Поддержка малого и среднего бизнеса

В рамках данного направления решаются следующие задачи:

  • совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере приватизации недвижимого имущества малыми и средними предприятиями;
  • мониторинг практики применения специальных налоговых режимов и подготовка на этой основе предложений по внесению изменений в налоговое законодательство;
  • расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам, осуществляемым государственными компаниями и инфраструктурными монополиями;
  • упрощение требований к ведению бухгалтерского и статистического учета субъектами малого предпринимательства;
  • совершенствование трудового законодательства в части регулирования отношений в сфере малого и среднего предпринимательства.

Минэкономразвития России реализует специальную программу по предоставлению субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ для оказания государственной поддержки малым и средним предпринимателям на региональном уровне с 2005 года.

Сегодня в рамках программы на первый план выходят мероприятия, связанные с переформатированием работы сети организаций, образующих инфраструктуру поддержки, внедрением сервисной модели ее оказания.

Программой предусмотрен комплекс мер, включающий более 20 мероприятий, направленных на удовлетворение потребностей предпринимателей в финансовых, имущественных и информационных ресурсах.

В рамках программы Минэкономразвития России создается сеть инфраструктуры поддержки МСП в регионах, которая включает в себя:

  • фонды содействия кредитованию (гарантийные фонды, фонды поручительств);
  • микрокредитные организации;
  • центры поддержки предпринимательства;
  • центры инноваций социальной сферы;
  • центры кластерного развития;
  • региональные центры инжиниринга;
  • центры прототипирования;
  • центры сертификации, стандартизации и испытаний;
  • центры народно-художественного промысла;
  • центры поддержки экспорта;
  • многофункциональные центры для бизнеса;
  • промышленные, индустриальные, агропромышленные парки;
  • технопарки;
  • частные промышленные парки;
  • бизнес-инкубаторы.

Кроме того, для развития молодежного предпринимательства, его популяризации среди школьников и поддержки инновационного творчества детей, в том числе для их профессиональной реализации, Министерством выделяются субсидии на создание Центров молодежного инновационного творчества.

Реализация части «прямых» мер господдержки предусмотрена в рамках программ развития МСП монопрофильных муниципальных образований. Так, при реализации указанного мероприятия субъектам МСП, зарегистрированным в моногородах, предоставляются субсидии на компенсацию затрат для модернизации производства, гранты начинающим предпринимателям по франшизе и субсидии социальным предпринимателям.

Минэкономразвития России осуществляется комплекс мер финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства.

Для обеспечения доступа субъектов МСП к кредитным и иным финансовым ресурсам, развития системыпредоставления поручительств и независимых гарантий субъектам МСП в рамках программы поддержки Минэкономразвития предусмотрены мероприятия по созданию и развитию фондов содействия кредитованию (гарантийных фондов, фондов поручительств), деятельность которых регулируется принятым приказом Министерства.

Кроме того, для расширения потенциала региональных гарантийных организаций Минэкономразвития утверждены основные положения Стратегии развития Национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства на период до 2020 года. В рамках реализации НГС совершенствуется процедуры взаимодействия с предпринимателями, повышается эффективность использования ресурсов, разрабатываются новые гарантийные продукты. Система предусматривает внедрение трехуровневой целевой модели оказания гарантийной поддержки субъектам МСП:

Первый уровень – АО «Корпорация «МСП»: предоставление гарантий для средних и крупных проектов, а также поручительств в рамках Программы стимулирования кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства («Программа 6,5»);

Второй уровень – АО «МСП Банк»: Предоставление гарантий в рамках «поточных» технологий;

Третий уровень – Предоставление поручительств региональных гарантийных организаций в рамках «поточных» технологий.

Для снижения процентной ставки по кредитам субъектам МСП АО «Корпорация «МСП» совместно с Минэкономразвития России и Банком России реализуется «Программа 6,5». Размер процентной ставки для конечного заемщика по данной программе составляет до 9,6% для средних предприятий и до 10,6% для малых предприятий. В программе участвуют 32 уполномоченных банка, ее работа координируется советом директоров Корпорации МСП под председательством Министра экономического развития РФ Максима Орешкина.

Помимо этого, большая потребность в заемных средствах наблюдается у микробизнеса, у которого по тем или иным причинам нет возможности использовать традиционные банковские продукты (небольшая сумма кредита, отсутствие кредитной истории, удалённость населённого пункта и т.д.). Для этого в рамках программы поддержки МСП большое внимание уделяется развитию микрокредитных организаций, предпринимательского финансирования, создаваемых в рамках программы развития МСП. Такие МКО предоставляют микрозаймы до 3 млн. рублей сроком не более 3-х лет. При этом ставка для заемщика не должна превышать 10%.

Минэкономразвития России развивает международное сотрудничество в сфере малого и среднего предпринимательства в том числе, участвуя в деятельности следующих организаций: ОЭСР, ОЧЭС, ШОС, АТЭС, БРИКС, Союзное Государство (Рабочая группа по дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства в Союзном Государстве), СНГ (Консультативный совет по поддержке и развитию малого предпринимательства в государствах – участниках СНГ), Евразийская экономическая комиссия (Консультативный комитет по вопросам предпринимательства при Коллегии Евразийской экономической комиссии).

Международный диалог также осуществляется в двухсторонних форматах с рядом стран:

  • Финляндия — Рабочая группа по предпринимательству (малым и средним предприятиям) Российско-Финляндской Межгосударственной правительственной комиссии по экономическому сотрудничеству;
  • Австрия — Рабочая группа по поддержке малого и среднего предпринимательства Смешанной Российско-Австрийской Комиссии по торговле и экономическому сотрудничеству;
  • Италия — Российско-Итальянская Рабочая группа по промышленным округам, сотрудничеству в сфере малого и среднего бизнеса;
  • Франция — Рабочая группа по инвестициям и модернизации экономики при Российско-Французском Совете по экономическим, финансовым, промышленным и торговым вопросам (СЕФИК);
  • Япония — Меморандум с Министерством экономики, торговли и промышленности Японии (О создании платформ по сотрудничеству в сфере малого и среднего предпринимательства);
  • Китай — Меморандум с Министерством коммерции КНР.

В рамках международного направления проводится работа по координации деятельности специализированной инфраструктуры поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства – центров поддержки экспорта.

Государственная поддержка

Инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства федерального уровня

В целях улучшения бизнес-среды на региональном уровне Распоряжением от 31 января 2017 года №147-р были утверждены 12 целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса (http://government.ru/media/files/dplfMsmcALNGS3lkDrh6XAYscv7quKXK.pdf) и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Федерации по ключевым факторам, наиболее сильно влияющим на улучшение инвестиционного климата в регионах:

получение разрешения на строительство и территориальное планирование;

регистрация права собственности на земельные участки и объекты недвижимого имущества;

постановка на кадастровый учёт земельных участков и объектов недвижимого имущества;

осуществление контрольно-надзорной деятельности в субъектах Федерации;

поддержка малого и среднего предпринимательства;

технологическое присоединение к электрическим сетям;

подключение (технологическое присоединение) к сетям газораспределения;

подключение к системам теплоснабжения, подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам водоснабжения и водоотведения;

наличие и качество регионального законодательства о механизмах защиты инвесторов и поддержки инвестиционной деятельности;

эффективность обратной связи и работы каналов прямой связи инвесторов и руководства субъекта Федерации;

эффективность деятельности специализированной организации по привлечению инвестиций и работе с инвесторами;

качество инвестиционного портала субъекта Федерации.

Целевые модели разработаны на основе лучших региональных практик и содержат обязательные целевые показатели (сроки, стоимость, количество процедур и т.д.).

Целевые модели будут использованы субъектами Федерации для формирования региональных «дорожных карт» по улучшению инвестиционного климата по каждому из направлений, реализацию большинства из которых региональные проектные офисы должны будут обеспечить до конца 2017 года.

Основные направления поддержки субъектов МСП

Акционерное общество «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» (Корпорация МСП)

Член Совета директоров, генеральный директор – председатель правления Браверман Александр Арнольдович

1. Обеспечение доступного финансирования.
2. Расширение доступа к закупкам отдельных видов заказчиков.
3. Обеспечение информационно-маркетинговой поддержки.
4. Обеспечение имущественной поддержки.
5. Обеспечение правовой поддержки.

Фонд развития промышленности ФГАУ «РФТР»

Директор Комиссаров Алексей Геннадиевич

Фонд предлагает льготные условия софинансирования проектов, направленных на разработку новой высокотехнологичной продукции, техническое перевооружение и создание конкурентоспособных производств на базе наилучших доступных технологий.

Для реализации промышленно-технологических проектов Фонд на конкурсной основе предоставляет целевые займы по ставке 5% годовых сроком до 7 лет в объеме от 50 до 700 млн рублей, стимулируя приток прямых инвестиций в реальный сектор экономики.

Автономная некоммерческая организация «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов»

Генеральный директор Чупшева Светлана Витальевна

  • продвижение проектов и инициатив быстрорастущего среднего бизнеса и в социальной сфере.
  • развитие и увеличение количества лидеров из среднего бизнеса и социального сектора.
  • улучшение предпринимательского климата, создание позитивного имиджа предпринимателя и предпринимательства в российском обществе.
  • содействие развитию профессиональных компетенций.
  • формирование и поддержка «нового» молодежного менеджмента в социальных учреждениях.
  • развитие НКО в секторе социальных услуг, прежде всего бюджетных.
  • поддержка инициатив
  • управление проектами: инициация и поиск, отбор и продвижение
  • развитие сети Агентства;
  • ликвидация административных барьеров;
  • распространение лучших практик;
  • управление изменениями нормативно-правовой базы;
  • поддержка молодых профессиональных коллективов.

Навигатор по мерам государственной поддержки бизнеса — http://www.investinregions.ru/incentives/ Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере

Председатель наблюдательного совета Свинаренко Андрей Геннадьевич,
генеральный директор Поляков Сергей Геннадьевич

  • проведение государственной политики развития и поддержки малых предприятий в научно-технической сфере;
  • оказание прямой финансовой, информационной и иной помощи малым инновационным предприятиям, реализующим проекты по разработке и освоению новых видов наукоемкой продукции и технологий на основе принадлежащей этим предприятиям интеллектуальной собственности;
  • создание и развитие инфраструктуры поддержки малого инновационного предпринимательства;
  • содействие созданию новых рабочих мест для эффективного использования, имеющегося в Российской Федерации научно-технического потенциала;
  • привлечение внебюджетных инвестиций в сферу малого инновационного предпринимательства;
  • подготовка кадров (в том числе вовлечение молодежи в инновационную деятельность).

Председатель Правления Тюпанов Алексей Александрович Стратегические направления:

  • страховая поддержка экспорта товаров и услуг российского производства;
  • развитие современной системы финансирования экспорта, обеспеченного страховым покрытием Агентства;
  • страховая поддержка российских инвестиций за рубежом;
  • поддержка экспортно-ориентированных субъектов МСП.

Генеральный директор Фрадков Петр Михайлович
Первый заместитель Председателя государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» – член Правления Государственный институт поддержки экспорта, созданный в структуре Внешэкономбанка при поддержке Правительства Российской Федерации.
Центр оказывает российским экспортерам финансовую и нефинансовую поддержку в режиме «единого окна» — здесь предприниматели могут получить полный спектр услуг от проведения первичных консультаций до помощи в оформлении экспортных сделок.

Региональная поддержка малого и среднего предпринимательства

С 2005 года Минэкономразвития России реализует специальную программу по предоставлению субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях оказания государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства на региональном уровне.

Субсидии предоставляются на софинансирование расходных обязательств субъектов Федерации по следующим направлениям:·

оказание финансовой поддержки субъектам МСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП;

софинансирование капитальных вложений в объекты региональной и (или) муниципальной собственности;

содействие развитию молодёжного предпринимательства;

организация предоставления услуг по принципу одного окна в целях создания, развития и поддержки субъектов МСП.

В целях повышения эффективности использования средств федерального бюджета на господдержку малого и среднего предпринимательства было принято Постановление от 29 декабря 2016 года №1538, согласно которому исключена необходимость проведения конкурсного отбора субъектов Федерации для предоставления субсидий на эти цели. Это сократит сроки доведения до регионов средств на поддержку малого и среднего предпринимательства.

Я начинающий бизнесмен. Как государство может меня поддержать?

Тем, кто делает первые шаги в малом или среднем бизнесе, государство готово помочь: предоставить налоговые льготы или гарантии по кредитам, обучить основам бизнеса, проконсультировать. Словом, сделать так, чтобы предприятие могло развиваться. Для этого существуют специальные программы государственной поддержки предпринимательства.

Государство может поддержать любой бизнес?

Программы господдержки малого и среднего бизнеса направлены в первую очередь на отрасли, приоритетные для государства. Вам помогут с финансированием дела, которое будет полезным для вашего региона, области или даже конкретного города: например открытие аптеки, развитие растениеводства или туризма. А вот игорный, алкогольный или сигаретный бизнес поддерживать не станут.

Есть у программ и требования к самим предпринимателям: вы можете получить поддержку, только если не нарушали условий программ до этого. Например, если вам уже выдавали субсидии, но вы потратили их на другие цели, то можете попасть в «черный список» и больше на господдержку рассчитывать не сможете.

Еще одно очевидное требование — соответствовать определению малого и среднего бизнеса.

Закон о развитии малого и среднего предпринимательства выделяет три категории предприятий:

микробизнес (не больше 15 сотрудников в компании и годовой оборот до 120 млн рублей);

малый бизнес (не больше 100 человек в компании и оборот до 800 млн рублей);

средний бизнес (не больше 250 человек в компании и годовой оборот до 2 млрд рублей).

При этом некоторые меры государственной поддержки предпринимателей могут быть рассчитаны как одновременно на все три категории, так и только на одну из них, например на средний бизнес.

Это интересно:  Возмещение ущерба после затопления квартиры

В некоторых программах есть дополнительные требования. Для участия в них вы должны быть, например:

начинающим предпринимателем, то есть открывать свое первое дело.

молодым предпринимателем. Под этот критерий подходят индивидуальные предприниматели в возрасте до 30 лет включительно и компании, в которых хотя бы половина уставного капитала принадлежит предпринимателям в возрасте до 30 лет включительно.

У господдержки есть несколько уровней. По федеральной программе Министерства экономического развития Российской Федерации деньги выдают регионам на конкурсной основе или с учетом определенных критериев. Местные власти распределяют эти деньги и средства из собственного бюджета по направлениям, приоритетным именно для своего региона. Есть и специальные программы господдержки малого и среднего бизнеса, например от Корпорации МСП или от Министерства сельского хозяйства.

Как узнать, какие программы действуют в моем регионе?

Найти список действующих программ и конкурсов на получение грантов можно на специальных порталах для малого и среднего предпринимательства — такой есть у каждого региона. Найти нужный вам можно с помощью Федерального портала малого и среднего предпринимательства (раздел «Поддержка в регионах»). На самом Федеральном портале вы можете посмотреть информацию по действующим конкурсам.

Информацию о программах поддержки малого и среднего бизнеса можно посмотреть и на сайте министерства экономического развития вашего региона или в разделе для предпринимателей на сайте администрации города или области. Там могут быть не только документы и контакты, но и ссылки на бизнес-порталы и объединения предпринимателей вашего региона.

Массу полезной информации для предпринимателей, в том числе и о программах господдержки, можно найти на сайте Бизнес-навигатора МСП . Здесь же собраны контакты государственных и муниципальных организаций, которые поддерживают бизнес в интересующем вас регионе.

Для тех, кто работает в сфере сельского хозяйства, будет полезен справочник от Министерства сельского хозяйства , а предприятиям научно-технической сферы стоит следить за обновлениями на сайте Фонда содействия инновациям .

Какую именно помощь можно получить?

Конкретные меры поддержки малого и среднего предпринимательства тоже разнятся от региона к региону, но общий список того, чем государство может помочь начинающему предпринимателю, выглядит так:

Гранты на открытие бизнеса

Гранты на открытие бизнеса можно получить, участвуя в специальных конкурсных программах от региональных фондов содействия бизнесу, — найти список действующих конкурсов можно как на Федеральном портале малого и среднего предпринимательства, так и на региональных порталах.

Возместить затраты на открытие бизнеса можно и с помощью программы от регионального центра занятости. Через него можно вернуть деньги, которые вы потратите, например, на регистрацию юридического лица или покупку онлайн-кассы. Чтобы получить такую компенсацию, будущий предприниматель должен встать на учет в местный центр занятости населения и подать заявление на поддержку до того, как зарегистрирует ИП или ООО.

Учтите, что гранты — это целевое финансирование. То есть потратить выданные деньги можно только на цели, указанные в условиях выдачи. Если вы потратите грант на что-то другое, вас заставят вернуть деньги и могут добавить в «черный список» — исключить из числа кандидатов на получение господдержки в дальнейшем.

Гарантийная поддержка по кредитам

Если вам нужен кредит на открытие или развитие бизнеса, вы можете пойти в банк, где выдают кредиты при поддержке региональных гарантийных организаций. Подробнее об этом читайте в нашей статье «Как малому бизнесу получить кредит под госгарантию».

Субсидии

Субсидии — это деньги, которые федеральные, региональные или местные власти на конкурсной основе выделяют на покупку оборудования, сырья или даже чего-то нематериального, например патента. Это тоже целевое финансирование, которое нельзя потратить не по назначению. Размер субсидий зависит от региона и конкретной программы господдержки — найти необходимую информацию по этому виду поддержки вы можете на портале для малого и среднего предпринимательства вашего региона.

Скидки на лизинг

Этот вид поддержки работает так: часть процентов, которые вы должны лизинговой компании, вам помогают возместить региональные власти. Узнать, есть ли такая возможность, вы можете на региональном портале или в специальных фондах содействия предпринимательству вашего региона.

Подробнее о том, чем лизинг может быть полезен предпринимателю, читайте в статье «Что такое лизинг».

Займы по сниженным ставкам

Получить такой заем можно в МФО предпринимательского финансирования, работающих по программам господдержки. Условия в них выгоднее, чем в обычных коммерческих организациях. Подробнее о том, чем МФО полезны для бизнеса, читайте в нашей статье.

Кредиты по специальным ставкам

Какие критерии у этой программы и как получить такой кредит, читайте в нашей статье «Как получить льготный кредит для малого бизнеса».

Льготы на аренду

В большей степени это касается аренды земли для фермеров, но есть программы, по которым можно снять и помещение для бизнеса на более выгодных условиях, чем у частных компаний. Подобрать недвижимость для бизнеса вы можете с помощью Бизнес-навигатора МСП , а найти информацию о льготах можно на сайте Министерства экономического развития вашего региона.

Обучение

Бесплатные курсы, тренинги, семинары и конференции, на которых эксперты отвечают на вопросы начинающих предпринимателей и рассказывают о бизнес-планировании, налогах, страховых отчислениях, маркетинге и многом другом, есть у Корпорации МСП — подробнее узнать о них можно на сайте корпорации в специальном разделе .

Банк России периодически проводит обучающие онлайн-марафоны для малого бизнеса. На сайте « Деньги для дела » можно посмотреть записи вебинаров.

Обучением занимаются и региональные фонды поддержки малого бизнеса.

Консультирование

Предприниматели могут бесплатно проконсультироваться с профессиональными бухгалтерами, юристами, экономистами и кадровыми работниками в центрах занятости населения или в фондах поддержки малого и среднего бизнеса.

Если вы выбрали один из видов господдержки, то это не значит, что вы не можете пользоваться остальными. Можно, например, получить субсидии или выиграть грант и вместе с этим пойти учиться или проконсультироваться в региональном фонде поддержки малого и среднего бизнеса.

Государственная поддержка малого и среднего бизнеса

ПОНЯТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА (МСБ) В РФ

На сегодняшний день основным документом, регламентирующим деятельность в сфере государственной поддержки малого и среднего бизнеса в РФ, является Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Статья 4. Категории субъектов малого и среднего предпринимательства

К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее — индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

1) для юридических лиц — суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;

2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

  • от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;
  • до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до пятнадцати человек;

3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства .

РОЛЬ И МЕСТО МСБ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ИНИЦИАТИВЫ ГОСУДАРСТВА В СФЕРЕ ПОДДЕРЖКИ МСБ

Предпринимательство как таковое — это уникальное сочетание независимости и ответственности, инноватики и стабильности.

Малый и средний бизнес — это целый класс людей, которые задают позитивный настрой в жизни общества: они воспринимают развитие собственного дела как часть общего социального, политического и экономического успеха страны. Особенно заметно это на уровне муниципалитетов: там, где появляются малые и средние компании, возрождается жизнь местного сообщества. В большинстве стран мира малый бизнес является основой среднего класса. Поэтому заинтересованность государства в развитии малого бизнеса связана с перспективой формирования крепкого среднего класса в России.

По данным МЭР РФ , в последние 10 лет компании малого бизнеса демонстрируют темпы роста, превышающие общеэкономические показатели. Так, ежегодное увеличение занятых в секторе малых компаний в 8 раз выше, чем по всем компаниям, а инвестиционная активность в 3 раза больше ежегодных темпов роста инвестиций в основные фонды по экономике в целом. Каждая третья компания в стране и каждый четвертый занятый трудятся в малом бизнесе.

Достижение амбициозной цели — войти к 2020 году в пятерку лучших стран-лидеров для России — невозможно без формирования развитого сектора малых компаний. И вот почему.

Во-первых, малый бизнес критически важен для развития конкуренции. В наших условиях высокой монополизации значительного числа региональных и продуктовых рынков динамичные малые компании, — чуть ли не единственный фактор конкуренции. Малый бизнес обеспечивает экономике необходимую гибкость, поскольку гораздо быстрее реагирует на появление новых рыночных ниш, новых потребностей.

Во-вторых, малые компании — эта та среда, откуда в перспективе «вырастают» и средние компании, и крупные глобальные корпорации.

В-третьих, малый бизнес во всех странах является своего рода «полигоном» для инноваций. И это качество малого бизнеса, без преувеличения, является критически важным для успеха инновационного «перехода».

И наконец, малый бизнес — основа для формирования среднего класса, а значит, для формирования в стране массового социального строя, заинтересованного в политической стабильности, развитии демократических основ, повышении качества человеческого капитала и реализации модернизационной повестки дня в экономике.

Именно поэтому развитию малого бизнеса уделяется беспрецедентное внимание политического руководства страны.

Достаточно назвать заседание президиума Государственного совета Российской Федерации 27 марта 2008 года в г.Тобольске, один из первых Указов Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева об устранении административных барьеров и формирование Правительственной комиссии во главе с первым вице-премьером Правительства Российской Федерации. Д. Медведев объявил о намерении создать все условия для того, чтобы к 2020 году доля малых предприятий в ВВП достигла 50% (сейчас она составляет около 17%), а число занятых в этих организациях выросло до 60−70% трудоспособного населения (сегодня — 25%). Был сформирован Комплекс мер по созданию благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, включающий свыше 100 мероприятий в области общего регулирования предпринимательской деятельности и в приоритетных сферах предпринимательской деятельности.

МЕРЫ ПО ПОДДЕРЖКЕ МСБ, ПРЕДПРИНЯТЫЕ В 2008 ГОДУ

Федеральные власти, рассчитывая заинтересовать региональных чиновников в субсидировании малого бизнеса, постановлением Правительства №188 от 20 марта 2008 года изменили правила предоставления регионам федеральных субсидий. Теперь чем больше средств выделит малым предпринимателям местная администрация, тем больше она получит дотаций на те же цели из федеральной казны. При этом учитывается также количество предприятий, получивших региональные субсидии, и средний объем финансовой помощи в расчете на одно малое предприятие.

«Малая приватизация». Федеральный закон № 159 с 5 августа 2008 года закрепил за арендаторами помещений государственного фонда право преимущественного выкупа занимаемых ими площадей, если в течение последних трех лет они исправно вносили арендную плату. Раньше выкупить такие объекты можно было только на аукционе, где малые предприятия, как правило, проигрывали более состоятельным покупателям. Также продлена до 1 июля 2010 г. возможность заключения на новый срок договоров аренды помещений с субъектами малого и среднего предпринимательства без проведения торгов. Устанавливается возможность заключения без торгов договоров краткосрочной аренды на срок менее 30 календарных дней.

Налоговые льготы: два важных нововведения. Первое разрешает региональным властям снижать ставку упрощенной схемы налогообложения с 15 до 5%. Второе позволяет фирмам перейти на уплату налога на прибыль по итогам четвертого квартала исходя из фактической прибыли, полученной с начала года. Сама же ставка налога на прибыль с 2009 года снижена с 24 до 20%. С 1 января 2009 года устанавливается амортизационная премия в размере 30 % для основных средств со сроком полезного использования от 3 до 20 лет, что в абсолютных цифрах составит около 100 млрд. рублей (ранее предполагалось, что утроение действующей 10-и процентной амортизационной премии произойдет годом позже — с 1.01.2010 г.).

Это интересно:  Таможенный представитель тк еаэс

Кредитование МСБ на льготных условиях — не более чем под 11% годовых. Для этого Внешэкономбанк и Российский банк развития будут предоставлять региональным банкам деньги под меньший процент. По плану объем финансирования программ кредитования МБ этими двумя банками в 2008 году должен был составить 30 млрд. рублей, в 2009−м — 40,5 млрд. Кроме того, планируется, что в форме субсидирования ставок по кредитам, грантов, средств венчурных фондов малые предприятия в 2009 году получат около 10,5 млрд. рублей, в 2010−м — 17 млрд., в 2011−м — 22 млрд. Предполагается установить предельный уровень маржи для региональных банков в 3%. Скажем, ВЭБ выделяет банку средства под 8%, а тот, в свою очередь, кредитует малое предприятие под 11%.

Кроме того, были приняты решения, направленные на минимизацию количество проверок, которым подвергается мелкое предпринимательство — с1 июля 2009 года более чем в 40 раз сократится количество проверок малого бизнеса, плановая проверка (документарная и выездная) должна будет проводится один раз в три года.

Освобождение бизнесменов, уплачивающих единый налог на вмененный доход, от обязательного применения контрольно-кассовой техники, а также упрощение процедуры регистрации новых малых компаний — установлен преимущественно уведомительный порядок начала предпринимательской деятельности в сферах экономики, где малый бизнес занимает практически ¾ сектора..

Региональным властям было рекомендовано энергичнее консультировать МБ, создавать бизнес-инкубаторы, где предприниматели, особенно на стартапе, могли бы получить в аренду помещения и оргтехнику на льготных условиях.

МЕРЫ ПО ДАЛЬНЕЙШЕЙ ПОДДЕРЖКЕ МСБ: ПУБЛИЧНЫЕ ЗАЯВЛЕНИЯ

  • Председатель Правительства РФ Владимир Путин, отвечая на вопросы участников пленарного заседания, посвященного открытию Всемирного экономического форума в Давосе 28 января 2009 г., подчеркнул, что в условиях финансового кризиса государство поддержит не только «чемпионов» российской экономики, но также малое и среднее предпринимательство. Среди антикризисных мер, которые оказывают влияние как на крупный, так и на малый и средний бизнес, В. Путин назвал, прежде всего, повышение ввозных таможенных пошлин для поддержки отечественного товаропроизводителя. «Мы будем поддерживать малое и среднее предпринимательство во всех отраслях экономики, включая сельское хозяйство, на которое мы обращаем особое внимание» — заявил В. Путин.
  • На поддержку малого бизнеса и создания 2 млн. рабочих мест правительством России будет направлено 800 млрд. рублей, заявил журналистам 22 января в Калининграде председатель комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму Евгений Федоров. «В Госдуме и правительстве РФ есть уверенность, что отечественный малый бизнес, несмотря на свою недостаточную развитость и активность, сможет наиболее быстро и эффективно приспособиться к сложным условиям экономического кризиса. Для его поддержки государством только в этом году будет выделено 800 млрд. рублей», — заявил парламентарий. По его словам, разработчики планов данной господдержки наметили к реализации семь основных пакетов мероприятий, которые помогут развитию малого бизнеса в регионах. В результате малый бизнес будет способен создать порядка 2 млн. новых рабочих мест во всех сферах народного хозяйства. «Так, одной из действующих мер, которые помогут предпринимателям встать на ноги, станут государственные электронные закупки товаров, произведенных исключительно малым бизнесом. Для производителей сельскохозяйственной продукции процентная ставка субсидирования кредитов составит 100%», — добавил депутат.
  • В большинстве развитых стран мира основой экономики является малый и средний бизнес, а не госкомпании. Об этом заявил председатель думского комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин. По мнению В. Плигина, «тенденция огосударствления собственности» должна получить объективную оценку. Заявления о том, что в мировой экономике якобы обозначился «сдвиг» в сторону государства, не совсем обоснованы, считает парламентарий. «Экономика мира сориентирована, прежде всего, на поддержание малого и среднего бизнеса, который формирует человечески привлекательную среду жизни в том или ином государстве», — отметил В. Плигин. По мнению депутата, уровень общественного благополучия и социальной стабильности напрямую зависит от степени развитости мелкого предпринимательства, а не «огосударствленного» бизнеса.
  • Как заявил глава комитета Госдумы по собственности Виктор Плескачевский, доля малого бизнеса в российской экономике на сегодняшний день составляет 15-20%, в то время как, например, в США — до 80%. «В большинстве стран понимают, что главная миссия малого бизнеса — социальная, а не экономическая. Именно он обеспечивает самозанятость населения», — подчеркнул депутат. В. Плескачевский также коснулся темы госсобственности и приватизации, напомнив высказывание премьер-министра Владимира Путина о том, что «у органов власти должно остаться ровно столько имущества, сколько необходимо для осуществления властных полномочий». В настоящее время, заметил глава комитета, около 75% имущества в РФ находится в собственности государства — органов власти федерального, регионального и муниципального уровней, и только 25% — у частных лиц. «В развитых экономиках соотношение прямо противоположное», — констатировал В. Плескачевский.
  • В дальнейшем важно довести до конца те решения, принятые за последние месяцы, а также актуальные инициативы, которым не давали ход в течение нескольких лет, отметил сокоординатор социально-консервативного клуба, заместитель председателя комитета Госдумы по науке и наукоемким технологиям Игорь Игошин . «Например, много говорилось о целевом кредитовании малого бизнеса по отдельным ставкам региональными банками. До сих пор эта программа не реализована. До малых и средних предприятий должен также доходить муниципальный заказ», — сказал он.
  • Правительство РФ готовит постановление о предоставлении в аренду малому и среднему бизнесу временно свободного федерального имущества. Об этом сообщил глава департамента государственного регулирования в экономике Минэкономразвития РФ Андрей Шаров. По словам А. Шарова, в настоящее время федеральное имущество с точки зрения условий предоставления в аренду существенно уступает региональному или муниципальному, так как на уровне регионов и муниципалитетов действуют понижающие коэффициенты для малых и средних предприятий. Минэкономразвития готовит проект постановления правительства, в соответствии с которым все временно свободное федеральное имущество предлагается передавать в аренду «по праву первой руки» только субъектам малого или среднего предпринимательства. «И если оно будет невостребовано, только в этом случае оно будет передаваться другим структурам», — сказал А. Шаров. При этом, по его словам, планируется ввести понижающие коэффициенты для малых и средних предприятий: первый год аренды они будут платить только 40% от стоимости аренды, во второй год — 60%, в третий год — 80%. А. Шаров также добавил, что в министерстве такое решение считают промежуточным. Впоследствии, по его словам, все временно свободное федеральное имущество должно быть передано в фонды, которые создаются на уровне регионов и муниципалитетов для поддержки малого и среднего бизнеса.
  • «Наши предложения по модернизации программы финансовой поддержки малого и среднего бизнеса в 2009 году, — отметила Статс-секретарь — заместитель Министра экономического развития Российской Федерации А.В.Попова — направлены на придание ей большей оперативности, гибкости, а основным целевым ориентиром становится поддержка сохранения рабочих мест и содействие самозанятости безработных граждан». В настоящее время поддержана схема по рефинансированию кредитов для малого бизнеса, позволяющая оказывать содействие кредитами малым компаниям. Также Минэкономразвития России было дано поручение об увеличении лотов на выделение товаров работ и услуг, которые должны закупаться у малого бизнеса.

РЕАЛИЗАЦИЯ МЕР ПО ПОДДЕРЖКЕ МСБ В РЕГИОНАХ (НА ПРИМЕРЕ СЗФО)

Детализировать рамочные федеральные документы, направленные на поддержку малого и среднего бизнеса, должны региональные власти. Но оказалось, что дело это небыстрое, хотя бы потому, что в некоторых регионах чиновники даже толком не знают, сколько субъектов малого бизнеса действует на их территории (в большинстве регионов только этим летом власти приступили к созданию реестра малых предприятий). У других слишком мало опыта взаимодействия с мелкими предпринимателями (в Пскове программу поддержки МСБ начали разрабатывать лишь в этом году). К тому же далеко не все региональные администрации сходятся во мнении, что нужнее всего для становления МСБ. Например, Министерство экономического развития Республики Карелия утверждает, что распродажа государственной недвижимости по праву преимущественного выкупа арендаторами «открывает ворота для рейдерских захватов». Губернатор Псковской области Михаил Кузнецов назвал льготный выкуп и создание фондов поддержки предпринимательства бессистемными мерами, так как ими могут воспользоваться только отдельные представители малого бизнеса. Продуктивнее, по его мнению, снижать налоги, потому что это поможет всем малым предпринимателям. В Пскове ставку налога для субъектов упрощенной системы налогообложения собираются снизить с 15 до 5%.

Мэр Великого Новгорода Юрий Бобрышев, наоборот, убежден, что «снижение налоговых ставок — путь в никуда, только усугубляющий кризисную ситуацию», так как это сокращает доходную часть бюджета.

По мнению Алексея Третьякова, председателя Петербургской Ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка, основная проблема в том, что региональные чиновники в отношениях с малым бизнесом по инерции руководствуются стремлением получить от него как можно больше выгоды, а не помочь его развитию. Особенно это видно на примере местных законов о праве преимущественного выкупа помещений. Скажем, в Петербурге этот документ предусматривает возможность приобретения арендатором объектов площадью до 500 кв. м. в рассрочку на два года. При этом значительная доля помещений (в частности, вдоль основных городских магистралей) выкупу не подлежит. Как прогнозируют эксперты, через «сито» закона пройдет лишь 10% от 18,5 тыс. петербургских предпринимателей, арендующих площади у города.

Председатель КУГИ Петербурга Игорь Метельский считает, что если сделать условия выкупа мягче, это приведет к слишком большим потерям городского бюджета. По его подсчетам, даже если бы закон прошел в своем первоначальном варианте (при внесении в петербургский парламент документ ограничивал площадь выкупаемого объекта 50 кв. м), казна недосчиталась бы 2 млрд рублей.

Примечательно, что в большинстве остальных субъектов Северо-Запада, где уже принят или внесен на рассмотрение парламента аналогичный документ, администрации менее озабочены проблемой упущенной прибыли бюджета. Например, в вологодском варианте малая приватизация предусматривает пять лет рассрочки и до 1,5 тыс. кв. м. выкупаемой площади, в Ленобласти — 2,5 тыс. «квадратов» и три года рассрочки, в Мурманске — пять лет на выкуп площади, фактически занимаемой в течение последних трех лет, в Коми — 1 тыс. кв. м. и два года рассрочки. Исключение — по вышеупомянутым причинам — составляет лишь Псков, где в законе прописана возможность выкупа до 50 кв. м и оплата в течение года.

Правда, региональных предпринимателей не устраивают даже относительно выгодные условия приватизации. «На мой взгляд, здесь уместна градация, — говорит председатель ухтинского Союза среднего и малого бизнеса Сергей Ярченко (Республика Коми). — Например, рассрочку на оплату стоимости помещения в 300 кв. м определить сроком на три года, 400 „квадратов“ — на четыре года, 500 — на пять лет». По его подсчетам, при средней стоимости коммерческих помещений 40 тыс. рублей за 1 кв. м объект площадью 500 »квадратов» обойдется в 20 млн. рублей. Такие расходы местному МБ не потянуть, считает Ярченко.

Директор сыктывкарской сети магазинов «Парус» Александр Филимонов, который арендует у города 350 кв. м, не согласен выкупать помещение за 30 млн. рублей (примерно во столько оно оценено): «Взять кредит в банке почти невозможно — потребуют залог. А что я могу заложить на такую огромную сумму? Два года выплачивать по миллиону в месяц — это нереально. Так что нам придется арендовать, пока не выгонят».

Чиновников такие претензии удивляют. Петербургский КУГИ укоряет бизнесменов в чрезмерных аппетитах. Действительно, требование малых бизнесменов предоставить им в собственность помещения фактически только на условиях зачета арендной ставки не отвечает никаким рыночным законам. Ведь во всем мире подобные покупки совершаются, как правило, за счет заемных средств.

Чтобы облегчить кредитное бремя, на федеральном и региональном уровнях уже создаются фонды содействия заемщикам. Средства фондов будут использоваться в качестве поручительства для предпринимателей, не имеющих полного залогового обеспечения по кредиту, для возмещения части затрат по возвращению займа (например, субсидирование процентной ставки).

Начальник отдела департамента экономического развития Мурманской области Ольга Борисенко считает, что бюджету выгодно субсидировать уплату процентов по кредитам, которые малые предприятия берут под инвестиционные проекты. По ее данным, за 2005−2007 годы в области на эти цели было потрачено 4,8 млн. рублей бюджетных средств. За это время более 200 предпринимателей получили субсидии, что позволило привлечь около 200 млн. рублей кредитов и создать 130 рабочих мест. В результате ежегодно областной бюджет получает более 2 млн. рублей НДФЛ.

О неизбежности кредитования МБ говорят и финансисты. «Банки сегодня настороженно относятся к крупным заемщикам как к слишком рискованным клиентам. Если что-то случится с одним-двумя мелкими клиентами, это не будет так ощутимо для кредитора, как банкротство крупного заемщика. Кроме того, большие компании и без того закредитованы, а потому неактивно берут новые займы, так что эта ниша освобождается для малых предприятий», — рассуждает президент Ассоциации банков Северо-Запада Владимир Джикович.

Это интересно:  План счетов коммерческого банка

Генеральный директор общероссийского Агентства по поддержке малого и среднего бизнеса Виктор Ермаков не столь оптимистичен: «О развороте банков к малому бизнесу я слышу уже лет пятнадцать, а воз и ныне там. Пока весь разворот состоит в том, чтобы втиснуть в стратегию направление работы с малым бизнесом и попытаться сделать так, чтобы оно приносило прибыль».

К тому же обещанные федеральными властями 11% годовых пока остаются малодостижимой мечтой. В последние несколько месяцев банки дружно принялись поднимать ставки по кредитам. В разных регионах рост составил до 50%, а по данным президента Северной торгово-промышленной палаты Анатолия Глушкова, в Мурманской области некоторые банки повысили ставки почти вдвое.

Ужесточился и «фэйс-контроль»: строительным предприятиям, компаниям сектора В2В и других отраслей, наиболее пострадавших от экономического кризиса, в долг давать никто не хочет. Сроки кредитования пока ничтожны: по данным Ассоциации российских банков, около 76% займов предоставляется предприятиям на срок до трех лет, на пять и более лет — лишь 4% (в странах ЕС — свыше половины всех кредитов). По мнению руководителя петербургского отделения «Опоры России» Андрея Горюнова, инвестиционные ссуды малым предприятиям нужно выдавать на 10−15 лет — как ипотечные кредиты.

Председатель Общественного совета по малому предпринимательству при губернаторе Петербурга Елена Церетели утверждает, что «у многих бизнесменов сейчас паника», так как они не верят, что смогут получить кредиты, а потом в срок погасить их. «Что греха таить, малый бизнес до сих пор одной ногой в белой бухгалтерии, другой — в „серой“, третьей — в „черной“«, — признает Церетели. Выходить из тени бизнесмены не особо стремятся. По приблизительным оценкам, треть денежных отношений в МСБ не фиксируется в отчетности.

Но дело не только в этом. Почти половина малых компаний работают по упрощенной системе налогообложения, которая не предусматривает ведения отчетности в том объеме, который требуют банки для предоставления кредита. Поэтому предприятиям, желающим получить ссуду, зачастую приходится специально для кредиторов составлять бухгалтерский баланс.

С другой стороны, МСБ не хочет садиться на кредитную «иглу», чтобы не лишиться финансовой независимости — одного из своих весомых преимуществ перед крупными компаниями.

Проблема МСБ еще и в том, что региональные и муниципальные власти не смогут моментально поменять свои установки по отношению к МСБ в соответствии с новой директивой «сверху». Об этом свидетельствует ряд более или менее громких скандалов 2008 года. То в Великом Новгороде уже после вступления в силу ФЗ №159 власти выставляют арендуемые малыми предприятиями помещения на аукцион (после прокурорской проверки новгородский мэр отменил торги). То выясняется, что в Новгородской области администрация Лычковского сельского поселения ввела для бизнесменов незаконные поборы за уборку и благоустройство территорий. То отличится Ленобласть: невзирая на то что в соответствии с федеральной нормой доля МБ в госзаказе должна составлять не меньше 10%, местные власти допустили его только до 1,5% заказов.

Алексей Третьяков рассказывает об общепринятой практике, когда региональные чиновники навязывают новым малым фирмам и индивидуальным предпринимателям услуги консалтинговых и прочих компаний, которые гарантируют новичкам беспроблемную регистрацию бизнеса. Понятно, что «помощники» тесно связаны с чиновниками, от которых зависит получение соответствующих резолюций.

«Пока не будет изжит фискальный подход властей к предпринимателям и малый бизнес останется для них дойной коровой, задача президента о повышении доли МСБ до 50% ВВП невыполнима», — говорит Андрей Горюнов.

Безусловно, внимание властей всех уровней к малому и среднему бизнесу сейчас беспрецедентно. И меры, которые принимаются для его развития, необходимы. Но, по мнению многих региональных экспертов, в единую систему они пока не складываются. Это и понятно: до сих пор такую систему никто не выстраивал. Малое предпринимательство, которое стало стихийно развиваться в конце 1980−х годов, уже в конце 1990−х начали оттеснять с рынка более крупные игроки.

ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МСБ В РЕГИОНАХ РОССИИ В 2007—2008 г.г.

Было выделено три фактора, влияющих на развитие МСБ и повышение его доли в экономике регионов:

  • условия спроса в регионе
  • специфика отраслевой структуры экономики региона
  • региональный бизнес-климат (совокупность условия для развития МСП в регионе).

Первые два фактора можно охарактеризовать как «базовые», т.е. существующие как данность и наиболее сложно поддающиеся влиянию.

Результаты анализа показали, что на сегодняшний день доля МСБ в российских регионах во многом определяется базовыми факторами, благодаря которым в основном и развивается МСБ на нынешнем этапе. Бизнес-климат пока не достиг того уровня благоприятствования, когда он мог бы оказывать существенное влияние на повышение доли МСБ в экономике регионов.

В рейтинге препятствий для развития МСБ (тема налогов и налогового администрирования в нем не рассматривалась) наиболее серьезным препятствием является низкая доступность персонала для предприятий МСБ, на втором месте — низкая доступность финансовых ресурсов, примерно такую же значимость имеет несправедливая конкуренция со стороны более крупных компаний. Существенное негативное влияние на развитие бизнеса оказывает также низкая доступность помещений и требования регулирующих органов.

Факторы бизнес-климата:

  • доступность земельных участков остается достаточно серьезной проблемой для предприятий МСБ;
  • в сфере недвижимости наибольшие сложности связаны с поиском производственных помещений;
  • низко оценивается доступность энергетических мощностей;
  • высоко оценивается доступность выставочных помещений;
  • развитость транспортной инфраструктуры в целом оценивается положительно и удовлетворяет потребностям МСБ;
  • достаточно высоко оценивается доступность логистической инфраструктуры (склады временного хранения, специализированные транспортно-логистические компании);
  • меньше всего проблем предприниматели испытывают с телекоммцникационной инфраструктурой: подавляющее большинство опрошенных оценили соответствие этой инфраструктуры потребностям своего бизнеса очень высоко;
  • существенной проблемой для большого количества предприятий МСБ является проблема с наймом квалифицированных рабочих; следующей по остроте является проблема низкой доступности квалифицированных инженеров и других технических специалистов;
  • доступность специализированных образовательных программ по развитию бизнеса оценивается в целом положительно; качество специализированных образовательных программ по развитию бизнеса оценивается также достаточно высоко;
  • процедуры налогового администрирования остаются серьезным барьером для развития МСБ;
  • коррупция и организованная преступность не воспринимаются бизнесом в качестве самой серьезной проблемы;
  • среди тех компаний, которые используют практику незаконных выплат, средний размер выплат оценивается на уровне 6% от выручки компании, однако некоторое количество респондентов признало, что направляет более четверти своей выручки на незаконные платежи;
  • за последние 3 года наиболее существенно (в положительную сторону) изменилась ситуация с доступностью поставщиков оборудования, комплектующих, сырья; более доступными стали помещения для малого и среднего бизнеса; незначительные улучшения произошли в ситуации с коррупцией и рейдерством; ухудшилась ситуация с требованиями регулирующих органов: они стали более жесткими, менее выполнимыми и более затратными для малых и средних предпринимателей;
  • участие компаний в региональных программах поддержки предпринимательства, малого и среднего бизнеса достаточно невысоко; в муниципальных программах поддержки МСБ приняло участие еще меньшее количество предпринимателей; а количество предпринимателей, которые когда-либо принимали участие в федеральных программах поддержки МСБ, является самым низким.

Финансирование МСБ:

  • источником стартового капитала при создании компаний в подавляющем большинстве случаев являются средства основателей; некоторое значение имеют и такие источники, как средства частных инвесторов, а также банковские кредиты; при этом банковские кредиты для частных лиц более распространены, чем для компаний — причина в том, что во многих случаях кредиты для частных лиц оказываются доступнее и выгоднее;
  • при финансировании развития бизнеса ключевое значение имеют два источника — средства частных инвесторов и банковские кредиты для компаний; однако достаточно часто используются и банковские кредиты для частных лиц; государственная поддержка как источник финансирования для бизнеса имеет значение на уровне статистической ошибки; лизинг используется слабо; венчурные фонды пока что не работают как источник средств для старта бизнеса или его развития;
  • ситуация с финансированием МСБ в России сильно отличается от ситуации в «старой» и «новой» Европе, где основным источником финансирования являются банковские кредиты для компаний; второе место по значимости занимает лизинг, особенно в «новой» Европе; достаточно большое значение имеет государственная поддержка;
  • одним из объяснений того факта, что российские предприятия МСБ относительно редко обращаются в банки за получением кредита, является достаточно распространенное среди предпринимателей убеждение, что с банками не стоит связываться и лучше найти резервы в собственном бизнесе или обратиться за кредитом к знакомым/ родственникам; недоверие со стороны предпринимателей не подтверждается практикой тех, кто все же обратился в банки и потратил время на подготовку заявки; у большинства респондентов, обратившихся в банки, заявки на получение кредита были удовлетворены; наиболее частой причиной неудовлетворения заявок является проблема отсутствия залога у предпринимателя;
  • на российском кредитном рынке предприятиям сложно найти простые в получении и недорогие кредиты на краткосрочный период; с другой стороны, проблемой остается низкая доступность долгосрочных кредитов; самый распространенный период кредитования — больше полугода, но меньше трех лет;
  • разброс процентных ставок по кредиту велик; примерно половина кредитов была предоставлена по ставке выше 15% годовых по рублевому кредиту;
  • предприниматели в России предпочитают разделять бизнес и личное имущество и не рисковать последним, предоставляя его в залог; три четверти предприятий, привлекших кредит, предоставили залог, составлявший не более 100% от величины кредита, при этом для более чем половины предприятий залог составил менее 75% от величины кредита;
  • в России МСБ исходит из тех рациональных соображений, что и МСБ в странах Евросоюза: чаще всего полученные кредиты используются на пополнение оборотного капитала и покупку оборудования;
  • основным источником информации о финансировании для МСБ являются сами банки; на втором месте, с существенным отставанием от банков, идут три источника — бухгалтер и юрист, обслуживающие компанию, и информация, полученная при деловых контактах;
  • многие стороны банковского кредитования МСБ соответствуют мировой практике; проблема заключается в следующем: 1) процедура подготовки и рассмотрения заявок в банках не всегда удобна для МСБ; 2) высокая стоимость кредитов для МСБ; 3) недоступность долгосрочных кредитов и неудобные условия получения краткосрочных кредитов; 4) практическое отсутствие кредитных возможностей для только что стартовавших компаний и предприятий, действующих в «нематериальной» сфере производства.

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ МСБ В РФ

Высокие барьеры входа на рынок, в особенности:

  • финансовые — например, по данным исследования «Мониторинг состояния малого предпринимательства в Москве в 2007 году», проведенного НП «МЦРП» совместно с Межрегиональным маркетинговым центром, стартовая сумма, необходимая для открытия малого предприятия розничной торговли и общественного питания в Москве, составляет $379 тыс., оптовой торговли — $316 тыс., а производственного предприятия — $524 тыс.
  • административные — не секрет, что отдельные виды бизнеса порой «крышуются» местными чиновниками, в связи с чем новый участник рынка подвергается колоссальному давлению со стороны проверяющих органов, задерживается выдача лицензий и разрешений.

Значимые ограничения инфраструктурного характера:

  • финансы — существуют проблемы в системе банковского кредитования (неудобство процедуры и условий кредитования, высокая стоимость кредитов и др.);
  • энергетика, коммуникации — затруднено обеспечение доступа предприятий МСБ к объектам инфраструктуры (электросетевое, газовое хозяйство), на сегодняшний день оно осуществляется медленно, дорого и непрозрачно.

Административное давление и коррупционные механизмы:

  • чрезмерное администрирование и вмешательство органов власти, часто в нарушение антимонопольного законодательства (доля таких нарушений, фиксируемых ФАС России, велика — почти половина от всех дел о нарушениях антимонопольного законодательства);
  • требованиями регулирующих органов в последнее время стали более жесткими, менее выполнимыми и более затратными для малых и средних предпринимателей;
  • процедуры налогового администрирования остаются серьезным барьером для развития МСБ.

Наличие определенных ограничений в общественном сознании:

  • низкий уровень правовой культуры и деловой этики;
  • невысокий уровень доверия предпринимателей к банковской сфере;
  • наличие фискального подхода к предпринимательству у чиновников различных ветвей и уровней власти.

Отсутствие единой системы поддержки МСБ, включающей федеральный, региональный и муниципальный уровень:

  • местные нормативные акты не всегда соответствуют духу (а иногда и букве) федеральных законов, а также друг другу;
  • принятые на федеральном уровне меры поддержки МСБ реализуются на местах неэффективно, а иногда и вовсе извращаются (так, по информации из регионов, созданные «бизнес-инкубаторы» становятся «кормушками» для коррумпированных чиновников, то же происходит и с системой «одного окна» — призванная облегчить жизнь предпринимателей, она лишь переадресовала поток взяток и повысила их расценки).

Статья написана по материалам сайтов: tpprf.ru, fincult.info, www.nirsi.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector