Приложения к учетной политике 2020

Автор: Гусев А., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Исходя из положений ч. 1 ст. 8 Закона о бухгалтерском учете и п. 6 Инструкции № 157н бюджетные учреждения обязаны самостоятельно сформировать свою учетную политику исходя из особенностей своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности и выполняемых ими в соответствии с законодательством РФ полномочий. При формировании учетной политики учреждения должны руководствоваться законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами.

01.01.2019 вступает в силу Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Учетная политика, оценочные значения и ошибки», утвержденный Приказом Минфина РФ от 30.12.2017 № 274н (далее – ФСБУ «Учетная политика»). Указанный стандарт устанавливает единые требования к формированию, утверждению и изменению учетной политики, а также правила отражения в бухгалтерской (финансовой) отчетности последствий изменения учетной политики, оценочных значений и исправления ошибок.

Содержание

Общие требования к составлению учетной политики

Напомним, что учетная политика – это совокупность принятых актами субъекта учета (документами учетной политики) способов (конкретных принципов, методов, процедур, правил) ведения бухгалтерского учета, подготовки и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности.

В силу п. 8 ФСБУ «Учетная политика» учетная политика разрабатывается главным бухгалтером учреждения. При этом, если функции по ведению бухгалтерского учета и (или) составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности переданы другому государственному (муниципальному) учреждению, особенности организации ведения бухгалтерского учета и (или) составления бухгалтерской (финансовой) отчетности устанавливаются договором (соглашением), заключенным между ними.

Отметим, что утверждать учетную политику должен руководитель бюджетного учреждения. В том случае, если формированием учетной политики занималась централизованная бухгалтерия, нелишним будет и наличие на учетной политике подписи руководителя (главного бухгалтера) централизованной бухгалтерии. При этом такую возможность необходимо прописать в соглашении.

Основные положения утвержденной учетной политики должны быть размещены на сайте учреждения. Указанное требование может быть реализовано бюджетным учреждением путем размещения:

обобщенной информации, содержащей основные положения (перечень основных способов ведения учета (особенностей), которые установлены документами учетной политики, с указанием их реквизитов (без размещения копий самих актов));

копий документов учетной политики.

Причем указанная информация может быть размещена как по отдельности, так и в совокупности.

Напомним, что бюджетное учреждение должно обеспечить хранение документов учетной политики в течение не менее пяти лет после года, в котором они использовались при ведении бухгалтерского учета и (или) для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности в последний раз (ст. 29 Закона о бухгалтерском учете, п. 22 ФСБУ «Учетная политика»).

В силу п. 7 ФСБУ «Учетная политика» при формировании учетной политики учреждению следует руководствоваться не только положениями данного стандарта, иных нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, но и учетной политикой органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения. Если в отношении какого-либо объекта бухгалтерского учета нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, не установлены правила его отражения в бухгалтерском учете, учреждение по согласованию с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, и финансовым органом публично-правового образования, осуществляющего консолидацию отчетности учреждения и (или) отчетности его учредителя, определяет учетную политику исходя из требований ФСБУ «Концептуальные основы».

Состав учетной политики

Учетная политика бюджетного учреждения может быть сформирована путем утверждения как одного нормативного акта, так и совокупности отдельных нормативных актов. При этом выбор формы оформления вида правовых актов (приказ, распоряжение, постановление, порядок и т. д.), а также способа их издания (утверждения) – грифом «Утверждено» либо принятием отдельного акта – находится в компетенции учреждения (исходя из условий сложившейся практики делопроизводства).

Напомним, что п. 9 ФСБУ «Учетная политика» и п. 6 Инструкции № 157н установлены требования к составу учетной политики. В частности, учетная политика бюджетного учреждения должна включать в себя следующие разделы:

рабочий план счетов;

порядок проведения инвентаризации;

формы первичных документов;

порядок организации и обеспечения (осуществления) внутреннего контроля;

события после отчетной даты;

методы оценки отдельных видов имущества и обязательств;

иные способы ведения бухгалтерского учета.

Следует помнить, что если нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление отчетности, предусмотрен выбор методов ведения бухгалтерского учета, то учреждению необходимо выбрать такой метод и закрепить его в своей учетной политике. Так, например, ФСБУ «Концептуальные основы» установлены два метода определения справедливой стоимости для различных видов активов и обязательств (метод рыночных цен и метод амортизированной стоимости замещения), а ФСБУ «Основные средства» – три метода начисления амортизации на объекты основных средств (линейный метод, метод уменьшаемого остатка, пропорционально объему продукции).

В этом случае документы учетной политики, принятые субъектом учета, должны содержать положения, определяющие один из указанных методов для отдельных видов объектов бухгалтерского учета. Например, метод начисления амортизации выбирается учреждением исходя из условия наиболее точного отражения предполагаемого способа получения будущих экономических выгод или полезного потенциала, заключенных в активе. При этом ФСБУ «Основные средства» предусмотрено, что для разных типов активов субъект учета может применять различные методы начисления амортизации, установленные указанным стандартом.

При одинаковых способах получения будущих экономических выгод или полезного потенциала для объектов основных средств, входящих в одну группу основных средств, возможно применение одного метода начисления амортизации к группе основных средств в целом. Так, для зданий может быть установлен линейный метод, а для объектов основных средств, срок полезного использования которых зависит от ожидаемой производительности актива (используемого оборудования), – пропорционально объему продукции (в частности, пропорционально количеству листов, которые предполагается напечатать на оборудовании за год).

В то же время документы учетной политики не должны содержать положения, дублирующие положения нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности (то есть не должны содержать методы, правила, способы ведения бухгалтерского учета, однозначно установленные нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности).

Например, документы учетной политики не должны содержать однозначно установленные Инструкцией № 157н и ФСБУ «Концептуальные основы» положения о том, что:

при ведении бухгалтерского учета объектов бухгалтерского учета применяется метод начисления;

на взаимосвязанных балансовых счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета учреждения, применяется метод двойной записи, а на забалансовых счетах бухгалтерского учета учет ведется по простой системе бухгалтерских записей;

Изменение учетной политики

Исходя из положений ст. 8 Закона о бухгалтерском учете утвержденная учетная политика должна применяться последовательно из года в год. Другими словами, учреждению не нужно ежегодно утверждать новую учетную политику. При организации ведения бухгалтерского учета и подготовке бухгалтерской (финансовой) отчетности предполагается, что однажды принятые учетные принципы не будут меняться, а однотипные факты хозяйственной жизни будут учитываться одинаковыми методами.

Учитывая, что изменение учетной политики, как правило, приводит к появлению несопоставимых в ретроспективном анализе данных бухгалтерской (финансовой) отчетности, а при их использовании в анализе – к искажению результатов финансового анализа, учреждению необходимо оценить эффект от изменения учетной политики, которое повлияет на сопоставимость показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на показатели, отражающие финансовое положение, финансовые результаты деятельности учреждения и (или) движение денежных средств субъекта учета, оцениваются в денежном измерении (стоимостном выражении).

Оценка в денежном измерении (стоимостном выражении) последствий изменения учетной политики производится на дату, с которой применяются указанные изменения.

В случае необходимости требуется вносить изменения в существующую учетную политику. При этом корректировать учетную политику можно в строго определенных случаях, к которым относятся:

изменение законодательства РФ о бухгалтерском учете, федеральных и (или) отраслевых стандартов и нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета;

разработка или выбор учреждением способа ведения бухгалтерского учета, применение которого позволит представить в бухгалтерской (финансовой) отчетности достоверную и более уместную информацию;

существенное изменение условий деятельности учреждения, включая его реорганизацию, изменение возложенных на него полномочий и (или) выполняемых им функций.

При этом в целях обеспечения сопоставимости бухгалтерской (финансовой) отчетности за ряд лет учетная политика меняется с начала отчетного года, если иное не обусловлено причиной такого изменения.

Изменение учетной политики в течение отчетного года, не связанное с изменением законодательства РФ о бухгалтерском учете, федеральных и (или) отраслевых стандартов, принятием и (или) изменением нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, производится субъектом учета по согласованию с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, и финансовым органом соответствующего публично-правового образования.

В силу п. 14 ФСБУ «Учетная политика» не будут считаться изменениями учетной политики:

1) применение способа организации и ведения бухгалтерского учета для отражения фактов хозяйственной жизни, которые отличаются по существу от фактов хозяйственной жизни, имевших место ранее. Напомним, п. 68 ФСБУ «Концептуальные основы» предусмотрено, что в целях достоверного раскрытия информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности информация об объектах бухгалтерского учета, фактах хозяйственной жизни должна быть представлена в соответствии с экономической сущностью фактов хозяйственной жизни, а не только с их правовой формой. Например, не будут признаваться изменением учетной политики:

а) установление особенностей отражения в бухгалтерском учете в рабочем плане счетов (включая дополнительную аналитику):

операций по выплате заработной платы в безналичной форме в рамках реализации «зарплатных» проектов, при условии что ранее выплата заработной платы осуществлялась наличными деньгами (через кассу);

операций по приобретению оборудования на условиях рассрочки платежа и перехода права владения таким имуществом по факту полной оплаты по договору либо на условиях предоставления залога в виде имущества учреждения;

объектов учета, возникающих при реализации договора концессии, предусматривающего передачу помимо объектов недвижимости (по ранее имевшей место практике) объектов движимого имущества;

б) изменение графика документооборота, а также введение особенностей формирования первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета при переходе на электронный документооборот;

2) утверждение нового способа организации и ведения бухгалтерского учета для отражения фактов хозяйственной жизни, которые возникли в деятельности учреждения впервые. Например, у учреждения появилась новая функция (новый вид деятельности): оказание услуги по выдаче в прокат спортивного инвентаря, организация для сотрудников питания и др.

Это интересно:  Протокол о внесении изменений в устав

Учетная политика меняется с начала отчетного года, если иное не обуславливается причиной ее изменения. Изменение учетной политики в течение отчетного года согласовывается с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, и финансовым органом соответствующего публично-правового образования.

Напомним, что любое изменение учетной политики должно быть оформлено распоряжением или приказом руководителя.

ФСБУ «Учетная политика» предусматривает ретроспективный и перспективный способы применения изменений в учетной политике. При этом при ретроспективном способе применения изменений измененная учетная политика применяется к фактам хозяйственной жизни таким образом, как если бы она применялась с момента возникновения соответствующего факта хозяйственной жизни. Ретроспективное применение измененной учетной политики выполняется путем корректировки сравнительных показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий год (предшествующие годы).

Входящие остатки каждого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, на которые повлияло изменение учетной политики, корректируются начиная с наиболее раннего из представленных периодов отчетности, а сравнительные показатели раскрываются для каждого представленного периода, как если бы новая учетная политика применялась всегда.

Последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, финансовые результаты деятельности и (или) движение денежных средств учреждения, оцениваются в денежном выражении. Оценка в денежном выражении (стоимостном выражении) последствий изменения учетной политики производится на дату, с которой применяются указанные изменения.

Последствия изменения учетной политики, вызванного изменением законодательства РФ о бухгалтерском учете, федеральных и (или) отраслевых стандартов и иных нормативных правовых актов органов, регулирующих ведение бухгалтерского учета, отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, установленном соответствующим нормативным правовым актом. Например, введение в действие ФСБУ «Основные средства» преду­сматривает право учреждения вносить изменения в документы учетной политики по методам начисления амортизации (право перехода с линейного метода на метод по производительности). При этом переходными положениями указанного стандарта преду­смотрено, что сравнительные данные по объектам основных средств (сопоставимые показатели отчетности по объему начисленной амортизации) ретроспективно (за годы, предшествующие первому применению ФСБУ «Основные средства») не пересчитываются.

Если указанными нормативными правовыми актами не определяются требования по отражению последствий изменения учетной политики, последствия такого изменения, оказавшие или способные оказать существенное влияние на показатели, отражающие финансовое положение, финансовые результаты деятельности субъекта учета (субъекта консолидированной отчетности) и (или) движение его денежных средств, отражаются в бухгалтерской (финансовой) отчетности путем ретроспективного применения измененной учетной политики (посредством отражения в бухгалтерской (финансовой) отчетности сопоставимых показателей отчетов за предыдущие годы, пересчитанных с учетом изменения учетной политики).

При этом утвержденная бухгалтерская (финансовая) отчетность за год (годы), предшествующий (предшествующие) отчетному (году, в котором изменилась учетная политика), не подлежит пересмотру, замене и повторному представлению пользователям отчетности.

В случае, когда оценку в денежном измерении (стоимостном выражении) последствий изменения учетной политики в отношении предшествующих годов (ретроспективное применение измененной учетной политики) осуществить не представляется возможным, субъект учета применяет измененную учетную политику к фактам хозяйственной жизни, возникающим после изменения учетной политики (перспективное применение измененной учетной политики).

Ретроспективное применение измененной учетной политики не является практически возможным, если оценка в денежном выражении последствий такого изменения (п. 19 ФСБУ «Учетная политика»):

не может быть произведена в связи с недостаточностью (отсутствием) информации за предшествующий год;

требует использования оценочных значений, основанных на информации, которая не была доступна на дату представления бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий год.

В случае ретроспективного применения измененной учетной политики утвержденная бухгалтерская (финансовая) отчетность за предшествующий год (предшествующие годы) не подлежит пересмотру, замене и повторному представлению пользователям отчетности.

Когда ретроспективное применение измененной учетной политики невозможно, учреждение применяет перспективный способ, при использовании которого измененная учетная политика применяется к фактам хозяйственной жизни, возникающим после даты соответствующего изменения учетной политики.

Отражение изменения учетной политики в пояснительной записке

а) обоснование изменения учетной политики;

б) содержание изменений;

в) порядок отражения последствий изменения учетной политики в бухгалтерской (финансовой) отчетности, включая обстоятельства, в связи с которыми применяется выбранный способ ведения бухгалтерского учета, и дату, с которой он применяется в связи с изменением учетной политики;

г) в случае ретроспективного применения измененной учетной политики:

суммы корректировок, связанных с изменением учетной политики, по каждой статье бухгалтерской (финансовой) отчетности за каждый из предшествующих годов, для которых в отчетности раскрываются сравнительные показатели;

суммы корректировок, относящихся к годам, предшествующим тем, для которых в бухгалтерской (финансовой) отчетности субъекта учета раскрываются сравнительные показатели. Указанные суммы корректировок приводятся в отношении сопоставимых показателей в случае, когда такие корректировки можно определить.

Если информацию, предусмотренную п. 20 ФСБУ «Учетная политика», невозможно раскрыть относительно сравнительных показателей по году (годам), предшествующему (предшествующим) году изменения учетной политики, такая информация приводится в пояснениях к бухгалтерской (финансовой) отчетности одновременно с раскрытием информации о применении измененной учетной политики.

Составляем учетную политику для бюджетной организации на 2019 год

Учетная политика: что это и зачем нужно

Это основной документ, который устанавливает:

  • порядок ведения бухгалтерского учета учреждения;
  • круг ответственных лиц;
  • формы, регистры и бланки первичной документации;
  • документооборот;
  • порядок и систему налогообложения производства или реализации товаров, работ, услуг.

В нем должны быть подробно раскрыты все особенности ведения бухучета и налогообложения.

Документ может быть утвержден на год или на несколько лет. Но в 2019 году всем учреждениям без исключения придется закрепить в нем большое количество изменений, установленных обновившимся законодательством.

При формировании следует опираться на действующее законодательство:

  1. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ в части определения метода ведения бухучета на предприятии, определения круга ответственных лиц за организацию и ведение.
  2. Новый федеральный стандарт бухгалтерского учета — Приказ Минфина № 274н от 30.12.2017, который определил исключительные положения для учреждений госсектора.
  3. Учетная политика учредителя — это новшество, введенное в действие ФСБУ. Теперь составлять основополагающий документ компании следует с учетом требований и положений учредителя.
  4. Налоговый кодекс РФ в части системы налогообложения, налоговых периодов, ставок, льгот и вычетов. Определяется по всем действующим налоговым обязательствам на текущий и последующие годы.
  5. Приложение № 1 к Приказу Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н (ПБУ 1/2008). В положении закреплены особенности составления учетной политики и обязательные требования к содержанию рабочего документа.
  6. Приказ Минфина России от 30.03.2015 № 52н. Регламентирует особенности составления, хранения и учета первичной документации.
  7. Инструкции от 01.12.2010 № 157н, от 16.12.2010 № 174н, от 25.03.2011 № 33н. Устанавливают Единый план счетов, состав и порядок формирования бухгалтерской отчетности.

В интернете можно найти конструктор учетной политики на 2019 год бесплатно, он поможет быстро составить рабочий документ или подготовить изменения для действующего. В конце этой статьи вы сможете скачать бесплатно учетную политику организации: образец 2019 года с приложениями.

Упрощенная учетная политика краткая и по смыслу подойдет для малого предприятия, которое ведет бухучет в упрощенном порядке. Исключениями являются: адвокатские конторы, кредитные и микрофинансовые фирмы, жилищные и кредитные кооперативы, а также те компании, чья отчетность подлежит обязательному аудиту. Ведение упрощенной бухгалтерии также пропишите в положениях учетной политики, иначе наказание контролирующих органов неизбежно.

Правила утверждения

Утвердить учетную политику должен руководитель предприятия либо иное лицо, наделенное соответствующими полномочиями. Обычно для этого издается отдельный приказ или соответствующее распоряжение либо постановление.

Ежегодно утверждать новый документ не нужно. УП должна применяться в учреждении из года в год. Корректируются только те положения, которые изменились в силу вступления новых нормативно-правовых актов либо в связи с изменениями деятельности предприятия и иными случаями.

Обратите внимание, что законодатели определили предельные сроки, в которые субъект обязан утвердить УП. Однако речь идет о вновь созданных госкомпаниях. Так, УП для бухучета необходимо утвердить не позднее отчетного периода, в котором было создано данное госучреждение.

Для УП в части налогообложения следует разработать и утвердить документ не позднее окончания первого налогового периода, в котором было создано предприятие или компания (п. 12 ст. 167, ст. 313 НК РФ).

Допустимо оба документа утвердить одним приказом, например, в декабре месяце. То есть объединить УП для БУ и УП для НУ в одном распорядительном документе. Текст самой учетной политики оформите, как приложение к приказу. Дополнительно оформите приложениями формы, бланки и иные регистры, которые будут применяться в хозяйственной жизни компании.

Обратите внимание, что специальной формы для приказа или распоряжения утверждения УП не предусмотрено. Чиновники не утвердили унифицированной формы для данной ситуации. Следовательно, составьте приказ в произвольной форме. В нем укажите все необходимые реквизиты для бумаги данной категории. Обязательно пропишите:

  1. Номер и дату составления.
  2. Законодательные нормативы, на основании чего было принято решение.
  3. Суть распоряжения.
  4. Дату начала действия приказа, с какого момента положения вступают в силу.
  5. Ответственного за составление (главный бухгалтер, например).
  6. Определите лицо, ответственное за контроль над исполнением приказа.

Пример приказа об утверждении УП в бюджетном учреждении

Общедоступный документ

С 2019 года положения УП должны быть общедоступными и открытыми. Это касается не только учредителей в отношении своих подведомственных учреждений, но и всех юридических лиц. Напомним, что индивидуальные предприниматели не обязаны вести бухучет, а, следовательно, и составлять УП не обязаны.

А это значит, что все представители бюджетной сферы должны опубликовать положения УП на своих официальных сайтах. В некоторых случаях копию приказа об утверждении УП вместе с текстом и приложениями придется предоставить учредителю.

Такой подход позволяет проконтролировать актуальность положений, введенных соответствующим распоряжениям. Простыми словами, учредитель может проконтролировать:

  • правильно ли в госучреждении организован и ведется бухучет;
  • соответствует ли он заявленным требования и стандартам;
  • отвечает ли индивидуальным особенностям отрасли.

При выявлении несоответствий дать распоряжение устранить нарушения в кратчайшие сроки.

Учетная политика для целей бухгалтерского учета

Рассмотрим порядок составления учетной политики в виде таблицы.

Ответственные лица за формирование и утверждение

Разрабатывает главный бухгалтер или другое лицо, ответственное за ведение бюджетного учета. Утверждает только руководитель.

Обратите внимание, что если в штате госучреждения отсутствует должность главный бухгалтер (бухгалтер), а ведение бухучета передано стороннему лицу, компании, централизованной бухгалтерии по договору на осуществление бухобслуживания, то составлением учетной политики в таком случае должен заниматься тот субъект, на которого возложена обязанность по ведению бухучета. То есть на стороннего бухгалтера или компанию, централизованную бухгалтерию, аутсорсинговую организацию и другое.

Информация об учреждении

Необходимо подробно указать не только полные регистрационные сведения об организации, ее видах и целях деятельности, но и данные об учредителе, обособленных подразделениях и прочую информацию.

Определяется с учетом специфики учреждения. Указывается в виде перечня НПА, на основании которого осуществляется бухгалтерский и налоговый учет.

Обратите внимание, что с 2019 года бюджетники обязаны в состав нормативной базы включать не только положения новых федеральных стандартов, но и УП учредителя.

Ознакомиться с положениями УП учредителя можно на официальном сайте органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, либо запросить информацию напрямую.

Порядок внесения изменений

Законодательством установлено, что изменения следует вносить 31 декабря года, предшествующего году вступления изменений. Исключительные случаи: значительное изменение законодательства в течение финансового года. Пропишите данные нормы отдельным пунктом.

Это интересно:  Как правильно уволить директора

Обратите внимание, что новый ФСБУ № 274н определил исчерпывающий порядок внесения изменений, дополнений и корректировок в документ. Об этом более подробно мы рассказали ниже.

Организационно-техническая часть

Порядок ведения бухучета

Определяется круг ответственных лиц (бухгалтер в единственном лице, отдел бухгалтерии или сторонняя организация). Также необходимо указать, каким способом ведется учет (вручную, с помощью программных продуктов или через интернет-ресурсы).

Формы первичных документов и регистров

На основании 402-ФЗ и ФСБУ, бюджетная организация вправе самостоятельно разработать и утвердить бланки первички и регистров учета. Либо предусмотреть использование унифицированных форм. Это решение необходимо закрепить в учетной политике (либо указать номера и коды ОКУД унифицированных форм, либо приложить собственные бланки).

Право и порядок подписи документации

Отдельно пропишите, кто имеет право первой подписи, а кто — второй на всех финансовых документах. Обычно это директор и главбух. Но предусмотрите ответственных лиц на периоды отсутствия начальника и главного бухгалтера.

Также определите ответственных, имеющих право подписи первичной документации, это может быть бухгалтер или другой специалист.

Рабочий план счетов

На основании Единого плана счетов разработайте свой. Указывайте только те счета, которые используются для учета. Пропишите корреспонденцию, если этого требует специфика учреждения.

Распишите порядок передвижения документации (первичка, регистры, отчетность, прочее) между структурными подразделениями бюджетной организации. Определите ответственных лиц в каждом отделе. Ознакомьте под подпись с готовым алгоритмом всех заинтересованных лиц.

Учет и инвентаризация активов и обязательств

Подробно распишите порядок учета и инвентаризации ОС и МЗ, обязательств. Учитывайте положения федерального стандарта «Основные средства». Напомним, что он должен применяться с 2018 года.

Порядок выдачи денежных средств подотчет

Установите предельный лимит выдачи подотчет, также определите максимальный срок, на который выдаются средства. Если расчеты ведутся через банковские карты (счета) сотрудников, также укажите и это обстоятельство. Размеры суточных и командировочных расходов выделите в отдельное положение о командировании.

Пропишите порядок исправления ошибок. Отдельно установите алгоритм для существенных ошибок в текущем и прошлом финансовых периодах. Также пропишите последовательность исправления несущественных помарок, описок.

Обратите внимание, что для составления данного раздела учетной политики необходимо руководствоваться новым ФСБУ № 274н.

Определите перечень обязательных форм бухгалтерской отчетности, а также собственные отчеты, необходимые для управленческого учета организации. Собственные бланки разместите в виде приложений к учетной политике.

Внутренний финансовый контроль

Отдельно опишите порядок организации и ведения внутреннего финансового контроля в учреждении (по каждому этапу). Определите формы отчетности и периодичность ее предоставления руководителю.

Методологическая часть в части бухучета

Определите способы учета доходов в разрезе видов предпринимательской деятельности и форм доходов. Пропишите особенности отражения поступлений по рабочим счетам плана.

Установите алгоритм отнесения расходов на финансовый результат. Пропишите промежуточные счета бухучета. При необходимости распишите, что относится к основным, внереализационным и прочим расходам. Особое внимание уделите счетам, пропишите корреспонденцию отражения расходов.

Учет основных средств и материальных запасов

Обозначьте особые условия отражения амортизации и новой оценки основных фондов. Порядок применения нового классификатора для ОС.

Определите нормы расхода ГСМ на списание на каждый вид транспорта (при необходимости).

Учетная политика для целей налогообложения

Вид системы налогообложения

Закрепите выбранную систему налогообложения. Также отдельно по каждому виду обязательств пропишите ставки, периоды, льготы и порядок их применения, порядок определения налоговой базы. Не забудьте дополнить положением об исчислении и уплате страховых взносов, НДС и налога на прибыль.

Утвердите налоговые регистры в разрезе обязательств по налогам либо укажите унифицированные формы.

Как правильно внести изменения

Внесение изменений и дополнений в основополагающий документ требует соблюдения определенного алгоритма. Так, в Приказе Минфина № 274н чиновники строго закрепили основания для проведения данной процедуры.

Итак, изменения в учетную политику можно внести только в трех случаях:

  1. Положения и нормы законодательства, которые устанавливают общие требования к организации и ведению бухучета, изменены. В таком случае организация обязана внести соответствующие изменения в свою УП.
  2. Учреждением разработаны новые формы ведения бухучета, которые позволят формировать более достоверную и релевантную информацию об объектах бухучета.
  3. Условия деятельности экономического субъекта существенно изменяются. Например, госучреждение проходит стадию реорганизации либо возложенные на учреждение функции и полномочия изменены.

Во всех остальных случаях изменения и дополнения вносят в действующий документ с начала года. Однако могут быть исключения.

Но и это еще не все. Новый стандарт определил ситуации, которые не могут считаться изменением положений учетной политики. К таковым относят случаи, когда для отражения фактов хозяйственной деятельности, возникших впервые, определяются:

  • абсолютно новые правила по организации и ведению бухучета в рамках данного экономического субъекта;
  • способ бухучета, используемый для отличных по существу хозяйственных операций, имевших место ранее.

Обратите внимание, что новые положения ФСБУ не отличаются от положений Федерального закона № 402-ФЗ.

К тому же следует учитывать, что некоторые корректировки могут потребовать ретроспективного анализа. К таковым следует относить те изменения, которые повлияют или же способны существенно повлиять на финансовый результат, финансовое положение, движение денежных средств субъекта.

В таком случае бухгалтер либо иное ответственное лицо обязано внести соответствующие корректировки:

  • изменить данные входящих остатков по статье «Финансовый результат учреждения»;
  • скорректировать значения статей отчетности, которые связаны с финансовым результатом субъекта.

Менять показатели прошлогодней отчетности не нужно. Однако при формировании финотчетов за текущий период придется подать соответствующие данные о скорректированных сравнительных показателях.

Образец учетной политики УСН «Доходы», 2019 год

Если учреждение применяет УСН «Доходы», то составление учетной политики для целей налогообложения не обязательно. Она необходима, когда предусмотрено несколько вариантов ведения налогового учета либо порядок не установлен законом. Это обусловлено тем, что для учреждения налоговой базой признаются все доходы, расходы же не имеют значения.

Если же организация применяет ЕВНД при УСН, то составлять учетную политику придется. Здесь необходимо прописать порядок раздельного учета имущества, принимаемых обязательств, финансово-хозяйственных операций.

При совмещении УСН и ЕВНД дополнительно предусмотрите раздельные налоговые регистры и формы учета, чтобы обеспечить полное и прозрачное разделение. Организацию, которая не организовала такое разделение, оштрафуют налоговики.

Шаблон учетной политики для организации, совмещающей УСН и ЕНВД

Образец учетной политики предприятия 2019 года

Предлагаем ознакомиться с образцом учетной политики на 2019 год, составленным на примере бюджетного учреждения, порядок составления учетной политики для ОСНО.

Учетная политика учреждений в Интернете с 2019 года: что нужно знать бухгалтеру

Формирование учетной политики государственного (муниципального) учреждения для главного бухгалтера всегда было делом сокровенным, почти интимным. Положения учетной политики — это всегда акт творчества, основанный на знании нормативной базы и профессиональных навыках. В 2019 году с «творчеством» главных бухгалтеров каждого учреждения можно будет ознакомиться из любого уголка мира.

Городу и миру

а) размещение обобщенной информации, содержащей основные положения (перечень основных способов ведения учета (особенностей), установленные документами учетной политики, с указанием их реквизитов (без размещения копий самих актов);

б) размещение копий документов учетной политики;

в) реализацию пунктов «а» и «б» в совокупности.

Очевидно, что, главный бухгалтер, выложив свою «кухню» на всеобщее обозрение, станет уязвим не только для контролирующих органов и налоговой инспекции, но и для разных недоброжелателей.

При этом, если главный бухгалтер решит скорректировать какое-то положение учетной политики, то сделать ему это будет достаточно трудно. Согласно пункту 13 СГС УП изменение учетной политики в течение отчетного года, несвязанное с изменение нормативной базы, производится субъектом учета только по согласованию с учредителем и с финансовым органом соответствующего публично-правового образования. Аналогичные разъяснения содержатся и в пункте 6 Методических указаний.

Поэтому в этом году главному бухгалтеру следует быть предельно внимательным при формировании учетной политики учреждения.

Вопрос к учредителю

— «Отчет о движении денежных средств», утв. приказом Минфина от 30.12.2017 № 278н;

— «События после отчетной даты», утв. приказом Минфина России от 30.12.2017 № 275н;

— «Влияние изменений курсов иностранных валют», утв. приказом Минфина России от 30.05.2018 № 122н;

— «Доходы», утв. приказом Минфина России от 27.02.2018 № 32н.

Все это новые нормативные документы, работы с которыми у бухгалтеров организаций госсектора еще нет. Тем не менее, положения этих стандартов уже должны быть отражены в учетной политике в 2019 году. Очевидно, что при отсутствии опыта бухгалтерам будет трудно с первого раза грамотно указать нужные формулировки в учетной политике. Поэтому вполне вероятно, что по мере накопления опыта применения стандартов, бухгалтерам потребуется внести изменения в нее.

Очевидно, что для этих целей учредитель и соответствующий финансовый орган в начале 2019 года должны подготовить регламент или порядок внесения изменений в учетную политику. Если учредитель, финансовый орган не примет соответствующего документа, то учреждения не смогут внести изменения в свою учетную политику или же процедура согласования таких изменений растянется на критически длительное время — до нескольких месяцев.

Справедливости ради отметим, что указанные выше стандарты в основном не коснутся финансово-хозяйственной деятельности «обычных» учреждений. Тем не менее отсутствие разъяснений Минфина России по применению этих нормативных актов, а также анонсированные как в этом году, так и в следующем, изменения в инструкции по учету и отчетности, и федеральный стандарт «Концептуальные основы» (утв. приказом Минфина России от 30.12.2016 № 256н), может стать причиной неразберихи и неоднозначных толкований в порядке ведения бухучета.

Поэтому во избежание недоразумений учредителям и финансовым органам желательно как можно скорее разработать и утвердить соответствующие регламенты или порядки согласования изменений в учетную политику подведомственных учреждений.

Обратите внимание! В пункте 7 СГС УП указано, что субъект учета формирует учетную политику исходя из особенностей своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности, руководствуясь законодательством и учетной политикой органа, осуществляющего полномочия и функции учредителя. То есть, начиная с 2019 года, учредитель должен формировать свою учетную политику и доводить ее до подведомственных учреждений! Другими словами, учреждения имеют право самостоятельно разрабатывать учетную политику, но — с оглядкой на нормативные документы учредителя.

Согласовывать свои решения не только с учредителем, но и с финансовым органом публично-правового образования, осуществляющего консолидацию отчетности субъекта учета и (или) отчетности его учредителя, главному бухгалтеру учреждения нужно будет и в том случае, когда в отношении какого-либо объекта бухгалтерского учета нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, не установлены правила его отражения в бухгалтерском учете. Идея авторов стандартов понятна: правила бухгалтерского учета и формирование отчетных показателей в подведомственных учреждениях не должны существенно отличаться, поэтому и требуется согласование. Однако на практике процедура согласования может превратиться в бюрократическую волокиту и занять неоправданно много времени, которое, скорей всего, будет исчисляться в месяцах. Ведь у некоторых учредителей подведомственные учреждения находятся в различных регионах страны, отличающихся и климатическими условиями, и социально-экономическим развитием. Поэтому централизованно контролировать особенности хозяйственной деятельности отдельных учреждений не представляется возможным. При этом формирование учетной политики исходя из требований федерального стандарта «Концептуальные основы» для таких случаев, так же представляется сомнительным, поскольку в данном стандарте основы бухгалтерского учета в учреждения госсектора даны весьма узко, без учета сложившихся десятилетиями условий хозяйствования.

Это интересно:  Справка о размере пенсии где получить

Алгоритм формирования учетной политики в 2019 году

Таким образом учредители и соответствующие финансовые органы в 2019 году окажутся в неловком положении, так как СГС УП на них возложена обязанность не только по формированию собственной учетной политики, но и по контролю положений учетной политики подведомственных учреждений и согласованию изменений в нее.

На сайт — основное!

Очевидно, что содержание основных положений учетной политики учреждений, размещаемой на его официальном сайте, так же должен утвердить учредитель и соответствующий финансовый орган. В случае отсутствия такого перечня положений учетной политики учреждение, вероятно, может само установить состав раскрываемой информации. При этом перечень основных положений учетной политики учреждения, размещаемой на сайте, рекомендуем утвердить приказом руководителя или иным локальным актом, например, в составе той же учетной политики.

Так же в локальных актах учреждения целесообразно установить, что в размещаемой на сайте информации не указываются:

— ФИО и должности сотрудников учреждения;

— принятые в учреждении способы проведения инвентаризации;

— разработанные в учреждении формы первичных документов;

— инструментарий внутреннего контроля;

— иную информацию, которую можно использовать для давления на должностных лиц и сотрудников учреждения или раскрывающую некоторые особенности хозяйственной деятельности, относимые к служебной или коммерческой тайне.

Напомним, что согласно пункт 1 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», любую информацию, относящуюся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в частности его фамилия, имя, отчество, профессия и т.п. к персональным данным, которые не могут использоваться без его согласия граждан. А за нарушение порядка защиты персональных предусмотрена в статье 24 Закона № 152-ФЗ ответственность, согласно которой лица, виновные в нарушении соответствующих требований, несут гражданскую, уголовную, административную, дисциплинарную и иную предусмотренную законодательством РФ ответственность. Кроме того, статья 90 ТК РФ устанавливает дисциплинарную, материальную, гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность за нарушение норм, регулирующих получение, обработку и защиту персональных данных работника.

Кроме того, главным бухгалтерам стоит ознакомиться с положениями Федерального закона от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне». Согласно статье 3 этого закона информация, составляющая коммерческую тайну — это сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны. При этом в статье 5 Закона № 98-ФЗ указаны сведения, которые не составляют коммерческую тайну, в частности это:

— содержащихся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах в соответствующие государственные реестры;

— содержащихся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;

— о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;

— о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих мест;

— о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;

— о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;

— обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа, к которым установлена иными федеральными законами.

Обратите внимание! Статье 14 Закона № 98-ФЗ установлена ответственность за нарушения положений Закона № 98-ФЗ.

Напомним, что в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» учетная политика — это совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета. Такая «совокупность» может быть представлена как одним документом, так и состоять из нескольких локальных актов. Но в любом случае в Интернет следует выложить только самое основное. Представляется целесообразным, чтобы в 2019 году все основные положения учетной политики учреждения были представлены в одном документе, который и следует представить на сайте учреждения. А всю «кулинарные секреты» главного бухгалтера, то есть более детальное раскрытие основных положений учетной политики, раскрыть в приложениях к ней. Такие приложения выкладывать на сайте не обязательно.

Налоговые проверки становятся жестче. Научитесь защищать себя в онлайн-курсе «Клерка» — «Налоговые проверки. Тактика защиты».

Посмотрите рассказ о курсе от его автора Ивана Кузнецова, налогового эксперта, который раньше работал в ОБЭП.

Заходите, регистрируйтесь и обучайтесь. Обучение полностью дистанционно, выдаем сертификат.

Учетная политика на 2019 год для ОСНО: образцы (скачать бесплатно)

Статьи по теме

В следующем году вступят в силу очередные изменения бухгалтерского и налогового законодательства. Важно учесть их при составлении учетной политики на 2019 год. В статье — готовые образцы документа с учетом изменений для различных отраслей.

Внимание! Каждая компания на ОСНО обязана разработать и утвердить учетную политику, а затем руководствоваться ей при отражении операций в налоговом и бухгалтерском учете. Программа БухСофт бесплатно составит учетную политику для фирмы любой отрасли и организационно-правовой формы. Готовый документ можно сохранить и распечатать:

Также предлагаем вашему вниманию образцы учетных политик для целей бухгалтерского учета и налогообложения в формате word:

Для учетной политики на 2019 год ООО и других форм собственности на ОСНО важными являются следующие изменения:

У экспортеров сырья появилось право на отказ от применения нулевой ставки НДС. при этом они могут заявлять налог к вычету сразу. То есть им больше не потребуется вести раздельный учет. Это положительно скажется на ведении бухгалтерского учета. Больше не потребуется вводить лишние субсчета и подтверждение нулевой ставки НДС.

2. В части налога на прибыль. В 2018 году изменился порядок формирования резервов по сомнительным долгам. Теперь на встречный долг уменьшают наиболее раннюю дебиторскую задолженность. Ранее можно было самостоятельно выбирать уменьшаемую дебиторку.

3. В части бухгалтерского учета. Изменился порядок применения положений по бухгалтерскому учету и МСФО. ПБУ признали федеральными стандартами по бухгалтерскому учету. Они по-прежнему являются основным документом по составления учетной политики для целей бухучета. Но если какой-либо способ, применяемый компанией, в ПБУ отсутствует, нужно руководствоваться МСФО. Если же способа нет и в международных стандартах, то обращаются к разъяснениям министерств и ведомств. Причем использование методических рекомендаций министерств и ведомств, следует закрепить и обосновать в учетной политике организации на 2019 год.

Учетная политика для целей бухгалтерского учета на 2019 год (образец)

Учетная политика для целей налогообложения на 2019 год (образец)

Скачать бесплатно образцы учетной политики на 2019 год для ОСНО

В данном разделе мы собрали готовые образцы учетной политики для целей налогообложения на 2019 год для компаний на ОСНО из различных сфер деятельности:

Нюансы составления и использования

Компания должна отразить в учетной политике используемую систему налогообложения, а также методы учета элементов налоговых баз. В некоторых случаях положения налогового законодательства предусматривает несколько вариантов. Выбранный вариант будет оказывать существенное влияние на размер налоговой базы и вызовет внимание со стороны налоговых инспекторов при проверке. Кроме того, в налоговом законодательстве есть ряд вопросов учета, которые не урегулированы. Если ваша компания в своей деятельности сталкивается с таким моментами, их нужно обязательно обозначить в учетной политике. Для этого воспользуйтесь рекомендациями Минфина России, ФНС России, а также решениями судей.

Отсутствие учетной политики также повлечет негативные последствия для компании. Ей будет сложно доказать правомерность применения используемых методов учета и правильность рассчитанной суммы налогов. При выездной проверке инспекторы могут потребовать учетную политику. Компания обязана представить документ в течение 10-ти рабочих дней с момента получения запроса. В случае непредставления компанию оштрафуют на 200 рублей за каждый документ, который не был представлен. Директора компании ждет административная ответственность в виде штрафа от 300 до 500 рублей.

Во время камеральной налоговой проверки инспекторы будут запрашивать учетную политику только в рамках контроля применения вычетов по НДС и налогов, связанных с использованием природных ресурсов.

Компании следует принять учетную политику до начала налогового периода, в котором она будет использоваться. Вновь созданные и реорганизованные компании утверждают документ в течение 90 дн. с даты государственной регистрации.

Внесение изменений в учетную политику на 2019 год

Компаниям следует однажды создать учетную политике и пользоваться ей последовательно из года в год. При этом в документ можно вносить нужные изменения или дополнения. Делают это в случаях перехода на другой метод учета или когда в налоговом законодательстве произошли изменения.

Чтобы внести изменения или дополнения выполните следующие действия:

  1. Подготовьте их текст с обоснованием.
  2. Установите дату их вступления в силу;
  3. Уточните поправки на ограничения продолжительности использования отдельных методов учета (некоторые из них следует применять без изменений несколько налоговых периодов);
  4. Утвердите поправки соответствующим приказом руководителя компании.

Рассмотрим в таблице:

Приказ может выглядеть так:

Внесенные изменения и дополнения могут начинать действовать в разное время. С начала нового налогового периода, когда изменен метод учета. Не ранее даты вступления поправок в силу, когда изменилось законодательство.

Изменять учетную политику в течение налогового периода можно лишь в исключительном случае — при вступлении законодательных изменений в силу задним числом.

Кроме того, учитывайте минимальную периодичность действия ряда правил. Так, не меняют методы оценки остатков незавершенного производства и формирования покупной стоимости товаров в течение двух налоговых периодов подряд .

Пример внесения изменений в учетную политику на 2019 год

Рассмотрим на примере, как отразить изменение метода учета стоимости товаров

Пример
Торговая компания зарегистрирована в налоговых органах 7 июня 2018 года. Первоначально она установила метод определения стоимости товаров без учета расходов, связанных с их приобретением. Затраты на хранение товаров на складе отражали в косвенных расходах.

На 2019 год было решено изменить способ формирования покупной стоимости товаров — добавить в нее стоимость складских расходов (оплаченных сторонней организации).

В НК РФ есть ограничение на начало применения такого способа учета (ст. 320 НК РФ). Уже используемый метод применяют не менее двух последовательных налоговых периодов — в 2018 и 2019 годах.

Таким образом, изменить метод учета можно с 1 января 2020 года.

Статья написана по материалам сайтов: gosuchetnik.ru, www.klerk.ru, www.buhsoft.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector