Не являются страховыми случаями

Страховым риском по обязательному страхованию является наступление гражданской

(имущественной) ответственности по определенным обязательствам. Из этого правила имеются

исключения: это те обстоятельства, с которыми хотя и связано возникновение гражданской

ответственности, но которые не обусловливают наличие страхового риска. Основные нестраховые

случаи по договору ОСАГО — совершение ДТП по умыслу или вследствие непреодолимой силы, а

также на другом транспортном средстве, нежели указано в договоре. Вред, причиненный

имуществу, принадлежащему лицу, ответственному за причиненный вред, также не возмещается.

В п. 9 Правил ОСАГО приведен перечень нестраховых случаев по договору обязательного

автострахования. Данный перечень носит закрытый характер и не может быть расширен по

желанию сторон. В этих случаях страхователь может добровольно застраховать свою

Итак, не относится к страховым случаям наступление гражданской ответственности

владельцев транспортных средств вследствие:

1) причинения вреда при использовании ТС, иного, чем то, которое указано в договоре

2) причинения морального вреда или возникновения обязанности по возмещению упущенной

Под моральным вредом понимаются физические или нравственные страдания, причиненные

гражданину действиями или бездействием, посягающими на принадлежащие ему от рождения или

в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация,

неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его

личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие

неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты

интеллектуальной деятельности), или нарушающими его имущественные права.

Моральный вред может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой

родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы,

раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих

действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина,

временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с

причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием,

перенесенным в результате нравственных страданий, и др.

Упущенная выгода определяется как неполученные доходы, которые лицо получило бы при

обычных условиях, если бы его право не было нарушено.

Моральный вред или упущенная выгода взыскиваются в судебном порядке;

3) причинения вреда при использовании ТС в ходе соревнований, испытаний или учебной

езды в специально отведенных для этого местах;

4) загрязнения окружающей природной среды;

5) причинения вреда воздействием перевозимого груза, если риск такой ответственности

подлежит обязательному страхованию в соответствии с законом о соответствующем виде

6) причинения вреда жизни или здоровью работников при исполнении ими трудовых

обязанностей, если этот вред подлежит возмещению в соответствии с законом о соответствующем

виде обязательного страхования или обязательного социального страхования;

7) обязанности по возмещению работодателю убытков, вызванных причинением вреда

8) причинения водителем вреда управляемому им транспортному средству и прицепу к нему,

перевозимому ими грузу, установленному на них оборудованию;

9) причинения вреда при погрузке груза на транспортное средство или его разгрузке, а также

при движении ТС по внутренней территории организации. Понятие внутренняя территория

организации» не определено ни в Законе об ОСАГО, ни в Правилах ОСАГО. Споры и разногласия

обычно решаются в судебном порядке.

Внутренняя территория организации обычно имеет следующие признаки: 1) наличие

фундаментальной ограды, шлагбаума или ворот; 2) наличие пропускного режима, установленного

для участников дорожного движения; 3) наличие информации об особом режиме движения. Эти

признаки делают для участников дорожного движения понятным то, что пространство является

внутренней территорией организации. Сама территория должна принадлежать организации на

каком-либо праве, скажем, на праве собственности, аренды, субаренды или пользования. Если

через внутреннюю территорию организации проходит дорога, оборудованная дорожными знаками

в соответствии с Правилами дорожного движения, то эта территория не является внутренней

10) повреждения или уничтожения антикварных и других уникальных предметов, зданий и

сооружений, имеющих историко-культурное значение, изделий из драгоценных металлов и

драгоценных и полудрагоценных камней, наличных денег, ценных бумаг, предметов религиозного

характера, а также произведений науки, литературы и искусства, других объектов

интеллектуальной собственности. В подобных случаях последствия повреждения или уничтожения

ценностей и значимость утраченного для конкретных лиц и общества в целом могут быть оценены

11) обязанности владельца транспортного средства возместить вред в части, превышающей

размер ответственности, предусмотренный правилами гл. 59 ГК РФ (в случае, если более высокий

размер ответственности установлен федеральным законом или договором). При наступлении

гражданской ответственности владельцев ТС в указанных в настоящем пункте случаях

причиненный вред не подлежит возмещению страховой компанией. Однако это не значит, что

получить деньги вообще нельзя: их можно получить с виновного лица. По крайней мере, если

докажете свое право через суд.

В заключение заметим, что некоторые случаи, когда страховая выплата по договору ОСАГО

не производится, кажутся довольно экзотичными. Так, к примеру, после воздействия ядерного

взрыва, радиации или радиоактивного заражения страхователь вряд ли кинется к страховщику за

деньгами. Но застраховать можно все! Пусть даже не по ОСАГО.

Что является страховым случаем по ОСАГО

Некоторые страховые компании утверждают, что бизнес по продаже полисов обязательного страхования автогражданской ответственности является убыточным. В итоге автовладельцы часто встречаются или с попытками отказать в выплатах по ОСАГО или, как минимум, с попыткой занизить сумму ущерба.

Юристы Хонест помогают клиентам бороться с недобросовестными действиями страховщиков много лет. Мы проанализировали практику и предлагает водителю разобраться с тем, что такое страховой случай по ОСАГО и в какой ситуации автовладелец на законных основаниях может требовать от страховщиков выплаты на ремонт машины.

Это интересно:  Что такое нормы морали и нормы права

Понятие страхового случая

Законодательство

Чтобы разобраться с тем, что именно входит в страховой случай по ОСАГО, стоит изучить федеральный закон ФЗ№40. В нем зафиксированы все основные данные. Вот выжимка именно про страховые случаи:

  • В страховой случай по ОСАГО входят события, в которых гражданин попал в аварию за рулем транспортного средства;
  • В этот момент у него был непросроченный полис ОСАГО;
  • В аварии был причинен вред другому имуществу или здоровью других людей.

В том же законе прописан максимальный размер компенсации по ОСАГО – имущественный 400 тысяч рублей, ущерб здоровью 500 тысяч рублей.

По закону для признания страхового случая нет никакой разницы, оформлялось ли ДТП водителями самостоятельно, через заполнение европротокола, или же привлекались силы сотрудников полиции. Но стоит помнить, что если водители сами заполнили извещение, то сумма компенсации в регионах ограничена (по последним поправкам в закон об ОСАГО) 100 тысячами рублей. Для «столичных» городов и областей – 400 тысяч рублей.

Критерии страхового случая

Чтобы страхования компания признала событие страховым случаем, необходимо, чтобы в аварии была совокупность сразу нескольких критериев:

  • Наличие полиса. Если у виновника аварии нет полиса ОСАГО, то пострадавшему автомобилисту придется подавать в суд на него и взыскивать компенсацию ущерба.
  • Движение транспортного средства. Если автомобиль стоял на парковке, водитель открыл дверь и задел другую машину — это не страховой случай по ОСАГО.
  • Ущерб нанесен именно в этой ситуации. Как ни странно, этот критерий пострадавшая сторона достаточно часто пытается обойти – то есть пытается получить компенсацию по ОСАГО не только за полученную в аварии царапину, но и за другие повреждения авто.
  • Наличие виновника в аварии. Это одно из ключевых требований ОСАГО. Что входит в страховой случай с этой точки зрения, а что нет? Все просто – если в вашу машину врезались, то виновник в аварии есть. Если вы обнаружили помятую машину на парковке, а виновника установить не удалось – то это не страховой случай по ОСАГО.

Страховым случаем не признают

В законе об ОСАГО перечислены несколько случаев, которые страховая не признает по ОСАГО. Приведем примеры.

Без статуса ДТП

В понятие страхового случая входит обязательное наличие факта ДТП. Неважно, как именно оно оформлено – с помощью европротокола или с привлечением сотрудников полиции. Если авария никак не зафиксирована, то признать событие страховым случаем довольно сложно.

Если автовладелец хочет получить страховку после событий, не связанных с ДТП, стоит заранее об этом позаботиться и приобрести полис КАСКО. Тогда водитель сможет рассчитывать на выплаты после угона, пожара и стихийных бедствий.

Другой транспорт

Водитель попал в ДТП за рулем автомобиля №1. У него есть полис ОСАГО, оформленный на автомобиль №2. В такой ситуации водитель пытается придумать, что входит в страховой случай по ОСАГО, но ответ прост – ничего. Если водитель виновник аварии – то с него будут требовать компенсацию нанесенного ущерба. Сотрудники полиции в любом случае должны выписать штраф за езду без страховки. Полис ОСАГО оформляется на автомобиль, а не на человека.

Особые риски

Если во время транспортировки особого груза, сопряженного с риском, произошла авария, страховой случай по ОСАГО не признается. Особые перевозки регулируются отдельным законодательством и подлежат страхованию в особом порядке.

Моральный ущерб

По ОСАГО у автовладельца не получится взыскать моральный ущерб или упущенную выгоду. Только компенсация причиненного автомобилю ущерба и компенсация за вред здоровью. В этом случае стоит оговориться – у автовладельца никто не отнимет право подать в суд на виновника аварии и попытаться взыскать средства в том числе за моральный ущерб. Но разговор о страховом случае по ОСАГО здесь уже не причем.

Нет возможности оценить ущерб

Автовладелец может самостоятельно лишиться возможности получить компенсацию за причиненный ущерб в аварии по ОСАГО. Это происходит, если после ДТП пострадавший самостоятельно ремонтирует свой автомобиль. В соответствии с п.10 ст.12 ФЗ-40 “Об ОСАГО” водитель обязан показать поврежденный автомобиль страховой компании. Повреждения устранены до демонстрации — нет возможности оценить сумму компенсации и получить выплаты.

Запомните, после ДТП необходимо оповестить страховую компанию о произошедшем событии – если оформлялся европротокол, то свою страховую компанию. Если вызывались сотрудники ГИБДД, то страховую виновника аварии. Не ремонтируйте свой автомобиль заранее, страховая может отказать в выплатах.

Бездействие водителей

Достаточно редкая, но возможная ситуация. Страховая компания может пойти на конфликт и попытаться доказать, что водитель бездействовал, поэтому-то и произошло ДТП. Таким образом страховщики попытаются отказаться от признания случая страховым и будут возражать против выплаты законной компенсации.

Другие варианты

Есть еще несколько ситуаций, когда прежде чем ругаться со страховыми компаниями стоит сначала подумать, что входит в страховой случай по ОСАГО:

  • Авария произошла на соревнованиях или во время езды по учебной автоплощадке или в иных местах, предназначенных специально для этого. Даже если на автомобиль куплен полис ОСАГО, требование компенсации по нему нецелесообразно;
  • Нанесение вреда здоровью в ситуациях, когда применяется другой тип страхования – индивидуальное или социальное страхование на предприятиях. Речь идет о повреждения, которые возможно получить на работе;
  • Причинение вреда в аварии ценностям, имеющим историческое или культурное значение – особые здания-памятники, грузы-антиквариат и прочее;
  • Просрочен срок уведомления страховой компании – автовладельцу необходимо оповестить страховщиков о произошедшем в течение пяти дней. Если этого не произошло – может последовать отказ в выплатах;
  • Повреждения автомобиль получил из-за груза, которые транспортировался во время езды – например, разбитое стекло при перевозке мебели;
  • Повреждения произошли из-за событий государственной важности – например, гражданской войны, забастовок или экологических катастроф;
  • Грузовой или пассажирский транспорт эксплуатировался без актуальной диагностической карты;
  • Повреждения получил автомобиль работодателя во время выполнения работником трудовых обязанностей.
Это интересно:  Что относится к силам гражданской обороны

Спорный страховой случай

Страховые компании не всегда горят желанием выплачивать полную компенсацию за ущерб, полученный водителем в ДТП, по полису ОСАГО. Чаще всего выплаты занижаются, но можно столкнуться с ситуацией, когда страховая компания и вовсе отказывает в выплатах. На основании непризнания события страховым случаем. Как действовать в такой ситуации?

Звонок в Хонест

Страховые компании, особенно крупные, содержат профессиональный штат юристов. Прежде чем связываться с судебными разбирательствами, стоит оценить перспективность дела. Позвоните в Хонест – каждый наш консультант работает в сфере защиты клиентов минимум пять лет. Расскажите подробности, уточните детали. Консультация бесплатна – мы сможем сориентировать вас относительно мыслей о законности отказа страховой компании от выплаты компенсации.

Экспертиза

Если вы решили бороться со страховой компанией, то нужно оценить ваш случай более детально. Возможно, провести оценку ущерба или трасологическую экспертизу. Первая установит точную сумму повреждений вашего автомобиля. Вторая поможет уточнить все обстоятельства аварии.

Досудебная претензия

Если возникла спорная ситуация по оценке страхового случая, то в первую очередь вам придется направить в страховую организацию досудебную претензию. Проведенная оценка ущерба станет обоснованием ваших требований. Как показывает практика, страховые чаще всего выплачивают полную сумму ущерба уже на этом этапе, чтобы избежать судебных расходов и штрафа за отказ выполнять требования потребителя в досудебном порядке.

Иск в суд

Если страховая продолжает отказывать в выплатах по ОСАГО или предлагает компенсацию, но намного в меньшем объеме, чем выяснено экспертизой, стоит обращаться в суд. Если цена иска меньше 50 тысяч рублей, то обращаемся в мировой суд. Если больше – то в районный.

Мы можем сэкономить ваше время и подготовить иск самостоятельно. Если нужно – поддержим на всех этапах судебного разбирательства. Не забывайте, что в цену иска включаются расходы на экспертизы и юридическое сопровождение. Если судья решит, что ваши требования обоснованы, то такие расходы признают судебными издержками и оплачивать их будет страховая компания.

Юристы Хонеста за годы работы смогли решить масса самых сложных задач, связанных с конфликтами со страховыми компаниями. Обращайтесь в Хонест, мы поможем.

Что является страховым случаем по ОСАГО

Результатом дорожно-транспортного инцидента является возникновение обязательств перед пострадавшим в аварии лицом. Страховые случаи по ОСАГО прописаны в соответствующем Федеральном Законе. Но несмотря на это, страховщики идут на различные ухищрения, чтобы не возмещать ущерб пострадавшему. Поэтому нужно точно знать, что входит в страховой случай, а когда страховщики абсолютно законно отказывают в выплате компенсации.

Общие понятия

Страховой случай по ОСАГО — любое обстоятельство, в результате которого автовладелец, управляющий застрахованным автомобилем, причинил вред имуществу и/или нанес ущерб здоровью иных лиц, находящихся в другом ТС. При этих обстоятельствах страховщик обязан возместить ущерб пострадавшему лицу.

Перечень обстоятельств, признаваемых нестраховыми, содержится в том же Законе. При этом он более конкретный, чем список тех, что являются страховыми. Но обо всем подробнее.

Признаки страховых случаев

Итак, как узнать, страховая компания (СК) обязана выплатить компенсацию или нет? События являются страховыми, если:

  1. Ущерб нанесен с использованием застрахованного ТС. Использование означает управление авто на дорогах и прилегающих к ним территориям, предназначенным для езды.
  2. Есть виновник аварии. Должно быть как минимум два участника: виновник, к которому применяется гражданская ответственность, и пострадавший (ему выплачивается компенсация страховщиком виновника).

Страховой случай при ДТП – примеры:

  • Водитель не успел притормозить перед знаком светофора и врезался в стоящую спереди машину.
  • Грузовик проезжал мимо припаркованного авто и «зацепил» его.
  1. Вернувшись в припаркованное авто, владелец обнаружил вмятину на ее капоте. Свидетелей произошедшего не оказалось. Следовательно, виновник не установлен, и выплаты не будет.
  2. Машину повредил груз, плохо зафиксированный в стоящем на парковке грузовике.

Есть перечень ситуаций, когда пострадавший 100% может и должен получить выплату по страховке:

  • водитель сбил пешехода;
  • в ДТП пострадало транспортное средство;
  • люди, находившиеся в машине, получили травмы;
  • в аварии пострадало имущество (например, забор).

Действующее законодательство предусматривает две разновидности страховых случаев:

  1. Во время ДТП. Это наиболее распространенный вариант. При ДТП ОСАГО защищает интересы пострадавшей стороны. Под происшествием в этом случае понимается инцидент, возникший во время движения хотя бы одного транспортного средства. Второй стороной может быть стоящий или движущийся автомобиль, пешеход, велосипедист и др.
  2. Страховые случаи по полису ОСАГО без ДТП. В отличие от предыдущей разновидности, причиной этих происшествий могут являться не дорожные инциденты, а совершенно иные обстоятельства:
    • угон;
    • стихийное бедствие;
    • умышленное причинение вреда третьими лицами;
    • самовозгорание или поджог ТС.

Рассчитывать на выплату по ОСАГО что страхует не машину, а ответственность водителя, в перечисленных во втором случае ситуациях не стоит. При желании быть спокойным за своего «железного коня» во всех непредсказуемых обстоятельствах, необходимо оформить добровольное страхование автогражданской ответственности КАСКО.

Нестраховые случаи

Итак, что не является страховым случаем? В эту категорию попадают следующие события:

  1. Причинение вреда имуществу или человеку грузом, перемещение которого связано с повышенным риском. Такого рода груз страхуется отдельно.
  2. Нанесение вреда, управляя машиной, которая не указана в страховке.
  3. Причинение вреда жизни и/или здоровью лиц, выполняющих свои служебные обязанности. В этом случае выплата компенсации будет произведена за счет обязательных для работников видов страхования (личного, социального).
  4. Компенсация морального вреда и упущенной выгоды.
  5. Ущерб имуществу или человеку нанесен не транспортным средством, а непосредственно его водителем.
  6. Причинение вреда на специально отведенных площадках для автомобильных соревнований, учебной езды и др.
  7. Нанесение ущерба в ходе выполнения погрузочно-разгрузочных работ.
  8. Причинение вреда объектам архитектуры, антиквариату, предметам роскоши, наличным деньгам, драгоценностям и др. Компенсация производится за счет самого виновного лица через суд.
  9. Нанесение ущерба юридическому лицу, если на ТС, принадлежащем ему, был причинен вред работнику этой же организации.
Это интересно:  Требования к судебному эксперту

Любое из указанных событий будет рассмотрено страховщиком как не страховой случай, и, следовательно, выплаты компенсации не последует.

ОСАГО на парковках и во дворах

Указанные территории согласно Федеральному закону считаются прилегающими к дорогам общего пользования. Значит, к происшествиям, происходящим на них, предъявляются те же требования, что и на дорогах. Например, если во дворе дома машины не смогли разъехаться, и одна из них получила повреждение, то ее владелец может получить выплату по страховке.

Единственное но: вне зависимости от масштаба происшествия для получения выплаты необходимо представлять полный пакет документов. Как правило, на дворовых и парковочных территориях автомобилям причиняется незначительный ущерб, поэтому возиться с документами хотят далеко не все автовладельцы. Вот и получается, что сама по себе ситуация является страховой, но, чтобы получить компенсацию, потерпевшему надо приложить немало усилий. А ради нескольких тысяч рублей заниматься этим обременительно.

Совсем иное дело, когда ущерб автомобилям наносится во время стоянки. Самая типичная ситуация – неаккуратное открытие дверцы авто. Поскольку ни одна из машин не находится в движении, то страховщик вправе отказать в выплате пострадавшему.

Инструкция автовладельца после аварии

Вот какие действия при наступлении страхового случая по полису ОСАГО должны последовать от страхователя, чтобы 100% получить причитающееся вознаграждение:

  1. Проверить, есть ли пострадавшие во всех автомобилях. Если есть, то вызвать скорую помощь.
  2. Вызвать на место происшествия сотрудника ГИБДД и позвонить в СК.
  3. Оставлить все на местах до приезда ГИБДД, сфотографировать или снять на камеру место события.
  4. Если объявятся свидетели, попросить их дать на видео показания, а также взять их контактные данные.
  5. Попросить виновника происшествия показать его страховой полис, водительское удостоверение, документы на авто. Их тоже можно сфотографировать. Не забудьте обменяться номерами телефонов.
  6. Прибывшие сотрудники ГИБДД составят схему аварии, после чего авто можно будет отогнать на обочину.
  7. Все обстоятельства ДТП будут отражены в справке. Перед ее подписанием удостоверьтесь, что все фамилии, номера авто и полисов отражены верно.
  8. Через несколько дней можно забрать из ГИБДД протокол или отказ в возбуждении дела.
  9. В течение 5 дней подать пакет документов в СК:
    • справка и извещение о ДТП;
    • заявление о выплате;
    • страховой полис;
    • паспорт заявителя;
    • чеки, подтверждающие расходы страхователя (например, оплата стоянки до проведения экспертизы);
    • реквизиты счета для наличной выплаты;
    • доверенность, если интересы потерпевшего представляет доверенное лицо, и др.
  1. Назначение даты проведения экспертизы. До этого момента выполнять ремонт авто категорически запрещено. По результатам технического осмотра составляется акт, отражающий размер страховой компенсации.
  2. Непосредственное возмещение убытков в денежной форме (на расчетный счет страхователя или через кассу наличными) или в натуральном виде (ремонт).

Вот вы и узнали, что делать после аварии, чтобы получить выплату по страховке. После рассмотрения представленных заявителем документов СК примет решение – является ли дорожный инцидент страховым или нет. В любом случае, дать ответ страховщик обязан не позднее 20 дней с даты обращения клиента. Если СК отказывает в возмещении ущерба, но вы уверены в том, что полученный ущерб подлежит возмещению, можете обратиться в РСА или в суд.

Какие события являются страховым случаем, а какие нет?

Перед подписанием страхового договора клиенту страховики выдают документы, которые содержат четкую, полную информацию о том, что является и что не является страховым случаем. Главной проблемой многих людей является их невнимательность по отношению к этим пунктам договора. Так, для того чтобы обезопасить себя от недобросовестности страховой компании либо ликвидировать собственные пробелы в знаниях страхового договора необходимо запомнить случаи, которые являются и не являются страховыми.

Согласно стандартной форме и содержанию страховых договоров, случайное нанесение вреда здоровью и жизни пассажиров и водителя транспортного средства в результате несчастного случая, который возник при эксплуатации ТС, указанного в договоре за собой смерть, потерю трудоспособности, наступление инвалидности является страховым случаем. Исключение являют собой случаи самоубийства либо же последствия покушения на самоубийство.

Не является страховым случаем событие, которое наступило в результате грубой неосторожности водителя, чье транспортное средство является объектом договора. В том случае, если автомобилем, который числиться в договоре о страховании управляли третьи лица, любые последующие события не будут приняты в качестве страхового случая. Грубой неосторожностью считается любое деяние, при котором лицо, которое его совершило, могло либо предвидело возможность наступления определенных вредных последствий, однако без явных и веских на то оснований надеялось на предотвращение данных последствий. Помимо этого отказ в признании события страховым случаем можно получить, если будет доказано, что лицо, управлявшее автомобилем, совершило действия, повлекшие за собой определенные вредные последствия, намеренно.

Статья написана по материалам сайтов: damages.ru, zakoniavto.ru, strakhovka.biz.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector