Предмет правового регулирования конституционного права

Предмет регулирования конституционного права – отношения, которые регулируются нормами конституционного права и складываются в процессе взаимодействия человека и государства по поводу устройства государства, формы правления, а также по поводу основ конституционного строя. Конституционно-правовые отношения – массовые и наиболее значимые для общества отношения, нацеленные на осуществление власти и суверенитета народа, а также на защиту прав и свобод гражданина и личности.

Конституционно-правовые отношения возникают во всех сферах жизнедеятельности общества: конституционного строя РФ; федеративного устройства; защиты прав и свобод личности; основ государственной власти и принципов ее функционирования в РФ, иных сферах, регулируемых нормами Конституции РФ.

Конституционно-правовые отношения возникают, изменяются и прекращаются на основании юридических фактов. Юридические факты: события (они не зависят от воли субъекта, а изменение или прекращение правоотношений в этом случае происходит в силу объективных причин) и действия (они являются следствием волеизъявления человека, т. е. изменение, возникновение и прекращение отношений происходит по воле сторон). Особенности конституционно-правовых отношений: 1) особое содержание и предмет; 2) особый субъектный состав; 3) значительное число видов.

Виды конституционных правоотношений: 1) конкретные конституционно-правовые отношения (в них четко определены субъекты, их права и обязанности); 2) правоотношения общего характера (в них не закрепляется четко субъектный состав и не определяются их права и обязанности).

В зависимости от сферы возникновения конституционных правоотношений выделяют конституционно-правовые отношения: 1) связанные с установлением конституционных основ гражданского общества; 2) конституционного строя РФ; 3) регулированием правового статуса личности РФ.

Содержание конституционно-правовых отношений: взаимные либо односторонние права и обязанности субъектов конституционных правоотношений. При этом субъекты конституционных правоотношений не равны между собой, поэтому конституционные отношения имеют структуру «власти – подчинения». Субъекты конституционных правоотношений: 1) физические лица (граждане РФ, иностранцы, лица с двойным гражданством (бипатриды), лица без гражданства (апатриды), лица со специальной правоспособностью); 2) государственные образования (РФ, субъекты РФ, федеральные органы государства РФ и субъектов РФ); 3) общественные объединения.

Объект конституционных отношений – предмет, по поводу которого возникают правоотношения.

Методы конституционного права – совокупность специфических приемов и способов правового воздействия на отдельные общественные отношения в сфере конституционного регулирования.

Главной особенностью методов конституционного права является их разнообразие, которое сформировалось в силу значительного числа регулируемых общественных отношений.

Способы конституционного регулирования на общественные отношения: 1) дозволение; 2) возложение обязанностей; 3) запрет.

Конституционно-правовые методы: 1) императивный; 2) диспозитивный и др.

Предмет правового регулирования конституционного права

Конституционное право РФ как ведущая отрасль российского права. Предмет и метод конституционного права России.

Конституционное право, как и любая другая отрасль права, представляет собой систему правовых норм, т.е. система общеобязательных правил поведения людей, главным содержанием которых является охрана основных прав и свобод человека и гражданина и учреждение в этих целях определенной системы государственной власти. Каждая отрасль права отличает друг от друга 2мя признаками:

1) предмет правового регулирования;

2) метод правового регулирования.

Предмет правового регулирования конституционного права

Систему общественных отношений, относящихся к предмету правового регулирования составляют:

I. Общественные отношения, закрепляющие принципы, на которых основано устройство государства и общества (1 глава Конституции («Основы конституционного строя»). В 1 главе закрепляются характеристики РФ:

· Россия – республика (форма правления) – правительство подотчетно Государственной Думе, срок Президента – 6 лет;

· Россия – федерация (форма устройства);

· В России демократический режим (выборы, референдум);

· Россия – правовое государство;

· Россия – светское государство;

· Россия – социальное государство (достойный образ жизни);

· Имеется местное самоуправление (вопросы местного значения);

· Рыночная экономика (8 глава Конституции).

II. Общественные отношения, которые определяют основы правового положения человека и гражданина, а также главные принципы положения человека в обществе и государстве (глава 2 «Права и свободы человека и гражданина»).

Физические лица: гражданин, лица без гражданства (апатриды), иностранные граждане, лица с двойным гражданством, беженцы (иностранные страны), вынужденные переселенцы (на территории РФ).

Элементы статуса: права, обязанности, свободы, гарантии.

Классификация прав и свобод:

1. По содержанию:

· личные (право на жизнь – ст. 20 Конституции);

· политические (право избирать и быть избранным);

· социальные (право на пенсию);

· экономические (право частной собственности);

· культурные (духовные) — авторское право;

2. Права человека и права гражданина:

3. Индивидуальные права и коллективные права (право на собрание, митинги и т.д.);

4. Естественные права (получаются с рождения) и позитивные права (предоставляется государством и лишается в случае правонарушения – лишение свободы, право на получение информации);

III. Общественные отношения, регулирующие федеративные отношения между Российской Федерацией и её субъектами (глава 3 Конституции «Федеративное устройство»).

Первая конституция в истории России была принята в 1918 году – Конституция РСФСР, следующая – 1924 году (Конституция СССР), затем – 1925 году (Конституция РСФСР), потом – 1936 г. (СССР), 1937 год – (РСФСР), 1977 г. – СССР, 1978 г. – РСФСР.

Республика Хакасия, Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Тыва, Республика Татарстан (есть своя Конституция, имеется свой язык, имеется своя столица, есть свои элементы символики (герб, гимн, флаг)).

Федеральные округа: Сибирский, Дальневосточный, Уральский, Центральный, Южный, Приволжский, Северо-западный, Северокавказский. С одной стороны есть 83 субъекта, всего – 8 федеральных округов. В этом и есть особенность федеративного устройства.

Москва: субъект РФ, столица РФ (все федеральные агентства находятся в столице кроме Конституционного суда), административный центр Московской области Центрального федерального округа, местное самоуправления осуществляется, мэр города Москвы – федеральное лицо.

IV. Общественные отношения, регулирующие систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, их виды, правовой статус и компетенцию (глава 4 Конституции РФ, глава 5 Конституции РФ, глава 6, глава 7, глава 8 Конституции РФ).

Всего 3 уровня власти:

Читайте также:

  1. C. 4.35. 13). — Авторитетом права прямо признается, что доверенное лицо отвечает за dolus и за всякую culpa, но не за casus, которого нельзя было предусмотреть.
  2. I.2.1) Понятие права.
  3. I.2.3) Система римского права.
  4. I.3.1) Развитие римского права в эпоху Древнего Рима.
  5. I.3.2) Историческое восприятие римского права.
  6. II ОБЩИЕ НАЧАЛА ПУБЛИЧНО-ПРАВОВОГО ПОРЯДКА
  7. II. По правовому основанию различались иски цивильного права и иски преторские.
  8. II.3. Закон как категория публичного права
  9. Ius gentium и его роль в истории права
  10. IV.2.1) Понятие и классификация исков частного права.
Законодательная власть Исполнительная власть Судебная власть
Федеральный уровень власти Государственная дума (450) – Нарышкин. Совет Федерации (166). Правительство РФ (председатель правительства) Конституционный Суд; Верховный суд; Высший Арбитражный суд
Региональный уровень власти Законодательная дума Томской области (42); Губернатор Томской области, Администрация Томской области Мировой суд
Местное самоуправление Глава муниципального образования (мэр); Дума города Томска (36) – Ильиных (председатель) Администрация Томской области

Дума города Томска – Нижний гастроном, Администрация – Верхний гастроном.

Тема 1. Понятие и предмет конституционного права. Место российского конституционного права в системе права России

1. Понятие и предмет конституционного права как отрасли права

Конституционное право — одна из отраслей правовой системы России, представляющая собою совокупность общеобязательных норм, правил поведения, установленных или санкционированных государством, исполнение которых обеспечивается государством, в том числе и методами принуждения.

Правовая система подразделяется на отрасли права, каждая из которых представляет собой относительно самостоятельную часть правовой системы.

В юридической науке основными критериями деления права на отрасли являются предмет и метод правового регулирования.

Предметом конституционного права как отрасли российского права являются общественные отношения, возникающие в связи с закреплением и регулированием:

1) основ конституционного строя Российской Федерации, суверенитета народа и форм его осуществления, принципов государственного устройства и разделения властей, социального и светского характера государства, идеологического многообразия, верховенства конституции в государстве;

2) взаимоотношений между государством и личностью, правовых основ статуса российских граждан, лиц без гражданства и иностранных граждан, находящихся на территории России, прав и свобод человека и гражданина и гарантий их реализации;

3) федеративного устройства России, состава и компетенции ее субъектов, исключительной компетенции федерации и предмета совместного ведения федерации и субъектов, верховенства федеральных законов над правовыми актами субъектов и т. д.;

4) организации и функционирования системы органов федеральной государственной власти Российской Федерации, органов судебной власти, а также местного самоуправления.

Метод правового регулирования конституционного права обусловлен многообразием содержания общественных отношений.

Способом воздействия государства на общественные отношения, составляющие предмет конституционного права, является наделение одной из сторон государственно-властными полномочиями. Такой метод регулирования получил в юридической науке наименование “метод властеотношений”.

Соответственно на другую сторону (стороны) этих отношений возлагается обязанность подчиняться велениям стороны, наделенной такими полномочиями.

Исходя из сказанного можно сделать вывод, что конституционное право как отрасль российского права представляет собой совокупность правовых норм, установленных (санкционированных) государством, в которых закреплены основы конституционного строя Российской Федерации, взаимоотношений между государством и личностью, федеративного устройства России, организации и деятельности системы органов государственной власти, местного самоуправления.

1. Метод обязывания.

1. Метод дозволения, в основном применяется к регулированию статуса гражданина или к определению полномочий государственных органов.

2. Метод запрещения.

Методы обязывания и запрещения осуществляются на основе субординации, т.е. юридического воздействия на основе властно-императивных предписаний. Метод дозволения осуществляется на основе координации и заключается в том, что субъектам конституционных правоотношений предоставляются права на собственные активные действия в пределах закона.

Преобладающей формой конституционно-правового регулирования общественных отношений является метод обязывания. Именно в такой форме провозглашается множество норм конституционного права: «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы» (ч. 2 ст. 15); «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы» (ст. 57 Конституции РФ).

В конституционном праве часто можно встретить запрещающий метод: «Никто не может присваивать власть в РФ» (ч.4 ст.3 Конституции).

Конституционному праву известен и метод дозволения: «Каждый может свободно выезжать за пределы РФ» (ч.2 ст.27 Конституции); «Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения» (ч.3 ст. 35 Конституции РФ).

Предмет конституционно-правового регулирования

Предмет конституционно-правового регулирования

История изучения конституционного права берет начало еще в дореволюционный период. Одним из первых понятие предмета конституционного права, тогда еще «государственного права» ввел Н.М. Коркунов. Он характеризовал государство как юридическое отношение самостоятельного принудительного властвования, где субъектом является все население государства, объектом — сама власть принуждения, а содержание составляет право участия во властвовании и обязанность повиновения. Наука государственного права, по его мнению, составляет «учение о юридическом отношении государственного властвования».

Долгое время юридическая наука была склонна видеть предмет конституционного права исключительно в области политических отношений, хотя спор о субъектах и объектах конституционно-правовых отношений продолжался. В последние годы кардинальные изменения в общественной, экономической и политической сферах жизни общества оживили дискуссию о предмете конституционного права, тема продолжает быть актуальной до сих пор.

По мнению Е.И. Козловой, предметом конституционно-правового регулирования являются системообразующие, базовые отношения, обеспечивающие целостность общества, как организованной структуры, основанной на общих началах политического, экономического и социального устройства. Они представляют фундамент системы социальных связей, подлежащих правовому воздействию. К ним Е.И. Козлова относит отношения, определяющие принципы, на которых основано устройство государства и общества, и выражающие качественные характеристики государства: суверенитет, форма правления, государственное устройство, субъекты государственной власти и способы ее реализации. Важным аспектом в рамках данной концепции конституционного права являются отношения, связанные с установлением допускаемых и охраняемых государством форм собственности, гарантии защиты прав собственников, способов хозяйственной деятельности, охраны труда, системы обеспечения социальных потребностей членов общества в области, культуры, науки, охраны природы и здоровья.

Е.И. Козлова выделяет группу общественных отношений, которые определяют характер взаимоотношений человека и государства, положение человека в обществе и государстве, гражданство, неотъемлемые права, свободы и обязанности человека и гражданина. Предметом конституционно-правового регулирования, по мнению автора, также являются отношения Федерации и субъектов, основные принципы системы органов государственной власти и системы органов местного самоуправления, регулирование сферы отношений, связанных с законодательными (представительными) органами государственной власти и органами местного самоуправления.

М.И. Кукушкин предлагает следующие критерии для определения предмета конституционного права: регулируемые отношения складываются в политической, экономической, социальной сферах, но не должны представлять какую-то отдельную сторону социальных связей; отношения составляют основу, являются базовыми для указанных сфер; отношения должны обеспечивать целостность общества, его единую организацию и структуру; отношения должны составлять такую систему, в которой прослеживаются формы и механизмы осуществления принадлежащей российскому народу власти.

В определение М.В. Баглая конституционное право представляет совокупность правовых норм, охраняющих основные права и свободы человека и учреждающих в этих целях определенную систему государственной власти. Сущность конституционного права в нахождении баланса между свободой и властью, двумя полярными состояниями «анархии» и «тоталитарного гнета». Формирование всей системы права логически начинается именно с конституционных норм, а согласованность национальных отраслей права с конституционными принципами является залогом их существования и развития. В этом состоит, по мнению автора, направляющая роль конституционного права.

М.В. Баглай указывает на важную взаимосвязь политической борьбы и политической культуры общества с философско-политическими основами конституционного права. Автор пишет: «Определение предмета конституционного права требует большой точности, поскольку в этой отрасли речь напрямую идет о гарантиях свободы человека; свобода нуждается для своей охраны лишь в минимуме ограничений, в то время как власть должна быть как раз максимально ограниченной, имея только самый необходимый набор полномочий в интересах людей».

Центральной темой исследования конституционного права являются гражданские свободы, демократические принципы организации государства и общества, которое стоит над государством и строится на признании свободы и инициативы человека. Таким образом, М.В. Баглай выделяет две основные сферы конституционно-правового регулирования: отношения между человеком и государство, властеотношения. Право регулирует только небольшую часть общественных отношений, в то время как большая их часть является предметом саморегуляции на основе морали и гражданских прав. Через права свободного человека складывается определенный общественный порядок: формы собственности, организация экономики, политическая система и социальные отношения.

Конституция Российской Федерации складывалась под давлением традиций, с одной стороны, и либеральных идей, с другой, и занимает промежуточное положение по отношению к другим моделям конституционного права. В странах, где действуют старые конституционные акты, конституционным правом не урегулированы вопросы «основ общественного строя». Напротив, конституции, принятые в XX вв. под давлением «левых» сил, содержат разделы об «экономическом строе» и «социально-этических» отношениях. В Конституции 1993 г. нет раздела об основах общественного строя, но в то же время во многих статьях устанавливаются экономические и социальные функции государства, подчиненные главной цели — охране и содействию реализации прав и свобод человека.

В соответствии с установившейся научной парадигмой в настоящий момент принято рассматривать четыре основные взаимосвязанные сферы регулирования конституционного права. Во-первых, нужно выделить принципы, на которых основано устройство государства и общества, сущностные характеристики, формы, и закрепляющие их нормы гл. 1 Конституции РФ «Основы конституционно строя». Вторая группа — единые основы правового статуса членов общества, отношения между членами общества, человека и государства, гл. 2 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина». В-третьих, отношения между федерацией и субъектами. Урегулирование этих отношений составляет важное условие обеспечения целостности и единства государства, разграничения предметов ведения и полномочий, гл. 3 Конституции РФ «Федеральное устройство». Последняя группа — основные принципы системы органов государственной власти и системы органов самоуправления.

Общество не может быть жизнеспособной организацией без единых основ экономической системы: установления допускаемых и охраняемых государством форм собственности, гарантий защиты прав экономических субъектов. Нормы конституционного права регулируют общественные отношения, выражающие основные принципы организации общества и в этой области. Общество как единый организм, как целостная организация не может существовать без единых основ правового статуса членов общества, без его взаимосвязей с государством и гражданином. Отношения между людьми, которые составляют сущность каждого общества, касаются всех сторон его жизнедеятельности, очень многообразны по своему характеру, обстоятельствам, в силу которых они возникают, допустимой мере воздействия на них государства, права.

Предметом конституционного права являются такие общественные отношения, которые определяют основы взаимоотношений человека с государством, т.е. главные принципы, характеризующие положение человека в обществе и государстве, гражданство, а также основные неотъемлемые права, свобод и обязанности человека и гражданина. Именно эти отношения и являются исходными для стальных общественных отношений между людьми, определяют положение человека в любых его общественно значимых связях.

Поскольку одной из основ конституционного строя России является федерализм, то объективно существует широкая сфера отношений между Федерацией и ее субъектами. Урегулирование этих общественных отношений составляет важное условие обеспечения целостности и единства государства, обоснованных реальными потребностями разграничения предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами. Данные отношения тоже входят в предмет конституционного права.

Целостность общества обеспечиваются не только связывающими все социальные отношения общими принципами его устройства и организации, но и соответствующим механизмом управления социальными процессами, через который осуществляются функции, и свойственные данному обществу как организованной структуре. Таким механизмом являются система государственной власти и система местного самоуправления. Нормы конституционного права закрепляют основные принципы системы органов государственной власти и системы органов местного самоуправления: виды органов государственной власти, правовой статус органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядок их образования, компетенцию, формы деятельности, издаваемые ими акты, систему органов местного самоуправления. Такой правовой регламентацией обеспечивается управление обществом, основанное на четком согласовании и соподчинении всех организационных структур, задействованных в процессе реализации властных функций по управлению обществом.

Конституционное право регулирует абсолютно все сферы общественной деятельности: политическую, экономическую, социальную, культурную, религиозную. Конституционно-правовое регулирование не воздействует на все эти отрасли в одинаковой степени. Однако его предметом являются базовые, основополагающие отношения, фундамент социальной системы, связанные с механизмом, посредством которого осуществляется управление всеми сферами жизнедеятельности общества и поддерживается его целостность. Конституционное право занимает важнейшее место в российской системе общественно-политических отношений, обеспечивает сбалансированность политических сил, полномочий различных ветвей власти, социальных групп и слоев, утверждает целостность и демократические основы государства.

конституционный человек государство гражданин

  • 1. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учеб для вузов / М.В. Баглай. 6-е изд. И доп. — М.: Норма, 2007. — 784 с.
  • 2. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. Изд. 3-е, перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2004. — 587 с.
  • 3. Конституционное право: учебник для бакалавров / отв. ред. В.И. Фадеев. — М.: Проспект, 2013. — 584 с.
  • 4. Кутафин О.Е. Предмет конституционного права. — М.: Юристъ, 2001 — 444 с.

Статья написана по материалам сайтов: lektsii.com, netprava.ru, studwood.ru.

»

Это интересно:  Расписание болезней 2020 год
Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector