Принципы современной образовательной политики в рф

Система образования формируется государством. Государство определяет структуру всей системы в целом, принципы ее функционирования и направления (перспективы) развития.

Ведущую роль в области образования играют принципы государственной политики. Именно они регламентируют деятельность всех образовательных учреждений и органов управления образованием в стране. Кроме того, все образовательные программы строятся с учетом этих принципов.

Принципы государственной политики в области образования отражены в Законе Российской Федерации «Об образовании» (О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» 1996 г.). В соответствии с этим законом государственная политика основывается на принципах, утверждающих, что система образования должна:

1. Носить гуманистический характер с приоритетом общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.

2. Поддерживать единое культурное и образовательное пространство во всей стране, т.е. не только обучать учащихся, но защищать и развивать национальные культуры, региональные культурные традиции и особенности.

3. Создавать условия для общедоступности образования, приспособления системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников.

4. Иметь светский (т.е. не религиозный) характер и в государственных, и в муниципальных образовательных учреждениях (к негосударственным учреждениям это не относится).

5. Поддерживать свободу и плюрализм в образовании, внимательно относиться к различным мнениям и подходам (исключение составляет деятельность политических партий — в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, органах управления образованием создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций не допускается).

6. Носить демократический, государственно-общественный характер управления образованием и допускать автономность (самостоятельность) образовательных учреждений.

Модернизация образования и её цель

Модернизация – это приведение сферы образования к современным требованиям личности, граждан, общества и государства. Модернизация достигается посредством создания современной электронной учебной среды, умелого сочетания прежних и новых технологичных форм, активизации самостоятельного изучения интересующих учебных дисциплин в доступном для личности объёме. Модернизированное образование становится личностно-центрированным, открытым для научной организации текущего и итогового контроля, с существенным увеличением времени на выполнение самостоятельной работы.

Цель модернизации образования — повышение уровня образованности населения страны, повышение эффективности и качества образовательной деятельности профессорско-преподавательского состава вузов, педагогов школ и иных образовательных учреждений, ускоренное развитие элитного образования. Этой формулировкой предполагается высокая связь между уровнем образованности населения и его жизнеспособностью.

Выбор направлений модернизации образования

Среди управленцев сферы образования сейчас нет единства в вопросах выбора основных направлений модернизации.

Только для стимулирования электронного обучения (e-learning) правительством США выделяется 6 млрд. долларов. А 1.5 млрд. долларов тратится на стипендии студентам, обучающимся в режиме электронного обучения. Великобритания для развития электронного образования готова выделять до 3% ВВП. В Великобритании в 2005 г. каждому учителю предоставлен государством ноутбук для использования на работе и дома (стоимость проекта около 1 млрд. долларов) [15] .

В России делаются попытки улучшить образование главным образом за счёт т.н. совершенствования управленческих «механизмов» и коммерциализации образования. Примерами последних являются единый государственный экзамен (ЕГЭ), т.н. «подушевое» финансирование образовательных учреждений и т.п. В итоге все эти некачественные и уязвимые с социальной точки зрения «механизмы» существенно ухудшили качество образования, удвоили, как минимум, коррупцию. В этой связи данное направление модернизации можно признать как неэффективное, бюрократически задуманное и столь же бюрократически исполняемое [16] .

Главным условием успешной модернизации образования в России надо признать необходимость, в первую очередь, модернизации политической системы страны. Её отсталость, недемократичность, авторитарный уклон порождают безответственный подбор кадров руководителей этой сферы и некачественность работы всех звеньев образовательной системы. На должности ректоров-учёных сейчас стали нередко назначать бывших чиновников или т.н. менеджеров. Польза от тех и других сомнительная.

Ещё одно важное условие успешной модернизации образований — выбор главного предмета модернизации. Например, на Украине основная ставка делается на техническое оснащение сферы образования. Каждому школьнику государство предоставляет нетбук. Направление верное, но недостаточное, поскольку эффективное использование электронной техники предполагает предварительную разработку учебных электронных текстов, систем заданий возрастающей трудности, разъясняющих материалов, учебных программ для самостоятельной работы – в общем, того, что сейчас называется электронными или цифровыми образовательными ресурсами. Без этого нетбуки легко превращаются в электронную игрушку. В итоге, без предварительной разработки цифровых образовательных ресурсов, техническая модернизация образование не улучшит, а ухудшит [17] .

В Казахстане осуществляется курс на развитие как народного (массового) образования, так и элитного. Это выражается масштабным строительством новых общеобразовательных школ, развёрнутой системой элитных Назарбаев-школ, а также открытием Назарбаев-университета. Увеличивается финансирование образования, практически во всех образовательных учреждениях создаётся современная образовательно-технологическая среда. Уделяется повышенное внимание качественной разработке заданий в тестовой форме. Наибольшие трудности вызывает неготовность заметной части педагогического состава к творческому освоению и применению новых образовательных технологий.

Под самообразованием традиционно понимают познавательную деятельность человека, которая:

· управляется самим человеком;

· необходима для осознанного совершенствования каких-либо качеств индивида.

Способность к самообразованию не формируется у педагога одновременно с получением диплома педагогического вуза, а развивается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа деятельности. Однако это не означает, что самообразованием должен и может заниматься только педагог со стажем. Потребность в самообразовании может возникнуть на любом этапе профессионального роста педагога, т. к. это одно из условий удовлетворения потребности утвердить себя в роли учителя, занять достойное место в обществе через профессию. Например, в классификации Р. Фуллера представлены три стадии профессионального становления педагога, каждая из которых обязательно сопровождается процессом самообразования:

· выживание» (первый год работы, который отмечен личными профессиональными затруднениями);

· «адаптация» (от 2 до 5 лет работы, характеризуется особым вниманием учителя к своей профессиональной деятельности);

· «зрелость» (от 6 до 8 лет работы, характеризуется стремлением переосмыслить свой опыт и желанием самостоятельного педагогического исследования).

Основы современной образовательной политики России (стратегические тезисы)

Полтора месяца назад в связи с созданием рабочей группы Государственного совета РФ по вопросам реформы образования мы опубликовали материал для обсуждения “Цель модернизации образования – эффективная школа” (12.05.01). В ходе работы названной группы сама проблема модернизации образования была поставлена в более широкий контекст общего осмысления целей, принципов и приоритетов образовательной политики.
19 июня на заседании рабочей группы было рассмотрено несколько первых подготовительных материалов, которые будут положены в основу разработки итогового документа “Современная образовательная политика России”. Один из этих материалов был роздан журналистам для ознакомления. Его мы и публикуем сегодня.

I. Современное качество образования как соответствие образования актуальным и перспективным потребностям современной жизни.

1. Общемировой контекст (тенденции глобализации, информатизации, развития мировых рынков труда и образовательных услуг и т.п.)
2. Специфическая ситуация в России (социальные проблемы и противоречия, состояние человеческого капитала и культурно-образовательной среды)
3. Соответствие существующей системы образования требованиям современной жизни (традиции и достижения, проблемные и критические зоны, социальные ожидания, возможности и ограничения)
4. Цели и приоритетные задачи современной образовательной политики:
· социально-экономическая приоритетность образования;
· опережающее развитие образования по отношению к другим областям социальной практики;

образование – сфера общественного согласия;

доступность и непрерывность образования;

светскость образования, образование как механизм сохранения национальной самобытности и культуры, учет регионально-национальных особенностей различных территорий России;

государственно-общественный характер управления образованием;

непрерывность обновления образования;

образование – инструмент социальной и профессиональной мобильности;

мобилизация внутренних и внешних ресурсов образования;

определение современного статуса, повышение роли и ответственности субъектов образования;

социальная поддержка работников образования;

введение образовательных стандартов и эталонов (стандарт как базовое основание образования и гарант сохранения здоровья учащегося; эталон как социальный заказ и цель образовательной деятельности, как современный уровень педагогической и управленческой компетентности).

II. Основные направления образовательной политики.

1. Обеспечение современного содержания и оптимизация структуры образования
1.1. Современное качество содержания образования:

соответствие содержания образования задачам жизнедеятельности современного человека, общества, государства;

содержание образования как органичное единство необходимых компонентов процесса развития человека – воспитания, обучения, деятельности;

интегрированность «школьного» (педагогического) и семейного, основного и дополнительного, общего и профессионального образования;

преемственность содержания и структур дошкольного, общего среднего и профессионального образования.

1.2. Переосмысление понятия и задач воспитания как первого приоритета в образовании:

Это интересно:  Как открыть страховую компанию осаго

гражданская ответственность и правовое самосознание;

духовность и культура;

личная инициативность и самостоятельность;

толерантность в поведении и общении.

1.3. Компетентностный подход как основа формирования современного содержания образования:

в обеспечении единства основных компонентов содержания образования – знаний, умений, навыков, опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности;

при разработке образовательных стандартов;

для социализации и профессиональной мобильности.

1.4. Приоритетные направления и условия достижения современного качества образования и оптимизации его структуры

– Создание независимой системы аттестации и оценки качества образования.
– Создание единой системы образовательной статистики и мониторинга образования.
– Развитие региональных систем образования. Учет регионально-национальной специфики и опыта в процессе модернизации образования.
Общее образование
– Законодательное закрепление сроков школьного обучения. Определение структуры общего среднего образования – дошкольного, начального, основного, полного среднего образования. (Перспективная проработка вопроса о возможности увеличения – в рамках 11-летки – сроков обучения в начальной школе до 5–6 лет; апробация и обобщение регионального опыта «горизонтального» построения общеобразовательной школы – организационного выделения начальной, основной и старшей ступени школы как отдельных, самостоятельных образовательных учреждений.)
– Введение государственных минимальных социальных стандартов в области образования и рамочных компетентностных образовательных стандартов, а также вариативных учебных планов с учетом особенностей региона и возможностей образовательного учреждения.
– Оптимизация учебной, психологической и физической нагрузки, создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления учащихся.
– Организация опыта самостоятельной деятельности, воспитание инициативы и личной ответственности учащихся.
– Усиление роли дисциплин, обеспечивающих успешность социализации учащихся и их включения в трудовые отношения (социально-гуманитарный цикл, всеобщая компьютерная грамотность, русский, родной и иностранные языки, профессиональная ориентация и предпрофессиональная подготовка).
– Введение профильного обучения в старшей школе и ее кооперация с учреждениями начального и среднего профессионального образования.
– Введение системы единых экзаменов с учетом результатов эксперимента.
– Реструктуризация основной и старшей ступени сельской школы при сохранении и поддержке начальных малокомплектных школ (создание образовательных и социокультурных комплексов, учебно-консультационных пунктов, организация системы «школьных автобусов», развитие дистанционного образования и др.).
– Нормативно-правовое обеспечение развития новых типов общеобразовательных учреждений, в том числе образовательных центров и комплексов, а также учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей.
– Введение эффективных общественно-государственных механизмов экспертирования создаваемой учебной литературы.
– Рационализация досуговой деятельности, каникулярного времени и летнего отдыха учащихся.

– Прогнозирование потребностей рынка труда и создание кооперации сети профессиональных образовательных учреждений, рекрутинговых и информационных агентств, служб занятости.
– Модернизация содержания профессионального образования и обеспечение его конкурентоспособности на внутренних и мировом рынках труда.
– Фундаментализация высшей школы, углубление интеграционных и междисциплинарных программ, соединение с прорывными высокими технологиями.
– Информатизация образования и оптимизация методов обучения, расширение веса тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации и самообучения, увеличение роли самостоятельной работы студентов.
– Структурная и институциональная перестройка профессионального образования, оптимизация сети его учреждений, отработка различных моделей интеграции начального и среднего, среднего и высшего профессионального образования, обеспечение его многоуровневости, создание университетских комплексов, профессионально-корпоративных образовательных комплексов (ассоциаций), учебно-научно-производственных объединений.
– Регионализация профессионального образования, разделение начального и среднего профессионального образования на федеральный и регионально-муниципальный уровни.
– Повышение статуса вузовской науки как основного условия обеспечения высокого качества подготовки специалистов, важного фактора развития производительных сил общества и механизма непрерывного обновления содержания профессионального образования.
– Создание системы непрерывного дополнительного профессионального образования.
– Нормативно-правовое обеспечение активного привлечения социальных партнеров (работодателей, служб занятости и др.) к решению проблем профессионального образования.

2. Обеспечение доступности образования и его непрерывности в течение всей жизни человека
2.1. Понятие доступности образования (доступность и общедоступность, общедоступность и обязательность образования, социальная и территориальная доступность).

2.2. Платность и бесплатность (в дошкольном, общем среднем, начальном, среднем и высшем профессиональном образовании, в дополнительном образовании – детей и взрослых).

2.3. Социально-экономические меры обеспечения доступности образования

– Введение государственных минимальных социальных стандартов в образовании.
– Разработка и введение комплекса мер по обеспечению доступности образования на всех его ступенях и адресной социальной помощи учащимся и студентам из низкодоходных семей, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей:

введение повышающих коэффициентов к федеральным нормативам финансирования для малообеспеченных учащихся с целью расширения для них доступности общего образования повышенного уровня, превышающего государственные образовательные стандарты;

создание на муниципальном уровне фондов поддержки детей, нуждающихся в особой социальной защите, для обеспечения детям из малодоходных семей возможности получать дополнительное образование;

создание системы образовательного кредита (субсидии), предоставляемого государством и работодателями, для обеспечения детям из малодоходных семей возможности получать среднее и высшее профессиональное образование, предусмотрев различные формы погашения кредита (субсидии), которые могут быть полностью или частично возвратными, а также безвозвратными при условии отработки определенного времени по полученной специальности;

разделение стипендиального обеспечения студентов вузов и сузов на академические и социальные стипендии, адресное предоставление социальных стипендий студентам из низкодоходных семей;

обеспечение содержания студенческих общежитий из федерального бюджета при пресечении их использования не по прямому назначению;

оплата два раза в год проезда до места обучения для тех малообеспеченных студентов, место постоянного проживания которых значительно удалено от места учебы;

создание для обучающихся фондов рабочих мест с неполным рабочим днем и т.д.

2.4. Организационно-педагогические меры обеспечения доступности образования

– Формирование общественно-государственной системы обеспечения обязательного основного общего образования, мониторинга его реализации и образовательного пути каждого ребенка.
– Обеспечение преемственности образовательных программ всех уровней.
– Обеспечение многообразия типов и видов образовательных учреждений и вариативности образовательных программ.
– Разгрузка, оптимизация и жизненная направленность содержания образования как важные факторы его доступности.
– Расширение информатизации образования и развитие дистанционного обучения как условие расширения доступности образования.
– Преодоление разрыва в доступности образования между городской и сельской местностью.

2.5. Обеспечение доступности образования для детей с проблемами в обучении и развитии
Дети, имеющие особые нужды, проблемы со здоровьем, обеспечиваются государством медико-психологическим сопровождением и специальными условиями для обучения преимущественно в общеобразовательной школе по месту жительства и только в исключительных случаях – в специальных школах-интернатах, крайне затратных как в моральном, так и в материальном плане для ребенка и государства.

2.6. Принятие чрезвычайных государственных (межведомственных) комплексных мер по борьбе с беспризорностью, асоциальным поведением детей и социальным сиротством

– Дети с проблемами асоциального и девиантного характера должны иметь обязательное индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение. Это особенно важно, если учесть, что количество таких детей в подростковой и молодежной среде в нынешних условиях дошло до масштабов едва ли не социального бедствия.
– Вследствие этого необходимо принять чрезвычайные государственные (межведомственные) комплексные меры по борьбе с беспризорностью, асоциальным поведением детей и социальным сиротством:

создание сети учебно-воспитательных заведений по опыту А.С.Макаренко, С.Т.Шацкого и первых послевоенных лет – суворовских, нахимовских училищ, кадетских школ и корпусов, казачьих школ, летных, мореходных, речных, промышленных, сельскохозяйственных и других училищ;

создание специализированных консультативных подростковых центров, где подростки могли бы решать свои психолого-педагогические и медико-социальные проблемы;

рационализация порядка и процедур усыновления детей, развитие системы приемных семей и детских домов семейного типа;

подготовка специальных кадров – социальных педагогов и психологов – по профилактике социального сиротства и для работы с детьми риска;

подготовка и переподготовка педагогических кадров, а также проведение родительского всеобуча по профилактике наркомании и алкоголизма;

введение в органы управления образованием инспекторов и методистов по делам несовершеннолетних;

введение на федеральном и региональном уровнях специальных уполномоченных по правам ребенка.

2.7. Обеспечение непрерывности образования по «вертикальному» и полноты по «горизонтальному» векторам развития человека
Вариативность и многообразие содержания, форм и институциональных структур образования должны обеспечивать не только доступность непрерывного повышения человеком собственного образовательного ценза параллельно с изменением его возрастных потребностей, но и полноту его культурной самореализации на каждом этапе жизни в трудовой и творческой деятельности, в общении и межличностных отношениях, в быту и во время досуга.
2.8. Доступность и непрерывность образования как условие социальной и профессиональной мобильности современного человека.

3. Повышение роли, статуса и поддержка государством и обществом основных субъектов образовательной деятельности: обучающегося, педагогического работника, образовательного учреждения
3.1. Статус обучающегося. Защита его прав и личности в образовательном процессе

– Обучающийся – главный субъект образовательного процесса, определяющий свою образовательную деятельность, программу, форму и учреждение собственного образования (в дошкольном и младшем школьном возрасте семья является идентифицированным с ребенком субъектом образовательного процесса, в подростковом и юношеском возрасте семья уступает ребенку часть прав на выбор дальнейшего, в том числе и обязательного профессионального образования, а взрослый обучающийся обретает всю полноту прав и ответственности за повышение своей профессиональной компетентности в течение всей жизни).
– Ключевым документом в определении прав и защите личности ребенка в образовании является Конвенция о правах ребенка.
– Конституция Российской Федерации гарантирует права граждан на образование. В современной сложной социально-экономической ситуации эти гарантии не всегда соблюдаются. Предстоит в полной мере обеспечить их выполнение и вместе с тем создать условия для:

бесплатного образования – в пределах, установленных законом;

Это интересно:  Внедрение профстандартов в здравоохранении

выбора образовательного учреждения и образовательной программы;

получения образования в соответствии с установленными государственными стандартами;

получения дополнительных образовательных услуг, а также дополнительных бесплатных занятий по основной программе в рамках государственного образовательного стандарта в случае возникших объективных трудностей;

обучения на современной учебно-материальной базе с использованием современного оборудования и учебной литературы;

обучения в условиях, гарантирующих защиту прав и личности обучающегося в образовательном процессе, его психологическую и физическую безопасность;

социально-педагогической и психолого-педагогической помощи семье, ранней диагностики резервов развития ребенка (физических и психологических);

бесплатного пользования обучающимися фондами государственных библиотек, посещения музейных и клубных государственных учреждений культуры.

– Обучающийся должен иметь информацию о величине затрат, осуществляемых государством и обществом на его образование.
– Обучающийся несет ответственность перед государством и обществом за собственный образовательный труд и социально полезную деятельность.
– Образовательная зрелость обучающегося оценивается не только государственным аттестатом и дипломом, но и специальным государственным документом, отражающим его результаты в дополнительном образовании.

3.2. Повышение социального статуса и профессионализма педагогического работника. Усиление государственной поддержки работников образования

– Государство рассматривает социальную поддержку работников образования как одну из приоритетных задач своей образовательной политики. Решение этой задачи предполагает существенное изменение в оплате труда педагогических и управленческих работников образования, в системе педагогического образования и повышения квалификации работников образования.
– Повышение профессионализма педагогов, подготовка и формирование педагогического корпуса, соответствующего запросам современной жизни, – первостепенная задача, равновеликая задачам модернизации всей системы образования России.
– Для преодоления негативных тенденций в кадровом обеспечении образования за счет повышения социального статуса и профессионализма педагогических работников, мер их государственной поддержки должна быть разработана и реализована федеральная межведомственная программа «Педагогические кадры России», включающая в себя три основных направления:

А. Повышение социального статуса педагогического работника

– Ключевым документом в определении прав педагогического работника, защите его личности в профессиональной деятельности являются принятые ЮНЕСКО «Рекомендации о положении учителей», раскрывающие роль учителя (педагогического работника) в подготовке молодого поколения к вступлению в жизнь, к участию в строительстве демократического гражданского общества и правового государства, содержащие руководящие принципы в сфере социального положения, профессиональной подготовки и условий труда учителей (педагогических работников).
– Все педагогические работники получают специальный профессиональный статус «Работник образования» ( и соответствующее удостоверение), дающий право на:

осуществление педагогической деятельности на основе своих профессиональных убеждений и профессионального выбора;

обеспечение здоровых и безопасных условий труда;

свободное получение информации, связанной с образованием, а также возвратное бюджетное субсидирование для приобретения персонального компьютера и пользования Интернетом;

присвоение почетных званий «Народный учитель России» и «Заслуженный учитель России»;

свободное создание профессиональных педагогических сообществ (ассоциаций, объединений, союзов и др.) и их участие в управлении образованием, в выработке принципов и направлений образовательной политики;

свободное участие в конкурсах по проектам и грантам в области образования;

оплачиваемое государством повышение квалификации или переподготовку один раз в пять лет;

бесплатное пользование фондами государственных библиотек, льготное посещение музейных и клубных государственных учреждений культуры и бесплатное их посещение с группой детей;

льготное первоочередное обеспечение жилой площадью в пределах социальных норм при признании их нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством РФ;

получение льготных путевок в саноторно-курортные и оздоровительные учреждения с полной или частичной оплатой проезда (для работников образования, имеющих тяжелые и хронические заболевания);

государственные гарантии оплаты обучения детей учителей (имеющих определенный стаж педагогической работы) в средних и высших государственных профессиональных заведениях;

пятидесятипроцентную скидку по установленной оплате собственных детей в дошкольных учреждениях.

Б. Усиление государственной поддержки педагогических и управленческих работников образования

– Введение системы финансирования оплаты труда работников образования с уровня субъекта Федерации через механизм соучредительства общеобразовательных учреждений. При этом за счет перехода на нормативное финансирование должен быть зафиксирован обязательный надтарифный фонд, дающий возможность образовательному учреждению устанавливать надбавки и доплаты, позволяющие поощрять персонал за качество труда, за работу, не входящую в круг основных обязанностей работника, и др.
– Повышение в ближайший период минимальной тарифной ставки педагогических работников до уровня не ниже прожиточного. Доведение к 2004 году средней заработной платы учителя до уровня средней по промышленности.
– Отказ от ЕТС, переход на систему оплаты труда педагогических работников с учетом специфики образовательной отрасли.
– Введение целевых надбавок молодым специалистам на первые три года педагогической деятельности и надбавок за продолжительность непрерывной работы в образовательных учреждениях.
– Предоставление отсрочки от призыва на действительную военную службу молодым специалистам – педагогическим работникам.
– Изменение оплаты труда руководителей учреждений образования в соответствии с системой оплаты труда государственных и муниципальных служащих.
– Создание отраслевой пенсионной системы работников образования и совершенствование системы пенсионного обеспечения по старости различных категорий педагогических работников.
– Изменение пенсионного обеспечения по старости для руководителей учреждений образования в соответствии с объемом пенсионного обеспечения государственных и муниципальных служащих.
– Создание отраслевой системы социального страхования работников образования на современной страховой основе.
– Закрепление (подтверждение) нормативно-правовыми актами РФ льгот педагогических работников в области оплаты жилья и коммунальных услуг в сельской местности.

В. Повышение профессионализма педагогических кадров

– Всесторонняя и глубокая модернизация системы педагогического образования – ее организации, структуры, содержания, принципов взаимосвязи с образовательной практикой и инновационными процессами в образовании.
– Реорганизация и придание динамизма системе повышения квалификации работников образования за счет перевода финансирования их образовательных программ на конкурсную основу и персонифицированного финансирования повышения квалификации педагога на основе его собственного выбора места дополнительного педагогического образования.
– Реорганизация методической службы. Построение ее деятельности на принципах сетевой организации и маркетинга распространения передовых образовательных практик. Создание разветвленной инфраструктуры методических служб в форме творческих площадок, лабораторий перспективного опыта, педагогических мастерских на базе инновационных образовательных учреждений и педагогических практик.
– Создание эффективной системы подготовки и повышения квалификации руководителей образования и образовательных учреждений. Введение единой системы их аттестации и порядка замещения ими руководящих должностей при наличии соответствующего диплома.
– Выделение целевых президентских стипендий (грантов) для поддержки молодых талантливых преподавателей.
– Разработка комплексной программы всестороннего реформирования и качественного обновления педагогической науки, предусматривающих:

возрождение практико-ориентированных научных школ;

построение принципиально новых моделей научно-практических проектов, выводящих педагогическую науку на передний край изучения закономерностей развития человека, образовательной деятельности, тенденций изменения образовательных и педагогических систем, распространения образовательных инноваций;

целевое финансирование перспективных научно-практических исследований и социально-образовательных проектов.

3.3. Статус образовательного учреждения

– Образовательное учреждение – основная среда воспитания, обучения и развития подлинно российского человека, центральное звено образовательной системы.
– Образовательное учреждение имеет главенствующую роль в реализации современной образовательной политики России.
– Образовательное учреждение имеет право на общественное признание, собственный фонд развития, создание совета попечителей, на кооперацию с общественными, информационными, научными, культурными и иными институтами, расширяющими его образовательные возможности.
– Образовательное учреждение имеет право быть не похожим на другие образовательные учреждения своими традициями и историей, укладом жизни, атрибутами (именем, флагом, эмблемой, гимном и др.), стилем, уникальным творческим коллективом, своими образовательно-производственными достижениями, праздниками и знаковыми событиями, воспитывающей средой.
– Образовательное учреждение является образовательным не только для учащегося, но и для его семьи, а также для педагогического работника и его профессионально-личностной самореализации.
– Образовательное учреждение несет ответственность перед обществом и государством за успешность каждого субъекта образовательного процесса (обучающегося, педагога, родителей), а также за качество жизни ребенка в образовательной среде, за его подготовку к жизни и жизнетворчеству.

4. Государственная поддержка образования. Ресурсное обеспечение

Это интересно:  Процедура взыскания долга по решению суда

4.1. Возвращение государства в образование. Поэтапное наращивание государственной поддержки образования (в том числе финансовой) до нормативной потребности

– Решение на государственном уровне проблемы погашения накопившейся задолженности учреждений образования по социальным начислениям на заработную плату, а также их задолженности по коммунальным услугам и штрафным санкциям, накопившимся в связи с их недофинансированием из бюджетов.
– Переход на новые принципы и систему бюджетного финансирования образования:

нормативно-бюджетное финансирование образовательных учреждений (текущее финансирование);

затраты на развитие материально-технической базы образовательных учреждений осуществляются собственником вне нормативно-бюджетного финансирования;

целевое и адресное финансирование социальных услуг, сопутствующих образовательному процессу (детское питание, оплата общежития, летний отдых, оздоровление и т.п.);

многоуровневость и многоканальность финансирования образовательных учреждений.

– Изменение системы финансирования из центра расходов дотационных регионов на нужды образования, перевод соответствующих средств из трансфертов в целевые субвенции, направляемые на места через органы казначейства.
– Введение системы госзаказа как инструмента целевого бюджетного финансирования профессионального образования.
– Разработка и принятие комплекса мер по поддержанию и модернизации основных фондов и материально-технической базы системы образования, включая государственную поддержку учреждений профессионального образования, выпускающих учебное оборудование и средства обучения.
– Использование средств Федеральной программы развития образован

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

Принципы современной образовательной политики в рф

30 мая Решения вчерашних ЕГЭ по математике

− Учитель Думбадзе
из школы 162 Кировского района Петербурга.

Наша группа ВКонтакте
Мобильные приложения:

Назовите и про­ил­лю­стри­руй­те при­ме­ра­ми любые три прин­ци­па со­вре­мен­ной об­ра­зо­ва­тель­ной по­ли­ти­ки в РФ. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

В пра­виль­ном от­ве­те долж­ны быть на­зва­ны прин­ци­пы и при­ве­де­ны со­от­вет­ству­ю­щие примеры, допустим:

1) гу­ма­ни­сти­че­ский ха­рак­тер об­ра­зо­ва­ния (гуманизация). (Например, во мно­гих субъ­ек­тах РФ об­ра­зо­ва­тель­ные учре­жде­ния обо­ру­ду­ют­ся с учётом по­треб­но­стей людей с огра­ни­чен­ны­ми воз­мож­но­стя­ми здоровья, внед­ря­ют­ся про­грам­мы ин­клю­зив­но­го образования);

2)компьюторизация (информатизация) образования. (Например, во многих школах России внедряется или уже внедрен электронный журнал, дистанционное обучение и другие информационные технологии);

3) об­ще­до­ступ­ность об­ра­зо­ва­ния (демократизация). (Например, в РФ общее образование, сред­нее про­фес­си­о­наль­ное об­ра­зо­ва­ние и выс­шее про­фес­си­о­наль­ное об­ра­зо­ва­ние (на кон­курс­ной основе), а также зна­чи­тель­ное число услуг до­пол­ни­тель­но­го об­ра­зо­ва­ния бес­плат­ны для граждан).

Могут быть на­зва­ны дру­гие принципы, при­ве­де­ны иные умест­ные примеры.

Принципы образовательной политики рф

Система образования формируется государством. Государство определяет структуру всей системы в целом, принципы ее функционирования и направления (перспективы) развития.

Ведущую роль в области образования играют принципы государственной политики. Именно они регламентируют деятельность всех образовательных учреждений и органов управления образованием в стране. Кроме того, все образовательные программы строятся с учетом этих принципов.

Принципы государственной политики в области образования отражены в Законе Российской Федерации «Об образовании» (О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» 1996 г.). В соответствии с этим законом государственная политика основывается на принципах, утверждающих, что система образования должна:

  1. Носить гуманистический характер с приоритетом общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.
  2. Поддерживать единое культурное и образовательное пространство во всей стране, т. е. не только обучать учащихся, но защищать и развивать национальные культуры, региональные культурные традиции и особенности.
  3. Создавать условия для общедоступности образования, приспособления системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников.
  4. Иметь светский (т. е. не религиозный) характер и в государственных, и в муниципальных образовательных учреждениях (к негосударственным учреждениям это не относится).
  5. Поддерживать свободу и плюрализм в образовании, внимательно относиться к различным мнениям и подходам (исключение составляет деятельность политических партий — в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, органах управления образованием создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций не допускается).
  6. Носить демократический, государственно-общественный характер управления образованием и допускать автономность (самостоятельность) образовательных учреждений.

Система образования

Система образования, имеющая большое значение в процессе подготовки личности к жизни и самореализации в обществе, возлагает большую ответственность за свою организацию на государственный аппарат. В Российской федерации создано множество социальных институтов, призванных обеспечивать население возможностью получения разных видов образования. Деятельность каждого из них управляется и регулируется Министерством образования Российской Федерации. Реализация педагогического процесса, включающего систему образования, происходит поэтапно. Первым этапом является система дошкольного образования, далее идет общеобразовательная средняя школа, профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшее образование, послевузовское образование, система повышения квалификации и переподготовки кадров. Для осуществления педагогической деятельности на каждом этапе созданы подходящие для этого социальные институты, организованные с учетом специфики возрастных особенностей учащихся и в соответствии с профилирующим направлением образования. В России допускаются различные организационно-правовые формы образовательных учреждений, то есть они могут быть муниципальными, частными, религиозными, иметь статус общественных организаций. В зависимости от этого образовательные учреждения могут использовать различные программы обучения и образования, характеризующиеся различными методами достижения цели. Однако все социальные институты, выполняющие образовательные функции подчиняются действиям законодательства Министерства образования Российской Федерации. Дошкольные образовательные учреждения созданы в дополнение к воспитательной деятельности семьи. Они призваны оказывать помощь в полноценном развитии физических и умственных способностей ребенка в возрасте до 6 лет. Особенно важны подобные учреждения для детей, имеющих различные отклонения в умственном или физическом развитии и нуждающиеся в коррекционном педагогическом воздействии.

Общеобразовательные учреждения включают в себя три уровня: начальная школа, неполная средняя школа, полная средняя школа.

На первом уровне у детей главным образом стараются развить мотивацию к обучению и дают общие основы знаний об окружающем мире, что происходит в комплексе с физическим и эстетическим развитием.

Неполная средняя школа дает представление об основах научного мировоззрения и подготавливает учеников к полноценной жизни в современном обществе.

Третий уровень не является обязательным, так как, окончив неполную среднюю школу, можно продолжить обучение в специализированных профессиональных учебных заведениях. Полная средняя школа предполагает некоторую дифференциацию образования, уделяя большое внимание профильному обучению.

Особое место в системе образования занимают специальные образовательные учреждения, созданные для детей, имеющих отклонения в развитии. Такие учреждения призваны, помимо обычного образования, заниматься социальной адаптацией своих воспитанников.

К профессиональным образовательным учреждениям относятся училища, техникумы, колледжи, выполняющие образовательные функции, направленные на подготовку специалистов среднего уровня. Образовательный процесс в таких учреждениях построен с учетом создания возможности для учащихся продолжать обучение в высших учебных заведениях.

К высшим учебным заведениям относятся институты, университеты, академии. Получая высшее образование, человек готовится стать специалистом определенного уровня соответствующей профессии. Возможность получения образования этого уровня дает наличие полного среднего или среднего профессионального образования.

Послевузовское образование дают аспирантуры, докторантуры, ординатуры, которые выпускают специалистов более высокой квалификации. Получение послевузовского образования включает главным образом исследовательскую и изобретательскую деятельность.

Кроме перечисленного в Российской образовательной системе имеют место учреждения дополнительного образования, такие как музыкальные, художественные, спортивные и другие школы. Дополнительное образование дают так же различные курсы повышения квалификации и переподготовки кадров.

Для детей, оставшихся без попечения родителей и не имеющих семьи, в России созданы учреждения для детей сирот.

В системе образования Российской Федерации содержание образования во многом регламентируется соответствующими, принятыми законодательством, документами.

К таким документам относится, например, учебный план – это утвержденный Министерством образования Российской Федерации документ, определяющий состав учебных предметов, последовательность их изучения и количество учебных часов отводимых на их изучение в определенных учебных группах.

Учебная программа – документ, утвержденный Министерством образования Российской Федерации, определяющий содержание образования по каждому отдельному предмету и включающий систему научных, идеологических, нравственно-эстетических и мировоззренческих идей, а так же информацию о навыках и умениях, которые необходимо привить обучающимся.

Статья написана по материалам сайтов: ps.1sep.ru, soc-ege.sdamgia.ru, megaobuchalka.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector