+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Бесплатная юридическая консультация

8 (800) 333-88-93

Роль конституции 1993 года в развитии страны

Введение.

Конституция для России сегодня значит очень много. В Конституции и через нее российское общество реализует свое видение обновляемой государственности, а в известных пределах и свою национальную идею. Конституция представляет собой юридический акт со всеми чертами и свойствами, присущими Основному закону. Конституции отведено приоритетное, ключевое положение в правовой системе. В ней закрепляются идеи и принципы, определяющие характер общества, базовые принципы экономики, политики, социальной сферы, государства и права. И Конституция тем успешнее выполняет свою функцию в развитии общества, чем она ближе к национальной идее, точнее и полнее выражает ее установки. Конституция устанавливает пределы и характер государственного регулирования во всех основных сферах жизни страны: в экономике, политике, социальной сфере, духовной жизни. Она определяет основные начала внешней политики государства, соотношение международного и внутригосударственного права. Действительно, Конституция, как правило, содержит нормы, определяющие форму и структуру государства, функции и полномочия важ­нейших государственных органов, основы правового статуса человека и гражданина. Между тем Конституцию справедливо называют главным, основным законом государства. Если представить себе многочисленные правовые акты, действующие в стране в виде определенного организованного и взаимосвязанного целого, некой системы, единого комплекса, то Конституция — это основание, стержень и одновременно вершина всего права, фундамент всего его развития.

Авторитет Конституции используется для того, чтобы ускорить продвижение страны к намеченным целям. На государственные органы, общественные организации, всех граждан возлагается обязанность действовать в соответствии с положениями Конституции, реализовывать ее установления. Конституция призвана также направлять и стимулировать развитие всего права в заданном направлении.

Целью данной работы является характеристика основных положений Конституции Российской Федерации 1993 года и рассмотрение процесса ее развития в отношении мировой и отечественной политики.

1. Дать характеристику основных положений конституции 1993 года.

2. Выявить основные отличия конституции 1993 года от ранее принятых.

3. Отметить прогрессивную роль конституции 1993 по сравнению с конституциями других стран.

Глава 1. Характеристика основных положений конституции 1993 года.

Основные черты Конституции РФ 1993 года:

1. Особый субъект, который устанавливает Конституцию – народ.

2. Учредительный, первичный характер конституционных установлений. Только учредительная власть может изменить устройства общества и государства.

3. Сфера конституционного воздействия затрагивает все области жизни общества – политическую, экономическую, социальную, духовную и др.(всеохватывающий характер).

4. Реальный характер, то есть Конституция РФ соответствует фактически существующим общественным отношениям.

5. Стабильный характер, т.е. предполагается длительность действия конституции без внесения существенных изменений

6. Особые юридические свойства: верховенство, высшая юридическая сила, порядок принятия, внесения в нее изменений, специфические формы охраны и др.

Особенности Конституции РФ 1993 года:

1. Принцип верховенства Конституции РФ

2. Высшая юридическая сила Конституции РФ

3. Прямое действие норм Конституции РФ

4. Конституция РФ является ядром правовой системы России

5. Особый порядок принятия и изменения Конституции РФ

6. Особая охрана Конституции РФ

Структура Конституции РФ 1993 года

Под структурой Конституции РФ понимается принятый в ней порядок, посредством которого устанавливается определенная система группировки однородных конституционных норм в разделы, главы и последовательность их расположения.В основе обобщения конституционных норм в общие разделы, главы лежит единство предмета регулирования, т.е. их связанность единством общественных отношений, на которые эти нормы воздействую. По своей структуре Конституция 1993 г. состоит из преамбулы и двух разделов.

Первый раздел содержит соб­ственно Конституцию и состоит из девяти глав:

1. Основы конституционного строя

2. Права и свободы человека и гражданина

3. Федеральное устройство

5. Федеральное собрание

6. Правительство Российской Федерации

7. Судебная власть

8. Местное самоуправление

9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции

Второй раздел носит название «Заключительные и пе­реходные положения». В структуре Конституции России 1993 г. четко просле­живаются те концептуальные идеи, на которых она осно­вана. Это проявляется в следующем:

1. В изменении названия первого раздела. Введение нового понятия «Основы конституционного строя» – от­ражение качественного изменения характеристики строя.

2. В связи с отказом от формы правления в виде совет­ской республики, переходом на парламентскую систему снят раздел четвертый «Советы народных депутатов Рос­сийской Федерации и порядок их избрания».

3. Глава о Президенте открывает перечень глав об орга­нах государственной власти. В этом отражается новый ста­тус Президента, присущий ему как главе государства.

4. Последовательное и четкое отражение в структуре Конституции принципа разделения властей.

5. Концепция обновления федеративного устройства, новый статус субъектов Российской Федерации, иные принципы разграничения полномочий получили отраже­ние в структуре Конституции путем устранения таких разделов, которые выделялись в прежней Конституции и были посвящены высшим органам государственной влас­ти и управления республики в составе России, органам государственной власти и управления края, области, ав­тономного округа и города.

6. Снят раздел о государственном плане экономическо­го и социального развития России, который и в прежней Конституции уже являлся неоправданным.

7. В прежней Конституции права и свободы человека и гражданина были включены в раздел «Государство и лич­ность». В новой Конституции глава называется «Права и свободы человека и гражданина», что показывает само­ценность личности без увязки ее статуса с государством.

PravoTime

Роль Конституции 1993 года в развитии республиканской формы правления

Лишь с принятием Конституции России 12 декабря 1993 г. в развитии республиканской формы правления, основанной на теории разделения властей, в нашей стране начался новый период, который продолжается до настоящего времени.

В этой связи считаем целесообразным остановиться на данном принципе подробнее.

Принцип разделения властей в его современном прочтении содержит два взаимосвязанных компонента, образующие неразрывное единство. По-прежнему он нацелен на то, чтобы предотвратить абсолютизацию одной из властей, утверждение авторитарного правления в обществе. Одновременно — и эта задача становится все более важной и актуальной — речь идет о рационализации и оптимизации организации государства, повышении коэффициента полезной деятельности его разнообразных структур.

По мнению исследователей, речь идет «об эффективности всей системы управления государственными делами».

Это обусловлено тем, что законодательная, исполнительная деятельность и отправление правосудия органически взаимосвязаны и выполняют определенные государственные функции в более общей системе.

Одним из требований нашего времени является устранение противоречий, вызванных смешением и переплетением функций различных ветвей власти.

Взаимодействие исполнительной и судебной ветвей власти проявляется в разнообразных формах, которые отражают их свойства как субъектов государственной власти в рамках единой политической системы.

Задачи, стоящие перед государством, являются общими и для всех ветвей власти. Об этом красноречиво свидетельствуют некоторые формулы ныне действующей Конституции России. Она провозгласила, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина -обязанность государства, что эти права и свободы определяют смысл, содержание и применение законов, смысл деятельности законодательной и исполнительной ветвей власти и обеспечиваются правосудием.

Продолжая характеризовать республиканскую форму правления современного периода, отметим, что в правовой науке в зависимости от формы волеизъявления народа различаются представительная и непосредственная демократия.

В соответствии со ст. 3 Конституции, народ России осуществляет свою власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Представительная демократия выражается в осуществлении народом власти через выборных полномочных представителей, которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют: весь народ -население, проживающее на той или иной территории. Выборное представительство является важнейшим средством, обеспечивающим подлинное народовластие, и образует избираемые народом государственные органы и органы местного самоуправления.

Конституция Российской Федерации 1993 г. не только декларировала этот принцип, но и закрепила за каждой из ветвей власти круг вопросов, относящихся к их ведению.

Так, в Конституции установлено, что Федеральное Собрание Российской Федерации — парламент Российской Федерации. Далее он характеризуется как представительный и законодательный орган Российской Федерации.

Отмечая особенность народного представительства в истории государства и права России, следует обратить внимание на то, что в период феодальных республик народное представительство не было развито. Такое положение дел было характерно для государств того времени.

Исследование принципа разделения властей
Политические процессы конца 80-х — начала 90-х годов привели к коренным изменениям государственного устройства Беларуси. Распад единого государства — Советского Союза — определил изменения в .

Практика работы с обращениями граждан в администрации Калининского района города Челябинска
Как отмечено в Послании Президента Д.А. Медведева Федеральному Собранию РФ: «. государственная бюрократия по-прежнему, как и 20 лет назад, руководствуется все тем же недоверием к свободном .

Права человека
С правами человека сегодня связаны многие общественные процессы и явления. Их изучают, о них говорят с самых широких и разнообразных позиций. Права человека обнаруживают свое присутствие пра .

Реферат: Конституция РФ 1993 года

на тему «Конституция РФ 1993 года »

Глава 1. Исторические условия и этапы принятия Конституции РФ 1993 г.

1.3 Разработка и принятие Конституции Российской Федерации 1993 г.

Глава 2. Характерные особенности Конституции РФ 1993 г.

2.1Основные черты Конституции РФ

2.2 Юридические свойства Конституции РФ

В жизнедеятельности современного общества особое место принадлежит конституции. Ее содержание и сущностные черты определяются прежде всего тем, что она регулирует важнейшие общественные отношения между гражданином, обществом и государством, закрепляет основы общественного строя, принципы организации государственного аппарата. Она является фундаментом, на котором держится правовая и политическая система.

В самом общем виде конституцию можно определить как «основной закон государства, выражающий волю и интересы народа в целом либо отдельных социальных слоев (групп) общества и закрепляющий в их интересах важнейшие начала общественного строя и государственной организации соответствующей страны» [1] .

Вне всякого сомнения, конституция – явление демократического порядка, поскольку устанавливает равноправие граждан, определенные права и свободы, ограничивает произвол государства, его должностных лиц и представителей. Ее принятие, а тем более последовательная реализация, является фактором стабильности, определенности в развитии общественных отношений.

Актуальность темы реферата заключается в том, что Конституция РФ 1993 г. обрела определенную устойчивость и дала мощный импульс для становления новой российской государственности.

Несомненно ее влияние на развитие всей правовой системы, всего российского законодательства. За прошедшее время законодательство РФ существенно обновилось и стало занимать ведущее положение в регулировании общественных отношений.

Конституция 1993 года, прежде всего, вносила порядок и организацию в жизнь страны и, что особенно важно, определяла основы положения человека в обществе, принципы взаимоотношений человека и государства. В конституции закрепляются исходные принципы права, функции и основы организации государственных органов, формы и методы их деятельности. Конституция устанавливает пределы и характер государственного регулирования во всех основных сферах жизни страны: в экономике, политике, социальной сфере, духовной жизни. Она определяет основные начала внешней политики государства, соотношение международного и внутригосударственного права [2] .

Необходимо понять, как принятие Конституции РФ 1993 г. изменило дальнейшую жизнь общества. Поэтому основной целью реферата является изучение Конституции и её влияния на становление правового демократического государства.

Глава 1. Исторические условия принятия Конституции Российской Федерации 1993 г.

За весь период с начала существования Конституции 1918 года возникало множество споров по поводу конституционной реформы, возможности и необходимости совершенствования положений Конституции. В советский период из-за жесткой цензуры открыто критиковать Конституцию РСФСР не было возможности, однако после распада СССР и образования Российской Федерации Конституцию 1978 г. множество раз изменяли, что стало причиной пробелов и противоречий в праве. Конституция превратилась в юридический лабиринт. Кроме того, она стала орудием политической борьбы. Нестабильность Конституции, которая была следствием её чрезмерной «гибкости», явилась одной из причин конституционного кризиса 1992–1993 годов.

В частности, вряд ли была удачной концепция развитого социалистического общества. Характеристика социализма как зрелого» не нашла понимания ни у населения, ни в гуманитарных науках, поскольку не отражала новых качественных характеристик строя, ведь формы собственности, методы хозяйствования и политического руководства оставались прежними. Безусловно, изменилась политическая обстановка, режим стал гораздо мягче, но все же основывался на однолинейном директивном правлении.

Государственная плановая экономика, помогая развивать тяжелую промышленность и крепить военную мощь страны, не обеспечивала удовлетворения житейских запросов населения ни по объему, ни по качеству товаров. А поскольку поездки в другие страны стали уже довольно массовыми, граждане СССР могли видеть успехи рыночной экономики, особенно ее ориентацию на спрос населения.

Приобретал остроту вопрос о развитии демократии, обеспечении политических прав граждан, в том числе в плане критических оценок существующей в стране системы. Попытки властей искоренять инакомыслие посредством высылки из страны диссидентов, их уголовного или административного наказания за так называемую антисоветскую деятельность, а то и помещения в психиатрические лечебницы не нашли понимания у населения (впрочем, преимущественно молчавшего, как это уж повелось в нашей стране), а за рубежом вызвали резкое осуждение.

Немаловажным фактором, без учета которого трудно понять ряд последующих событий, явился и кризис самой Коммунистической партии. Члены Политбюро ЦК КПСС достигли преклонного возраста и уже не могли принимать радикальные решения, изменить стиль руководства.

Именно на фоне всего сказанного к руководству партией и страной пришли относительно молодые и энергичные руководители во главе с М.С.Горбачевым. Они хотели отказаться от командно-административной системы, повернуть страну к демократии, провести крупные политические, социальные и экономические реформы. Начался тот этап развития страны, который получил во всем мире название «перестройка», причем в русском звучании слова, без перевода на другие языки. Однако, во-первых, сами руководители не имели четкой концепции, каким должен быть истинный социализм, и скорее лучше представляли лишь негативные моменты прошлых этапов, от которых надо избавляться; во-вторых, идеология социолизма стала приобретать отрицательные оценки различных новых политических сил. Причем смелость оценок приходила по мере развертывания перестройки: начиная с совершенствования социализма, многие затем пришли к его отрицанию и предпочтению других социально-политических формаций [3] .

Посредством внесения изменений и дополнений в Конституцию 1978 г. в России был оформлен совершенно новый общественный строй. Это выражается в следующих главных моментах.

1) Из Конституции последовательно были исключены характеристики общества, государства как советского и социалистического. Т.е. ярко выраженная идеологическая «начинка» была заменена определениями, которые несли идеологическую нагрузку, но не имели окраски, свидетельствующей о приверженности одному общественно-политическому учению.

Поднятый на конституционный уровень принцип однопартийности уступил место также возведенному в конституционное положение принципу многопартийности и политического плюрализма.

Наконец, система власти, построенная на верховенстве одной группы органов — Советов — и подотчетности им всех остальных органов государства, была заменена принципом разделения властей, при котором все три ветви власти — законодательная, исполнительная и судебная — юридически равноправны и обладают средствами взаимного влияния друг на друга.

2) Кардинально изменились экономические и социальные параметры системы, закрепленные в конституционных новеллах. Прежде всего, это разрушение понятия государственной собственности, выдвижение на первый план собственности индивида, предоставление ему права владеть средствами производства, наконец, закрепление в Конституции частной собственности.

Это на конституционном уровне отказ от принципа плановой экономики, поворот к рынку и провозглашение свободы экономической деятельности и добросовестной конкуренции.

Была изменена система общественно-социальных приоритетов. Если по прежним конституционным положениям труд на благо общества был критерием положения человека в обществе и едва ли не святой обязанностью, теперь в Конституции провозглашалось, что гражданин сам и по своему усмотрению распоряжается своими способностями к труду.

3) На конституционном уровне закрепляются новые основы статуса личности. Они строятся исходя из международно признанной и распространенной категории «прав и свобод человека и гражданина». При этом на первый план выдвигаются нормы, обеспечивающие индивидуальную свободу человека.

4) Еще одна часть конституционных новшеств фиксирует прекращение существования СССР, превращение России в самостоятельное государство — суверенный субъект международного права.

Конституционно оформляется новое федеративное устройство РФ, при котором ее субъектами провозглашаются как республики в составе РФ, так и национально-государственные образования — автономные области, автономные округа, а также территориальные образования — края, области, города федерального значения.

5) Учреждается принципиально новая по кругу, принципам формирования и организации функционирования система федеральных государственных органов, что в основных чертах повторяется и на региональном уровне.

Сначала предпринимаются шаги по созданию парламента в виде постоянно функционирующего Верховного Совета РФ. Одновременно вводятся свободные выборы, принцип состязательности, выдвижения нескольких кандидатов на депутатское место и выборную должность.

Далее в России учреждается институт Президента как главы исполнительной власти и высшего должностного лица государства. Вместе с тем на смену принципу верховенства Советов приходит принцип разделения властей. Правительство становится органом, подотчетным Президенту, который им руководит. Парламентский контроль в отношении Президента и Правительства сохраняется, но в строго очерченных пределах. Еще при существовании СССР министерства и ведомства РСФСР полностью переходят под российскую юрисдикцию, ликвидируется их подчинение союзным органам.

Несколько ранее учреждается, но чуть позже реально создается система конституционного контроля. На федеральном уровне она представлена Конституционным Судом РФ.

6) В интересах развития активности населения и его управления делами местных территорий, в рамках которых оно проживает, вводится институт местного самоуправления, который получает и конституционную основу.

7) На конституционном уровне делаются важные шаги по реформе судебной системы, обеспечению защиты личности. В частности, отменяется подотчетность судов Советам; вводится суд присяжных; в круге прав личности обозначается отдельная группа — права по защите других прав, осуществляемые прежде всего в сфере судопроизводства и деятельности административных органов государства [4] .

1.3 Разработка и принятие Конституции Российской Федерации 1993 г.

Почти все время, в течение которого происходили конституционные реформы, шла разработка новой Конституции РФ. I Съезд народных депутатов РСФСР постановлением от 16 июня 1990 г. образовал Конституционную комиссию. Её председателем стал Председатель Верховного Совета РСФСР на тот момент Б.Н.Ельцин. Вместе с группой экспертов-юристов Конституционная комиссия занималась дополнениями Конституции 1978 г. и созданием текста новой Конституции.

Конституционная комиссия выпустила свой проект конституции. Также Президент в мае 1993 г. решил представить свой проект на рассмотрение Конституционного совещания. В ходе бурной полемики доработка этих проектов привела к существенному сближению их положений.

Проект Конституции, выносимый на всенародное голосование, был готов в начале ноября 1993 г. На референдуме 12 декабря 1993 г. Конституция получила требуемое большинство голосов. Но не будет преувеличением сказать, что это было скорее голосование требуемого большинства народа за Конституцию с тем, чтобы не было тяжелых последствий. Б.Н.Ельцин в своем обращении к гражданам России накануне 12 декабря прямо сказал: «Не примем ее — получим новый виток борьбы, новые конфликты уже в Федеральном Собрании. Неужели мы не устали от всего этого?» День всенородного голосования указом презедента был объявлен государственным праздником – Днём Конституции РФ [5] .

Глава 2. Характерные особенности Конституции РФ 1993 г.

2.1 Основные черты Конституции РФ

Относясь к числу правовых актов Конституция РФ является законом и обладает всеми его чертами [6] .

Основные черты характеризуют конституцию как специфический документ, оказывающую мощное воздействие на общественные отношения. Являясь обобщенным политическим выражением состояния общества, уровня его развития, конституция регулирует основополагающие сферы его жизнедеятельности. Это и находит свое воплощение в ее характерных чертах.

Характерной чертой Конституции РФ 1993 г. является ее отражение складывающихся в обществе общественных отношений. Она отражает переходный характер российского общества, противоречивый способ его существования. В ней нашли воплощение то, что достигнуто и отстаивается многонациональным народом России: многообразие форм собственности, конкуренция, свобода экономической деятельности, политический и идеологический плюрализм, признание прав и свобод человека и гражданина, федеративное устройство, основанное на самоопределении и равноправии народов, самостоятельный статус местною самоуправления, принцип разделения властей и т.д.

К характерной черте Конституции РФ 1993 г. относится наличие в ней основополагающих положений. Она содержит нормы, регулирующие наиболее важные общественные отношения и служащие правовой основой для текущего законодательства. Поэтому по своему содержанию они обобщены, ибо имеют своей целью закрепление самого главного в общественных отношениях.

Характерной чертой Конституции России является также ее прямое действие. Это закреплено в статье 15 Основного закона РФ. В соответствии с этим конституционные нормы не нуждаются в каком либо ином правовом подтверждении. Это придает им действительную высшую юридическую силу и служит гарантом от их искажения.

Наконец, для Конституции Российской Федерации характерны незыблемость и обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Это выражается в том, что Конституция провозглашает, что «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства» (ст.2). При этом особо подчеркивается, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью». В Конституции закрепляются и гарантируются права и свободы человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права (статья 17).

2.2 Юридические свойства Конституции РФ

Юридические свойства конституции — это правовые признаки ее как основного закона государства.

К юридическим свойствам Конституции относятся:

— база текущего законодательства,

Учредительный характер Конституции проявляется в том, что ее нормы закрепляют основы государственного и общественного устройства, учреждают важнейшие государственные институты, через которые реализуется государственная власть, принципы их создания и деятельности. Кроме того, конституционные нормы устанавливают порядок создания всех действующих в государстве правовых норм их иерархию в правовой системе.

Легитимность Конституции состоит в том, что она принимается народом (путем референдума) или от имени народа (представительным органом государства — парламентом или же органом, специально созданным для принятия конституции, — учредительным собранием), которому принадлежит вся полнота государственной власти.

Конституцию РФ, принятую всенародным голосование 12 декабря 1993 г. можно назвать легитимной «с определенной долей условности». Ее одобрили 58,4% избирателей, принявших участие в голосовании, что составляет 31% всех зарегистрированных избирателей [7] .

В Конституции Российской Федерации 1993 года впервые в истории страны получил закрепление принцип верховенства [8] . Юридическое верховенство конституции означает ее высшую юридическую силу по отношению ко всем иным нормативным актам, включая и федеральные законы, и упомянутые выше федеральные конституционные законы. Все они должны соответствовать конституции и не могут ей противоречить.

Верховенство Конституции РФ приобретает дополнительное значение в условиях федеративного государственного устройства России, когда субъекты Федерации имеют свою конституцию и свое законодательство. Республиканские конституции и принимаемые субъектами другие нормативно-правовые акты не должны противоречить федеральной Конституции (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ).

Юридическое верховенство конституций обычно подчеркивается в них самих. Так, согласно ч. 1 ст. 15 Конституции РФ 1993 г., «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации». Строгое и точное соблюдение Конституции — это наивысшая норма поведения для всех граждан, всех общественных объединений, всех государственных органов.

Таким образом, высшая юридическая сила Конституции характеризует ее место в иерархии нормативных правовых актов, действующих в российской Федерации.

Стабильность Конституции — важнейшее условие режима законности, устойчивости всей правовой системы и организации государственной власти, определенности отношений между личностью и государством. * Стабильность Конституции зависит от многих факторов (например, от расклада социально-политических сил, действующих на политической арене страны, от уровня политической и правовой культуры граждан, от совершенства положений самой Конституции и др.). Гарантией стабильности Конституции РФ служит жесткий порядок ее пересмотра и внесения конституционных поправок.

Конституция РФ имеет прямое действие (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ) [9] . Это означает, что нормы Конституции РФ являются непосредственно действующими, то есть для их осуществления не требуется в качестве обязательного условия принятия дополнительных, конкретизирующих отраслевых правовых норм. Вместе с тем многие нормы Конституции РФ, в силу высокого уровня обобщенности правового регулирования, нуждаются в дополнительной регламентации путем принятия актов текущего законодательства.

Реальность Конституции означает соответствие конституционных предписаний складывающимся в действительности общественным отношениям. Другими словами, конституция должна отражать достигнутую ступень развития общественных отношений в политической, экономической, социальной сферах[10] .

О реальности конституции свидетельствует исполнимость и гарантированность ее предписаний. Например, возможность граждан, руководствуясь Конституцией, ссылаясь на нее, обращаться за судебной защитой своих прав и свобод является показателем реальности конституционных норм, посвященных правовому статусу личности.

Конституция как ядро правовой системысвоими положениями способствует согласованности всего правового развития и систематизации права. Она — основной источник права, содержащий исходные начала всей системы права.

К числу юридических свойств конституции относится и то, что она является базой текущего законодательства , определяет его характер. Текущее законодательство развивает предписания Конституции, исходит из ее духа при детальном регулировании различных общественных отношений.

«Выступая в качестве юридической базы для развития всех отраслей российского права, конституция регулирует и закрепляет процесс создания правовых норм и актов, которыми обеспечивается проведение политических, культурных и социально-экономических преобразований в обществе. Насколько стабильным и эволюционным будет развитие самой конституции, настолько реформирование государственной и общественной сфер жизнедеятельности приобретет завершенный характер» [11] .

Также Конституция во многих случаях говорит о том, что права и интересы граждан гарантируются либо охраняются законом, а соответствующие действия органов и должностных лиц регулируются законом; при этом подразумевается не акт в форме закона, а вся гамма правовых норм, необходимых для соответствующего случая. Например, ч. 1 ст. 35 гласит: «Право частной собственности охраняется законом» [12] . Здесь имеется в виду не просто отдельный акт в виде закона, а любые правовые средства, лишь бы они служили защите данного права.

Программность Конституции проявляется в том, что сформулированные в ней нормы-принципы, нормы-цели определяют основные направления, цели и задачи дальнейшего развития общества и государства. Так, характеристика Российского государства в качестве правового, содержащаяся в ч. 1 ст. 1 Конституции РФ, не может служить основанием для признания его таковым, но это идеал, к которому Российская Федерация должна стремиться.

К юридическим свойствам Конституции Российской Федерации относится ее особая охрана , в которой задействована вся система органов государственной власти, осуществляющих эту охрану в различных формах.

Статья 80 Конституции закрепляет, что Президент Российской Федерации является ее гарантом. В своей присяге он обязуется соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации (ст. 82) [13] .

Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия их федеральной Конституции. Президент, Совет Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания могут инициировать процедуру разрешения дел в Конституционном Суде России о соответствии Конституции нормативных актов, указанных в ст. 125 Конституции.

Конституционный суд играет важную роль в охране Конституции. Он рассматривает дела о соответствии Конституции законов и иных нормативных актов как федеральных органов власти, так и субъектов Федерации. Акты, признанные неконституционными, утрачивают силу, а не соответствующий Конституции российской Федерации международный договор не подлежит введению в действие и применению.

Заключение

С принятием конституции Российской Федерации 1993 г. в нашей стране начался новый этап государственной реформы. Будучи принятый всенародным голосованием, федеральный Основной Закон сыграл заметную позитивную роль в закреплении демократических преобразований в России.

Конституция РФ 1993 года — первая в истории страны полноценная конституция, признающая неотчуждаемость основных прав и свобод человека и предусматривающая демократизм организации публичной власти, ее правовой характер. Главная проблема — реализовать этот потенциал, обеспечив эффективное применение Конституции в контексте развития России, ее государственной и общественной жизни.

Конституция является фундаментом системы права, главным системообразующим фактором, базой для систематизации законодательства. На основе Конституции Российской Федерации и конституций республик в ее составе осуществляется упорядочение всей системы законодательства, его освобождение от устаревших норм. Комплексное развитие всех отраслей законодательства на базе новой Конституции обеспечивает наилучшие условия для формирования демократического правового государства, упрочения режима законности и правопорядка. Конституция Российской Федерации — бесспорная и единственная в своем роде правовая гарантия стабильности политического и общественного строя, это соглашение между всеми социальными группами о всеобщих правилах жизни общества. Она явилась необходимым этапом в развитии правовой системы РФ.

Таким образом мы можем сделать следующие выводы:

а) Конституция обладает высшей юридической силой;

в) Конституция — ядро правовой системы, база для действующего законодательства;

г) Особая правовая охрана Конституции, особый порядок пересмотра конституции, внесения в нее поправок обеспечивают её стабильность.

1. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность «Сашко», 2000 г.

3. Конституция Российской Федерации. – М.: Новая Волна, 2009.

5. Лассаль Ф. О сущности конституции. С-Пб., 1996.

6. Муромцев Г.И. Право и политика современной России. М., 1996.

9. Теория государства и права: Курс лекций/Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2001.

2 Г.И. Муромцев. Право и политика современной России. М., 1996.

[3] Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность «Сашко», 2000 г.

[4] Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность «Сашко», 2000 г.

[5] O. Г. Румянцев. Из истории создании Конституции РФ: о работе Конституционной комиссии (1990-1993гг.)//Государство и право, 2008 — № 12, стр. 5-14.

[6] Теория государства и права: Курс лекций/Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2001. – С.382.

[9] Конституция Российской Федерации. – М.: Новая Волна, 2009.

[10] Лассаль Ф. О сущности конституции. С-Пб., 1996. С. 45.

[11] Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность: 2-е изд. — М.: РЮИД, «Сашко», 2000. С. 124

[12] Конституция Российской Федерации. – М.: Новая Волна, 2009.

[13] Конституция Российской Федерации. – М.: Новая Волна, 2009.

[14] АвакьянС.А. Политические отношения и конституционное регулирование в современной России: проблемы и перспективы//»Журнал российского права», 2003, N 11.

Введение 4 страница. 3. Какова роль Конституции РФ 1993 года в формировании новой российской государственности?

Название: Конституция РФ 1993 года
Раздел: Рефераты по государству и праву
Тип: реферат Добавлен 03:08:43 26 февраля 2010 Похожие работы
Просмотров: 15127 Комментариев: 9 Оценило: 4 человек Средний балл: 4.8 Оценка: неизвестно Скачать

3. Какова роль Конституции РФ 1993 года в формировании новой российской государственности?

Конституция РФ 1993 года стала правовой основой формирования новой российской государственности. Она ввела в России смешанную (полупрезидентскую) республику, наделив Президента правом назначать и отправлять в отставку Правительство, а также в определенных случаях распускать Государственную Думу. Современным российским парламентом (законодательным органом) стало Федеральное Собрание, состоящее из двух палат – Совета Федерации (верхняя палата) и Государственной Думы (нижняя палата). Конституция закрепила федеративную форму государства, разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную, разнообразие форм собственности (включая частную), права и свободы человека и гражданина.

Конституция РФ рассматривает человека, его права и свободы в качестве высшей ценности. Впервые признаны естественные права и свободы человека как субъективные права, защищаемые судом и ограничиваемые лишь законом. В Конституции Россия провозглашается государством народовластия. Народ Российской Федерации осуществляет свою власть как непосредственно (референдум и свободные выборы), так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Демократия в Российской Федерации в соответствии с Конституцией осуществляется на основе принципа политического и идеологического многообразия – плюрализма, в рамках которого реализуется многопартийность.

Прошедшее с момента принятия Конституции время явилось периодом восприятия всем российским обществом ценностей подлинного конституционализма, практического воплощения – порой болезненного, драматического – всех без исключения конституционных положений. Люди стали привыкать к свободе слова и совести, к многопартийности и открытости границ, к рыночным отношениям и судебной защите своих прав. В этом смысле Конституция РФ вошла в жизнь каждого россиянина.

4. Какие этапы прошел в своем развитии российский федерализм?

Становление системы федеративных отношений в Российской Федерации проходило в 1990-е годы. В этом процессе можно выделить ряд этапов.

Первый этап: 12 июня 1990 года – декабрь 1991 года. В Декларации «О государственном суверенитете РСФСР» от 12 июня 1990 года подтверждалась необходимость значительного расширения прав автономных республик, автономных округов и автономных областей, а также краев, областей. В июле – ноябре 1990 года большинством российских автономных республик были приняты декларации о государственном суверенитете. Республики по существу отказывались от статуса автономных и провозглашали себя суверенными государствами. Вслед за республиками тенденция суверенизации охватила и другие составные части России.

Второй этап: декабрь 1991 года – март 1992 года. Это был период опасного усиления центробежных тенденций, когда вслед за распадом СССР появилась прямая угроза развала и Российской Федерации. Центр попытался восстановить былую стабильность не законом сверху, а на основе договоренности с регионами. 31 марта 1992 года субъекты РФ подписали Федеративный договор, который позволил остановить распад России.

Третий этап: март 1992 года – декабрь 1993 года. Это было сложное время, поскольку не все субъекты РФ согласились с положениями Федеративного договора: не подписали договор Татарстан и Чечено-Ингушская Республика.

Республики по Федеративному договору получили более привилегированное положение, чем иные территории. Неравноправие провоцировало остальных участников Федеративного договора на борьбу за уравнивание в правах с республиками. Появились проекты образования Вологодской, Уральской и других республик. Вопрос о равноправии субъектов Федерации стал источником напряженности.

Четвертый этап: декабрь 1993 года – февраль 1994 года. Принятая 12 декабря 1993 года Конституция РФ определила конституционные основы российского федерализма: государственный суверенитет, единство системы государственной власти, равноправие субъектов РФ, единство конституционно-правовой системы, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправие и самоопределение народов в Российской Федерации.

Однако появление новой Конституции не устранило всех проблем в сфере государственного устройства РФ. Так, на территории Республики Татарстан референдум по принятию Конституции РФ не состоялся. Федеральный центр вынужден был пойти на заключение отдельного договора с этой республикой. В феврале 1994 года был подписан Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти Республики Татарстан. Этот договор, с одной стороны, вернул Татарстан в политико-правовое пространство страны, но, с другой стороны, создал опасный прецедент нарушения конституционных положений: согласно договору федеральный центр вопреки Конституции РФ передал республиканским органам слишком большой объем полномочий.

Пятый этап: февраль 1994 года – 1999 год. Этот этап характеризовался подписанием двусторонних договоров. Начиная с 1994 года, было заключено 42 договора с 46 субъектами РФ (в некоторых из них участвовали три или четыре стороны). Договоры закрепляли за ними такие полномочия, которые не соответствовали Конституции РФ. (Эту проблему в дальнейшем пришлось решать Президенту РФ В. Путину).

Итак, в первом десятилетии федерализации России (1990 – 1999) удалось не просто сохранить российское государство, но создать обновленную на основе Конституции 1993 года Российскую Федерацию.

5. Каковы итоги и уроки развития российского государства в 1990-е годы?

Последнее десятилетие XX в. было ознаменовано возвращением России на магистральный путь мирового развития – путь формирования гражданского общества и правового государства. В Российской Федерации утвердилась подлинная парламентская традиция. Страна на деле превратилась в федеративное государство. Она прошла первый, переходный этап экономических и политических реформ на пути к рыночной экономике, демократии, свободе и раскрепощению личности.

Этот путь оказался далеко непростым. Одни издержки обновления страны стали результатом недостатка опыта и просчетов российского руководства, другие – платой за советское наследие. Почти семь десятилетий советская страна двигалась по тупиковому маршруту, идеологизированный подход к экономике обрек ее на неуклонное отставание от развитых стран. Власть Советов не сделала страну процветающей, а человека – свободным. Надо извлечь уроки из нашего прошлого.

Опыт 1990-х годов показывает, что действительно успешное обновление России не может быть достигнуто простым переносом на российскую почву зарубежных моделей. Мы можем рассчитывать на успех реформ только в том случае, если сумеем органически соединить универсальные принципы рыночной экономики с собственной моделью преобразований, основанной на реальностях России.

Плодотворная созидательная работа невозможна в обществе, находящемся в состоянии раскола, когда основные социальные слои и политические силы придерживаются различных базовых ценностей. На протяжении XX века Россия дважды оказывалась в таком состоянии: после Октября 1917 года и в 1990-е годы. Одна из основных причин того, что реформы в стране идут медленно, трудно, заключается, по мнению Путина, в отсутствии гражданского согласия, общественной консолидации.

Выход видится в органичном соединении универсальных, общечеловеческих ценностей (свобода слова, выезда за границу, права собственности) с исконными российскими ценностями, выдержавшими испытание временем (патриотизм, державность, государственничество, социальная солидарность).

6. Какие события и действия властей способствовали укреплению российской государственности в начале 2000-х годов? Какие задачи стоят перед современной Россией?

В марте 2000 года Президентом РФ был избран В. Путин. Он предпринял определенные меры по реформированию страны.

Была проведена реформа Совета Федерации, куда теперь входят не главы администраций и руководители органов законодательной (представительной) власти субъектов РФ, как это было раньше, а просто представители субъектов Федерации. Созданы семь федеральных округов во главе с полномочными представителями Президента РФ, что позволило значительно усилить роль центральной власти. Приведено в соответствие с общефедеральным законодательство субъектов РФ.

В экономической, правовой и социальной сферах в начале 2000-х годов была начата серия преобразований: это бюджетная, налоговая, судебная, пенсионная реформы; принятие нового трудового законодательства; реформирование естественных монополий. В 2003 году состоялась реорганизация силовых структур РФ с целью повышения эффективности их действий. Проведенная в 2002 году перепись населения России показала, что в стране проживает 145 млн. человек. Некоторые позитивные моменты просматриваются и в экономике страны, однако экономические результаты, по оценке самого Путина, скромны.

Выступая с ежегодным посланием Федеральному Собранию РФ в мае 2003 года, Президент отметил слишком низкий уровень благосостояния населения. В качестве важнейших он определил три задачи:

– увеличение в ближайшие десять лет валового внутреннего продукта в два раза;

– модернизация Вооруженных Сил.

По словам Путина, «Россия переживает один из самых трудных периодов своей многовековой истории. Пожалуй, впервые за последние 200–300 лет она стоит перед лицом реальной опасности оказаться во втором, а то и в третьем эшелоне государств мира. Чтобы этого не произошло, необходимо огромное напряжение всех интеллектуальных, физических и нравственных сил нации».

Статья написана по материалам сайтов: www.pravotime.ru, www.bestreferat.ru, lektsii.com.

»

Это интересно:  Срок предоставления расчета по страховым взносам
Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector
Читайте также:

  1. F(x1, x2. xm) const 1 страница
  2. F(x1, x2. xm) const 10 страница
  3. F(x1, x2. xm) const 11 страница
  4. F(x1, x2. xm) const 12 страница
  5. F(x1, x2. xm) const 2 страница
  6. F(x1, x2. xm) const 3 страница
  7. F(x1, x2. xm) const 4 страница
  8. F(x1, x2. xm) const 5 страница
  9. F(x1, x2. xm) const 6 страница
  10. F(x1, x2. xm) const 7 страница