Порядок применения профессиональных стандартов

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 22 января 2013 года N 23

О Правилах разработки и утверждения профессиональных стандартов*

(с изменениями на 29 ноября 2018 года)

1. Утвердить прилагаемые Правила разработки и утверждения профессиональных стандартов.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 июля 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2016 года N 406. — См. предыдущую редакцию)

2. Установить, что Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений устанавливает тождественность наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащихся в профессиональных стандартах.

3. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации давать разъяснения по вопросам применения Правил разработки и утверждения профессиональных стандартов, утвержденных настоящим постановлением.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 июля 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2016 года N 406. — См. предыдущую редакцию)

4. Реализация федеральными органами исполнительной власти полномочий, установленных настоящим постановлением, осуществляется в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности их работников, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным органам исполнительной власти на руководство и управление в сфере установленных функций.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев

Правила разработки и утверждения профессиональных стандартов

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 22 января 2013 года N 23

(с изменениями на 29 ноября 2018 года)

I. Общие положения

1. Настоящие Правила устанавливают порядок разработки и утверждения профессиональных стандартов.

2. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации координирует разработку профессиональных стандартов.

3. Проекты профессиональных стандартов могут разрабатываться объединениями работодателей, работодателями, профессиональными сообществами, саморегулируемыми организациями и иными некоммерческими организациями с участием образовательных организаций профессионального образования и других заинтересованных организаций (далее — разработчики).

II. Разработка и утверждение профессиональных стандартов

6. Разработка проектов профессиональных стандартов осуществляется в соответствии с утверждаемыми Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации методическими рекомендациями по разработке профессионального стандарта, макетом профессионального стандарта и уровнями квалификаций.

7. Разработка проектов профессиональных стандартов за счет собственных средств осуществляется разработчиками в инициативном порядке.

8. Разработка проектов профессиональных стандартов за счет средств федерального бюджета осуществляется в соответствии с утверждаемым Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации перечнем профессиональных стандартов, сформированным с учетом приоритетных направлений развития экономики и предложений Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям (далее — Национальный совет), на основе государственных контрактов на выполнение работ по разработке проектов профессиональных стандартов в порядке и на условиях, которые установлены законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 3 октября 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2014 года N 970. — См. предыдущую редакцию)

8_1. Разработка проектов профессиональных стандартов по высшим уровням квалификации работников и актуализация профессиональных стандартов по высшим уровням квалификации работников осуществляются с участием союза Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» (далее — союз).
(Пункт дополнительно включен с 21 февраля 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2018 года N 136)

8_2. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации по предложениям союза и советов по профессиональным квалификациям по соответствующему виду профессиональной деятельности (при наличии) (далее — советы) утверждает перечень профессий, по которым союз участвует в разработке и актуализации профессиональных стандартов (далее — перечень профессий).
(Пункт дополнительно включен с 21 февраля 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2018 года N 136)

9. Проект профессионального стандарта подлежит обсуждению с представителями работодателей, профессиональных сообществ, профессиональных союзов (их объединений), советов, союза в отношении профессий, включенных в перечень профессий, и других заинтересованных организаций.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 21 февраля 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2018 года N 136. — См. предыдущую редакцию)

10. Для рассмотрения проекта профессионального стандарта разработчиком представляются в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации проект профессионального стандарта и следующие документы:

а) пояснительная записка к проекту профессионального стандарта;

б) сведения об организациях, принявших участие в разработке и согласовании профессионального стандарта;

в) информация о результатах предусмотренного пунктом 9 настоящих Правил обсуждения проекта профессионального стандарта.
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 21 февраля 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2018 года N 136. — См. предыдущую редакцию)

11. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации отклоняет проект профессионального стандарта, если разработчиком представлен неполный комплект документов, предусмотренных пунктом 10 настоящих Правил, а также если этот проект не соответствует методическим рекомендациям по разработке профессионального стандарта.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 3 октября 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2014 года N 970. — См. предыдущую редакцию)

12. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в течение 10 календарных дней со дня поступления проекта профессионального стандарта информирует разработчика об отклонении проекта профессионального стандарта или о принятии его к рассмотрению.

13. Проект профессионального стандарта размещается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации на официальном сайте (www.regulation.gov.ru) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в течение 10 календарных дней со дня его поступления для проведения общественного обсуждения. Информация о размещении проекта профессионального стандарта для проведения общественного обсуждения направляется координаторам сторон, представляющих общероссийские объединения профессиональных союзов и общероссийские объединения работодателей, в Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, а также в государственные компании и государственные корпорации, образованные в соответствии с федеральными законами. Срок общественного обсуждения составляет 15 календарных дней со дня размещения проекта профессионального стандарта.

Одновременно проект профессионального стандарта направляется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, и в союз в отношении профессий, включенных в перечень профессий. По итогам рассмотрения указанный федеральный орган исполнительной власти и союз направляют в течение 15 календарных дней со дня поступления проекта профессионального стандарта в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации замечания и предложения.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 21 февраля 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2018 года N 136. — См. предыдущую редакцию)

При наличии замечаний и предложений союза Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации проводится согласительное совещание с участием представителей разработчика, союза, совета и профессиональных союзов (их объединений).
(Абзац дополнительно включен с 21 февраля 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2018 года N 136)

Информация о результатах общественного обсуждения проекта профессионального стандарта и его рассмотрения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, и союзом (при наличии) направляется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации разработчику в течение 7 календарных дней со дня поступления в Министерство такой информации.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 21 февраля 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2018 года N 136. — См. предыдущую редакцию)
(Пункт в редакции, введенной в действие с 3 октября 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2014 года N 970. — См. предыдущую редакцию)

14. Проект профессионального стандарта, информация и документы, предусмотренные пунктом 10 настоящих Правил, информация о результатах общественного обсуждения проекта профессионального стандарта, информация о результатах рассмотрения проекта профессионального стандарта федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, союзом (при наличии) и результаты согласительного совещания, предусмотренного абзацем третьим пункта 13 настоящих Правил, направляются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в Национальный совет для проведения экспертизы.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 21 февраля 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2018 года N 136. — См. предыдущую редакцию)

15. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации на основании экспертного заключения Национального совета в течение 7 календарных дней со дня его получения принимает решение об утверждении проекта профессионального стандарта либо отклонении проекта профессионального стандарта и информирует разработчика о принятом решении.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 3 октября 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2014 года N 970. — См. предыдущую редакцию)

Это интересно:  Судьи военных судов назначаются на должность

16. Утверждение профессионального стандарта осуществляется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации на основании экспертного заключения Национального совета с рекомендациями о его одобрении.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 3 октября 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2014 года N 970. — См. предыдущую редакцию)

17. Сведения о профессиональном стандарте вносятся в реестр профессиональных стандартов, создание и ведение которого осуществляется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в установленном им порядке.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 3 октября 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2014 года N 970. — См. предыдущую редакцию)

18. Внесение изменений в профессиональные стандарты осуществляется в порядке, предусмотренном для их разработки и утверждения.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 3 октября 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2014 года N 970. — См. предыдущую редакцию)

19. Информация об утвержденных Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации профессиональных стандартах и внесенных в них изменениях в течение 10 дней со дня их вступления в силу направляется в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации или Министерство просвещения Российской Федерации для учета при формировании соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 11 декабря 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 года N 1439. — См. предыдущую редакцию)

Применение профессиональных стандартов

Профессиональный стандарт представляет собой характеристику квалификации (то есть уровня знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы), необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции. Иными словами, стандарт устанавливает параметры в части наименования должности (1), уровня образования (2), стажа (3), навыков и умения (4) работников.

Профессиональный стандарт по каждому отдельно взятому виду профессиональной деятельности (например, программист, сварщик, социальный работник, бухгалтер, водолаз, спасатель, специалист по управлению персоналом и т.д.) принимается в виде нормативного правового акта, утверждаемого Министерством труда и социального развития РФ.

Сведения обо всех принятых профессиональных стандартах вносятся в реестр профессиональных стандартов, размещаемый на специализированном сайте Минтруда России «Профессиональные стандарты» http://profstandart.rosmintrud.ru.

Правила разработки и утверждения профессиональных стандартов установлены Постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 № 23.

При этом наряду с профессиональными стандартами продолжают действовать Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС) и Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС), которые по-прежнему применяются (вместе с профессиональными стандартами) при установлении тарифных систем оплаты труда (тарификации работ и присвоении тарифных разрядов работникам), систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений.

Если по аналогичным профессиям (должностям) действует и квалификационный справочник, и профессиональный стандарт, то работодатель (независимо от формы собственности) самостоятельно определяет, какой нормативный правовой акт он использует, за исключением случаев, когда применение стандарта прямо предусмотрено Трудовым кодексом РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В перспективе планируется замена ЕТКС и ЕКС профессиональными стандартами, а также отдельными отраслевыми требованиями к квалификации работников, утверждаемыми законодательными и иными нормативными правовыми актами.

Важно! Трудовой кодекс РФ устанавливает два случая обязательности применения работодателями профессиональных стандартов или квалификационных справочников.

Во-первых, если в соответствии с Трудовым кодексом, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, или соответствующим положениям профессиональных стандартов.

Во-вторых, если Трудовым кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации (то есть к уровню знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы), необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.

Примером установления таких требований Трудовым кодексом является статья 330.2 ТК РФ, согласно которой:

— лица, принимаемые на подземные работы, должны удовлетворять соответствующим квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах;

— работодателем осуществляется проверка соответствия знаний и умений лица, принимаемого на подземные работы, соответствующим квалификационным требованиям.

Поскольку требования к квалификации лиц, занятых на подземных работах, установлены, то применение профессиональных стандартов указанных лиц является для их работодателей обязательным.

Примером установления таких требований иным федеральным законом является ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», согласно которой работники контрактной службы, контрактный управляющий организаций, являющихся заказчиками и государственными заказчиками (например, государственные и муниципальные казенные и бюджетные учреждения, некоторые государственные корпорации), должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. Следовательно, положения профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок» обязательны к применению в части требований к образованию специалистов в сфере закупок, но только для тех организаций (работодателей), на которые распространяется указанный федеральный закон.

В остальных (кроме двух вышеописанных) случаях требования профессиональных стандартов и квалификационных справочников носят рекомендательный характер и применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда, а также потребности в работниках с определенным уровнем квалификации, правильного подбора и расстановки кадров, рационального разделения и организации труда, разграничения функций, полномочий и ответственности между категориями работников, организации подготовки и дополнительного профессионального образования работников, установления систем оплаты труда.

Важно! Правительством РФ установлены особенности применения профессиональных стандартов (в части тех требований, которые обязательны для применения) для отдельных категорий работодателей.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 27.06.2016 № 584 государственные внебюджетные фонды РФ, государственные (муниципальные) учреждения и унитарные предприятия, государственные корпорации и компании, хозяйственные общества, более 50% акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной (муниципальной) собственности, вводят применение стандартов поэтапно на основе утвержденных указанными организациями с учетом мнений представительных органов работников планов по организации применения профессиональных стандартов. Эти планы должны быть рассчитаны на срок реализации не позднее чем до 01.01.2020 и должны содержать в том числе:

а) список профессиональных стандартов, подлежащих применению;

б) сведения о потребности в профессиональном образовании (обучении), дополнительном профессиональном образовании работников, полученные на основе анализа квалификационных требований, содержащихся в профессиональных стандартах, и кадрового состава своих организаций;

в) этапы применения профессиональных стандартов;

г) перечень локальных нормативных актов и других документов организаций, в том числе по вопросам аттестации, сертификации и других форм оценки квалификации работников, подлежащих изменению с учетом положений профессиональных стандартов, подлежащих применению.

Важно! Если работодателем не соблюдаются обязательные требования профессиональных стандартов, то государственным инспектором труда может быть выдано предписание об устранении выявленных нарушений трудового законодательства, а также работодатель (его должностное лицо) может быть привлечен к административной ответственности в соответствии со статьей 5.27 Кодекса об административных правонарушениях.

Важно! Вступление в силу профессиональных стандартов не является основанием для автоматического изменения должностных обязанностей работников.

Трансформация полномочий может осуществляться в соответствии со статьями 72, 72.1 ТК РФ на основе соглашения между работником и работодателем об изменении определенных сторонами условий трудового договора.

Важно! Вступление в силу профессиональных стандартов не является основанием для установления обязанности работника по приведению своей квалификации в соответствие с требованиями профессиональных стандартов.

Необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель. Подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Важно! Вступление в силу профессиональных стандартов не является основанием для увольнения работников.

Расторжение трудового договора вследствие несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе ввиду недостаточной квалификации допустимо только в результате аттестации.

При этом лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в квалификационных справочниках и профессиональных стандартах, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, аттестационной комиссией могут быть признаны соответствующими занимаемой должности или выполняемой работе, так же как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

Это интересно:  Какие полиса омс подлежат замене

Вступающий в силу с 1 января 2017 года Федеральный закон от 03.07.2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» устанавливает порядок проведения независимой оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности.

Такую независимую оценку квалификации, то есть подтверждение соответствия квалификации работника положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, работник либо по своей инициативе, либо по инициативе работодателя или другого лица сможет пройти в центрах оценки квалификации.

Порядок применения профессиональных стандартов

Вводятся новые статьи 195.2 и 195.3 ТК РФ, которые регулируют порядок применения профессиональных стандартов. Согласно новым нормам профессиональные стандарты носят для работодателя рекомендательный характер. Работодатель может применять указанные в них квалификационные характеристики как основу для разработки своих требований к квалификации работника.

Однако ТК РФ, федеральными законами и иными нормативными актами могут быть установлены требования к квалификации, которая необходима для выполнения определения трудовой функции. В этом случае профессиональные стандарты в части таких требований станут для работодателя обязательными. Работодатель не сможет самостоятельно изменить или проигнорировать такие требования.

Федеральный закон от 02.05.2015 № 122-ФЗ (далее – Закон № 122-ФЗ) внес изменения в ТК РФ, касающиеся профессиональных стандартов.

В раздел IX, который будет называться «Квалификация работника, профессиональный стандарт, подготовка и дополнительное профессиональное образование работника» добавлена статья 195.3.

Нормы данной статьи призваны регулировать порядок применения профессиональных стандартов.

Профессиональный стандарт – это характеристика квалификации (уровня знаний, умений и т.д.), необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности (ч. 2 ст. 195.1 ТК РФ). Профессиональные стандарты применяются работодателями при определении трудовой функции работника, разработке должностных инструкций.

Профессиональные стандарты носят для работодателя рекомендательный характер. Работодатель может применять указанные в них квалификационные характеристики как основу для разработки своих требований к квалификации работника. При этом он учитывает особенности трудовой функции работника, обусловленной применяемой в организации технологией (ч. 2 ст. 195.3 ТК РФ).

Федеральными законами и иными нормативными актами могут быть установлены требования к квалификации, которая необходима для выполнения определения трудовой функции. В этом случае профессиональные стандарты в части таких требований станут для работодателя обязательными. Работодатель не сможет самостоятельно изменить или проигнорировать такие требования.

С вопросами о применении профессиональных стандартов работодатель сможет обратиться в Минтруд России (ч. 3 ст. 195.3 ТК РФ).

Ранее обязанность и право работодателей применять профессиональные стандарты не были прямо закреплены в ТК РФ. Трудовой кодекс в ряде случаев (например, при определении трудовой функции) указывал, что нужно принимать во внимание такие стандарты. Однако до настоящего момента четкой обязанности пользоваться утвержденными профессиональными стандартами не было.

Закон № 122-ФЗ вступает в силу с 01.07.2016.

Федеральный закон Российской Федерации от 2 мая 2015 г. N 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Принят Государственной Думой 24 апреля 2015 года

Одобрен Советом Федерации 29 апреля 2015 года

Внести в Трудовой кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; N 30, ст. 3014; 2004, N 18, ст. 1690; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 27; N 19, ст. 1752; 2006, N 27, ст. 2878; N 52, ст. 5498; 2007, N 1, ст. 34; N 17, ст. 1930; N 30, ст. 3808; N 41, ст. 4844; N 43, ст. 5084; N 49, ст. 6070; 2008, N 9, ст. 812; N 30, ст. 3613, 3616; N 52, ст. 6235; 2009, N 1, ст. 17, 21; N 19, ст. 2270; N 29, ст. 3604; N 30, ст. 3732; N 48, ст. 5717; 2010, N 52, ст. 7002; 2011, N 27, ст. 3880; N 30, ст. 4586, 4590, 4591; N 45, ст. 6333, 6335; N 48, ст. 6730; N 49, ст. 7015, 7031; N 50, ст. 7359; 2012, N 18, ст. 2127; N 50, ст. 6954, 6959; N 53, ст. 7605; 2013, N 19, ст. 2326, 2329; N 27, ст. 3449, 3454, 3477; N 30, ст. 4037; N 48, ст. 6165; N 52, ст. 6986; 2014, N 14, ст. 1547, 1548; N 19, ст. 2321; N 30, ст. 4217; N 45, ст. 6143; N 49, ст. 6918; N 52, ст. 7554; 2015, N 14, ст. 2022) следующие изменения:

1) наименование раздела IX изложить в следующей редакции:

«Раздел IX. Квалификация работника, профессиональный стандарт, подготовка и дополнительное профессиональное образование работников»;

2) в статье 195 1:

а) часть вторую дополнить словами «, в том числе выполнения определенной трудовой функции»;

б) часть третью признать утратившей силу;

Порядок разработки и утверждения профессиональных стандартов, а также установления тождественности наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащимся в профессиональных стандартах, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Если настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.

Характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых не установлена в соответствии с частью первой настоящей статьи, применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда.

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, вправе давать разъяснения по вопросам применения профессиональных стандартов.».

Внести в Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598) следующие изменения:

1) часть 7 статьи 11 изложить в следующей редакции:

«7. Формирование требований федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования к результатам освоения основных образовательных программ профессионального образования в части профессиональной компетенции осуществляется на основе соответствующих профессиональных стандартов (при наличии).»;

2) часть 8 статьи 73 изложить в следующей редакции:

«8. Продолжительность профессионального обучения определяется конкретной программой профессионального обучения, разрабатываемой и утверждаемой на основе профессиональных стандартов (при наличии) или установленных квалификационных требований организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.».

Абзац пятый пункта 4 статьи 1 Федерального закона от 3 декабря 2012 года N 236-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О техническом регулировании» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 50, ст. 6959) признать утратившим силу.

1. Правительство Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений может устанавливать особенности применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности.

2. Федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования, утвержденные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат приведению в соответствие с требованиями, установленными частью 7 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона), в течение одного года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2016 года.

Порядок применения профессиональных стандартов

ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

Наличие профессиональных стандартов, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, позволяет более точно установить требования к квалификации работника при выполнении им трудовых функций, а также прийти к тождественности наименований в стандартах и квалификационных справочниках. О том, когда, как и в каких случаях применяются профессиональные стандарты и чем они регламентируются, мы и поговорим в данной статье.

Как известно, по общему правилу трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации (далее — ТК РФ) (статьи 16 ТК РФ).

При составлении трудового договора необходимо учитывать, что в нем обязательно должны быть отражены сведения и условия, перечисленные в статье 57 ТК РФ. В частности, в трудовом договоре в обязательном порядке указывается трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы). Если в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов.

Это интересно:  Что означают пенсионные баллы

В настоящее время действует ряд квалификационных справочников. Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.10.2002 г. N 787 установлено, что:

— Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (далее — ЕТКС) состоит из тарифно-квалификационных характеристик, содержащих характеристики основных видов работ по профессиям рабочих в зависимости от их сложности и соответствующих им тарифных разрядов, а также требования, предъявляемые к профессиональным знаниям и навыкам рабочих;

— Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (далее — ЕКС) состоит из квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и служащих, содержащих должностные обязанности и требования, предъявляемые к уровню знаний и квалификации руководителей, специалистов и служащих.

Разработкой квалификационных справочников занималось Министерство труда и социального развития Российской Федерации совместно с федеральными органами исполнительной власти, на которые возложены управление, регулирование и координация деятельности в соответствующей отрасли (подотрасли) экономики.

В настоящее время Минтрудом России разработан и утвержден ряд квалификационных справочников, но, тем не менее, до сих пор действуют и применяются выпуски, утвержденные Постановлениями Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС, перечень которых утвержден Постановлением Минтруда России от 12.05.1992 г. N 15а «О применении действующих квалификационных справочников работ, профессий рабочих и должностей служащих на предприятиях и в организациях, расположенных на территории России».

В большинстве своем квалификационные справочники (ЕТКС — по профессиям рабочих, ЕКС — по должностям служащих) носят рекомендательных характер, за исключением отдельных ситуаций.

Наличие квалификационных справочников позволяет стандартизировать характеристики основных видов работ, профессий, а также должностей руководителей, специалистов и служащих. Однако трудовое законодательство содержит не только понятие квалификация работника, но и устанавливает профессиональный стандарт. Эти понятия закреплены главой 31 ТК РФ.

Согласно статье 195.1 ТК РФ квалификация работника определяется как уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работника.

В свою очередь, профессиональный стандарт — это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 1 Письма Минтруда России от 04.04.2016 г. N 14-0/10/В-2253 «Ответы на типовые вопросы по применению профессиональных стандартов» (далее — Письмо N 14-0/10/В-2253) профессиональные стандарты носят комплексный характер и раскрывают необходимые для выполнения работником трудовых функций знания и умения.

В статье 195.3 ТК РФ содержится порядок применения профессиональных стандартов.

В силу части 1 статьи 195.3 ТК РФ работодатели обязаны применять профессиональные стандарты в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, если они установлены ТК РФ, другими федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом иными нормативными правовыми актами понимаются постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, приказы федеральных органов исполнительной власти, которые устанавливают специальные требования к работникам, выполняющим те или иные трудовые обязанности, носящие нормативный правовой характер (например, приказы Минтранса России и др.). В этом случае в части требований применяются данные нормативные правовые акты. Такие разъяснения содержатся в пункте 8 Письма N 14-0/10/В-2253.

Обратите внимание!
Как поясняет Минтруд России в пункте 6 Письма N 14-0/10/В-2253, ТК РФ устанавливает обязательность применения требований, содержащихся в профессиональных стандартах, в том числе при приеме работников на работу, в следующих случаях:
— согласно части 2 статьи 57 ТК РФ наименование должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах, если в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами с выполнением работ по этим должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений;
— согласно статье 195.3 ТК РФ требования к квалификации работников, содержащиеся в профессиональных стандартах, обязательны для работодателя в случаях, если они установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При этом в пункте 7 Письма N 14-0/10/В-2253 уточнено, что обязательность применения требований профессиональных стандартов установлена для случаев, предусмотренных статьями 57 и 195.3 ТК РФ, и не зависит от формы собственности организации или статуса работодателя.

Имейте в виду, что ряд организаций, в том числе государственные и муниципальные учреждения, должны применять профессиональные стандарты, обязательные для использования ими в части требований к квалификации работников, поэтапно на основе соответствующих планов, разработанных и утвержденных этими организациями с учетом положений пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 27.06.2016 г. N 584 (далее — Постановление N 584). Мероприятия, предусмотренные планами по организации применения профессиональных стандартов, должны быть реализованы не позднее 01.01.2020 г., на это указывает пункт 2 Постановления N 584.

На основании части 2 статьи 195.3 ТК РФ характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых не установлена в соответствии с частью 1 статьи 195.3 ТК РФ, применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда.

Иначе говоря, в случаях, когда применять профессиональные стандарты необязательно, работодатель может использовать их, в частности, для того, чтобы определить наименование должностей (профессий, специальностей), трудовые функции работников, требования к их образованию и опыту работы.

На сегодняшний день утверждено достаточно большое количество профессиональных стандартов, перечислим лишь некоторые из них:

— профессиональный стандарт «Программист» утвержден Приказом Минтруда России от 18.11.2013 г. N 679н;

— профессиональный стандарт «Инженер-радиоэлектронщик» — Приказом Минтруда России от 19.05.2014 г. N 315н;

— профессиональный стандарт «Специалист по управлению персоналом» — Приказом Минтруда России от 06.10.2015 г. N 691н;

— профессиональный стандарт «Специалист по организационному и документационному обеспечению управления организацией» — Приказом Минтруда России от 06.05.2015 г. N 276н;

— профессиональный стандарт «Специалист в области медиации (медиатор)» — Приказом Минтруда России от 15.12.2014 г. N 1041н;

— профессиональный стандарт «Бухгалтер» — Приказом Минтруда России от 22.12.2014 г. N 1061н;

— профессиональный стандарт «Аудитор» — Приказом Минтруда России от 19.10.2015 г. N 728н;

В завершении хотелось бы отметить следующее. Если работодатель, заключая трудовой договор, укажет в нем должность, профессию или специальность без учета положений ЕКС, ЕТКС или профессионального стандарта (если такая обязанность установлена законодательно), то он может быть привлечен к административной ответственности по части 4 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), которая предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей, на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

При повторном совершении аналогичного правонарушения предусматривается ответственность по части 5 статьи 5.27 КоАП РФ, которая предусматривает наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц — дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Обратите внимание, о том, что в случае несоблюдения обязательных требований законодательства работодатель может быть привлечен к административной ответственности в соответствии со статьей 5.27 КоАП РФ, сказано и пункте 13 Письма N 14-0/10/В-2253, где даны разъяснения о санкциях, которые будут применяться за неприменение или неправильное применение профессиональных стандартов.

Статья написана по материалам сайтов: xn--80akibcicpdbetz7e2g.xn--p1ai, profxp.ru, normativ.kontur.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector