Стандартные операционные процедуры в здравоохранении

О порядке составления и ведения

стандартных операций и процедур

муниципальных учреждений здра-

В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения Хабаровского края «О порядке составления и ведения стандартов медицинской помощи», на основании федеральных Протоколов ведения больных и Положения о процедуре разработки СОП

Порядок разработки, утверждения, пересмотра и внедрения стандартных операций и процедур (СОП) муниципальных учреждений здравоохранения г. Хабаровска (приложение 1).

Положение о рабочей группе по составлению и ведению СОП (приложение 2).

Состав рабочей группы по составлению и ведению СОП (приложение 3).

2. Начальникам отделов управления здравоохранения обеспечить организацию работы по подготовке СОП для муниципальных учреждений здравоохранения в соответствии с Положением.

3. Контроль за исполнением возложить на первого заместителя начальника управления

Начальник управления

Приложение 1

к приказу начальника управления № _415___

от «30»_декабря 2005 г.

разработки, утверждения, пересмотра и внедрения стандартных операций и процедур (СОП) муниципальных учреждений здравоохранения г. Хабаровска

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Стандартные операции и процедуры муниципальных учреждений здравоохранения г. Хабаровска – нормативный документ, определяющий требования к выполнению медицинской помощи, оказываемой больному в муниципальных учреждениях здравоохранения г. Хабаровска, при определенном заболевании.

1.2. Цель разработки СОП:

Нормативное обеспечение системы управления качеством и объемом медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий в муниципальных учреждениях здравоохранения.

СОП разрабатываются для решения следующих задач:

· выбор оптимальных технологий профилактики, диагностики, лечения и реабилитации для больного с определенной патологией в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования в пределах тарифов, утвержденных решением краевой комиссии по тарификации медицинских услуг.

· защита прав пациента и врача при разрешении спорных и конфликтных вопросов.

· проведение экспертизы и оценки качества медицинской помощи больным с определенным заболеванием и планирование мероприятий по его совершенствованию;

· планирование объемов медицинской помощи;

· обоснование программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи населению.

1.4. СОП базируются на федеральных протоколах ведения больных и стандартах медицинской помощи, клинико-экономических стандартах Хабаровского края, действующих нормативных документах, определяющих принципы управления качеством медицинской помощи и содержат более детальное описание операций и процедур, которые могут быть осуществлены в муниципальных учреждениях здравоохранения в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования (в пределах тарифов, утвержденных решением краевой комиссии по тарификации медицинских услуг).

1.5. Разработка СОП может производиться как в управлении здравоохранения администрации г. Хабаровска с последующим введением их в работу медицинских организаций, так и самими медицинскими организациями. При наличии СОП, разработанных управлением здравоохранения, СОП медицинской организации с ними согласуется.

1.6. В случае отсутствия федерального протокола или стандарта медицинской помощи по заданной нозологии, возможна самостоятельная разработка СОП. При этом соблюдаются изложенные в настоящем документе принципы и порядок разработки соответствующего документа.

1.7. СОП разрабатываются с учетом экономической оценки их наполнения, приводятся в соответствие с тарифами на медицинские услуги, утвержденные решением краевой комиссии по тарификации медицинских услуг на текущий год и пересматриваются после принятия очередного решения комиссии по тарификации медицинских услуг.

1.8. Мониторирование СОП является частью внутриведомственного контроля качества медицинской помощи.

2. ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ СТАНДАРТНЫХ ОПЕРАЦИЙ И ПРОЦЕДУР МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ г. ХАБАРОВСКА

Разработка СОП может производиться как в органах управления здравоохранения муниципального образования, с последующим введением их в работу медицинских организаций, так и самими медицинскими организациями.

Разработка СОП включает: формирование рабочей группы и профильных комиссий, разработку регламента деятельности рабочей группы, формирование текста (требований, содержательной части) стандарта и внедрение СОП в деятельность медицинской организации.

2.1. Формирование рабочей группы и профильных комиссий

Для подготовки СОП и координации работ по их внедрению создаются:

1) рабочая группа, в которую входят специалисты управления здравоохранения администрации г. Хабаровска по соответствующему профилю деятельности (на основании приказа начальника управления здравоохранения);

2) профильные комиссии, в состав которых входят:

· Главные внештатные специалисты управления здравоохранения администрации г. Хабаровска по соответствующему профилю медицинской деятельности (на основании приказа начальника управления здравоохранения);

· Профессорско-преподавательский состав ГОУ ВПО ДВГМУ, ГОУ ДПО ИПКСЗ, по профилю медицинской деятельности – профильные комиссии (на основании заключенных договоров с управлением здравоохранения и соответствующих приказов руководителей учреждений).

Количественный состав профильных комиссий может варьировать в зависимости от наличия специалистов данного профиля. В составе рабочей группы определяются председатель, его заместитель и секретарь.

Деятельность рабочей группы определяется Положением или иным нормативным документом, который определяет цели, задачи, принципы и порядок ее деятельности и утверждается приказом руководителя учреждения, разрабатывающего СОП.

Члены рабочей группы и профильных комиссий ответственны за формирование СОП, их утверждение и внедрение.

Все заседания рабочей группы и профильных комиссий протоколируются.

2.2. Обучение членов рабочей группы (профильных комиссий) по подготовке СОП

До начала деятельности необходимо провести обучение членов рабочей группы (профильных комиссий) по следующим направлениям: система управления качеством в здравоохранении; общие принципы разработки и внедрения федеральных протоколов и стандартов ведения больных; организация и методы экспертной работы при разработке протоколов и стандартов; использование номенклатуры работ и услуг в здравоохранении, Государственного реестра лекарственных средств, Федерального руководства для врачей по использованию лекарственных средств, справочника лекарственных средств Формулярного комитета; основы доказательной медицины, клинико-экономического анализа; роль клинических протоколов в системе управления качеством медицинской помощи, некоторые вопросы экономического обоснования протоколов и т. д.

2.3. Технология разработки СОП

Для обеспечения стабильности работы муниципальных учреждений здравоохранения необходимо, чтобы программа бесплатной медицинской помощи, ориентированная на программу госгарантий, была полностью финансово обеспеченной. Поэтому технология разработки СОП включает экономическую оценку планируемых медицинских услуг.

Формирование СОП производится на основании действующей номенклатуры работ и услуг в здравоохранении с использованием временной методики расчета минимально необходимого объема диагностических исследований и физиотерапевтических процедур в рамках территориальной программы государственных гарантий оказания жителями Хабаровского края бесплатной медицинской помощи и формирования тарифа на амбулаторно-поликлиническое посещение в муниципальных учреждениях здравоохранения г. Хабаровска, утвержденной начальником управления здравоохранения.

Методика разработана на основе Приказа Министерства здравоохранения СССР «О порядке проведения всеобщей диспансеризации населения», Приказа Министерства здравоохранения РФ «О временных отраслевых стандартах объема медицинской помощи детям», в соответствии с «Рекомендациями по расчету тарифов на медицинские и иные услуги в системе обязательного медицинского страхования граждан» (утвержденными приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования, от 01.01.2001 №16), «Инструкцией по расчету стоимости медицинских услуг (временной)» (утвержденной Министерством здравоохранения РФ от 01.01.2001 №01-23/4-10 и РАМН 10.11.1999 №01-02/41), «Методическими рекомендациями по расчету тарифа на случай амбулаторно-поликлинического обслуживания в системе обязательного медицинского страхования» (утвержденными приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 01.01.2001 №72), «Положением об оплате труда работников здравоохранения» (утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.10.99 № 000 в ред. Приказов Минздрава РФ , , ), «Методическими рекомендациями по нормированию труда медицинского персонала амбулаторно-поликлинических учреждений и расчету стоимостных показателей» (НИИ социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением им. . М., 1997).

Расчет объема диагностических исследований и физиотерапевтических процедур для жителей г. Хабаровска в рамках программы госгарантий проводится на основе анализа отчетной статистической документации ЛПУ (Ф.12, Ф.30) и определения минимально необходимого для установки диагноза и контроля лечения на амбулаторно-поликлиническом уровне объема диагностических и лечебных (физиотерапевтических) процедур по отдельным нозологическим группам в соответствии с МКБ 10.

Для всех нозологических групп устанавливается коэффициент использования каждого вида лечебно-диагностических процедур в соответствии с долей нуждающихся в данном виде обследования (лечения) и кратность его проведения.

В расчетные объемы исследований включаются: лабораторные и инструментальные исследования с лечебно-диагностической целью; лабораторные и инструментальные исследования в рамках программы диспансеризации населения; ультразвуковое обследование беременных женщин в рамках программы по раннему выявлению патологии беременности; предоперационное обследование больных на амбулаторно-поликлиническом этапе.

Расчет стоимости услуг производится на основе нормативных расходов учреждений (без расходов будущего периода), что позволяет обеспечить финансовыми ресурсами лечебно — диагностический процесс в соответствии со стандартными технологиями и уровнем общественно — необходимых затрат.

Для определения расходов на оплату амбулаторно-поликлинического посещения, включая диагностические исследования и физиотерапевтические методы лечения, раздельно рассчитываются суммарное количество их по каждому виду, общая стоимость данного вида исследований (лечения) и суммарная стоимость всех лечебно-диагностических мероприятий. Затраты на одно среднепрофильное посещение включают в себя расходы на оказание простых медицинских услуг согласно минимально необходимого объема диагностических исследований и физиотерапевтических процедур и рассчитываются исходя из планового количества посещений на планируемый год в целом на город.

2.4. Этапы разработки СОП

Разработка СОП в рабочей группе проходит следующие этапы:

— изучение содержания федерального протокола, стандарта медицинской помощи, КЭС;

— наполнение текстовой части СОП

Рабочая группа знакомится с содержанием федерального протокола, стандарта медицинской помощи, КЭС и разрабатывает СОП на их основе с использованием временной методики расчета минимально необходимого объема диагностических исследований и физиотерапевтических процедур в рамках утвержденных тарифов на медицинские услуги.

При отсутствии федерального протокола, стандарта медицинской помощи, КЭС формирование СОП производится управлением здравоохранения (медицинской организацией п.1.6) самостоятельно.

Разработке содержательной части СОП должна предшествовать оценка возможностей возможности медицинских учреждений по выполнению КЭС – ситуационный анализ. При проведении ситуационного анализа следует обратить внимание на следующие аспекты:

— демографическая и эпидемиологическая ситуация в районе обслуживания (основные показатели состояния здоровья населения, определяющие структуру обращаемости за медицинской помощью);

— действующие нормативные документы, регламентирующие доступность медицинских услуг и лекарственных средств;

— действующие тарифы на медицинские услуги, утвержденные решением Хабаровской краевой комиссией по тарификации медицинских услуг;

— обеспеченность кадрами и подготовка кадров;

— обеспеченность медицинской техникой и изделиями медицинского назначения;

— наличие автоматизированных рабочих мест и отдельных программных продуктов в медицинских учреждениях;

— особенности оказания медицинской помощи в муниципальных учреждениях здравоохранения (мощность, нагрузка, число и профиль подразделений, необходимость сотрудничества с другими медицинскими организациями для обеспечения целостности лечебно-диагностического процесса и т. д.).

Это интересно:  Где указан номер страхового полиса

Основной целью ситуационного анализа является определение степени соответствия возможностей медицинских организаций требованиям СОП, выявление возможных препятствий для реализации основных требований. На основании ситуационного анализа формируются объемы медицинской помощи, указанной в СОП.

В СОП могут быть внесены услуги, не указанные в КЭС, если объемы и виды медицинской помощи, оказываемой в ЛПУ, опережают требования КЭС. Основной перечень услуг и лекарственных средств при необходимости может быть расширен за счет перенесения в него услуг и лекарств из дополнительного перечня. В СОП могут быть внесены также услуги, не предусмотренные КЭС, при условии наличия убедительных доказательств их эффективности и безопасности, с учетом экономической целесообразности.

2.5. Порядок принятия решений, применяемый при подготовке СОП

Все решения при подготовке СОП рабочая группа принимает на основе согласия (консенсуса). Голосование не допускается.

Рекомендуемой методикой для принятия решений при разработке стандартов является метод «Липки» с использованием интерактивного моделирования.

2.6. Утверждение стандартов медицинской помощи

Разработанные (СОП) муниципальных учреждений здравоохранения утверждаются приказом начальника Управления здравоохранения администрации г. Хабаровска после согласования в установленном порядке всеми членами рабочей группы.

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ СТАНДАРТНЫХ ОПЕРАЦИЙ И ПРОЦЕДУР МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ г. ХАБАРОВСКА

Разрабатываемые СОП должны иметь следующие разделы:

3.1.1. Название и код нозологической формы по МКБ 10.

3.1.2. Указание возрастной категории пациента (взрослые, дети).

3.1.3. Фазу, стадию, осложнения нозологической формы (при необходимости).

3.1.4. Условия оказания медицинской помощи (амбулаторно-поликлиническая, стационарная).

Возможна также разработка СОП для клинических ситуаций – случаев, требующих регламентации медицинской помощи вне зависимости от заболевания или синдрома (например, вакцинация, проведение профилактических осмотров, перевод из отделения в отделение, профилактика осложнений заболеваний и т. д.). В таком случае формируется соответствующая ситуационная модель. СОП может включать как одну, так и несколько моделей.

3.2. Перечень медицинских услуг основного и дополнительного ассортимента с указанием кода услуги согласно Номенклатуре работ и услуг в здравоохранении с учетом расчета минимально необходимого объема диагностических исследований и физиотерапевтических процедур в рамках территориальной программы государственных гарантий оказания жителями Хабаровского края бесплатной медицинской помощи.

Внесение в перечень медицинских услуг, не указанных в КЭС, может проводиться при наличии должного обоснования, которое базируется на результатах доказательных научных исследований, а также клинико-экономическом анализе.

При отсутствии КЭС перечень услуг формируется рабочей группой самостоятельно с учетом принципов, изложенных в отраслевом стандарте «Протоколы ведения больных. Общие требования», утвержденном Приказом МЗ РФ от 03.08.99 № 000.

3.3. Частота предоставления услуги группе пациентов, подлежащих ведению по данному плану. Данный показатель отражает вероятность выполнения медицинской услуги для данной модели пациентов на 100 человек и может принимать значение от 0 до 1, где 1 означает, что всем 100% пациентов, соответствующим данной модели пациентов, необходимо оказать данную услугу.

Цифры менее 1 означают, что данная услуга оказывается не всем пациентам, а при наличии соответствующих показаний и возможности оказания подобной услуги в конкретном учреждении. Так, частота 0,1 означает, что данная услуга оказывается в среднем 10% пациентов; 0,5% — 50% пациентов и т. д.

Услуги с частотой выполнения 1,0 формируют основной перечень, а услуги с частотой выполнения менее 1,0 – дополнительный перечень. Основной перечень – это минимальный, но достаточный набор работ и услуг, которые должны быть оказаны всем пациентам, соответствующим определенной модели при отсутствии у них противопоказаний.

Частота предоставления услуг определяется специалистами-разработчиками с учетом доказательств эффективности и экономической целесообразности применения услуг, собственного опыта практической работы, возможностей муниципальных учреждений здравоохранения.

3.4. Кратность оказания услуги каждому пациенту, т. е. количество услуг в среднем на одного больного.

3.5. Перечень лекарственных средств дополнительного и основного ассортимента с указанием:

— группы согласно анатомо-химическо-терапевтической классификации в соответствии с Государственным реестром лекарственных средств;

— международных непатентованных наименований;

— для стационарной медицинской помощи указываются также дозировки и средняя длительность курса лечения.

4. ПОРЯДОК ВНЕДРЕНИЯ СТАНДАРТНЫХ ОПЕРАЦИЙ И ПРОЦЕДУР МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ г. ХАБАРОВСКА

4.1. Издание приказа по внедрению СОП

Утвержденные СОП внедряются в работу муниципальных учреждений здравоохранения приказом начальника управления здравоохранения администрации г. Хабаровска.

4.2. Обучение медицинских работников

Обучение медицинских работников является обязательной частью процесса внедрения СОП. Обучение проводится по тем же основным темам, что и обучение членов рабочей группы по разработке стандартов: система управления качеством в здравоохранении; общие принципы разработки и внедрения федеральных протоколов и стандартов ведения больных; организация и методы экспертной работы; использование номенклатуры работ и услуг в здравоохранении, доказательная медицина, клинико-экономический анализ, роль клинических протоколов в системе управления качеством медицинской помощи, некоторые вопросы экономического обоснования стандартов и т. д.

Обучение организуется непосредственно в организации с привлечением членов рабочей группы по разработке стандартов.

Для обеспечения непрерывности образования следует планировать проведение постоянных мероприятий – научно-практических конференций, клинических разборов, школ и т. д., — по проблемам использования клинических стандартов диагностики и лечения с разбором результатов и проблем по их внедрению.

4.3. Анализ процесса внедрения СОП

При отсутствии в медицинской организации достаточных условий для выполнения требований СОП необходимо предусмотреть перечень и очередность реализации мероприятий, позволяющих обеспечить необходимые условия.

По результатам оценки готовности ЛПУ к выполнению стандартов может быть составлен перечень необходимого медицинского оборудования для реализации СОП. Данный перечень может уточняться и пересматриваться по мере необходимости.

Кроме того, необходимо ежегодно проводить плановый ситуационный анализ параметров, указанных в п. 2.4.

4.4. Контроль за внедрением СОП

Контроль за внедрением СОП в медицинском учреждении возлагается на главного врача ЛПУ, общий контроль осуществляют члены рабочей группы по направлениям деятельности.

Повысить эффективность внедрения СОП в медицинской организации можно при помощи следующих мероприятий:

— инсталляция электронной версии СОП в информационные системы медицинской организации;

— тиражирование таблиц. Схем. Алгоритмов, облегчающих восприятие требований СОП (могут быть использованы как наглядный материал, размещенный на стендах ординаторских, кабинетов и т. д.);

— разработка механизмов стимулирования медицинских работников к соблюдению требований СОП и др.

5. ПОРЯДОК ПЕРЕСМОТРА СТАНДАРТНЫХ ОПЕРАЦИЙ И

ПРОЦЕДУР МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

ЗДРАВООХРАНЕНИЯ г. ХАБАРОВСКА

5.1. Условия пересмотра

При установленных, в результате проведения планового ситуационного анализа, изменениях существенных условий (изменения тарифов на медицинские услуги, модернизация оборудования лечебных учреждений, значимое изменение структуры и уровня заболеваемости и т. д.) производится пересмотр действующих СОП.

5.2. Порядок пересмотра

Пересмотр и утверждение новой версии СОП производится в соответствии с разд.2 настоящего документа.

Приложение 2

к приказу начальника управления № _415___

от «30»_декабря 2005 г.

о рабочей группе по составлению и ведению СОП

1.1 Настоящее Положение определяет порядок формирования и деятельности Рабочей группы по составлению и ведению СОП (далее — Рабочая группа).

1.2 Рабочая группа образуется для экспертизы проектов СОП и иных нормативных документов по стандартизации в отрасли здравоохранения города Хабаровска.

1.3 В своей деятельности Рабочая группа руководствуется действующим законодательными и нормативно-правовыми актами Российской Федерации и Хабаровского края, нормативными документами Министерства здравоохранения и социального развития РФ, министерства здравоохранения Хабаровского края, настоящим Положением.

2. СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ГРУППЫ

2.1. Структура Рабочей группы утверждается начальником управления здравоохранения администрации города Хабаровска.

2.2. В состав Рабочей группы входят председатель, заместители председателя, секретарь, члены рабочей группы.

2.3. Председателем рабочей группы является начальник отдела стандартизации и инновационной деятельности управления здравоохранения администрации г. Хабаровска.

2.4. При Рабочей группе формируются профильные комиссии:

Перечень профильных комиссий при необходимости может быть изменен приказом начальника управления здравоохранения администрации города Хабаровска.

2.5. Организация работы профильных комиссий осуществляется поэтапно по плану работы Рабочей группы.

3. ЗАДАЧИ РАБОЧЕЙ ГРУППЫ И ПРОФИЛЬНЫХ КОМИССИЙ

3.1 Основными задачами Рабочей группы являются:

3.1.1. Проведение первичных организационных мероприятий:

· Анализ нормативно-правовой документации (федеральные протоколы, КЭС, методики расчетов и др.), необходимых для формирования СОП;

· Обеспечение членов профильных комиссий федеральными протоколами и КЭС по направлениям деятельности.

3.1.2. Подготовка договоров с руководителями медицинских образовательных учреждений для привлечения специалистов в состав профильных комиссий;

3.1.3. Представление проектов согласованных СОП и иных нормативных документов по стандартизации на утверждение начальнику управления здравоохранения администрации города Хабаровска.

3.2 Основными задачами профильных комиссий являются:

· разработка проектов СОП и иных нормативных документов по стандартизации в отрасли здравоохранения города Хабаровска на основе соответствующих клинико-экономических стандартов, утвержденных министерством здравоохранения Хабаровского края, федеральных стандартов медицинской помощи в порядке, установленным «Положением о введении федеральных стандартов медицинской помощи и контроле за их соблюдением в учреждениях здравоохранения Хабаровского края», утвержденным Постановлением Правительства Хабаровского края от 01.01.2001 ;

· представление проектов СОП и иных нормативных документов по стандартизации на рассмотрение в Рабочую группу.

4. ФУНКЦИИ РАБОЧЕЙ ГРУППЫ И ЕЕ ЧЛЕНОВ

4.1 Функциями Рабочей группы являются:

· рассмотрение представляемых профильными комиссиями проектов СОП и иных нормативных документов по стандартизации, вынесение заключений и рекомендаций по данным проектам;

· рассмотрение и утверждение планов работы профильных комиссий;

· рассмотрение спорных ситуаций, возникающих в профильных комиссиях при разработке СОП и иных нормативных документов по стандартизации.

4.2 Функциями председателя (в его отсутствие – заместителя) Рабочей группы являются:

· руководство Рабочей группой;

· внесение предложений начальнику управления здравоохранения администрации города Хабаровска по персональному составу Рабочей группы, плану его работы;

· внесение проектов согласованных СОП и иных нормативных документов по стандартизации на утверждение начальнику управления здравоохранения администрации города Хабаровска,

· подготовка и представление членам Рабочей группы проекта плана работы Рабочей группы на предстоящий период;

· представление обобщенной информации о результатах деятельности Рабочей группы за прошедший период членам Рабочей группы и начальнику управления здравоохранения администрации города Хабаровска

4.3 Функциями секретаря Рабочей группы являются:

· обеспечение проведения заседаний Рабочей группы;

· ведение делопроизводства и архива Рабочей группы;

· ведение фонда утвержденных клинико-экономических стандартов и иных нормативных документов по стандартизации.

4.4 Функциями членов Рабочей группы являются:

· участие в работе Рабочей группы с правом решающего голоса;

· рассмотрение представляемых профильными комиссиями проектов СОП и иных нормативных документов по стандартизации, внесение предложений по данным проектам.

4.5 Функциями членов профильной комиссии являются:

· участие в работе Рабочей группы при рассмотрении соответствующих профилю СОП;

· представление на заседании Рабочей группы разработанных профильной комиссией проектов СОП и иных нормативных документов по стандартизации.

Это интересно:  Что значит ижс участок

5. ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ РАБОЧЕЙ ГРУППЫ

И ПРОФИЛЬНЫХ КОМИССИЙ

5.1.Рабочая группа формируется из специалистов управления здравоохранения администрации города Хабаровска (на основании приказа начальника управления здравоохранения администрации города Хабаровска).

5.2.Персональный состав Рабочей группы утверждается приказом начальника управления здравоохранения администрации города Хабаровска.

5.3.Профильные комиссии формируются из главных внештатных специалистов-экспертов и экспертов управления здравоохранения администрации города Хабаровска по соответствующему профилю медицинской деятельности (на основании действующего приказа начальника управления здравоохранения); профессорско-преподавательского состава ГОУ ВПО ДВГМУ, ГОУ ДПО ИПКСЗ по профилю медицинской деятельности (на основании заключенных договоров с управлением здравоохранения и соответствующих приказов руководителей учреждений). В состав профильных комиссий включаются наиболее квалифицированные специалисты учреждений здравоохранения города и края по профилю разрабатываемых СОП, клинические фармакологи, сотрудники профильных кафедр образовательных медицинских учреждений.

В разработке СОП принимает участие не менее трех врачей — специалистов в области диагностики и лечения данного заболевания (группы заболеваний), представляющих не менее двух медицинских или образовательных учреждений, при необходимости желательно привлечение организаторов здравоохранения, экономистов, юристов, социальных работников.

6. ПОРЯДОК РАБОТЫ РАБОЧЕЙ ГРУППЫ

И ПРОФИЛЬНЫХ КОМИССИЙ

6.1 Заседания Рабочей группы и профильных комиссий проводятся согласно утверждаемому председателем Рабочей группы плану работы по разработке СОП и иного нормативного документа по стандартизации.

6.2 Рабочая группа (профильная комиссия) вправе принимать решения,
если на заседании присутствует не менее половины членов.

6.3 Решения на заседаниях Рабочей группы (профильной комиссии) по
планам работы, процедурным вопросам принимаются, если за них
проголосовало не менее двух третей членов Рабочей группы (профильной
комиссии), присутствующих на заседании,

Решения на заседаниях Рабочей группы (профильной комиссии) по проектам СОП и иных нормативных документов по стандартизации принимает на основе согласия (консенсуса). Голосование не допускается.

6.4 Заседания Рабочей группы (профильной комиссии)
протоколируются и подписываются председателем и секретарем Рабочей
группы (профильной комиссии).

7. ПОРЯДОК ПРЕКРАЩЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

7.1 . Рабочая группа прекращает свою деятельность на основании приказа начальника управления здравоохранения администрации города Хабаровска.

Приложение 3

к приказу начальника управления № _415___

от «30»_декабря 2005 г.

РАБОЧЕЙ ГРУППЫ ПО СОСТАВЛЕНИЮ И ВЕДЕНИЮ СОП

— начальник отдела стандартизации и инновационной деятельности управления здравоохранения администрации города Хабаровска — председатель Рабочей группы

— главный специалист отдела стандартизации и инновационной деятельности управления здравоохранения администрации города Хабаровска — заместитель председателя Рабочей группы

— начальник отдела ресурсного обеспечения управления здравоохранения администрации города Хабаровска, заместитель председателя Рабочей группы

— ведущий специалист отдела стандартизации и инновационной деятельности управления здравоохранения администрации города Хабаровск, секретарь Рабочей группы

Члены рабочей группы

— главный специалист-терапевт отдела организации медицинской помощи населению управления здравоохранения администрации города Хабаровска

— главный специалист-эксперт отдела организации медицинской помощи населению управления здравоохранения администрации города Хабаровска

— главный специалист-педиатр отдела организации медицинской помощи населению управления здравоохранения администрации города Хабаровска

— главный специалист-хирург отдела организации медицинской помощи населению управления здравоохранения администрации города Хабаровска

— главный специалист акушер-гинеколог отдела организации медицинской помощи населению управления здравоохранения администрации города Хабаровска

Стандартные операционные процедуры в здравоохранении

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

от 17 марта 2016 года N 513

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТАНДАРТНЫХ ОПЕРАЦИОННЫХ ПРОЦЕДУР ПО ВАКЦИНОПРОФИЛАКТИКЕ

В целях стандартизации мероприятий и процессов по вакцинопрофилактике, улучшению работы по расследованию и профилактике возникновения необычных реакций, поствакцинальных осложнений (подозрений) после введения иммунобиологических лекарственных препаратов приказываю:

1.1. Стандартную операционную процедуру «Процедура выявления, регистрации, информирования о нежелательных реакциях (осложнениях) после введения иммунобиологических лекарственных препаратов» (Приложение N 1);

1.2. Стандартную операционную процедуру «Процедура расследования нежелательных реакций (осложнений) после введения иммунобиологических лекарственных препаратов» (Приложение N 2);

1.3. Стандартную операционную процедуру «Процедура организации и проведения профилактических прививок» (Приложение N 3);

1.4. Стандартную операционную процедуру «Процедура кондиционирования замороженных хладоэлементов» (Приложение N 4);

1.5. Стандартную операционную процедуру «Процедура закладки вакцин в термоконтейнеры (термосумки) для транспортировки» (Приложение N 5).

2. Руководителям Управлений здравоохранений по г. г. Казани, Набережные Челны, Нижнекамскому и Альметьевскому муниципальным районам Министерства здравоохранения Республики Татарстан, главным врачам медицинских организаций Республики Татарстан:

2.1.1. работу подведомственных медицинских организации по вопросам вакцинопрофилактики в соответствии со стандартными операционными процедурами (приложения NN 1, 2, 3, 4, 5) и действующими нормативными документами;

2.2. утверждение и актуализацию стандартных операционных процедур с учетом требований нормативных документов и с учетом организации работы в подведомственных организациях.

2. Главному эпидемиологу Министерства здравоохранения Республики Татарстан (Н.А.Ивойлова), Главному внештатному специалисту по иммунопрофилактике Министерства здравоохранения Республики Татарстан (Д.В.Лопушов) обеспечить разработку, актуализацию стандартных операционных процедур по иммунопрофилактике.

3. Контроль исполнения Приказа возложить на первого заместителя министра С.А.Осипова.

СТАНДАРТНАЯ ОПЕРАЦИОННАЯ ПРОЦЕДУРА (СОП) «ПРОЦЕДУРА ВЫЯВЛЕНИЯ, РЕГИСТРАЦИИ, ИНФОРМИРОВАНИЯ О НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫХ РЕАКЦИЯХ (ОСЛОЖНЕНИЯХ) ПОСЛЕ ВВЕДЕНИЯ ИММУНОБИОЛОГИЧЕСКИХ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ»

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Стандартизация процессов выявления, регистрации, информирования о нежелательных реакциях (осложнениях) после введения иммунобиологических лекарственных препаратов

Руководитель медицинской организации — за последовательность и выполнение описанного процесса

2. НОРМАТИВНО-СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

3. ОПРЕДЕЛЕНИЯ (ГЛОССАРИЙ)

Иммунобиологические лекарственные препараты — лекарственные препараты, предназначенные для формирования активного или пассивного иммунитета либо диагностики наличия иммунитета или диагностики специфического приобретенного изменения иммунологического ответа на аллергизирующие вещества. К иммунобиологическим лекарственным препаратам относятся вакцины, анатоксины, токсины, сыворотки, иммуноглобулины и аллергены

Непреднамеренная неблагоприятная реакция организма, которая может быть связана с применением лекарственного препарата

Серьезная нежелательная реакция

Нежелательная реакция организма, связанная с применением лекарственного препарата, приведшая к смерти, врожденным аномалиям или порокам развития либо представляющая собой угрозу жизни, требующая госпитализации или приведшая к стойкой утрате трудоспособности и (или) инвалидности

Поствакцинальные осложнения — тяжелые и (или) стойкие нарушения состояния здоровья вследствие профилактических прививок

Реакция организма, возникшая в связи с применением лекарственного препарата в дозах, рекомендуемых в инструкции по его применению, для профилактики, диагностики, лечения заболевания или для реабилитации

5. СОДЕРЖАНИЕ СОП

При возникновении (подозрении) на необычные реакции, поствакцинальные осложнения (подозрения) в результате введения ИБП в процессе активного наблюдения в вакцинальном и поствакцинальном периодах или при обращении за медицинской помощью:

1. Врач (фельдшер) обязан:

1.1. Оказать пациенту необходимую медицинскую помощь, по показаниям обеспечить своевременную госпитализацию в профильный стационар. При возникновении (подозрении) поствакцинального осложнения направить пациента в профильный стационар.

При подозрении на поствакцинальное осложнение в результате вакцинации против туберкулеза дети направляются в специализированное противотуберкулезное учреждение — ГАУЗ «Республиканский клинический противотуберкулезный диспансер» или его филиалы.

1.2. Информировать заведующего отделением и должностное лицо, ответственное за организацию работы по иммунопрофилактике, о выявлении (подозрении) необычной реакции, поствакцинального осложнения (подозрения) в результате введения ИБП.

1.3. Занести данные о пациенте в соответствующую медицинскую документацию:

1.4. Направить информацию о выявлении (подозрении) необычной реакции, поствакцинального осложнения (подозрения) в результате введения ИБП в кабинет иммунопрофилактики и должностному лицу, ответственному за организацию работы по иммунопрофилактике.

2. Врач кабинета иммунопрофилактики обязан:

2.1. Зарегистрировать в журнале учета инфекционных заболеваний (ф. 060/у) на специально выделенных листах журнала информацию о выявлении (подозрении) необычной реакции, поствакцинального осложнения (подозрения). В последующем в журнал вносятся необходимые уточнения и дополнения.

2.3. При неосложненных единичных случаях сильных местных (в т.ч. отек, гиперемия менее 8 см в диаметре) и сильных общих (в т.ч. температура менее 40 °С, фебрильные судороги) реакциях на вакцинацию, легких проявлениях кожной и респираторной аллергии проводится регистрация в медицинской документации пациента, указанной в п. 1.3.

В этих случаях экстренное извещение в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан» не подается.

2.4. Информация (извещение) о выявлении (подозрении) необычной реакции, поствакцинального осложнения (подозрения) в результате введения ИБП во всех случаях направляется в Республиканский центр иммунопрофилактики ГАУЗ «Детская республиканская клиническая больница» по электронному адресу dmitriy.lopushov@tatar.ru N 3 и в Территориальное управление Росздравнадзора в соответствии с пунктом 1.2 и Приложения N 1 Приказа Министерства здравоохранения Республики Татарстан от 04.12.2014 N 2176 «О регистрации побочных действий, серьезных и непредвиденных нежелательных реакций при применении лекарственных препаратов».

3. Должностное лицо, ответственное за организацию работы по иммунопрофилактике (председатель иммунологической комиссии), обязано:

3.1. Немедленно информировать руководителя медицинской организации о выявлении (подозрении) необычной реакции, поствакцинального осложнения в результате введения ИБП.

3.3. После составления акта поствакцинального осложнения (подозрения) в результате введения ИБП в течение 24 часов направить его и выписку из первичной медицинской документации в городской (межмуниципальный) кабинет иммунопрофилактики в соответствии с Приложением N 8 к Приказу Минздрава Республики Татарстан от 15.01.2015 N 18.

4. Городской (межмуниципальный) кабинет иммунопрофилактики:

4.1. Осуществляет в течение 5 рабочих дней после получения акта расследования поствакцинального осложнения (подозрения) его экспертную оценку.

4.2. Направляет информацию (акт расследования поствакцинального осложнения (подозрения) медицинской организации, акт расследования поствакцинального осложнения (подозрения) городского (межмуниципального) кабинета, выписку из первичной медицинской документации пациента) в Республиканский центр иммунопрофилактики ГАУЗ «Детская республиканская клиническая больница МЗ РТ» — детское население, Республиканский иммунологический центр ГАУЗ «Республиканская клиническая больница МЗ РТ» — взрослое население, ГАУЗ «Республиканский клинический противотуберкулезный диспансер» — в связи со специфической профилактикой туберкулеза.

5. Республиканский центр иммунопрофилактики ГАУЗ «Детская республиканская клиническая больница МЗ РТ», Республиканский иммунологический центр ГАУЗ «Республиканская клиническая больница МЗ РТ», ГАУЗ «Республиканский клинический противотуберкулезный диспансер» организуют в течение 3 рабочих дней подготовку и рассмотрение на Республиканской иммунологической комиссии при Министерстве здравоохранения Республики Татарстан актов расследования поствакцинального осложнения (подозрения) медицинской организации, акта расследования поствакцинального осложнения (подозрения) городского (межмуниципального) кабинета, выписки из первичной медицинской документации пациента расследования.

6. Республиканская иммунологическая комиссия при Министерстве здравоохранения Республики Татарстан:

6.1. Утверждает, отклоняет или направляет акт расследования поствакцинального осложнения (подозрении) на дорасследование в Республиканский центр иммунопрофилактики ГАУЗ «Детская республиканская клиническая больница МЗ РТ» (детское население), Республиканский иммунологический центр ГАУЗ «Республиканская клиническая больница МЗ РТ» (взрослое население), ГАУЗ «Республиканский клинический противотуберкулезный диспансер» (связанный со специфической профилактикой туберкулеза).

6.2. После утверждения акта расследования поствакцинального осложнения направляет в срок не позднее 3 рабочих дней его копию в Территориальный орган Росздравнадзора по Республике Татарстан (420021, г. Казань, ул. Нариманова, 63) на бумажном носителе.

6.3. Направляет копию акта расследования поствакцинального осложнения в медицинскую организацию по месту постоянного наблюдения пациента в соответствии с закреплением по полису обязательного медицинского страхования.

7. Медицинская организация по месту постоянного наблюдения пациента в соответствии с закреплением по полису обязательного медицинского страхования выдает пациенту медицинское заключение об установлении факта поствакцинального осложнения, оформленное решением врачебной комиссии.

Это интересно:  Как производится расчет отпускных в 2020 году

СТАНДАРТНАЯ ОПЕРАЦИОННАЯ ПРОЦЕДУРА (СОП) «ПРОЦЕДУРА РАССЛЕДОВАНИЯ НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫХ РЕАКЦИЙ (ОСЛОЖНЕНИЙ) ПОСЛЕ ВВЕДЕНИЯ МЕДИЦИНСКИХ ИММУНОБИОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕПАРАТОВ»

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Стандартизация проведения расследования нежелательных реакций (поствакцинальных осложнений)

ЭкспертЗдравСервис Ресурс для организаторов здравоохранения

Nav view search

Навигация

Искать

ЭкспертЗдравСервис

Организация медицинской деятельности

Обеспечение качества и безопасности медицинской деятельности

Пакеты документов по контролю качества:

Организация здравоохранения

Медицинская профилактика и профилактическая медицина

Чудесная реклама 😉

Login Form

Подписка ЭкспертЗдравСервис

Полезные ресурсы

Актуальные комплекты СОПов для медицинских организаций

Подробности Категория: Операционные процедуры: стандарты и алгоритмы Опубликовано 05.03.2018 23:44 Автор: Андрей Таевский Просмотров: 7010

Уважаемые коллеги!

Представляем Вашему вниманию актуальный состав комплектов стандартов операционных процедур (СОПов) для медицинских организаций от компании «ЭкспертЗдравСервис».

СОПов у нас уже накопилось много (а скоро будет ещё больше — в разработке находится несколько очень интересных комплектов, часть их которых «на выходе»), и мы решили сделать общий каталог, чтобы Вам было проще ориентироваться во всём этом великолепии, изобилии и многообразии )

  1. СОП ИВ – 01 – 2017 Процедура проведения подкожного введения лекарственных средств и растворов;
  2. СОП ИВ – 02 – 2017 Процедура проведения внутрикожного введения лекарственных средств;
  3. СОП ИВ – 03 – 2017 Процедура проведения внутримышечного введения лекарственных средств;
  4. СОП ИВ – 04 – 2017 Процедура проведения взятия крови из пальца;
  5. СОП ИВ – 05 – 2017 Процедура выполнения внутривенного введения лекарственных средств;
  6. СОП ИВ – 06 – 2017 Процедура проведения взятия крови из периферической вены;
  7. СОП ИВ – 07 – 2017 Процедура проведения промывания желудка;
  8. СОП ИВ – 08 – 2017 Катетеризация периферических сосудов;
  9. СОП ИВ – 9.1 – 2018 Процедура проведения манипуляции постановки центрального венозного катетера (ЦВК);
  10. СОП ИВ – 9.2 – 2018 Процедура по уходу за центральным венозным катетером (ЦВК);
  11. СОП ИВ – 10 – 2017 Катетеризация мочевого пузыря;
  12. СОП ИВ – 11 – 2017 Бесконтактная перевязка;
  13. СОП ИВ – 12 – 2017 Внутрикостный доступ;
  14. СОП ИВ – 13 – 2017 Катетеризация пупочной вены.
  1. СОП ФО – 01 – 2017 Измерение массы тела;
  2. СОП ФО – 02 – 2017 Пликометрия (измерение толщины жировой складки);
  3. СОП ФО – 03 – 2017 Измерение окружности головы;
  4. СОП ФО – 04 – 2017 Плантография;
  5. СОП ФО – 05 – 2017 Измерение роста;
  6. СОП ФО – 06 – 2017 Окружность грудной клетки;
  7. СОП ФО – 07 – 2017 Измерение артериального давления;
  8. СОП ФО – 08 – 2017 Термометрия общая.
  1. СОП МСУ – 01 – 2017 Процедура выполнения постановки горчичников;
  2. СОП МСУ – 02 – 2017 Процедура выполнения ухода за волосами, ногтями, бритье тяжелобольного;
  3. СОП МСУ – 03 – 2017 Процедура выполнения постановки банок;
  4. СОП МСУ – 04 – 2017 Процедура выполнения бритья кожи предоперационного или поврежденного участка;
  5. СОП МСУ – 05 – 2017 Процедура проведения постановки пиявок;
  6. СОП МСУ – 06 – 2017 Процедура проведения ухода за полостью рта;
  7. СОП МСУ – 07 – 2017 Процедура проведения ухода за респираторным трактом в условиях искусственной вентиляции легких;
  8. СОП МСУ – 08 – 2017 Процедура проведения ухода за назогастральным зондом, носовыми канюлями и катетером;
  9. СОП МСУ – 09 – 2017 Процедура проведения ухода за сосудистым катетером;
  10. СОП МСУ – 10 – 2017 Процедура выполнения пособия при гастростоме;
  11. СОП МСУ – 11 – 2017 Процедура проведения ухода за назогастральным зондом;
  12. СОП МСУ – 12 – 2017 Процедура выполнения пособия при илеостоме;
  13. СОП МСУ – 13 – 2017 Процедура выполнения пособия при стомах толстого кишечника;
  14. СОП МСУ – 14 – 2017 Процедура выполнения пособия при дефекации тяжелого больного;
  15. СОП МСУ – 15 – 2017 Процедура выполнения постановки очистительной клизмы;
  16. СОП МСУ – 16 – 2017 Процедура выполнения удаления копролита;
  17. СОП МСУ – 17 – 2017 Процедура выполнения спринцевания влагалища;
  18. СОП МСУ – 18 – 2017 Процедура выполнения пособия при мочеиспускании тяжелого больного;
  19. СОП МСУ – 19 – 2017 Процедура выполнения ухода за постоянным мочевым катетером;
  20. СОП МСУ – 20 – 2017 Процедура выполнения перемещения тяжелобольного в постели;
  21. СОП МСУ – 21 – 2017 Процедура выполнения размещения тяжелобольного в постели;
  22. СОП МСУ – 22 – 2017 Процедура выполнения транспортировки тяжелобольного внутри учреждения;
  23. СОП МСУ – 23 – 2017 Процедура выполнения кормления тяжелобольного через рот и назогастральный зонд;
  24. СОП МСУ – 24 – 2017 Процедура выполнения смены постельного белья тяжелобольному;
  25. СОП МСУ – 25 – 2017 Процедура выполнения пособия по смене белья и одежды тяжелобольного;
  26. СОП МСУ – 26 – 2017 Процедура выполнения ухода за промежностью и наружными половыми органами тяжелобольных;
  27. СОП МСУ – 27 – 2017 Процедура выполнения ухода за дренажом.
  1. СОП ЛС – 01 – 2017 Правила хранения отдельных групп лекарственных средств для медицинского применения;
  2. СОП ЛС – 02 – 2017 Правила применения гигрометра психрометрического;
  3. СОП ЛС – 03 – 2017 Порядок приемки лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства и психотропные вещества, и осуществления приемочного контроля;
  4. СОП ЛС – 04 – 2017 Порядок хранения лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства и психотропные вещества;
  5. СОП ЛС – 05 – 2017 Порядок хранения лекарственных препаратов;
  6. СОП ЛС – 06 – 2017 Порядок приемки лекарственных препаратов и осуществления приемочного контроля;
  7. СОП ЛС – 07 – 2017 Порядок выявления фальсифицированных, недоброкачественных, контрафактных лекарственных препаратов.
  1. СОП ДИ – 01 – 2017 Процедура выполнения перевязки при нарушениях целостности кожных покровов;
  2. СОП ДИ – 02 – 2017 Процедура выполнения перевязки при гнойных заболеваниях кожи и подкожной клетчатки;
  3. СОП ДИ – 03 – 2017 Процедура выполнения иммобилизации при переломах костей;
  4. СОП ПП – 01 – 2017 Процедура оценки степени риска развития пролежней со шкалами оценки опасности и факторов риска образования пролежней (4 разновидности);
  5. СОП ПП – 02 – 2017 Процедура оценка степени тяжести пролежней;
  6. СОП ПП – 03 – 2017 Карта сестринского наблюдения за пациентами с пролежнями;
  7. СОП ПП – 04 – 2017 Памятка для пациента по профилактике образования пролежней;
  8. СОП ПП – 05 – 2017 Памятка для лица (законного представителя), осуществляющего уход за пациентом, по профилактике образования пролежней.

В каждый из представленных комплектов, помимо самих СОПов, входят приказы руководителя медицинской организации о внедрении стандартов операционных процедур в работу (2 варианта приказа в каждом комплекте – для медицинских организаций с подразделениями и без таковых) и инструкции пользователя. Бонусом к каждому комплекту прилагаются федеральные нормативные правовые акты, на основе которых выполнены СОПы, вошедшие в тот или иной комплект.

Все указанные комплекты представлены в Каталоге решений Здрав.Биз (раздел « СОПы для медицинских организаций »), где Вы можете ознакомиться с условиями приобретения и специальными предложениями.

Нужные Вам комплекты Вы можете выбрать в Форме заявки . Перечень комплектов постепенно расширяется, а их составы регулярно пополняются и обновляются. Поддержка продуктов у нас бесплатная.

Всегда ваши, ЭкспертЗдравСервис и Андрей Таевский

Пожалуйста, поделитесь этой информацией с коллегами. Возможно, она будет им очень полезна:

Стандартные операционные процедуры в здравоохранении

СОП — это документ с формализованным алгоритмом выполнения действий персонала (структурных подразделений) медицинской организации с учётом её типа, мощности, структуры, материально-технического обеспечения, укомплектованности кадрами и др.

Каждый СОП должен содержать ответы на 3 вопроса:

1) Кто участвует в реализации, выполняет его требования и какие ресурсы необходимы для его реализации?

2) Где, в каком подразделении МО следует выполнять требования СОП?

3) Сколько времени потребуется на выполнение требований СОП?

СОП должны быть краткими, четкими, конкретными. Оптимальная форма — в виде таблиц или схем и алгоритмов с минимальным объемом текстовой части.

Руководитель конкретной медицинской организации вправе самостоятельно определить, какие именно процедуры и в каком объеме и/или насколько детально следует регламентировать. При этом следует учитывать принцип приоритетности.

Первоочередными СОП должны стать алгоритмы проведения процедур, связанных с повышенным риском, например, инвазивных манипуляций (внутримышечные инъекции, внутривенные инъекции, катетеризация мочевого пузыря, и т.п.), алгоритмы оказания неотложной помощи и т.д. Кроме того, следует уделить внимание тем процедурам, при выполнении которых персонал организации допускает больше ошибок и недоработок, нарушений нормативных требований, поскольку разработка СОП — это еще и мероприятие, направленное на профилактику и устранение потенциальных дефектов деятельности.

Законодательство не требует разрабатывать конкретизированные и пошаговые инструкции и алгоритмы по выполнению всех рабочих процедур медицинским персоналом (за исключением обращения лекарственных препаратов), это не исключает актуальность данной деятельности в ряде случаев — в отношении процедур, связанных с повышенным риском и т.п.

  • диагностические (исследования объектов биотической и абиотической природы, проводимые с целью обнаружения, выделения и идентификации возбудителя, его антигена или антител к нему); исследования по детекции нуклеиновых кислот;
  • экспериментальные (все виды работ с использованием микроорганизмов и продуктов их микробиологического синтеза, прионов, токсинов и ядов биологического происхождения); производственные (работы по производству вакцин, сывороток, иммуноглобулинов и другие с использованием микроорганизмов и продуктов их микробиологического синтеза);
  • зоолого-энтомологические, включая сбор полевого материала на эндемичных по природно-очаговым инфекциям территориях и его транспортирование;
  • содержание диких позвоночных животных и членистоногих;
  • эвакуацию больных особо опасными инфекционными болезнями и в инфекционных очагах заболеваний;
  • в больницах (госпиталях), изоляторах и обсерваторах по оказанию специализированной медицинской помощи;
  • патологоанатомические по вскрытию трупов людей и павших животных.

Вся необходимая специализированная нормативно-правовая и справочная информация для обеспечения качественной работы медицинского учреждения, размещена в системе «Медицина.Премиум»

Статья написана по материалам сайтов: docs.cntd.ru, zdrav.org, smi.kodeks.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector