеет свои особенности и нюансы.

Расторжение контракта по соглашению сторон

Такая возможность определена в части 8 статьи 95 Федерального закона №44. Однако о самой процедуре и механизме ее осуществления ничего не сказано. Для того чтобы разобраться в деталях, нужно обращаться к ГК РФ.

Это интересно:  Как вежливо отказаться от приглашения на работу

В части 1 статьи 450 ГК РФ четко указано, что возможность расторжения контракта по соглашению сторон предусматривается по умолчанию, даже если в тексте документа не прописано соответствующего пункта. В Федеральном законе 44 тоже нет указания на то, что такая информация должна быть внесена в контракт в обязательном порядке. Таким образом, все ссылки заказчика на то, что разорвать контракт нельзя из-за того что в нем нет указания на возможность это сделать — совершенно неправомерны.

Контракт по взаимному согласию может быть расторгнут только в определенных случаях, предусмотренных статьей 451 ГК РФ. Обстоятельства, способствующие этому, должны быть существенными. То есть такими, что если бы они наступили раньше, то стороны и вовсе не заключали бы контракта. На практике это чаще всего бывают непредвиденные обстоятельства (например, изменение доведенные бюджетных лимитов у заказчика, невозможность завершить поставку товара поставщиком, так как он снят с производства) или форс-мажор. Как бы там ни было, если стороны действительно решили по соглашению расторгнуть контракт, то этот пункт не будет служить для них препятствием. Существенность обстоятельств — довольно субъективный критерий.

Единственное, о чем стоит позаботиться при расторжении контракта по двустороннему согласию — это о том, чтобы оно было оформлено документально. Данное требование установлено в статье 452 ГК РФ. Кроме того, на основании статьи 103 Федерального закона №44 в трехдневный срок после заключения соглашения заказчик должен внести информацию в реестр контрактов в ЕИС. Подробнее про процедуру вы можете почитать в отдельной статье.

Что влечет за собой расторжение контракта по соглашению сторон.

Согласно нормам статьи 453 ГК РФ единственное последствие для сторон, наступающее после того как контракт расторгнут — это прекращение взаимных обязательств. Заказчик не вправе внести информацию о бывшем партнере в реестр недобросовестных поставщиков.

Расторжение контракта в одностороннем порядке

Возможность расторжения контракта в одностороннем порядке предусмотрена частью 8 статьи 95 Федерального закона №44, при условии что соответствующая информация была внесена в контракт во время его заключения. В противном случае расторгать контракт придется в судебном порядке.

Инициатором расторжения может выступить любая из сторон в случаях, определенных ГК РФ. Механизм для них будет примерно одинаковым (определен статьей 95 Федерального закона №44). Во-первых, нужно известить партнера о намерении разорвать контракт. Делается это любым способом, главное — чтобы было получено подтверждение о доставке уведомления (например, корешок заказного письма, информация о вручении телеграммы или отчет о прочтении по электронном почте). С момента получения стороной-ответчиком уведомления начинается десятидневный срок, в течение которого провинившаяся» сторона может исправить свои ошибки (если нарушение допущено впервые).

Если стороны не намерены продолжать сотрудничества, то до момента расторжения они должны «рассчитаться» за частично исполненные обязательства. Например, если поставщик уже передал часто товара заказчику и он его принял, то должна быть произведена оплата, пропорционально исполненным обязательствам. То же самое касается выполненных работ/оказанных услуг.

В случае, если поставщик некачественно исполняет обязательства по контракту и заказчиком проведена соответствующая экспертиза, то для продолжения сотрудничества он должен не только дать обязательство исправиться и поставить качественный товар/оказать услугу/выполнить работу так, как это предусмотрено контрактом, но и компенсировать расходы на проведенную экспертизу.

Подробнее про процедуру и алгоритм действий читайте здесь.

По каким причинам поставщик может разорвать отношения с заказчиком без его согласия

Причина Чем регламентируется
1 Несвоевременная оплата заказчиком оказанных услуг/поставленного товара/выполненных работ. Просрочки должны быть зафиксированы два и более раз Пункт 3 статья 523 ГК РФ
2 Немотивированный отказ заказчика от приемки товара/работ/услуг. Должен быть зафиксирован два или более раз Пункт 3 статья 523 ГК РФ
3 Преднамеренное создание заказчиком обстоятельств, препятствующих исполнению контакта (например, не предоставление материалов) Пункт 1 статья 719 ГК РФ
4 Поставщик вправе требовать увеличение цены контракта, если материалы стали существенно дороже по независящим от него обстоятельствам. Если заказчик отказывается от увеличения, то возможно расторжение контракта в одностороннем порядке. Пункт 6 статья 709 ГК РФ

Повод для одностороннего отказа от контракта может быть и у заказчиков

Причина Чем регламентируется
1 Поставка товаров/оказание услуг/выполнение работ ненадлежащего качества. Этот факт должен быть зафиксирован независимыми экспертами. Пункт 2 статья 523 ГК РФ
2 Поставка товара в неполной комплектации в случае, при условии отказа поставщика исправить свою ошибку. Пункт 2 статья 480 ГК РФ
3 Нарушение сроков поставки, зафиксированное не меньше двух раз. Пункт 2 статья 523 ГК РФ
4 Подрядчик/исполнитель по неустановленным причинам не приступает к выполнению работ/оказанию услуг в срок или нарушает график. Пункты 2,3 статья 715 ГК РФ
5 Неустранение недостатков, выявленных в ходе исполнения контракта или невозможность их устранить из-за существенности. Пункт 3 статья 723 ГК РФ
6 Если заказчик во время исполнения контракта выяснил, что поставщик/подрядчик/исполнитель не соответствует требованиям, установленным документацией и Федеральным законом №44. Пункт 15 статья 95 Федерального закона №44
7 Иные обстоятельства, предусмотренные законодательством Российской Федерации

Что влечет за собой расторжение контракта в одностороннем порядке

Тут, конечно, законодательство несколько несправедливо. Штрафные санкции, предусмотренные контрактом, накладываются на обе стороны. А вот в реестр недобросовестных поставщиков при нарушении закона попадает только одна сторона — не сложно догадаться какая. Реестра недобросовестных заказчиков, увы, не существует. Хотя для многих он мог бы быть полезен.

Расторжение контракта в судебном порядке

Контракт разрывают через суд в случае, если возможность одностороннего расторжения не предусмотрена в тексте контракта, а также если стороны не могут придти к обоюдному согласию.

Что влечет за собой расторжение контракта через суд. Если суд принял решение о расторжении контракта по вине поставщика/подрядчика/исполнителя, то данные о нем наверняка будут внесены в реестр недобросовестных поставщиков. Также стоит приготовиться к оплате судебных издержек и штрафных санкций.

Если виноватым оказался заказчик, то все оплатит (в том числе и предусмотренный контрактом штраф) он.

Как избежать нежелательных последствий при расторжении контракта

Главное правило, которое поможет избежать расторжения контракта со стороны поставщика — заключать его только тогда, когда уверен в своих силах. И, естественно, внимательно читать все условия перед подписанием.

Если расторжение все же неизбежно, то всегда нужно стараться договариваться! Согласие между сторонами — идеальный вариант, который поможет избежать лишней волокиты и нежелательных последствий.

И, конечно же, если заказчик расторгнул контракт без вашего желания и без веских причин, определенных законом, то не стоит отчаиваться. Свои права всегда можно отстоять в суде.

Аналитика Публикации

Подряд по госконтракту. Как изменить или расторгнуть договор, ставший убыточным для подрядчика

Коллектив авторов, VEGAS LEX

Основной вопрос: в связи с ухудшением экономической ситуации подрядчик по госконтракту вынужден работать себе в убыток. Можно ли рассчитывать на изменение или расторжение контракта?

Решение: основания для изменения или расторжения госконтрактов еще более жесткие, чем для обычных договоров. Но в связи с экономическим кризисом в законе № 44-ФЗ сделано некоторое послабление. Правда, оно сработает, только если госзаказчик пойдет навстречу. В иных случаях стоит рассчитывать лишь на пункт 6 статьи 709 ГК РФ.

В условиях стабильного рынка государственные и муниципальные контракты очень привлекательны для бизнеса: заказы по ним, как правило, объемные, а контрагент гарантированно платежеспособен. Изменившаяся экономическая ситуация внесла существенные коррективы, и многие госконтракты не просто стали невыгодными для исполнителей, но и превратились в убыточные. Особенно это касается таких дорогостоящих и длительных проектов, как подряд. Попавшие в ловушку кризиса компании задаются вопросом: можно ли изменить условия госконтракта о цене или хотя бы расторгнуть его? В отличие от обычных договоров, в случае с государственным или муниципальным контрактом желание изменить или расторгнуть его осложняется тем, что такая возможность ограничена даже по соглашению сторон. Иными словами, даже когда заказчик готов пойти навстречу, закон ограничивает возможность изменения или расторжения контракта.

Основания для изменения госконтракта

Изменение существенных условий госконтракта при его исполнении не допускается (ч. 1 ст. 95 Федерального закона от 05.04.13 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», далее – закон № 44-ФЗ). Даже по соглашению сторон госконтракт можно изменить только в случаях, перечисленных в пунктах 1 – 7 части 1 статьи 95 закона № 44-ФЗ, причем, госконтракт и информация о закупке изначально должны содержать положения о возможности изменения его условий. Недавно закон № 44-ФЗ пополнился специальными антикризисными возможностями по изменению госконтрактов (ч. 1.1 ст. 95 закона № 44-ФЗ), которые заработали с 18 марта 2015 года.

Общие условия для изменения госконтракта. Среди возможных изменений условий госконтракта, которые должны быть названы в самом госконтракте (ч. 1 ст. 95 закона № 44-ФЗ), фигурируют уменьшение цены без изменения других условий (об объеме, качестве и др.), а также пропорциональное изменение цены и объема или качества производимых работ. Кроме того, основаниями изменения условий госконтракта являются изменение регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги, а также уменьшение лимитов бюджетных обязательств. Помимо этого предусмотрена возможность внести изменения в крупные госконтракты[1], если их исполнение становится невозможным по не зависящим от сторон обстоятельствам. Изменения в этом случае вносятся на основании решения соответствующего органа исполнительной власти – Правительства РФ, высшего исполнительного органа субъекта РФ либо местной администрации муниципалитета.

Иными словами, даже теоретическая возможность договориться с госзаказчиком об изменении условий предусмотрена лишь для немногих исполнителей. Остальные подрядчики столкнутся с необходимостью завершить проект по ранее согласованной цене себе в убыток (вследствие роста цен на используемые материалы и оборудование) или будут искать возможность выхода из проекта.

Специальные антикризисные возможности. В связи с непростой экономической ситуацией, в закон № 44-ФЗ были внесены поправки, которые должны помочь подрядчикам договориться с заказчиками об изменении цены или срока выполнения работ, даже если такая возможность не была предусмотрена самим госконтрактом. Это исключение из общего правила будет иметь временный характер (часть 1.1 вводится в статью 95 закона № 44-ФЗ на период с 1 января 2015 года по 1 января 2016 года). Временная норма предусматривает возможность изменения по соглашению сторон срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги, и (или) количества товаров, объема работ, услуг, предусмотренных контрактами. Правда, эта норма распространяется только на контракты, срок исполнения которых завершается в 2015 году. Дополнительные условия для использования этой нормы и порядок ее применения конкретизирован в постановлении Правительства РФ от 06.03.15 № 198 «Об утверждении Правил изменения по соглашению сторон срока исполнения контракта, и (или) цены контракта » (далее – Правила № 198). Нужно отметить, что многое в этих Правилах № 198 описано достаточно туманно и вызывает вопросы.

В частности, там установлено, что изменить контракт в порядке части 1.1 статьи 95 закона № 44-ФЗ можно лишь при одновременном соблюдении трех условий. Во-первых, срок контракта должен быть свыше шести месяцев. Во-вторых, эта возможность распространяется лишь на контракты с предметом, названным в Правилах № 198. В частности, к контрактам, предметом которых является строительство, реконструкция, техническое перевооружение объектов капитального строительства, включая приобретение оборудования, и (или) проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Третье условие для применения части 1.1 статьи 95 закона № 44-ФЗ: исполнение контракта по независящим от сторон обстоятельствам без изменения его условий невозможно. Нетрудно заметить, что имеется в виду основание, предусмотренное в статье 451 Гражданского кодекса. В одном из пунктов Правил № 198 есть прямая ссылка на эту статью: для заключения допсоглашения об изменении госконтракта исполнитель поэтому госконтракту (подрядчик, поставщик и т.д.) должен направить госзаказчику письменное обращение с обоснованием невозможности исполнения контракта без изменения его условий в связи с существенным изменением обстоятельств в соответствии со статьей 451 Гражданского кодекса. Однако судебная практика традиционно не признает кризисные явления в экономике изменением обстоятельств в смысле статьи 451 Гражданского кодекса. С учетом этого не ясно, на какие именно обстоятельства может сослаться исполнитель.

После получения от исполнителя указанного выше письменного обращения госзаказчик в срок не более чем 30 дней принимает решение о внесении изменений в контракт, изменение оформляется дополнительными соглашением. При этом в Правилах № 198 не установлено, что в каких-либо случаях госзаказчик обязан внести изменения в контракт – есть лишь перечень обстоятельств, из которых заказчик должен исходить, принимая решение. Остается только догадываться, как именно соответствующие обстоятельства должны влиять на принятие решения об изменении условий контракта или сохранении прежних. Например, среди этих обстоятельств, которые должен учесть заказчик, – объем фактически исполненных обязательств по контракту. Означает ли это, что при большом объеме уже выполненных работ цена или сроки не подлежат изменению, или наоборот, нужно пойти навстречу подрядчику – неясно.

На случай, если госзказчик согласен повысить цену, Правила № 198 устанавливают рамки, в пределах которых возможно повышение. Для расчета предельного значения повышенной цены Правила № 198 содержат ряд формул ( в зависимости вида контракта и предусмотренного в нем способа определения цены).

Основания для расторжения госконтракта

Согласно пункту 8 статьи 95 закона № 44-ФЗ расторжение госконтракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа стороны контракта от его исполнения «в соответствии с гражданским законодательством». То есть закон № 44-ФЗ отсылает в данном случае к общим основаниям отказа от договора, установленным в Гражданском кодексе. Причем, в части 19 статьи 95 закона № 44-ФЗ уточняется, что подрядчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Следовательно, без упоминания этого права в договоре основания Гражданского кодекса для одностороннего отказа от договора не работают.

Принимая во внимание, что закон № 44-ФЗ в качестве оснований для одностороннего отказа подрядчика от договора называет обстоятельства, указанные в качестве таковых в Гражданском кодексе (и одновременно с этим предусмотренные контрактом), а параграф 5 главы 37 Гражданского кодекса («Подрядные работы для государственных или муниципальных нужд») не предусматривает специальных оснований для одностороннего отказа подрядчика от исполнения госконтракта, такие основания должны определяться в соответствии с параграфом 1 главы 37 Гражданского кодекса («Общие положения о подряде»). А применительно к строительному подряду – в соответствии с параграфом 3 главы 37 Гражданского кодекса («Строительный подряд»).

Что касается права требовать расторжения договора в судебном порядке, то оно возникает у подрядчика в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 450 и статьей 451 Гражданского кодекса. Еще один случай, специальный для договоров подряда, предусмотрен в пункте 6 статьи 709 Гражданского кодекса.

Основания для внесудебного отказа от договора подряда. Общие положения о подряде и положения о строительном подряде предусматривают всего три основания для отказа подрядчика от договора подряда. И все они связаны с нарушениями, допущенными со стороны заказчика (п. 3 ст. 716, п. 2 ст. 719, п. 3 ст. 745 ГК РФ). Следовательно, законодательство не предоставляет подрядчику права в одностороннем порядке отказаться от исполнения государственного (муниципального) контракта по мотивам, не связанным с нарушениями со стороны заказчика.

Основания для судебного расторжения договора. Пункт 2 статьи 450 Гражданского кодекса тоже предусматривает возможность расторжения договора лишь при его нарушении другой стороной. Причем, речь идет о существенном нарушении, когда заказчик в значительной степени лишается того, на что был вправе рассчитывать при заключении договора. Строго говоря, в пункте 2 статьи 450 Гражданского кодекса упоминаются еще и «иные случаи, предусмотренные настоящим кодексом, другими законами или договором». Но в случае с подрядными госконтрактами никаких «иных случаев» нет: как мы помним, закон № 44-ФЗ не содержит специальных положений для расторжения контракта, но отсылает к нормам Гражданского кодекса, а сам госконтракт не может содержать иных оснований (дополнительных к названным в Гражданском кодексе) для его расторжения.

Статья 451 Гражданского кодекса позволяет требовать расторжения договора в связи с существенным изменением обстоятельств. Однако расторгнуть госконтракт на этом основании, ссылаясь на ухудшение общей экономической ситуации, финансовый кризис, инфляцию или падение курса рубля, вряд ли удастся. Судебная практика по любым договорам (включая госконтракты) исходит из того, что финансовый кризис не относится к изменению обстоятельств, которое нельзя было предвидеть, так как стороны, вступая в договорные отношения, должны прогнозировать возможность ухудшения экономической ситуации[2] (см. постановления Президиума ВАС РФ от 07.08.01 № 4876/01, от 13.04.10 № 1074/10, от 13.04. 10 № 1074/10).

Расторжение госконтракта в связи с ростом цен на оборудование и материалы

Самый перспективный для подрядчика путь изменения госконтракта в связи с кризисными явлениями – воспользоваться пунктом 6 статьи 709 Гражданского кодекса. В этой норме подрядчику предоставлено право при существенном возрастании стоимости материалов и оборудования, а также оказываемых ему третьими лицами услуг, которое нельзя было предусмотреть при заключении договора, требовать увеличения установленной за работу цены, а при отказе заказчика выполнить это требование – расторжения договора в соответствии со статьей 451 Гражданского кодекса.

Указание в пункте 6 статьи 709 Гражданского кодекса на существенное возрастание стоимости материалов, оборудования и оказываемых подрядчику третьими лицами услуг требует в каждом конкретном случае установления, во-первых, степени существенности удорожания строительства, а во-вторых, того, можно ли было такое удорожание предусмотреть при заключении договора.

Как доказать удорожание. В качестве общего критерия существенности удорожания строительства может использоваться величина, указанная в пункте 3 статьи 744 ГК РФ. Эта норма дает подрядчику право требовать пересмотра сметы, если по независящим от него причинам стоимость работ превысила смету не менее чем на десять процентов. Альтернативным критерием определения существенности удорожания может быть величина предусмотренного в смете резерва средств на непредвиденные работы и затраты, установленного в пункте 4.96 Методики определения стоимости строительной продукции на территории РФ МДС 81-35.2004 (утверждена постановлением Госстроя России от 05.03.04 № 15/1). Эта величина варьируется от двух процентов для объектов капитального строительства непроизводственного назначения до десяти процентов для уникальных объектов капитального строительства, а также объектов атомной энергетики, гидротехнических сооружений первого класса, объектов космической инфраструктуры, метрополитенов.

Дополнительными аргументами для расторжения госконтракта из-за удорожания материалов, оборудования и оказываемых подрядчику третьими лицами услуг могут быть величина убытков подрядчика, которые он понесет в случае исполнения договора по первоначально согласованной цене, угроза несостоятельности (банкротства) подрядчика и другие.

Существенное возрастание стоимости материалов и оборудования, предоставленных подрядчиком, а также оказываемых ему третьими лицами услуг дают подрядчику право при отказе заказчика увеличить стоимости работ требовать только расторжения договора, а не изменения его цены в судебном порядке.

Правила № 198 также предусматривают возможность изменения в порядке части 1.1 статьи 95 закона № 44-ФЗ контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, включенных в перечни, которые должны утвердить различные государственные органы и ведомства.

[1] С 1 января 2014 года – госконтракты, заключенные на срок не менее чем три года для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации и на срок не менее чем один год для обеспечения муниципальных нужд, цена которых равна либо превышает 10 млрд, 1 млрд и 500 млн рублей для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд соответственно (подп. 2, 3, 4 п. 1 ст. 95 закона № 44-ФЗ, постановление Правительства РФ от 19.12.13 № 1186 «Об установлении размера цены контракта, при которой или при превышении которой существенные условия контракта могут быть изменены »).

[2] Подробнее об этом — в статье «Экономический кризис. Можно ли оспорить договоры с валютной оговоркой», «Юрист компании», № 3, 2015).

[3] Среди этой практики есть решения, в том числе, по попыткам расторжения госконтрактов. Следовательно, суды в принципе допускают возможность применения пункта 6 статьи 709 ГК РФ к возникшим из таких контрактов правоотношениям, главное – соблюсти досудебный порядок.

10. Отказ заказчика от увеличения договорной цены как основание возникновения права подрядчика требовать расторжения договора

Согласно абз. 2 п. 6 ст. 709 ГК РФ при существенном возрастании стоимости материалов и оборудования, предоставленных подрядчиком, а также оказываемых ему третьими лицами услуг, которое нельзя было предусмотреть при заключении договора, подрядчик вправе требовать увеличения установленной цены, а при отказе заказчика выполнить это требование – расторжения договора в соответствии со ст. 451 ГК РФ. На практике возникает вопрос: относится ли рост стоимости выполняемых самим подрядчиком работ к событиям, которые влекут последствия, указанные в абз. 2 п. 6 ст. 709 ГК РФ?

10.1. Вывод из судебной практики: Отказ заказчика от увеличения договорной цены не является основанием для возникновения у подрядчика права требовать расторжения договора, если такое увеличение обусловлено существенным повышением стоимости работ, выполняемых самим подрядчиком.

Компания 19.09.2008 направила предприятию проект соглашения о расторжении договора. Предприятие отказалось от подписания данного соглашения, что послужило основанием для обращения компании в арбитражный суд с иском о расторжении контракта от 19.05.2008 N 27.

Согласно пункту 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной и в случаях, предусмотренных Кодексом, другими законами или договором.

Такой случай установлен в пункте 2 статьи 709 Гражданского кодекса Российской Федерации. Указанная норма предусматривает, что при существенном возрастании стоимости материалов и оборудования, предоставленных подрядчиком, а также оказываемых ему третьими лицами услуг, которые нельзя было предусмотреть при заключении договора, подрядчик имеет право требовать увеличения установленной цены, а при отказе заказчика выполнить это требование – расторжения договора в соответствии со статьей 451 Кодекса.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 6 статьи 709 Гражданского кодекса РФ, а не пункт 2.

Суд не учел, что у подрядчика возникает право на увеличение установленной цены, а при отказе заказчика выполнить это требование – на расторжение договора, при существенном возрастании стоимости предоставленных им строительных материалов и оборудования (оказываемых ему третьими лицами услуг), а не при подорожании стоимости выполняемых им строительно-монтажных работ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации суд может расторгнуть договор по требованию заинтересованной стороны в связи с существенным изменением обстоятельств. Такое изменение допускается в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях.

Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

Из содержания приведенной статьи Кодекса следует, что лицо, требующее расторжения действующего договора, должно доказать как наличие существенного изменения обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, так и совокупности перечисленных в подпунктах 1 – 4 пункта 2 статьи 451 Кодекса условий.

В частности, истец в порядке статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен был доказать не только факт того, что в момент заключения государственного контракта от 19.05.2008 N 27 стороны не допускали увеличения расчетного индекса с 66,80 до 107,92, но и наличие остальных условий.

Поскольку в исковом заявлении и в материалах дела доказательства совокупности условий, предусмотренных в статье 451 Гражданского кодекса Российской Федерации, отсутствуют, у суда оснований для удовлетворения иска не имелось…”

Статья написана по материалам сайтов: goszakupkirf.ru, www.vegaslex.ru, zakoniros.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector
12
мая