+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Бесплатная юридическая консультация

8 (800) 333-88-93

Расходы на такси в командировке

Использование такси в служебных целях уже давно перестало быть «экзотической» статьей расходов. Однако вопросов, как включать эти суммы в расходы НУ, у бухгалтеров по-прежнему немало. Фискальные органы разрешают признавать эти суммы при соблюдении ряда важных условий. Они касаются нюансов налогового, трудового законодательства и документального подтверждения статей расходов. Какие документы нужны для обоснования затрат и в каких случаях ФНС может предъявить фирме претензии – ответам на эти вопросы посвящен наш материал.

Обоснование расходов на такси

Главное требование налоговиков при признании расходов на такси – их экономическая обоснованность. В НК РФ (ст. 264) прописана возможность служебный транспорт и затраты на него учитывать в расходах по прибыли. При этом не обозначено, что транспорт обязательно должен принадлежать фирме. Из сказанного следует, что такси можно при определенных условиях считать служебным транспортом сотрудников.

В качестве подтверждающих можно использовать:

  • заказы-наряды;
  • квитанции, чеки на проезд в такси;
  • подписанные по результатам поездки документы (договоры с контрагентами, акты и пр.);
  • договор с фирмой такси на оказание услуг (предпочтительно заключать его при постоянном использовании такси сотрудниками);
  • выписки банка с оплатой услуг фирмы-перевозчика.

Использование услуг такси в НУ отражается с учетом определенных нюансов, о которых следует знать бухгалтеру.

Командировки

При этом не играют роли время суток и месторасположение вокзала – в городской черте или вне ее. Расходы все равно можно признать в расчетах налога.

Проезд до работы (и с работы)

Подобные расходы на такси наиболее часто оспариваются налоговиками. Чтобы включать их в затраты НУ, необходимо подтвердить следующие условия:

  • трудности проезда до службы и возвращения с нее с использованием иных видов транспорта (например, график сотрудника, не совпадающий с работой «обычного» транспорта, или территориальная удаленность места работы от остановок такого транспорта); порядок проезда необходимо отразить в приказе руководителя;
  • возможность проезда в такси прописана в колдоговоре (трудовом соглашении).

Служебные и представительские цели

Нередко сам характер работы сотрудника предполагает частые поездки, а то и постоянные разъезды по делам фирмы. Он может использовать для этих целей такси. Для безопасного включения в состав расходов сумм на оплату такси можно выбрать одну фирму и заключить с ней договор на перевозку. В трудовой договор (ЛНА) должно быть включено положение о разъездном характере работы сотрудника.

Представительские мероприятия

Реквизиты документа

Реквизиты подтверждающих поездки на такси документов играют важную, а в случае судебных разбирательств между ФНС и фирмой зачастую решающую роль в возможности признать расходы такого рода.

Правительственное постановление №112 от 14/02/09 г. (прил. 5) определяет такие реквизиты, как:

  • серия, номер, наименование квитанции (чека ККТ) на проезд;
  • наименование фирмы-перевозчика (ИНН, адрес, телефон и само наименование);
  • дата документа;
  • стоимость услуг;
  • ФИО и подпись сотрудника, пользующегося услугами.

Такси и УСНО

На сегодняшний день у контролирующих органов нет единой позиции по вопросу включения затрат на проезд в такси работников, если организация работает на УСНО. Есть две противоположные позиции по ситуациям, наиболее часто встречающимся на практике.

Командировочные расходы

При применении «упрощенки» подтвержденные документами расходы на такси в командировке можно без проблем включать в расчет налоговой базы, на уменьшение. В ст. 346.16-13 НК РФ речь идет о расходах на проезд к месту командировки и затратах на обратный путь, которые налогоплательщик имеет право признавать в расходах. Указанная статья не конкретизирует наименование транспорта, следовательно, такси может компенсироваться наравне с другими способами проезда.

Кроме того, согласно ТК РФ (ст. 168) у работодателя есть обязанность компенсировать расходы по командировкам своих сотрудников, в том числе и проезд.

Важно! Порядок и размеры компенсаций за проезд в командировке в обязательном порядке должны быть прописаны в колдоговоре или ЛНА фирмы (ст. 168 ТК РФ). Иначе налоговые органы могут поставить их под сомнение.

Разъездная работа

В командировку на такси: на сумму возмещения страховые взносы не начисляются

Статья 168 Трудового кодекса РФ обязывает работодателя возмещать работнику в случае его направления в командировку расходы:

Это интересно:  Приказы для аптеки на 2020 год

по найму жилого помещения;

Кроме того, возмещению подлежат и иные расходы, произведенные работником с разрешения и ведома работодателя. При этом порядок и размеры компенсаций командировочных расходов определяются коллективным договором или локальным нормативным актом (например, Положением о командировках).

Аналогичные правила есть и в постановлении Правительства РФ от 13.10.2008 № 749 «Об особенностях направления работников в служебные командировки».

Трудовое законодательство не конкретизирует, каким видом транспорта может воспользоваться работник, чтобы получить возмещение расходов на проезд в командировку. Все отдано на откуп работодателю. Поэтому организация вправе прописать в своих локальных нормативных актах возможность использовать работниками, направленными в служебные поездки, такой вид транспорта, как такси.

Работодатель дал добро на такси

В рассматриваемом деле руководитель организации утвердил Положение о служебных командировках. В этом документе было установлено, что работникам, направленным в командировку, возмещаются расходы проезда на такси:

до места командировки и обратно к месту постоянной работы;

до места отправления в командировку или до места выезда из командировки;

по служебным делам во время командировки.

На данные возмещения организация не начисляла страховые взносы, поскольку понесенные работниками расходы по проезду на такси перечислены в Положении о служебных командировках, принятом работодателем в соответствии со ст. 168 ТК РФ, а также подтверждены соответствующими документами. По мнению компании, оплата стоимости такси относится к иным расходам, произведенным работниками с разрешения или ведома работодателя.

Таким образом, организация признавала спорные выплаты командировочными расходами. А они на основании ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ (далее — Закон № 212-ФЗ) не подлежат обложению страховыми взносами.

Пенсионный фонд: такси — это не транспорт

Обнаружив в ходе проверки тот факт, что организация на сумму возмещения командированным работникам расходов на такси не начисляла страховые взносы, проверяющие из Пенсионного фонда произвели доначисления и привлекли компанию к ответственности за неполную уплату страховых взносов.

Свои действия они аргументировали тем, что такси не относится к общественному транспорту. Кроме того, такие расходы не перечислены в перечне выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами. Поэтому спорные суммы подлежат включению в базу для начисления страховых взносов, так как произведены в рамках трудовых отношений с работниками, следовательно, являются объектом обложения страховыми взносами.

Организация с таким выводом не согласилась и обратилась за защитой своих интересов в суд.

Арбитры: проезд на такси — командировочный расход

Три судебные инстанции поддержали организацию и отменили доначисления, а также штрафные санкции. Они признали правомерной позицию компании, что возмещение работникам, направленным в служебные поездки, стоимости проезда на такси является командировочными расходами. Вот из чего исходили арбитры.

Порядок и размеры возмещения работникам расходов, связанных со служебными командировками, определяются работодателем самостоятельно (ст. 168 ТК РФ, п. 11 постановления Правительства РФ от 13.10.2008 № 749). Если работник осуществил в командировке расходы с разрешения работодателя, то такие затраты подлежат возмещению, так как непосредственно связаны со служебными поездками. В рассматриваемом деле возмещение работнику стоимости такси было предусмотрено в Положении о служебных командировках. Значит, работник осуществил спорные расходы с ведома работодателя.

Согласно ч. 2 ст. 9 Закона № 212-ФЗ при оплате организацией расходов на командировки работников не подлежат обложению страховыми взносами в том числе фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, на проезд в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения или пересадок. Поскольку понесенные работниками расходы по проезду на такси документально подтверждены, суды признали правомерным использование в рассматриваемой ситуации положений ч. 2 ст. 9 Закона № 212-ФЗ.

Бизнесмен утвердил Положение о служебных командировках. В нем он прописал, что расходами по проезду в случае направления работников в командировки являются:

затраты на проезд любым транспортом общего пользования к месту командировки и обратно;

страховой взнос на обязательное личное страхование пассажиров;

оплата услуг по оформлению проездных документов;

затраты на проезд в общественном транспорте к местам отправления и от мест прибытия;

затраты на проезд в такси в аэропорт или вокзал в случае отправления в период с 23.00 до 09.00 местного времени;

затраты на проезд личным автомобильным транспортом.

Возмещение работникам всех вышеуказанных расходов предприниматель не облагал страховыми взносами, за что и был привлечен ревизорами из ПФР к ответственности. Однако суд снял все доначисления и штрафные санкции. Арбитры указали, что понесенные работниками расходы установлены работодателем в целях возмещения затрат, связанных с исполнением трудовых обязанностей при направлении работников в командировки. Поэтому спорные выплаты освобождаются от обложения страховыми взносами.

Это интересно:  Льготные виды деятельности на усн

Тема: Расходы на такси в командировке

Опции темы

Расходы на такси в командировке

Сотрудник вернулся из командировки и в отчете указал расходы на такси — от гостиницы где он проживал до места работы. Есть Квитанции, выписанные таксистами.
И еще он говорит, что никакого другого транспорта нет.
Как можно возместить сверх суточных такие расходы на такси?

Расходы на проезд на такси должны быть документально подтверждены.
Минфин России рекомендует использовать такие первичные документы, как заказ-наряд и квитанцию на оплату пользования легковыми такси.

Есть только Квитанции.
А как быть с налогами с этих сумм за такси?

Ну я бы воспользовалась вот этим:
Суммы оплаты командированному работнику произведенных им расходов носят компенсационный характер, поэтому они не облагаются налогом на доходы физлиц. Основание – пункт 3 статьи 217 Налогового кодекса РФ.

Если квитанцией является БСО и в ней есть все необходимые реквизиты, то возмещайте спокойно и в расходы принимайте.

Ну полученные документы похожи на БСО.
А еще мы запросили у принимающей стороны Справку о том, что действительно от гостиницы по места работы ничем кроме такси не доедешь.
Просто получилось в день 600 рублей на такси. И так- неделя.

Ну тогда смело принимайте такси. И оплачивайте!

Минфин сообщил, какими документами можно подтвердить расходы на проезд на такси в командировке

В комментируемом письме рассмотрена следующая ситуация. Работники, направленные в командировку, несут расходы на проезд на такси. В некоторых случаях организация-перевозчик присылает по электронной почте квитанцию об оплате. Этот документ содержит следующие реквизиты: данные о перевозчике, стоимость такси, пункты маршрута, длительность и расстояние маршрута, имя и фамилия пассажира — командированного сотрудника, данные о платеже (последние четыре цифры номера банковской карты). Вместе с тем в квитанции отсутствует подпись (электронная подпись) уполномоченного лица, а также номер и серия документа. Может ли такой документ подтвердить расходы командированного сотрудника на оплату такси? В Минфине считают, что не может.

Чиновники напоминают, что расходы организации на командировки, в частности, на проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы относятся к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией (подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ). При этом на основании пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса затраты налогоплательщика должны быть подтверждены документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ. Расходы на оплату услуг такси можно подтвердить с помощью кассового чека или квитанции в форме бланка строгой отчетности. Обязательные реквизиты квитанции приведены в приложении № 5 к Правилам перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (утв. постановлением Правительства РФ от 14.02.09 № 112). К ним относятся:

наименование, серия и номер квитанции на оплату пользования легковым такси;
наименование фрахтовщика;
дата выдачи квитанции на оплату пользования легковым такси;
стоимость пользования легковым такси;
фамилия, имя, отчество и подпись лица, уполномоченного на проведение расчетов.
Таким образом, организация может учесть расходы на проезд командированного работника на такси в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, только при наличии кассового чека либо квитанции в форме БСО, которая должна содержать перечисленные выше реквизиты. Если в документе отсутствует хотя бы один из обязательных реквизитов, то такой документ не может подтверждать расходы организации.

Такси во время рабочей и служебной поездки

Для подтверждения командировочных расходов на такси необходим кассовый чек или БСО

Расходы на оплату такси, которым работник воспользовался в командировке, могут уменьшать налогооблагаемую прибыль. Для списания таких затрат необходимо наличие кассового чека или БСО, выданного водителем такси.

Расходы на командировки, в частности, на проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы относятся к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией (подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ). При этом затраты налогоплательщика должны быть подтверждены документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ (п. 1 ст. 252 НК РФ).

В подтверждение оплаты пользования легковым такси выдается кассовый чек или квитанция в форме бланка строгой отчетности. Об этом сказано в пункте 111 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (утв. постановлением Правительства РФ от 14.02.09 № 112). Обязательные реквизиты квитанции приведены в приложении № 5 к Правилам. К ним относятся:

  • наименование, серия и номер квитанции на оплату пользования легковым такси;
  • наименование фрахтовщика;
  • дата выдачи квитанции на оплату пользования легковым такси;
  • стоимость пользования легковым такси;
  • фамилия, имя, отчество и подпись лица, уполномоченного на проведение расчетов.
Это интересно:  Какой процент берут риэлторы с продажи квартиры

Поэтому, водитель легкового такси обязан выдать пассажиру по окончании поездки либо кассовый чек, отпечатанный на ККТ, либо квитанцию в форме бланка строгой отчетности, которая должна содержать установленные реквизиты. При наличии упомянутого документа организация вправе учесть стоимость поездки в составе прочих расходов.

Как подтвердить затраты на такси, произведенные работником во время командировки ?

Как известно, командировочные расходы, в частности, на проезд работника к месту командировки и обратно, относятся к прочим расходам (подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ). Разумеется, как и любые другие расходы, затраты на проезд командированного работника должны быть обоснованы и подтверждены документами (ст. 252 НК РФ). Если сотрудник использует для проезда к месту командировки и обратно такси (как правило, до аэропорта), то, по мнению Минфина, подтвердить расходы можно с помощью квитанции на оплату услуг легкового такси. Обязательные реквизиты такой квитанции установлены Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (утв. постановлением Правительства РФ от 14.02.09 № 112).

ПИСЬМО от 14 июня 2013 г. № 03-03-06/1/22223

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета для целей налогообложения прибыли организаций расходов на такси у командированных работников и сообщает следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской федерации (далее — Кодекс) в целях гл. 25 Налог на прибыль организаций» Кодекса налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 Кодекса).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Согласно пп. 12 п. 1 ст. 264 Кодекса, к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся расходы организации на командировки, в частности на проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы.

Обязательные реквизиты квитанции на оплату пользования легковым такси определены «Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 № 112.

Вместе с тем обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.

Учитывая, что в налоговом законодательстве не используется понятие экономической целесообразности и не регулируется порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата.

Таким образом, уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму расходов на проезд командированного работника на такси возможно только при условии их документального подтверждения и экономической обоснованности.

Одновременно сообщаем, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов РФ, утвержденным Приказом Министерства финансов РФ от 15.06.2012 № 82н, в Министерстве, если законодательством РФ не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения организаций по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Н.А.КОМОВА

Статья написана по материалам сайтов: www.eg-online.ru, glbyh.ru, www.assessor.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector