Розыск без вести пропавших людей мвд

Если верить статистике, каждый человек в своей жизни хотя бы раз сталкивается с необходимостью найти пропавшего родственника или знакомого. И в эти моменты первое, что следует сделать – действовать быстро, подав заявление в органы полиции, ведь в таком деле, как розыск людей, дорога каждая минута.

Впрочем, далеко не каждый человек желает быть найденным…

Попытаемся разобраться, почему и как люди пропадают без вести, но самое главное – какие причины заставляют их не хотеть, чтобы их находили.

В главке МВД 10 июня рассказали, какими методами производится розыск пропавших граждан. Мало кто знает о том, что на сегодняшний день в силу вступила новая инструкция, и теперь все заявления о пропаже людей рассматриваются в строгом соответствии с ней. Если ранее после определения факта исчезновения человека приходилось отсчитывать определенный период, и только после этого приходить с заявлением в полицию, сейчас этого не требуется – полицейские должны моментально приступать к поиску людей. Кроме этого, между волонтерскими организациями и органами полиции была достигнута договоренность, что первые не начинают свою работу по поиску пропавших до момента, пока родственники пропавших без вести не обратятся в ОВД.

Пропал родственник: что делать в этой ситуации?

На сегодняшний день список разыскиваемых каждый год пополняется 120 тысячами людей, и это не является пределом. При этом если верить данным, более 90% считаются найденными. Каждый год в российской столице пропадают 4500 человек, и 1181 из них не достигли совершеннолетнего возраста. Начиная с 1 января и по 10 июня 2015 года в полицию Москвы поступило 1631 заявлений от родственников пропавших без вести.

По статистике, многие люди теряются в результате произошедших на дороге ДТП. По информации, предоставленной органами МВД, 477 людей пропали без вести в 2015 году, став жертвами преступления.

Но неужели не все найденные люди желают возвращаться домой? К сожалению, это так.

Дмитрий Пичугин, временно исполняющий обязанности руководителя 7 отдела МУРа, рассказывает, что отказ найденных людей от возвращения в отчий дом – это нередкое явление. По его словам, найденному человеку достаточно просто написать заявление с просьбой о прекращении розыска в отношении него, а возле пункта сообщать или не сообщать родным о его местонахождении, человеку достаточно проставить галочку. Если он не захочет – никто не скажет родственникам о том, что человек был найден. По статистике, практически 50% всех найденных отказываются возвращаться, но сотрудники МУРа делают все возможное, чтобы помирить людей с их родными, мотивируя вернуться домой.

В заявлениях о пропаже родственников люди часто пишут, что пропавшие без вести записались в секту, они подверглись гипнозу, и кто-то оказал на них негативное влияние против их воли. Все это вынуждает сотрудников сыскной службы тесно сотрудничать с психологами, специализирующимися на семейных конфликтах. Как правило, сотрудники оперативной службы производят запись общения с найденными людьми на видео, и просят их тщательно объяснить причины нежелания возвращаться домой и общаться с родственниками. Далее заявители просматривают это видео. Как только человека находят, он теряет статус беглеца и приобретает статус лица, который утратил с родными связь.

“Три дня” уже в прошлом

Следственный комитет РФ, МВД и генпрокуратура в январе прошлого года утвердили приказ, в котором указаны все правила рассмотрения обращений по пропаже людей.

В документе упомянуты практически полные, хотя и не исчерпывающие обстоятельства, согласно которым можно сделать вывод, что пропавший человек подвергся нападению преступников. “Одними из таких обстоятельств являются пропажа человека с мобильным телефонов или авто, несовершеннолетний возраст, наличие у человека значительной суммы денег и т.п.” – уточнили в пресс-центре Генпрокуратуры РФ.

По новой инструкции, все сигналы о пропаже человека должны быть проверены независимо от срока давности и того, на каком месте зафиксирован факт исчезновения.

Дмитрий Пичугин уточнил, что официально трехдневного срока с момента исчезновения человека и до обращения в соответствующие органы полиции не существовало, он был только условно, но не по факту.

“Сразу звоните 02, как только дежурный откажется принять заявления. Если сотрудник полиции допустит нарушение, его ждет наказание” – сказал он.

Оперативники также рекомендуют взять с собой свежее фото пропавшего, так как оно поможет быстрее найти человека. Важно лишь, чтобы человек на фото соответствовал его внешнему виду в жизни.

В течение 3 дней после поступления заявления от родственника пропавшего, в правоохранительных органах должно быть принято решение – возбуждать уголовное дело или не делать этого. При необходимости проведения прочих мероприятий этот срок может быть увеличен до 10 дней. При этом независимо от ситуации, всю процедуру проводят в соответствии с уголовно-процессуальным кодексом страны. Именно в это время предпринимаются самые активные действия по поиску доказательств и преступников.

Волонтерская сила

В первые дни после пропажи человека отыскать его проще всего. И нередко полиции здесь помогают волонтеры.

Дмитрий Пичугин отмечает, что с некоторыми из волонтерских организаций была достигнута договоренность о том, что они принимаются за свою работу, как только от родственника поступает заявление о пропаже в полицию.

Именно волонтеры часто оказываются той силой, которая способствует быстрейшему процессу поиска человека, ведь в полиции нередко происходят сокращения, а потому персонала часто не хватает.

При этом в каждом из российских регионов имеются свои связи волонтерских организаций и страж порядка. Так, в Забайкальском крае полиция сотрудничает с клубом любителей внедорожников. Именно члены данного клуба помогли в поиске десятков детей, которые пропадали в труднодоступной местности.

Экстрасенсы, ДНК и трусы

Отчаявшись, большая часть родственников пропавших обращаются к гадалкам и экстрасенсам. Приносит ли это результат? Дмитрий Пичугин рассказывает о том, что сам лично не знаком ни с одним случаем, когда экстрасенсы помогали найти человека, чего нельзя сказать о фактах банального вытягивания с отчаявшихся людей больших сумм денежных средств. Этих фактов – хоть отбавляй.

Врио начальника 7-го отдела МУРа даже шутит по этому поводу: “Дайте мой номер телефона человеку, у которого получится найти пропавшего, используя свои сверхспособности. Если у него и вправду это получится, я готов отдать ему 50% своей зарплаты”.

Сыщики советуют: доверять нужно лишь научным методам поиска пропавшего, а если уже и вкладывать свои деньги, то для взятия образцов ДНК. Это следует сделать заранее, после чего образец удастся приобщить к общей базе данных, появившейся в распоряжении полиции в 2015 году. С помощью этой базы данных можно будет проще находить потерявших память и документы людей, а также опознавать трупы. Впрочем, это скорее на перспективу, так как сегодня имеющейся генетической информации в этой базе явно маловато.

Публикации

Новый порядок розыска безвестно исчезнувших граждан

Генерал-лейтенант внутренней службы Александр АВДЕЙКО, начальник Договорно-правового департамента МВД России, Заслуженный юрист Российской Федерации.

В настоящее время серьёзную обеспокоенность в обществе вызывает тема поиска без вести пропавших граждан.

20 марта 2015 года в Министерстве юстиции России прошёл государственную регистрацию приказ МВД России, Генеральной прокуратуры Российской Федерации и СК России от 16 января 2015 года № 38/14/5, утверждающий новую Инструкцию о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением лиц (публикуется в этом номере).

Современная российская полиция является принципиально новой правоохранительной структурой, сформированной на основе партнёрской модели взаимоотношений с обществом. Общественное доверие и поддержка граждан – важнейший принцип деятельности полиции. Залогом ее эффективности является взаимодействие и сотрудничество с другими правоохранительными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами.

Приём, регистрация, проверка заявлений и сообщений о преступлениях, происшествиях и принятие по ним мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации, является обязанностью полиции. Аналогичное полномочие возложено на органы предварительного следствия.

Достаточно серьёзную обеспокоенность в обществе вызывает в настоящее время проблема поиска без вести пропавших граждан. Данный вопрос регулярно обсуждается экспертным сообществом на различных дискуссионных площадках. При этом особое внимание справедливо уделяется наиболее уязвимой части общества – несовершеннолетним.

Структурные и функциональные изменения в правоохранительной системе государства последних лет, в том числе выделение из прокуратуры Российской Федерации Следственного комитета Российской Федерации в самостоятельный федеральный государственный орган, привели к определённому правовому вакууму в регламентации деятельности по рассмотрению сообщений о безвестном исчезновении граждан.

В результате нормативный правовой акт, определяющий порядок работы в данном направлении (приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации и МВД России от 27 февраля 2010 года № 70/122) фактически не применялся.

В этой связи возникла безусловная необходимость издания межведомственного нормативного правового акта, определяющего порядок взаимодействия уполномоченных правоохранительных ведомств.

Для деятельности органов внутренних дел приоритетной является профилактика безнадзорности среди несовершеннолетних, профилактика преступлений и иных правонарушений, причём совершаемых как самими несовершеннолетними, так и в отношении их.

Любой несовершеннолетний, оставшийся без внимания взрослых, в том числе без вести пропавший, становится потенциальной жертвой наиболее опасных преступлений (против жизни, здоровья, половой неприкосновенности).

Несмотря на то, что в 2014 году зафиксировано снижение количества объявленных в розыск несовершеннолетних (7 806, на 29,7% ниже, чем в 2013 году), статистические данные свидетельствуют о том, что за последние четыре года в среднем только по одному из 14 случаев безвестного исчезновения несовершеннолетнего лица возбуждается уголовное дело. Эффективность розыска лица напрямую связана с незамедлительным принятием мер, пред­усмотренных законодательством, весь комплекс которых возможно осуществить при наличии возбуждённого уголовного дела.

Это интересно:  Выписка из егрн на квартиру как выглядит

Основной причиной такого состояния дел было отсутствие нормативной регламентации взаи­модействия правоохранительных органов.

Ситуация изменилась. Пунктом 10 новой Инструкции предусмотрен подробный список признаков, свидетельствующих о возможности совершения преступления в отношении без вести пропавшего лица, что даёт основание для незамедлительных оперативных действий по розыску. Одним из таких признаков является несовершеннолетний возраст (п. 10.14).

В чем принципиальные отличия нового порядка рассмотрения сообщений о безвестном исчезновении граждан? Несомненным преимуществом новой Инструкции является чёткая регламентация действий сотрудников полиции и следователей Следственного комитета Российской Федерации при приёме, рассмотрении сообщения о пропавшем лице и принятии по нему решения. Разграничена компетенция следователя СК России и сотрудника оперативного подразделения органов внутренних дел Российской Федерации.

Существенно расширен и уточнён перечень обстоятельств, которые свидетельствуют о совершении преступления в отношении без вести пропавшего лица.

Например, такими обстоятельствами считаются несовершеннолетний возраст, безвестное исчезновение лица с автотранспортом или со средствами мобильной связи, наличие при без вести пропавшем лице значительных денежных средств или других ценностей и т.д.

Определён механизм ведомственного контроля и прокурорского надзора за указанной деятельностью.

Данные новеллы обес­печат качественное рассмотрение сообщений о безвестном исчезновении граждан, своевременное осуществление всего комплекса розыскных мер и установление местонахождения лица.

Действие Инструкции распространяется на розыск абсолютно всех пропавших граждан без деления их на какие-либо категории. В статье 2 Конституции Российской Федерации провозглашено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

Назначение полиции – незамедлительно приходить на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств, вне зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. В этой связи положения Инструкции обес­печат надлежащее рассмотрение сотрудниками полиции и следователями Следственного комитета Российской Федерации заявлений, сообщений о преступлениях, а также иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства.

В контексте данного вопроса следует отметить, что полиция осуществляет розыск лиц, которые пропали без вести или утратили связь с родственниками; несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей или специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации; несовершеннолетних, самовольно ушедших из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа.

У граждан часто бытует мнение, что с заявлением о безвестном исчезновении гражданина можно обратиться в полицию только спустя трое суток. Также нередко возникают вопросы: кто должен выступать в качестве заявителя, чтобы не отказали в приёме заявления? Насколько правомерно требование о том, что с таким заявлением должен обратиться родственник?

Отвечая на эти вопросы, скажу сразу, что суждения по поводу трёх суток вымышлены и не имеют под собой никакой правовой основы. Именно поэтому в третьем пункте Инструкции установлено: «сообщение о безвестном исчезновении лица подлежит приёму, регистрации и разрешению в установленном порядке независимо от давности и места его исчезновения, наличия или отсутствия сведений о месте постоянного или временного проживания или пребывания, полных анкетных данных и фотографии без вести пропавшего лица, сведений об имевшихся ранее случаях его безвестного исчезновения». Данное положение вытекает из требований Федерального закона «О полиции» и иных нормативных правовых актов.

Например, в соответствии с Инструкцией о порядке приёма, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, административных правонарушениях, происшествиях, утверждённой приказом МВД России от 29 августа 2014 года № 736, заявления и сообщения о преступлениях, происшествиях подлежат обязательному приёму во всех территориальных органах МВД России. При этом очень важно отметить, что приём сообщений о преступлениях и происшествиях осуществляется круглосуточно. Меры реагирования на такие сообщения принимаются сразу же.

Что касается второй части вопроса. В жизни происходит так, что зачастую с заявлением о пропаже человека обращаются именно родственники или иные близкие лица. Но это не означает, что другое лицо (сосед, коллега, знакомый и т.д.) лишён права заявить об этом. В этом смысле законодательством не установлено никакого перечня лиц, поэтому с рассматриваемыми заявлениями, равно как и с заявлением о любом правонарушении, может обратиться каждый человек.

С учётом установленной компетенции правоохранительных органов я бы советовал обращаться по поводу исчезновения человека в органы внутренних дел Российской Федерации или следственные органы СК России. Но это не исключает возможности обращения в любой иной правоохранительный орган. Однако надо учитывать, что в таком случае может пострадать оперативность реагирования на заявление, поскольку неуполномоченный правоохранительный орган в конечном счёте направит его по подведомственности в органы внутренних дел или СК России.

Следует отметить, что деятельность по розыску без вести пропавшего регламентируется не только рассматриваемой Инструкцией, но и законодательными и иными подзаконными актами (например, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «Об оперативно-разыскных деятельности», приказ МВД России от 29 августа 2014 года № 736 «Об утверждении Инструкции о порядке приёма, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, административных правонарушениях, происшествиях», приказ Следственного комитета Российской Федерации от 11 октября 2012 года № 72 «Об организации приёма, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации».

В общих чертах алгоритм реагирования на сообщения о безвестном исчезновении лица состоит в следующем. При поступлении сообщения выясняются обстоятельства его исчезновения, возраст, образ жизни, круг знакомых, близких, место его работы, предположительное место нахождения, наличие в собственности недвижимого имущества, автотранспортных средств и другие обстоятельства. Особое внимание уделяется выяснению обстоятельств, которые свидетельствуют о совершении преступления в отношении без вести пропавшего лица.

К таким обстоятельствам, наряду с указанными выше, относятся, например, отсутствие объективных данных, указывающих на намерение без вести пропавшего лица беспричинно и на длительное время убыть в неизвестном направлении или сменить место проживания или пребывания, отсутствие у без вести пропавшего лица заболевания, которое может обусловить его скоропостижную смерть, потерю памяти, ориентирования во времени и пространстве, наличие по месту проживания без вести пропавшего лица личных документов, вещей (одежды) и денежных средств, без которых он не может обойтись в случае длительного отсутствия, наличие у без вести пропавшего лица событий, участие в которых для него является важным (сдача экзамена, защита диссертации и других), безвестное исчезновение лица, связанное с отчуждением его собственности, отсутствие в правоохранительных органах заявления о без вести пропавшем лице (либо запоздалое или несвоевременное его направление) от иного лица, которое в силу родственных или иных отношений должно было его подать, внезапный (срочный) ремонт по месту жительства или пребывания без вести пропавшего лица, поспешное решение членами семьи без вести пропавшего лица и (или) иными лицами различных вопросов, которые можно решать только при уверенности, что без вести пропавшее лицо не возвратится (переоформление или продажа его имущества, обращение в свою пользу его сбережений, вступление супруга (супруги) в сожительство с другим лицом), безвестное исчезновение лиц, занимающихся проституцией и т.д.

На место происшествия направляется следственно-оперативная (оперативная) группа из числа сотрудников органов внутренних дел, а при наличии указанных обстоятельств также следователь следственного органа СК России, который осуществляет руководство данной группой.

Проверка сообщения о безвестном исчезновении лица, в котором отсутствуют обстоятельства, свидетельствующие о совершении преступления в отношении данного лица, поручается сотруднику оперативного подразделения органов внутренних дел.

Взаимодействие правоохранительных органов в розыске без вести пропавших основывается на принципе разграничения компетенции следственных органов СК России и органов внутренних дел, критерии которого в достаточной степени определены Инструкцией. При наличии обстоятельств, свидетельствующих о совершении преступления, рассмотрением сообщения о безвестном исчезновении лица должен заниматься следственный орган СК России, а при отсутствии – орган внутренних дел. В то же время, даже если в момент получения сообщения отсутствуют сведения, указывающие на данные обстоятельства, но они устанавливаются в последующем в ходе розыска, то орган внутренних дел передаёт соответствующие материалы в следственный орган СК России.

Персональная ответственность за обеспечение исполнения требований Инструкции в рамках ведомственного контроля возложена на руководителей органов внутренних дел и следственных органов СК России.

Вместе с тем Инструкцией предусмотрено, что разрешение споров между ведомствами относится к компетенции прокурора, который осуществляет надзор в целом за этой деятельностью.

Розыск лиц, пропавших без вести

Розыск без вести пропавшего заключается в осуществлении комплекса поисковых мероприятий, направленных на обнаружение лиц, внезапно исчезнувших с постоянного места пребывания по неизвестным для окружающих и родственников причинам.

Длительный период количество без вести пропавших доходило в России до 17 тыс. человек в год. Общее число неразысканных лиц за последние 10 лет составило более 100 тыс. человек.

Категории лиц «без вести пропавший» и «безвестно отсутствующий» не тождественны. Признание лица безвестно отсутствующим осуществляется судом в соответствии с гражданским законодательством по заявлению заинтересованных лиц при условии, если в течение года в месте жительства гражданина пет сведений о месте его пребывания (ст. 42 ГК РФ). В связи с этим процедура розыска без вести пропавшего предшествует признанию лица безвестно отсутствующим, что основывается на необходимости защиты интересов личности, его жизни, здоровья и безопасности.

Причины безвестного исчезновения людей разнообразны. Среди них можно выделить исчезновения: 1) по причине, не связанной с криминальными действиями; 2) вследствие совершенного в отношении пропавшего преступления.

Исчезновение без вести пропавших граждан не всегда связано с криминальными действиями. Причинами исчезновения лица могут быть: наступление смерти вследствие несчастного случая, болезни или стихийного бедствия, скоропостижной смерти или смерти от старости; потеря ориентации на местности в связи с престарелым возрастом или психическим заболеванием (маразм, психозы, шизофрения и др.); нежелание уплачивать налоги или алименты; неудовлетворенность семейной жизнью. Дети чаще всего убегают из дома в результате жестокого обращения с ними родителей. Однако, по социологическим данным, 80% граждан, пропавших без вести, являются жертвами преступлений 1 См.: Гыске А.В. Борьба с преступностью в системе обеспечения внутренней безопасности российского общества: Монография. М., 2001. С. 41. .

Это интересно:  Как рассчитывается зарплата и аванс

К признакам, дающим основание полагать, что разыскиваемый пропал вследствие совершенного в отношении него преступления, относятся:

  • отсутствие причин к отъезду;
  • наличие объяснений опрошенных лиц, указывающих на возможность совершения в отношении разыскиваемого преступления;
  • наличие по месту жительства документов (паспорта, удостоверения), личных вещей, без которых пропавшему сложно обойтись продолжительное время;
  • наличие угроз в адрес исчезнувшего лица и др.

Исследования в данном направлении показывают, что большинство пропавших без вести составляют мужчины — 69%. Чаще всего исчезают лица молодого возраста до 25 лет — 46%, от 26 до 40 лет — 31, старше 60 лет — менее 5%.

Пропавших без вести лиц, ставших жертвами преступлений, обнаруживают в лесу, ноле (43%), водоеме (24%), в общественных местах (15%), в земле (10%), по месту жительства (1%); в иных местах (7%).

Организация розыска без вести пропавших граждан возлагается на территориальные и транспортные органы по месту их исчезновения.

В системе ОВД розыск пропавших без вести граждан возлагается на подразделения уголовного розыска 2 В ст. 3 Федерального закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» закреплено право частных детективов по предоставлению услуги — поиска без вести пропавших граждан. . Эффективность работы его сотрудников обеспечивается следующими условиями:

  • незамедлительным реагированием дежурных частей ОВД и подразделений уголовного розыска о фактах безвестного исчезновения граждан;
  • целенаправленным осуществлением первоначальных ОРМ и следственных действий;
  • активной и планомерной работой по розыскным делам;
  • комплексным использованием в процессе розыска оперативных, процессуальных, криминалистических средств и методов;
  • использованием при установлении без вести пропавших лиц помощи общественности, государственных органов и СМИ (печать, радио, телевидение).

Основанием для начала розыскных действий является заявление (сообщение) заинтересованных граждан (родственников). К заявлению прилагаются имеющиеся фотоснимки, документы и иные предметы, которые могут обеспечить розыск пропавшего без вести.

Дежурный по ОВД регистрирует полученное заявление, которое рассматривается в следующем порядке:

  • при отсутствии свыше 15 дней сведений о судьбе или местонахождении пропавшего и при наличии одного из криминальных признаков исчезновения возбуждается уголовное дело;
  • при неустановлении места нахождения лица и отсутствии признаков преступления выносится постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, которое является основанием для заведения розыскного дела.

Комплекс ОРМ по заведенному в отношении исчезнувшего лица розыскному делу включает установление факта смерти пропавшего без вести, а также установление личности неопознанных трупов в целях их идентификации с разыскиваемыми лицами.

Для установления разыскиваемого лица оперативными сотрудниками изучаются его взаимоотношения с родственниками, знакомыми, сослуживцами, прежние преступные связи. С помощью оперативных мер получаются сведения о возможной причастности разыскиваемого к совершенным преступлениям, состоянии его здоровья и т.п.

В целях проверки поступившего заявления (сообщения) проводятся опросы заявителя и других граждан, которым могут быть известны обстоятельства исчезновения и иные сведения, имеющие значение для выяснения судьбы пропавшего. Осуществляются выезд к месту последнего жительства (пребывания) разыскиваемого, осмотр его жилища и проверка мест его возможного нахождения.

Без вести пропавший в обязательном порядке проверяется по учетам:

  • задержанных и арестованных, доставленных в приемник- распределитель;
  • информационных центров УВД и ГИАЦ МВД России;
  • паспортно-визовой и адресно-справочной служб;
  • лечебных учреждений, моргов и т.п.

Кроме того, пропавшее лицо проверяется по учетам Бюро регистрации несчастных случаев. При наличии предположения, что пропавшее лицо оказалось в условиях, угрожающих его жизни или здоровью, и во всех случаях исчезновения малолетних детей ОВД должны привлекать специальные службы спасения (МЧС) и проводить поисково-спасательные мероприятия в малолюдных и труднодоступных местах. Все полученные данные о безвестном исчезновении лица включаются в суточную информацию о происшествиях.

В процессе розыскных действий оперативные работники имеют возможность получить информацию о месте нахождения и роде занятий разыскиваемых лиц, установить местонахождение лица, пропавшего без вести, идентифицировать (отождествить) разыскиваемое лицо и др.

Существенное значение для отождествления разыскиваемых лиц имеет Федеральный закон от 25 июля 1998 г. № 128-ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации». Идентификационная защита граждан может способствовать установлению скрывшегося подозреваемого, без вести пропавшего гражданина, лица, которое не может сообщить о себе установочные данные в силу возраста или травмы, а также позволяет найти пропавшего среди неопознанных трупов.

Отождествление личности без вести пропавших лиц может осуществляться;

  • посредством опознания по признакам внешности (живых, погибших лиц, их фотографий и видеоизображений);
  • информационного поиска по АИПС и картотекам ОВД;
  • исследования биологических объектов, фотоснимков, рентгенограмм.

Проблема розыска лиц, пропавших без вести, самым тесным образом связана с установлением личности граждан по неопознанным трупам. Это обусловлено тем, что абсолютное большинство из числа установленных неопознанных трупов были объявлены в розыск как пропавшие без вести.

Поступающие в дежурные части ОВД сообщения об обнаружении трупов регистрируются в книге учета сообщений.

Установление личности граждан по неопознанным трупам является одним из направлений деятельности розыскных подразделений уголовного розыска. Организация данного процесса включает решение таких основных задач, как; а) надлежащее документирование трупа на месте происшествия; б) транспортировка трупа к месту его судебно-медицинского исследования; в) хранение в условиях, обеспечивающих замедление гнилостных изменений; г) организация предъявления для опознания; д) осуществление криминалистических и судебно-медицинских исследований с целью отождествления личности по неопознанному трупу.

На место обнаружения трупа направляется следственная оперативная группа, которая производит его осмотр в порядке, предусмотрен ном ст. 178 УПК РФ.

При наружном осмотре неопознанного трупа на месте происшествия или в морге обращается внимание на находящиеся при нем документы (письма, удостоверение, фотографии, квитанции, рецепты, записные книжки и др.), а также вещи, которые могли бы способствовать установлению личности гражданина (именные часы, мобильный телефон), предметы одежды, обнаруженные на трупе и возле него. Обнаруженные предметы изымаются в целях опознания личности трупа.

Руководитель следственно-оперативной группы при осуществлении осмотра организует:

  1. выполнение обзорной, узловой, детальной и опознавательной фотосъемки до и после туалета трупа;
  2. дактилоскопирование или диагностическое исследование в целях получения пригодных для идентификации отпечатков кистей рук неопознанного трупа;
  3. изъятие одежды, обуви, предметов и других вещей, обнаруженных на трупе и на месте происшествия, чтобы подготовить их для опознания и экспертных исследований.

При осмотре трупа с участием судебно-медицинского эксперта для занесения в протокол устанавливаются: пол, возраст, телосложение, цвет волос, длина тела, наличие татуировок, ампутаций, пороки развития, физические недостатки и т.п.

В необходимых случаях информация об обнаружении трупа неизвестного гражданина может быть доведена до населения с помощью СМИ (печати, радио, телевидения).

Основные усилия сотрудники уголовного розыска сосредоточивают на установлении личности убитого и возможности его идентификации с лицом, которое может быть в числе без вести пропавших.

При этом комплекс оперативно-поисковых мероприятий включает в себя:

  • оповещение личного состава ОВД об обнаружении трупа неизвестного гражданина;
  • проверку обнаруженного лица по учетам ИЦ УВД, ГИАЦ МВД России;
  • проверку отпечатков пальцев трупа по дактилоскопическому учету;
  • направление сообщений об обнаружении трупа в другие территориальные подразделения ОВД;
  • проверку по учетам стационарных лечебных учреждений;
  • выявление оперативно-розыскным путем и опрос лиц, видевших разыскиваемое лицо.

При отождествлении личности неопознанных трупов граждан и без вести пропавших лиц широко используется метод дактилоскопии. Однако в 1983 г. в Англии был открыт новый метод идентификации личности, получивший условное название «генная идентификация». Данный метод обладает высокой точностью и эффективностью и заключается в исследовании генетического кода, который является неповторимым для каждого индивида. В качестве исходного материала для определения генетического кода достаточно предмета, которым пользовался исчезнувший человек: обувь, расческа, носовой платок и др.

В случаях, когда установить личность не удалось и труп не идентифицирован в течение пяти суток (в исключительных случаях в срок не более 10 суток), заводится дело по установлению личности гражданина по неопознанному трупу. Указанное дело может прекращаться по следующим основаниям: а) в связи с установлением личности; б) по истечении пяти лет с момента заведения. Если в ходе мероприятий по установлению личности выясняется, что смерть наступила насильственным путем, то в соответствии с УПК РФ решается вопрос о возбуждении уголовного дела.

При поступлении в розыскные подразделения информации об обнаружении больного или ребенка, не способных сообщить о себе никаких сведений, сотрудниками уголовного розыска проводятся следующие мероприятия:

  • опрос лиц, первыми обнаруживших неизвестного больного или ребенка;
  • установление обстоятельств появления, пребывания обнаруженного лица в данной местности;
  • осмотр одежды, вещей обнаруженного больного в целях нахождения в них документов, которые могут способствовать установлению личности;
  • фотографирование по правилам опознавательной фотосъемки;
  • проверка данных об устанавливаемом лице по учетам ОВД, журналам регистраций жалоб и заявлений, учетам лиц, пропавших без вести, местных лечебных учреждений, детских домов, спецшкол и иных учреждений;
  • передача в необходимых случаях сведений об обнаружении лица в СМИ;
  • организация доставки неопознанного малолетнего ребенка в возрасте до трех лет в медицинское учреждение, а несовершеннолетних лиц — в приемник-распределитель и др.

Взрослые лица с признаками психического заболевания, если по заключению психиатров они не нуждаются в госпитализации, с санкции прокурора помещаются в приемник-распределитель. Если время пребывания больного в приемнике-распределителе истекло и личность его установлена через органы социальной защиты, принимаются меры для помещения его в интернат для психически больных.

Таким образом, розыскная работа является разновидностью правоохранительной деятельности и сочетает в себе комплексное применение оперативно-розыскных и процессуальных мер для скорейшего обнаружения уполномоченными субъектами местонахождения подозреваемых, обвиняемых и подсудимых, без вести пропавших лиц и иных категорий разыскиваемых.

Это интересно:  Что нужно для получения лицензии на оружие

Розыск людей по фамилии находится ли они в Российском розыске или нет в 2020 году

На территории РФ уже достаточно продолжительное время действуют единые базы данных, которые содержат информацию обо всех гражданах страны.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Также здесь присутствуют сведения о тех лицах, которые по каким-либо обстоятельствам находятся на контроле у правоохранительных органов или иных силовых структур.

Каждый сотрудник правоохранительных органов имеет возможность в любой момент связаться со своим ведомством и сделать запрос о нахождении гражданина в розыске или нет.

В данном случае необходимо рассмотреть более подробно момент, как осуществляется розыск людей по фамилии, находятся в розыске или нет, чтобы каждый россиянин понимал, как действуют сотрудники силовых структур на практике при поиске пропавших или преступников.

Как проверить по базам МВД в поиске человек или нет

В настоящее время в интернете для россиян стал доступен сервис «Внимание розыск». В нем отражены сведения обо всех особо опасных преступниках, а также вознаграждение за помощь в их поимке.

Для того, чтобы проверить человека по базам данных МВД, предстоит проделать следующий алгоритм действий:

  1. Посетить официальный сайт Министерства Внутренних Дел Российской Федерации в интернете.
  2. Выбрать соответствующую вкладку «онлайн-сервисы» и спуститься вниз, нажав кнопку «Внимание розыск!».
  3. Далее посетитель будет перенаправлен на новую страницу, где будут отражены специальные формы для ввода данных.
  4. Все указанные поля заполняются, после чего указывается адрес электронной почты и вводится код подтверждения с картинки.
  5. В конце остается лишь нажать кнопку «Искать», далее будет выполнен розыск человека по всем доступным базам данных.

После того, как поиск произойдет успешно, все сведения относительно запроса будут направлены на указанный адрес электронной почты.

В базе МВД присутствуют данные, приметы, а также иные сведения относительно каждого подозреваемого в совершении неправомерных действий лица, либо гражданина, обвиняемого в преступлении.

Фото: поиск лица в базе данных «Розыск»

Кто может быть объявлен в федеральный

С помощью данного сервиса имеется возможность выполнять поиск людей, не только конкретного субъекта Российской Федерации, но также и тех, кто по какой-либо причине находится в федеральном розыске полиции или иных силовых ведомств.

Рассмотрим более подробно, кто может попасть в общероссийский поиск:

Преступники, совершившие тяжкие правонарушения При этом по горячим следам их не удалось задержать правоохранительным органам
Лица, совершившие незаконную деятельность На территории иного субъекта Российской Федерации
Пребывающие на территории страны личности Которые объявлены в международный розыск
Иностранные граждане Которые присутствуют на территории Российской Федерации незаконно и уже совершили какие-либо правонарушения
Граждане, которые не сообщили своим родственникам о поездках в иной субъект страны При этом пропали без вести
Похищенные лица Которые стали жертвами неправомерных действий злоумышленников
Иные категории граждан, которые уклоняются от своих обязательств А также скрывают наличие определенного имущества

В любом случае, если гражданин объявляется в общероссийский поиск, при этом он не совершал какое-либо преступление.

То для начала розыска требуется подать соответствующее заявление в правоохранительные органы, а также предоставить сотрудникам полиции все дополнительные сведения, которые помогут в поиске.

Как узнать — ищут человека или нет

В некоторых случаях пострадавшие от рук преступников, а также родственники пропавших без вести интересуются вопросом, как узнать о том, разыскивается гражданин или нет?

В данном случае существует несколько отдельных способов, а именно:

  1. Прежде всего, уточнить данные сведения можно обратившись лично в ближайшее отделение МВД с документом, удостоверяющим личность гражданина.
  2. Получить сведения о том, находится ли гражданин в розыске или нет стало возможно через официальный сайт Министерства Внутренних Дел.
  3. Также присутствуют иные источники информации, которые позволяют определить находится гражданин в розыске или нет.
  4. Дополнительно, если разыскивается должник, то информация о нем будет представлена на сайте Федеральной Службы Судебных Приставов.
  5. Еще один вариант получить информацию о разыскиваемых — это обращение к средствам массовой информации, где также присутствуют данные сведения.

Наиболее простым вариантом уточнить информацию о розыске человека, является обращение к официальному сайту Министерства Внутренних Дел, где все сведения о разыскиваемых находятся в открытом доступе.

Более того заинтересованному лицу, для получения данных потребуется лишь доступ в интернет и действующий адрес электронной почты.

Где размещена информация о бандитах

Все необходимые сведения об особо опасных преступниках присутствуют в открытом доступе для всех жителей Российской Федерации.

Дополнительно за помощь в их розыске государством будет предоставлена награда. В некоторых случаях сумма вознаграждения может достигать одного миллиона рублей.

Рассмотрим более детально, где размещается информация о преступниках:

На официальном сайте Министерства Внутренних Дел во вкладке «Внимание розыск!» Доступ к ней имеет каждый житель страны
На стендах в правоохранительных органах и иных силовых ведомствах А также государственных структурах и инстанциях
Также, при розыске особо опасных бандитов Все необходимые сведения, а также фотография или фоторобот размещены на автомобилях патрульной службы
Нередко сведения об опасных преступниках могут размещаться На досках объявлений населенных пунктов и городов России
Дополнительно все необходимое размещается в средствах массовой информации К которым имеет доступ каждый россиянин
Последнее место, где также присутствуют сведения об опасных преступниках — это интернет Доски объявлений, специальные сайты, поисковые системы

Предание подобной информации массовой огласки в значительной мере способствует розыску и поимке любого преступника, включая даже тех бандитов, которые совершили особо тяжкие преступления.

Как правило, правоохранительные органы стремятся совладать с подобными злоумышленниками в первую очередь, из-за чего за помощь в их розыске нередко объявляется соответствующее вознаграждение для жителей страны.

Можно ли найти данные о поиске должника

Любое физическое или юридическое лицо, которое имеет большие задолженности и укрывается от разглашения своей личности, а также скрывается от соответствующих служб, также попадает в базу данных разыскиваемых лиц.

Чтобы найти подобного гражданина или иностранного представителя, можно воспользоваться следующими сервисами:

Официальный сайт Министерства Внутренних Дел Российской Федерации В базу данных правоохранительных органов заносится информация о должниках по алиментам, кредитным обязательствам, а также иным гражданам, чья задолженность имеет крупную величину
Официальный сайт Федеральной Службы Судебных Приставов Российской Федерации В базу данных этой структуры вносится информация обо всех должниках, из-за чего можно выполнить их поиск, используя личные данные лица, у которого имеется задолженность
Также в интернете имеются некоторые сервисы Которые помогают правоохранительным органам и иным государственным структурам в розыске и поимке должников с последующим призывом их к ответственности в рамках действующего на территории страны законодательства

Так как между государственными службами, силовыми структурами и правоохранительными органами ведется постоянное сотрудничество, розыск преступников или должников призывает к тому, чтобы базы данных различных ведомств наполнялись соответствующими сведениями.

Как показала практика прошлых лет, такой метод взаимодействия значительно помогает в поиске и призыве к ответственности правонарушителей и должников, а также позволяет найти граждан, которые считаются без вести пропавшими.

Как обнаружить гражданина РФ по фамилии онлайн

На данный момент с развитием технологий стало значительно проще находить людей. Все, что для этого требуется — это знать лишь некоторую информацию о них, а также использовать соответствующие ресурсы.

Имеющие доступ к базам данных жителей страны, а также сведениям о разыскиваемых гражданах или иностранных представителях.

Рассмотрим более детально, какие сервисы позволят найти человека:

  1. Официальные сайты правоохранительных органов Российской Федерации.
  2. Официальные сайты государственных структур России.
  3. Официальные ресурсы иных силовых ведомств страны.
  4. Социальные сети, в которых пребывает более половины граждан.
  5. Отдельные базы данных, которые имеются в интернете в свободном доступе.
  6. Официальные ресурсы, предоставляющие услуги для населения.

При помощи большинства этих порталов можно без проблем найти человека, зная лишь его фамилию, а также некоторую дополнительную информацию.

Появление всего этого существенно уменьшило временные затраты на розыск без вести пропавших, поимку преступников, а также на поиск лиц, которые имеют родственную или иную связь с гражданином, который осуществляет розыскные мероприятия.

Появление интернета, а также активное его использование в повседневной жизни нашло положительное применение не только, как развлечение, но также и как полезное приспособление для проведения розыскных мероприятий.

Подобное нововведение действует на территории страны не так давно, но за короткий промежуток времени уже значительно помогло в поиске и поимке преступников, обнаружении пропавших без вести.

Воссоединения семей, а кроме того поиск людей, которые по стечению обстоятельств попали в неприятные ситуации и оказались в больнице.

Видео: поиск пропавших людей в Москве

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • Москва и Область — +7 (499) 113-16-28
    • Санкт-Петербург и область — +7 (812) 243-19-89
    • Регионы — 8 (800) 551-61-26

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Статья написана по материалам сайтов: www.ormvd.ru, alldetectives.ru, lgotywiki.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector