Положение о строительном контроле

Бюджетные учреждения: ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности», 2010, N 9

Объекты капитального строительства, финансируемые за счет средств бюджета, находятся под пристальным вниманием ревизоров, в помощь которым Правительство РФ недавно утвердило Положение о проведении строительного контроля . Не стоит терять время тем, кого могут проверить, — бюджетным учреждениям — получателям бюджетных средств на строительство, реконструкцию и капремонт объектов: предлагаем вниманию читателей небольшой комментарий к небезынтересному документу.

Утверждено Постановлением от 21.06.2010 N 468 «О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства».

Что представляет собой строительный контроль?

Ответ на этот вопрос дан в первоисточнике — Градостроительном кодексе. Строительный контроль проводится непосредственно в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. Проверяется соответствие выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка (ст. 53 ГрК РФ).

Что контролирует заказчик, а что — подрядчик?

Участники строительства (подрядчик и заказчик) имеют разные права и обязанности. Поэтому в Положении о проведении строительного контроля установлены отдельные перечни процедур проверки: для подрядчика и для заказчика. В целях наглядности приведем действия участников строительства в сравнительной таблице.

Бюджетные учреждения, как правило, выступают в роли заказчиков, но им также не помешает иметь представление о проверках подрядчика, так как не исключено, что отдельные процедуры контроля заказчик и подрядчик будут проводить совместно.

Отдельные процедуры строительного контроля

Входной контроль. Он проводится до момента применения строительных материалов в процессе строительства и включает проверку наличия и содержания документов поставщиков, содержащих сведения о качестве поставки, соответствия материалов требованиям рабочей документации, технических регламентов, стандартов и сводов правил. Входной контроль возложен на заказчика. Он вправе провести в установленном порядке измерения и испытания стройматериалов своими силами или поручить их проведение аккредитованной организации. При неудовлетворительных результатах входного контроля, когда строительные материалы не отвечают установленным требованиям, их использование в строительстве не допускается.

Контроль операций по строительству. Это основной этап строительного контроля, в ходе которого проверяются:

  • соблюдение последовательности и состава выполняемых технологических операций, их соответствие требованиям технических регламентов, стандартов, сводов правил, проектной документации, результатам инженерных изысканий, градостроительному плану земельного участка;
  • соответствие качества выполнения технологических операций и их результатов требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, а также технических регламентов, стандартов и сводов правил.

Следить за всем этим может как подрядчик, так и заказчик капитального строительства. Напоминаем, мы разобрали только основные процедуры контроля. Есть и другие виды контрольных действий, предусмотренные законодательством или договором подряда.

Как оформляются результаты контроля?

Факт проведения контрольного мероприятия и его результаты фиксируются путем составления итогового документа — акта. Сведения о проведенных контрольных мероприятиях и их результатах отражаются также в общем журнале работ с приложением к нему соответствующих актов. Акты составляются по результатам контрольных мероприятий, проводимых совместно подрядчиком и заказчиком, в двух экземплярах и подписываются их представителями. По сути, акты являются теми документами, на основании которых стороны могут предъявлять друг другу претензии и одновременно отстаивать свои права и интересы. Если заказчик и подрядчик вместе проводят строительный контроль, им будет проще оформить результаты проверки.

Нормативы расходов заказчика на осуществление контроля

В связи с тем что строительство, реконструкция и капитальный ремонт финансируются полностью или частично с привлечением бюджетных средств, устанавливаются нормативы расходов (п. 15 Положения о проведении строительного контроля). В отдельном Приложении приведены Нормативы расходов заказчика на осуществление строительного контроля. Определяющей является стоимость строительства, которая не включает расходы на приобретение земельных участков и НДС, предъявленный поставщиками. При этом стоимость строительства исчисляется в базисном уровне цен по состоянию на 01.01.2000. Вернемся к Нормативам. Их два — по сумме расходов и по количеству занятых контролем работников. Для наглядности изобразим их на схеме.

Отдельное внимание уделено дорогостоящему строительству (стоимость превышает 900 млн руб. в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2000 г.). Нормативы расходов определяются по следующей формуле:

где Н — норматив расходов заказчика на осуществление строительного контроля (в %);

С — стоимость строительства в базисном уровне цен по состоянию на 01.01.2000.

Все сказанное относится к заказчику. Осуществление подрядчиком строительного контроля финансируется за счет его накладных расходов, предусмотренных в цене договора строительного подряда (п. 13 Положения о проведении строительного контроля).

Несколько слов о проектной документации

В проектно-сметной документации закладываются все расходы подрядчика и заказчика. В ней также должны быть запланированы затраты, связанные с проведением строительного контроля. Но Положение о проведении строительного контроля появилось недавно, поэтому в проектно-сметной документации таких затрат может не быть, что не является основанием для отрицательного заключения государственной экспертизы проектной документации (абз. «б» п. 2 Постановления Правительства РФ N 468). При отсутствии в проектной документации расчета размера затрат на проведение строительного контроля финансирование расходов на его осуществление производится за счет средств, предусмотренных на непредвиденные работы и затраты в сводном сметном расчете стоимости строительства. При этом для расчета предельных затрат применяются вышерассмотренные Нормативы расходов заказчика, установленные п. 15 Положения о проведении строительного контроля.

Как видим, Положение о проведении строительного контроля — небольшой, но конкретный в части выдвигаемых требований документ. Он начал действовать с июля 2010 г., и бюджетные учреждения уже могут взять его на вооружение при проведении строительного контроля возводимых (реконструируемых или ремонтируемых) объектов.

Это интересно:  Косметический ремонт многоквартирного дома перечень работ

Положение о строительном контроле как выполнить положение о строительном контроле заказчика

Решение проблемы было найдено ― перевести сферу в рамки саморегулирования. То есть, теперь всеми процессами занимаются негосударственные организации, а это позволило существенно облегчить задачу по непосредственному контролю.

В качестве основного документа в этом вопросе выступает постановление о строительном контроле. Оно было принято в 2010 году и остается актуальным в наше время.

Главное отличие от прошлых правил ― теперь сами компании, вовлеченные в процесс возведения здания, должны заниматься контролем проводимых работ. Это сняло ответственность с государственных структур, а их обязанности перешли самим исполнителям и заказчикам.

Положение о проведении строительного контроля должно было существенно облегчить жизнь компаниям, которые трудятся в данной сфере. Теперь они самостоятельно осуществляют все необходимые манипуляции в этом вопросе и участвуют в процессе отслеживания проводимых работ.

Как вы поняли, в строительном контроле участвуют обе стороны строительства ― как заказчик, так и фирма, выступившая в роли исполнителя. По сути, они дублируют функцию друг друга и должны обеспечить максимально качественное отслеживание проводимых работ.

Например, подрядчик должен постоянно контролировать качество материалов и технического оснащения, используемого во время проведения работ. Это является важным фактором, от которого зависит конечный результат. В том числе на эти элементы должны предоставляться документы и сертификаты соответствия.

Большое внимание уделяется хранению материалов перед их дальнейшим использованием. Неправильное складирование может привести к порче и к снижению отдельных характеристик. Поэтому их использование запрещено, и этот момент требует особого контроля.

Правильность выполнения технологических операций ― это один из факторов, который влияет на качество работ. Основная задача ― не допустить нарушений, ведь они могут привести к серьезным проблемам в процессе эксплуатации.

Все отдельные этапы работ требуют непосредственного приема сторонами, это правило действует и для полностью сданного объекта. Проводится контроль качества выполнения и конечного результата.

Строительный контроль заказчика ― это тоже важный фактор. Фактически застройщик осуществляет те же функции: контролирует материалы, технологии, принимает работы после непосредственного завершения отдельных этапов и всего строительства.

Как говорится, такое прописано только в нормативных документах и должно происходить в теории. Что можно увидеть на практике? К сожалению, большинство заказчиков очень плохо разбираются в этом процессе и полностью доверяются подрядчикам. Исполнители обещают всесторонний контроль, но далеко не все выполняют свои обязанности.

Чем опасно полное доверие исполнителю?

Порядок осуществления строительного контроля предусматривает наличие в штате подрядчика сотрудника или нескольких людей с необходимым образованием. Их основная задача – отслеживать труд рабочих и другие процессы, которые могут повлиять на качество проводимого строительства.

Предположим, что при наблюдении за процессом работы, специалист компании-исполнителя выявил нарушения и отклонения от нормативов. В первую очередь он сообщит об этом начальству с просьбой принять меры и устранить нарушения. Но как показывает практика, руководители фирмы попросят специалиста снизить свою бдительность и забыть о найденных дефектах. Естественно, что сотруднику нет причин вступать в конфликт со своим начальством. В результате контроль со стороны подрядчика происходит с использованием крайне заинтересованных людей, а сам застройщик часто не имеет собственных квалифицированных сотрудников для выполнения собственного наблюдения за строительством.

Как решить проблему?

Самый простой вариант на сегодня, как правильно контролировать строительство ― это привлечь экспертов со стороны. Не только участники процесса возведения здания могут заниматься наблюдением за выполнением работ. Закон позволяет использовать помощь иных экспертных организаций, они заменяют собой соответствующих специалистов со стороны исполнителя и заказчика.

В чем плюсы такого решения:

  • Компания не отстаивает интересов ни одной из сторон. Ее основная задача ― обеспечить постоянное наблюдение за процессом проведения работ и точно фиксировать все отклонения и нарушения. То есть, вы получаете объективное мнение.
  • Можно полноценно контролировать компанию, осуществляющую работы. Когда из процесса наблюдения за строительством выключены специалисты самого подрядчика, можно исключить возможность махинаций и повысить качество работ.
  • Нарушения не будут утаиваться от вас, а вы сможете оперативно получить информацию обо всех отклонениях и дефектах.

Естественно, недобросовестные подрядчики весьма негативно относятся к возможности контроля со стороны другой компании. Заранее обдумайте этот момент и при поиске исполнителя и сразу указывайте, что процесс наблюдения за работой будет проводиться экспертами. Если компания отказывается сотрудничать на таких условиях, то на это существуют веские причины, и вам не стоит заключать договор с такой организацией.

В чем преимущества?

Выполнение независимого контроля имеет множество преимуществ перед стандартным способом. Назовем некоторые достоинства обращения к экспертам:

  • Специалисты смогут исключить возможность неправильного составления сметы исполнителем. Некоторые организации пользуются отсутствием знаний у заказчика в этой области, в результате существенно повышают стоимость работ и материалов.
  • Эксперты смогут исключить отхождение от технологий и их упрощение. Некоторые компании специально меняют порядок и сложность операций, ускоряя процесс работы. В результате снижаются характеристики, срок службы и появляются многочисленные дефекты.
  • Можно предотвратить использование дешевых и некачественных материалов, ведь это влияет на выполняемые работы и конечный результат. Исключается возможность изменения схемы проведения работ без согласия самого заказчика. Отдельные компании таким образом выигрывают время и снижают затраты материалов, но пересчет после этого никто не проводит.

Как вы поняли, использование сторонней помощи помогает отгородить себя от возможности недобросовестного выполнения своих обязанностей исполнителем и попыток экономии на этапах осуществления работ. Некоторым организациям такими способами удается сэкономить до трети от цены проекта, и они даже не заботятся о качестве строительства. Естественно, пересчета никто не проводит, следовательно, подрядная организация получает деньги за невыполненную работу и дорогостоящие материалы, которые были заменены дешевыми аналогами.

Это интересно:  Сдать пожилого человека в дом престарелых

Эксперты смогут предотвратить подобные махинации и исключить недобросовестное выполнение работ. Они осуществляют контроль с начала строительства, вплоть до сдачи сооружения. В их арсенале не только все необходимые приборы и средства для проведения измерений, но и устройства для фиксации нарушений в качестве подтверждения собственных данных.

Заказчику постоянно представляются отчеты, он оперативно уведомляется о нарушениях в процессе работы подрядчика, которые требуют внимания. Таким образом, вы будете полностью контролировать ситуацию и вовремя указывать подрядной организации на недопустимость найденных экспертами дефектов.

Если потребовалась поддержка профессионалов, то вам поможет наша компания. В пользу обращения к нам говорит большой опыт работы в этой сфере и штат профессиональных специалистов с необходимым спектром знаний.

Сразу после обращения, сотрудники преступят к процессу контроля работы на вашем объекте до его полной сдачи. Грамотная поддержка и постоянное наблюдение гарантируют вам честное выполнение работ со стороны исполнителя и их исключительно высокое качество.

Положение о строительном контроле

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 21 июня 2010 года N 468

О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства

В соответствии с частью 8 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации

1. Утвердить прилагаемое Положение о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства.

2. Установить, что в отношении объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета:

а) если подготовка проектной документации завершена и принята заказчиком по акту приемки выполненных работ до вступления в силу настоящего постановления, заказчик проектной документации вправе направить ее на государственную экспертизу без проведения дополнительных работ, связанных с осуществлением расчета размера затрат на проведение строительного контроля;

б) отсутствие расчета размера затрат на проведение строительного контроля в проектной документации, представленной на государственную экспертизу, в случае, указанном в подпункте «а» настоящего пункта, а также в случае если государственная экспертиза проектной документации не завершена до вступления в силу настоящего постановления, не является основанием для подготовки отрицательного заключения государственной экспертизы проектной документации;

в) при отсутствии в проектной документации расчета размера затрат на проведение строительного контроля финансирование расходов на его осуществление производится за счет средств, предусмотренных на непредвиденные работы и затраты в сводном сметном расчете стоимости строительства, в размере, не превышающем размер, рассчитанный в соответствии с пунктом 15 Положения, утвержденного настоящим постановлением, за исключением случаев, если затраты на проведение строительного контроля на дату вступления в силу настоящего постановления превысили установленный размер.

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Путин

Положение о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 21 июня 2010 года N 468

1. Настоящее Положение устанавливает порядок проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта (далее — строительство) объектов капитального строительства независимо от источников их финансирования, а также порядок определения размера затрат на проведение строительного контроля и численности работников, осуществляющих строительный контроль, по объектам, финансируемым полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета.

2. Предметом строительного контроля является проверка выполнения работ при строительстве объектов капитального строительства на соответствие требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений.

3. Строительный контроль проводится:

лицом, осуществляющим строительство (далее — подрядчик);

застройщиком, заказчиком либо организацией, осуществляющей подготовку проектной документации и привлеченной заказчиком (застройщиком) по договору для осуществления строительного контроля (в части проверки соответствия выполняемых работ проектной документации) (далее — заказчик).

4. Функции строительного контроля вправе осуществлять работники подрядчика и заказчика, на которых в установленном порядке возложена обязанность по осуществлению такого контроля.

5. Строительный контроль, осуществляемый подрядчиком, включает проведение следующих контрольных мероприятий:

а) проверка качества строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования, поставленных для строительства объекта капитального строительства (далее соответственно — продукция, входной контроль);

б) проверка соблюдения установленных норм и правил складирования и хранения применяемой продукции;

в) проверка соблюдения последовательности и состава технологических операций при осуществлении строительства объекта капитального строительства;

г) совместно с заказчиком освидетельствование работ, скрываемых последующими работами (далее — скрытые работы), и промежуточная приемка возведенных строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, участков сетей инженерно-технического обеспечения;

д) приемка законченных видов (этапов) работ;

е) проверка совместно с заказчиком соответствия законченного строительством объекта требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, технических регламентов.

6. Строительный контроль, осуществляемый заказчиком, включает проведение следующих контрольных мероприятий:

а) проверка полноты и соблюдения установленных сроков выполнения подрядчиком входного контроля и достоверности документирования его результатов;

б) проверка выполнения подрядчиком контрольных мероприятий по соблюдению правил складирования и хранения применяемой продукции и достоверности документирования его результатов;

в) проверка полноты и соблюдения установленных сроков выполнения подрядчиком контроля последовательности и состава технологических операций по осуществлению строительства объектов капитального строительства и достоверности документирования его результатов;

г) совместно с подрядчиком освидетельствование скрытых работ и промежуточная приемка возведенных строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, участков сетей инженерно-технического обеспечения;

д) проверка совместно с подрядчиком соответствия законченного строительством объекта требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов;

е) иные мероприятия в целях осуществления строительного контроля, предусмотренные законодательством Российской Федерации и (или) заключенным договором.

7. Входной контроль осуществляется до момента применения продукции в процессе строительства и включает проверку наличия и содержания документов поставщиков, содержащих сведения о качестве поставленной ими продукции, ее соответствия требованиям рабочей документации, технических регламентов, стандартов и сводов правил.

Это интересно:  Возмещение судебных расходов в гражданском процессе

Подрядчик вправе при осуществлении входного контроля провести в установленном порядке измерения и испытания соответствующей продукции своими силами или поручить их проведение аккредитованной организации.

В случае выявления при входном контроле продукции, не соответствующей установленным требованиям, ее применение для строительства не допускается.

8. В случае если в ходе проверки соблюдения правил складирования и хранения выявлены нарушения установленных норм и правил, применение продукции, хранившейся с нарушением, для строительства не допускается впредь до подтверждения соответствия показателей ее качества требованиям рабочей документации, технических регламентов, стандартов и сводов правил.

9. В ходе контроля последовательности и состава технологических операций по строительству объектов капитального строительства осуществляется проверка:

соблюдения последовательности и состава выполняемых технологических операций и их соответствия требованиям технических регламентов, стандартов, сводов правил, проектной документации, результатам инженерных изысканий, градостроительному плану земельного участка;

соответствия качества выполнения технологических операций и их результатов требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, а также требованиям технических регламентов, стандартов и сводов правил.

10. До завершения процедуры освидетельствования скрытых работ выполнение последующих работ запрещается.

11. В случае если контрольные мероприятия выполняются в соответствии с пунктами 5 и 6 настоящего Положения совместно подрядчиком и заказчиком, подрядчик обеспечивает уведомление заказчика о дате и времени проведения этих мероприятий не позднее чем за 3 рабочих дня.

В случае если заказчик был уведомлен в установленном порядке и не явился для участия в контрольных мероприятиях, подрядчик вправе провести их в отсутствие заказчика.

12. Проведение контрольного мероприятия и его результаты фиксируются путем составления акта. Сведения о проведенных контрольных мероприятиях и их результатах отражаются в общем журнале работ с приложением к нему соответствующих актов. Акты, составленные по результатам контрольных мероприятий, проводимых совместно подрядчиком и заказчиком, составляются в 2 экземплярах и подписываются их представителями.

В случае, предусмотренном абзацем вторым пункта 11 настоящего Положения, подрядчик в течение 3 дней после завершения контрольного мероприятия обязан направить заказчику 1 копию акта, составленного по результатам контрольного мероприятия.

13. На объектах капитального строительства, возводимых полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, осуществление подрядчиком строительного контроля финансируется за счет накладных расходов подрядчика, предусмотренных в цене договора строительного подряда.

14. Нормативы расходов заказчика на осуществление строительного контроля при строительстве объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, и нормативы численности работников заказчика, на которых в установленном порядке возлагается обязанность по осуществлению строительного контроля, определяются согласно приложению.

15. Размер затрат заказчика на осуществление строительного контроля при строительстве объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, определяется исходя из общей стоимости строительства, за исключением расходов на приобретение земельных участков, в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2000 года (без налога на добавленную стоимость) путем расчета с применением нормативов расходов заказчика, определенных в приложении к настоящему Положению, и указывается в главе 10 сводного сметного расчета стоимости строительства отдельной строкой «Строительный контроль».

Приложение к Положению. Нормативы расходов заказчика на осуществление строительного контроля при строительстве объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, .

Приложение
к Положению о проведении строительного
контроля при осуществлении строительства,
реконструкции и капитального ремонта
объектов капитального строительства

Нормативы расходов заказчика на осуществление строительного контроля при строительстве объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, и нормативы численности работников заказчика, на которых в установленном порядке возлагается обязанность по осуществлению строительного контроля

Стоимость строительства в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2000 года (млн. рублей)

Норматив расходов заказчика на осуществление строительного контроля (процентов)

Норматив численности работников заказчика, осуществляющих строительный контроль (человек)

Новости ⁄ Новости отрасли ⁄ Постановление Правительства РФ от 21.06.2010 N 468. О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства»

Постановление Правительства РФ от 21.06.2010 N 468

«О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства,

реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства»

Установлена процедура проведения проверки выполнения работ при строительстве на соответствие установленным требованиям в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений.

Утвержденное Положение определяет порядок проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства независимо от источников их финансирования, а также порядок определения размера затрат на проведение строительного контроля и численности работников, осуществляющих контроль, по объектам, финансируемым полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета. Строительный контроль проводится: лицом, осуществляющим строительство; застройщиком, заказчиком либо организацией, осуществляющей подготовку проектной документации и привлеченной по договору для осуществления контроля (в части проверки соответствия выполняемых работ проектной документации). Определены мероприятия, осуществляемые подрядчиком и заказчиком при проведении строительного контроля. Проведение контрольного мероприятия и его результаты фиксируются путем составления акта. Сведения о проведенных контрольных мероприятия! х и их результатах отражаются в общем журнале работ с приложением к нему соответствующих актов.

Установлено, что если подготовка проектной документации завершена и принята заказчиком по акту приемки до вступления в силу данного Положения, заказчик проектной документации вправе направить ее на государственную экспертизу без расчета размера затрат на проведение строительного контроля. В этом случае отсутствие расчета размера затрат не будет являться основанием для подготовки отрицательного заключения государственной экспертизы проектной документации.

Постановление Правительства РФ от 21.06.2010 N 468

Статья написана по материалам сайтов: fcse.ru, docs.cntd.ru, orskb.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector