Принципы регулирования рынка ценных бумаг

Создаваемая государством система регулирования рынка ценных бумаг яв-

ляется главным инструментом государственной политики на рынке ценных бу-

маг, основные задачи которой сформулированы в Концепции развития рынка

ценных бумаг в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Рос-

сии ј 1008 от 1 июля 1996 г.:

* создание и обеспечение эффективного функционирования механизмов

привлечения инвестиций в частный

сектор российской экономики и, прежде всего, привлечение частных ин-

вестиций на приватизированные предприятия.;

* создание условий для финансирования дефицита государственного бюд-

жета (прежде всего — федерального бюджета) на основе связанных с рынком

ценных бумаг методов неинфляционного финансирования

* обеспечение условий и создание надежных механизмов инвестирования

* перестройка системы управления приватизированными предприятиями и

создание института эффективного собственника», повышение дисциплинирую-

щего воздействия рынка ценных бумаг на администрацию российских компа-

* предотвращение социальных взрывов и конфликтов, могущих возникнуть

в результате операций на рынке ценных бумаг путем защиты прав участников

рынка ценных бумаг, и в первую очередь, прав инвесторов;

* создание цивилизованного рынка и интеграция российского рынка цен-

ных бумаг в мировой финансовый рынок, обеспечение самостоятельного места

российского рынка ценных бумаг в системе международных рынков капиталов;

* защита интересов и законных прав граждан, юридических лиц и госу-

дарства на основе борьбы с суррогатами ценных бумаг, борьбы с мошенни-

чеством и пресечения незаконной деятельности на фондовом рынке.

Указанные задачи носят стратегический характер, комплиментарны и

должны решаться комплексно, в увязке друг с другом. При их решении необ-

ходимо учитывать особенности рынка ценных бумаг как одного из основных

механизмов аккумуляции и перераспределения инвестиционных ресурсов в на-

родном хозяйстве: в основе функционирования рынка лежит добровольное

вложение временно свободных денежных средств инвесторами в инструменты

рынка ценных бумаг. По этой причине главной практической задачей госу-

дарственного регулирования, от решения которой зависит само существова-

ние рынка, является обеспечение доверия инвесторов к рынку.

Вместе с тем, хотя система регулирования рынка ценных бумаг несет

значительную политическую нагрузку, она должна формироваться в четком

соответствии с необходимостью обеспечить эффективное выполнение рынком

ценных бумаг ряда экономических функций, определяющих экономические за-

дачи регулирования рынка.

Основной стратегической задачей всей системы государственного регули-

рования рынка является формирование и обеспечение неукоснительного соб-

людения таких правил деятельности всех его субъектов, при которых рынок

ценных бумаг наиболее эффективно выполняет свои основные макроэкономи-

ческие функции — мобилизацию свободных ресурсов для развития экономики и

формирование доходных и надежных инструментов сбережения для населения.

Поскольку рынок ценных бумаг является одним из основных механизмов

аккумуляции и распределения финансовых ресурсов, при формировании режима

его регулирования необходимо также учитывать и комплекс конкретных эко-

номических и политических задач государства, в частности, отражающих

специфику начального этапа развития рынка, а также необходимость форми-

рования государственного контроля, обеспечивающего прозрачность и управ-

ляемость финансовых потоков в государстве (понимаемую прежде всего как

способность государства влиять на финансовые потоки в соответствии со

своими приоритетами — например, приоритетами промышленной политики).

Помимо общих макроэкономических функций, выполняемых рынком ценных

бумаг, необходимо учитывать, что совокупность действующих на нем профес-

сиональных участников сама по себе представляет чрезвычайно важную от-

расль рыночной экономики, обеспечивающую значительное количество высоко-

оплачиваемых рабочих мест и генерирующую значительные налоговые поступ-

ления. Таким образом, в задачи государственного регулирования входит

также обеспечение развития рынка ценных бумаг как одной из важнейших от-

раслей сферы финансовых услуг, и сохранение национального контроля за

этой отраслью. Основными практическими задачами развития этой отрасли

как части национальной экономики являются:

* стимулирование операций с российскими ценными бумагами в России (в

противном случае — если операции с российскими ценными бумагами будут

осуществляться главным образом за границей — возможности развития этой

отрасли будут резко ограничены);

* обеспечение конкурентоспособности российских финансовых институтов

по отношению к иностранным финансовым институтам, действующим на рос-

сийском рынке ценных бумаг.

Решение указанных задач непосредственно связано с задачами техничес-

кого регулирования рынка (поддержание оптимальных количественных и ка-

чественных параметров рынка) — мерами регулирования, направленными на

обеспечение ликвидности ценных бумаг, сглаживание резких колебаний кур-

сов ценных бумаг в результате спекулятивной игры (например, на основе

ограничения возможностей дилеров привлекать заемные средства для финан-

сирования спекулятивных операций). В ряду задач технического регулирова-

ния особое место занимает предотвращение системных кризисов, которые мо-

гут быть вызваны, например, сбоями в работе расчетных и клиринговых сис-

В зависимости от специфики деятельности различных участников рынка

органами государственного регулирования применяются различные методы как

функционального, так и институционального регулирования.

Методы институционального регулирования связаны, прежде всего, с ре-

гулированием финансового положения конкретных финансовых институтов и

качеством управления ими. Институциональное регулирование, таким обра-

зом, направлено на предупреждение финансовой несостоятельности объектов

регулирования, и по этой причине охватывает все аспекты деятельности

конкретных организаций с точки зрения их влияния на финансовое положение

объектов регулирования. К числу методов институционального регулирования

относятся, например, установление требований к размеру собственных

средств участников, регулирование структуры активов и пассивов, ограни-

чение или запрещение участия в рискованных операциях, которые могут при-

вести к финансовой несостоятельности объекта регулирования. Институцио-

нальное регулирование является основой регулирования банковской дея-

тельности, однако широко применяется и на рынке ценных бумаг в тех слу-

чаях, когда специфика конкретных видов профессиональной деятельности де-

лает необходимым контроль за финансовым положением участников для защиты

интересов инвесторов и других субъектов фондового рынка. К числу таких

видов деятельности относится, например, хранение и обслуживание ценных

В отличие от методов институционального регулирования, методы функци-

онального регулирования связаны с установлением правил совершения опре-

деленных операций (т. е. выполнения определенных функций). Например, во

многих странах действует законодательство, предусматривающее обязанность

брокера в приоритетном порядке (по отношению к собственным операциям)

исполнять заявки на покупку или продажу ценных бумаг, поступившие от

клиентов. Требование вести учет клиентских ценных бумаг отдельно от сво-

их собственных применяется в России по отношению ко всем финансовым инс-

титутам, принимающим на хранение и обслуживание ценные бумаги клиентов,

и относится к методам функционального регулирования.

Поскольку в большинстве случаев для зашиты интересов инвесторов на

рынке ценных бумаг основной акцент делается имеет именно на то, как про-

фессиональные участники обслуживают клиентов, а не на финансовое состоя-

ние профессиональных участников, именно методы функционального регулиро-

вания составляют основу регулирования рынка ценных бумаг. Этим обуслав-

ливается необходимость принятия детальных стандартов профессиональной

деятельности, которые являются одним из основных инструментов регулиро-

вания рынка ценных бумаг.

Поскольку методы функционального регулирования рынка, составляющие

основу всей системы его регулирования, связаны с установлением правил

совершения операций, они во многом смыкаются с вопросами деловой этики и

обычаев делового оборота. Именно по этим вопросам интересы участников

рынка и задачи государства по многим позициям совпадают, что позволяет

использовать саморегулирование как метод оперативного решения текущих

вопросов. Совпадение интересов государства и участников рынка существует

прежде всего в сфере предупреждения и разрешения конфликтов между участ-

никами, улучшения управления рисками, снижения возможностей для мошенни-

чества и других противоправных действий, поддержки ликвидности и ста-

бильности рынка, внедрения лучших стандартов профессиональной дея-

тельности. Решение указанных задач на базе саморегулируемых организаций

требует специализации последних по видам профессиональной деятельности,

а характер решаемых задач — формирование стандартов профессиональной де-

ятельности и принуждение к их исполнению — обуславливает необходимость

отказа от принципа конкурентности в сфере саморегулирования.

Несмотря на совпадение интересов участников и задач государства по

многим вопросам регулирования рынка, это совпадение не является полным,

и по значительному кругу вопросов требуется прямое государственное регу-

К основным принципам регулирования относятся:

1. Принцип государственного регулирования рынка ценных бумаг, который

заключается в том, что вся система регулирования рынка (включая систему

саморегулирования) создается государством, выполняющим универсальную

функцию по защите граждан и их интересов, осуществляющим меры по защите

прав участников рынка ценных бумаг на основе лицензирования и регулиро-

вания всех видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

2. Принцип единства нормативной базы, режима и методов регулирования

рынка на всей территории Российской Федерации.

3. Принцип минимального государственного вмешательства и принцип мак-

Это интересно:  Вопрос о продаже доли в квартире

симального саморегулирования, который означает, что государство регули-

рует деятельность субъектов рынка лишь в тех случаях, когда это абсолют-

но необходимо, и делегирует часть своих нормотворческих и контрольных

функций профессиональным операторам рынка ценных бумаг, организованным в

4. Принцип равных возможностей, означающий:

* стимулирование государством конкуренции на рынке ценных бумаг через

отсутствие преференций для отдельных участников рынка;

* равенство всех участников рынка ценных бумаг перед органами регули-

* гласное и конкурсное распределение государственной поддержки раз-

личных проектов на рынке ценных бумаг;

* отсутствие преимуществ для государственных предприятий, функциони-

рующих на рынке ценных бумаг, перед коммерческими;

* запрет для государственных органов давать публичные оценки профес-

сиональных участников рынка;

* отказ от государственного регулирования цен на услуги профессио-

нальных участников рынка (кроме компаний — реестродержателей).

5. Принцип преемственности в развитии системы регулирования рынка, который заключается в эволюционном, планомерном характере ее развития, следовании установленным долгосрочным ориентирам государственной политики в этой сфере, предоставлении возможностей адаптации к изменениям в системе регулирования рынка для всех субъектов регулирования.

6. Ориентация на мировой опыт и учет тенденции глобализации финансовых рынков означает следование рекомендациям Группы 30 с целью создания цивилизованного и конкурентоспособного рынка ценных бумаг, а также разработку взвешенной политики по отношению к иностранным инвесторам и иностранным участникам российского рынка ценных бумаг.

Несмотря на то, что государство будет стремиться передать возможно

большую часть функций по регулированию рынка саморегулируемым организа-

циям, именно система прямого государственного регулирования несет основ-

ную нагрузку в решении задач регулирования рынка в целом и является ос-

новой всей системы регулирования. При этом к числу основных принципов

государственного регулирования рынка ценных бумаг относятся:

* Функциональное регулирование в сочетании с методами институцио-

нального регулирования по вопросам организации контроля и надзора за де-

ятельностью участников рынка;

* Использование механизмов саморегулирования рынка, создаваемых при

помощи и под контролем государства;

* Распределение полномочий по регулированию рынка между госведомства-

ми на основе жесткой ответственности за результаты;

* Приоритет защиты мелких инвесторов и населения, всех форм коллек-

тивных инвестиций при развитии системы регулирования рынка;

* Приоритет в развитии инфраструктурных организаций;

* Максимальное разделение рисков;

* Предотвращение или частичное снятие конфликтов интересов на основе

регулирования вопросов совмещения видов профессиональной деятельности.

К основным объектам регулирования (участникам рынка ценных бумаг) от-

1. Эмитентов ценных бумаг и организации, привлекаемые эмитентами для

исполнения своих обязанностей перед инвесторами (включая регистраторов,

аудиторов, платежных агентов и т. д.).

2. Профессиональных посредников, действующих на рынке ценных бумаг,

осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг

(включая брокерскую, дилерскую, депозитарную и иные виды

деятельности). Среди профессиональных участников рынка ценных бумаг особую роль играют

инфраструктурные организации (фондовые биржи и другие организаторы торговли, расчетные и клиринговые

3. Инвесторов и организации, профессионально занимающиеся управлением инвестициями.

4. Саморегулируемые организации профессиональных участников рынка ценных бумаг.

В основе регулирования всех видов профессиональной деятельности на

рынке ценных бумаг (2-я группа) и деятельности по управлению инвестиция-

ми лежит лицензирование указанных видов деятельности (см. главу 15).

Следует отметить, что лицензирование в широком смысле не сводится к од-

нократному акту выдачи лицензии тому или иному участнику рынка. Речь

должна идти о систематических проверках деятельности участников рынка на

предмет выполнения требований, вытекающих из обладания лицензией на ве-

дение конкретной профессиональной деятельности.

Прямое регулирование деятельности большинства участников рынка входит

в компетенцию Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России).

Регулирование деятельности ряда участников рынка (например, коммер-

ческих банков, страховых компаний или негосударственных пенсионных фон-

дов), полностью или частично (в отдельных аспектах их деятельности) от-

несено к компетенции других ведомств. В итоге совокупное регулирование

рынка ценных бумаг в России осуществляется несколькими органами, в ком-

петенцию которых входят разные аспекты. Этими органами, помимо ФКЦБ, яв-

ляются: Центральный банк России (ЦБР), Министерство финансов России

(Минфин), Антимонопольный комитет, Госналогслужба России и другие орга-

Участие различных ведомств в регулировании деятельности субъектов

рынка ценных бумаг строится на основе предусмотренного законодательством

обязательного согласования всех нормативных актов по вопросам рынка цен-

ных бумаг всех органов государственной власти и управления, принимаемых

ими в пределах своей компетенции, с ФКЦБ России.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Перечислите основные задачи создаваемой в России системы регулиро-

вания рынка ценных бумаг.

2. Каковы экономические функции системы регулирования рынка?

3. Почему необходима система государственного контроля рынка ценных

4. Опишите методы технического, институционального и функционального

5. Перечислите основные принципы регулирования рынка.

Цели и принципы регулирования рынка ценных бумаг

Регулирование рынка ценных бумаг — это упорядочение деятельности на данном рынке всех его участников и опе раций между ними со стороны организаций, уполномоченных на эти действия.

Регулирование рынка ценных бумаг охватывает:

  • — государственное регулирование;
  • — регулирование со стороны профессиональных участников рынка ценных бумаг, или саморегулирование рынка. Государство может передать часть своих функций по регулированию уполномоченным или отобранным им организациям профессиональных участников рынка ценных бумаг; последние также могут договориться о том, что созданная ими организация получает некие права регулирования по отношению ко всем участникам данной организации;
  • — общественное регулирование, или регулирование через общественное мнение. В конечном счете, именно реакция широких слоев общества в целом на какие-то действия на рынке ценных бумаг является первопричиной тех или иных регулятивных действий государства или профессионалов рынка.

Регулирование рынка ценных бумаг нацелено на:

  • — поддержание порядка на рынке, создание нормальных условий для работы всех участников рынка;
  • — защиту участников рынка от недобросовестности и мошенничества отдельных лиц или организаций, от преступных организаций;
  • — обеспечение свободного и открытого процесса ценообразования на ценные бумаги на основе спроса и предложения;
  • — создание эффективного рынка, на котором всегда имеются стимулы для предпринимательской деятельности, а каждый риск адекватно вознаграждается;
  • — формирование (в определенных случаях) новых рынков, поддержку необходимых обществу рынков и рыночных структур, рыночных начинаний и нововведений;
  • — достижение каких-либо общественных результатов (например, повышение темпов роста экономики, снижение уровня безработицы и т.д.).

Процесс регулирования на рынке ценных бумаг включает в себя:

  • — создание нормативной базы функционирования рынка — разработку законов, постановлений, инструкций, правил, методических положений и других нормативных актов, которые ставят функционирование рынка на общепризнанную и всеми соблюдаемую основу;
  • — отбор профессиональных участников рынка, соответствующих определенным требованиям по знаниям, опыту и капиталу;
  • — контроль за выполнением всеми участниками рынка норм и правил функционирования рынка;
  • — систему санкций за отклонение от норм и правил, установленных на рынке.

Принципы регулирования российского рынка ценных бумаг зависят от существующих в стране политических и экономических условий и при этом отражают проверенную временем историческую практику мирового рынка ценных бумаг. Основными принципами регулирования являются: Рынок ценных бумаг. Праворегулирование. В.К. Андреев. М.: Юридическая литература, 2006.

  • — разделение подходов в регулировании отношений между эмитентом и инвестором, с одной стороны, и участниками рынка—с другой. В первом случае регулируются отношения между владельцем прав по ценной бумаге и лицом, по ней обязанным, во втором — отношения, которые возникают в момент заключения и исполнения сделки между эмитентом и профессиональным участником, инвестором и профессиональным участником или между профессиональными участниками;
  • — выделение из всех видов ценных бумаг так называемых инвестиционных — выпускаемых массово, сериями, рынок которых может быть быстро организован. Именно такие бумаги нуждаются в тщательном регулировании, поскольку, оперируя подобными инструментами, злоумышленники могут нанести большой ущерб участникам рынка;
  • — максимально широкое использование процедур раскрытия информации обо всех участниках рынка — эмитентах, крупных инвесторах и профессиональных участниках;
  • — обеспечение конкуренции как механизма объективного повышения качества услуг и снижения их стоимости. Все субъекты регулирования имеют равные права перед регулирующими органами;
  • — разделение полномочий между регулирующими органами. Нормотворчество и нормоприменение не могут совмещаться в одном лице;
  • — обеспечение гласности нормотворчества, широкое публичное обсуждение путей решения проблем рынка;
  • — соблюдение принципа преемственности российской системы регулирования рынка ценных бумаг, имеющей определенную историю и традиции;
  • — оптимальное распределение функций регулирования рынка ценных бумаг между государственными и негосударственными органами управления — коммерческими и общественными организациями.
Это интересно:  Меры социальной поддержки безработных граждан

Роль государства в регулировании рынка ценных бумаг сводится к следующему:

  • — идеологическая и законодательная функция (концепция развития рынка, программа ее реализации, управление программой, законодательные акты для запуска и развития рынка);
  • — концентрация ресурсов (государственных и частных) на цели строительства и в первую очередь на опережающее создание инфраструктуры;
  • — установление «правил игры» (требований к участникам операционных учетных стандартов);
  • — контроль за финансовой устойчивостью и безопасностью рынка (регистрация и контроль за входом на рынок, регистрация ценных бумаг, надзор за финансовым состоянием инвестиционных институтов, принятие мер по их оздоровлению, контроль за соблюдением правовых и этических норм, применение санкций);
  • — создание системы информации о состоянии рынка ценных бумаг, ее открытость для инвесторов;
  • — формирование системы защиты инвесторов от потерь (государственные или смешанные схемы страхования инвестиций);
  • — предотвращение негативного воздействия на фондовый рынок других видов государственного регулирования (монетарного, валютного, фискального, налогового);
  • — предупреждение чрезмерного развития рынка государственных ценных бумаг (отвлекающего часть денежного предложения инвестиционных ресурсов на покрытие непроизводительных расходов государства).

Большинство этих задач в настоящее время еще не нашло своего решения либо находятся в стадии проработки. Государство выступает также:

  • — крупнейшим эмитентом (финансирование государственного долга) и инвестором (государственная собственность в ценных бумагах предприятий и банков, централизованные капитальные вложения через инвестиции в ценные бумаги);
  • — макроэкономическим регулятором, используя инструменты рынка ценных бумаг в операциях на открытом рынке для проведения своей денежной политики;
  • — крупнейшим дилером на рынке государственных ценных бумаг.

Саморегулируемой организацией профессиональных участников рынка ценных бумаг именуется добровольное объединение профессиональных участников рынка ценных бумаг, действующее в соответствии с настоящим Федеральным законом и функционирующее на принципах некоммерческой организации. Ст. 48 Федерального закона РФ «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 г. № 39-ФЗ.

Саморегулируемая организация профессиональных участников рынка ценных бумаг — это добровольное объединение профессиональных участников рынка ценных бумаг в форме некоммерческой организации, создаваемое с целью участия в процессе регулирования рынка ценных бумаг наряду с государственными органами регулирования.

Участники саморегулируемой организации в соответствии с законом вступают в нее добровольно, но при этом обязуются выполнять устанавливаемые ею требования и стандарты. Основные функции саморегулируемой организации являются:

  • — обеспечение благоприятных условий профессиональной деятельности на рынке;
  • — соблюдение стандартов профессиональной этики на рынке;
  • — защита интересов профессиональных участников в государственных органах регулирования;
  • — защита интересов клиентов профессиональных участников;
  • — установление правил и стандартов проведения операций с ценными бумагами и контроль за их выполнением.

Основные виды саморегулирумых организаций. На российском рынке ценных бумаг имеются следующие основные саморегулируемые организации:

  • — Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР);
  • — Профессиональная организация регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев (ПАРТАД).

В состав участников указанных организаций, кроме профессиональных участников фондового рынка, обычно еще входят коммерческие банки, инвестиционные компании, организации, специализирующиеся на разработке компьютерного обеспечения и т.п.

Указанные две организации являются саморегулируемыми организациями в юридическом смысле, т.е. они имеют соответствующую лицензию (разрешение) от федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бума, а точнее, от бывшей Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг. Однако на рынке имеются и другие добровольные объединения профессиональных участников различного рода, которые в той или иной мере выполняют какие-то регулятивные функции, т.е. помогают упорядочивать работу на рынке, но не имеют юридического статуса саморегуллируеой организации. К такого рода организациям, прямо связанным с рынком ценных бумаг, относится, например, Ассоциация участников вексельного рынка (АУВЕР).

Принципы регулирования рынка ценных бумаг

Принципы регулирования российского р.ц.б. во многом зависят от существующих в стране политических и экономических условий, но одновременно они должны отражать и проверенную временем историческую практику мирового р.ц.б.

  • 1. Разделение подходов в регулировании отношений между эмитентом и инвестором, с одной стороны, и отношений с участием профессиональных участников рынка — с другой. В первой связке регулируются отношения между владельцем прав по ценной бумаге и лицом по ней обязанным; во второй — отношения, в которых заключаются и исполняются сделки между эмитентом и профессиональным участником, инвестором и профессиональным участником или между профессиональными участниками;
  • 2. Выделение из всех видов ценных бумаг так называемых инвестиционных, т.е. тех, которые выпускаются массово, сериями (траншами) и могут быстро распространяться и рынок которых может быть быстро организован. Именно такие бумаги нуждаются в тщательном регулировании, поскольку именно такими инструментами злоумышленники могут нанести большой ущерб участникам рынка;
  • 3. Максимально широкое использование процедур раскрытия информации обо всех участниках рынка — эмитентах, крупных инвесторах и профессиональных участниках. Этим механизмом достигается возможность получения участниками рынка информации друг о друге для принятия деловых решений при операциях на рынке;
  • 4. Необходимость обеспечения конкуренции как механизма объективного повышения качества услуг и снижения их стоимости. Этот принцип реализуется через неприятие регулятивных документов, делающих преференции отдельным участникам рынка. Все субъекты регулирования имеют равные права перед регулирующими органами — в нормах не упоминаются конкретные имена или фирменные названия;
  • 5. При Разделении полномочий между регулирующими органами следует исходить из того, что нормотворчество и нормоприменение не должны совмещаться одним лицом;
  • 6. Обеспечение гласности нормотворчества, широкое публичное обсуждение путей решения проблем рынка. Такой принцип повышает качество нормотворчества и его объективность;
  • 7. Соблюдение принципа преемственности российской системы регулирования р.ц.б., имеющей определённую историю и традиции. Нельзя не учитывать и всё растущую интеграцию национального фондового рынка с международным. Неэффективно начинать строить новую систему регулирования рынка «с центра поля», необходимо практически учитывать опыт мирового рынка, качественно перерабатывать его и использовать удачные регуляционные решения. Не следует делать из этого опыта догмы, т.к. повторение чужих ошибок может замедлить прогресс в регулировании рынка;
  • 8. Оптимальное распределение функций регулирования р.ц.б. между государственными и негосударственными органами управления (коммерческими организациями, общественными организациями).

Виды и принципы регулирования рынка ценных бумаг

К.р.РЦБ 2011.docx

1. Виды, цели, принципы и методы

регулирования рынка ценных бумаг 4

2. Законы, регулирующие рынок ценных бумаг 11

3. Органы государственного регулирования

рынка ценных бумаг 14

Список использованной литературы 24

Рынок ценных бумаг играет важную роль в системе перераспределения финансовых ресурсов государства и необходим для его нормального функционирования. Рынок ценных бумаг является одним из наиболее регламентированных в рыночной экономике. Сложность отношений на рынке, его масштабность, присущие ему повышенные риски, интересы безопасности его участников обусловливают необходимость принятия детальных стандартов и правил работы на рынке, а также привлечения к вопросам регулирования различных государственных органов. Регулирование рынка ценных бумаг является важной задачей государства.

Цель выбранной работы – рассмотреть систему государственного регулирования рынка ценных бумаг в промышленно развитых странах.

  • выявить причины, вследствие которых возникла необходимость регулирования рынка ценных бумаг;
  • охарактеризовать виды, цели, принципы и методы регулирования рынка ценных бумаг;
  • выявить основные положения законов, принятых для регулирования рынок ценных бумаг на примере США;
  • рассмотреть значение функции органов государственного регулирования на примере Федеральной комиссии по ценным бумагам и биржам США.

Рассмотреть и проанализировать систему функционирования рынка ценных бумаг на примерах других западных стран, выявить различие.
1.Виды, цели, принципы и методы регулирования рынка ценных бумаг

Рынок ценных бумаг – составная часть рынка ссудных капиталов, объект государственного регулирования, нацеленного защищать интересы инвесторов от противоправных действий со стороны эмитентов или посредников. Рынок ценных бумаг играет важную роль в системе перераспределения финансовых ресурсов государства и необходим для его нормального функционирования. Поэтому регулирование рынка ценных бумаг является важной задачей государства 1 .

Регулирование рынка ценных бумаг — это упорядочивание деятельности всех его участников и операций между ними со стороны уполномоченных на это организаций. Регулирование рынка ценных бумаг:

  • охватывает всех его участников (эмитентов, инвесторов, профессиональных посредников, организаций инфраструктуры рынка);
  • охватывает все виды деятельности и все виды операций на нем (эмиссионные, посреднические, инвестиционные, спекулятивные, залоговые, трастовые и т. и.);
  • осуществляется органами или организациями, уполномоченными выполнять функции регулирования 2 .

На рынке ценных бумаг государственное регулирование осуществляется по трем направлениям:

  • деятельность органов контроля и надзора;
  • законодательно-правовая база – раскрытие информации, деятельность на рынке, регулирование деятельности участников рынка;
  • механизм непосредственного регулирования рынка ценных бумаг;
Это интересно:  Можно ли открыть ип на двоих

По мере глобализации экономики возникла необходимость в международной координации регулирования рынка ценных бумаг.

1 Рынок ценных бумаг: Учебник для вузов / Под ред. Е.Ф. Жукова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. С.115

2 Боровкова В.А. Рынок ценных бумаг. – СПб: Питер, 2009. С.198

До начала XX в.в. США государственное регулирование рынка ценных бумаг отсутствовало. Рынок ценных бумаг контролировался исключительно саморегулируемыми организациями профессионалов фондового рынка; саморегулирование предназначалось для поддержания честных правил игры среди профессиональных участников.

Для фондового рынка было характерно манипулирование ценами. К таким манипуляциям относились фиктивные операции – одновременная покупка и продажа ценной бумаги для создания видимости активности на рынке и сделки по договоренности – совершение двумя контрагентами сделки по заранее оговоренной цене с целью изменить ситуацию на рынке в свою пользу. Были широко распространены корнеры – концентрация акций у определенной группы торговцев, что позволяло им диктовать свои цены. Активно практиковались продажи без покрытия – спекулянт продавал ценные бумаги, не имея их в наличии, на срок, обязуясь поставить их через некоторое время, что способствовало серьезной дестабилизации рынка.

Уже к началу XX в. многочисленные аферы и махинации на фондовом рынке обусловили необходимость государственного регулирования.

После I мировой войны фиктивный капитал США возрастал быстрыми темпами, что в значительной степени было связано с выпуском ничем не обеспеченных акций. Широкое распространение получило манипулирование ценами на коллективной основе – пулами. Была распространенна практика создания финансовых пирамид, когда дивиденды акционерам выплачивались не за счет прибыли, а за счет капитала, полученного в результате очередной эмиссии. Банки занимались не только покупкой и продажей ценных бумаг через созданные ими дочерние компании, но и кредитовали инвесторов для покупки ценных бумаг 3 .

В итоге злоупотребления на рынке ценных бумаг в США привели к тому, что 24 октября 1929 года на Нью-Йоркской фондовой бирже произошло резкое снижение акций, ознаменовавшее начало крупнейшего в истории мирового экономического кризиса.

В 1932 г. по инициативе президента США Рузвельта была создана Комиссия по изучению причин биржевого кризиса. Затем были предприняты ряд мер по упорядочению первичного рынка ценных бумаг и обеспечению государственного контроля за деятельностью инвестиционных институтов. Тяжелое финансовое положение и репутация биржевых профессионалов ограничили возможности Уолл-стрит каким-либо образом воспрепятствовать принятию правил, регламентирующих их деятельность 4 .

В настоящее время все рынки ценных бумаг промышленно развитых стран регулируются, но в разной степени в зависимости от политических и экономических условий стран. Так, регулирование рынка ценных бумаг Великобритании более либеральнее, чем в США, т.к. в США большую роль играет в первую очередь государство, жесткая степень регулирования, высокий уровень контроля за участниками, а в Великобритании степень регулирования мягкая, рынок регулируется преимущественно самими его участниками.

В мировой практике различают две модели регулирования рынка ценных бумаг:

  1. Регулирование фондового рынка является преимущественной функцией государственных органов. Лишь небольшую часть полномочий по надзору, контролю, установлению правил государство передаст объединениям профессиональных участников рынка ценных бумаг. Такая система регулирования сложилась во Франции. Государство максимально активно контролирует и вмешивается в регуляционный процесс на рынке, и лишь небольшая часть передается саморегулируемым организациям.
  2. При сохранении за государством основных контрольных позиций максимально возможный объем полномочий передается саморегулируемым организациям, при этом значительное место в контроле занимают не жесткие предписания, а установившиеся традиции, система согласований и переговоров. Эта система сложилась в Великобритании. Роль государства в регулировании минимальна, и основная доля регулирования принадлежит участникам рынка 5 .

4 Регулирование рынка ценных бумаг в США – Режим доступа: http://www.k2kapital.com/ training/learning/

5 Мишарев А.А. Рынок ценных бумаг. – СПб.: Питер, 2008. С.102

В большинстве стран мира государство идет по пути, среднему между этими двумя крайними моделями.

Процесс регулирования на рынке ценных бумаг включает: создание нормативной базы функционирования рынка; отбор профессиональных участников; контроль за соблюдением норм и правил и систему санкций за нарушение.

Регулирование участников рынка может быть внешним и внутренним. Внутреннее регулирование — это подчиненность деятельности данной организации ее собственным нормативным документам: уставу, правилам и другим внутренним нормативным документам. Внешнее регулирование — это подчиненность деятельности данной организации нормативным актам государства, других организаций, международным соглашениям.

Регулирование рынка ценных бумаг осуществляется органами или организациями, уполномоченными на выполнение функций регулирования. С этих позиций различают: государственное, биржевое, регулирование со стороны профессиональных участников рынка ценных бумаг и общественное регулирование 6 .

Государственное регулирование, опирающееся на законодательство и нормы налогообложения; государственное регулирование биржевой деятельности, которое осуществляется государственными органами, в компетенцию которых входит выполнение тех или иных функций регулирования. Реализуется через прямое и косвенное вмешательство, государство при этом не вмешивается в процессы ценообразования на рынке ценных бумаг, оставляя за участниками рынка право на самоконтроль и саморегулирование.

Биржевое регулирование, основанное па правилах работы фондовых бирж (фьючерсных бирж, фондовых отделов товарных и валютных бирж).

Регулирование со стороны профессиональных участников, или саморегулирование рынка — это некоммерческие и негосударственные организации, создаваемые профессиональными участниками рынка ценных

6 Мишарев А.А. Рынок ценных бумаг. – СПб.: Питер, 2008. С.104

бумаг на добровольной основе с целью регулирования определенных аспектов рынка на основе государственной поддержки и присвоения государственного статуса.

Общественное регулирование или регулирование через общественное мнение с помощью средств массовой информации. Так как именно реакция общества в целом на какие-то действия на биржевом рынке является первопричиной, по которой начинаются те или иные регулятивные действия со стороны государства или профессионалов рынка.

Регулирование рынка ценных бумаг обычно преследует следующие цели:

  • поддержание порядка на рынке, создание нормальных условий для работы всех участников рынка;
  • обеспечение соблюдения участниками законодательства при осуществлении операций с ценными бумагами;
  • защита участников рынка от недобросовестности и мошенничества отдельных лиц или организаций, от преступных организаций и преступников вообще;
  • обеспечение свободного и открытого процесса ценообразования на ценные бумаги на основе концентрации спроса и предложения;
  • создание эффективного рынка, на котором всегда имеются стимулы для предпринимательской деятельности и на котором каждые риск адекватно вознаграждается;
  • создание новых рынков, поддержка необходимых обществу рынков и рыночных структур, рыночных нововведений и т. п.;
  • воздействие на рынок с целью достижения каких-то общественных целей (например для повышения темпов роста экономики снижения уровня безработицы и т. д.).

Основными принципами регулирования рынка ценных бумаг являются:

  • разделение подходов к регулированию по отношению к внебиржевым участникам рынка, с одной стороны, и к профессиональным участникам биржевого рынка — с другой; разделение подходов в регулировании отношений между эмитентом и инвестором, с одной стороны, и отношений с участием профессиональных участников рынка — с другой;
  • максимально возможное раскрытие информации обо всем, что делается на биржевом рынке. Тем самым достигается не только возможность получения участниками рынка информации, необходимой для принятия деловых решений, но возрастает степень доверия к бирже и ее членам;
  • обеспечение гласности нормотворчества, публичное обсуждение проблем рынка;
  • недопущение совмещения нормотворчества и нормоприменения в одном органе управления или регулирования;
  • выделение тех ценных бумаг, которые в первую очередь нуждаются в тщательном регулировании (например инвестиционные ценные бумаги);
  • принципы преемственности системы регулирования рынка ценных бумаг;
  • принцип учета опыта мирового рынка и учета тенденций глобализации финансовых рынков, а также предполагающий разработку взвешенной политики по отношению к иностранным инвесторам и иностранным участникам рынка ценных бумаг;
  • принцип защиты прав владельцев и контроля за соблюдением их прав и интересов эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг;
  • принцип единства нормативной базы, режима и методов регулирования рынка на всей территории государства;
  • принцип равных возможностей.

Статья написана по материалам сайтов: studwood.ru, vuzlit.ru, stud24.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector