Положение о системе управления промышленной безопасностью

Вопрос из Темы 8. Обязанности организаций в обеспечении промышленной безопасности. Ответственность за нарушение законодательства в области промышленной безопасности по курсу самоподготовки по промышленной безопасности за 2020 год — «А 1. Основы промышленной безопасности«. Этот вопрос входит в билеты Ростехнадзора и применяется при онлайн тестировании по обучающе-контролирующей системе Олимпокс.

При тестировании по системе Олимпокс, на это вопрос приводится несколько вариантов ответов:

Когда Положение о системе управления промышленной безопасностью считается принятым?

А) После утверждения руководителем организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты.
Б) После утверждения руководителем организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты, или руководителями обособленных подразделений и согласования с органами Ростехнадзора.
В) После проведения экспертизы промышленной безопасности.

Пояснение:

Постановление Правительства РФ от 26.06.2013 N 536 п. 6. Заявление о политике эксплуатирующих организаций в области промышленной безопасности утверждается руководителями эксплуатирующих организаций и размещается на сайте эксплуатирующих организаций в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (при наличии сайтов) либо публикуется в средствах массовой информации в течение 30 календарных дней со дня его утверждения.

А) После утверждения руководителем организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты.

Содержание

1. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

1.1 . Промышленная безопасность опасных производстве нных объектов (далее — промышленная безопасность) состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.

1.2 . Опасные производственные объекты — электростанции, цехи (службы), участки и площадки ремонтных предприятий и электрических сетей и др. организаций РАПО «ЕЭС России», на которых используются опасные вещества, оборудование, работающее под давлением более 0,07 МПа или температуре нагрева воды более 115 град. C; стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги.

1.3 . Авария — разрушение сооружения и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ.

1.4 . Экспертиза промышленной безопасности (экспертиза) оценка соответствия объекта экспертизы предъявляемым к нему требованиям промышленной безопасности, результатом которой является заключение.

1.5 . Декларация безопасности промышленного объекта — документ, определяющий возможный характер и масштабы чрезвычайных ситуаций на промышленном объекте и мероприятия по их предупреждению и ликвидации.

1.6 . Экспертиза декларации промышленной безопасности опасного производственного объекта (далее — экспертиза декларации) оценка соответствия декларации промышленной безопасности нормам и правилам промышленной безопасности, результатом которой является заключение экспертизы.

1.7 . Государственный реестр опасных производственных объектов (далее государственный реестр) — единый банк данных (система управления базами данных и единая база данных производственных объектов), основанный на единых методологических и программно-технологических принципах и содержащий сведения об опасных производственных объектах, которые эксплуатируются юридическими лицами (организациями) на территории Российской Федерации.

1.8 . Регистрация объекта в государственном реестре занесение в банк данных государственного реестра сведений о действующем объекте, присвоение ему регистрационного номера в государственном реестре и выдача свидетельства о регистрации этого объекта эксплуатирующей его организацией.

1.9 . Идентификация опасных производственных объектов (идентификация) — отнесение объекта в составе организации к категории опасного производственного объекта и определение его типа в соответствии с требованиями Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

1.10 . Лицензия разрешение (право) на осуществление лицензируемого вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

1.11 . Производственный контроль составная часть системы управления промышленной безопасностью, осуществляемая эксплуатирующей организацией, путем проведения комплекса мероприятий, направленных на обеспечение безопасного функционирования опасных производственных объектов.

1.12 . Обязательное страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасных производственных объектов защита имущественных интересов страхователя на случай причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде в результате аварии на опасном производственном объекте.

1.13 . Система управления промышленной безопасностью — комплекс согласованных организационно-технических мероприятий и действий органов управления по соблюдению требований и норм промышленной безопасности.

1.14 . Требования промышленной безопасности условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащие в Федеральном законе «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность.

1.15 . Инцидент — отказ или повреждение технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, отклонение от режима технологического процесса.

1.16 . Страхователи — юридические лица и дееспособные физические лица, заключившие со страховщиками договоры страхования либо являющиеся страхователями в силу закона.

1.17 . Страховщики — юридические лица любой организационно-правовой формы, предусмотренной законодательством Российской Федерации, созданные для осуществления страховой деятельности (страховые организации и общества взаимного страхования) и получившие в установленном настоящим Законом порядке лицензию на осуществление страховой деятельности на территории Российской Федерации.

1. 18 . Предприятие — самостоятельный хозяйствующий или уполномоченный на хозяйствование субъект (АО, ДАО, филиал, структурное подразделение РАО «ЕЭС России»).

1.19 . Технические устройства опас ных производственных объектов — оборудование, работающее под давлением более 0,07 МПа или при температуре воды более 115 градусов Цельсия, грузоподъемные механизмы, лифты.

2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2. 1 . Настоящее Положение является нормативным документом, который определяет политику, состав, структуру, организацию и порядок функционирования системы управления промышленной безопасности, устанавливает права, ответственность, функции центрального аппарата РАО «ЕЭС России» и его подразделений по вопросам промышленной безопасности.

2.2 . Положение разработано в соответствии с Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Оно включает в себя обязательные требования, содержащиеся в федеральных законах, нормативных правовых актах и отраслевых нормативно-технических документах, соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность.

2.3 . К категории опасных производственных объектов в филиалах и акционерных обществах РАО «ЕЭС России» относятся объекты, на которых:

— используются и хранятся горючие вещества — жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления;

— используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия;

— используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы.

2.4 . Составной частью системы управления промышленной безопасности на опасных производственных объектах является производственный контроль, осуществляемый РАО «ЕЭС России» путем проведения комплекса мероприятий, направленных на обеспечение безопасного функционирования опасных производственных объектов, а также на предупреждение аварий на этих объектах и обеспечение готовности к локализации аварий и инцидентов и ликвидации их последствий.

3. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ

3.1 .Принципы формирования системы управления промышленной безопасностью.

Система управления промышленной безопасности должна быть направлена на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах.

Ответственность за соблюдение требований промышленной безопасностью и решение проблем промышленной безопасности возлагается полностью на руководителей предприятий.

Система управления промышленной безопасностью должна обеспечить прогнозирование и принятие мер по предупреждению аварий, аварийных ситуаций и травмирования людей, мониторинг безопасности, планирование и реализацию приоритетных и перспективных мер, направленных на повышение уровня промышленной безопасности объектов, оценку деятельности подразделений и служб, руководителей и специалистов предприятия по исполнению ими своих функциональных обязанностей.

Эффективность системы управления безопасностью должна обеспечиваться на основе организации и осуществления производственного контроля за производственной деятельностью и состоянием оборудования производственных объектов.

На основании анализа состояния промышленной безопасности на объектах РАО «ЕЭС России», проводимого структурными подразделениями общества — Департаментом генеральной инспекции по эксплуатации электрических станций и сетей и Департамента научно-технической политики и развития принимаются организационные и управленческие решения и осуществляются меры воздействия в виде соответствующих инструкций, приказов.

Система управления предусматривает ведение непрерывного мониторинга за факторами, определяющими безопасность производственных объектов, обеспечением своевременности и достоверности информации, эффективности анализа и оптимальности принимаемых на его основе решений по устранению возникающих факторов риска.

На рис. 1 приведена функциональная схема системы управления промышленной безопасностью.

Рис. 1 Функциональная схема системы управления промышленной безопасностью

3.2 . Основные задачи системы управления промышленной безопасностью в РАО «ЕЭС России»:

3.2.1 . Формирование единой стратегии функционирования и развития системы управления промышленной безопасности в РАО «ЕЭС России»;

3.2.2 . Разработка основных положений и проведение единой технической, организационной и экономической политики, обеспечивающей неуклонное повышение надежности и безопасности энергетического производства и соблюдение нормативно-технических и экологических требований;

3.2.3 . Организация и координация научно-технической политики по промышленной безопасности с энергообъединениями и фирмами зарубежных стран и другими международными научно-техническими организациями;

3.2.4 Организация разработки долгосрочной политики и стратегии Общества по вопросам законодательного и нормативно-правового обеспечения по промышленной безопасности.

3.3 . Основные функции системы управления промышленной безопасностью РАО «ЕЭС России»:

3.3.1 . Разработка основных направлений деятельности РАО «ЕЭС России» по вопросам промышленной безопасности в т.ч. через решения Правления, приказы и др. распорядительные документы;

3.3.2 . Реализация требований Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» по разработке деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов, организации проведения экспертизы промышленной безопасности и др.;

3.3.3 . Разработка, организация и контроль исполнения государственных и отраслевых программ, направленных на решение проблем промышленной безопасности;

3.3.4 . Анализ опыта работы по обеспечению промышленной безопасности на действующих энергообъектах отрасли;

3.3.5 . Организация разработки и совершенствования нормативно-технической базы по вопросам промышленной безопасности;

3.3.6 . Организация и осуществление надзора за состоянием эксплуатации и ремонта энергоустановок, контроля за разработкой и осуществлением мероприятий по предупреждению аварий и инцидентов в работе оборудования;

3.3.7 . Обобщение практики применения нормативных требований, направленных на безопасное ведение работ и надежную эксплуатацию оборудования;

3.3.8 . Подготовка и аттестация персонала Общества по вопросам промышленной безопасности;

3.3.8 . Ликвидация последствий аварий и инцидентов, участие в расследовании причин их возникновения и разработка мероприятий и выполнение мероприятий по их предупреждению.

3.4 . Функции центрального аппарата РАО «ЕЭС России» и его подразделений в рамках системы управления промышленной безопасности

3.4.1 . Председатель Правления Общества осуществляет общее руководство организацией работ по обеспечению промышленной безопасности.

3.4.2 . Заместитель Председателя Правления — главный инженер руководит работой по обеспечению промышленной безопасности, организует и обеспечивает руководство производственным контролем за соблюдением требований промышленной безопасности, осуществляет руководство разработкой и утверждение программ и планов в области промышленной безопасности, возглавляет Центральную экзаменационную комиссию по проверке знаний нормативных документов по технической эксплуатации, охране труда, промышленной и пожарной безопасности руководителей и специалистов РАО «ЕЭС России».

Это интересно:  До какого возраста забирают в армию

3.4.3 . Департамент генеральной инспекции по эксплуатации электрических станций и сетей:

— осуществляет оперативное и методическое руководство работами по обеспечению промышленной безопасности в РАО «ЕЭС России»;

— координирует деятельность подразделений центрального аппарата, филиалов и зависимых акционерных общества по вопросам промышленной безопасности;

— осуществляет ведомственный производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности;

— проводит учет и анализ аварий и инцидентов, готовит обобщенные показатели надежности опасных производственных объектов для представления руководству Общества;

— организует работу Центральной комиссии РАО «ЕЭС России» по проверке знаний нормативных документов по технической эксплуатации, охране труда, промышленной и пожарной безопасности.

3.4.4 . Департамент научно-технической политики и развития разрабатывает межотраслевые и отраслевые научно-технические программы, направленные на решение проблем промышленной безопасности, организует разработку и совершенствование нормативно-технической базы отрасли по промышленной безопасности, руководит деятельностью отраслевых научно-исследовательских и проектно-изыскательских институтов в части реализации научно-технических и инновационных программ по промышленной безопасности, осуществляет внедрение в производство новейших достижений науки и техники в области промышленной безопасности.

3.4.5 . Департамент технического перевооружения и совершенствования энергоремонта реализует мероприятия направленные на поддержание в технически исправном состоянии опасных производственных объектов и их модернизацию.

3.4.6 . Департамент экономического анализа и планирования обеспечивает финансирование мероприятий по промышленной безопасности и формирование резервов, необходимых для ликвидации аварий и инцидентов.

3.4.7 . В составе Департамента генеральной инспекции по эксплуатации электрических станций и сетей функционирует отдел, на который возложена организация работы по промышленной безопасности и взаимодействие с Госгортехнадзором России.

3.4.8 . На предприятиях создаются и функционируют соответствующие системы управления промышленной безопасность. Функции их подразделений, руководящего состава и специалистов в рамках системы управления промышленной безопасностью в РАО «ЕЭС России» устанавливаются Положениями о системах управления промышленной безопасности каждого предприятия.

4. ОРГАНИЗАЦИЯ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Производственный контроль осуществляется в соответствии с требованиями «Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте» . Утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 1999 г. № 263 (Приложение 1) и руководящими документами РАО «ЕЭС России»:

— Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации. (Приложение 2);

— Положение о Департаменте генеральной инспекции по эксплуатации электрических станций и сетей. (Приложение 3);

— Положение о службе надежности и техники безопасности. (Приложение 5);

— Методические указания по организации технического обслуживания поверхностей нагрева котлоагрегатов тепловых электростанций. Приказ РАО «ЕЭС России» от 26.12.1997 г. (Приложение 6);

— Положение о порядке подготовки и проверки знаний нормативных документов по технической эксплуатации, охране труда, промышленной и пожарной безопасности руководителей и специалистов энергетики. (Приложение 8).

4.2 . Организация производственного контроля.

4.2.1 . В РАО «ЕЭС России» головным органом, осуществляющим ведомственный энергетический технический надзор, является Генеральная инспекция по эксплуатации электрических станций и сетей — Департамент исполнительного аппарата РАО «ЕЭС России» и оперативно управляемые им региональные предприятия энергетического технического надзора, являющиеся филиалами РАО «ЕЭС России». В каждом региональном предприятии энергетического надзора по месту расположения предприятий функционируют территориальные центры.

Задачи, функции, права и ответственность по производственному контролю Департамента и региональных предприятий «Энерготехнадзора» установлены их положениями.

4.2.2 . Непосредственно на предприятиях (АО-энерго, филиалах) надзор за обеспечением надежной работы оборудования и организацией безопасных условий труда осуществляют службы надежности и техники безопасности, являющиеся структурными подразделениями предприятий и подчиненные непосредственно главному инженеру предприятия. (Положение о службе надежности и техники безопасности, Положение о системе управления охраной труда (СУОТ) в подразделениях и организациях РАО «ЕЭС России»).

Кроме того, на каждом предприятии функционирует внутренний производственный контроль.

Отраслевым руководящим документом «Положение о системе внутреннего контроля производственной деятельности в акционерных обществах и филиалах РАО «ЕЭС России» (приложение 4) определена методология контроля производственной деятельности энергопредприятий.

Внутренний контроль производственной деятельности, организуемый на предприятиях отрасли, является неотъемлемой частью — организационной системы, осуществляющей функции планирования, управления и контроля по всем направлениям производственной деятельности предприятия.

Для повышения качества и результативности анализа и внутреннего контроля должны использоваться экспертные системы, которые включают в себя оценочную часть — по отношению, как к объекту, так и к субъекту управления — и показывают направления усилий, которые должен приложить субъект управления с целью повышения надежности объекта. Экспертная система содействует определению методов достижения (или обеспечения) надежности с учетом взаимосвязанности объекта и субъекта управления.

В практической работе на промышленно опасных объектах тепловых электростанций используется экспертная система контроля и оценки условий эксплуатации котлоагрегатов ТЭС. (Приложение 6).

4.2.3 . Задачи, функции, обязанности и права работников и подразделений, ответственных за осуществление производственного контроля, определяются в утверждаемом руководителем предприятия Положении о системе управления промышленной безопасностью (положении о производственном контроле), а также в должностных инструкциях и заключенных с этими работниками договорах (контрактах).

4.2.4 . Подразделения (службы надежности и охраны труда) предприятия, осуществляющие производственный контроль, взаимодействуют по вопросам промышленной безопасности с Департаментом генеральной инспекции по эксплуатации электрических станций и сетей РАО «ЕЭС России», региональными предприятиями «Энерготехнадзора» и с территориальным органом Госгортехнадзора России.

Проверки соблюдения требований промышленной безопасности должны планировать службы производственного контроля (предприятия «Энерготехнадзора», службы надежности и техники безопасности предприятий) и осуществляться с целью эффективного контроля за деятельностью структурных подразделений предприятия, деятельность которых связана с обеспечением промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Объем и периодичность проверок планируются исходя из состояния организации работы по промышленной безопасности на предприятии.

План проведения проверок соблюдения требований промышленной безопасности должен включать перечень подлежащих проверке вопросов.

4.4 . Оформление результатов проверки

Результаты проведенной проверки соблюдения требований промышленной безопасности, выводы и рекомендации службы производственного контроля должны представляться в виде отчета руководству предприятия.

Отчет по результатам проверки должен включать:

— выводы об эффективности деятельности предприятия в целом или ее отдельных структурных подразделений;

— конкретные примеры неэффективности деятельности структурных подразделений предприятия с указанием выявленных отступлений от требований промышленной безопасности;

— причины неэффективной деятельности структурных подразделений предприятия;

— предложения по проведению необходимых корректирующих и предупреждающих мероприятий;

По результатам проверки должен издаваться приказ по предприятию.

4.5 . Система расследования технологических нарушений

Техническое расследование технологических нарушений (аварий и инцидентов) направлено на установление обстоятельств и причин аварий и инцидентов, размера причиненного ущерба, разработку мер по устранению ее последствий и мероприятий для предупреждения аналогичных аварий и инцидентов на данном и других опасных производственных объектах.

Результаты расследования должны использоваться для принятия квалифицированных решений по совершенствованию организации эксплуатации и ремонта, модернизации, реконструкции или замене энергетического оборудования, а также при разработке нормативных требований по вопросам надежности.

Каждая авария (инцидент) должны быть расследованы комиссией, состав которой устанавливается приказом или распоряжением конкретного уровня управления в зависимости от тяжести нарушения.

5. ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ РАО «ЕЭС России»

5.1 Лицензирование видов деятельности в области промышленной безопасности.

В соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности», проектирование, строительство, эксплуатация, расширение, реконструкция, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасных производственных объектов; изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; проведение экспертизы промышленной безопасности; подготовка и переподготовка работников опасного производственного объекта в необразовательных учреждениях может осуществляться на основании соответствующей лицензии, выданной федеральным органом, специально уполномоченным в области промышленной безопасности, или его территориальным органом в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Лицензия выдается предприятию, имеющему статус юридического лица. Лицензия, выданная федеральными органами государственной власти, действует на всей территории России.

ПРИМЕЧАНИЕ: Филиалы (без статуса юридического лица) лицензию получают самостоятельно по доверенности РАО «ЕЭС России».

5.2 . Декларация промышленной безопасности

Декларирование промышленной безопасности объекта осуществляется в целях обеспечения контроля за соблюдением мер безопасности, оценки достаточности и эффективности мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на промышленном объекте.

Порядок представления декларации установлен «Правилами представления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 мая 1999 г. № 526. (Приложение 9).

Декларации промышленной безопасности разрабатываются для опасных производственных объектов, на которых получаются, используются, перерабатываются, хранятся, транспортируются, уничтожаются вещества в количествах, указанных в Приложении 2 федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». (Для энергопред приятийэто может быт ь: воспламеняющиеся газы (водород200 т), горючие жидкости, используемые в технологическом процессе (200 т) в одной единице оборудования).

Декларация разрабатывается в составе проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта, уточняется или разрабатывается вновь в случае обращения за лицензией на эксплуатацию опасного производственного объекта, изменения сведений, содержащихся в ней, или изменения требований промышленной безопасности.

Декларация (иные документы, связанные с эксплуатацией опасного производственного объекта) подлежат экспертизе промышленной безопасности в установленном порядке.

Декларацию утверждает руководитель организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, который несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за полноту и достоверность сведений, содержащихся в ней.

Декларация представляется в Федеральный горный и промышленный надзор России или в его территориальные органы.

5.3 . Экспертиза промышленной безопасности (далее экспертиза).

Экспертиза — оценка соответствия объекта экспертизы предъявляемым к нему требованиям промышленной безопасности, результатом которого является заключение.

Объекты экспертизы — проектная документация, технические устройства, здания и сооружения, декларации промышленной безопасности и иные документы, связанные с эксплуатацией опасного производственного объекта.

Экспертизу промышленной безопасности проводят организации, имеющие лицензии Госгортехнадзора России.

РАО «ЕЭС России» предоставлено право:

Контроль за соблюдением экспертными организациями лицензионных требований и условий осуществляется органами Госгортехнадзора России.

Проведение экспертизы заключается в установлении полноты, достоверности и правильности представленной информации, соответствия ее стандартам, нормам и правилам промышленной безопасности.

Решение о выдаче положительного или отрицательного заключения экспертизы принимается на основании рассмотрения и анализа документов, полученных при экспертизе, проверке состояния объекта или проведения необходимых испытаний.

Заключение экспертизы представляется на утверждение в Госгортехнадзор России или его территориальный орган организацией заказчиком не позднее 1 месяца с момента его подписания руководителем экспертной организации.

Решение об утверждении или об отказе в утверждении заключения экспертизы принимает руководитель или заместитель руководителя территориального органа Госгортехнадзора России.

Это интересно:  Перечень материалов подлежащих обязательной сертификации

5.4 . Регистрация объектов в государственном реестре опасных производственных объектов.

Регистрация объектов в государственном реестре осуществляется в соответствии с требованиями «Положения о регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведении государственного реестра», утвержденных Постановлением Госгортехнадзора России от 03.06.99 № 39. (Приложение 11).

С целью выявления опасных производственных объектов, эксплуатируемых организацией, для их регистрации в государственном реестре проводится идентификация опасных производственных объектов (идентификация).

Идентификация проводится организацией, эксплуатирующей эти объекты или экспертной организацией.

При идентификации опасного производственного объекта в качестве объединяющего признака следует использовать производственную площадку или производственное здание, на которой (в котором) получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются (далее используются), опасные вещества; используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 МПа или температуре нагрева воды более 115 град. C ; стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги.

При этом опасным производственным объектом считается не отдельный механизм, оборудование, емкость с опасным веществом, а производственный объект, на котором используется такое техническое устройство или такое вещество.

В качестве опасного производственного объекта следует выделять предприятие (или его цех, участок и др.), расположенные на одной производственной площадке.

Если на предприятии эксплуатируется несколько объектов, и лишь один из них обладает признаками опасности, то следует рассматривать в качестве опасного производственного объекта этот объект, а не предприятие в целом.

В РАО «ЕЭС России» решение вопросов по идентификации возлагается на Департамент генеральной инспекции по эксплуатации электрических станций и сетей и Департамент стратегии развития и научно-технической политики.

1 . Филиалы (без статуса юридического лица) регистрируют объекты самостоятельно по доверенности РАО «ЕЭС России».

2 . Конфликтные ситуации разрешаются с привлечением экспертных организаций рекомендованных Госгортехнадзором России и имеющих лицензии о возможности идентификации опасных производственных объектов при страховании ответственности.

5.5 . Страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасных производственных объектов.

Страховщиками являются организации, имеющие лицензию на право проведения страхования гражданской ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде в случае аварии на опасном производственном объекте.

При страховании руководствоваться письмом Госгортехнадзора России от 23 апреля 1998 г. № 01-17/116 «О страховании ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасных производственных объектов» и «Методическими рекомендациями по внедрению обязательного страхования ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта». (Приложение 12).

Акционерные общества, филиалы и другие организации РАО «ЕЭС России» страхование осуществляют самостоятельно.

5.6 . Подготовка и аттестация персонала.

Порядок подготовки и проверки знаний нормативно-технических документов по технической эксплуатации, охране труда, промышленной и пожарной безопасности руководителей и специалистов энергетики установлен Положением, согласованным с Госгортехнадзором России и утвержденным РАО «ЕЭС России» (Приложение 8).

6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.

6.1 . Работники, виновные в нарушении законодательства, требований промышленной безопасности, невыполнении своих должностных обязанностей, невыполнении предписаний контролирующих органов, а также приказов, указаний и распоряжений руководства РАО «ЕЭС России» и предприятий, несут ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

В зависимости от характера и степени нарушений работники могут привлекаться к дисциплинарной, административной, уголовной и материальной ответственности, а также к ним могут применяться меры общественного воздействия.

6.2 . Выдача руководителями указаний или распоряжений, вынуждающих подчиненных работников нарушать правила и инструкции по безопасности, самовольно возобновлять работы, приостановленные представителями контролирующих органов, а также бездействие руководителей по устранению нарушений, которые допускаются в их присутствии подчиненными работниками, являются грубыми нарушениями норм безопасности.

6.3 . Незнание работниками законодательства по промышленной безопасности, правил и норм безопасности в пределах круга их должностных обязанностей и выполняемой работы не снимает с них ответственности за допущенные нарушения.

6.4 . Дисциплинарная ответственность работников предусматривает наложение на работников дисциплинарных взысканий, предусмотренных правилами внутреннего трудового распорядка. На Работника может быть наложено одно из следующих дисциплинарных взысканий: замечание; выговор; строгий выговор; увольнение.

Выбор взыскания осуществляется администрацией с учетом тяжести совершенного проступка, обстоятельств его совершения, а также предшествующего поведения работника.

Каждый работник имеет право на отказ от выполнения работ в случае возникновения непосредственной опасности для его жизни и здоровья до устранения этой опасности без каких-либо необоснованных последствий для него.

Дисциплинарные взыскания за нарушения законодательства об охране труда, требований промышленной безопасности могут налагаться на должностных лиц в общеустановленном порядке в зависимости от уровня принятия мер вышестоящими органами, администрацией предприятия и должностными лицами, имеющими на то право.

Работники органов государственного надзора, государственные инспектора по охране труда, работники прокуратуры имеют право вносить соответствующие представления руководству предприятий о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, систематически нарушающих законодательство по промышленной безопасности, а также требования промышленной безопасности.

6.5 . Административная ответственность работников за нарушение законодательства о труде и законодательства об охране труда, за неоднократное нарушение правил, норм и инструкций по безопасному ведению работ в промышленности предусматривает наложение на должностных лиц денежного штрафа в соответствии с «Кодексом об административных правонарушениях».

Виновные должностные лица привлекаются к административной ответственности, если они своим действием или бездействием допустили нарушение законодательства и требований промышленной безопасности.

Должностные лица привлекаются к административной ответственности в том случае, если нарушение не содержит признаков преступления.

6.6 . Уголовная ответственность работников возникает, если деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью человека, а также смерть человека или иные тяжкие последствия при авариях, пожарах и т.д.

6.7 . Материальная ответственность работников.

Работники, причинившие ущерб предприятию в результате допущенных ими нарушений требований промышленной безопасности, помимо дисциплинарной, административной и уголовной ответственности, несут также и материальную ответственность.

Материальная ответственность работников за нарушение законодательства, требований промышленной безопасности выражается во взыскании с них полностью или частично сумм, выплаченных предприятием потерпевшему при авариях и несчастных случаях, профессиональных заболеваниях ином ущербе.

7. ПЕРЕЧЕНЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ И НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИХ АКТОВ

1 . О промышленной безопасности опасных производственных объектов. Федеральный закон РФ от 21.07.97 № 116-ФЗ.

2 . О лицензировании отдельных видов деятельности. Федеральный закон РФ от 25.09.98 № 158-ФЗ.

3 . Об основах охраны труда в Российской Федерации. Федеральный закон РФ от 23.06.99.

4 . Об организации страхового дела в Российской Федерации. Закон РФ от 31.12.97 № 157-ФЗ.

5 . О Федеральном органе исполнительной власти, специально уполномоченном в области промышленной безопасности. Постановление Правительства РФ от 17.07.98 № 779.

6 . Положение о Федеральном горном и промышленном надзоре России. Утверждено Указом Президента РФ от 18.02.93 № 234.

7 . Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований и промышленной безопасности на опасном производственном объекте. Утверждены Постановлением Правительства РФ от 10.03.99 № 263.

8 . Положение о порядке технического расследования причин аварий на опасных производственных объектах. Утверждено Постановлением ГГТТН от 08.06.99 № 40.

9 . О порядке разработки декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации. Приказ ГГТН и МЧС от 04.04.96 № 59/222.

11 . Правила представления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов. Утверждены Постановлением Правительства РФ от 11.05.99 № 526.

12 . О декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 01.06.96 № 675.

13 . Правила экспертизы декларации промышленной безопасности. Постановление ГГТН от 07.09.99. № 65.

14 . О сроках декларирования промышленной безопасности действующих опасных производственных объектов. Постановление Правительства РФ от 02.02.98 № 142.

15 . О государственной экспертизе градостроительной и проектно-сметной документации и утверждении проектов строительства. Постановление Правительства РФ от 20.06.93 № 585.

17 . Правила регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов. Утверждены Постановлением Правительства РФ от 24.11.98 № 1371.

18 . О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Постановление ГГТН от 02.06.99 № 34.

19 . О страховании ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасных производственных объектов. Письмо ГГТН от 23.04.98 № 01-17/116.

20 . Методические рекомендации по внедрению обязательного страхования ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта. Согласовано с ГГТН 31.03.2000.

21 . Положение о порядке подготовки и аттестации работников организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, подконтрольные Госгортехнадзору России. Постановление ГГТН от 11.01.99 № 2.

23 . Концепция управления системой неразрушающего контроля опасных производственных объектов и основные направления ее развития. Постановление ГГТН от 26.06.99 № 44.

26 . О состоянии безопасности эксплуатации газораспределительных станций. Постановление ГГТН от 02.06.99 № 34.

27 . Правила безопасности для складов сжиженных углеводородных газов и легковоспламеняющихся жидкостей под давлением. Утверждены 13.06.96. Москва 1997.

29 . Правила устройства и безопасной эксплуатации технологических трубопроводов. Москва 1997.

30 . Сборник типовых инструкций по безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов. Москва 1997.

32 . Правила устройства и безопасной эксплуатации электродных котлов и электрокотельных (с изменениями и дополнениями, утвержденными постановлением Госгортехнадзора России от 24.07.98 № 44).

33 . Методические указания по проведению технического освидетельствования паровых и водогрейных котлов, работающих под давлением, трубопроводов пара и горячей воды. Москва 1994.

34 . Инструкция по надзору за изготовлением, ремонтом и монтажом подъемных сооружений. Москва 1992.

35 . Методические указания по обследованию предприятий, эксплуатирующих паровые и водогрейные котлы, сосуды, работающие под давлением, трубопроводы пара и горячей воды. Москва 1993.

36 . Правила устройства и безопасной эксплуатации лифтов. Утверждены ГГТН 11.02.92.

37 . Правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением. Москва 1996.

39 . Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов. 1993.

40 . Пособие по техническому надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов. Москва 1993.

42 . Сварка, термообработка и контроль трубных систем котлов и трубопроводов при монтаже и ремонте оборудования электростанций. РД 34.14.027-93.

43 . Лицензирование видов деятельности, связанных с повышенной опасностью промышленных производств (объектов) и работ. Москва 1993 (ГГТН).

44 . Страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасных производственных объектов (сборник документов) вторая редакция.

Проектирование, обучение и сопровождение
по экологии и охране труда

  • Екатеринбург +7(343) 206 09 30
  • Москва +7(499) 403 13 64
  • Сургут +7(3462) 64 44 57
  • Пермь +7 (342) 299 47 06
  • Новосибирск +7(383) 381 40 52
  • Омск +7(3812) 34 25 09
  • Красноярск +7(391) 203 03 39
  • Челябинск +7(351) 751 30 65

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Все услуги раздела «Промбезопасность».

Положение о системе управления промышленной безопасностью (СУПБ).

Промышленная безопасность ОПО главным образом заключается в организации защиты населения и окружающей среды от возможных аварий и чрезвычайных ситуаций на ОПО, а также от последствий, являющиеся следствием их возникновения.

Согласно Закону №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», все ОПО были разделены на 4 класса опасности, согласно таким критериям, как:

Это интересно:  А если не будут брать отключим газ

вид опасности ОПО;

  • характерные для производства ЧС;
  • механизм причинения ущерба;
  • потенциал опасности объекта.

Предприятия, отнесенные к 1 и 2 классам опасности, согласно законодательным требованиям обязаны создать систему управления промбезопасностью, а также обеспечить ее функционирование на объекте.

Быстро и профессионально разработаем положение о системе управления промышленной безопасностью. Стоимость – от 25 т.р. Сроки – от 7 дней.

Что представляет из себя система управления ПБ?

Сама система управления представляет собой комплекс мероприятий, как технических, так и организационных, которые необходимо осуществлять предприятию, имеющему в своей структуре ОПО. Основная цель данных мероприятий – предупреждение чрезвычайных и аварийных ситуаций на ОПО, а также снижение ущерба, причиняемого их последствиями. Об этом говорит статья 1 Закона №116-ФЗ, указанного выше. Помимо данного закона отношения в области разработки системы управления регламентированы Постановлением Правительства РФ от 26.06.2013 N 536.

Какие сведения входят в состав положения об СУПБ?

Положение о системе управления промбезопасностью необходимо владельцам ОПО в первую очередь во исполнение требований, изложенных в Постановления Правительства РФ №492 от 10.06.2013 г для получения лицензии на осуществление деятельности. Если опираться на содержание данного документа, то в состав пакета документов системы управления промбезопасностью должны войти:

  1. Заявление от предприятия, содержащее сведения об организованной на нем политике промышленной безопасности. Заявление должно быть утверждено руководителем объекта и в обязательном порядке размещено на сайте компании в сети Интернет, либо в любых СМИ, доступных для широкой общественности. Публикация должна быть осуществлена в течении месяца с момента утверждения заявления.

Заявление должно содержать в себе сведения:

  • о проведении разъяснений для сотрудников предприятия по вопросам промбезопасности,
  • о целях и задачах, которые организация ставит перед собой для обеспечения снижения возможных ЧС,
  • о совершенствовании систем промбезопасности.
  1. Положение, принятое приказом предприятия, о системе управления промбезопасностью. Оно также должно быть утверждено руководителем ОПО. Положение включает в себя большой комплекс сведений, среди которых можно выделить:
  • задачи, поставленные предприятием для организации промбезопасности;
  • характеристику структуры системы управления промбезопасностью, а также ее места в общей системе управления предприятием;
  • перечень ОПО, на которых распространяется действие рассматриваемой системы;
  • обязанности руководства и сотрудников предприятия, задействованных в системе обеспечения промбезопасности;
  • сведения о консультациях по промышленной безопасности, проводимых для сотрудников предприятия;
  • сведения о финансовом обеспечении запланированных мероприятий, направленных на управление системой ПБ;
  • перечень документов, содержащих порядок внедряемых мероприятий по управлению и снижению рисков, а также порядок работ, осуществляемых в данной системе;
  • сведения об анализе функционирования системы обеспечения промбезопасности, проводимом внутри предприятия;
  • данные об информационном обеспечении в системе управления производственными рисками;
  • информацию об аттестации и переаттестации руководителей и сотрудников по промбезопасности, а также об обучении работников и последующей проверке их знаний;
  • документальное обеспечение мероприятий системы управления промбезопасностью;
  • сведения о работе с подрядными компаниями, работающими на ОПО;
  • сведения об обеспечении безопасности использования технических устройств на ОПО в соответствии с требованиями Закона №116-ФЗ.

При наличии вышеперечисленных сведений в прочей документации предприятия в данном разделе приводятся только ее реквизиты.

        1. Положение об организации системы производственного контроля. Данное положение необходимо разрабатывать с учетом требований, установленных Постановлением Правительства РФ №263 от 10.03.1999 г.
        2. План мероприятий, разработанный для снижения рисков на производственном объекте. Планы также утверждаются руководителем ОПО. В подобных организациях должны быть разработаны два вида планов.
          1. Первый разрабатывается на срок более одного года и охватывает все запланированные мероприятия по снижению риска ЧС и аварий. Он же описывает способы организации внутреннего контроля за всеми подразделениями ОПО и их деятельностью в области промбезопасности.
          2. Второй план охватывает описание работ, проводимых предприятием в области промбезопасности, и обычно разработается на один год. Также не реже одного раза в год на предприятии проводится анализ функционирования всех существующих систем обеспечения промбезопасности.
            1. Также могут быть запрошены и прочие документы предприятия, принятые для контроля и управления системами обеспечения безопасности от ЧС.

Кем разрабатывается Положение и какие документы для этого требуются?

Положение в системе промбезопасности может быть разработано внутренними отделами предприятия. Также для его разработки можно обратиться в специализированные компании, регулярно занимающиеся решением подобных вопросов. Для разработки системы управления по ОПО предприятию потребуется предоставить следующий пакет документов:

  • режим работы предприятия и штатное расписание;
  • сведения о структуре производственного объекта;
  • инструкции по безопасному производству работ, а также производственные и должностные инструкции;
  • сведения о системе производственного контроля на предприятии;
  • информацию о расследовании на предприятии несчастных случаев и прочих инцидентов;
  • разработанный на ОПО план по ликвидации и локализации аварий и ЧС;
  • сведения о политике предприятия в вопросах обеспечения промбезопасности, экологической безопасности и системы охраны труда;
  • декларация по промбезопасности, а также экспертное заключение на нее;
  • проектная документация предприятия;
  • разрабатываемые на предприятии стандарты, системы качества и регламенты, включая технологический регламент;
  • сведения о способах оценки рисков в области промбезопасности.

Особенности разработки положения.

После разработки положения по промбезопасности, оно утверждается непосредственно руководителем предприятия и вводится в действие соответствующим приказом. Дополнительно не требуется согласование положения с какими-либо контролирующими организациями.

С разработанным положением о промбезопасности в обязательном порядке должны быть ознакомлены все работники предприятия и в дальнейшем руководствоваться им при осуществлении своих должностных обязанностей.

Стоит учесть то, что положение необходимо разрабатывать на предприятие в целом – не учитывая удаленность ОПО, входящих в его состав друг от друга.

Разработанная на предприятии система управления промышленной безопасностью позволяет грамотно подходить к вопросам обеспечения промбезопасности на объекте, что способствует снижению риска возникновения аварийных и чрезвычайных ситуаций, что позволяет сохранить жизнь и здоровье сотрудников производственных объектов и населения близлежащий районов, а также обеспечить качество окружающей природной среды. Соблюдение положения о СУ ПБ позволит также избежать предприятиям и материальной ответственности, предотвращая возможные нарушения законодательства.

Ответственность за нарушения.

Отсутствие на предприятии системы управления промбезопасностью способно спровоцировать ситуации, при которых возникают внештатные ситуации, связанные с авариями и ЧС на ОПО. Это будет позиционироваться как несоблюдение требований промбезопасности на ОПО. В таком случае производственный объект может понести ответственность по статье 9.1 КоАП. Например, согласно п. 1 размер штрафных санкций может составить до 300 тысяч рублей.

Утверждено и Введено Типовое Положение о Единой Системе Управления Промышленной Безопасностью и Охраной Труда!

Приветствую, друзья! Руководителям и специалистам ведающих вопросами промышленной безопасности в организациях по добыче (переработке) угля (горючих сланцев) новый документ от Ростехнадзора будет к рабочему столу. Речь идёт про новое Типовое положение о единой системе управления промышленной безопасностью и охраной труда для организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев). Далее небольшой обзор по этому новоиспечённому НПА.

Типовое положение о единой системе управления промышленной безопасностью и охраной труда 2018

Типовое положение о единой системе управления промышленной безопасностью и охраной труда для организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев) было утверждено приказом Ростехнадзора от 30.11.2017 г. № 520 и прошло регистрацию в Минюсте России. Документ вступил в силу вчера, а именно 20.01.2018 года.

Не пугайтесь на счёт совмещения Типового положения о системе управления охраной труда, утвержденного приказом Минтруда России от 19.08.2016 г. № 438н и новоиспечённого Типового положения о единой системе управления промышленной безопасностью и охраной труда, поскольку последнее разработано с учётом первого. Получается как бы 2 в 1.

Структура Типового положения о единой системе управления промышленной безопасностью и охраной труда

I. Основные положения

II. Структура и основные положения системы управления промышленной безопасностью и охраной труда

III. Система управления промышленной безопасностью эксплуатирующей организации

  • Задачи эксплуатирующей организации в области промышленной безопасности
  • Описание структуры системы управления промышленной безопасностью и ее места в общей системе управления эксплуатирующей организации
  • Перечень опасных производственных объектов эксплуатирующей организации, на которые распространяется действие системы управления промышленной безопасностью
  • Функции, права и обязанности руководителей эксплуатирующих организаций, их заместителей, работников в области промышленной безопасности
  • Порядок проведения консультаций с работниками опасных производственных объектов и их представителями по вопросам обеспечения промышленной безопасности
  • Организация материального и финансового обеспечения мероприятий, осуществляемых в рамках системы управления промышленной безопасностью
  • Порядок планирования работ, осуществляемых в рамках системы управления промышленной безопасностью, и перечень документов планирования мероприятий по снижению риска аварий на опасных производственных объектах
  • Порядок проведения анализа функционирования системы управления промышленной безопасностью, разработки и осуществления корректирующих мероприятий, направленных на устранение выявленных несоответствий требованиям промышленной безопасности и повышение уровня промышленной безопасности
  • Организация информационного обеспечения в рамках системы управления промышленной безопасностью
  • Порядок проведения предаттестационной подготовки и аттестации в области промышленной безопасности руководителей и работников эксплуатирующей организации
  • Порядок проведения обучения и проверки знаний в области промышленной безопасности работников опасных производственных объектов
  • Организация документационного обеспечения мероприятий, осуществляемых в рамках системы управления промышленной безопасностью
  • Порядок работы с подрядными организациями, осуществляющими деятельность на опасных производственных объектах
  • Обеспечение безопасности опытного применения технических устройств в случаях, предусмотренных Федеральным законом N 116-ФЗ
  • Порядок идентификации опасностей и оценки рисков возникновения аварий на опасных производственных объектах

IV. Производственный контроль

V. Система управления охраной труда

  • Приложение № 1. Перечень опасных производственных объектов, на которые распространяются действия системы управления промышленной безопасностью (рекомендуемый образец)
  • Приложение № 2. Совмещение обязанностей в области промышленной безопасности и охраны труда (рекомендуемый образец)

Несмотря на громоздкое название документа и его структуру, НПА занимает всего 20 страниц. Если убрать титульный лист и приказ Ростехнадзора от 30.11.2017 г. № 520, то вообще 18 страниц. Так что даже ленивый к чтению да осилит

Далее предлагаю всем заинтересованным скачать сей нормативный правовой акт в формате MS Word и на досуге внимательно почитать.

СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТ

Приказ Ростехнадзора от 30.11.2017 г. № 520 «Об утверждении Типового положения о единой системе управления промышленной безопасностью и охраной труда для организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев)»

На этом у меня всё. Если материал пригодился, то ставим рейтинговые звёздочки и пишем комментарии Спасибо за участие!

Статья написана по материалам сайтов: files.stroyinf.ru, sot1.ru, xn—-8sbbilafpyxcf8a.xn--p1ai.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector