Оказание платных услуг бюджетными учреждениями

Бюджетное учреждение представляет собой некоммерческую структуру. Однако такой субъект может осуществлять деятельность, дающую доход. Как правило, это оказание услуг за деньги. Право на коммерческую деятельность обусловлено ФЗ от 12.01.1996 г. №7.

Какой коммерческой работой может заниматься бюджетный субъект?

Под коммерческой работой подразумевается предоставление услуг за деньги. Пояснение дано в письме Минфина от 22 октября 2013 года. Это может быть:

  • покупка и продажа акций;
  • реализация прав собственности;
  • вклады в товарищество.

Субъект не может заниматься оказанием любых коммерческих услуг. Они должны соответствовать целям формирования субъекта. К примеру, образовательные субъекты не могут заниматься оказанием медицинских услуг. Законной коммерческая работа будет в том случае, если она отвечает этим требованиям:

  • Соответствие целям, ради которых создавался субъект.
  • Работа прописана в учредительной документации.

Цели образования субъекта прописаны в уставе. Это основная бумага, на основании которой создается перечень оказываемых платных услуг.

Пример

Целями формирования субъекта являются содержание и совершенствование структуры автомобильных дорог, их ремонт и обеспечение эксплуатации. Такая структура может заниматься оказанием этих услуг:

  • Деятельность по предотвращению дефектов (ямы и прочее).
  • Ремонтные работы.
  • Работа по увеличению сцепных свойств дорог.

То есть учреждение может заниматься любой деятельностью, которая связана с автомобильными дорогами.

Создание перечня платных услуг

Введение платных услуг должно быть обосновано. Обосновать подобное решение можно соответствующими целями деятельностями, прописанными в уставе, утвержденном учредителем. Платные услуги могут быть следующими:

  • Услуга, которая относится к основному направлению деятельности.
  • Неосновная услуга.

Услуги по основному направлению можно оказывать сверх перечня, оговоренного госзаданием. Иногда услуги могут входить в госзадание, однако возможно это только в ситуациях, оговоренных в законе.

Определение стоимости платных услуг

В пункте 4 статьи 9.2 ФЗ №7 («О некоммерческих структурах») указано, что порядок расчета основной стоимости определяется учредителем. Стоимость услуг утверждается нормативным актом. Обратная ситуация возможна только в том случае, если это оговорено ФЗ. Учреждение также может оказывать услуги, которые не относятся к перечню основных. Стоимость их определяется бюджетным учреждением.

В письме Минфина от 12 августа 2006 года перечислены ФЗ, в которых указаны конкретные лица, ответственные за установление стоимости услуг:

  • Ст. 52 Закона о культуре, утвержденного ВС РФ 09.10.1992 г. №3612-1. Культурные субъекты могут самостоятельно назначать цены на услуги и продукцию (к примеру, билеты).
  • Ст. 9 Закона о госуслугах от 27.07.2010 г. №210. Стоимость необходимых услуг определяется на основании нормативного акта, принятого исполнительными структурами.
  • Ст. 84 ФЗ от 21.11.2011 г. №323. Стоимость медицинских услуг утверждается Правительством страны.

Обычно тарифы на услуги устанавливаются не самим бюджетным субъектом. Если же учреждение само определяет тарифы, при расчетах нужно учитывать себестоимость оказания услуги. В нее могут входить следующие направления:

  • Зарплата сотрудникам.
  • Различные начисления работникам.
  • Материальные траты.
  • Затраты на ЖКХ.
  • Транспортировочные расходы.

Во внимание принимаются нюансы предоставления услуги, а также ее себестоимость. Учитываются накладные траты, рентабельность. Стоимость услуги не может быть меньше нормативных затрат. При данной ситуации контролирующие органы могут сделать следующие выводы:

  • Неправильное планирование.
  • Вложение в оказание услуг средств из субсидий, что является незаконным.

К СВЕДЕНИЮ! Платные услуги субъект должен оказывать на тех же условиях, что и бесплатные. Нельзя устанавливать разную стоимость на одну и ту же услугу, если это решение ничем не обосновано. Если субъект не имеет ресурсов для оказания платной услуги, к работе может быть привлечена сторонняя компания. В этом случае заключается договор. Он не должен противоречить Закону о конкуренции.

Прибыль от платных услуг

Доход, образованный вследствие оказания услуг, поступает в пользование самого субъекта на основании пункта 3 статьи 298 ГК РФ. Полученный доход направляется на исполнение плана хозяйственной работы. Однако это только рекомендация. Порядок расходования определяется субъектом самостоятельно, так как направления трат не оговорены в законе. Направить средства на совершение крупной сделки можно только с согласия учредителя. Крупной признается сделка, стоимость которой больше 10% балансовой стоимости активов. Стоимость активов определяется на основании бухгалтерской отчетности.

Если платные услуги входят в госзадание, объем финансирования учреждения уменьшается на планируемую сумму поступлений. То есть даже при занятии платной деятельностью некоторые коммерческие структуры существуют на один и тот же объем финансирования.

Бухучет

Каждая хозяйственная операция должна подтверждаться проводкой. К учету доходов и трат, касающихся услуг за деньги, применяются стандартные правила.

Учет доходов

  • ДТ2 205 31 560 с корреспонденцией КТ2 401 10 130. Фиксирование поступлений от предоставления услуги.
  • ДТ2 201 11 510 с корреспонденцией КТ2 205 31 660. Услуги оплачены, средства направлены на счет.
  • ДТ2 201 34 510 КТ2 205 31 660. Зачисление в кассу бюджетной структуры.
  • ДТ2 201 23 510 КТ2 205 31 660. Поступление через терминал банка.

То есть корреспонденция определяется способом перечисления оплаты за услуги.

Учет трат на услуги

Затраты могут включать:

  • Общехозяйственные траты, нужные для управленческих целей. Фиксируются на счете 0 109 00 000.
  • Издержки, нужные до доведения товара до покупателя. Фиксируются на счете 0 109 90 000.

Список накладных трат устанавливается учетной политикой структуры. При учете используются проводки в следующей корреспонденции:

  • ДТ2 109 70 223 КТ2 302 23 730. Фиксирование трат на электроэнергию, расходуемую при оказании платных услуг.
  • ДТ4 109 70 223 КТ4 302 23 730. Фиксация трат на энергию, расходуемую при оказании платных услуг в пределах госзадания.
  • ДТ4 302 23 830 КТ4 201 11 610. Оплата энергии поставщику.
  • ДТ2 109 60 223 КТ2 109 70 223. Учет трат в составе себестоимости.
  • ДТ2 401 10 130 КТ2 109 60 272. Списание трат на оказание услуг.

Учет предполагает детализацию трат. То есть прописываются траты по каждой операции.

Налогообложение

Если учреждение оказывает коммерческие образовательные услуги, они не будут облагаться НДС на основании пункта 2 статьи 149 НК РФ. Однако доход будет облагаться налогом на прибыль за некоторыми исключениями (касаются они образовательных субъектов):

  • Образовательная услуга входит в Перечень форм образовательной деятельности.
  • Наличие лицензии на соответствующую деятельность.
  • В учреждении работает не меньше 15 сотрудников.

Если платные услуги оказываются казенными структурами, доход не будет учтен при определении налоговой базы.

2.3. Доходы от оказания платных услуг (счет 0 401 10 130)

Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность, связанную с оказанием услуг, выполнением работ, относящимся к основным видам его деятельности в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, спорта и иных сферах в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями (п.

Государственное задание формируется учредителем на основе утвержденного ведомственного перечня государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) находящимися в их ведении бюджетными учреждениями, и показателей качества государственных услуг (см., например, п. 4 Положения о формировании государственного задания в отношении федеральных бюджетных и казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.09.2010 N 671).

Бюджетное учреждение вправе оказывать платные услуги в рамках государственного (муниципального) задания, а также платные услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, сверх установленного государственного (муниципального) задания только в случаях, если это прямо установлено законодательством РФ. При этом платные услуги в рамках государственного (муниципального) задания и сверх него должны предоставляться бюджетным учреждением на одинаковых условиях (п. 4 ст. 9.2 Федерального закона N 7-ФЗ).

Кроме того, бюджетное учреждение также вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющимися основными, если это служит достижению целей, ради которых оно создано, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах (абз. 2 п. 4 ст. 9.2 Федерального закона N 7-ФЗ).

Автономное учреждение осуществляет свою деятельность, связанную с оказанием услуг, выполнением работ, в рамках утвержденного учредителем государственного (муниципального) задания (ч. 2 ст. 4 Федерального закона N 174-ФЗ).

Кроме того, автономное учреждение вправе выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основной деятельности, для граждан и юридических лиц за плату (ч. 6 ст. 4 Закона N 174-ФЗ).

Автономное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствует этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах (уставе) (ч. 7 ст. 4 Закона N 174-ФЗ).

Законодательство РФ, предусматривающее возможность оказания государственными и муниципальными учреждениями платных услуг, см., например:

— п. 2 ст. 19 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;

— п. 3 ст. 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»;

— пп. 6 п. 4 ст. 7 Федерального закона от 29.12.1994 N 78-ФЗ «О библиотечном деле»;

— п. 4 ст. 26 Федерального закона от 22.10.2004 N 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации».

Бухгалтерские записи бюджетного учреждения

по учету доходов от оказания платных услуг

Применяется соответствующая статья или подстатья КОСГУ.

Ситуации из практики:

Корреспонденция счетов: Бюджетным учреждением приобретены книги (научная литература) для последующей реализации в розницу. Учреждение учитывает товары, переданные на реализацию, по розничной цене с обособленным учетом торговой надбавки.

Корреспонденция счетов: Как отразить в учете бюджетного учреждения изготовление пеноблоков, предназначенных для продажи? Согласно учетной политике учреждения готовая продукция учитывается по плановой себестоимости.

Корреспонденция счетов: Как отразить в бухгалтерском учете бюджетного учреждения доходы от продажи квартальных абонементов на посещение сауны?

Другие ситуации из практики:

Корреспонденция счетов: Как отразить в учете бюджетного учреждения здравоохранения заготовку донорской крови, предназначенной для продажи? Согласно учетной политике учреждения готовая продукция учитывается по плановой себестоимости.

Бухгалтерские записи автономного учреждения

по учету доходов от оказания платных услуг

Применяется соответствующий код вида выбытий объекта учета.

Ситуации из практики:

Корреспонденция счетов: Автономным учреждением за счет собственных доходов приобретена одноразовая обувь (бахилы) для последующей реализации в розницу через торговый автомат. Учреждение учитывает товары по фактической стоимости. В отношении розничной торговли на территории местонахождения учреждения введена система налогообложения в виде ЕНВД.

Корреспонденция счетов: Как отразить в учете автономного учреждения изготовление стульев, предназначенных для продажи? Согласно учетной политике учреждения готовая продукция учитывается по плановой себестоимости.

Корреспонденция счетов: Как отразить в бухгалтерском учете автономного учреждения доходы от продажи квартальных абонементов на посещение плавательного бассейна?

Оказание платных услуг бюджетными учреждениями

о порядке оказания платных услуг

муниципальным бюджетным учреждением культуры

Межпоселенческий культурный Центр Досуга

1. Общие положения

1.1.Настоящее Положение о порядке оказания платных услуг муниципальным бюджетным учреждением культуры Межпоселенческий культурный Центр Досуга (далее Положение) разработано в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами:

  • Гражданским кодексом Российской Федерации (с последующими изменениями и дополнениями).
  • Федеральным Законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями);
  • Федеральным Законом от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ ст.24 и ст.26 «О некоммерческих организациях» (с последующими изменениями и дополнениями);
  • Федеральным Законом от 09.10.1992 г. № 3612-1 «Основы законодательства РФ о культуре» (с последующими изменениями и дополнениями);
  • Федеральным Законом от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (с последующими изменениями и дополнениями);
  • Федеральным Законом от 08.05.2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»;
  • Федеральным Законом от 27.07.2010 г. № 210 – ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг;
  • Постановлением Правительства РФ от 26.06.1995 г. № 609 «Об утверждении Положения об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства» (с последующими изменениями и дополнениями) и иными нормативными правовыми актами.
  • Порядком определения платы за оказание бюджетными учреждениями муниципального образования «Аларский район» гражданам и юридическим лицам услуг (выполнение работ), относящихся к основным видам деятельности муниципальных бюджетных учреждений, оказываемых ими сверх установленного муниципального задания, а также в случаях, определенными федеральными законами, в пределах установленного муниципального задания, утвержденном постановлением мэра Аларского района от 11.03.2012 года №182-п.
Это интересно:  Оквэд парикмахерские услуги для ип 2020

1.2. Настоящее Положение определяет правовые, экономические, организационные основы предоставления платных услуг муниципальным учреждением культуры (далее — учреждение культуры) населению и организациям на территории муниципального образования «Аларский район».

1.3. Цель настоящего Положения:

  • эффективное использование муниципального имущества, закрепленного за муниципальным учреждением,
  • расширение перечня и увеличения объемов предоставляемых услуг,
  • привлечение средств в местный бюджет из дополнительных источников, обновления и расширения материально-технической базы учреждения культуры и увеличения оплаты труда работников;
  • упорядочение процедуры предоставления платных услуг (планирование, использование, учет и отчетность доходов)
  • улучшение качества услуг, через внедрение новых и прогрессивных форм культурного обслуживания населения,
  • использование передового опыта организации и совершенствования работы учреждений культуры,

1.4. Основными задачами введения единого порядка на предоставление платных услуг являются:

— оптимизация и упорядочение ценообразования на платные услуги, оказываемые учреждением культуры;

— обеспечение возможности планирования финансово-экономических показателей, мониторинга их выполнения;

— повышение эффективности работы учреждения культуры;

— обеспечение ценовой доступности услуг учреждения культуры для всех слоев населения, в рамках исполнения Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» на территории муниципального образования «Аларский район».

— стимулирование внедрения новых видов платных услуг и форм обслуживания, повышения качества оказываемых услуг.

1.5. Настоящее Положение устанавливает:

  • порядок получения учреждением разрешения на право предоставления платных услуг населению;
  • требования, предъявляемые к учреждению, при получении права предоставления платных услуг населению;
  • порядок формирования стоимости выполнения услуг;
  • порядок расчетов населения за предоставленные платные услуги;
  • порядок учета и распределения средств, получаемых учреждением за оказание платных услуг

1.6. Платные услуги учреждения являются частью хозяйственной деятельности учреждения и регулируются Бюджетным кодексом РФ, Налоговым кодексом РФ, Уставом учреждения, а также иными нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность хозяйствующих субъектов, и оказываются в соответствии с перечнем платных услуг (приложение прилагается).

1.7. Платные услуги осуществляются за счет средств спонсоров, сторонних организаций, частных лиц, родителей и не могут быть оказаны Учреждением взамен основной деятельности, финансируемой за счет бюджета МО «Аларский район» в соответствии со статусом учреждения. В противном случае, заработанные таким образом средства, изымаются Учредителем в его бюджет.

1.8. Изменения и дополнения в Положение вносятся и утверждаются администрацией муниципального образования «Аларский район». Информацию о внесенных изменениях и дополнениях в Положение потребитель получает через средства массовой информации или непосредственно от учреждения, с которым заключен договор.

1.9. Учреждения культуры обязаны обеспечить пользователей услуг бесплатной наглядной, доступной и достоверной информацией:

  • о месте нахождения учреждения;
  • о месте государственной регистрации и режиме работы;
  • о видах услуг, предоставляемых на платной основе;
  • об условиях предоставления платных услуг и ценах на них;
  • о льготах на платные услуги для отдельных категорий населения.

1.10. Настоящее Положение обязательно для исполнения муниципальным учреждением культуры, расположенным на территории муниципального образования «Аларский район», оказывающим платные услуги.

2. Основные понятия и виды платных услуг.

2.1. Основные понятия, используемые в настоящем положении:

Культура — исторически сложившийся уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и в формах организации жизнедеятельности людей, а также создаваемых ими материальных и духовных ценностей.

Сфера культуры — область применения культурной деятельности.

Культурная деятельность в муниципальном образовании «Аларский район» — деятельность по созданию, сохранению, распространению и освоению культурных ценностей в целях развития культуры и искусства, а также самореализации личности, художественно-эстетическое и музыкальное образование и воспитание;

Муниципальное бюджетное учреждение культуры — юридическое лицо, зарегистрированное на территории МО «Аларский район» Иркутской области, осуществляющее культурную деятельность в качестве основной деятельности и действующее в организационно-правовых формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Услуга учреждений культуры — деятельность, результаты которой реализуются и потребляются в процессе осуществления культурной, творческой и досуговой деятельности учреждения культуры.

Платные услуги муниципальных учреждений культуры:

  • услуги, оказываемые учреждением в рамках своей основной уставной деятельности на регулярной основе, имеющие социально-культурную значимость для развития МО «Аларский район» (базовые)
  • услуги, оказываемые учреждением в рамках уставной деятельности, реализация которых направлена на увеличение доходов и расширение спектра предлагаемых услуг, на которые сложился устойчивый рыночный спрос (рыночно ориентированные).

Прибыль на услугу в сфере культуры представляет собой превышение цены на услугу в сфере культуры над ее себестоимостью (без налогов и сборов, не относящихся на себестоимость).

Потребитель – юридическое или физическое лицо, имеющее намерение заказать или приобрести, либо заказывающее, приобретающее или использующее товары (работу, услуги) исключительно для собственных нужд, не связанных с извлечением прибыли.

Исполнитель — муниципальное бюджетное учреждение культуры, оказывающее платные услуги.

2.2. К платным услугам, предоставляемым учреждением культуры, относятся:

  1. Организация и проведение вечеров отдыха, танцевальных и других вечеров, праздников, встреч, гражданских и семейных обрядов, литературно-музыкальных гостиных, балов, дискотек, концертов, спектаклей и других культурно-досуговых мероприятий, в том числе по заявкам организаций, предприятий и отдельных граждан:
  2. Музыкальное озвучивание
  3. Ведение мероприятия
  4. Создание фото-, видеопрезентации
  5. Оформление
  6. Дискотеки
  7. Оказание консультативной, методической и организационно-творческой помощи в подготовке и проведении культурно-досуговых мероприятий:
  8. Репетиторство по хореографии
  9. Репетиторство по вокалу
  10. Консультативная, методическая и организационно-творческая помощь в создании сценария
  11. Предоставление музыкальной аппаратуры, самодеятельных художественных коллективов и отдельных исполнителей для семейных и гражданских праздников и торжеств:
  12. Предоставление музыкальной аппаратуры
  13. Предоставление услуг по прокату культурного и другого инвентаря, аудио- и видеоматериала с записями отечественных музыкальных и художественных произведений и другого профильного оборудования, изготовление реквизита:
  14. Предоставление аудиоматериала
  15. Предоставление видеоматериала
  16. Изготовление реквизита
  17. Прокат профильного оборудования
  18. Предоставление помещений в аренду:
  19. Предоставление зрительного зала
  20. Предоставление танцевального зала
  21. Иные виды деятельности (работы и услуги, социальные заказы), содействующие достижению целей создания МБУК МКЦД:
  22. Монтаж видеоролика
  23. Видеозапись мероприятий
  24. Распечатка готового текста
  25. Форматирование текста с помощью специалиста
  26. Распечатка документа на фотобумаге на цветном принтере
  27. Сканирование документа
  28. Предоставление столовых приборов
  29. Предоставление банкетных столов и стульев
  30. Предоставление юрты
  31. Предоставление кухонного оборудования».

Предельный уровень рентабельности равен 25 %.

3. Порядок предоставления платных услуг учреждениями культуры

3.1. Учреждение культуры вправе оказывать платные услуги потребителям:

— в соответствии с Уставом учреждения,

— руководствуясь настоящим Положением

— при зачислении средств на единый счет местного бюджета.

3.2. Учреждение культуры составляет смету затрат на платные услуги в сфере культуры.

3.3. Учреждение культуры самостоятельно определяет перечень платных услуг и сроки их введения.

3.4. Учреждение культуры предлагает потребителям перечень планируемых платных услуг в сфере культуры.

3.5. Учреждение культуры устанавливает цены на платные услуги в сфере культуры, в соответствии с основами законодательства Российской Федерации о культуре, и иными нормативно правовыми актами Российской Федерации, а также с Порядком определения платы за оказание бюджетными учреждениями муниципального образования «Аларский район» гражданам и юридическим лицам услуг (выполнение работ), относящихся к основным видам деятельности муниципальных бюджетных учреждений, оказываемых ими сверх установленного муниципального задания, а также в случаях, определенными федеральными законами, в пределах установленного муниципального задания, утвержденном постановлением мэра Аларского района от 11.03.2013 года №182-п.

3.6. Платные услуги осуществляются штатной численностью работников учреждения, либо привлеченными специалистами.

3.7. Учреждение культуры обеспечивает реализацию платных услуг квалифицированными кадрами.

3.8. При предоставлении платных услуг сохраняется установленный режим работы учреждения.

3.9. Работа по оказанию платных услуг сотрудниками учреждения должна осуществляться в свободное от основной работы время.

3.10. Предоставление платных услуг осуществляется в рамках заключенных договоров. При этом в договоре указываются условия и сроки получения услуг, порядок расчетов, права, обязанности и ответственность сторон. Неотъемлемым приложением к договору является квитанция об оплате.

3.12. Оплата за обучение в платных группах в сфере культуры муниципального образования «Аларский район» производится в порядке и в сроки, указанные в договоре (до 10 числа текущего месяца). В случае несвоевременной оплаты за обучение администрация учреждения имеет право на прекращение занятий с обучающимся до полного погашения задолженности.

3.13. Претензии и споры, возникающие между потребителем платных услуг и исполнителем, разрешаются по соглашению сторон или в судебном порядке в соответствии с законодательством.

3.14. Руководство деятельностью учреждения по оказанию платных услуг населению осуществляет директор учреждения, который в установленном порядке:

  • осуществляет контроль и несет ответственность за качество оказания платных услуг населению;
  • осуществляет административное руководство, контролирует и несет ответственность за финансово-хозяйственную деятельность, соблюдение сметной, финансовой и трудовой дисциплины, сохранность собственности, материальных и других ценностей.

3.15. Расчеты за оказание платных услуг производятся ответственными лицами муниципального бюджетного учреждения культуры, предоставляющего данный вид платной услуги, в том числе с применением бланков строгой отчетности.

4. Порядок утверждения оплаты, расходования и учета средств от оказания платных услуг

4.1. Источником финансовых средств учреждения при оказании платных услуг являются:

— личные средства граждан;

— средства предприятий, учреждений, организаций;

— другие незапрещенные законом источники.

4.2. Цены (тарифы) на услуги и продукцию, включая цены на билеты, предоставляемые потребителям за плату, устанавливаются в соответствии с методическими рекомендациями о порядке формирования цен на платные услуги, оказываемые населению учреждениями культуры.

Цены на платные услуги, оказываемые муниципальными учреждениями культуры, формируются на основании: калькуляций, рассчитанных с учетом материальных, трудовых и других затрат на оказание услуг, налогов, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации, на основании Порядка определения платы за оказание бюджетными учреждениями муниципального образования «Аларский район» гражданам и юридическим лицам услуг (выполнение работ), относящихся к основным видам деятельности муниципальных бюджетных учреждений, оказываемых ими сверх установленного муниципального задания, а также в случаях, определенными федеральными законами, в пределах установленного муниципального задания, утвержденном постановлением мэра Аларского района от 11.03.2012 года №182-п.

4.3. Основаниями для пересмотра стоимости платных услуг являются:

— рост затрат на оказание услуг, вызванный внешними факторами, более чем на 5%;

— изменения в действующем законодательстве РФ системы, форм и размеров оплаты труда.

Наличие хотя бы одного из перечисленных факторов может служить основанием для изменения стоимости платных услуг.

4.4. Оплата за услуги производится как непосредственно в кассу учреждения с применением бланков строгой отчетности, так и через банковское учреждение.

4.5. Учреждение культуры обязано выдавать потребителю документ, подтверждающий прием наличных денег (бланк строгой отчетности, билет).

4.6. Расчет юридическими лицами за оказание услуг в сфере культуры, осуществляется путем перечисления предусмотренной в договоре суммы на единый счет местного бюджета.

4.7. Денежные средства, полученные от оказания платных услуг, аккумулируются на лицевом счете учреждения по учету средств от предпринимательской или иной приносящей доход деятельности.

4.8. Учреждение культуры ведет учет предоставляемых платных услуг в соответствии с инструкцией по бухгалтерскому учету в учреждениях и организациях, состоящих на бюджете.

4.9. Расходование средств осуществляется в соответствии со сметой, утвержденной руководителем учреждения и согласованной с учредителем.

Это интересно:  Взыскать долг по расписке через суд

4.10. Денежные средства, полученные от оказания платных услуг по приказу руководителя учреждения, направляются на оплату материальных затрат и на развитие учреждения (пошив сценических костюмов, приобретение музыкальных инструментов, аппаратуры, продуктов художественно-оформительской и рекламной деятельности, реквизитов, иной творческой авторской продукции).

4.11. Контроль за деятельностью учреждений по оказанию платных услуг осуществляют в пределах своей компетенции органы и организации, которым в соответствии с законами и иными правовыми актами Российской Федерации предоставлено право проверки деятельности учреждений.

5. Взаимные обязанности и ответственность исполнителя и потребителя платных услуг

5.1. Учреждение обязано своевременно предоставлять Потребителям необходимую и достоверную информацию соответствующую требованиям ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» об оказываемых платных услугах.

5.2. Учреждение обязано обеспечить доступную и достоверную информацию, включающую в себя следующие сведения:

— место его государственной регистрации;

— номер лицензии, срок ее действия и наименование органа, выдавшего лицензию;

— квалификация специалистов, оказывающих платные услуги;

— Положение о порядке и условиях предоставления платных услуг, включая сведения о льготах для отдельных категорий граждан.

5.3. Потребители платных услуг обязаны:

— оплатить стоимость услуги;

— выполнять требования, предусмотренные договором.

5.4. За неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по договору Учреждение и Потребители услуг несут ответственность, предусмотренную договором и действующим законодательством.

5.5. Нарушение установленных договором сроков исполнения услуг должно сопровождаться выплатой Потребителю неустойки в порядке и размере, определенных Законом РФ «О защите прав потребителей» или договором, или нормами федерального законодательства.

5.6. Претензии и споры, возникающие между Потребителем и Учреждением, разрешаются по соглашению сторон или в судебном порядке в соответствии с законодательством РФ.

6. Порядок предоставления льгот на платные услуги

-для детей, воспитывающихся в детских домах и школах интернатах;

-для детей сирот и детей, находящихся под опекой и попечительством;

-для детей из малообеспеченных и многодетных семей;

-для детей инвалидов и детей военнослужащих срочной службы;

-инвалидов и участников войн;

7. Пожертвование и дарение

7.1. Учреждение имеет право на получение пожертвований (даров, субсидий, спонсорских средств) от физических и юридических лиц, организаций в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.

7.2. Учреждение культуры, принимающее пожертвования (дар), ведет обособленный учет всех операций по использованию пожертвованного имущества или средств.

8. Заключительные положения

8.1. Должностные лица учреждения культуры за нарушение настоящего положения, а также неосуществление должного контроля за порядком предоставления и качеством предоставляемых платных услуг, могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

8.2. Ответственность за организацию и качество платных услуг в учреждении культуры несет руководитель учреждения.

8.3. Администрация МБУК МКЦД оставляет за собой право изменять стоимость платных услуг на основании проведенного мониторинга востребованности муниципальных услуг и вносить изменения в «Перечень и прейскурант цен на платные услуги (работы), оказываемые (выполняемые) МБУК «Межпоселенческий культурный Центр Досуга»» по согласованию с комитетом по культуре и отделом экономики и прогнозирования администрации МО «Аларский район».

8.4. Предложения о внесении изменений в Положение вносятся и утверждаются администрацией муниципального образования «Аларский район».

Оказание платных услуг бюджетными учреждениями

Вопрос оказания платных услуг в бюджетном учреждении весьма интересует людей, работающих в данной сфере. Само по себе «зарабатывание денег» является весьма важным аспектом жизнеобеспечения как учреждения в целом, так и его сотрудников. Помимо этого, произошедшее реформирование государственных и муниципальных учреждений, в частности модернизация бюджетных учреждений, превращение их в бюджетные учреждения «нового типа», в качестве одного из своих лозунгов выдвигало увеличение свободы и самостоятельности этих учреждений в получении внебюджетных доходов.

В данном параграфе мы рассмотрим основные нормативно-правовые акты, регулирующие оказание платных услуг бюджетными учреждениями культуры. Основными из них являются:

1. Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»

2. Федеральный закон №273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»

3. Постановление Правительства РФ от 15.08.2013 № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»

4. Приказ Минобрнауки России от 25.10.2013 № 1185 «Об утверждении примерной формы договора об образовании на обучение по дополнительным образовательным программам» (Зарегистрировано в Минюсте России 24.01.2014 № 31102)

5. Закон о некоммерческих организациях.

Согласно федеральному законодательству о некоммерческих организациях бюджетные учреждения вправе сверх установленного государственного или муниципального задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, в определенных сферах для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях Закона [3]. Понятие «сверх задания» в законодательстве не раскрывается, однако здесь можно считать, что речь идет либо о тех услугах или работах, которые не входят в задание, либо об услугах или работах, которые входят в задание, но объем которых превышает объемные показатели задания. Например, если учреждение получает задание от учредителя на оказание той или иной услуги определенному числу потребителей, потребителям, выходящим за это число, данная услуга уже может предлагаться на платной основе. Это относится и к услугам, которые в соответствии с законодательством должны оказываться бесплатно, поскольку обеспечение бесплатности тех или иных услуг является обязанностью не самих учреждений, а органов государственной власти и органов местного самоуправления, то есть учредителей бюджетных учреждений, устанавливающих для них государственные и муниципальные задания. Так, например, организация бесплатного и общедоступного дошкольного образования является полномочием органов местного самоуправления муниципального района и городского округа [25].

Сферы, в которых учреждение может оказывать платные услуги, определены следующим образом: это сферы науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также иные сферы. Последняя формулировка в данном утверждении («иные сферы») по сути снимает какие-либо ограничения для бюджетного учреждения в выборе сфер, где оно может оказывать платные услуги.

Платные работы или услуги должны относиться к основным видам деятельности учреждения, зафиксированным в уставе. Ориентация на цели создания бюджетного учреждения наиболее критична для решения вопроса, какие платные услуги (работы) учреждение имеет право оказывать (выполнять), а какие — нет. Рассмотрим этот вывод на практических примерах.

Предположим, что муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей (например, станция юных техников) собирается оказывать населению услуги по ремонту велосипедов, скутеров и другой подобной техники. Данная услуга не является образовательной, и поэтому она не может быть отнесена к основным видам деятельности учреждения, если считать, что учреждение создано в целях реализации полномочия органа местного самоуправления по организации предоставления дополнительного образования детям [25]. В этом случае такая деятельность, как ремонт техники, просто-напросто не может присутствовать в уставе учреждения в качестве основного вида деятельности, так как она не соотносится с целями его создания. Поэтому оказание бюджетным учреждением этой услуги для населения на платной основе будет считаться неправомерным.

Следует учитывать, что в уставе бюджетного учреждения должен содержаться исчерпывающий перечень видов деятельности, которые оно может осуществлять в соответствии с целями его создания [3].

Бюджетное учреждение в случаях, определенных федеральными законами, вправе оказывать платные услуги и выполнять платные работы в пределах установленного государственного или муниципального задания [3]. Проблема заключается в том, что федеральное законодательство не содержит каких-либо прямых норм, что те или иные услуги или работы должны оказываться или выполняться для потребителей именно за плату. В частности, в справочно-правовой системе никаких ссылок на такие соответствующие федеральные законы не дается. Поэтому согласно закону ситуация, при которой учреждение в рамках задания от учредителя оказывает платные услуги или выполняет платные работы, вообще не может иметь места. Поэтому в практике приходится идти «от обратного»: бюджетное учреждение может оказывать платные услуги или выполнять платные работы, если федеральное законодательство не гарантирует бесплатное получение тех или иных услуг или работ.

Важный момент заключается в том, что, если учредитель включает в государственное или муниципальное задание бюджетному учреждению оказание той или иной услуги, он должен в том или ином объеме финансировать это. Когда услуга, присутствующая в задании, оказывается потребителю за плату, речь идет о том, что это финансируется из двух источников — бюджета и кармана потребителя, для потребителя услуга является частично платной. Такая практика очень широко распространена в разных сферах — культуре, дополнительном образовании, социальном обслуживании. Например, — деятельность музыкальных школ, школ искусств, других учреждений дополнительного образования, где плата за обучение покрывает только небольшую часть затрат на оказание услуг.

В соответствии с федеральным законодательством о некоммерческих организациях порядок определения платы за услуги, оказываемые или выполняемые бюджетным учреждением как сверх государственного (муниципального) задания, так и в его рамках, устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Во-вторых, в данном положении речь идет об установлении порядка определения размера платы, а не самого размера платы. И здесь важно обратить внимание на существующую разницу в правовом положении между государственными и муниципальными бюджетными учреждениями. Согласно федеральному законодательству о местном самоуправлении к полномочиям органов местного самоуправления относится установление тарифов на любые услуги или работы, оказываемые или выполняемые любыми муниципальными учреждениями, в том числе и бюджетными [25]. В то же время в отношении государственных учреждений государственному регулированию подлежат цены только на тот ограниченный перечень социально значимых услуг и работ, который определен Правительством РФ [13]. Например, такому регулированию подлежат услуги, оказываемые государственными учреждениями социального обслуживания.

Таким образом, цена (тариф) на услугу или работу устанавливается органом местного самоуправления. Порядок определения платы за услуги или работы государственного бюджетного учреждения — устанавливается органом государственной власти в случае, если цена (тариф) на эту услугу или работу подлежит государственному регулированию. В другом случае порядок не должен предусматривать непосредственное установление органом государственной власти цены (тарифа) на услугу или работу.

Что касается практики определения платы за услуги и работы, оказываемые или выполняемые муниципальными бюджетными учреждениями. Она обусловлена тем, что, к полномочиям органов местного самоуправления относится установление цен (тарифов) на услуги или работы, оказываемые или выполняемые любыми муниципальными учреждениями. Размер платы определяется исходя из утвержденных отраслевым (функциональным) органом или должностным лицом мэрии, осуществляющим функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения, нормативных затрат на оказание муниципальных услуг или выполнение работ, нормативных затрат на содержание имущества бюджетного учреждения в соответствующем финансовом году и доли нормативных затрат, финансово не обеспеченных субсидией на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания в соответствующем финансовом году. Размер платы за услуги или работы определяется органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, на основании предложения бюджетного учреждения о необходимости установления размера платы за услуги (работы) и устанавливается муниципальным правовым актом мэрии. Орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, на основании представленного бюджетным учреждением предложения о необходимости установления размера платы за услуги (работы) и исходных данных и результатов расчетов по определению размера платы за услуги (работы) готовит проект муниципального правового акта об установлении платы для граждан и юридических лиц за услуги (работы), и в установленном порядке представляет его на утверждение. Таким образом обоснованный расчет размера платы за услугу или работу осуществляет само бюджетное учреждение, предлагает его учредителю, а учредитель уже принимает решение об установлении размера платы.

Это интересно:  Отмена внешней экспертизы по 44 фз

В отношении услуг и работ, оказываемых или выполняемых бюджетным учреждением сверх установленного муниципального задания, в рассматриваемом документе существуют отдельные положения, устанавливающие, что размер платы в расчете на единицу этих услуг или работ не может быть ниже величины финансового обеспечения таких же услуг или работ в расчете на единицу в рамках муниципального задания и что оказание эти услуг или выполнение этих работ для граждан и юридических лиц за плату осуществляется на одинаковых условиях при оказании или выполнении одних и тех же услуг или работ. Неоднозначная суть этих положений уже анализировалась выше.

Федеральное законодательство о некоммерческих организациях декларирует, что бюджетное учреждение вправе самостоятельно распоряжаться доходами, полученными от приносящей доход деятельности [33]. Данное положение включено в статью ГК РФ, именующуюся «Распоряжение имуществом учреждения» (ст. 298). В связи с этим на практике у учредителей бюджетных учреждений иногда возникает мнение, что это положение относится только к доходам, которые учреждение получает от использования имущества в обычном его понимании, то есть от предметов движимого и недвижимого имущества (например, сдачи в аренду помещений). Однако то же самое гражданское законодательство включает в понятие «движимое имущество» и денежные средства [33], поэтому такое утверждение никак нельзя считать обоснованным.

Таким образом, бюджетное учреждение имеет полное право самостоятельно определять направления и объемы расходования тех средств, которые оно получает от оказания платных услуг и выполнения платных работ. Вместе с тем на практике реализация этого права может ограничиваться тем обстоятельством, что работодателем для руководителя бюджетного учреждения, заключающим и расторгающим с ним трудовой договор, является руководитель органа, выполняющего функции и полномочия учредителя.

В этих условиях, если учредитель не считает правильным то, как бюджетное учреждение расходует или планирует расходовать средства, полученные от оказания платных услуг и выполнения платных работ, он имеет возможность дать руководителю учреждения рекомендацию по этому поводу. И от данной рекомендации руководителю учреждения будет сложно отказаться. Следует отметить, что такое положение дел достаточно распространено в работе бюджетных учреждений. Оно обуславливается тем, что, несмотря на их декларируемую самостоятельность в расходовании внебюджетных средств, учредители продолжают считать, что бюджетные учреждения нуждаются в таких указаниях.

Также необходимо подчеркнуть, что расходование средств, полученных бюджетными учреждениями от оказания платных услуг и выполнения платных работ, подпадает под правила совершения так называемых крупных сделок или сделок, в которых имеется заинтересованность. Вышеупомянутые сделки в соответствии с федеральным законодательством о некоммерческих организациях действительно должны согласовываться учреждением с учредителем [3].

Важно учитывать, что крупной сделкой считается сделка, цена которой превышает 10% балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом бюджетного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки [3].

Кроме того, в отличие от автономных учреждений бюджетные не имеют права размещать денежные средства на банковских депозитах [3] поэтому копить средства, полученные от оказания платных услуг и выполнения платных работ, уберегая их от инфляции, бюджетные учреждения не могут.

Еще одним примечательным моментом является то, что у бюджетных учреждений федеральном законодательстве такое «целевое» ограничение использования доходов отсутствует.

Официальные документы, предшествующие ФЗ №256:

· Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 12 декабря 2013 года включало в себя следующие тезисы: «Важнейшая задача — создание системы независимой оценки качества социальных учреждений. Этот механизм позволит увязать их финансирование с результатами работы, а значит провести эффективную оптимизацию бюджетной сети. Считаю, что нужны законодательные нормы прямого действия, которые определят единые подходы, стандарты и критерии, а также обязательства всех уровней власти по созданию системы независимой оценки качества работы организаций социальной сферы. И прошу принять соответствующий закон уже в ходе ближайшей весенней сессии».

· Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 4 декабря 2014 года: «Гражданина не должно заботить, где он получает социальную услугу — в государственной, муниципальной, частной организации. Его право — обратиться к тем, кто будет работать профессионально, с душой, с полной отдачей. Необходимо запустить механизм независимой оценки качества услуг, обеспечить открытость информации о работе учреждений социальной сферы.»

· Поручения Президента Российской Федерации по формированию системы независимой оценки качества организаций в социальной сфере.

Нормативные правовые акты по реализации Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 256-ФЗ:

• постановление Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2014 г. № 1202 «О порядке осуществления координации деятельности по проведению независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования и общего методического обеспечения проведения указанной оценки»;

• постановление Правительства Российской Федерации от 25 октября 2014 г. № 1100 «Об определении уполномоченного федерального органа исполнительной власти, определяющего состав информации о результатах независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, оказания услуг организациями культуры, учреждениями и предприятиями социального обслуживания, медицинскими организациями и порядок ее размещения на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

• постановление Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2014 г. № 1203 «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, определяющем состав информации о результатах независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, оказания услуг организациями культуры, социального обслуживания, медицинскими организациями и порядок ее размещения на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

• постановление Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2014 г. № 1239 « Об утверждении Правил размещения и обновления информации о поставщике социальных услуг на официальном сайте поставщика социальных услуг в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

• постановление Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2014 г. № 1263 «О признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 30 марта 2013 г. № 286»;

• приказ Минкультуры России от 25 сентября 2014 г. № 1667 «О внесении изменений в Положение об Общественном совете при Министерстве культуры Российской Федерации, утвержденное приказом Министерства культуры Российской Федерации от 23 сентября 2013 г. № 1468;

• приказ Минкультуры России от 25 сентября 2014 г. № 1667 «О внесении изменений в Положение об Общественном совете при Министерстве культуры Российской Федерации, утвержденное приказом Министерства культуры Российской Федерации от 23 сентября 2013 г. № 1468;

• приказ Минздрава России от 28 ноября 2014 г. № 787н «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества оказания услуг медицинскими организациями» (зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2014 г. № 35321);

• приказ Минтруда России от 8 декабря 2014 г. № 995н «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества оказания услуг организациями социального обслуживания» (зарегистрирован в Минюсте России 19 января 2015 г. № 35579);

• приказ Минобрнауки России от 5 декабря 2014 г. № 1547 «Об утверждении показателей характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (зарегистрирован в Минюсте России 2 февраля 2015 г. № 35837);

• приказ Минкультуры России от 2 февраля 2015 г. № 196 «Об утверждении перечня организаций культуры, в отношении которых не проводится независимая оценка оказания услуг в сфере культуры»;

Исследуя нормативно-правовое регулирование оказания платных услуг отдельное внимание следует уделить регулированию оценки качества организаций культуры.

Независимая оценка качества оказания услуг организациями культуры является одной из форм общественного контроля и проводится в целях предоставления гражданам информации о качестве оказания услуг организациями культуры, а также в целях повышения качества их деятельности.

Независимая оценка качества оказания услуг организациями культуры предусматривает оценку условий оказания услуг по таким общим критериям, как открытость и доступность информации об организации культуры; комфортность условий предоставления услуг и доступность их получения; время ожидания предоставления услуги; доброжелательность, вежливость, компетентность работников организации культуры; удовлетворенность качеством оказания услуг.

Независимая оценка качества оказания услуг организациями культуры проводится в отношении организаций культуры, учредителями которых являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования, других организаций культуры, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов, а также в отношении иных негосударственных организаций культуры, которые оказывают государственные, муниципальные услуги в сфере культуры.

В настоящее время в большинстве субъектов Российской Федерации, входящих в Центральный, Северо-Западный, Уральский и Сибирский федеральные округа, функции по проведению независимой оценки возложены на Общественные советы при соответствующих органах исполнительной власти (68%) в остальных субъектах сформированы Общественные советы по проведению независимой оценки качества оказания услуг организациями культуры (32%). Утверждены положения об Общественных советах, продолжается работа по приведению положений в соответствие с законом № 256 ФЗ.

В связи с тем, что независимая оценка качества оказания услуг организациями культуры, организуемая общественными советами по ее проведению, проводится не чаще чем один раз в год и не реже чем один раз в три года в 2015 году в ряде регионов независимая оценка качества оказания услуг организациями культуры не проводится.

В субъектах Российской Федерации, в которых в 2015 году проводиться независимая оценка сформированы перечни организаций культуры в отношении которых проводится независимая оценка и определены операторы по сбору, обобщению и анализу информации.

В основном операторами выступают учреждения субъекта РФ в рамках государственного задания. В республике Хакасия, Свердловской, Омской областях, городе Санкт-Петербург и др. операторами по сбору, обобщению и анализу информации о качестве оказания услуг определены в соответствии с 44-ФЗ (государственный контракт). В республике Коми, Ивановской, Новгородской областях независимая оценка качества предоставления услуг организациями культуры проводится силами Общественного совета без привлечения организации-оператора.

На официальных сайтах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сети «Интернет» размещена информация о независимой оценке качества оказания услуг, в большинстве субъектов созданы специальные разделы. В республиках Алтай, Хакассия, Тыва, Алтайском крае, Владимирской, Воронежской, Новосибирской, Омской, Томской областях, Ханты-Мансийском автономном округе открыта и доступна информация о независимой оценке организаций культуры, расположенных на их территории, применяется удобная навигация по данному разделу, соблюдается актуальное наполнение необходимой информацией.

Отмечается недостаточная активность по обеспечению технической возможности выражения мнений о качестве оказания услуг организациями культуры на официальных сайтах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В качестве положительных примеров организации работы по независимой оценке качества оказания услуг организациями культуры, можно привести республики Коми, Бурятия, Тыва, Алтайский край, Новгородскую, Воронежскую, Калужскую, Костромскую, Смоленскую, Омскую, Томскую, Тюменскую области.

К сожалению в Орловской области данная работа не систематизирована и эпизодична, а значит не может быть контролируема и скорректирована соответствующим государственным органом (общественным советом).

Статья написана по материалам сайтов: finlit.online, www.kultura038.ru, studbooks.net.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Оценок: 1
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector