Полномочия федеральной службы по финансовому мониторингу

Дата публикации: 02.11.2015

ПОЛОЖЕНИЕ О ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ ПО ФИНАНСОВОМУ МОНИТОРИНГУ

I. Общие положения

1. Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в этой сфере, по координации соответствующей деятельности федеральных органов исполнительной власти, других государственных органов и организаций, а также функции национального центра по оценке угроз национальной безопасности, возникающих в результате совершения операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом, и по выработке мер противодействия этим угрозам.

2. Руководство деятельностью Росфинмониторинга осуществляет Президент Российской Федерации.

3. Росфинмониторинг руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением.

4. Росфинмониторинг осуществляет свою деятельность:

1) непосредственно и (или) через свои территориальные органы;

2) во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.

II. Полномочия

5. Росфинмониторинг осуществляет следующие полномочия:

1) осуществляет контроль за выполнением юридическими и физическими лицами законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма посредством проведения проверок и принятия необходимых мер по устранению последствий выявленных нарушений, а также привлечение к ответственности юридических и физических лиц, допустивших нарушение законодательства Российской Федерации в этой сфере;

1.1) выдает организациям, осуществляющим операции (сделки) с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям, указанным в статье 5 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — индивидуальные предприниматели), в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, предписания об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

2) вносит Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, других документов по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;

3) принимает нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;

4) осуществляет сбор, обработку и анализ информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иной направляемой в Росфинмониторинг информации;

4.1) участвует в противодействии коррупции в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) осуществляет в установленном им порядке проверку информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом в целях выявления операций (сделок), связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма;

5.1) запрашивает и получает в установленном порядке информацию об операциях (сделках) клиентов и о бенефициарных владельцах клиентов организаций, осуществляющих операции (сделки) с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, а также информацию о движении средств по счетам (вкладам) клиентов кредитных организаций;

6) выявляет признаки, свидетельствующие о том, что операция (сделка) с денежными средствами или иным имуществом связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма;

7) осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за операциями (сделками) с денежными средствами или иным имуществом;

8) получает в установленном порядке от федеральных органов государственной власти, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, государственных корпораций и иных организаций, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, от органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и Центрального банка Российской Федерации информацию по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности, за исключением информации о частной жизни граждан;

9) осуществляет оценку угроз национальной безопасности, возникающих в результате совершения операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом, представляет Президенту Российской Федерации ежегодный доклад о таких угрозах и мерах по их нейтрализации;

9.1) разрабатывает и реализует во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, другими государственными органами и организациями меры, направленные на предупреждение, выявление и пресечение незаконных финансовых операций;

9.2) информирует федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, другие государственные органы и организации об угрозах национальной безопасности, которые возникают в результате совершения операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом и нейтрализация которых относится к полномочиям указанных органов и организаций;

9.3) разрабатывает самостоятельно и (или) во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, другими государственными органами и организациями меры по нейтрализации угроз национальной безопасности, возникающих в результате совершения операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом, и организует реализацию таких мер;

10) ведет учет организаций, осуществляющих операции (сделки) с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы;

11) издает в соответствии с законодательством Российской Федерации постановления о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом;

12) разрабатывает и проводит мероприятия по предупреждению нарушений законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

12.1) проводит в целях осуществления контроля в установленной сфере деятельности анализ и прогнозирование состояния исполнения организациями, осуществляющими операции (сделки) с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

13) координирует в соответствии с законодательством Российской Федерации деятельность федеральных органов исполнительной власти, других государственных органов и организаций в установленной сфере деятельности;

14) взаимодействует с Центральным банком Российской Федерации по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;

15) взаимодействует и осуществляет информационный обмен в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на основе принципа взаимности с компетентными органами иностранных государств в установленной сфере деятельности;

16) взаимодействует от имени Российской Федерации по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности, с международными организациями, органами государственной власти, организациями и гражданами иностранных государств;

16.1) организует во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, другими государственными органами и организациями, Центральным банком Российской Федерации и с участием организаций, осуществляющих операции (сделки) с денежными средствами или иным имуществом, регулярное проведение национальной оценки рисков совершения операций (сделок) в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма;

16.2) разрабатывает и утверждает:

методологические рекомендации по проведению национальной оценки рисков совершения операций (сделок) в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма;

формы документов, необходимых для проведения национальной оценки рисков совершения операций (сделок) в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, а также рекомендации по их заполнению;

16.3) размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет») доклад о результатах проведения национальной оценки рисков совершения операций (сделок) в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма;

17) направляет информацию в правоохранительные органы при наличии достаточных оснований полагать, что операция (сделка) связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, а также предоставляет информацию по запросам правоохранительных органов в соответствии с федеральными законами;

17.1) принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации решение о запрете направления информации в иностранный налоговый орган и (или) иностранному налоговому агенту, уполномоченному иностранным налоговым органом на удержание иностранных налогов и сборов, и информирует о принятом решении организацию финансового рынка;

17.2) размещает на своем официальном сайте в сети «Интернет» информацию об организациях и лицах, включенных в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму;

17.3) размещает на своем официальном сайте в сети «Интернет» в установленном им порядке решения Межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризма;

17.4) сообщает в Министерство юстиции Российской Федерации или его территориальные органы по их запросу или по собственной инициативе о некоммерческой организации, в отношении которой имеются сведения, свидетельствующие о неполноте и (или) недостоверности полученной в установленном порядке информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом либо неисполнении ею требований законодательства Российской Федерации;

17.5) предоставляет в целях противодействия коррупции определенным Президентом Российской Федерации должностным лицам имеющуюся информацию об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, а также иную информацию, полученную в установленном порядке;

18) создает единую информационную систему в установленной сфере деятельности;

19) формирует и ведет федеральную базу данных, а также обеспечивает методологическое единство и согласованное функционирование информационных систем в установленной сфере деятельности;

20) обеспечивает соответствующий режим хранения и защиты полученной в процессе своей деятельности информации, составляющей государственную, служебную, банковскую, налоговую, коммерческую тайну, тайну связи, и иной конфиденциальной информации;

21) участвует в разработке и реализации программ международного сотрудничества, подготовке и заключении международных договоров Российской Федерации, в том числе межведомственного характера, по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;

22) привлекает в установленном порядке и при условии соблюдения государственной и иной охраняемой законом тайны для проведения экспертиз, разработки программ обучения, методических материалов, программного и информационного обеспечения, создания информационных систем в сфере финансового мониторинга научные и иные организации, ученых и специалистов, в том числе на договорной основе;

23) осуществляет закупки товаров, работ, услуг в установленной сфере деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

24) осуществляет функции главного распорядителя и получателя бюджетных ассигнований, предусматриваемых в федеральном бюджете Росфинмониторингу;

24.1) организует и проводит проверки деятельности территориальных органов Росфинмониторинга;

24.2) организует и (или) обеспечивает научную и научно-исследовательскую деятельность в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также подготовку кадров в этой области путем реализации основных профессиональных образовательных и дополнительных профессиональных программ;

25) обеспечивает своевременное и в полном объеме рассмотрение обращений граждан, принятие по ним решений и направление им ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;

26) обеспечивает мобилизационную подготовку в Росфинмониторинге;

27) осуществляет организацию и ведение гражданской обороны в Росфинмониторинге;

28) организует подготовку, профессиональную переподготовку и повышение квалификации федеральных государственных гражданских служащих Росфинмониторинга;

29) осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов Росфинмониторинга;

30) осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности.

6. Росфинмониторинг в целях реализации своих полномочий имеет право:1) привлекать в установленном порядке и при условии соблюдения государственной и иной охраняемой законом тайны для проведения экспертиз, разработки программ обучения, методических материалов, программного и информационного обеспечения, создания информационных систем в сфере финансового мониторинга научные и иные организации, ученых и специалистов, в том числе на договорной основе;

2) запрашивать и получать в установленном порядке на безвозмездной основе документы, материалы и информацию, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;

2.1) запрашивать и получать в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, от хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, а также обществ, находящихся под их прямым или косвенным контролем, информацию о совершаемых ими операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, характере и целях этих операций (сделок);

3) давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;

4) проводить в пределах своих полномочий мероприятия в целях проверки исполнения юридическими и физическими лицами законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части, касающейся соблюдения порядка фиксирования, хранения и представления информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, а также в целях организации внутреннего контроля;

5) вносить руководителям соответствующих государственных органов предложения о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, и привлекать их в установленном порядке к административной ответственности;

6) создавать в установленном порядке межведомственные комиссии, рабочие и экспертные группы для рассмотрения вопросов, относящихся к установленной сфере деятельности;

7) разрабатывать и утверждать в пределах своих полномочий методические материалы и программы проведения контрольных мероприятий;

8) создавать совещательные и экспертные органы (советы, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности;

9) принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры предупредительного, ограничительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) устранение последствий нарушений в установленной сфере деятельности;

10) пресекать факты нарушения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности;

10.1) заключать с федеральными органами государственной власти, общественными объединениями и организациями соглашения о взаимодействии;

11) создавать, реорганизовывать и ликвидировать территориальные органы Росфинмониторинга;

12) учреждать в установленном порядке ведомственные награды, утверждать положения об этих наградах и их описания;

13) учреждать в соответствии с законодательством Российской Федерации печатные и электронные издания Росфинмониторинга.

7. Росфинмониторинг не вправе осуществлять функции по управлению государственным имуществом и оказанию платных услуг, кроме случаев, предусмотренных указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации.

8. Ограничения полномочий, указанных в пункте 7 настоящего Положения, не распространяются на полномочия директора Росфинмониторинга по управлению имуществом, закрепленным за Росфинмониторингом на праве оперативного управления, по решению кадровых вопросов и вопросов организации деятельности Росфинмониторинга.

9. Росфинмониторинг на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляется федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Это интересно:  Как вести себя в первый рабочий день

III. Организация деятельности

10. Росфинмониторинг возглавляет директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации.
Директор Росфинмониторинга несет персональную ответственность за осуществление возложенных на Росфинмониторинг полномочий.
Директор Росфинмониторинга имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом Российской Федерации по представлению директора Росфинмониторинга.
Количество заместителей директора Росфинмониторинга устанавливается Президентом Российской Федерации.

11. Директор Росфинмониторинга:

1) распределяет обязанности между своими заместителями;

2) утверждает положения о структурных подразделениях центрального аппарата Росфинмониторинга и его территориальных органах;

3) представляет Президенту Российской Федерации:

проект положения о Росфинмониторинге;

предложения о предельной штатной численности центрального аппарата и территориальных органов Росфинмониторинга, фонде оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих Росфинмониторинга;

предложения о назначении на должность и освобождении от должности заместителей директора Росфинмониторинга;

ежегодный отчет о деятельности Росфинмониторинга;

представления о присвоении почетных званий Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим и работникам Росфинмониторинга, награждении их государственными наградами Российской Федерации, Почетной грамотой Президента Российской Федерации, а также об объявлении им благодарности Президента Российской Федерации;

4) присваивает в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, классные чины федеральной государственной гражданской службы федеральным государственным гражданским служащим Росфинмониторинга;

5) вносит на рассмотрение Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации представления о присвоении федеральным государственным гражданским служащим Росфинмониторинга классных чинов федеральной государственной гражданской службы, присвоение которых относится к компетенции Президента Российской Федерации и

Правительства Российской Федерации;

6) назначает на должность и освобождает от должности федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата Росфинмониторинга, руководителей и заместителей руководителей его территориальных органов;

6.1) отменяет в пределах своей компетенции противоречащие Конституции Российской Федерации, законодательным и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, нормативным правовым актам Росфинмониторинга решения должностных лиц центрального аппарата и территориальных органов Росфинмониторинга, его федеральных государственных учреждений, если иной порядок отмены таких решений не установлен федеральным законом;

7) решает в соответствии с законодательством Российской Федерации вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной гражданской службы в центральном аппарате и территориальных органах Росфинмониторинга;

8) утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата Росфинмониторинга в пределах установленных Президентом Российской Федерации штатной численности и фонда оплаты труда работников Росфинмониторинга, смету расходов на содержание центрального аппарата Росфинмониторинга в пределах бюджетных ассигнований, предусматриваемых в федеральном бюджете на соответствующий год;

9) утверждает структуру и штатное расписание территориальных органов Росфинмониторинга в пределах установленных Президентом Российской Федерации штатной численности и фонда оплаты труда работников территориальных органов Росфинмониторинга, смету расходов на содержание этих органов в пределах бюджетных ассигнований, предусматриваемых в федеральном бюджете на соответствующий год;

10) утверждает штатную численность и фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, центрального аппарата и территориальных органов Росфинмониторинга в пределах бюджетных ассигнований, предусматриваемых в федеральном бюджете на соответствующий год;

10.1) определяет перечень должностей в территориальных органах Росфинмониторинга, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются руководителями этих органов по согласованию с директором Росфинмониторинга;

11) вносит в Министерство финансов Российской Федерации предложения по формированию проекта федерального бюджета в части, касающейся финансирования деятельности центрального аппарата и территориальных органов Росфинмониторинга;

12) издает приказы по вопросам, отнесенным к компетенции Росфинмониторинга;

13) имеет право обращаться по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности, к руководителям иных федеральных органов исполнительной власти;

14) утверждает порядок приема в Росфинмониторинге иностранных делегаций и иностранных граждан, а также нормы расходования денежных средств, необходимых для организации такого приема.

12. Финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с исполнением Росфинмониторингом полномочий в установленной сфере деятельности, осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусматриваемых в федеральном бюджете на соответствующий год.

13. Росфинмониторинг является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также лицевые счета, открываемые в установленном порядке в органах федерального казначейства.

14. Росфинмониторинг имеет геральдический знак — эмблему и флаг, утверждаемые Президентом Российской Федерации.

15. Местонахождение Росфинмониторинга — г. Москва.

13 июня 2012 года № 808

УКАЗ

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВОПРОСЫ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ФИНАНСОВОМУ МОНИТОРИНГУ

1. Утвердить прилагаемое Положение о Федеральной службе по финансовому мониторингу.

2. Разрешить иметь в Федеральной службе по финансовому мониторингу одного первого заместителя и пять заместителей директора Федеральной службы по финансовому мониторингу, в том числе одного статс-секретаря — заместителя директора Федеральной службы по финансовому мониторингу, а также до 15 управлений по основным направлениям деятельности Федеральной службы по финансовому мониторингу.

4. Правительству Российской Федерации в 3-месячный срок:

а) привести свои акты в соответствие с настоящим Указом;

б) представить предложения по приведению актов Президента Российской Федерации в соответствие с настоящим Указом.

5. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН

Москва, Кремль
13 июня 2012 года
№ 808

Правовой статус и полномочия Росфинмониторинга

Согласно утвержденной Президентом РФ Концепции национальной стратегии противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма ключевым элементом национальной системы ПОД/ФТ является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма и координирующий деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти — Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг).

Статья 8 Федерального закона № 115-ФЗ предусматривает, что Президент РФ определяет уполномоченный орган, являющийся федеральным органом исполнительной власти и принимающий меры по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма. Задачи, функции и полномочия такого органа в сфере ПОД/ФТ устанавливаются в соответствии с тем же Федеральным законом.

Непосредственно в Федеральном законе № 115-ФЗ определены следующие заданы и функции уполномоченного органа:

осуществление обязательного контроля как совокупности мер по контролю за операциями с денежными средствами или иным имуществом, принимаемых на основании информации, представляемой ему организациями, осуществляющими такие операции, а также по проверке этой информации в соответствии с законодательством РФ (ст. 3);

получение от организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю (п. 4 ст. 6);

получение от организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также от иных лиц сведений об операциях, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации преступных доходов или финансирования терроризма (п. 3 ст. 7 и п. 2 ст. 71);

направление в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, письменных запросов на представление информации как в отношении операций, подлежащих обязательному контролю, так и в отношении подозрительных операций (подп. 5 п. 1 ст. 7);

контроль за исполнением отдельными организациями, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, Федерального закона № 115-ФЗ в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также за организацией внутреннего контроля, а также постановка таких организаций на учет (п. 9 ст. 7);

направление соответствующей информации и материалов в правоохранительные органы в соответствии с их компетенцией при наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что операция, сделка связаны с легализацией преступных доходов или с финансированием терроризма (абз. 2 ст. 8);

издание постановлений о приостановлении операций в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с п. 2 ст. 6 данного федерального закона порядке сведения об их участии в террористической деятельности, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица (абз. 3 ст. 8);

получение информации и документов, необходимых для осуществления его функций (за исключением информации о частной жизни граждан), от органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также Банка России (ст. 9);

предоставление соответствующей информации компетентным органам иностранных государств по их запросам или по собственной инициативе в порядке и на основаниях, которые предусмотрены международными договорами РФ (ст. 10).

В соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ Президент РФ издал Указ от 1 ноября 2001 г. № 1263, предусматривающий образование Комитета РФ по финансовому мониторингу в качестве органа, уполномоченного принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. При этом устанавливалось, что КФМ России координирует деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

Указом Президента РФ от 1 ноября 2001 г. № 1263 были определены следующие основные задачи КФМ России:

сбор, обработка и анализ информации об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии с законодательством РФ;

создание единой информационной системы и ведение федеральной базы данных в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем;

направление соответствующей информации в правоохранительные органы в соответствии с их компетенцией при наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что операция, сделка связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем;

осуществление в соответствии с международными договорами РФ взаимодействия и информационного обмена с компетентными органами иностранных государств в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем;

представление Российской Федерации в международных организациях по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.

Устанавливалось также, что КФМ России подотчетен Минфину России, а обязанности председателя КФМ России исполняет первый заместитель Министра финансов РФ.

Указом Президента РФ от 1 ноября 2001 г. № 1263 Правительству РФ поручалось утвердить положение о КФМ России, обеспечить финансирование его деятельности и выделение помещений для размещения центрального аппарата и территориальных органов КФМ России, а также принять ряд нормативных правовых актов, связанных с выполнением Федерального закона.

Банку России рекомендовалось принять нормативные акты, определяющие порядок исполнения федерального закона кредитными организациями, согласовать с КФМ России порядок предоставления ему информации и документов Банком России, а также оказать содействие КФМ России в создании единой информационной системы и ведении федеральной базы данных в сфере противодействия легализации преступных доходов.

Во исполнение поручений Президента РФ и под его непосредственным контролем к установленной дате вступления в силу Федерального закона № 115-ФЗ (1 февраля 2002 г.) были созданы все необходимые правовые и организационные предпосылки для начала функционирования национальной ной системы противодействия легализации преступных доходов. Правительство РФ, Банк России и КФМ России обеспечили принятие и введение в действие целого ряда нормативных правовых актов, а также формирование штата, размещение и техническое оснащение основных подразделений КФМ России, создание защищенных каналов связи и т.п. Для решения указанных вопросов Правительством РФ были выделены значительные материальные и кадровые ресурсы, а также широко использовался передовой международный опыт и современные технологии, что позволило обеспечить соответствие российской системы ПОД действующим международным стандартам и ее способность к дальнейшему развитию.

Положение о КФМ России было утверждено постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2002 г. № 211.

С учетом дополнений, внесенных в Федеральный закон № 115-Ф; от 30 октября 2002 г. № 131-ФЗ), с января 2003 г. в сферу компетенции России как уполномоченного органа было включено противодействие финансированию терроризма.

В рамках административной реформы в соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» КФМ России был преобразован в Федеральную службу по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) с переда его функций по принятию нормативных правовых актов в уст ленной сфере деятельности Минфину России.

Согласно Положению о Федеральной службе по финансовому мониторингу, утвержденному постановлением Правительства РФ от 23 июня 2004 г. № 307, Росфинмониторинг является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Росфинмониторинг находится в ведении Минфина России.

Федеральная служба по финансовому мониторингу руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, нормативными правовыми актами Минфина России, а также указанным Положением.

Росфинмониторинг осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

На Росфинмониторинг возложены следующие полномочия:

  • 1. Осуществление контроля и надзора за выполнением юридическими и физическими лицами требований законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, привлечение к ответственности лиц, допустивших нарушение этого законодательства;
  • 2. Осуществление сбора, обработки и анализа информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии с законодательством РФ;
  • 3. Осуществление проверки в соответствии с законодательством РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма полученной информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, в том числе получение необходимых разъяснений по представленной информации;
  • 4. Выявление признаков, свидетельствующих о том, что операция (сделка) с денежными средствами или иным имуществом связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма;
  • 5. Осуществление в соответствии с законодательством РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма контроля за операциями (сделками) с денежными средствами или иным имуществом;
  • 6. Получение, в том числе по запросам, от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и Банка России информации по вопросам, отнесенным к сфере ведения Службы (за исключением информации о частной жизни граждан);
  • 7. Ведение учета организаций, осуществляющих операции (сделки) с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы;
  • 8. Формирование перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, и вносит в него изменения;
  • 9. Издание в соответствии с федеральными законами постановлений о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом;
  • 10. Разработка и проведение мероприятий по предупреждению нарушений законодательства РФ в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
  • 11. Принятие в пределах компетенции, установленной законодательством РФ, решений о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации;
  • 12. Координация деятельности федеральных органов исполнительной власти в установленной сфере деятельности;
  • 13. Взаимодействие с Банком России по вопросам установленной сферы деятельности;
  • 14. Взаимодействие в соответствии с международными договорами РФ с компетентными органами иностранных государств в установленной сфере деятельности и осуществление с ними информационного обмена;
  • 15. Взаимодействие в установленном порядке и в пределах установленной сферы деятельности с органами государственной власти, организациями, должностными лицами и гражданами иностранных государств как в Российской Федерации, так и за рубежом;
  • 16. Направление информации в правоохранительные органы при наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что операция (сделка) связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, а также представление соответствующей информации по запросам правоохранительных органов в соответствии с федеральными законами;
  • 17. Представление Российской Федерации в международных организациях по вопросам установленной сферы деятельности и участие в установленном порядке в деятельности этих организаций;
  • 18. Создание единой информационной системы в установленной сфере деятельности;
  • 19. Формирование и ведение федеральной базы данных, а также обеспечение методологического единства и согласованного функционирования информационных систем в установленной сфере деятельности;
  • 20. Обеспечение соответствующего режима хранения и защиты полученной в процессе деятельности Службы информации, составляющей государственную, служебную, банковскую, налоговую, коммерческую тайну, тайну связи и иной конфиденциальной информации;
  • 21. Разработка предложений о принятии межведомственных планов и программ в установленной сфере деятельности и подготовка отчетов о принятых мерах;
  • 22. Участие в разработке и осуществлении программ международного сотрудничества, подготовке и заключении международных договоров РФ, в том числе межведомственного характера, по вопросам установленной сферы деятельности;
  • 23. Изучение международного опыта и практики по вопросам установленной сферы деятельности;
  • 24. Обобщение практики применения законодательства РФ в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и внесение в Минфин России предложений по совершенствованию законодательства;
  • 25. Привлечение к работе, в том числе на договорной основе, научно-исследовательских и других организаций, а также отдельных специалистов для проведения экспертиз, разработки программ обучения, методических материалов, программного и информационного обеспечения, создания информационных систем в сфере финансового мониторинга при условии соблюдения государственной и иной охраняемой законом тайны;
  • 26. Осуществление иных функций в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ.
Это интересно:  Движение за избирательную реформу

Росфинмониторинг с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

  • 1. Заказывать проведение исследований, экспертиз, разработку программ обучения, методических материалов, программного и информационного обеспечения, информационных систем в сфере финансового мониторинга при условии соблюдения государственной и иной охраняемой законом тайны;
  • 2. Хапрашивать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по вопросам установленной сферы деятельности;
  • 3. Давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;
  • 4. Проводить в пределах установленной сферы деятельности проверочные мероприятия по вопросу выполнения юридическими и физическими лицами требований законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части соблюдения порядка фиксирования, хранения и представления информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, а также организации внутреннего контроля;
  • 5. Обращаться в соответствующие органы государственной власти с предложением о привлечении к ответственности лиц, допустивших нарушение законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, и привлекать их в установленном порядке к ответственности;
  • 6. Создавать в установленном порядке совместно с другими федеральными органами исполнительной власти межведомственные органы для рассмотрения вопросов установленной сферы деятельности;
  • 7. Разрабатывать и утверждать в пределах установленной сферы деятельности методические материалы и программы проведения контрольных мероприятий;
  • 8. Создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности;
  • 9. Пресекать факты нарушения законодательства РФ в установленной сфере деятельности, а также применять предусмотренные законодательством РФ меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности;
  • 10. Создавать, реорганизовывать и ликвидировать территориальные органы Службы по согласованию с Министром финансов РФ.

Федеральная служба по финансовому мониторингу не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, а также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.

Федеральную службу по финансовому мониторингу возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению Министра финансов РФ.

Руководитель Службы несет персональную ответственность за осуществление возложенных на Службу задач и функций и подотчетен непосредственно Министру финансов РФ.

Руководитель Службы может иметь до пяти заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Министром финансов РФ по представлению руководителя Службы.

Финансирование расходов на содержание центрального аппарата, территориальных органов Федеральной службы осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.

Федеральная служба является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба РФ и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством РФ.

Росфинмониторинг, находящийся в ведении Минфина России, может быть с полным основанием отнесен к подразделениям финансовой разведки административного типа, которые не обладают полномочиями правоохранительных органов.

Вместе с тем помимо обязательных для любого ПФР функций получения, анализа и передачи компетентным органом финансовой информации, на Росфинмониторинг возложен и целый ряд дополнительных обязанностей, включая, в частности, осуществление надзора за соблюдением сообщающими организациями требований законодательства о ПОД/ФТ, а также обеспечение координации деятельности в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

Для реализации указанных функций Росфинмониторингу предоставлены довольно широкие полномочиями.

Так, в соответствии со ст. 23.62 КоАП РФ Росфинмониторинг является единственным органом, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.27 данного Кодекса («Нарушение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»).

Предоставленное руководителю Росфинмониторинга право непосредственного обращения к руководителям федеральных министерств и ведомств не входит в стандартный набор полномочий руководителя федеральной службы, подведомственной министерству. В данном же случае прямые контакты на уровне руководителей федеральных органов являются необходимой предпосылкой для обеспечения межведомственной координации в сфере противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма.

В соответствии с Типовым регламентом взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19 января 2005 г. № 30, федеральный орган исполнительной власти самостоятелен в осуществлении своих полномочий, установленных федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ.

Данное положение в полной мере относится к Росфинмониторингу, особенно в части тех его полномочий, которые связаны с получением, анализом и передачей в правоохранительные органы информации о подозрительных финансовых операциях.

Финансовый контроль, осуществляемый Федеральной службой по финансовому мониторингу

Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) осуществляет функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и координирует деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

Федеральная служба по финансовому мониторингу занимается надзором за выполнением организациями и физическими лицами законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также отслеживанием крупных единовременных расходов населения с целью противодействия коррупции и терроризму. Мониторингу подлежат крупные банковские операции и покупки граждан, их операции с недвижимостью и другим ценным имуществом на сумму более 600 тыс. руб. Коммерческие банки, риэлторские компании, магазины, ломбарды, профессиональные участники рынка ценных бумаг обязаны сообщать и Федеральную службу по финансовому мониторингу данные о названных операциях и сделках. Накопленная службой информация подлежит обработке и анализу. В случае выявления подозрительных сделок материалы по ним могут быть направлены в Федеральную налоговую службу, Федеральную службу по экономическим и налоговым преступлениям и в другие государственные силовые структуры

Финансовый контроль, осуществляемый Федеральной службой финансово-бюджетного надзора

Статья 268. Финансовый контроль, осуществляемый Федеральной службой финансово-бюджетного надзора.

  • 1. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов.
  • 2. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора вправе осуществлять финансовый контроль за исполнением бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, получающих межбюджетные трансферты из федерального бюджета, в части указанных средств.

В рамках п. 1-2 комментируемой статьи БК РФ законодателем определены лишь общие контрольные полномочия Федеральной службы финансово-бюджетного надзора.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля. Данная Служба находится в ведении Министерства финансов РФ. Итак, Федеральная служба осуществляет контроль и надзор за:

  • — использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности;
  • — за соблюдением требований бюджетного законодательства Российской Федерации получателями финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства РФ, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций; — за исполнением органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления законодательства Российской Федерации о финансово-бюджетном контроле и надзоре.

4.3. Правовое положение Федеральной службы по финансовому мониторингу (Росфинмониторинга)

Российским подразделением финансового мониторинга, ответственным за организацию финансового мониторинга на территории Российской Федерации, является Федеральная служба по финансовому мониторингу Российской Федерации (Росфинмониторинг) и ее территориальные подразделения.

Первоначально был образован Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу (КФМ России) на основании Указа Президента Российской Федерации от 1 ноября 2001 г. N 1263 “Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” . Данным нормативным актом указанный орган был уполномочен принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и координировать деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

СЗ РФ. 2001. N 45. Ст. 4251.

В настоящее время правовое положение Росфинмониторинга регулируется Указом Президента Российской Федерации от 13 июня 2012 года N 808 “Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу” .

СЗ РФ. 2012. N 25. Ст. 3314.

Федеральная служба по финансовому мониторингу является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию в этой сфере, по координации соответствующей деятельности других федеральных органов исполнительной власти, а также функции национального центра по оценке угроз национальной безопасности, возникающих в результате легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и распространения оружия массового уничтожения, по выработке мер противодействия этим угрозам.

Руководит деятельностью Росфинмониторинга Президент Российской Федерации.

Росфинмониторинг – юридическое лицо, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также лицевые счета, открываемые в установленном порядке в органах федерального казначейства. Росфинмониторинг имеет геральдический знак – эмблему и флаг, утверждаемые Президентом Российской Федерации. Местонахождение Росфинмониторинга – г. Москва.

Росфинмониторинг возглавляет директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации. Директор несет персональную ответственность за осуществление возложенных на Росфинмониторинг полномочий, имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом Российской Федерации по представлению директора Росфинмониторинга.

Количество заместителей директора Росфинмониторинга устанавливается Президентом Российской Федерации.

– распределяет обязанности между своими заместителями;

– утверждает положения о структурных подразделениях центрального аппарата Росфинмониторинга и его территориальных органах;

– представляет Президенту Российской Федерации:

проект положения о Росфинмониторинге;

предложения о предельной штатной численности центрального аппарата и территориальных органов Росфинмониторинга, фонде оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих Росфинмониторинга;

предложения о назначении на должность и освобождении от должности заместителей директора Росфинмониторинга;

ежегодный отчет о деятельности Росфинмониторинга;

представления о присвоении почетных званий Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим и работникам Росфинмониторинга, награждении их государственными наградами Российской Федерации, Почетной грамотой Президента Российской Федерации, а также об объявлении им благодарности Президента Российской Федерации;

– присваивает в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, классные чины федеральной государственной гражданской службы федеральным государственным гражданским служащим Росфинмониторинга;

– вносит на рассмотрение Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации представления о присвоении федеральным государственным гражданским служащим Росфинмониторинга классных чинов федеральной государственной гражданской службы, присвоение которых относится к компетенции Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

– назначает на должность и освобождает от должности федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата Росфинмониторинга, руководителей и заместителей руководителей его территориальных органов;

– решает вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной гражданской службы в Росфинмониторинге;

– утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата Росфинмониторинга в пределах, установленных Президентом Российской Федерации, штатной численности и фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих Росфинмониторинга, смету расходов на содержание центрального аппарата Росфинмониторинга в пределах бюджетных ассигнований, предусматриваемых в федеральном бюджете на соответствующий год;

– утверждает штатную численность федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Росфинмониторинга в пределах установленной Президентом Российской Федерации штатной численности указанных органов, смету расходов на содержание этих органов в пределах бюджетных ассигнований, предусматриваемых в федеральном бюджете на соответствующий год;

Это интересно:  Тк энергия доверенность на получение груза

– утверждает штатную численность и фонд оплаты труда работников центрального аппарата и территориальных органов Росфинмониторинга, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, в пределах бюджетных ассигнований, предусматриваемых в федеральном бюджете на соответствующий год;

– вносит в Министерство финансов Российской Федерации предложения по формированию проекта федерального бюджета на соответствующий год в части, касающейся финансирования деятельности Росфинмониторинга и его территориальных органов;

– издает приказы по вопросам, отнесенным к компетенции Росфинмониторинга;

– имеет право обращаться по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности, к руководителям иных федеральных органов исполнительной власти.

Росфинмониторинг осуществляет следующие полномочия:

– контролирует исполнение юридическими и физическими лицами законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также привлечение к ответственности юридических и физических лиц, допустивших нарушение законодательства Российской Федерации в этой сфере;

– вносит Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, других документов по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;

– принимает нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;

– осуществляет сбор, обработку и анализ информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии с законодательством Российской Федерации;

– осуществляет проверку информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, в том числе получает дополнительную информацию об операциях клиентов организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также информацию о движении средств по счетам (вкладам) клиентов кредитных организаций;

– выявляет признаки, свидетельствующие о том, что операция (сделка) с денежными средствами или иным имуществом связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма;

– контролирует операции (сделки) с денежными средствами или иным имуществом;

– получает, в том числе по запросам, от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и Банка России информацию по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности, за исключением информации о частной жизни граждан;

– оценивает угрозы национальной безопасности, возникающие в связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, представляет Президенту РФ ежегодный доклад о таких угрозах и мерах по их нейтрализации;

– ведет учет организаций, осуществляющих операции (сделки) с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы;

– издает приказ о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом;

– разрабатывает и проводит мероприятия по предупреждению нарушений законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

– координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти в установленной сфере деятельности;

– взаимодействует с Банком России по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности, а также взаимодействует и осуществляет информационный обмен в соответствии с международными договорами РФ или на основе принципа взаимности с компетентными органами иностранных государств в установленной сфере деятельности;

– взаимодействует от имени РФ по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности, с международными организациями, органами государственной власти, организациями и гражданами иностранных государств;

– направляет информацию в правоохранительные органы при наличии достаточных оснований полагать, что операция (сделка) связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, а также предоставляет информацию по запросам правоохранительных органов в соответствии с федеральными законами;

– создает единую информационную систему в установленной сфере деятельности;

– формирует и ведет федеральную базу данных, а также обеспечивает методологическое единство и согласованное функционирование информационных систем в установленной сфере деятельности;

– обеспечивает соответствующий режим хранения и защиты полученной в процессе своей деятельности информации, составляющей государственную, служебную, банковскую, налоговую, коммерческую тайну, тайну связи, и иной конфиденциальной информации;

– участвует в разработке и реализации программ международного сотрудничества, подготовке и заключении международных договоров РФ, в том числе межведомственного характера, по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;

– привлекает в установленном порядке и при условии соблюдения государственной и иной охраняемой законом тайны для проведения экспертиз, разработки программ обучения, методических материалов, программного и информационного обеспечения, создания информационных систем в сфере финансового мониторинга научные и иные организации, ученых и специалистов, в том числе на договорной основе;

– обеспечивает своевременное и в полном объеме рассмотрение обращений граждан, принятие по ним решений и направление им ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;

– организует профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и стажировку федеральных государственных гражданских служащих Росфинмониторинга.

Росфинмониторинг в целях реализации своих полномочий имеет право:

– привлекать при условии соблюдения государственной и иной охраняемой законом тайны для проведения экспертиз, разработки программ обучения, методических материалов, программного и информационного обеспечения, создания информационных систем в сфере финансового мониторинга научные и иные организации, ученых и специалистов, в том числе на договорной основе;

– запрашивать и получать в установленном порядке на безвозмездной основе документы, материалы и информацию, которые необходимы для принятия решений по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;

– давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;

– проводить в пределах своих полномочий мероприятия в целях проверки исполнения юридическими и физическими лицами законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части, касающейся соблюдения порядка фиксирования, хранения и представления информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, а также в целях организации внутреннего контроля;

– вносить руководителям соответствующих государственных органов предложения о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, и привлекать их в установленном порядке к административной ответственности;

– создавать в установленном порядке межведомственные комиссии, рабочие и экспертные группы для рассмотрения вопросов, относящихся к установленной сфере деятельности;

– разрабатывать и утверждать в пределах своих полномочий методические материалы и программы проведения контрольных мероприятий;

– создавать совещательные и экспертные органы (советы, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности;

– принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры предупредительного, ограничительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) устранение последствий нарушений в установленной сфере деятельности;

– пресекать факты нарушения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности;

– создавать, реорганизовывать и ликвидировать территориальные органы Росфинмониторинга;

– учреждать в установленном порядке ведомственные награды, утверждать положения об этих наградах и их описания.

Росфинмониторинг не вправе осуществлять функции по управлению государственным имуществом и оказанию платных услуг, кроме случаев, предусмотренных указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации.

К основным функциям Росфинмониторинга относят следующие виды деятельности.

Аналитическая функция. Федеральная служба проводит сбор, обработку, анализ информации об операциях (сделках), подлежащих обязательному и факультативному мониторингу, а также проверяет информацию, в том числе путем получения необходимых разъяснений по представленной информации.

По итогам внутренних расследований Росфинмониторинг направляет информацию в правоохранительные органы при наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что операция (сделка) связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, а также представляет соответствующую информацию по запросам правоохранительных органов.

Информационная функция. Росфинмониторинг несет ответственность за создание единой информационной системы и ведение федеральной базы данных в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Федеральная служба формирует Перечень террористов и экстремистов и вносит в него изменения.

Методологическая функция. В методических и практических целях Росфинмониторинг выявляет признаки операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма.

Регистрационная функция. Росфинмониторинг ведет учет агентов финансового мониторинга, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы.

Надзорная функция. Росфинмониторинг осуществляет и надзор за исполнением юридическими и физическими лицами требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, привлечение к ответственности лиц, допустивших нарушение законодательства о финансовом мониторинге.

Росфинмониторинг принимает решение о приостановлении отдельных операций физических и юридических лиц, а также о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в России.

Координаторская функция. Росфинмониторинг координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также взаимодействует с Банком России.

Международное сотрудничество. В рамках международной деятельности Росфинмониторинг представляет Россию в международных организациях по вопросам ПОД/ФТ, а также участвует в разработке и реализации соответствующих программ международного сотрудничества.

Рассмотрим задачи основных структурных подразделений Росфинмониторинга.

Информационно-технологическое управление:

– создание единой информационной системы в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

– формирование и ведение федеральной базы данных в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

– сбор и обработка информации об операциях с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с законодательством о финансовом мониторинге;

– организация формирования информационных ресурсов, относящихся к компетенции ФСФМ;

– обеспечение приема, обработки, хранения и передачи данных, разграничение доступа пользователям ФСФМ к соответствующим информационным ресурсам;

– осуществление информационно-справочной работы по информационным ресурсам Росфинмониторинга;

– проведение работ по созданию, эксплуатации и развитию информационно-аналитической системы ФСФМ на основе компьютерных технологий;

– организация профессиональной подготовки и переподготовки сотрудников подразделений ФСФМ в области информационно-технологической работы.

Управление по противодействию финансированию терроризма:

– сбор, обобщение и анализ информации о формах и методах, используемых для оказания финансовой и иной поддержки террористическим организациям, и материалов о физических и юридических лицах, в отношении которых имеются сведения об их причастности к террористической деятельности;

– организация работы по составлению и ведению Перечня террористов и экстремистов и доведению его до агентов финансового мониторинга;

– разработка и совершенствование алгоритмов отбора информации об операциях с денежными средствами и иным имуществом, осуществляемого кредитными и иными финансовыми организациями в порядке процедур обязательного и внутреннего контроля, в целях своевременного выявления признаков их возможного использования для оказания материальной и иной поддержки экстремизму (терроризму);

– организация и осуществление анализа и проработки поступающей от кредитных и иных финансовых организаций информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом в целях выявления возможной их причастности к финансированию экстремизма (терроризма);

– направление в правоохранительные органы информации и материалов об операциях (сделках) с денежными средствами и иным имуществом с выявленными признаками использования их в целях финансирования экстремизма (терроризма) для их дальнейшей проверки в соответствии с предоставленной им компетенцией;

– взаимодействие с зарубежными организациями и федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации по вопросам противодействия финансированию терроризма.

Управление финансовых расследований:

– анализ поступающей от агентов финансового мониторинга информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному или факультативному (дополнительному) контролю;

– проведение проверочных мероприятий и финансовых расследований с целью выявления признаков, свидетельствующих об их связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем;

– проведение финансовых расследований и проблемно-тематических исследований по вопросам легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, в различных отраслях экономики;

– сотрудничество с компетентными органами иностранных государств на стадиях сбора информации и предварительного расследования по операциям (сделкам), связанным с легализацией преступных доходов.

Управление надзорной деятельности:

– учет организаций, осуществляющих операции (сделки) с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы;

– взаимодействие с надзорными органами (Банк России, Федеральная служба по финансовым рынкам, Федеральная служба страхового надзора и др.) по вопросам организации надзорной деятельности в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

– проведение проверочных мероприятий по вопросу выполнения юридическими и физическими лицами требований законодательства о финансовом мониторинге в части соблюдения порядка фиксирования, хранения и представления информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, а также организации внутреннего контроля.

Управление международных связей:

– обеспечение информационного обмена с компетентными органами иностранных государств в соответствии с международными договорами РФ;

– участие в разработке и реализации программ международного сотрудничества, подготовке и заключении международных договоров РФ, в том числе межведомственного характера;

– обеспечение взаимодействия Росфинмониторинга с органами государственной власти, организациями, должностными лицами и гражданами иностранных государств как в России, так и за рубежом;

– обеспечение участия Росфинмониторинга в деятельности международных организаций в рамках представления РФ;

– изучение международного опыта и практики противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Юридическое управление:

– обобщение практики применения законодательства о финансовом мониторинге;

– подготовка предложений по совершенствованию законодательства;

– представление прав и законных интересов Росфинмониторинга в судах, иных органах государственной власти, органах местного самоуправления, Банке России, организациях;

– координация деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере финансового мониторинга;

– разработка предложений по принятию межведомственных планов и программ и подготовка отчетов о принятых мерах;

– методическое руководство правовой работой территориальных органов Росфинмониторинга.

Статья написана по материалам сайтов: vuzlit.ru, studwood.ru, narodirossii.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector