+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Бесплатная юридическая консультация

8 (800) 333-88-93

Служба медиации в образовательном учреждении

Лицензия на осуществление образовательной деятельности №19674 выдана Министерством общего и профессионального образования Свердловской области

Дождаться письма или СМС с логином, паролем и ссылкой на личный кабинет слушателя (заявление обрабатывается в течение суток)

Современное общество остро нуждается в способности граждан конструктивно взаимодействовать. Для этого необходимо развивать социальный интеллект, менталитет сотрудничества, социального партнерства. Метод школьной медиации способствует решению этих задач в работе с детьми. Дает возможность получить образование в комфортной и безопасной среде обеспечивается ее бесконфликтностью и умелым разрешением споров и конфликтов, неизбежно возникающих в образовательной среде.

ТРЕБОВАНИЯ К СЛУШАТЕЛЯМ:

Наличие диплома о высшем или среднем профессиональном образовании.

ТРУДОЕМКОСТЬ ПРОГРАММЫ: 72 академических часа
  • Нормативно-правовые основания деятельности служб школьной медиации
  • Введение в медиацию (альтернативное разрешение споров, принципы медиации, инструменты медиации, восприятие и коммуникации в медиации)
  • Определение службы школьной медиации, основные цели и задачи службы школьной медиации
  • Технологии медиации

ПРОИЗВЕСТИ ОПЛАТУ ОБУЧЕНИЯ:

СКИДКА 10%: При единовременном обучении 10 и более педагогов от одной организации. Шаблон письма для коллективной заявки ( скачать )

КАК ПРОХОДИТ ОБУЧЕНИЕ:

  • все обучение проходит онлайн в удобном для Вас режиме.
  • вы получаете доступ к лекциям, дополнительным материалам, проверочным заданиям и форуму.
  • в каждом модуле курса: задания для самопроверки, тесты и проверочные работы.
  • в конце курса — итоговое тестирование.

Удостоверение отправляется заказным письмом на адрес слушателя почтой России (бесплатно).

Школьная служба медиации

Статьи по теме

Школьная служба медиации представляет собой узаконенный вариант решения споров, возникающих в коллективах образовательных учреждений, с участием объективного и независимого посредника. В статье – подробная информация об организации, целях, порядке работ медиативной службы в ОУ.

Официально альтернативный метод разрешения конфликтных ситуаций введен в 2010 году законом №193-ФЗ. Применение метода имеет ряд ограничений, но в то же время позволяет улаживать споры при участии третьего лица с обоюдного согласия обеих сторон. Каждая организация вправе решать, нужна ли ей школьная служба медиации. Статья будет полезна руководителям и ответственным сотрудникам, решившим организовать такую службу в своем заведении.

Понятие медиации и области ее применения

Понятие медиации определено, как способ разрешения конфликта с привлечением беспристрастного и объективного человека в качестве помощника. Основная задача посредника заключается не в принятии чьей-либо стороны, а в направлении конфликтующих сторон к принятию самостоятельного решения, способствующего разрешению спора.

Сохраните это себе, чтобы не потерять:

Читайте в электронных журналах рекомендации экспертов по защите интересов детей:

(изменения в законодательстве!)

Альтернативный способ управления конфликтами нашел широкое применение в сфере страхования и финансов, при сопровождении проектов, связанных с большим числом действующих лиц, для разрешения семейных споров, конфликтов интересов в вопросах авторского права и интеллектуальной собственности, в решении вопросов взаимодействия в образовательной области.

Данный метод в российских общеобразовательных учреждениях успешно применялся еще до вступления в силу соответствующего закона. Поэтому решение об официальном введении службы школьной медиации в деятельность заведения может стать вполне обоснованным и своевременным.

Основные принципы, на которых базируется медиация, — добровольное согласие сторон, готовность к сотрудничеству, конфиденциальность, равноправие и взаимное уважение. Это и есть основное отличие данного вида разрешения споров от судебных разбирательств. Тем не менее, по закону, применение медиативного метода ограничено гражданскими, семейными или трудовыми отношениями (кроме коллективных споров). Во всех других случаях способ ведения контролируемых переговоров не считается приемлемым. Также применение описываемых процедур возможно только в том случае, если предмет конфликта – взаимоотношения сторон. При затрагивании интересов третьих лиц или общественных отношений, медиацию применить не получится.

Посредника, осуществляющего деятельность по урегулированию спорных ситуаций, называют медиатором. По закону нет ограничений в количестве и составе участников медиации. Все желающие (и физические, и юридические лица) могут обратиться за помощью к медиаторам. Но следует помнить, что закон устанавливает специальные требования к посредникам, которые различаются в зависимости от деятельности человека. Медиатором может выступать исключительно физическое лицо; госслужащие, также как и сотрудники муниципальных учреждений не могут быть посредниками в разбирательствах, проводимых методом медиации.

Требования к непрофессиональным медиаторам:

Служба медиации в образовательном учреждении

    Служба школьной медиации: из опыта практической работы

    Автор

    Медиация: введение в понятие

    Федеральный закон от 27.07.2010 N 193-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» определяет медиацию как способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения. Медиация – это переговорный процесс по разрешению конфликта с участием посредника — нейтрального лица (медиатора). Метод медиации основан на неукоснительном соблюдении принципов и правил, четком следовании определенной процедуре. Это обеспечивает участникам конфликта гарантии безопасности и соблюдения интересов. Главное преимущество процедуру медиации состоит в том, что она способствовать решению проблем, которые лежат в основе конфликтов.

    Это интересно:  Форма 230 акт о списании материальных запасов

    Медиация в школах Санкт-Петербурга

    Появилась в 2014 году, на десять лет позже, чем в других регионах России. Используя опыт коллег, специалисты Санкт-Петербурга в короткие сроки, менее чем за два года, организовали службы медиации в каждой школе, разработали и запустили программы обучения медиации, начали развивать медиацию ровесников.

    В настоящее время школьная медиация в Санкт-Петербурге оформилась в самостоятельное направление воспитательной работы. Школьная медиация в Санкт-Петербурге развивается, опираясь на традиции петербургской психологической и конфликтологической школы, яркими представителями которой являются Станислав Михайлович Емельянов, Наталья Владимировна Гришина, Ольга Викторовна Аллахвердова, Александр Дмитриевич Карпенко, Елена Никитична Иванова.

    Развитие школьной медиации основывается на принципах добровольности и равных возможностей. В работе служб задействуются все участники образовательного процесса: дети, родители, учителя.

    Создание служб школьной медиации в образовательных учреждениях и процесс обучение будущих медиаторов (взрослых и детей) предполагает, не только передачу технологий и организационных схем деятельности. Чрезвычайно важную роль при этом играет трансляция ценностных представлений и концепций, которые образуют фундамент для формирования культуры коммуникации и безопасности образовательной среды.

    Участие подростков в деятельности Службы школьной медиации создает условия для реализации их социальных, лидерских потребностей и содействует успешной социализации. Владение процедурами медиация помогает подросткам договариваться и исправить ошибки, восстанавливать отношения и самостоятельно компенсировать нанесенный ущерб, способствует повышению самооценки и самоуважения подростков, росту их способности к самоконтролю и пониманию своей ответственности.

    Трудности развития школьных служб медиации

    Опрос действующих Служб школьной медиации, организованный Фондом поддержки образования (http://fobr.ru), показал, что на разных стадиях своего развития Службы сталкиваются с различными трудностями.

    На этапе становления Службам школьной медиации не хватает подготовленных специалистов, уверенности и опыта, существует страх ошибиться.

    Затем следует этап интеграция Службы в систему учебно-воспитательной работы школы, на котором возникают проблемы с разграничением областей деятельности воспитательной службы, психологической службы и СШМ, преодолением консерватизма педагогических коллективов в способах урегулированию школьных конфликтов, а также трудностей в распространении информация о конфликтах, которая часто просто не доходит до специалистов Служб школьной медиации.

    На этапе поддержания эффективной деятельности Служб школьной медиации возникают трудности, связанные со сменой поколений специалистов, набором и обучением взрослых и ребят, передачей накопленного опыта.

    В тоже время опрос подтвердил вклад Служб в развитие коммуникативной и конфликтологической компетентности всех участников образовательного процесса и, как следствие, в повышение безопасности школьной среды.

    Служба школьной медиации Василеостровского района Санкт-Петербурга

    Первый год работы был посвящен поиску специалистов в области медиации, активному налаживанию связей с центрами профессиональной подготовки по направлению «Медиация», обучению специалистов района основам медиации, организации практики – разбору конфликтов и проведению учебных медиаций для руководителей служб района.

    Итогом первого года стало создание профессионального сообщества специалистов в области школьной медиации и его оформление в Районное методическое объединение Служб школьной медиации (РМО СШМ). Были разработаны программы обучения для педагогов, лекции для родителей, программы работы с детьми.

    Результаты опроса представителей Служб школьной медиации из регионов стали очень важной основой для планирования нашей деятельности, мы учли опыт и трудности коллег и выбрали приоритетными направлениями своей деятельности:

    1. Популяризацию и массовое просвещение по вопросам школьной медиации всех участников образовательного процесса.
    2. Развитие форм и методов внедрение школьной медиации в школах района.

    В рамках профессионального сообщества специалистов в области школьной медиации в районе (РМО СШМ) происходит обмен опытом, представление результатов исследовательских работ педагогов и учащихся, организовывается практика студентов-конфликтологов на площадках школ района, проводятся соревнования школьных команд медиаторов, проводятся супервизии и учебные медиации. Службы в конкретных школах развиваются с учетом имеющихся у них возможностей, это приводит к разнообразию форм работы по направлению «школьная медиация» при единстве задач, решаемых СШМ ОУ.

    Итогом второго года работы стало внедрение образовательные программы для детей, создание в нескольких школах Клубов медиаторов-ровесников, организация и проведение районных соревнований школьных команд, исследования по теме, совместные проекты со Службами школьных медиаторов других районов.

    Таким образом, Служба школьной медиации – это не аналог конфликтной комиссии, существующей в школах. Служба школьной медиации – это направление воспитательной работы, это массовое просвещение и учащихся, и педагогов, и родителей, это разнообразные образовательные программы, соревнования, семинары и другие мероприятия, направленные на развитие медиации ровесников. Для этих целей у нас разработаны информационно-просветительские программы «Букварь медиатора» для школьников 5-7 классов и «Конспект переговорщика» – для 8-10 классов, семинары для педагогов «Служба школьной медиации: плюсы и минусы», лекции для родителей «Современные способы решения конфликтов. Служба школьной медиации». Все программы проводятся специалистами районного Психолого-медико-социального Центра по заявкам образовательных учреждений. Активное внедрение просветительских программ необходимо для популяризации школьной медиации, и для решения проблемы набора школьников и взрослых в организованные в школах Службы школьной медиации.

    Что обеспечивает устойчивость Служб школьной медиации?

    Наш опыт показывает, что:

    1. Деятельность служб школьной медиации невозможна без поддержки администрации школы, поскольку службе нужно выделить место для проведения медиаций, собраний команд школьников-медиаторов, руководителю службы необходимо пройти обучение, а затем иметь в своем расписании время для работы в службе.
    2. Медиация привлекательна своей новизной, актуальностью и базовыми принципами (добровольность, конфиденциальность, равноправие участников, нейтральность медиатора вызывают доверие к службе).
    3. Устойчивость служб школьной медиации во многом, обеспечивается личной мотивацией и заинтересованностью педагогов и учащихся в результатах работы службы.

    Программы развития медиации ровесников

    Медиация между учениками, где медиатором является ровесник, может быть использована для урегулирования конфликтов, возникающих в случаях обзываний, распускания слухов, угроз, ссор, а также порчи или кражи личного имущества, потасовок и драк.

    Как правило, взрослые не обращают внимания на эти конфликты, в течение длительного времени противоречия игнорируются и самими сторонами конфликта, пока какой-нибудь случай не приведет к взрыву эмоций, открытому противостоянию. Тогда учителя, администрация и родители начинают выяснять, что произошло, «искать виноватого, наказывать невиновного» и так далее.

    Это интересно:  Размер ндс с 01 июля 2020

    Школьники также самостоятельно, без участия взрослых, разбирают конфликты, и даже приглашают посредников – ребят из своего окружения – чтобы «рассудить конфликт». Из собственного личного школьного опыта, из литературных источников, взрослые представляют, что может произойти на этих «переговорах», и, по-возможности, пресекают проведение этих встреч. С другой стороны, ребята нуждаются в приобретении собственного опыта урегулирования конфликтов, и в случае, если они пойдут после школы «выяснять отношения» куда-нибудь «за гаражи», хочется, чтобы они знали и умели использовать современные инструменты разрешения конфликтов. Навыки анализа ситуации, грамотная коммуникация, самоконтроль и ответственность — помогут «переговорщикам» использовать силу слова, контролировать ситуацию, избежать драк и насилия.

    Но, основной целью внедрения школьной медиации является создание такой атмосферы и таких условий в школе, чтобы у ребят не возникало необходимости уходить из школы для выяснения отношений. Каждый учащийся должен иметь возможность обратиться за помощью в урегулировании конфликта в Службу медиации своей школы и выбрать медиатора, с которым ему было бы удобно решать свою проблему – взрослого или кого-нибудь из школьников.

    Таким образом, в рамках деятельности Службы школьной медиации для ребят создаются условия, в которых они приобретают собственный опыт урегулирования конфликтов сначала на занятиях с классом, потом на школьных соревнованиях, потом в качестве члена СШМ – на районных Турнирах школьных команд медиаторов, затем на межрайонных соревнованиях. Также ребята могут пройти подготовку по программам медиаторов-ровесников и стать школьным медиатором.

    Членство в Службе школьной медиации позволят выбрать интересующие направления работы и проявить себя в школьных исследованиях, в творческих работах по разработке логотипа службы, созданию видеоролика, буклета о деятельности службы и пр.

    Участие ребят в программах Службы школьной медиации развивает навыки, важность которых в жизни сложно переоценить. Во-первых, это навыки общения: понимание границ, контекста общения, понимание разницы между межличностными и объектными типами отношений и осознанное поддерживание именно межличностных отношений. Во-вторых, личностные навыки: самоконтроль, способность действовать в ситуациях неопределенности (генерировать идеи, анализировать ситуации, принимать решения). В–третьих, навыки урегулирования конфликтов: использование оптимальных стратегий поведения в конфликте, способность видеть в конфликте возможности для решения проблем, лежащих в его основе.

    Этим летом наши старшеклассники имели возможность работать в летних лагерях на территории нескольких школ района в качестве помощников вожатых. Среди них были и члены СШМ. Мы опросили ребят, как они урегулируют конфликты в детских группах. Результаты опроса выявили существенные различия в ответах старшеклассников – членов СШМ:

    • различия в восприятии межличностных отношений : ребята из СШМ сохраняют контакт и проявляют внимание к личности каждого своего «подопечного» в любых ситуациях, в том числе, в конфликтах;
    • различия в восприятии конфликтных ситуаций: помощники вожатых — не члены СШМ часто не различают причины и поводы для конфликтов,
    • различия в способах урегулирования конфликтов: помощники вожатых – члены СШМ более продуктивны в разрешении конфликтов у детей, в урегулировании конфликта они используют алгоритм проведения медиации — сначала проясняют ситуацию, затем помогают отреагировать эмоций и затем помогают в урегулировании конфликта; помощники вожатых, не имеющие опыта работы в СШМ своих школ, урегулируют конфликты традиционным способом – самостоятельно дают оценку, решают, кто прав, кто виноват и дают советы, как конфликтующим детям поступить (см. таблицу):
    Служба медиации в образовательном учреждении

    Медиация в сфере образования
    Служба медиации является социальной службой, действующей на основе добровольческих усилий специалистов, преподавателей, обучающихся.
    Жизнь внутри техникума – это сложный процесс, включающий в себя не только ситуации обучения, но и совершенно разные уровни взаимодействия большого количества людей: родителей, преподавателей, студентов. В ходе этих отношений нередко возникают конфликтные ситуации.
    Служба медиации предназначена для того, чтобы создать условия, где две конфликтующие стороны смогли бы снова понимать друг друга и договариваться о взаимоприемлемых для них вариантах разрешения проблем.

    Задача Службы медиации – сделать так, чтобы максимальное число конфликтов разрешалось восстановительным способом.
    Восстановительный подход к разрешению конфликтов позволяет избавиться от обиды, ненависти и других негативных переживаний, самостоятельно разрешить ситуацию (возместить ущерб, договориться, извиниться, простить), избежать повторения подобного в будущем.

    Целью медиации и восстановительного подхода является формирование безопасной среды.
    Безопасность в техникуме – это уверенность, спокойствие, отсутствие страха за свою жизнь, знание того, что никто не останется безучастным к твоим проблемам. Это хороший микроклимат в коллективе, взаимопонимание между преподавателями и студентами, студентами и студентами, родителями и преподавателями, родителями и студентами и т.д.
    Безопасность в техникуме – это когда родители спокойны за своего ребенка, уверены, что ему ничего не угрожает.
    От каждого из нас зависит, будет ли наш техникум безопасным. Это, наверное, трудно, но все вместе, каждый своим личным примером может сделать наш техникум таким.
    Служба медиации создает основу для формирования безопасного пространства в образовательном учреждении. А лишь удовлетворив эту базовую потребность, потребность в безопасности, мы можем рассчитывать на эффективность работы системы и появление глубинной потребности к получению знаний, познанию мира, открытости к нему.
    Служба медиации работает на основании действующего законодательства, Устава техникума и Положения о службе медиации.

    Законодательство по медиации
    Федеральный закон от 27.07.2010 N 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» (далее – Закон о медиации).
    Федеральный закон Российской Федерации от 23 июля 2013 г. N 233-ФЗ «О внесении изменения в статью 18 Федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».
    Закон закрепляет понятие медиации как особой формы посредничества. Понятие «процедуры медиации» обозначено так: «способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения» (п.2 ст.2 Закона о медиации). Таким образом, медиатор – это «независимое физическое лицо, независимые физические лица, привлекаемые сторонами в качестве посредников в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора».

    Принципы медиации:
    Добровольность участия сторон
    Стороны участвуют во встрече добровольно, их принуждение к участию в какой-либо форме недопустимо. Стороны вправе отказаться от участия в медиации как до ее начала, так и в ходе самой медиации.
    Информированность сторон
    Медиатор обязан предоставить сторонам всю необходимую информацию о сути медиации, ее процессе и возможных последствиях.
    Нейтральность медиатора
    Медиатор в равной степени поддерживает стороны и ихстремление в разрешении конфликта. Если медиатор чувствует, что не может сохранять нейтральность, он долженпередать дело другому медиатору или прекратить медиацию. Медиатор не может принимать от какой-либо из сторон вознаграждения, которые могут вызвать подозрения вподдержке одной из сторон.
    Конфиденциальность процесса медиации
    Медиация носит конфиденциальный характер. Служба медиации обеспечивает конфиденциальность и защиту от разглашения документов, касающихся процесса медиации. Исключение составляет информация, связанная с возможной угрозой жизни либо с возможностью совершения преступления; при выявлении этой информации медиатор ставит участников в известность, что данная информация будет разглашена.
    Ответственность сторон и медиатора
    Медиатор отвечает за безопасность участников на встрече, а также соблюдение принципов и стандартов. Ответственность за результат медиации несут стороны конфликта, участвующие в медиации. Медиатор не может советовать сторонам принять то или иное решение по существу конфликта.
    Заглаживание вреда обидчиком
    В ситуации, где есть обидчик и жертва, ответственность обидчика состоит в заглаживании вреда, причиненного жертве.
    Самостоятельность служб примирения

    Зачем нужна медиация в техникуме?
    Чем служба может помочь обучающимся:
    * Научиться конструктивно общаться со сверстниками и взрослыми.
    * Научиться убеждать других словами, а не силой.
    * Научиться самоорганизации, стать более ответственными и культурными.
    * Научиться конструктивно выходить из конфликта, ссоры, обиды, чтобы конфликты не перерастали в правонарушения.
    * Лучше понимать сверстников и взрослых.
    * Обучающимся, пострадавшим от правонарушений, почувствовать себя в безопасности и поверить, что справедливость восстановлена и нет враждебности и угрозы со стороны других студентов.
    * У обидчиков в ходе медиации появляется возможность понять другую сторону, помириться, проявить раскаяние, посильно возместить причиненный вред, принести извинения и услышать слова прощения, осознать причины своего поступка и понять, что нужно делать, чтобы в дальнейшем не причинять вред другим людям.
    * Правонарушителям восстановительная программа дает возможность не чувствовать себя «хулиганами» или людьми, которыми взрослые всегда недовольны, восстановить хорошее отношение со стороны ребят, родителей и преподавателей, планировать для себя такое будущее, которое поможет избежать попадания в ситуации острых конфликтов или правонарушений.

    Служба медиации работает на:
    * снижение числа конфликтов и обращений недовольных участников образовательного процесса в вышестоящие органы;
    * улучшение отношений между преподавателями, родителями и администрацией;
    * создание более комфортных отношений в техникуме.

    Зачем медиация нужна родителям?
    Медиация позволяет разрешать конфликт, выявляя его причину и движущую силу, предотвращать конфликты, оберегать студентов от агрессивного, порой отвергающего воздействия окружающей среды, корректировать поведение тех, кто уже оступился. Кроме того, медиация – это инструмент помощи в разрешении конфликтов между студентами, между студентами и преподавателями, студентами и родителями.

    Зачем медиация нужна обучающимся?
    В процессе медиации каждый участник, как обучающийся, так и взрослый, как обидчик, так и «жертва», может рассчитывать на то, что будет выслушан, услышан, его постараются понять, он сможет высказать свою позицию и видение ситуации, а также может предложить свою альтернативу разрешения конфликта. Такое общение в доверительной, уважительной обстановке, создается необходимое чувство безопасности, где может создаваться разрешение спора, где стороны могут прийти к соглашению, которое, скорее всего, будут склонны реализовывать, так как непосредственно участвовали в его создании.

    Служба медиации это:
    Разрешение конфликтов силами самого техникума.
    Изменение традиций реагирования на конфликтные ситуации.
    Работа службы направлена на помощь студентам техникума в мирном разрешении конфликтов. Программы медиации могут проводиться службой только при добровольном участии всех сторон конфликта. Это альтернативный путь разрешения конфликта.
    Люди, ведущие медиативную встречу, не будут судить, ругать, кого-то защищать или что-то советовать. Их задача – помочь вам самим спокойно разрешить свой конфликт. То есть главными участниками встречи будете вы сами.

    Условия, при которых ситуация конфликтная может быть рассмотрена службой:
    Стороны признают свое участие в конфликте или криминальной ситуации (но не обязательно признают свою неправоту) и стремятся ее разрешить.
    Стороны не употребляют наркотические вещества и психически здоровы (поскольку в противном случае они не могут брать на себя ответственность за свои поступки).
    Желательно, чтобы информация о ситуации не передавалась (и на время рассмотрения службой не будет передана) в другие структуры (педсовет, совет по профилактике, обсуждение на классном часе и т.п.).
    Если в конфликте участвуют преподаватели или родители, на встрече необходимо присутствие взрослого ведущего.

    Если вы решили обратиться в службу,

    то вам надо подойти
    Щербаковой Наталье Валерьевне, заместителю директора по ВР:
    пн., чт., пт. (каб. 205 корпус 1) с 14.15 – 16.30;
    Рыбалкиной Нине Владиславовне, преподавателю:
    вт. (каб. 319 корпус 1) с 15.00 – 16.00;
    Сафроновой Веронике Николаевне, педагогу-психологу:
    вт., ср., пт. (каб. 417 корпус 2) с 11.55 – 12.25 и 14.20 – 15.00;
    пн., чт. (каб. 302 корпус 1) с 11.55 – 12.25 и 14.20 – 15.00.

    Статья написана по материалам сайтов: www.menobr.ru, psy.su, www.vkst.ru.

    »

    Помогла статья? Оцените её
    1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
    Загрузка...
    Добавить комментарий

    Adblock detector