Право в объективном и субъективном смысле

С давних времен юристы употребляют понятие «право» в двух основных значениях — объективном и субъективном.

Объективное право — это система всех действующих норм права, отраженных в различных источниках права и не зависящих от индивида.

В этом смысле мы можем говорить о праве Ирландии, России, Украины. Право Украины (или любой другой страны) сформировалось и существует независимо от нашего желания или признания, независимо от нашего отношения к нему. В объективном праве традиционно выделяют определенные структурные подразделения. Например, в праве Украины существуют отрасли и институты права.

Субъективное право — это определенная объективным правом мера возможного поведения индивида.

Использование субъективного права зависит от личного желания и усмотрения индивида. В структуре субъективного права обычно выделяют три элемента:

1) право действия предполагает, что индивид вправе самостоятельно определить положительную линию своего поведения. Например, гражданин Украины имеет право приобрести в собственность участок земли;

2) право требования означает, что индивид может требовать определенного положительного поведения от иного лица. Например, собственник земельного участка вправе потребовать у арендатора арендную плату;

3) право притязания означает, что индивид вправе обратиться за помощью к государству, если нарушено его субъективное право либо он не может реализовать его без государственного вмешательства. Например, в случае земельного спора индивид вправе обратиться в суд.

Объективное и субъективное право тесно взаимосвязаны. На основе объективного права приобретаются субъективные права (если они не носят естественный, прирожденный характер), возникают правоотношения. И наоборот, объективное право будет мертвым, если оно не востребовано.

В современной юридической науке термин «право» используется в нескольких значениях. Во-первых, правом называют правовые притязания людей, например, «право человека на жизнь», «право народов на самоопределение». Эти притязания обусловлены природой человека и общества и считаются естественными правами.

Во-вторых, под правом понимается система юридически норм. Это право в объективном смысле, ибо нормы права создаются и действуют независимо от воли отдельных лиц.

В-третьих, названным термином обозначают официально признанные возможности, которыми располагает физическое или юридическое лицо, организация. Граждане имеют право на труд, отдых, охрану здоровья, имущество и т.д., организации располагают правами на имущество, на деятельность в определенной сфере государственной и общественной жизни. Во всех этих случаях речь идет о субъективном смысле права, т.е. о праве, принадлежащем отдельному лицу — субъекту права.

В-четвертых, термин «право» используется для обозначения системы всех правовых явлений, включая естественное право, право в объективном и субъективном смысле. Здесь его синонимом выступает «система права». Например, англосаксонское право, романо-германское право, национально-правовые системы.

Термин «право» употребляется и в не юридическом смысле. Существуют моральные права, право членов общественных объединений, партий, союзов, права, возникающие на основании обычаев. Поэтому особенно важно дать точное определение понятия права, установить признаки и свойства отличающих его от других социальных регуляторов. В юридической науке выработано множество определений права, которые различаются в зависимости оттого, что именно в правовых явлениях принимается за главное, самое существенное. В таких случаях речь идет об определении сущности права. Право имеет закономерные связи с экономикой, политикой, нравственностью и особенно глубоки связи с государством. Все эти связи, так или иначе, выражаются в его признаках. Следует различать признаки и свойства. Признаки характеризуют право как понятие, свойства — как реальное явление. Признаки и свойства находятся в соответствии, т.е. свойства отражаются и выражаются в понятии права в качестве его признаков. Философы не без оснований утверждают, что «любое явление действительности обладает бесчисленным множеством свойств». Поэтому в понятие включаются признаки, отражающие наиболее существенные его свойства. Принципиально иным является подход, когда признаются общесоциальные сущность и назначение права, когда оно рассматривается как выражение компромисса между классами, различными социальными слоями общества. В наиболее развитых правовых системах (англосаксонское, романо-германское право) приоритет отдан человеку, его свободе, интересам, потребностям.

11. Право в объективном и субъективном смыслах. Объективное и субъективное в праве.

Право в объективном смысле (объективное право) – совокупность правовых норм, существующих независимо от воли человека и его желаний.

Это интересно:  Можно ли поменять инн через госуслуги

Субъективное право – право конкретного человека в определенных отношениях, выражающиеся в возможности действовать по своему усмотрению, отказаться от совершения какого-либо действия или требовать соответствующего поведения со стороны третьих лиц.

Между двумя названными значениями существует связь.

Субъективное право возникает на основе норм объективного права;

объективное право – ничто при отсутствии у гражданина субъективных прав и гарантии их реализации.

От объективного и субъективного права следует отличать объективное и субъективное в праве.

Объективным признается все то, что справедливо, верно, закономерно, обоснованно и не зависит от мнения изучающего его субъекта.

Субъективное в праве – то, что не имеет всеобщего значения, что оказывается под влиянием взглядов и образа жизни познающего субъекта, его оценки идеи о сущности права в целом и отдельных категорий и институтов, закрепленных на законодательном уровне.

12. Право, ценности и интересы

Ценностный регулятор воздействует на общественные отношения с помощью исторически сложившейся системы социальных ценностей, которые формируются в культуре общества, отдельных народов, наций, в профессиональной среде, возрастных группах и т.д. Это один из древнейших регуляторов в человеческом поведении. Если законодатель не будет учитывать систему социальных ценностей, сложившихся в об

ществе, то такого рода нормы и акты не будут восприняты обществом.

В праве возможно сочетание различных интересов – частных и общественных, государственных и групповых. Ценность права становиться тем выше, чем полнее в нем отражаются и обеспечиваются частные, групповые, нац, местные и другие специфические интересы. Тем самым полнее реализуются возможности правовых компромиссов, согласований, предупреждений соц конфликтов. Право служит исключению из общественной жизни произвола лиц, противопоставляющих свои интересы, свои представления о их личной свободе достигнутому и закрепленному в праве уровню соц свободы. Право наполняется идеями свободы. Равенства, справедливости и вследствие этого оказывает нравственное влияние на общество. В праве должны находиться гарантии защищенности человека.

Шкала жизненных ценностей, которые исповедует тот или иной чел-к, в значительной степени обусловлена его нравственными представлениями, и здесь поступки направляются моральными правилами. Но у людей немало пристрастий, различных увлечений, имеющих для них определенную ценность, но выходящих за рамки нравственных стереотипов и в немалой степени влияющих на поведение. Примером может служить любовь к опр стилю музыки, искусства, спорт увлечения, мода и т.п. указанные факторы обладают широким диапазоном воздействия на поведение. Но они не типизированы, не носят всеобщего хар-ра, необязательны для исполнения. Их относят к ненормативным регуляторам человеческого поведения.

В любом обществе имеются субъекты, не считающие для себя необходимым исполнять обязательные для всех нормы, но и они знают, что от них требуется их соблюдение, поскольку это установлено в данном обществе, данном государстве, поскольку сами нормы объективно имеют такое общеобязательное значение. Подобные социальные правовые нормы определяют границы социальной свободы индивидуумов, устанавливая их права и обязанности, причем неисполнение последних может быть связано с возможностью применения принудительных мер к правонарушителю.

Право в объективном и субъективном смысле

Понятие правового отношения является одним из основных в юридической науке. Понятие права как системы норм, установленных или санкционированных государством, раскрывает одну из сторон правовой действительности. Такие нормы суть правила поведения, регуляторы общественных отношений между людьми. Поскольку это регулятор общественный, выступающий по отношению к каждому отдельному лицу или организации как некая внешняя среда, то понятие «право как система норм» носит объективный характер, т.е. не принадлежит какому-либо субъекту, не составляет его личного, хотя бы и социального свойства. Поэтому нормы права или право как систему норм называют объективным правом.

Нормы права, однако, существуют не сами по себе, а для людей и их организаций, в том числе и государства призваны регулировать действия людей или организаций, предоставляя им свободу действий, возможность поведения и использования материальных и духовных благ, а также связывая их свободу и поведение определенными рамками, предписаниями, ограничениями. Предусмотренная нормами права свобода, или возможность поведения, носит то же название — право. Но это уже не норма, лежащая за рамками возможностей власти, личной принадлежности лица (субъекта) — человека или организации. Наоборот, это то, что по объективному праву (закону) принадлежит субъекту, составляет его личную свободу или возможность поведения, пользования принадлежащими ему вещами, способностями, знаниями и многими иными (в том числе и общественными) благами. Такая свобода и возможность поведения, закрепленная или допускаемая законом (объективным правом), в юридической науке носит название субъективное право.

Это интересно:  Оформление паспорта в 45 лет через мфц

С другой стороны, рамки ограничения свободы или прямые предписания обязательного поведения также обращены к отдельным людям и организациям: они устанавливают то должное поведение, которому каждый субъект обязан следовать в своей жизнедеятельности, соблюдая свободу и интересы других лиц или общества в целом. Такое должное поведение, возникающее между людьми, носит название юридической обязанности.

Такова позитивно-правовая концепция юридических субъективных прав и обязанностей, в основе которой лежат связь прав и обязанностей с правовыми нормами и обусловленность ими. Согласно позитивно-правовой концепции правовые отношения есть отношения между людьми и их организациями, урегулированные нормами права и состоящие во взаимной связи субъективных прав и юридических обязанностей участников правоотношения.

В этом состоит внешняя структура правового отношения как юридического явления. Подробнее эта структура и ее различные элементы будут рассмотрены в дальнейшем. Здесь необходимо раскрыть особенности содержания правоотношений по сравнению с другими общественными отношениями.

Как писал Н.М. Коркунов, юридические нормы и юридические отношения — это две различные стороны права: объективная и субъективная. Юридические отношения называются правом в субъективном смысле, потому что право и обязанность составляют принадлежность субъекта. Без субъекта они существовать не могут: и право, и обязанность должны непременно быть чьими-нибудь. Напротив, юридические нормы не стоят в таком отношении к субъекту. Они имеют более общий и более отвлеченный характер, они не приурочены к определенному субъекту и поэтому, в противоположность юридическим отношениям, называются правом в объективном смысле [7, с. 763].

В римском праве термин «субъективное право» не употреблялся и известен не был. В связи с этим, многие специалисты по римскому праву выступают против употребления и использования данного термина. Так, Д.В. Дождев пишет: «Распространенный в позитивистской доктрине термин «субъективное право» (неизвестный римской юриспруденции) имеет недостатки как стилистического (правомерно ли, например, выражение «субъективное право»?), так и догматического характера, поскольку он предполагает неоправданное противопоставление праву объективному. По существу же под «субъективным правом» в условиях реально существующего объективного права (правовой системы) имеются в виду приобретенные права (правовые требования) субъекта, которым соответствуют юридические обязанности» [8, с. 117].

Некоторые авторы, анализируя субъективные права, говорят об юридических отношениях, вместо субъективных прав [9, с. 46-47]. Впрочем, и в литературе по римскому праву термин «субъективное право» тоже находит свое применение. Так, Ч. Санфилиппо, говоря о наличии «права в объективном смысле» и «права в субъективном смысле», пишет о тесной связи между этими является: «С одной стороны, объективное право (норма действия, norma agendi) имеет основание к существованию, поскольку присваивает отдельным субъектам, к которым оно обращено, права, способности и обязанности. С другой стороны, субъективное право (способность к действию, facultas agenda) может существовать у определенного субъекта лишь постольку, поскольку имеется юридическая норма, которая признает его за ним» [10, с. 4-5].

Как пишет Ю.С. Гамбаров, правом в субъективном смысле будет все то, что нам дается, или, точнее, обеспечивается действием того или другого объективного права. Это, прежде всего, каждое отдельное отношение, в котором мы состоим по отношению к окружающему нас миру, насколько отдельное отношение закреплено за нами и защищено объективным правом: например, принадлежащее нам право собственности на данную вещь, право требования по данному договору займа и т.д. [11, с. 380].

Общепризнанным в юридической литературе является мнение, что субъективное право неразрывно связано с юридической обязанностью. Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав. А право и корреспондирующая ей обязанность и есть правоотношение [12, с. 732; 7, С. 774].

В английском языке объективное и субъективное право выражается двумя разными терминами — law и right, где первое слово обозначает право в объективном смысле (статут, закон), а второе — в субъективном. Русский язык этих содержательных различий не выражает терминологически, поэтому приходится для обозначения этих различий употреблять словосочетания — право в объективном смысле и право в субъективном смысле. Нормы права определяют меру, границы, рамки того, что конкретный субъект мог бы делать или не делать в конкретных обстоятельствах, в конкретной ситуации.

Норма права живет, реализуется в правоотношении, которое и является в этом смысле результатом действия нормы права. Но в свою очередь правоотношение воздействует и на норму права по принципу обратной связи. Оно показатель того, насколько точно, грамотно сформулирована норма права. Не надо ли ее изменить, отменить? Или, может быть, надо принять для данной сферы общественных отношений новую норму права, с новыми ее характеристиками, прежде всего уточненной гипотезой? Ведь именно в гипотезе, как отмечалось выше, запечатлеваются условия реализации нормы права! Так вот — ясно ли, точно ли описаны эти условия, для того чтобы норма права могла быть реализована действительно с пользой в том или ином отношении? Обратное воздействие социальной и правовой практики на нормы права постоянно изучается теорией права, отраслевыми науками для совершенствования правовой системы, для эффективного решения социальных проблем с помощью права.

Это интересно:  Фсрар проверка условий подключения

Понятие права в объективном и субъективном смысле

В субъективном смысле правом называют обеспеченную законом меру возможного поведения граждан или организаций, которая нацелена на достижение целей, связанных с удовлетворением их интересов.

Субъективные права находятся в тесной связи с возможностями или свободой поведения, принадлежащих лицам, субъектам, как бы «прикрепленными» к субъектам. От этого и произошло название субъективных прав. Субъективные юридические права, в том числе и обязанности, и ответственность, появляются и действуют на основе законов, общеобязательных норм.

Правоспособность является предпосылкой субъективного права, иными словами, общая или абстрактная способность иметь права. Субъективное право, являясь компонентом конкретного правоотношения, зарождается на основании юридического факта.

К субъективному праву относится и возможность самостоятельно совершать определенные действия, и возможность требовать определенного поведения от другого лица, так как подобное поведение определяет осуществление субъективного права.

Юридическое пространство жизни общества обусловливается тем, что наряду с категорией субъективного права существует объективное право. Под этим понимается особое социальное образование, особый интерес общества в целом, находящийся на одной ступени и в тесном взаимодействии с такими институтами общества, как демократия, государство, мораль.

Объективное право не «прикреплено» к какому-либо субъекту, а живет как объективный факт, не что иное, как действующее наличное звание всего общества. По-другому его называют позитивным правом. Объективное право, в отличие от морали, обычаев и особенно требований естественного права, является «позитивным», поскольку установленные нормы поведения специально создаются людьми и властно утверждаются в общественной жизни в качестве неизменного и неопровержимого императивного критерия для обязательного поведения.

Основная особенность объективного (позитивного) права как основы юридических прав и обязанностей состоит в том, что оно является нормативным образованием. Другими словами, оно состоит из юридических норм, из которых складывается право определенной страны.

Под юридической нормой понимают общеобязательное правило поведения, которое проявляется в законах, иных признаваемых государством источниках и выступает в качестве основания и критерия правомерно допустимого с юридической стороны (а также юридически запрещенного и предписанного) поведения субъектов права.

Формирование права реализовывается за счет постепенного раскрытия народного духа в историческом процессе, а уже народный дух определяет особенности народного правосознания, которое становится нормами права. Самый полный и последовательный источник развития народного духа представляют собой народные обычаи. При этом законы также отображают народное правосознание, однако в них народное правосознание выражается постольку, поскольку правильно воспринимается и последовательно проводится законодателем. Вследствие этого главная задача законодателя заключается в раскрытии и утверждении в законах народного духа.

Представители социологической школы права считают, что право не следует искать в законах или психологических переживаниях личности. По их мнению, право и есть реальная жизнь, олицетворенная в конкретных решениях в сфере предпринимательской деятельности, во взаимоотношениях работников и предпринимателей, иных лиц и социальных групп. При этом поиск «живого» права осуществляется в двух направлениях. Этим представителям разумное и точное решение юридических казусов представляется большим правом, чем абстрактные нормы с их абстрактной справедливостью

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Статья написана по материалам сайтов: studfiles.net, vuzlit.ru, studopedia.ru.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector