Положение о кадровой службе

Положение о кадровой службе – организационно-распорядительный документ, устанавливающий работу кадровой службы: цели, задачи, правила работы.

Приказом руководителя предприятия проводится процедура разработки положения:

  1. Подготовка предварительной версии текста,
  2. Проект положения: уточнение и согласование,
  3. Оформление и передача на утверждение.

При утверждении положения руководитель организации либо ставит резолюцию, либо издает соответствующий приказ, после которого документ вступает в силу.

При составлении текста положения используются нормативные документы, учредительные документы, типовые положения о кадровой службе.

Чаще всего используют следующие пункты: общие сведения, задачи, функции, права и обязанности, ответственность, взаимосвязь с другими подразделениями организации.

При оформлении положения используется фирменный бланк организации или на бланк конкретного вида (формат А4).

При изложении текста используется деловой стиль, от третьего лица единственного или множественного числа (например, исполняют, руководствуется). Текст должен быть сплошным, связным, включать значимую информацию для повседневной деятельности кадровой службы.

Общий заголовок составляется в предложном падеже (отвечает на вопрос «о чем?»).

Заголовки разделов нумеруются римскими цифрами (точка, пробел) с прописной буквы. В конце заголовка точка не ставится. Подпункты каждого раздела оформляются арабскими цифрами (разделяются точкой) с точкой на конце (например, 1.1, 1.1.1, 2.1 и т.д.). Со второй страницы положения начинается нумерация (по центру верхнего поля без точек).

Положение об отделе кадров (образец)

otdel_kadrov.jpg

Похожие публикации

Кадровая служба – отдел, без которого сложно представить деятельность компании. Однако в небольшой организации его может и не быть — работодатель имеет право не создавать отдел кадров. В зависимости от количества сотрудников, которые трудятся в компании и объема кадровой документации руководитель может принять решение поручить данные обязанности работнику организации в порядке совмещения должностей (например, выполнять отдельные функции кадровика может секретарь или бухгалтер), а также нанять стороннюю организацию на аутсорсинг.

Если было принято решение о создании собственной кадровой службы,руководителю организации необходимо определить структуру отдела, назначить его руководителя, рассчитать численность сотрудников. Законодательство не содержит определенных требований к количеству работников отдела кадров, штат и структуру отдела работодатель определяет самостоятельно.

Затем руководитель компании издает приказ о создании кадровой службы. Важным документом является положение об отделе кадров. Данный документ не является обязательным, однако помогает установить функции отдела, его основные задачи, определить место в структуре организации, порядок взаимодействия с другими подразделениями.

Положение о кадровой службе

Положение является локальным нормативным актом. В положение о кадровой службе целесообразно включить следующие разделы:

  • положения общего характера (цели создания отдела и др.);
  • структура кадровой службы (должности, которые входят в отдел, кому подчиняются работники отдела и др.);
  • основные задачи отдела кадров;
  • функции, которые выполняет отдел кадров в организации;
  • права и обязанности сотрудников отдела;
  • ответственность кадровой службы.
Это интересно:  Отличие приготовления от обнаружения умысла

Независимо от количества сотрудников, отдел кадров создается и ликвидируется приказом генерального директора (руководителя) компании. Он же назначает руководителя кадрового отдела, которому подчиняются работники подразделения. Как уже говорилось выше, количество специалистов, которое будет трудиться в отделе кадров, остается на усмотрение работодателя. Чем больше организация – тем больше объем работы у отдела кадров, следовательно, тем больше число сотрудников, которые трудятся в данном отделе.

Положение об отделе кадров (образецдокумента мы приведем в конце статьи) обязательно содержит задачи, которые поставлены перед кадровой службой, в т.ч.:

  • Поиск, подбор квалифицированного персонала для работы в организации;
  • Ведение кадрового делопроизводства (оформление сотрудников на работу, оформление отпусков, увольнений, ведение учета отработанного времени и т.д.);
  • Организация и проведение аттестации работников;
  • Разработка, реализация кадровой политики компании и др.

В процессе своей деятельности отдел кадров часто взаимодействует с другими отделами и подразделениями компании. В бухгалтерию кадровой службой предоставляются документы для начисления заработной платы, отпускных, премий и т.д. Служба безопасности организации может тесно взаимодействовать с отделом кадров при трудоустройстве сотрудников на определенные позиции в компании. Руководители других подразделений могут обращаться с вопросами о подборе сотрудников, учете рабочего времени и т.д. Информацию о взаимодействии кадрового отдела с другими структурными подразделениямитакже необходимо отразить в положении об отделе кадров.

Имеет ли какие-либо особенности положение об отделе кадров государственного бюджетного учреждения? В целом, документ будет включать те же разделы, что и положение об отделе кадров любой другой организации. Однако содержание документа может меняться в зависимости от специфики деятельности компании. Так, функции отдела кадров госуниверситета могут иметь особенности, отличные от функций отдела кадров аутсорсинговой фирмы или иной коммерческойорганизации.

Положение о кадровой службе

«Кадровик.ру», 2014, N 1

Мы открываем новую рубрику, в которой будем рассказывать об основах кадрового делопроизводства. Начнем с вопросов, касающихся кадровой службы — ее создания, нормативного регулирования деятельности, структуры и состава.

В компаниях всевозможных организационно-правовых форм с разной численностью работников, как правило, создается такое структурное подразделение, как кадровая служба. Именоваться оно может отделом (управлением, департаментом, службой и пр.) кадров или персонала либо иным образом, а особенность его в том, что это подразделение самостоятельное и подчиняется руководителю организации или одному из его заместителей (обычно заместителю руководителя по персоналу).

Для функционирования кадровой службы необходим организационно-распорядительный документ, закрепляющий ее статус, место в системе управления предприятием, а также порядок образования, права, обязанности и функции — положение о кадровой службе (подразделении).

Это интересно:  Как оплатить дополнительные образовательные услуги

Так как положение о структурном подразделении представляет собой документ, имеющий длительный срок действия, к его составлению необходимо подойти ответственно; подробная регламентация должна давать определенный простор деятельности, чтобы в дальнейшем не возникало надобности часто вносить в этот документ изменения (например, четко обозначить численность работников кадровой службы и наименования их должностей).

Положение о кадровой службе (подразделении) должно содержать следующие разделы.

Раздел «Общие положения» определяет:

  • место кадровой службы среди других подразделений, ее подчиненность непосредственно руководству организации;
  • структуру службы (отделы, секторы, группы), численность ее штата со ссылкой на штатное расписание;
  • нормативную базу для деятельности службы (Трудовой кодекс РФ и другие законодательные акты Российской Федерации, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, касающиеся организации труда и трудовых правоотношений, законодательно-правовые акты субъектов РФ по данным вопросам, нормативно-методические документы общего действия, правила, инструкции, методические рекомендации учреждений Государственной архивной службы РФ по вопросам документационного обеспечения управления, устав организации, положение о кадровой службе, инструкция по делопроизводству организации; при наличии отраслевых нормативно-методических документов по вопросам работы с кадрами или по делопроизводству, а также аналогичных актов, разработанных в данном учреждении, они должны быть включены в этот пункт);
  • наименование должности руководителя службы (управляющий, начальник, заведующий), порядок назначения и освобождения его от должности, требования, предъявляемые к его квалификации и стажу работы.

В конце раздела важно указать, что служба имеет печать с обозначением своего наименования.

Раздел «Цели и задачи» конкретизирует цель деятельности кадровой службы, состоящую в реализации кадровой политики, которая направлена на обеспечение организации высококвалифицированными работниками для эффективного выполнения всех стоящих перед ней задач.

Раздел «Функции» — важнейший раздел, содержащий перечень всех выполняемых кадровой службой работ, сгруппированных по задачам:

  • составление перспективных, годовых, квартальных планов по труду и кадрам;
  • создание и ведение банка данных о персонале (количественном и качественном составе кадров);
  • подбор кандидатов и ведение резерва;
  • отбор на вакантные должности;
  • организация и проведение аттестации;
  • подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников;
  • оформление:

Кадровая служба в организации

Функции кадровой службы

Первая, наиважнейшая функция отдела — ведение кадровой документации в соответствии с требованиями законодательства по труду. Если в организации не налажено делопроизводство — она всегда под дамокловым мечом проверки инспекции по труду. Игнорировать эту деятельность ни в коем случае нельзя. Кроме того, есть еще охрана труда — это еще более жестко регулируемая законом функция, которую часто вменяют в обязанности отдела кадров.

Остальные же задачи можно считать опциональными — назовем некоторые из них:

  • учет и нормирование труда;
  • подбор персонала;
  • оценка;
  • развитие, обучение;
  • мотивация персонала;
  • формирование корпоративной культуры организации.
Это интересно:  Каким пенсионерам будет прибавка в 2020 году

Какие именно функции будет выполнять HR-отдел, решает руководитель организации, исходя из стратегических задач и планов развития компании.

Структура кадровой службы

Структура отдела зависит, во-первых, от размера компании (численности штата), а во-вторых, от тактических задач, поставленных перед специалистами по кадрам. В маленьких компаниях кадровое делопроизводство может быть поручено бухгалтеру или даже секретарю. Если же компания большая, активно развивающаяся, заинтересованная в быстром и эффективном закрытии вакансий, удержании персонала, его развитии, тогда по каждому из направлений работы должны работать отдельные специалисты или группы специалистов, например:

  • Отдел кадров (делопроизводство);
  • Служба охраны труда (обязателен выделенный специалист, если в штате организации более 50 человек);
  • Отдел рекрутинга;
  • Отдел адаптации;
  • Ассесмент-центр;
  • Учебный центр;
  • Департамент компенсаций и льгот.

Возглавляет службу директор по персоналу.

Иногда делопроизводство и охрана труда бывают выведены в отдельные структурные единицы, которые не подчиняются директору по персоналу.

Положение о кадровой службе

Такой документ не является обязательным — но наличие его поможет структурировать работу отдела: обозначить решаемые задачи, выполняемые функции, права и обязанности специалистов, их взаимодействие внутри отдела, а также правила коммуникации с другими подразделениями предприятия.

После утверждения Положения руководителем организации оно становится локальным нормативным актом — своего рода должностной инструкцией для всего отдела. Подойти к составлению Положения нужно со всей ответственностью: ведь в дальнейшем эффективность работы отдела будет оцениваться, исходя из того, насколько хорошо выполняются задачи, сформулированные в этом документе.

Все сотрудники отдела должны ознакомиться с содержанием Положения и поставить подпись.

Интересно сравнить 2 документа: Положение об отделе кадров и Полоожение об отделе персонала. Различия в функциях очевидны!

Положение об отделе кадров, образец

Положение об отделе персонала, образец

Кадровые технологии на государственной гражданской службе

Все кадровые процедуры, касающиеся служащих государственных органов: от найма до увольнения, регламентируются законом № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ». Основная специфика состоит в том, что поступить на госслужбу можно только по конкурсу (за редким исключением); требования к квалификации и образованию четко прописаны. Для этой категории работников существует ряд ограничений и запретов (например, утрата доверия или гражданство другого государства). Госслужащему нельзя заниматься предпринимательством, приобретать ценные бумаги и открывать счета в иностранных банках.

Статья написана по материалам сайтов: spmag.ru, wiseeconomist.ru, clubtk.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector