+7 (495) 268-06-74  Москва

+7 (812) 309-49-21  Санкт-Петербург

8 (800) 333-88-93  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Бесплатная юридическая консультация

8 (800) 333-88-93

Правовое регулирование банковского кредитования

Понятие и правовые основы банковского кредита

Банковский кредит, как и все элементы, составляющие фи-нансовую систему государства, представляет собой экономическую и правовую категорию. Как экономическая категория банковский кредит является одной из форм движения ссудного капитала, в процессе которого возникают экономические отношения по привлечению временно свободных денежных средств хозяйствующих субъектов и граждан кредитными организациями и созданию в них специальных фондов для последующего предоставления юридическим и физическим лицам денежных средств на определенных условиях. Банковский кредит — неотъемлемый элемент процесса общественного воспроизводства. При недостаточности собственных финансовых ресурсов хозяйствующие субъекты, действующие на различном праве собственности, активно привлекают созданный кредитными организациями ссудный капитал для пополнения оборотных средств, производства капитальных вложений и других целей производственного и непроизводственного характера. Поэтому фонды, создаваемые кредитными организациями, входят в финансовую систему государства.

Как правовая категория банковский кредит представляет собой отдельный финансово-правовой институт, совокупность норм которого регулирует отношения по формированию кредитными организациями денежных фондов и предоставлению юридическим и физическим лицам денежных средств во временное пользование.

Сложность и многоплановость общественных отношений, возникающих при банковском кредитовании, требует применения различных методов при осуществлении их регулирования. Прирегулировании отношений в сфере банковского кредита применяется императивный метод (метод «власти и предписаний»), присущий финансовому праву, и диспозитивный метод (метод «равенства сторон»), характерный для гражданско-правового регулирования. Так, нормы финансового права определяют способы формирования фондов кредитных организаций, порядок распределения и использования средств этих фондов, устанавливают правила осуществления банковской деятельности, обеспечивают контроль и надзор в сфере банковского кредитования и др. Гражданско-правовыми нормами регулируются договорные и иные обяза-тельства, возникающие при банковском кредитовании, определяется правовое положение участников данных отношений и др.

В науке и литературе высказываются и иные точки зрения по вопросам банковского кредитования. Однако никто из ученых и специалистов не отрицает важного значения банковского кредита в сфере финансовой деятельности государства.

Нормы, регулирующие отношения по банковскому кредитованию, составляют подотрасль финансового права — банковское право. Но все чаще высказывается мнение о формировании банковского права как самостоятельной отрасли права, имеющей свой собственный предмет регулирования — общественные отношения, возникающие в процессе банковской деятельности.

Правовые основы банковского кредитования закреплены в Конституции Российской Федерации. Так, ст. 71 Конституции Российской Федерации устанавливает, что финансовое, кредитное регулирование и федеральные банки находятся в ведении Российской Федерации.

К важнейшим правовым актам, регулирующим банковское кредитование, относятся Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и Федеральный закон от 3 февраля 1996 г. № 17-ФЗ «О банках и банковской деятельности». Отношения по банковскому кредиту регулируются также нормативными актами Президента и Правительства Российской Федерации. Важную роль в регулировании банковского кредитования играют инструкции, указания, приказы и иные нормативные акты Центрального банка Российской Федерации. Определенное место в регулировании банковского кредита принадлежит банковским обычаям и деловым обыкновениям.

Принципы и виды банковского кредита

Банковское кредитование основано на принципах, которые определяют его экономическую сущность и закреплены специальными нормами права. К принципам банковского кредитования относятся:

  • срочность;
  • возвратность;
  • платность;
  • обеспеченность;
  • целенаправленность.

Предоставление банковского кредита осуществляется на принципе срочности, т.е. денежные средства выделяются юридическим и физическим лицам во временное пользование и должны быть возвращены в установленный срок. Принцип срочности взаимосвязан с принципом возвратности, поскольку полученные заемщиком финансовые ресурсы должны быть возвращены кредитору.

Осуществление принципа платности банковского кредитования основывается на возмездном характере услуг, оказываемых кредитными организациями при предоставлении кредита. За предоставление банковского кредита, как правило, взимается определенная плата в виде процента. Размер процентной ставки устанавливается сторонами по кредитному договору самостоятельно. В условиях рыночных отношений размер процентной ставки за банковский кредит зависит от спроса и предложения денежных средств на кредитном рынке. Законодательством может быть предусмотрено ограничение предельного размера процента за пользование банковским кредитом. Так, при предоставлении кредита клиенту кредитной организации за счет централизованных кредитных ресурсов он не должен превышать более чем на 3 процента процентную ставку Банка России (так называемая принудительная маржа ).

Денежные средства, полученные кредитными организациями в виде процента за предоставление кредита, служат источником формирования их собственных доходов.

Принцип обеспеченности означает, что банковский кредит может обеспечиваться залогом недвижимого и движимого имущества, в том числе государственных и иных ценных бумаг, банковскими гарантиями и иными способами, предусмотренными фе-деральными законами или договором. Так, в соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» при нарушении заемщиком обязательств по договору банковского кредита кредитная организация вправе обращать взыскание на заложенное имущество. Законодательством предусматривается возможность предоставления кредита без обеспечения, основанного на доверии так называемого бланкового кредита. Им пользуются клиенты, имеющие длительные деловые отношения с банком и обладающие высокой платежеспособностью.

Банковский кредит выдается на строго определенные цели, указанные в договоре. Использование его не по целевому назначению влечет за собой применение соответствующих санкций.

В мировой банковской практике выделяют также принцип диф- ференцированности кредитования, который означает, что при предоставлении кредита учитывается кредитоспособность клиента, его финансовое положение, создающее у кредитной организации уверенность в возможности заемщика возвратить кредит в установленный срок.

В науке и литературе имеются различные основания для классификации банковского кредита. В зависимости от срока предоставления банковский кредит подразделяется на два вида: краткосрочный (до 1 года) и долгосрочный (от 1 года и более).

В ходе экономических реформ 90-х гг. XX в. кредитные организации предоставляли в основном краткосрочные банковские кредиты. Получили распространение такие кредиты, как:

  • онкольный кредит — отзывной краткосрочный кредит, который заемщик обязуется погасить по первому требованию кредитора;
  • кредит «свинг» — кредит, предоставляемый заемщику для покупки им имущества на срок, пока заемщик не продаст уже имеющееся у него другое имущество;
  • кредит «овер найт» — сверхкраткосрочный кредит сроком на сутки или на выходные (с вечера пятницы до утра понедельника) и др.

Постепенно в результате стабилизации и развития финансового рынка в Российской Федерации нашли применение и долгосрочные банковские кредиты, к которым можно отнести:

  • ипотечный кредит — кредит, предоставляемый под залог недвижимости, в первую очередь под залог земельных участков, зданий и сооружений. Наиболее распространенный банковский кредит во всех странах;
  • контокоррентный кредит — кредит, предоставляемый банком своим постоянным клиентам, имеющим в банке единый расчетный (контокоррентный) счет, на котором учитываются все поступления и платежи клиента;
  • связанный кредит — кредит, выдаваемый с дополнительной оговоркой, связывающим условием, в соответствии с которым определено его назначение (например, под закупку конкретного товара);
  • возобновляемый кредит («револьверный») — кредит, предоставленный на новый срок, автоматически продлеваемый в пределах установленного лимита и сроков погашения.

Следует учесть, что на практике вышеперечисленные виды банковского кредита могут быть как краткосрочными, так и дол-госрочными.

В зависимости от объекта кредитования банковский кредит предоставляется на создание материальных запасов, реализацию товаров, накопление товарно-материальных ценностей, строительство и реконструкцию предприятий, организацию выпуска новой продукции, затраты по жилищному строительству и строительство объектов социально-культурной сферы и другие цели.

Банковская система Российской Федерации

Банковская система является составной частью финансово-кредитной системы государства. Современная банковская система в России была создана в начале 1991 г., после принятия 2 декабря 1990 г. двух законов РСФСР: «О Центральном банке РСФСР (Банке России)» и «О банках и банковской деятельности в РСФСР». С этого момента банковская система стала активно развиваться и оказывать существенное влияние на экономические процессы.

Банковская система Российской Федерации включает в себя Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков. Законодательство определяет кредитную организацию как юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные Федеральным законом «О банках и банковской деятельности». К банковским операциям относятся:

  • привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);
  • размещение привлеченных денежных средств физических и юридических лиц во вклады от своего имени и за свой счет;
  • открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;
  • осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;
  • инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;
  • купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;
  • привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;
  • выдача банковских гарантий;
  • осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковского счета.

Кроме банковских операций, для осуществления которых требуется лицензия Банка России, кредитные организации вправе осуществлять следующие сделки:

  • выдавать поручительства за третьих лиц, предусматривающие исполнение обязательств в денежной форме;
  • приобретать права требования от третьих лиц исполнения обязательства в денежной форме;
  • заключать договор о доверительном управлении денежными средствами и иным имуществом;
  • осуществлять операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями;
  • предоставлять в аренду специальные помещения или находящиеся в них сейфы для хранения документов и ценностей;
  • проводить лизинговые операции;
  • оказывать консультационные и информационные услуги.

Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество (ОАО, ООО и др.). Кредитной организации запрещается заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью. За осуществление кредитной организацией производственной, торговой и страховой деятельности установлена административная ответственность (ст. 15.26 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Кредитные организации делятся на два вида: банки и небанковские кредитные организации. Банк (от итал. Ьапсо — скамья) — кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц; размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности; от-крытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

В соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» допускается деятельность небанковских кредитных организаций, т.е. кредитных организаций, имеющих право осуществлять отдельные виды банковских операций. Допустимое сочетание указанных операций устанавливает Банк России. Каждое государство создает свою банковскую систему и осуществляет правовое регулирование банковской деятельности. В большинстве экономически развитых стран банковская система имеет двухуровневую структуру. Такую же структуру имеет и банковская система Российской Федерации:

  1. й уровень — Центральный банк Российской Федерации;
  2. й уровень — другие кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков.

Однако банковская система практически любого государства имеет свои структурные особенности. Так, банковская система США состоит из 12 федеральных резервных банков Нью-Йорка, Бостона, Филадельфии, Ричмонда, Атланты, Далласа, Сан-Франциско, Канзас-Сити, Сент-Луиса, Чикаго, Кливленда, которые вместе образуют 1-й уровень Федеральной резервной системы, выполняющей роль Центрального банка страны. Во Франции на 2-м уровне банковской системы практически отдельной группой выделены муниципальные банки, главным направлением деятельности которых являются операции со средствами местных бюджетов. В Российской Федерации банковская система также имеет свои особенности.

К коммерческим банкам, основная доля уставного капитала которых принадлежит Банку России, относятся Сберегательный банк Российской Федерации, а также банки, расположенные за пределами территории Российской Федерации: Донау-банк АГ (Вена, Австрия), Ист-Вест Юнайтед банк (Люксембург), Коммерческий банк для Северной Европы — Евробанк (Париж, Фран-ция), Московский Народный банк Лтд (Лондон, Великобритания), Ост-Вест Хандельсбанк АГ (Франкфурт-на-Майне, Германия).

В структуру коммерческих банков входят и специализированные банки, осуществляющие отдельные виды банковских операций. К ним можно отнести:

  • биржевой банк — специализированный банк, предоставляющий кредиты под «молниеносные» биржевые сделки и тем самым способствующий их заключению;
  • инвестиционный банк — банк, специализирующийся на инвестиционных операциях в виде купли-продажи ценных бумаг, а также на предоставлении инвестиционных кредитов;
  • инновационный банк — специализированный банк, создаваемый для кредитования в первую очередь долгосрочных рисковых проектов, связанных с новыми разработками технического и технологического характера;
  • ипотечный банк — специализированный коммерческий банк, занимающийся выдачей кредитов под залогнедвижимости либо на приобретение недвижимости. В зависимости от направления кредитования ипотечные банки делятся на земельные, коммунальные и др.;
  • внешнеторговый банк — разновидность специализированных банков, осуществляющих преимущественно операции по кредитованию экспорта и импорта, проведение взаимных внешнеторговых расчетов.

Кредитные организации могут создавать союзы и ассоциации, не преследующие цели извлечения прибыли, для защиты и представления интересов своих членов, координации их деятельности, развития межрегиональных и международных связей, удовлетворения научных, информационных и профессиональных интересов, выработки рекомендаций по осуществлению банковской деятельности и решению иных совместных задач кредитных организаций. Союзы и ассоциации кредитных организаций не имеют права осуществлять банковские операции. Законодательством допускается создание кредитными организациями банковской группы и банковского холдинга.

Банковской группой признается не являющееся юридическим лицом объединение кредитных организаций, в котором одна (головная) кредитная организация оказывает прямо или косвенно (через третье лицо) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления другой (других) кредитной организации (кредитных организаций).

Банковским холдингом признается не являющееся юридическим лицом объединение юридических лиц с участием кредитной организации (кредитных организаций), в котором юридическое лицо, не являющееся кредитной организацией (головная организация банковского холдинга), имеет возможность прямо или косвенно (через третье лицо) оказывать существенное влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации (кредитных организаций).

Филиалы и представительства иностранных банков допускаются к банковской деятельности на территории Российской Федерации только в пределах квоты участия иностранного капитала в банковской системе России. Размер (квота) участия устанавливается федеральным законом по предложению Правительства Российской Федерации, согласованному с Банком России. Указанная квота рассчитывается как отношение суммарного капитала, принадлежащего нерезидентам в уставных капиталах кредитных организаций с иностранными инвестициями, и капитала филиалов иностранных банков к совокупному уставному капиталу кредитных организаций, зарегистрированных на территории Российской Федерации. При достижении установленной квоты Банк России прекращает выдачу лицензий на осуществление банковских операций банкам с иностранными инвестициями, филиалам и представительствам иностранных банков.

Правовой статус Банка России

Банк России является банком 1-го уровня банковской системы Российской Федерации. Статус, цели деятельности, функции и его полномочия определяются Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»

1. Банк России осуществляет свои функции и полномочия независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Центральный банк Российской Федерации является юридическим лицом. Уставный ка-питал (3 млрд рублей) и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью.

Государство не отвечает по обязательствам Центрального банка Российской Федерации, а Банк России — по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства.

Целями деятельности Банка России являются защита и обеспечение устойчивости рубля, развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации, обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

Центральный банк Российской Федерации выполняет следующие функции:

  • во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно- кредитную политику;
  • монопольно осуществляет эмиссию наличных денег, утверждает графическое обозначение рубля в виде знака и организует наличное денежное обращение;
  • является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;
  • устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;
  • устанавливает правила проведения банковских операций;
  • осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации;
  • осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;
  • принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;
  • осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;
  • осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;
  • организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;
  • устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации;
  • устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;
  • осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.

Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. Государственная Дума назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России по представлению Президента Российской Федерации, назначает на должность и освобождает от должности членов Совета директоров Банка России по представлению Председателя Банка, согласованному с Президентом Российской Федерации. На заседаниях Государственной Думы рассматриваются основные направления единой государственной денежно-кредитной политики, годовой отчет Банка России, заслушиваются доклады Председателя Банка о его деятельности.

Банк России издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.

Правила подготовки нормативных актов Банка России устанавливаются Банком России самостоятельно. Нормативные акты Банка России должны быть зарегистрированы в порядке, установленном для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Не подлежат государственной регистрации нормативные акты Банка России, устанавливающие:

  • курсы иностранных валют по отношению к рублю;
  • изменение процентных ставок;
  • размер резервных требований;
  • размеры обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп;
  • прямые количественные ограничения;
  • правила бухгалтерского учета и отчетности для Банка России;
  • порядок обеспечения функционирования системы Банка России.

В систему управления Банка России входят: Национальный банковский совет, Председатель Банка России и Совет директоров. Численность Национального банковского совета составляет 12 человек (2 — от Совета Федерации, 3 — от Государственной Думы, 3 — от Президента РФ, 3 — от Правительства РФ и Председатель Банка России). Он является коллегиальным органом Банка России. В компетенцию Национального банковского совета входит следующее:

  • рассмотрение годового отчета Банка России;
  • утверждение на основе предложений Совета директоров на очередной год не позднее 15 декабря предшествующего года общего объема расходов;
  • рассмотрение вопросов совершенствования банковской системы Российской Федерации;
  • рассмотрение проекта основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;
  • решение вопросов, связанных с участием Банка России в капиталах кредитных организаций;
  • утверждение по предложению Совета директоров правил бухгалтерского учета и отчетности для Банка России;
  • утверждение по предложению Совета директоров порядка формирования провизий Банка России и порядка распределения прибыли Банка России, остающейся в распоряжении Банка России и др.
Это интересно:  Когда проходить диспансеризацию по году рождения

Совет директоров Банка России состоит из Председателя Банка России и 12 членов. Члены Совета директоров назначаются на должность Государственной Думой сроком на 4 года по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президен-том Российской Федерации, и работают на постоянной основе в Банке России. Совет директоров заседает не реже одного раза в месяц. К основным функциям Совета директоров относится следующее:

  1. во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разработка проекта основных направлений единой государ- стенной денежно-кредитной политики и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики и представление этих документов для рассмотрения в Национальный банковский совет, а также Президенту Российской Федерации, в Правительство Российской Федерации и Государ-ственную Думу;
  2. утверждение годовой финансовой отчетности Банка России, рассмотрение аудиторского заключения по годовой финансовой отчетности Банка России и заключения Счетной палаты Российской Федерации по результатам проверки счетов и операций Банка России;
  3. утверждение отчета о деятельности Банка России;
  4. рассмотрение и представление в Национальный банковский совет на утверждение на очередной год с расчетами и обоснованиями не позднее 1 декабря предшествующего года общего объема расходов;
  5. другие функции, установленные ст. 18 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Председатель Банка России действует от имени Центрального банка Российской Федерации и представляет (без доверенности) его интересы в отношениях с органами государственной власти, кредитными организациями, организациями иностранных государств, международными организациями, другими учреждениями и организациями. Кроме того, Председатель Банка России председательствует на заседаниях Совета директоров (в случае равенства голосов голос Председателя Банка России является решающим), подписывает нормативные акты Банка России, решения Совета директоров, назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Банка России, а также несет всю полноту ответственности за деятельность Банка России.

Для реализации возложенных на него функций Банк России участвует в разработке экономической политики Правительства Российской Федерации. Председатель Банка России или по его поручению один из его заместителей участвует в заседаниях Правительства Российской Федерации, а также может принимать участие в заседаниях Государственной Думы при рассмотрении законопроектов, касающихся вопросов экономической, финансовой, кредитной и банковской политики.

Банк России имеет право осуществлять банковские операции и сделки с российскими и иностранными кредитными организациями, с Правительством Российской Федерации. В соответствии со ст. 46 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» к таким операциям и сделкам отнесены:

  • предоставление кредитов на срок не более одного года под обеспечение ценными бумагами и другими активами, если иное не установлено федеральным законом о федеральном бюджете;
  • покупка и продажа государственных ценных бумаг на открытом рынке;
  • покупка и продажа облигаций, эмитированных Банком России, и депозитных сертификатов;
  • покупка и продажа иностранной валюты, а также платежных документов и обязательств, номинированных в иностранной валюте, выставленных российскими и иностранными кредитными организациями;
  • покупка, хранение, продажа драгоценных металлов и иных видов валютных ценностей;
  • проведение расчетных, кассовых и депозитных операций, принятие на хранение и в управление ценных бумаг и других активов;
  • выдача поручительств и банковских гарантий;
  • осуществление операций с финансовыми инструментами, используемыми для управления финансовыми рисками;
  • открытие счетов в российских и иностранных кредитных организациях на территории Российской Федерации и террито-риях иностранных государств;
  • выставление чеков и векселей в любой валюте;
  • осуществление других банковских операций и сделок от своего имени в соответствии с обычаями делового оборота, принятыми в международной банковской практике.

Банк России вправе осуществлять банковские операции и сделки на комиссионной основе, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Например, без взимания комиссионного вознаграждения осуществляются операции со средствами федерального бюджета, средствами государственных внебюджетных фондов, а также операции по обслуживанию государственного долга Российской Федерации и операции с золотовалютными резервами Российской Федерации.

Несмотря на то что получение прибыли не является основной целью деятельности Банка России, при осуществлении им финансовой деятельности разница между суммой доходов, полученных при проведении банковских операций, и суммой расходов, связанных с выполнением функций Банка России, признается прибылью Банка. После утверждения Советом директоров годо-вой финансовой отчетности Банка России 50 процентов фактически полученной по итогам года прибыли перечисляется в федеральный бюджет. Оставшаяся прибыль направляется в резервы и фонды р.п’шчпот п.ипдчспия, при этом Банк России уплачивает палош и сборы п сооI вегсгвии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Банк России не имеет права предоставлять кредиты Правительству Российской Федерации для финансирования дефицита федерального бюджета, покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении, за исключением тех случаев, когда это предусматривается федеральным законом о федеральном бюджете, а также не вправе предоставлять кредиты для финансирования дефицитов бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Кроме того, Центральному банку Российской Федерации запрещено осуществлять банковские операции с юридическими лицами, не имеющими лицензии на проведение банковских операций, и физическими лицами, приобретать акции (доли) кредитных и иных организаций, заниматься торговой и производственной деятельностью, осуществлять операции с недвижимостью, за исключением случаев, связанных с обеспечением дея-тельности Банка России и его организаций. Также запрещена пролонгация предоставленных Центральным банком Российской Федерации кредитов, исключение может быть сделано только по решению Совета директоров.

Банковское регулирование и банковский надзор

Как орган управления кредитной системой государства Банк России осуществляет функции банковского регулирования и надзора. Главными целями банковского регулирования и банковского надзора являются поддержание стабильности банковской системы Российской Федерации и защита интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Регулирующие и надзорные функции Банка России осуществляются через действующий на постоянной основе орган — Комитет банковского надзора, объединяющий структурные подразделения Банка России, обеспечивающие выполнение его надзорных функций. Структура Комитета банковского надзора утверждается Советом директоров. Руководитель Комитета банковского надзора назначается Председателем Банка России из числа членов Совета директоров.

Банк России устанавливает обязательные для кредитных организаций и банковских групп правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности, организации внутреннего контроля, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности, а также другой информации. Для осуществления своих функций Банк России в соответствии с перечнем, установленным Советом директоров, имеет право запрашивать и получать у кредитных организаций необходимую информацию об их деятельности, а также требовать разъяснений по полученной информации.

В то же время Центральный банк Российской Федерации не вправе:

  • требовать от кредитных организаций выполнения несвойственных им функций;
  • требовать предоставления не предусмотренной федеральными законами информации о клиентах кредитных организаций и об иных третьих лицах, не связанной с банковским обслуживанием указанных лиц;
  • устанавливать прямо или косвенно ограничения на проведение операций клиентами кредитных организаций;
  • обязывать кредитные организации требовать от их клиентов документы, не предусмотренные федеральными законами.

В целях осуществления регулирующих и надзорных функций Банк России уполномочен принимать решение о государственной регистрации кредитных организаций. Центральный банк Российской Федерации ведет Книгу государственной регистрации кре-дитных организаций и выдает им лицензии на осуществление банковских операций.

Кредитные организации приобретают статус юридического лица с момента их государственной регистрации. Сообщение о государ-ственной регистрации кредитной организации публикуется в «Вестнике Банка России». Лицензия на осуществление банковских операций выдается кредитной организации после ее государственной регистрации и без ограничения сроков действия.

Кредитной организации могут быть выданы следующие лицензии:

  • на осуществление банковских операций со средствами в рублях без права или с правом привлечения во вклады денежных средствфизических лиц ;
  • на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте без права или с правом привлечения во вклады денежных средств физических лиц;
  • на осуществление операций с драгоценными металлами.

Кредитная организация может получить и генеральную лицензию, которая выдается банку, уже имеющему лицензии на осуществление всех банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте. Генеральная лицензия не расширяет круг выполняемых банком операций, а предоставляет право в установленном порядке открывать филиалы, представительства и дочерние организации на территории иностранного государства и приобретать доли в уставном капитале иностранных банков.

В целях обеспечения финансовой устойчивости кредитных орга-низаций Центральный банк Российской Федерации устанавливает обязательные экономические нормативы.

Обязательные нормативы — это методы управления денежным оборотом и регулирования деятельности кредитных организаций и производимых ими банковских операций. К обязательным нормативам отнесены:

  • минимальный размер уставного капитала для создаваемых кредитных организаций, размер собственных средств (капитала) для действующих кредитных организаций в качестве условия создания на территории иностранного государства их дочерних организаций и открытия их филиалов, получения небанковской кредитной организацией статуса банка, а также получения кредитной организацией статуса дочернего банка иностранного банка;
  • предельный размер имущественных (неденежных) вкладов в уставный капитал кредитной организации. Такой размер имущественных (неденежных) вкладов в уставной капитал, а также перечень видов имущества в неденежной форме, которое может быть внесено в оплату уставного капитала кредитной организации, устанавливает Центральный банк Российской Федерации;
  • максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков. Данный норматив устанавливается в процентах от размера собственных средств (капитала) и не может превышать 25 процентов размера собственных средств (капитала) кредитной организации. При определении максимального размера риска учитываются вся сумма кредитов кредитной организации, выданная одному заемщику или группе связанных заемщиков, а также суммы гарантий и поручительств, предоставленных кредитной орга-низацией заемщику или группе связанных заемщиков;
  • максимальный размер крупных кредитных рисков. Крупным кредитным риском является сумма кредитов, гарантий и поручительств в пользу одного клиента, превышающая 5 процентов собственных средств (капитала) организации (банковской группы). Максимальный размер крупных кредитных рисков не может превышать 800 процентов размера собственных средств (капитала) кредитной организации;
  • нормативы ликвидности кредитной организации. Ликвидность — способность обеспечить своевременное выполнение долговых обязательств, платежеспособность. Нормативы ликвидности кредитной организации определяются как отношение ее ак-тивов к пассивам с учетом сроков, сумм и типов активов и пассивов и других факторов, а также отношение ее ликвидных активов (наличных денежных средств, краткосрочных финансовых вложений и других легкореализуемых активов) к суммарным активам;
  • нормативы использования собственных средств (капитала) кредитной организации для приобретения акций (долей) других юридических лиц. Эти нормативы определяются как выраженное в процентах отношение сумм инвестируемых и собственных средств (капитала) кредитной организации (банковской группы). Размер норматива использования собственных средств (капитала) кредитной организации для приобретения акций (долей) других юридических лиц не может превышать 25 процентов размера собственных средств (капитала) кредитной организации (банковской группы);
  • максимальный размер кредитов, банковских гарантий и по-ручительств, предоставленных кредитной организацией своим участникам (акционерам). Максимальный размер определяется в процентах от собственных средств (капитала) кредитной организации (банковской группы) и не может превышать 50 процентов.

К обязательным нормативам относятся также нормативы достаточности собственных средств (капитала), размер валютного, процентного и иных финансовых рисков, минимальный размер резервов, создаваемых под риски. Банк России уполномочен устанавливать дополнительные обязательные нормативы для отдельных видов организаций (например, для организаций, осуществляющих эмиссию облигаций с ипотечным покрытием). Кредитные организации не имеют права изменять установленные для них Централь-ным банком Российской Федерации обязательные нормативы. В со-ответствии со ст. 15.26 Кодекса Российской Федерации об админи-стративных правонарушениях установлена административная ответ-ственность за нарушение кредитной организацией установленных Банком России нормативов и иных обязательных требований.

Для осуществления своих функций банковского регулирования и банковского надзора Банк России проводит проверки кредитных организаций (их филиалов), направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применяет предусмотренные законодательством санкции по отношению к нарушителям.

Проверки могут осуществляться уполномоченными представителями (служащими) Банка России в порядке, установленном Советом директоров, или по поручению Совета директоров аудиторскими организациями. Уполномоченные представители (служащие) Банка России имеют право получать и проверять отчетность и другие документы кредитных организаций (их филиалов), при необходимости снимать копии с соответствующих документов для приобщения к материалам проверки. Порядок проведения проверок кредитных организаций (их филиалов), в том числе определение обязанностей кредитных организаций (их филиалов) по содействию в проведении проверок, определяется Советом директоров.

Банк России не праве проводить более одной проверки кредитной организации (ее филиала) по одним и тем же вопросам за один и тот же отчетный период деятельности кредитной организации (ее филиала). При этом проверкой могут быть охвачены только пять календарных лет деятельности кредитной организации (ее филиала), предшествующие году проведения проверки.

Проведение Банком России повторной проверки кредитной организации (ее филиала) по одним и тем же вопросам за один и тот же отчетный период деятельности кредитной организации (ее филиала) за уже проверенный период разрешается, если проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией кредитной организации, а также по мотивированному решению Совета директоров. Такое решение Совета директоров может приниматься в порядке контроля деятельности территориального учреждения Банка России, проводившего проверку, либо на основании ходатайства соответствующего структурного подразделения Банка России в целях оценки финансового состояния и качества активов и пассивов кредитной организации.

В случаях нарушения кредитной организацией федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации Банк России имеет право требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений, взыскивать штраф в размере до 0,1 процента минимального размера уставного капитана либо ограничивать проведение кредитной организацией отдельных операций на срок до шести месяцев.

В случае неисполнения в установленный срок предписаний Банка России об устранении нарушений, выявленных в деятельности кредитной организации, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией банковские операции или сделки создали реальную угрозу интересам ее кредиторов (вкладчиков), Банк России вправе:

  • взыскать с кредитной организации штраф в размере до 1 процента размера оплаченного уставного капитала, но не более 1 процента минимального размера уставного капитала;
  • потребовать от кредитной организации:
  • осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению
  • кредитной организации, в том числе изменения структуры ее активов;
  • замены руководителей кредитной организации, перечень должностей которых указан в ст. 60 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;
  • осуществления реорганизации кредитной организации;
  • изменить на срок до шести месяцев установленные для кредитной организации обязательные нормативы;
  • ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной ей лицензией на осуществление банковских операций, на срок до одного года, а также на открытие ею филиалов на срок до одного года;
  • назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией на срок до шести месяцев. Порядок назначения и деятельности временной администрации устанавливается федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России;
  • ввести запрет на осуществление реорганизации кредитной организации, если в результате ее проведения возникнут осно-вания для применения мер по предупреждению банкротства кредитной организации, предусмотренные Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»;
  • предложить учредителям (участникам) кредитной организации, которые самостоятельно или в силу существующего между ними соглашения, либо участия в капитале друг друга, либо иных способов прямого или косвенного взаимодействия имеют возможность оказывать влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации, предпринять действия, направленные на увеличение собственных средств (капитала) кредитной организации до размера, обеспечивающего соблюдение ею обязательных нормативов.

Банк России вправе отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О банках и банковской деятельности». Порядок отзыва лицензии на осуществление банковских операций устанавливается нормативными актами Центрального банка Российской Федерации.

В целях защиты интересов вкладчиков и кредиторов Банк России вправе назначить в кредитную организацию, у которой отозвана лицензия на осуществление банковских операций, уполномоченного представителя Банка России. В период деятельности уполномоченного представителя Банка России кредитная организация вправе осуществлять разрешенные ей федеральными законами сделки только по согласованию с уполномоченным представителем Банка России в порядке, установленном Федеральным законом «О банках и банковской деятельности».

Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противо-действии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» установлено, что обязательному контролю подлежит операция банков с денежными средствами или иным имуществом, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 тыс. рублей. Данные операции подлежат проверке не только со стороны Банка России, но и со стороны Федеральной службы по финансовому мониторингу.

Правовое регулирование банковского кредитования

Кредитование является не просто традиционной, но одной из основополагающих банковских операций (наряду с приемом депозитов). Как пишет по этому поводу Росс Кранстон, кредитование находится в самом центре банковского бизнеса. На банковском жаргоне кредиты являются банковскими активами».

Сфера кредитования традиционно являлась сферой очень существенной договорной свободы. Практически это означало, что кредиты оформлялись договорами, условия которых либо определялись банком по своему усмотрению, либо согласовывались между сторонами в зависимости от их экономических позиций, но государство вмешивалось в сферу договорного оформления кредитной сделки в минимальной степени. Другое проявление свободы кредитования может быть замечено в широком наборе кредитных продуктов, предлагаемых банками.

Это интересно:  Аренда муниципальных нежилых помещений

Отмеченные выше черты подверглись определенным модификациям в современном банковском бизнесе и праве. В настоящее время было бы, скорее всего, не совсем правильно считать кредиты основным банковским активом — вернее говорить о диверсификации активов банков. Сказанное не должно пониматься как то, что кредитование можно не рассматривать в настоящее время как одну из основополагающих банковских операций. Напротив, в подтверждение традиционной важности этой операции уместно сослаться хотя бы на «общеевропейское» определение кредитного института — согласно банковским директивам профессиональная предпринимательская деятельность кредитного института состоит именно в приеме депозитов и предоставлении кредитов, другие операции в собственно определении кредитного института не упоминаются. Что же касается договорной свободы при осуществлении банковского кредитования, то она также подвергается заметным ограничениям в современном банковском праве. Это прежде всего проявляется в сфере потребительского кредитования, где законодатель вмешивается в само содержание кредитного договора, равно как и в процесс его подготовки и заключения. В сфере бизнес-кредитования такое вмешательство, естественно, имеет место в гораздо меньшей степени, однако и эта сфера не избежала определенного законодательного и регулятивного воздействия, вследствие которого кредитные институты следуют ряду нормативных ограничений, направленных как на защиту интересов заемщиков, так и на снижение кредитного риска.

Отличительной особенностью банковского кредитования является то, что оно осуществляется за счет привлеченных средств. Это принципиальное отличие банковского кредитования от иной передачи денежных средств (в том числе под проценты и даже в систематическом порядке) неоднократно подчеркивалось в отечественной литературе по банковскому праву. Например, как пишет по этому поводу А.Я. Курбатов, «основным критерием разграничения банковского и небанковского кредитования является источник размещаемых денежных средств. Банковским кредитованием является размещение денежных средств, привлеченных в виде банковских вкладов (депозитов) и в виде поступления на банковские счета клиентов. Именно размещение денежных средств, полученных из данных источников, требует получения разрешения Банка России». О.М. Олейник указывает, что исключительной банковской деятельностью является осуществление кредитования за счет привлеченных денежных средств, в то время как кредитование за счет собственных средств «лежит полностью в пределах частноправового регулирования, предполагающего максимальную степень свободы воли субъектов правоотношений».

Утверждение о том, что отличительной особенностью банковского кредитования является кредитование за счет привлеченных денежных средств, подтверждается и банковским законодательством, как российским, так и зарубежным, а также доктриной.

Необходимо отметить, что банковское кредитование с точки зрения своего юридического содержания отличается еще одной существенной чертой (помимо отмеченного ранее использования в качестве кредитных ресурсов привлеченных в депозиты денежных средств). Эта существенная черта суть кредитный комплайенс. Речь идет о том, что банковское кредитование — это не просто гражданско-правовая сделка — это кредитный договор. С точки зрения банковского права дело предстает таким образом, что кредитование — это гражданско-правовые сделки, заключаемые с соблюдением банковско-правовых (законодательных и регулятивных) норм о кредитовании. Эти нормы могут предусматривать соблюдение экономических нормативов, создание резервов, соблюдение регулятивных требований к качеству кредитной документации, использованию средств снижения кредитного риска, а в ряде случаев и требования к содержанию соответствующего кредитного договора (как, например, в случае потребительского кредита).

Нужно сказать, что кредитные продукты различались и различаются разнообразием. При этом, несмотря на это разнообразие, в банковском праве всегда существовала тенденция к их классификации, которая сводила все это многообразие к нескольким типам кредитования.

Хотя кредитный договор представляет собой в значительной степени сферу «свободного правотворчества» заинтересованных субъектов, прежде всего банка, предоставляющего кредит, эта договорная практика выработала в каждой стране набор общепринятых конструкций, входящих в ее содержание. Поскольку договор выражает волю стороны и поскольку ведущей стороной при формировании условий кредитного договора является в большинстве случаев банк, то не удивительно, что в современном банковском обороте кредитный договор защищает прежде всего интересы именно банка-кредитора. Интерес банка-кредитора может быть представлен как стремление к получению прибыли вследствие кредитной сделки. В свою очередь, для обеспечения того, чтобы прибыль имела место, договор должен закрепить две группы условий:

1) условия, предоставляющие банку право потребовать прибыли (т.е. возврата основной суммы долга и уплаты процентов),

2) условия, снижающие риск неполучения предусмотренной договором прибыли.

Другими словами, кредитный договор формализует волю банка на получение прибыли и снижение кредитного риска. Сейчас мы хотели бы обратить внимание главным образом на второй аспект — снижение кредитного риска, поскольку он обнаруживает интересную тенденцию в современном банковском праве — тенденцию, состоящую в конвергенции частноправовых и публично-правовых интересов в современном банковском праве. Действительно, публично-правовой интерес при регулировании кредитных операций состоит в сохранении финансовой устойчивости кредитного института в процессе осуществления им банковского кредитования. Это достигается прежде всего вниманием к вопросу кредитного риска — соответственно этому риску от кредитного института требуется поддержание адекватного уровня достаточности капитала, а в ряде случаев (превышение определенных экономических нормативов) кредитование оказывается запрещенным пруденциальными нормами. В то же время частноправовая сфера также не игнорирует данный аспект — как только что было сказано, одна из основных целей кредитного договора состоит в снижении кредитного риска средствами договорного права.

По кредитному договору банк или иная кредитная организация обязуются предоставить денежные средства заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить на нее проценты (ст. 819 ГК РФ). Этому обязательству посвящен § 2 гл. 42 ГК.

Родовая принадлежность кредитного договора к договору займа обусловила возможность применения к нему положений § 1 гл. 42 ГК в части, не противоречащей правилам § 2 гл. 42 ГК и существу кредитного договора. Во- вторых, кредитный договор имеет нормообразующую специфику, которая выражается в следующем. Договор займа сформулирован как реальный. Однако для тех возмездных заемных отношений, в которых на стороне заимодавца выступает банк или иная кредитная организация, а предметом являются деньги, конструкция реального договора оказывается узкой и требуется применение конструкции консенсуального договора. В связи с этим закон сформулировал специальные нормы, отражающие особенности консенсуального договора займа, и установил, в каких случаях стороны вправе заключить консенсуальный договор займа по поводу денег.

Правила § 2 гл. 42 ГК имеют унифицированное значение, отражающее консенсуальность любого заемного обязательства независимо от иных признаков (фигуры заимодавца, предмета займа). Такие нормы применимы ко всем заемным правоотношениям, сформулированным в ГК как консенсуальные. Не случайно в ст. 822 ГК, посвященной договору товарного кредита, предусмотрена возможность применения к нему правил о кредитном договоре в части, не противоречащей специфике товарного кредита.

В ст. 819 ГК предусмотрено, что консенсуальный договор займа, предметом которого являются деньги, может быть заключен, когда на стороне заимодавца участвует банк или иная кредитная организация, а сам заем носит возмездный характер. Таким образом, квалифицирующими признаками кредитного договора являются: 1) участие на стороне заимодавца банка или иной кредитной организации; 2) денежные средства как предмет займа; 3) возмездность обязательства. Отсутствие любого из перечисленных признаков исключает квалификацию обязательства как кредитного договора и, соответственно, его консенсуальный характер. Иными словами, договор денежного займа может быть консенсуальным, но только когда заимодавцем выступает банк или иная кредитная организация, а заем является возмездным (процентным).

На практике возник вопрос о квалификации договора, по которому банк обязался беспроцентно выдать взаймы денежную сумму. Можно ли считать такой договор заключенным до выдачи денег? В юридической литературе высказывается мнение о том, что отношений по беспроцентному займу с участием банка-заимодавца в принципе быть не может, поскольку это противоречит природе договора с участием заимодавца — кредитной организации. В связи с этим делается вывод о том, что любой договор беспроцентного займа с участием банка (как реальный, так и консенсуальный) является ничтожным.

На наш взгляд, беспроцентный заем не противоречит отношениям с участием банка-заимодавца. В частности, в обязательстве, по которому банк выдает беспроцентный заем своему работнику, нет ничего противозаконного, и такой договор должен регламентироваться общими нормами о займе. Другое дело, что безвозмездность противоречит природе консенсуального договора: нельзя принудительно требовать деньги у беспроцентного заимодавца. Поэтому договор беспроцентного займа не может быть консенсуальным. Он должен считаться заключенным лишь в момент реальной передачи денег.

Четкое представление о квалифицирующих признаках кредитного договора имеет значение для правильного применения норм § 2 гл. 42 ГК. Так, в судебной практике возник вопрос о том, может ли банк, выдавший денежную сумму по кредитному договору, уступить свои права по этой сделке третьему лицу, не являющемуся кредитной организацией.

В некоторых случаях суды признавали такие соглашения недействительными на том основании, что согласно ст. 819 ГК заимодавцемпо кредитному договору может быть только банк или иная кредитная организация. На первый взгляд эта практика не соответствует специфике кредитного договора. Участие банка или иной кредитной организации на стороне заимодавца имеет значение для специальной регламентации консенсуального договора. Консенсуальная обязанность по выдаче кредита может возникнуть только у профессионального заимодавца (банка или иной кредитной организации), поэтому замена банка на некредитную организацию в договоре, по которому кредит еще не выдан, не допускается. Если же обязанность по предоставлению кредита исполнена банком, правоотношения теряют кредитную специфику, обусловившую особенности кредитного института, в силу чего с этого момента стороной на месте заимодавца может стать любое лицо.

Однако необходимо учитывать, что «банки имеют собственные средства, но немного. В основном же в кредит они выдают чужие деньги, заемные. Банк — это финансовый посредник, он собирает деньги у вкладчиков и выдает эти деньги взаймы своим должникам. Таким образом, он распоряжается чужими деньгами, выдает в кредит чужие деньги»15. Иными словами, банк является специфическим заимодавцем, и эта специфика, требующая правового отражения, сохраняется также после выдачи кредита. В связи с этим В.Ф. Яковлев обоснованно отмечает, что при решении вопроса о законности уступки банками своего права требования по выданному кредиту необходим взвешенный и дифференцированный подход, основанный на том, что уступка права требования не должна наносить вреда вкладчикам.

Фигура кредитора-банка приобретает существенное значение. Практика показала, что уступка права требования невозвращенных кредитов организациям, специализирующимся на взыскании долгов, нередко приводила к недопустимым формам и методам работы с должниками. В связи с этим Пленум ВС РФ указал на незаконность уступки права требования по кредитному договору с потребителем-гражданином лицам, не имеющим лицензии на осуществление банковской деятельности, если иное не установлено законом или договором.

Квалифицирующие признаки кредитного договора предопределяют особенности применения к кредитным правоотношениям общих положений гражданского права и родовых норм о займе, в частности правил о возмещении убытков.

Между банком (кредитором) и предприятием (заемщиком) 27 мая 2010 г. был заключен кредитный договор, по условиям которого кредитор предоставил заемщику кредитную линию на срок с 27 мая 2010 г. по 30 сентября 2015 г. с уплатой процентов за пользование кредитными средствами. Ссылаясь на нарушение заемщиком обязанностей по погашению кредита и процентов, банк предъявил иск о досрочном взыскании основного долга по кредитному договору и процентов за пользование кредитными средствами, начисленных до конца договорного срока.

При разрешении спора суды обосновали противоположные позиции о взыскании процентов за пользование кредитными средствами. Суд первой инстанции счел, что по правилам ч. 2 ст. 811 ГК под причитающимися кредитору процентами следует понимать те проценты, которые подлежат начислению за весь срок предоставления кредита, согласованный в договоре. Апелляционный суд пришел к выводу, что взыскание процентов за пользование кредитом за период, когда заемные средства уже возвращены, влечет неосновательное обогащение кредитора.

Президиум ВАС РФ отметил следующее. В соответствии с п. 2 ст. 811 ГК заимодавец вправе при досрочном истребовании займа получить причитающиеся проценты. Эта норма возлагает на заемщика обязанность по возмещению кредитору убытков в виде неполученных доходов. Как указано в п. 2 ст. 819 ГК, к кредитному договору применяются общие правила о займе, если иное не предусмотрено нормами о кредите и не вытекает из существа кредитного договора. Под существом кредитного договора понимаются правовые особенности, отличающие его от договора займа, в том числе касающиеся субъектного состава. Поскольку одной из сторон кредитного договора является банк или иная кредитная организация, имеющие лицензию на осуществление соответствующей деятельности, то применять нормы, регулирующие заемные отношения, следует с учетом того, что в рассматриваемом договоре участвует профессиональный заимодавец. При досрочном истребовании кредита убытки банка представляют собой сумму неполученных доходов, т.е. упущенную выгоду, которую банк получил бы при исполнении договора в пределах установленного в нем срока. Между тем банк, получив досрочно сумму кредита, имеет возможность разместить эти денежные средства на условиях возвратности, срочности и платности другому заемщику. При таких обстоятельствах взыскание с заемщика процентов за период, в течение которого он уже не пользуется кредитом вследствие его возврата и эти денежные средства могут быть размещены банком в виде предоставления кредита другому лицу, влечет неосновательное обогащение банка. Проценты подлежат начислению до момента фактического возврата кредита, а также за период, соответствующий разумному сроку, требующемуся банку для размещения досрочно взысканного кредита иным заемщикам.

Нормативно-правовое регулирование кредитных отношений в РФ

На современном этапе развития законодательной базы в Российской Федерации не создано специального кодифицированного банковского, а тем более кредитного законодательства. но выделить нормативно-правовые акты, регулирующие кредитные отношения полностью или частично, представляется возможным.

Представим систему законодательства, регулирующего кредитные отношения, в виде традиционной схемы нормативно-правовых актов, построенной по иерархическому признаку (рис. 1.1.).

Рис.1.1. Система нормативного регулирования кредитных отношений в Российской Федерации

Во главе системы нормативно-правового регулирования стоит Конституция РФ [1], обладающая высшей юридической силой, прямым действием, а также применяемая на всей территории РФ. Кроме этого, все законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.

Конституция содержит ряд положений, касающихся кредитных отношений. В ведении Российской Федерации находятся установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, федеральные экономические службы, включая федеральные банки [1, ст. 71]. На территории РФ не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств [1, ст. 74]. Денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации, основной функцией которого является защита и обеспечение устойчивости рубля [1, ст. 75].

Второй уровень принадлежит Федеральным законам, которые принимаются в соответствии с Конституцией РФ и регулируют многообразные и сложные отношения, возникающие в процессе осуществления хозяйственной деятельности.

Центральным, основным федеральным законом, регулирующим гражданско-правовые отношения, является Гражданский кодекс РФ [2]. В первой части ГК РФ раскрыты общие положения, регулирующие порядок образования юридических лиц, которыми являются кредитные организации, способы обеспечения обязательств, в частности кредитных, принципы построения договорных отношений. Понятие кредитного договора, его основные условия и порядок заключения, взаимоотношения кредитора и заемщика отражены во второй части ГК РФ, 42 глава которой называется «Займ и кредит», а параграф 2 целиком посвящен кредиту.

Для более детального урегулирования различных сторон финансово-хозяйственной деятельности кредитных организаций применяется целый ряд других федеральных законов.

Статус, цели деятельности, функции и полномочия единого и независимого субъекта первого уровня банковской системы РФ — Центрального банка РФ закреплены Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» [3]. Банк России является органом банковского регулирования и банковского надзора, осуществляющим постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства, нормативных актов Банка России и установленных ими обязательных нормативов [3, ст. 56]. Применительно к кредитным отношениям Банк России может устанавливать обязательные для выполнения кредитными организациями нормативы, в том числе применительно к кредитным отношениям и рискам кредитной организации по кредитам, а также предъявлять иные требования к деятельности кредитных организаций.

Следующим важным законом, регулирующим кредитные отношения выступает Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» . [4]. Данный закон среди прочих банковских операций определяет такую банковскую операцию, как размещение денежных средств от своего имени и за свой счет, что выражается фактически в предоставлении кредитов юридическим и физическим лицам [4, ст. 5]. Также в данном законе определены общие положения и требования к осуществлению деятельности кредитными организациями, видам, порядку осуществления банковских операций и сделок, требования к уставному капиталу, учредительным документам, управлению в кредитной организации, порядку регистрации кредитных организаций и лицензирования банковских операций, требования к кредитным организациям в отношении обязательного резервирования, осуществления защиты интересов клиентов кредитных организаций, обслуживания клиентов, а также взаимоотношения между кредитными организациями и общие положения о бухгалтерском учете в кредитных организациях.

Отношения, возникающие в связи с предоставлением потребительского кредита (займа) физическому лицу в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, призван регулировать Федеральный закон «О потребительском кредите (займе)» [5]. В нем определены основные условия договора потребительского кредита и порядок его заключения [5, ст. 5, 7], раскрыт порядок расчета полной стоимости потребительского кредита [5, ст. 6], закреплено право заемщика на отказ от получения потребительского кредита (займа) и досрочный возврат потребительского кредита (займа) [5, ст. 11] .

При оценке кредитоспособности и благонадежности потенциальных заемщиков кредитные организации могут воспользоваться услугами Бюро кредитных историй, деятельность которых регулируется Федеральным законом «О кредитных историях» [6].

Существует еще ряд федеральных законов, регулирующих взаимоотношения между кредитной организацией и заемщиком, однако эти их можно отнести к регулированию кредитных отношений только косвенно. Среди них можно выделить следующие законы:

ФЗ «Об акционерных обществах» [7] — в части одобрения заемщиком совершения крупных сделок, в том числе займа, кредита, залога, поручительства или нескольких взаимосвязанных сделок;

Это интересно:  Где взять инн для работы

ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» [8] — в части государственного регулирования, процедуры и регистрации ипотеки, как способа обеспечения кредитного обязательства;

ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» [9] — в части предоставления кредитов в иностранной валюте и кредитных взаимоотношений между резидентами РФ и нерезидентами;

ФЗ «Об исполнительном производстве» [10] — в части осуществления принудительного исполнения обязательств должников перед кредиторами, в том числе должников по кредитным обязательствам.

Особое место в системе нормативно-правового регулирования кредитных отношений занимают акты Центрального банка РФ. Они располагаются в иерархии обособленно, так как ЦБ РФ не включен в состав федеральных органов исполнительной власти, а значит формально органом исполнительной власти не является. Таким образом, Банк России является особенным самостоятельным органом, выполняющим свои функции в зависимости от прямо предусмотренных требований законодательства. Центральный банк по вопросам, отнесенным к его компетенции, издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц [3, ст. 7].

В сфере регулирования кредитных отношений можно привести следующие акты ЦБ РФ:

Положение ЦБ РФ «О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)» [11] , устанавливающее порядок осуществления операций по предоставлению (размещению) банками денежных средств клиентам — юридическим и физическим лицам, в том числе другим, и возврату (погашению) клиентами банков полученных денежных средств, а также порядок ведения бухгалтерского учета указанных операций.

Положение ЦБ РФ «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» [12] , определяющее единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета, обязательные для исполнения всеми кредитными организациями на территории России.

Инструкция «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций» [13] , закрепляющая порядок регистрации кредитной организации при ее создании, а также при ее реорганизации, создания филиалов и иных подразделений кредитной организации, получения лицензий на осуществление банковских операций, внесения изменений в учредительные и иные документы кредитной организации, согласования руководителей кредитной организации.

Указание ЦБ РФ «О порядке определения Банком России категорий потребительских кредитов (займов) и о порядке ежеквартального расчета и опубликования среднерыночного значения полной стоимости потребительского кредита (займа)» [14] .

Следующий уровень системы нормативно-правового регулирования кредитных отношений представлен документами, носящими подзаконный характер: Указы Президента РФ и Постановления Правительства РФ.

Среди Указов Президента, регулирующих кредитные отношения, можно выделить Указ «О предоставлении гарантий или поручительств по займам и кредитам» [15]. Данный Указ устанавливает порядок и условия предоставления гарантий или поручительств Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти по займам и кредитам, различным юридическим лицам.

В сфере регулирования кредитных отношений можно выделить Постановление Правительства РФ «О порядке организации работы, связанной с привлечением и использованием иностранных кредитов» [16], устанавливающее порядок определения и получения кредитов в иностранной валюте для государственных нужд, а также цели и направления использования указанных кредитов.

В отношении получения кредитов на определенные цели и уплаты процентов по кредитам, полученным организациями различных отраслей промышленности и деятельности в российских кредитных организациях, действуют правила возмещения из федерального бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, которые определяются Правительством РФ в постановлениях. Такое возмещение осуществляется путем предоставления субсидий ежемесячно или в ином порядке в пределах необходимых сумм при условии использования кредита на определенные Правительством РФ цели, своевременной уплаты начисленных процентов и своевременного погашения кредита в соответствии с кредитными договорами. В частности, такие правила устанавливаются применительно к организациям легкой и текстильной промышленности, сельскохозяйственным производителям, организациями агропромышленного комплекса, фермерскими хозяйствами и организациями потребительской кооперации и иных организаций.

Нормативно-правовые акты органов исполнительной власти РФ, то есть министерств и ведомств, также применяются в сфере регулирования кредитных отношений и занимают пятый уровень в системе. Они традиционно обладают наименьшей юридической силой и должны соответствовать и применяться в части, не противоречащей иным актам, указанным выше.

В качестве примера актов, принятых в сфере регулирования кредитных отношений, можно привести:

Письмо Минфина РФ от 18.06.1996 г. № 313 «Об установлении единой процентной ставки за пользование кредитами коммерческих банков под поручительства Минфина России»;

Кроме этого, нельзя не принимать во внимание различные Соглашения, заключенные Российской Федерацией с другими государствами в сфере регулирования финансовых, экономических, банковских, и в частности — кредитных отношений. Среди международных актов, регулирующих кредитные отношения, можно выделить Соглашение стран СНГ «О единой денежной системе и согласованной денежно-кредитной и валютной политике государств, сохранивших рубль в качестве законного платежного средства». Указанное Соглашение определяет осуществление расчетов в соответствии с международной торговой и банковской практикой, и порядок регулирования денежно-кредитной политики в государствах рублевой зоны, а также государствами, не входящими в рублевую зону.

Между ЦБ РФ и национальными банками различных государств были подписаны соглашения об организации расчетов, в которых одним из полномочий банков-участников соглашений является взаимное кредитование в национальных валютах и в свободно конвертируемых валютах в соответствии с принятой международной банковской практикой и законами, действующими на территориях банков-участников соглашений. Это позволяет отдельным кредитным организациям различных государств организовывать корреспондентские отношения для обеспечения интересов своих клиентов. В качестве примера можно привести Соглашение между ЦБ РФ и Национальным банком Республики Беларусь, между ЦБ РФ и Национальным банком Таджикистана, а также иные соглашения.

Также, в части регулирования кредитных отношений, в некоторых случаях применяются обычаи делового оборота, которые наряду с вышеперечисленными актами являются источниками права [2, ст. 5]. В настоящее время обычаи имеют незначительный удельный вес в массиве источников. К числу немногих примеров обычаев можно отнести обычаи по проведению определенных моделей кредитования, например овердрафт.

В рассматриваемую систему нормативно-правовых актов, возможно включение и локальных актов, определяющих порядок деятельности тех или иных подразделений кредитной организации, а также формы и условия их взаимодействия с клиентами кредитной организации, в том числе при установлении кредитных отношений. Данные акты не являются нормативно-правовыми, так как не имеют признака общеобязательности. Они не обнародуются, а лишь доводятся до сведения уполномоченных и заинтересованных лиц в случае необходимости. Упоминание о таких актах целесообразно включать в кредитный договор, также может быть предусмотрена обязанность кредитной организации в информировании клиентов о принятии локальных актов, касающихся кредитования, за исключением локальных актов, определяющих общую политику, лимиты кредитования (в том числе составляющих коммерческую тайну), которые не затрагивают права и интересы клиентов кредитной организации.

К локальным актам кредитной организации, затрагивающим кредитные отношения можно отнести: правила обслуживания клиентов, положения, инструкции, правила о подразделениях кредитной организации (например, положение о кредитном комитете, кредитная политика, инструкции о порядке предоставления кредитов юридическим и физическим лицам и т.д.); положения о филиалах кредитной организации; приказы, распоряжения, решения уполномоченных органов кредитной организации.

Таким образом, рассмотрев систему нормативно-правовых актов, регулирующих кредитные отношения, можно сделать вывод о многообразии законодательных актов в данной сфере, а также необходимости поставить проблему кодификации банковского законодательства и выделения сектора кредитного законодательства для детального и четкого регулирования кредитных отношений.

Правовая природа банковского кредитования и его правовое регулирование

В настоящее время в российском законодательстве прямой юридической формулировки понятия «банковский кредит», которая отражала бы его правовое содержание, не существует. Есть только косвенные ссылки, из которых можно выделить составляющие элементы понятия «кредит». Так, в ГК РФ суть банковского кредита определена в дефиниции «кредитного договора». По кредитному договору кредитная организация обязуется предоставить денежные средства заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее (ст.819 ГК РФ).

В литературе встречаются такие определения термина «банковский кредит»

денежная ссуда, выдаваемая банком на определенный срок на условиях возвратности и оплаты кредитного процента [17, с.54];

предоставление банком денег или других вещей, определенных родовыми признаками, физическому лицу исключительно для личных, семейных, домашних или иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, на основании договора кредитования [8, с.23];

движение ссуженной стоимости, имеющей непроизводительное назначение, на принципе возвратности, обеспеченной трудовыми доходами заемщика — физического лица [15, с.338].

Таким образом, можно сказать, что банковский кредит — это, с одной стороны, денежные средства, предоставляемые банком заемщику на условиях возвратности. С другой стороны, это определенный вид экономических и правовых отношений, позволяющий заемщику удовлетворить финансовые потребности, а кредитору получить дополнительный доход. Их сущность заключается в движении заемного капитала. В экономической теории заемный капитал рассматривается как совокупность денежных средств, на возвратной основе передаваемых во временное пользование за плату в виде процента. Источники заемного капитала — денежные средства, высвободившиеся в процессе кругооборота промышленного и товарного капитала. Высвобождение денежных средств обусловлено следующими факторами [16, с.4]:

характером оборота основного капитала. Основные фонды постепенно изнашиваются, в связи с чем формируются амортизационные фонды как резерв денежных средств, в последующем используемых для финансирования восстановления физического и морального их износа;

характером оборота постоянной части оборотного капитала. Между продажей готовых товаров и покупкой сырья, и материалов для производства новых товаров, как правило, проходит некоторое время. Поэтому часть денежной выручки, полученной после реализации готовых товаров, высвобождается в виде временно свободных денежных средств;

наличием временного разрыва от момента реализации товаров до момента выплаты заработной платы;

необходимостью накопления прибавочной стоимости в денежной форме до размеров, требующихся для расширения воспроизводства.

Таким образом, возникновение временно свободного денежного капитала является объективной необходимостью. Но праздно лежащие деньги не приносят прибавочной стоимости, вступая в противоречие с природой капитала, как стоимости, находящейся в непрерывном движении. Это противоречие и разрешается посредством предоставления кредитов, т.е. временно высвободившегося денежного капитала. В большинстве современных банков кредиты составляют не менее половины их совокупных активов и приносят до двух третей дохода, т.е. выдача кредита для банка является экономически выгодной. Поэтому предоставление кредитов является одной из основных экономических функций банка, осуществляется им с целью получения прибыли и удовлетворения временных потребностей в дополнительных денежных средствах предпринимательских структур, населения и государственных организаций.

Поскольку кредитные отношения, по мнению многих авторов, порождаются непосредственно товарно-денежными отношениями и действием закона стоимости, экономическими закономерностями развития народного хозяйства, возникают из условий кругооборота средств в процессе воспроизводства и из особенностей и различий движения натурально-вещественных элементов производства и их стоимости в денежной форме, то банковский кредит называют самостоятельной экономической категорией, кредитным производственным отношением, необходимым условием кругооборота производственных фондов и фондов обращения, элементом экономического базиса, товарно-денежных и хозрасчетных отношений.

Между тем, другие авторы, признавая объективную необходимость банковских кредитных отношений, которая заключена в экономических предпосылках, из которых следует возможность и целесообразность эффективного использования имеющихся ресурсов и экономического ведения хозяйства и т.д., утверждают, что банковские кредитные отношения не возникают сами по себе из экономических предпосылок и закономерностей. Реальностью они становятся, если познанная в них необходимость воспринимается государством и претворяется в жизнь указанными в правовых нормах действиями хозяйствующих субъектов [9, с.173].

Банковские кредиты регламентируются нормами различных отраслей российского права: административного, финансового, гражданского права, которые в своей совокупности образуют комплексный межотраслевой правовой институт, в том числе законами ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)» [3], Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» [2], другими федеральными законами, указами Президента РФ, нормативными актами Банка России. Существенную роль в регулировании банковского кредитования играют инструкции, положения, письма ЦБ РФ, изданные по вопросам, отнесенным к его компетенции и имеющие нормативный характер. В регулировании банковского кредитования значительное место принадлежит также деловым обыкновением и банковским обычаям [11, с.25].

Размещение денежных средств порождает риски у банка, прежде всего — кредитный риск, т.е. риск невозврата выданных средств. Данный риск может затронуть не только саму кредитную организацию, но и ее кредиторов, включая вкладчиков, которые разместили свои денежные средства во вкладах. Поэтому Банк России осуществляет регулирование, направленное на ограничение данного риска, с помощью установления специальных обязательных нормативов (например, Банк России регулирует соотношение собственных средств и активов; соотношение активов и пассивов, риск на одного заемщика или группу связанных заемщиков и т.д.), [7] определения резервов, которые должна создавать кредитная организация под выданные кредиты и иные виды «ссуд» [6] и т.д.

Снижение рисков кредитных организаций, систематически профессионально размещающих денежные средства, и, следовательно, снижение стоимости предоставляемых ими ресурсов породили необходимость создания правовых механизмов противодействия получению недобросовестными лицами кредитов, которые заведомо не являются возвратными [18, с.150]. С этой целью был принят Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. № 218-ФЗ «О кредитных историях» [4], который определяет условия для формирования, обработки, хранения и раскрытия бюро кредитных историй информации, характеризующих своевременность исполнения заемщиками своих обязательств по договорам займа (кредита), повышения защищенности кредиторов и заемщиков за счет общего снижения кредитных рисков, повышения эффективности работы кредитных организаций.

Отношения, связанные с внутренними процедурами кредитных организаций, включая расчетные отношения, а также порядок начисления процентов по выданным кредитам регулируются Положением Банка России от 31 августа 1998 г. № 54-П «О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)» [5].

Кроме того, банковское кредитование осуществляется при соблюдении принципов кредитования, отражающих сущность и содержание кредита. Основополагающие принципы возвратность, срочность и платность [21, с.330]. Так, в Федеральном законе «О банках и банковской деятельности» (ст.1) установлено, что банк имеет право от своего имени и за свой счет размещать привлеченные во вклады денежные средства на условиях возвратности, платности, срочности.

Реализация принципа возвратности банковского кредита означает, что денежные средства должны быть возвращены банку или иной кредитной организации. Это условие должно быть закреплено юридически в кредитном договоре как обязанность заемщика. Возврат может быть разовым или происходить по частям.

Из принципа возвратности банковского кредита вытекает принцип его срочности, суть которого заключается в том, что денежные средства предоставляются на определенный срок, по истечении которого они должны быть возвращены банку. Нарушение — влечет за собой применение определенных санкций.

Платность кредитования означает взимание платы в виде процентов за пользование кредитом. Ставка банковского процента — это цена кредита. Размер процентной ставки определяется сторонами кредитного договора самостоятельно.

Кроме того, банковское кредитование осуществляется на принципах целевого предоставления кредита, при наличии обеспечения и дифференцированности по видам заемщика.

Принцип целевого предоставления кредита означает, что он выдается, как правило, на указанные в договоре цели. Использование ссуды не по целевому назначению влечет за собой применение соответствующих санкций. В договоре предусматриваются меры контроля за целевым использованием кредита и санкции за нарушение данного условия.

Банки заинтересованы в целевом использовании кредита заемщиком. Дело в том, что, зная цели кредитования, банки оценивают перспективность кредитования соответствующего объекта с точки зрения его эффективности, могут правильнее определить величину и срок кредита, перспективы его своевременного возврата, возможности получения прибыли и др.

Принцип обеспеченности заключается в том, что банки с целью возврата кредита выдают его под различные формы обеспечения:

под залог товарно-материальных ценностей, недвижимости;

под обязательство и т.д.

Так, предоставление банковского кредита под различные формы обеспечения возвратности кредитов предусмотрено в ст.33 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», согласно которой кредиты могут обеспечиваться залогом недвижимого и движимого имущества, в том числе государственных и иных ценных бумаг, банковскими гарантиями и иными способами, предусмотренными федеральными законами или договором.

Принцип дифференцированности означает необходимость при выдаче кредита учитывать кредитоспособность клиента, его финансовое положение, создающее у банка уверенность в способности заемщика возвратить кредит в установленный договором срок.

Таким образом, банковский кредит — это денежные средства, предоставляемые банком в соответствии с законодательством в заем юридическому или физическому лицу на определенный срок, для целевого использования и под процент.

Без банка и иных кредитных учреждений, созданных в соответствии с законодательством государства, без регламентации их правомочий и обязанностей как кредитных организаций, без обязанности заемщиков хранить свободные денежные средства в банке и возвращать полученные кредиты, равно как и права получать кредиты, не было бы банковских кредитных отношений, несмотря на существование экономических предпосылок таких отношений.

Кредитные отношения с банком являются, прежде всего, долговыми отношениями, не существующими без обязанности возвратить кредитору сумму, равную полученной, с процентами или без них.

Предоставление денег на определенный срок и, следовательно, их возвратность согласно взятому обязательству является основным элементом в содержании банковских кредитных отношений.

Если в банковских кредитных отношениях прекращается обязанность вернуть сумму денег, полученную на определенный срок, то кредитные отношения превращаются в качественно новые отношения — безвозвратное финансирование. Обязанность возвращать долги является юридической категорией. И какая бы «натурально-вещественная» родословная ни приписывалась банковскому кредиту, его не может быть без этой обязанности.

Правовое содержание кредитных отношений заключено в принципах и правилах кредитования, которые могут меняться с учетом экономических требований. Следовательно, кредитные отношения — это экономико-правовая категория, поскольку право не только регулирует экономические отношения, но в свою очередь оказывает воздействие на них.

Статья написана по материалам сайтов: studbooks.net, vuzlit.ru, studwood.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector