Согласно типовому положению об образовательном учреждении дополнительного

Информационный портал по внедрению эффективных организационно-управленческих и финансово-экономических механизмов, структурных и нормативных изменений, новаций

Вы здесь

В соответствии с ч. 5 ст. 111 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» со дня вступления в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, регулирующие отношения в сфере образования, применяются постольку, поскольку они не противоречат Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» или издаваемым в соответствии с ним иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

Таким образом, типовые положения формально продолжают действовать, но только в то части, в которой они не противоречат Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» или издаваемым в соответствии с ним иным нормативным правовым актам Российской Федерации, в частности, порядкам организации и осуществления образовательной деятельности по соответствующим образовательным программам различных уровня и (или) направленности или по соответствующему виду образования, утверждаемым Министерством образования и науки Российской Федерации.

Например, Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 года № 610, уже не применяется в части вопросов лицензировании и государственной аккредитации, документов о квалификации (данные вопросы урегулированы самим новым Федеральным законом), а также в части объема содержания дополнительных профессиональных программ (урегулирован Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 года № 499).

Кроме того, применяя соответствующие типовые положения следует иметь в виду, что целый ряд вопросов регламентации образовательной деятельности Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» отнесен к компетенции образовательной организации (см. ст. 8 и другие). В частности, согласно ч. 5 – 7 ст. 12 Федерального закона № 273-ФЗ образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность (в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ, для программ имеющих государственную аккредитацию).

Приказ Минобрнауки РФ от 26.06.2012 N 504

Зарегистрировано в Минюсте России 2 августа 2012 г. N 25082

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 26 июня 2012 г. N 504

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

1. Утвердить прилагаемое Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей.

2. Настоящий приказ вступает в силу с даты вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. N 233 Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 12, ст. 1053; 1997, N 10, ст. 1169; 2003, N 33, ст. 3266; 2005, N 7, ст. 560; 2006, N 50, ст. 5356; 2009, N 12, ст. 1427).

УТВЕРЖДЕНО
приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 26 июня 2012 г. N 504

ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

I. Общие положения

1. Настоящее Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей (далее — Типовое положение) регулирует деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей следующих видов:

центры дополнительного образования детей, развития творчества детей и юношества, творческого развития и гуманитарного образования, детского творчества, внешкольной работы, детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников, технического творчества учащихся), детского и юношеского туризма и экскурсий (краеведения, юных туристов), эстетического воспитания детей (культуры, искусств или по видам искусств), детско-юношеский центр, детский (подростковый) центр, детский экологический (оздоровительно-экологический, эколого-биологический) центр, детский морской центр, детский (юношеский) центр, детский оздоровительно-образовательный (профильный) центр;

дворцы детского (юношеского) творчества, творчества детей и молодежи, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, спорта для детей и юношества, художественного творчества (воспитания) детей, детской культуры (искусств);

дома детского творчества, детства и юношества, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), художественного творчества (воспитания) детей, детской культуры (искусств);

станции юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), детская экологическая (эколого-биологическая) станция;

детские школы искусств (в том числе по различным видам искусств);

детско-юношеские спортивные школы;

специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва;

детско-юношеские спортивно-адаптивные школы;

специализированные адаптивные детско-юношеские спортивные школы;

адаптивные детско-юношеские клубы физической подготовки.

2. Государственное и муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей (далее — учреждение) может быть автономным, бюджетным или казенным.

3. Наименование учреждения устанавливается при его создании и может изменяться в установленном порядке органом государственной власти, органом местного самоуправления, в ведении которого находится учреждение.

В наименовании учреждения указываются его вид и при необходимости — специальное, в том числе исторически закрепившееся, название учреждения (детская музыкальная школа, центральная специальная музыкальная школа, детская художественная школа, детская хореографическая школа, детская цирковая школа, детская школа художественных ремесел, детская хоровая школа, детская театральная школа, детская школа эстрадного искусства).

Если в наименовании детских школ искусств (в том числе по различным видам искусств) употребляется специальное название, вид учреждения не указывается.

4. Для негосударственных учреждений настоящее Типовое положение выполняет функцию примерного .

реализует дополнительные образовательные программы, в том числе дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы, в области искусств в детских школах искусств (в том числе по различным видам искусств);

оказывает образовательные услуги, предусмотренные уставом учреждения, в интересах личности, общества, государства.

Основные задачи учреждения:

обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, трудового воспитания детей;

выявление и развитие творческого потенциала одаренных детей;

профессиональная ориентация детей;

создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей в возрасте преимущественно от 6 до 18 лет;

подготовка спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки;

адаптация детей к жизни в обществе;

формирование общей культуры детей;

организация содержательного досуга детей;

удовлетворение потребности детей в художественно-эстетическом и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом.

6. По инициативе детей в учреждении могут создаваться детские общественные объединения и организации, действующие в соответствии со своими уставами и положениями.

Администрация учреждения оказывает содействие в работе таким объединениям и организациям.

7. В учреждении не допускаются создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций (объединений). В государственном и муниципальном учреждении образование носит светский характер.

8. Учреждение имеет право устанавливать прямые связи с учреждениями, предприятиями и иными организациями, в том числе и иностранными.

9. Учреждение в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями соответствующего государственного или муниципального органа, осуществляющего управление в сфере образования, настоящим Типовым положением и уставом учреждения.

10. Язык (языки), на котором (которых) ведутся обучение и воспитание в учреждении, определяется учредителем и (или) уставом учреждения .

11. Учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за :

невыполнение функций, отнесенных к его компетенции;

реализацию не в полном объеме дополнительных образовательных программ, дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса; качество образования детей;

жизнь и здоровье детей и работников учреждения во время образовательного процесса;

нарушение прав и свобод детей и работников учреждения;

иные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

II. Организация деятельности учреждения

12. Учреждение создается учредителем и регистрируется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

13. Права юридического лица у учреждения в части ведения уставной финансово-хозяйственной деятельности возникают с момента его государственной регистрации.

Учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, имеет устав, самостоятельный баланс и лицевой счет (счет), открытый в установленном порядке, печать установленного образца, штамп и бланки со своим наименованием.

14. Право на осуществление образовательной деятельности возникает у учреждения с момента выдачи ему лицензии на осуществление образовательной деятельности.

15. Учреждение может иметь в своей структуре филиалы, представительства, учебные отделения, учебные кабинеты, учебные концертные, выставочные, танцевальные залы, учебные театры, учебные манежи, музеи, библиотеки, фоно- и видеотеки, общежития и другие объекты социальной инфраструктуры.

16. Учреждение может быть создано, реорганизовано и ликвидировано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

17. Учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает:

дополнительные образовательные программы с учетом запросов детей, потребностей семьи, образовательных учреждений, детских и юношеских общественных объединений и организаций, особенностей социально-экономического развития региона и национально-культурных традиций;

дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств на основе федеральных государственных требований;

программы спортивной подготовки на основе федеральных стандартов спортивной подготовки ;

Пункт 10 статьи 2, статья 34.3 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 50, ст. 6242; 2010, N 19, ст. 2290; 2011, N 49, ст. 7062; N 50, ст. 7354).

18. Режим работы учреждения определяется уставом учреждения.

19. Учреждение организует работу с детьми в течение всего календарного года, включая каникулярное время.

В каникулярное время учреждение может открывать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, туристские базы, а также лагеря, в том числе специализированные (профильные), с постоянными и (или) переменными составами детей (загородные лагеря или лагеря с дневным пребыванием) на своей базе, а также по месту жительства детей.

Это интересно:  Можно ли поменять инн через госуслуги

20. Учреждение организует и проводит массовые мероприятия, создает необходимые условия для совместного труда, отдыха детей, родителей (законных представителей).

21. В учреждении ведется методическая работа, направленная на совершенствование образовательного процесса, программ, форм и методов его деятельности, а также мастерства педагогических работников. С этой целью в учреждении создается методический совет. Порядок его работы определяется уставом учреждения.

Учреждение оказывает помощь педагогическим коллективам других образовательных учреждений в реализации дополнительных образовательных программ, организации досуговой и внеурочной деятельности детей, а также детским общественным объединениям и организациям на договорной основе.

22. Деятельность детей в учреждениях осуществляется в одновозрастных и разновозрастных объединениях по интересам (клубы, студии, оркестры, творческие коллективы, ансамбли, группы, секции, кружки, театры и другие), а также индивидуально.

Численный состав и продолжительность учебных занятий зависят от направленности дополнительных образовательных программ.

23. Занятия в объединениях по интересам могут проводиться по дополнительным образовательным программам различной направленности.

Численный состав объединения по интересам, продолжительность занятий в нем определяются уставом учреждения. Занятия проводятся по группам, индивидуально или всем составом объединения по интересам.

Каждый ребенок имеет право заниматься в нескольких объединениях по интересам, менять их.

При приеме в спортивные, спортивно-технические, туристские, хореографические, цирковые объединения по интересам необходимо медицинское заключение о состоянии здоровья ребенка.

С детьми-инвалидами может проводиться индивидуальная работа по месту жительства.

Расписание занятий объединения по интересам составляется для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха детей администрацией учреждения по представлению педагогических работников с учетом пожеланий родителей (законных представителей), возрастных особенностей детей и установленных санитарно-гигиенических норм.

24. В работе объединений по интересам при наличии условий и согласия руководителя объединения по интересам могут участвовать совместно с детьми их родители (законные представители) без включения в основной состав.

25. При реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств предусматриваются аудиторные и внеаудиторные (самостоятельные) занятия, которые проводятся по группам или индивидуально.

Учреждение определяет формы аудиторных занятий, а также формы, порядок и периодичность проведения промежуточной аттестации обучающихся.

Освоение дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств завершается итоговой аттестацией обучающихся, формы и порядок проведения которой устанавливаются Министерством культуры Российской Федерации по согласованию с Министерством образования и науки Российской Федерации .

III. Участники образовательного процесса

26. Участниками образовательного процесса в учреждении являются дети до 18 лет, обучающиеся (далее вместе — дети), педагогические работники, родители (законные представители).

27. Правила приема детей в учреждение в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации, порядком приема в образовательные учреждения, установленным Министерством образования и науки Российской Федерации, уставами образовательных учреждений, а также настоящим Типовым положением, определяются учреждением самостоятельно .

Прием в детские школы искусств (в том числе по различным видам искусств) осуществляется по результатам индивидуального отбора детей с учетом их творческих и физиологических данных.

28. Учреждение объявляет прием детей для обучения по дополнительным образовательным программам, а также по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области искусств только при наличии лицензии на осуществление образовательной деятельности по этим образовательным программам.

Учреждение вправе осуществлять прием детей сверх установленного государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг на обучение на платной основе.

29. При приеме детей учреждение обязано ознакомить их и (или) их родителей (законных представителей) с уставом учреждения, лицензией на осуществление образовательной деятельности и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса.

30. Права и обязанности детей, родителей (законных представителей), педагогических работников определяются уставом учреждения и иными предусмотренными уставом актами.

31. Порядок комплектования персонала учреждения регламентируется его уставом.

32. К педагогической деятельности в учреждении допускаются лица, имеющие среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, отвечающие требованиям квалификационных характеристик, определенных для соответствующих должностей педагогических работников.

К педагогической деятельности не допускаются лица :

Статья 331 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2006, N 27, ст. 2878; 2010, N 52, ст. 7002; 2012, N 14, ст. 1553).

лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии со вступившим в законную силу приговором суда;

имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности;

имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;

признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;

имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

33. Отношения работника учреждения и администрации регулируются трудовым договором, условия которого не могут противоречить законодательству Российской Федерации о труде.

34. Отношения детей и персонала учреждения строятся на основе сотрудничества, уважения личности ребенка и предоставления ему свободы развития в соответствии с индивидуальными особенностями.

35. Права и обязанности работников учреждения определяются законодательством Российской Федерации, уставом учреждения и трудовым договором.

36. Педагогические работники учреждения имеют право :

на участие в управлении учреждением в порядке, определяемом уставом;

на защиту своей профессиональной чести, достоинства и деловой репутации.

37. Учреждение устанавливает:

структуру управления деятельностью учреждения, штатное расписание, распределение должностных обязанностей работников ;

заработную плату работников, в том числе надбавки и доплаты к должностным окладам, порядок и размеры их премирования .

IV. Управление учреждением

38. Управление учреждением осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», иными законодательными актами Российской Федерации, настоящим Типовым положением и уставом.

39. Управление учреждением строится на принципах единоначалия и самоуправления, обеспечивающих государственно-общественный характер управления учреждением.

Формами самоуправления учреждения, обеспечивающими государственно-общественный характер управления, являются попечительский совет, общее собрание работников, педагогический совет и другие формы. Порядок выборов органов самоуправления и их компетенция определяются уставом учреждения.

40. Устав учреждения и изменения к нему принимаются общим собранием работников учреждения и утверждаются учредителем в установленном порядке.

41. Непосредственное руководство учреждением осуществляет директор.

Прием на работу директора учреждения осуществляется в порядке, определяемом уставом учреждения, и в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Директор учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации:

осуществляет текущее руководство деятельностью учреждения;

планирует, организует и контролирует образовательную, учебно-методическую, творческую и хозяйственную деятельность учреждения;

действует от имени учреждения, представляет его во всех учреждениях и организациях;

соблюдает финансовую дисциплину;

обеспечивает сохранность имущества и других материальных ценностей, находящихся в оперативном управлении учреждения;

заключает договоры (в том числе трудовые договоры), выдает доверенности;

в пределах своей компетенции издает приказы, распоряжения, утверждает локальные акты, в том числе правила внутреннего распорядка учреждения;

осуществляет подбор, прием на работу и расстановку кадров, несет ответственность за уровень их квалификации;

утверждает структуру управления деятельностью учреждения и штатное расписание, распределяет должностные обязанности, поощряет работников и налагает на них взыскания;

распоряжается имуществом учреждения в пределах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации;

открывает лицевые счета и (или) счета в кредитных организациях в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации;

несет ответственность за выполнение возложенных на учреждение задач перед учредителем.

V. Имущество и средства учреждения

42. За учреждением в целях обеспечения образовательной деятельности в соответствии с его уставом учредитель в установленном порядке закрепляет имущество (здания, сооружения, оборудование, а также другое необходимое имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения) на праве оперативного управления.

Учреждение владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним на праве оперативного управления имуществом в соответствии с его назначением, уставом и законодательством Российской Федерации.

Земельные участки закрепляются за государственными и муниципальными учреждениями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации .

Учреждение несет ответственность перед собственником за сохранность и эффективное использование закрепленной за этим учреждением собственности. Контроль за деятельностью образовательного учреждения в этой части осуществляется учредителем или иным юридическим лицом, уполномоченным собственником .

Учредитель учреждения обеспечивает развитие и обновление материально-технической базы учреждения.

При включении в состав учреждения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов материально-техническая база учреждения должна обеспечивать возможность беспрепятственного доступа их в помещения учреждения, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, специальных кресел и другие условия). Дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды вправе пользоваться необходимыми техническими средствами, а также услугами ассистента (помощника), оказывающего им необходимую техническую помощь.

43. Финансовое обеспечение деятельности учреждения осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Учреждение вправе вести в соответствии с законодательством Российской Федерации приносящую доход деятельность, предусмотренную его уставом, постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствует указанным целям.

44. Учреждение вправе привлекать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц, в том числе иностранных граждан и (или) иностранных юридических лиц .

45. Имущество учреждения, закрепленное за ним учредителем, используется им в соответствии с уставом и изъятию не подлежит, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или приобретенное учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества.

Составлен согласно Типовому положению об образовательном учреждении дополнительного образования детей, согласно изменениям, внесенным в Закон Российской Федерации от 01.01.01 г. № 000-1 «Об образовании» Федеральным законом от 01.01.01 г.

ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе

в области декоративно-прикладного искусства «Декоративное творчество»

Это интересно:  Можно ли перенести газовую трубу в квартире

МБОУ ДОД КДХШ «Колюбакинская детская художественная школа»

Индекс предметных областей, разделов и учебных предметов

Наименование частей, предметных областей, разделов и учебных предметов

Распределение по годам обучения

Количество недель аудиторных занятий

Недельная нагрузка в часах

Работа в материале

История народной культуры и изобразительного искусства

Аудиторная нагрузка по двум предметным областям:

Максимальная нагрузка по двум предметным областям:

Аудиторная нагрузка по трём предметным областям:

Максимальная нагрузка по трем предметным областям:

Количество контрольных уроков, зачетов, экзаменов по трем предметным областям:

Занятия пленэром в 8 классе проводятся рассредоточено в каникулярное время учебного года. Остальные классы (5-7) – 1 неделя в июне месяце.

Объем учебного времени, отводимого на занятия пленэром: 5-8 классы – по 56 часов в год.

Консультации вне учебного плана. Годовая нагрузка в часах:

— рисунок – 3 часа 4-6 классы, 2 часа 7,8 классы

— живопись – 3 часа 4-8 классы, 2 часа 7,8 классы

— композиция прикладная – 1 час 4-8 классы

— работа в материале- 4 часа 4,5 классы, 5 часов 6,7 классы, 6 часов 8 класс

— беседы об искусстве – 1 час 4 класс

— история народной культуры и изобразительного искусства -1 час 5-8 классы

Промежуточная аттестация проводится – 1 раз в полугодие

Итоговые и выпускные экзамены – после 8 –го класса. По беседам об искусстве и истории народной культуры и изобразительного искусства ставится зачет.

Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению образовательного учреждения.

Вариативная часть определена как композиция прикладная администрацией школы и педсоветом и утверждена до начала учебного года.

Законно ли установление родительской платы в музыкальных школах?

Обучение в музыкальных школах традиционно являлось частично платным. Аналогично плате, взимаемой в детских садах, плата в музыкальных школах расценивалась как родительская плата. Однако вследствие проведенной бюджетной реформы возникают сомнения в правомерности установления такой частично платной государственной или муниципальной услуги. Более того, появившаяся судебная практика показывает, что органы прокуратуры успешно оспаривают в судах установление такой родительской платы.

Правовой статус платы за обучение в музыкальной школе

В музыкальных школах с родителей учащихся, как правило, взимается родительская плата за обучение детей дифференцированно в зависимости от профиля обучения. Размеры устанавливаемой платы не покрывают затрат на обучение, поэтому нельзя говорить о платных образовательных услугах. При этом определенные категории учащихся получают льготы – для них устанавливаются пониженные размеры родительской платы, а дети отдельных категорий родителей освобождаются от внесения родительской платы в полном объеме. Учитывая, что музыкальные школы в большинстве своем являются муниципальными образовательными учреждениями дополнительного образования (в Москве и Санкт-Петербурге – самостоятельных субъектах Федерации – государственными образовательными учреждениями), нормативные правовые акты по установлению размеров родительской платы принимаются органами местного самоуправления (как исполнительными, так и представительными).

Кроме того, для более полного удовлетворения потребностей населения наряду с реализацией основной образовательной программы (реализуемой за счет бюджета и родительской платы) музыкальная школа вправе оказывать дополнительные образовательные услуги за счет денежных средств родителей, в полном объеме покрывающих затраты на их оказание. Однако такие платные дополнительные услуги могут предоставляться исключительно по желанию учащихся и их родителей. При их оказании должны соблюдаться Правила оказания платных образовательных услуг [1] и заключаться договора между образовательным учреждением и заказчиком (родителем, законным представителем несовершеннолетнего), а в случае достижения учащимся возраста 14 лет – и с ним как с потребителем.

Помимо родительской платы, практикуются сборы денежных средств с родителей обучающихся (законных представителей) на хозяйственные нужды, проведение ремонтов, доплаты обслуживающему персоналу в связи с недостаточным бюджетным финансированием. Такие сборы могут производиться исключительно на добровольных началах в форме пожертвований образовательному учреждению, и считать их обязательной родительской платой нельзя.

Изменения налогового бюджетного законодательства привели к тому, что родительская плата стала относиться к доходам от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. При этом согласно п. 1 ст. 41 БК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2008) такая плата стала являться составной частью неналоговых доходов бюджета, причем после уплаты налогов и сборов, предусмотренных налоговым законодательством. В соответствии с п. 2 ст. 42 БК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2008) доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в полном объеме должны были учитываться в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаться в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг.

Реализация Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее – Закон № 83-ФЗ) привела к появлению нового типа государственных (муниципальных) учреждений – казенных учреждений, для которых родительская плата является составной частью неналоговых доходов бюджета, но при этом новая редакция ст. 41 БК РФ уже не требует уплаты налогов и сборов (то есть родительская плата уже в полном объеме должна зачисляться в бюджет).

Пожертвования, получаемые музыкальной школой – казенным учреждением, также являются неналоговыми доходами бюджета и должны в полном объеме зачисляться в бюджет. Как правило, затем все эти зачисленные в бюджет средства поступают казенному учреждению в качестве дополнительного бюджетного финансирования.

В музыкальной школе – казенном учреждении должна формироваться единая смета доходов и расходов, включающая как бюджетное финансирование (по нормативам финансирования), так и родительскую плату в доходной части, в расходной части которой все доходы образовательного учреждения надо распределить по статьям расходов Классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ).

Если же музыкальная школа является автономным или бюджетным учреждением, то родительская плата по‑прежнему рассматривается как составляющая приносящей доход деятельности учреждения, однако при этом находится в самостоятельном распоряжении учреждения. Это установлено соответственно ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее – Закон № 174-ФЗ) и ст. 9.2. Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон № 7-ФЗ). При этом суммы родительской платы должны в полном объеме отражаться в плане финансово-хозяйственной деятельности.

Такой правовой статус платы за обучение в музыкальной школе сложился в большинстве регионов страны. Однако в ряде регионов он поставлен под сомнение органами прокуратуры, что привело к появлению судебных решений, позволяющих утверждать о незаконности взимания родительской платы в музыкальных школах.

Судебная практика и ее последствия

Прокурор г. Костромы обратился в суд с заявлением о признании п. 1 Постановления и. о. главы города Костромы от 09.07.2008 № 1249 «Об установлении тарифов на платные услуги, предоставляемые муниципальным образовательным учреждением дополнительного образования детей Детской музыкальной школы № 3 города Костромы» противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента вступления решения в законную силу. Обосновывая заявление, он указал, что оспариваемым пунктом постановления установлены тарифы на платные услуги, предоставляемые муниципальным образовательным учреждением дополнительного образования детей Детской музыкальной школой № 3 г. Костромы. Подпунктом 1.1 данного постановления установлена плата за обучение учащихся на отделениях «домра» и «балалайка» в размере 200 руб. в месяц, пп. 1.2 установлена плата за обучение на всех отделениях, за исключением отделений, указанных в пп. 1.1 постановления, в размере 300 руб. в месяц.

Представитель исполняющего полномочия главы города Костромы аргументировала позицию органа местного самоуправления следующим образом. В соответствии с п. 13 ст. 16 Закона № 131-ФЗ, ст. 7 Устава муниципального образования городского округа город Кострома [3] , к вопросам местного значения городского округа относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, а также организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования. Таким образом, к полномочиям органов местного самоуправления городского округа отнесена лишь организация предоставления дополнительного образования детям.

Также говорилось о том, что обязанность органов местного самоуправления обеспечить предоставление такого образования на бесплатной основе закон не устанавливает. Кроме того, в ст. 45 Закона № 3266-1 определено, что муниципальные образовательные учреждения вправе оказывать платные дополнительные образовательные услуги, к которым в том числе относится обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин. Программы, реализуемые музыкальными школами в соответствии с п. 2 ст. 26 Закона № 3266-1, являются дополнительными образовательными программами и, соответственно, относятся к платным дополнительным образовательным услугам. Пунктом 8 ст. 41 Закона № 3266-1 и п. 44 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей закреплено право образовательного учреждения привлекать дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных услуг. Данные средства являются одним из источников формирования финансовых ресурсов учреждения. Установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными учреждениями, относится к полномочиям органов местного самоуправления на основании ст. 17 Закона № 131-ФЗ, ст. 8 Устава муниципального образования городского округа г. Кострома.

Решением Свердловского районного суда г. Костромы от 03.12.2008 заявление прокурора г. Костромы в интересах не-определенного круга лиц удовлетворено. Обжалуемый прокурором п. 1 постановления и. о. главы г. Костромы был признан противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента вступления решения суда в законную силу. Определением Костромского областного суда от 14.01.2009 г. № 33-14 данное решение было оставлено без изменений.

При этом Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда обратила внимание на то, что согласно п. 3 ст. 45 Закона № 3266-1 платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета. В соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей реализация дополнительных образовательных программ является основной образовательной деятельностью для данного типа учреждения. Согласно п. 47 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей учреждение может оказывать дополнительные платные образовательные услуги, выходящие за рамки финансируемых из бюджета образовательных программ (преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с детьми углубленным изучением предметов и другие цели), по договорам с учреждениями, предприятиями, организациями и физическими лицами.

Это интересно:  Кому начисляется социальная пенсия

Таким образом, Костромской областной суд сделал вывод о том, что образовательные учреждения дополнительного образования детей вправе оказывать на платной основе лишь дополнительные образовательные услуги, выходящие за рамки основной образовательной деятельности, осуществляемой образовательными учреждениями дополнительного образования.

Аналогичный процесс прошел и в г. Калининград, где прокурор Центрального района г. Калининграда обратился в суд с заявлением об оспаривании нормативного правового акта – п. 1 Постановления главы администрации городского округа г. Калининград от 31.12.2008 № 2215 «Об оплате за обучение детей в муниципальных образовательных учреждениях дополнительного образования детей – детских музыкальных школах, художественной школе, школах искусств г. Калининграда», в соответствии с которым с 01.02.2009 установлен соответствующий размер родительской платы за обучение детей в муниципальных образовательных учреждениях дополнительного образования детей – детских музыкальных школах, художественной школе, школах искусств согласно приложению к постановлению.

Прокурор указывал, что оспариваемое постановление главы администрации городского округа г. Калининград является незаконным, так как действующее законодательство не предполагает взимание платы с обучающихся, их законных представителей за реализацию образовательных программ в рамках основной образовательной деятельности для данного типа учреждений. Аргументация прокурора была аналогична вышеприведенной.

Администрация городского округа г. Калининград указывала на то, что действующее законодательство предоставляет образовательному учреждению право привлекать дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом образовательного учреждения услуг. Также администрация говорила про то, что законами № 131-ФЗ и 3266-1 установлена бесплатность и общедоступность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Относя к компетенции органов местного самоуправления организацию дополнительного образования детей, данные законодательные акты не указывают на его обязательную бесплатность. Родительская плата установлена за обучение дополнительным программам, не в полной мере финансируемым из бюджета.

Суд же указал на то, что п. 6 ст. 14 Закона № 3266-1 установлено: образовательное учреждение в соответствии со своими уставными целями и задачами может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги (на договорной основе) за пределами определяющих его статус образовательных программ.

Согласно п. 3 Правил оказания платных образовательных услуг [4] в уставах государственных и муниципальных образовательных учреждений и негосударственных образовательных организаций указывается перечень платных образовательных услуг и порядок их предоставления. При этом п. 5 Правил оказания платных образовательных услуг установлено, что платные образовательные услуги не могут быть оказаны государственными и муниципальными образовательными учреждениями взамен или в рамках основной образовательной деятельности (в рамках основных образовательных программ (учебных планов), федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований, а также (в случаях, предусмотренных законодательством РФ в области образования) в рамках образовательных стандартов и требований), финансируемой за счет средств соответствующего бюджета. В Письме Минобразования РФ от 21.07.1995 № 52‑М «Об организации платных дополнительных услуг» также указывается, что возможность оказания платных дополнительных услуг должна предусматриваться уставом образовательного учреждения. Осуществляются они за счет внебюджетных средств (средств спонсоров, сторонних организаций или частных лиц, в том числе родителей) и не могут быть оказаны взамен и в рамках основной образовательной деятельности, финансируемой из бюджета.

Последствием судебных решений становится отмена органами местного самоуправления ранее установленной платы в музыкальных школах. Так, Постановлением Главы города Костромы от 04.02.2009 № 209 «О признании утратившими силу постановлений Главы города Костромы» в целях приведения муниципальных правовых актов в соответствие с действующим законодательством были признаны утратившими силу все нормативные правовые акты, которыми ранее устанавливалась родительская плата в музыкальных школах города Костромы. В городе Калининград было принято Постановление администрации городского округа г. Калининград от 03.03.2011 № 286 «Об отмене Постановления главы администрации городского округа «Город Калининград» от 31.12.2008 № 2215 «О плате за обучение детей в муниципальных образовательных учреждениях дополнительного образования детейдетских музыкальных школах, художественной школе, школах искусств г. Калининграда».

Таким образом, сложившаяся судебная практика позволяет сделать вывод о незаконности установления родительской платы в музыкальных школах, так как действующее законодательство не предусматривает такой возможности.

Частично платная государственная (муниципальная) услуга

С реализацией Закона № 83-ФЗ встал вопрос о реализации государственных (муниципальных) услуг на частично платной основе. Казалось бы, именно к частично платным государственным (муниципальным) услугам могут быть отнесены услуги, оказываемые музыкальными школами.

Однако следует обратиться к определениям, которые содержит действующее федеральное бюджетное законодательство. В соответствии со ст. 69.2 БК РФ государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам также должно содержать предельные цены (тарифы) на оплату соответствующих услуг физическими или юридическими лицами в случаях, если законодательством Российской Федерации предусмотрено их оказание на платной основе, либо порядок установления указанных цен (тарифов) в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 4 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ музыкальная школа – бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Порядок определения указанной платы устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Аналогичная норма действует и в отношении музыкальных школ – автономных учреждений. Пункт 6 ст. 4 Закона № 174-ФЗ определяет, что кроме государственного (муниципального) задания и обязательств перед страховщиком по обязательному социальному страхованию автономное учреждение по своему усмотрению вправе выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основной деятельности, для граждан и юридических лиц за плату в порядке, установленном федеральными законами.

Учитывая, что отсутствуют федеральные законы, устанавливающие плату за обучение в музыкальных школах, оказание государственных (муниципальных) услуг в музыкальных школах на частично платной основе является нарушением федерального законодательства.

Некоторые авторы пишут: отдельные услуги, которые сегодня оказываются учреждениям на платной или частично платной основе, вообще предусмотрены не федеральными законами, а только подзаконными актами. Речь идет, к примеру, о родительской плате за питание и содержание детей в детских садах, возможность взимания которой при оказании услуг по дошкольному образованию определена только постановлениями Правительства РФ, но не федеральным законом [5] .

Однако очевидно, что как раз установление родительской платы в дошкольных образовательных учреждениях определено федеральным законом. Статья 52.1 Закона № 3266-1 называется «Плата, взимаемая с родителей (законных представителей) за содержание ребенка в образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования». Согласно п. 1 данной статьи учредители образовательных организаций, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей или законных представителей (далее – родительская плата) за содержание ребенка в указанных организациях, если иное не установлено настоящим законом и иными федеральными законами.

Обратим внимание на то, что в ст. 69.2 БК РФ говорится не о федеральных законах, а о законодательстве РФ. Однако понятие «законодательство РФ» отсутствует в Конституции РФ и не имеет единого содержания.

В решениях Верховного суда РФ можно найти такую трактовку этого понятия: в понятие «законодательство Российской Федерации» включаются не только собственно федеральные законы, но и иные нормативные правовые акты [6] . Однако указанное понятие использовано в широком смысле как совокупность правовых норм, регулирующих отношения в сфере получения информации. Им охватываются (на федеральном уровне), помимо федеральных законов, и указы Президента РФ, и постановления Правительства РФ. То есть речь идет не о «законодательстве РФ», а о «законодательстве РФ в сфере получения информации».

Применительно к сфере образования согласно ст. 3 Закона № 3266-1 законодательство РФ в области образования включает в себя Конституцию РФ, настоящий федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним другие законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ в области образования. Таким образом, наряду с федеральными законами в законодательство РФ в области образования включается множество иных нормативных правовых актов.

Однако отождествлять «законодательство РФ» и «законодательство РФ в области образования» нет оснований, следовательно, маловероятным является введение родительской платы в музыкальных школах региональными законами.

[1] Утверждены Постановлением Правительства РФ от 05.07.2001 № 505 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг».

[2] Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утв. Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 № 223.

[3] Устав муниципального образования городского округа город Кострома, утв. Решением Думы г. Костромы от 26.05.2005 № 41.

[4] Правила оказания платных образовательных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.07.2001 № 505.

[5] Жигалов Д. В. Изменение статуса бюджетного учреждения: юридические проблемы // Руководитель бюджетной организации, 2011, № 12.

Статья написана по материалам сайтов: normativ.kontur.ru, pandia.ru, www.audit-it.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector