Насилие над детьми в семье

Детство является таким этапом в жизни человека, когда формируется здоровье, закладываются личностные свойства и ценности, определяющие качество его будущей жизни. И в то же время это период, когда ребенок в силу своего социального статуса находится в зависимости от взрослых, нуждается в их поддержке и защите. Но в суровой действительности многие дети переживают насилие, становятся свидетелями и жертвами физических, сексуальных и эмоциональных злоупотреблений со стороны взрослых. Причем часто эти злоупотребления исходят от самых близких для ребенка людей – от родителей.

Проблема насилия над детьми в семье является одной из серьезнейших проблем современного общества. Она очень актуальна для многих стран, в том числе и для России. Более того, количество таких случаев в нашей стране с каждым годом неуклонно растет.

Проблема насилия над детьми существовала всегда, во всех обществах и культурах. Но обсуждение проблем насилия над ребенком, до недавнего времени было своего рода табу. Лишь теперь общество начинает осознавать катастрофические масштабы жестокого обращения.

Скачать:

Вложение Размер
nasilie_v_seme.doc 88 КБ

Предварительный просмотр:

Насилие над детьми в семье как психолого-педагогическая и социальная проблема.

Работа образовательного учреждения по профилактике насилия над детьми в семье.

Актуальность проблемы насилия над детьми в семье

Детство является таким этапом в жизни человека, когда формируется здоровье, закладываются личностные свойства и ценности, определяющие качество его будущей жизни. И в то же время это период, когда ребенок в силу своего социального статуса находится в зависимости от взрослых, нуждается в их поддержке и защите. Но в суровой действительности многие дети переживают насилие, становятся свидетелями и жертвами физических, сексуальных и эмоциональных злоупотреблений со стороны взрослых. Причем часто эти злоупотребления исходят от самых близких для ребенка людей – от родителей.

Проблема насилия над детьми в семье является одной из серьезнейших проблем современного общества. Она очень актуальна для многих стран, в том числе и для России. Более того, количество таких случаев в нашей стране с каждым годом неуклонно растет.

Проблема насилия над детьми существовала всегда, во всех обществах и культурах. Но обсуждение проблем насилия над ребенком, до недавнего времени было своего рода табу. Лишь теперь общество начинает осознавать катастрофические масштабы жестокого обращения.

Как и за рубежом, проблему насилия над детьми в нашей стране впервые подняли врачи. Российскими учеными выявлены «сензитивные к насилию» периоды жизни и развития ребенка, когда происходящие анатомо-физиологические, гормональные, эмоционально-личностные и психосоциальные изменения делают его наиболее травмируемым. Это, прежде всего, дошкольный и подростковый возрастные периоды.

Изучение этой проблемы представляется чрезвычайно важным в связи с тем, что перенесенное в детстве насилие оказывает сильное влияние на психологическое самочувствие и общее развитие детей и не может не повлиять на всю их дальнейшую жизнь. Происходит деформация личности таких детей.

Для детей, подвергающихся жестокому обращению со стороны родителей, семья играет травмирующую роль и становится источником отрицательного воздействия на ребенка, препятствует здоровой социализации личности ребенка, а тем самым разрушает фундамент безопасности общества, создает угрозу здоровью, интеллектуальному и нравственному развитию ребенка.

Насилие над детьми в семье – умышленное действие или бездействие родителей, наносящее ущерб физическому или психическому развитию ребенка (Б.М. Бим-Бад).

2. Виды насилия над детьми в семье

Обычно исследователи выделяют четыре основных вида насилия над ребенком: физическое, сексуальное, психологическое насилие и пренебрежение нуждами ребенка. Рассмотрим подробнее каждый из перечисленных видов насилия.

Физическое насилие является одним из самых распространенных видов жестокого обращения с детьми в семье.

Физическое насилие — нанесение ребенку физических повреждений и травм, которые причиняют ущерб здоровью ребенка, нарушают его развитие. Сюда относятся и физические наказания, как средства воспитательного воздействия на детей.

Формы физического насилия:

  1. избиение, истязание;
  2. удары;
  3. пощечины;
  4. прижигание горячими предметами;
  5. вовлечение ребенка в употребление наркотиков, алкоголя;
  6. принуждение к приему медицинских препаратов и отравляющих веществ;
  7. попытки удушения или утопления ребенка.

Кроме того, физическое насилие почти всегда сопровождается словесными оскорблениями и психической травмой.

Установлено, что физическому насилию чаще подвергаются мальчики, чем девочки. Маленькие дети получают более тяжелые физические повреждения, чем дети старшего возраста.

Признаки жестокого обращения родителей к ребенку:

  1. Поведение родителей:
  1. родители поздно обращаются за медицинской помощью, или инициатором обращения являются другие люди;

• дают противоречивые, путаные объяснения случившемуся, например, про нагноившуюся рану говорят, что ребенок только что упал;

• обвиняют ребенка в нанесении самоповреждений, например, что он ударился сам;

• обвиняют других детей;

• отсутствует обеспокоенность за здоровье ребенка или, напротив, демонстрируется преувеличенная забота о нем.

  1. Внешний вид ребенка:
  1. множественные повреждения, имеющие специфический характер (отпечатки пальцев, ремня, ожоги и пр.);
  2. задержка физического развития, отставание в росте и весе;
  3. признаки плохого ухода (гигиеническая запущенность, неопрятный вид, сыпь).
  1. Психологические и поведенческие особенности детей:
  1. Появление характерных эмоциональных реакций – тревоги, страхов, беспокойства. У многих детей, которых подвергали физическим наказаниям, выявляются расстройства сна, аппетита, тики, энурезы и другая неврозоподобная симптоматика.
  2. Младший школьный возраст: стремление скрыть причину повреждений и травм, уставший вид, сонливость, одиночество, отсутствие друзей, боязнь идти домой после школы.
  3. Подростковый возраст: побеги из дома, суицидальные попытки, криминальное или антиобщественное поведение, употребление алкоголя, наркотиков.

Сексуальное насилие над ребенком – это вовлечение ребенка с его согласия или без такового взрослым в сексуальные действия с целью удовлетворения сексуальных потребностей или получения выгоды.

Формы сексуального насилия:

  1. демонстрация ребенку половых органов;
  2. все виды сексуальных контактов;
  3. вовлечение детей в съемки или просмотры порнографических фильмов, картинок и пр.)

Чаще сексуальное насилие над детьми совершается лицами с низким социально-экономическим статусом. В отличие от физического насилия, жертвами сексуального злоупотребления, как правило, бывают девочки. Они в 1,5-3 раза чаще подвергаются сексуальному насилию, чем мальчики.

Важно отметить, что при сексуальном насилии в семье дети, как правило, не получают физических повреждений. Сексуальное принуждение в семье – это не единичное событие, а медленно развивающийся и длительно протекающий и потому трудно выявляемый процесс.

Американские специалисты по насилию над детьми в семье Стин и Монетти выделяют следующие фазы процесса сексуального принуждения над детьми в семье:

1) Фаза соблазнения : повышенное внимание взрослого к одному из детей, выполнение всех его желаний, подарки и подкупы, прямые и косвенные знаки особой симпатии.

2) На фазе сексуальной активности соблазнитель уже предъявляет ребенку непомерные требования. Такие предложения, как «Если я выполняю все твои желания, то и ты должен исполнять все, что я хочу», создают обстановку, провоцирующую ребенка на ответные действия, а вопросы типа: «Ты, конечно, все расскажешь маме, не так ли?» — затормаживают его сопротивление.

3) В фазе усиленного сохранения тайны виновник для удовлетворения своих потребностей вынужден всячески охранять жертву, чтобы не допустить эмоциональной близости с ней кого-либо еще. Это достигается сведением к минимуму контактов жертвы с другими людьми, что позволяет избежать каких-либо высказываний ребенка о происходящем.

4) Фаза раскрытия (разоблачения) наступает, как правило, случайно, неожиданно. Только в некоторых, исключительных случаях ситуация становится известной по инициативе виновника или благодаря преднамеренному признанию жертвы. Как правило, первым, кому ребенок решается все рассказать, становятся все же не взрослые, а другой ребенок – ровесник.

5) Фаза супрессии , наступающая непосредственно после раскрытия, характеризуется тем, что виновник, не желая быть до конца разоблаченным всю вину за совершенное насилие на ребенка, которого делает инициатором возникшего в семье кризиса.

Признаки сексуального насилия в семье:

1. Изменения в выражении сексуальности ребенка:
• поразительные для этого возраста знания о сексуальной жизни;
• соблазняющее, особо завлекающее поведение по отношению к противоположному полу и взрослым;
• сексуальные действия с другими детьми (начиная с младшего школьного возраста);
• необычная сексуальная активность: сексуальное использование младших детей; мастурбация (начиная с дошкольного возраста), проституция.

2. Изменения в эмоциональном состоянии и общении ребенка:
• замкнутость, изоляция, уход в себя;
• депрессивность, грустное настроение;
• отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство испорченности;
• частая задумчивость, отстраненность (встречается у детей и подростков, начиная с дошкольного возраста);
• трудности в общении с ровесниками, избегание общения с ними, отсутствие друзей своего возраста;
• отчуждение от братьев и сестер;
• терроризирование младших и детей своего возраста;
3. Изменения личности и мотивации ребенка, социальные признаки:
• неспособность защитить себя, непротивление насилию и издевательству над собой, смирение;
• резкое изменение успеваемости (хуже или гораздо лучше);
• прогулы в школе, отказ и уклонение от обучения;
• отрицание традиций своей семьи вследствие несформированности социальных ролей и своей роли в ней, вплоть до ухода из дома (характерно для подростков).

4. Изменения самосознания ребенка:
• падение самооценки;
• мысли о самоубийстве, попытки самоубийства.

5. Появление невротических и психосоматических симптомов:
• боязнь оставаться в помещении наедине с определенным человеком;
• боязнь раздеваться (например, может категорически отказаться от участия в занятиях физкультурой или плаванием, или снимать нижнее белье во время медицинского осмотра).

Психологическое (эмоциональное) насилие над детьми

Психологическое насилие – периодическое или постоянное психологическое воздействие на ребенка пагубного характера.

Формы психологического (эмоционального) насилия:

Отвержение. Означает отказ выполнять просьбы и удовлетворять потребности ребенка в форме, выражающей сильную неприязнь.

Отказ в эмоциональном отклике. Представляет собой пассивную форму отказа ребенку в теплых чувствах и заключается в излишней холодности, нежелании или неспособности ответить на попытки общения, предпринимаемые ребенком.

Отказ от детей бывает физическим и моральным (эмоциональным). Родители, физически отказывающиеся от своих детей, ненавидят и избивают своего ребенка, бросают его. Моральный отказ совершается, когда родители не дают детям той любви и заботы, которые необходимы им по мере роста, и проявляться в постоянном ворчании, ругани, необоснованных претензиях к детям, полной отстраненности, незаинтересованности их проблемами.

Унижение. Означает прилюдное унижение, постоянное высмеивание ребенка, употребление по отношению к нему обидных прозвищ, оскорбительные замечания, частые нападки на его достоинство, знания или умственные способности.

Угрозы в адрес ребенка в словесной форме, или запугивание. Включает принуждение ребенка быть свидетелем надругательства над любимым человеком или угроза применения насилия над самим ребенком (например, «Будешь плохо себя вести, голову оторву»).

Преднамеренная физическая или социальная изоляция. Представляет собой запрещение ребенку играть с друзьями или принимать участие в семейных мероприятиях, запирание ребенка в кладовой, сарае или туалете.

Эксплуатация. Это использование слабости либо невинности ребенка. Наиболее ярким примером эксплуатации является сексуальное насилие.

Неприятие и постоянная критика ребенка. Бывает явное и неявное неприятие. Явное неприятие встречается, например, тогда, когда рождение ребенка было изначально нежелательным, либо если ребенок не соответствует начальным ожиданиям родителей, например, в случае, когда планировалась девочка, а родился мальчик, или наоборот.

Неявное неприятие обнаружить гораздо сложнее. В таких семьях ребенок на первый взгляд желанен, к нему внимательно относятся, о нем заботятся, но нет душевного контакта. Например, для матери ребенок – препятствие для развития собственной карьеры, помеха, устранить которую она никогда не сможет, и вынуждена терпеть.

Отсутствие у женщины любви к ребенку, когда он еще находится в материнской утробе. Эмоционально отвергнутые еще до рождения, такие дети рождаются раньше срока в два раза чаще, чем желанные дети, чаще имеют низкую массу тела, чаще болеют, хуже развиваются.

Ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний.

Однократное грубое психическое действие, вызывающее у ребенка психическую травму.

Признаки психологического насилия:

  1. Особенности психического состояния и физического развития ребёнка: задержка физического и интеллектуального развития, нервные тики, сосание пальцев, энурез, печальный вид, соматические реакции (потеря массы тела, ожирение, язва желудка, кожные заболевания, аллергические патологии).
  2. Особенности поведения ребёнка: беспокойство, тревожность, нарушение сна, склонность к уединению, подавленность, агрессивность, чрезмерная уступчивость и послушание, заискивающее, угодливое поведение, побеги из дома, угрозы и попытки суицида, проблемы в общении, плохая успеваемость, низкая самооценка.

Пренебрежение основными нуждами ребенка

Пренебрежение основными нуждами детей – отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию. Это отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей, отсутствие должного внимания и заботы, оставление детей без присмотра, что может привести к несчастным случаям, отравлениям и другим, опасным для жизни и здоровья ребенка последствиям.

Семьи, в которых встречается этот вид насилия, обычно низкого социально-экономического уровня. Для таких семей характерна нищета, безработица. Отцы в таких семьях либо вовсе отсутствуют, либо не участвуют в ее жизни. Часто матери в детстве сами испытывали лишения со стороны родителей и, вследствие этого, располагают настолько скудным запасом теплых чувств. Но пренебрежение детьми случается и в полных семьях, не испытывающих материальных трудностей.

Пренебрежение детьми выявить труднее, чем физическое или сексуальное насилие, так как этот вид жестокого обращения не попадает в поле зрения медиков. Ребенок оказывается в больнице, как правило, лишь тогда, когда пренебрежение его основными нуждами приводит к неорганической задержке развития – замедлению роста и развития.

Признаки пренебрежения основными нуждами ребенка

  1. Особенности внешнего вида ребёнка: санитарно-гигиеническая запущенность, низкая масса тела, задержка роста, общее отставание в физическом развитии, задержка речевого развития, утомлённый вид, сонливость, педикулёз, неопрятная или неподходящая по сезону одежда, хронические инфекции, многократная госпитализация, многократные повреждения от случайных травм или отравлений.
  2. Особенности психического состояния и поведения ребёнка: испытывает постоянный голод или жажду, ворует пищу, интенсивно привлекает внимание в себе других людей, легко вступает в контакт с посторонними, не по возрасту самостоятельный, имеет трудности в обучении, низкую успеваемость, проявляет агрессивность, пассивность, подавленность, регрессивное поведение, трудности общения, занимается мастурбацией, демонстрирует делинквентное поведение.

Важно отметить, что все вышеперечисленные виды насилия редко встречаются в чистом виде. Обычно они сочетаются. Кроме того, каждое отдельно взятое проявление насилия, как правило, сопровождается психологическим давлением – издевательствами, унижением, отказами в удовлетворении жизненно важных потребностей, установлением всевластия и вседозволенности.

В последние годы особое внимание стало уделяться поиску путей предотвращения родительской жестокости в отношении детей и разработке конкретных программ оказания социальной помощи и поддержки детям-жертвам насилия. Однако в работе по предотвращению насилия над детьми в семье первостепенное значение должно уделяться не карательным мерам лишения родителей юридических прав на ребенка, а ранней профилактике. Работа в школе по решению проблемы насилия над детьми в семье должна строиться в трех направлениях : профилактическом, диагностическом и коррекционном.

Профилактическая работа включает в себя просвещение родителей по вопросам прав и свобод детей, закрепленных в международных и федеральных законодательных актах, отказ от культурологически оправдываемых форм насилия, прежде всего в сфере воспитания и перевоспитания детей; полный отказ от физических наказаний; привитие ценностного отношения к детям и детству и т.д. Данная работа может строиться с использованием таких форм, как использование стендовой информации, выступление на родительских собраниях, проведение родительских клубов, выпуска газет внутри образовательного учреждения, индивидуальных бесед и консультаций и т. д.

Большая роль в решении проблемы насилия над детьми в семье отводится ранней диагностике данного явления. Однако это направление работы осложняется тем, что семья является закрытой для изучения системой. Поэтому для выявления насилия над детьми должен применяться целый ряд методик. С этой целью используются:

1. Опросники и анкеты . Их применение в работе отличается вариативностью. Они могут быть составлены с учетом потребностей конкретного образовательного учреждения, но обязательно должны быть построены с учетом всех требований, предъявляемых к этим методам исследования.

2. Наблюдение педагогов за детьми в классе . Наблюдение играет важную роль в выявлении случаев семейного насилия в отношении детей. Именно педагоги в процессе наблюдения за детьми во время занятий, выполнении поручений, процессов взаимодействия со взрослыми и сверстниками первыми могут увидеть внешние физические признаки совершаемого над ребенком насилия в семье, а также проследить вызванное им внутреннее переживание.

3. Проективные методики, построенные по типу незаконченных предложений. Позволяют получить достаточно объективные данные, так как задания представлены не в прямой, а в «завуалированной» форме. Данная методика может использоваться в работе как с родителями, так и с детьми и позволяет осуществлять сравнительный анализ ответов обоих сторон.

4. Проективные рисуночные техники . Большой информативностью в вопросе диагностирования совершаемого над ребенком насилия обладают такие проективные рисуночные техники, как «Рисунок семьи» и др. Они позволяют выявить характер семейных взаимоотношений, а также эмоциональное отношение ребенка к ним.

Коррекционная работа по предупреждению насилия в семье должна строится в двух направлениях:

1. Работа с родителями.

2. Работа с детьми.

Основной целью коррекционной работы с родителями является обучение их новому подходу к ребенку, формирование новой стратегии взаимоотношений в семье.

Задачи проводимой работы:

1. Осмысление родителями новых установок на воспитание ребенка и приобретение психолого-педагогических знаний о личности ребенка, тактике взаимодействия с ним.

2. Коррекция и развитие новых установок и стратегий общения в диаде «родитель-ребенок».

3. Обучение родителей навыкам конструктивного взаимодействия на основе развития навыков эмпатии и «активного слушания».

4. Обучение методам саморефлексии и рефлексии как эффективным способам анализа детско-родительских отношений в семье.

5. Повышение психолого-педагогической культуры родителей.

Цель коррекционной работы с детьми – выход на личностные проблемы ребенка-жертвы насилия в семье.

Задачи проводимой работы:

1. Помочь детям учиться ценить себя и хорошо к себе относиться.

2. Побудить детей к сочувствию и сопереживанию другим людям, к осмыслению своего поведения, оказывающего влияние на окружающих.

3. Объяснить и показать детям, что насилие – неприемлемый способ разрешения конфликтов.

Таким образом, учитывая все негативные последствия насилия над ребенком в семье, можно с уверенностью сказать, что создание системы профессиональной помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения, является социально значимой задачей. При проведении данной работы надо помнить, что она должна носить комплексный характер и быть ориентированной на развитие семьи и психического мира ребенка в целом.

1. Гиндин, Г.И., Духова, О.Б. Социально-психологическая помощь детям – жертвам сексуального насилия в семье [Текст] / Г.И. Гиндин, О.Б. Духова. – Вологда, 1997.

3. Джоунс, И., Вулли, Х. Насилие и плохое обращение с ребенком. В помощь детскому психологу [Текст] / И. Джоунс, Х. Вулли. – Владивосток, 2001.

4. Доронова, Т. Право на защиту и помощь [Текст] / Т. Доронова //Дошкольное воспитание. – 2001. – № 11. – С.2-6.

5. Жестокое обращение с детьми [Текст] // Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М.: Большая российская энциклопедия, 2002. – С.84.

6. Когаловская, А.С. Вопросы профилактики семейного насилия и жестокого обращения с детьми [Текст] / А.С. Когаловская // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2002. – № 3. – С.82-86.

7. Осухова, Н.Г. Психодрама: помощь детям, пережившим насилие [Текст] / Н.Г. Осухова // Педагогика. – 2001. — № 3. – С.87-97.

8. Руководство по предупреждению насилия над детьми [Текст] / Под ред. Н.К. Асановой. – М.: Вече, АСТ, 2000. – Т. 1(А-О). – 528 с.

9. Сафонова, Т.Я., Цымбал, Е.И. Жестокое обращение с детьми: сущность, причины, социально-правовая защита [Текст] / Т.Я. Сафонова, Е.И. Цымбал. – М, 1993.

10. Стратегия борьбы с насилием в семье [Текст]: Справочное руководство ООН. – Нью-Йорк, 1998.

11. Технологии социальной работы с детьми, пострадавшими от семейного насилия [Текст] / Под ред. Л.С. Алексеевой. – М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2001. – 208 с.

12. Тюнина, Л.И. Жестокое обращение с детьми и методы их реабилитации [Текст] / Л.И. Тюнина. – Самара, 2001.

13. Хорошенкова, А.В. Насилие в семье как социально-психологическая проблема [Текст] А.В. Хорошенкова // Вопросы психологии. – 2004. — №2. – С.73-90.

Насилие над детьми в семье

Жестокое обращение с детьми, их эксплуатация известны с давних пор. Постепенные процессы гуманизации сделали общество более чувствительным к проблемам насилия, рассматривая как жестокость то, что раньше считалось только разумной строгостью. Но, несмотря на значительные общественные и правовые изменения, насилие в отношении детей — ведущая причина детского травматизма и детской смертности во многих странах мира и одна из важнейших мировых проблем. Дети подвергаются насилию, как в семье, так и за ее пределами. В России насилие в семье приводит к тому, что ежегодно на 100 тысяч увеличивается количество социальных сирот и растет армия беспризорных и безнадзорных детей[4].

Различают четыре основных вида семейного насилия над детьми, каждый из которых может присутствовать в разнообразных по степени тяжести формах.

Виды насилия над детьми:

Физическое насилие — насилие, выражающееся в непосредственном воздействии на организм ребенка: нанесение побоев, телесных повреждений, истязаний. В результате физического насилия потерпевшему могут быть причинены мучения, нанесен вред здоровью. Спектр физического насилия широк: от нанесения незначительных побоев до крайней формы – убийства. Физическое насилие относительно легко распознается на основе данных медицинского осмотра.

Физическое насилие в семье над ребенком имеет гендерную направленность. Насилие рассматривается как проявление мужской или женской доминантности и агрессивности, приветствуемыми в культуре. Физическое насилие в отношении детей происходит в устойчивых супружеских парах, т. е. в том типе семей, которые считаются благополучными и соответствующими норме. Дети, подвергающиеся домашнему физическому насилию, имеют чрезмерное терпение, и готовность к многократному прощению обидчика, так как ими являются их родители. Это терпение связано с чувством страха, любовь к родителям.

Физическое насилие можно распознать по особенностям внешнего вида, характеру травм, особенностям психического состояния и поведения детей.

Младший школьный возраст:

стремление скрыть причину повреждений и травм, уставший вид, сонливость, одиночество, отсутствие друзей, боязнь идти домой после школы.

Психологическое (эмоциональное) насилие — периодическое, длительное или постоянное воздействие родителей или лиц, их заменяющих, на ребёнка, приводящее к снижению самооценки, утрате веры в себя, вызывающее формирование патологических черт характера и нарушение социализации. Этот тип насилия является наиболее распространенным и присутствует практически во всех случаях насилия в семье.

К формам психологического насилия относят:

Отвержение вербальные и невербальные действия, демонстрирующие неприятие ребёнка, принижающие его достоинство:

— враждебное отношение к ребёнку, умаление его ценности, унижение, в том числе публичное;

— высмеивание ребёнка за проявление естественных эмоций (любви, горя, печали и т.п.);

— превращение ребёнка в «козла отпущения», постоянная критика в его адрес, частые наказания.

Терроризирование угроза убить ребёнка, причинить ему физический вред, поместить в опасное или страшное место:

— помещение ребёнка в непредсказуемые или хаотичные обстоятельства;

— оставление его в опасной ситуации;

— нереалистичные ожидания от ребёнка, постановка перед ним сверхсложных задач с угрозой наказания за невыполнение;

— угроза совершения насилия над самим ребёнком;

— угроза совершения над тем, кого ребёнок любит (включая домашних животных)

Изоляция последовательные действия, направленные на лишение ребёнка возможности встречаться и общаться со сверстниками или взрослыми как дома, так и вне его;

— необоснованное ограничение или запрещение социальных контактов ребёнка со сверстниками или взрослыми в его среде.

Игнорирование отсутствие эмоционального отклика на нужды ребёнка и лишение его эмоциональной стимуляции:

— нежелание или неспособность взрослого к взаимодействию с ребёнком;

— взаимодействие с ребёнком только в случае крайней необходимости;

— отсутствие проявлений привязанности к ребёнку, любви и заботы.

Особенности поведения младшего школьника, позволяющие заподозрить подверженность психологическому насилию:

беспокойство, тревожность, нарушение сна, склонность к уединению, подавленность, агрессивность, чрезмерная уступчивость и послушание. Заискивающее, угодливое поведение, побеги из дома, угрозы и попытки суицида, проблемы в общении, плохая успеваемость, низкая самооценка.

Сексуальное насилие — это посягательство какого-то члена семьи, а также подростков на половую неприкосновенность другого, в частности сексуального характера по отношению к несовершеннолетним членам семьи. Это вовлечение ребенка с его согласия и без него в сексуальные действия со взрослыми. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает основания считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия. Объектом посягательств на половую свободу и неприкосновенность могут становиться как девочки, так и мальчики. Жизнь детей, подвергающихся сексуальному насилию, проходит в условиях социальной изоляции. Сексуальное насилие, как правило, скрывается и самим ребенком, и взрослыми.

Экономическое насилие — это попытки лишения одним взрослым членом семьи другого возможности распоряжаться семейным бюджетом, иметь средства и право распоряжаться ими по своему усмотрению, экономическое давление на несовершеннолетних и т.п[5].

Пренебрежение основными нуждами ребёнка — нежелание или неспособность родителей или лиц, их заменяющих, удовлетворить основные потребности ребёнка, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние, появляется угроза здоровью и развитию.

Под пренебрежением интересами и нуждами ребёнка понимается:

— отсутствие адекватного возрасту и потребностям ребёнка питания, одежды, гигиенического ухода, жилья, образования, медицинской помощи, включая отказ от лечения;

— оставление ребёнка без присмотра, что приводит к несчастным случаям, отравлениям и другим, опасным для жизни и здоровья последствиям;

— лишение ребёнка должного внимания и заботы, в результате чего для ребёнка повышается риск стать жертвой несчастного случая, быть вовлечённым в употребление алкоголя или наркотиков, а также совершение преступления.

Особенности внешнего вида ребёнка, позволяющие заподозрить пренебрежительное отношение к его нуждам и интересам:

санитарно-гигиеническая запущенность, низкая масса тела, задержка роста, общее отставание в физическом развитии, задержка речевого и моторного развития, утомлённый вид, сонливость, опухшие веки, обезвоживание организма (у грудничков), педикулёз, неопрятная или неподходящая по сезону одежда, хронические инфекции, многократная госпитализация, многократные повреждения от случайных травм или отравлений.

Насилие в семье: 11 историй детей, которых били родители

Насилие над детьми – проблема многих семей. Еще несколько лет назад, по статистике ЮНИСЕФ, насилию в семье подвергалось 70% украинских детей. Почему любящие родители бьют детей? Зачастую физическое насилие над детьми применяется «в воспитательных целях». Но синяки – не единственные последствия таких «воспитательных мер».

Екатерина Кузьмина для pics.ru собрала 11 историй уже взрослых людей, которых в детстве били родители. Не менее распространенным оказалось и психологическое насилие над детьми в семье. Как отразилось на детях насилие в семье? Кто-то придерживается такой же модели поведения и со своими детьми, кто-то, наоборот, во взрослой жизни не приемлет насилия над детьми и не позволяет так относиться к себе и своим малышам, а кто-то до сих пор не может простить родителей. В любом случае насилие над детьми в семье имеет отражение во взрослой жизни.

В детстве меня бил отчим. Мама могла шлепнуть, но так, под влиянием момента, а вот отчим бил ремнем, широким, толстым, кожаным, хорошо без пряжки. Достаться могло за все, что угодно: опоздала домой с гуляния на 5 минут, ему показалось, что я повысила голос в ссоре или неуважительно отнеслась к его матери.

Самое обидное в этом было то, что мама никогда-никогда не вставала на мою защиту, хотя, по факту, руку на меня поднимал совершенно посторонний человек, они были даже не женаты. Она же предпочитала отсиживаться в другой комнате или на кухне, а потом делать вид, как будто ничего не произошло, никогда меня не жалела и не поддерживала.

Я до сих пор не могу ей этого простить.

И при этом не выношу физического насилия: дважды мои романы заканчивались, когда человек поднимал на меня руку. Для меня это табу. И в отношении детей тем более – слишком хорошо помню это чувство бессилия, абсолютной беззащитности и жгучей обиды на взрослых.

Моего мужа родители воспитывали в строгости: за малейшую провинность наказывали либо физически, либо начинали “играть в молчанку”» – прекращали с ним разговаривать на неопределенный срок. К сожалению, сейчас, когда у нас появились собственные дети, он полностью следует этой модели воспитания и требует от нашей пятилетней дочери тотального подчинения и послушания, как в армии или, я не знаю, тюрьме. Чуть что не так – ругань и наказания.

Я, естественно, вступаюсь за дочь, и получаю тоже по полной: ребенка воспитала плохо, не мать, а говно на палке. При этом довести дочь до слез для него – дело двух минут, иногда он прямо специально ее троллит, как будто ему это доставляет удовольствие. Литературу специальную по воспитанию читать не хочет, считает, что сам все прекрасно знает.

Меня в детстве наказывали так: знаешь, что виновата? Неси ремень, снимай штаны, ложись на диван. Причем лет до 12-13. То есть тотальное унижение и демонстрация власти со стороны отца. Я очень тяжело все это переживала, много работала с психологом, чтобы отпустить все это дерьмо. У меня даже в сексе были проблемы: я как будто невольно проводила параллель между доминированием при наказании и доминированием мужчины в постели и зажималась страшно. Но вроде удалось преодолеть эту травму. Сама я человек страшно раздражительный, но детей своих не бью ни при каких обстоятельствах. Скорее отдубашу диван или еще какую мебель, но детей – никогда.

В детстве меня били регулярно и очень качественно. Но чувства унижения или обиды я вообще не помню – для наказания всегда была веская причина. Мой отец считал (наверное), что какие-то вещи и прописные истины до нас с братом иначе донести никак нельзя, кроме как физически воздействуя. Никакой жалости к себе я не испытываю, у меня было прекрасное детство и битье – это просто его часть. Моего папу точно также в детстве била его мама – моя бабушка, которую я обожала, она была милейшим и добрейшим человеком. Но, видимо, что-то действительно в ребенка проще вбить, чем сто раз объяснять.

Я многократно и сильно битая матерью, помню очень хорошо страх, унижение, беспомощность. Мне даже читать больно такие вопросы и спокойные размышления людей о том, в каких случаях это оправдано.

Для меня применение физического наказания к собственным детям абсолютно неприемлемо как раз потому, что я на собственном опыте знаю, как это – быть отшлепанным ребенком. Конечно, бывают ситуации, когда я выхожу из себя и вообще не знаю, что делать, бессилие захлестывает. В такие моменты я стараюсь отойти от ребенка подальше, продышаться, умыться холодной водой, максимально успокоиться.

Я была самым нелюбимым из детей, меня били постоянно, били при друзьях моих старших брата и сестры, что приводило подростков в ужас. Они даже иногда меня укрывали у себя в гостях, пока мама не уйдет на работу, если у неё была ночная смена. То есть меня об пол и стены швыряли, били тяжёлыми предметами и разбивали их об голову.

Один раз в запале мать полоснула меня по руке ножом, а один раз швырнула в меня инструменты и до кости порезала ногу грязной лопатой. Все это ужасно воспалилось, надо было вскрывать и чистить рану, в больницу меня, естественно, никто не водил. Просто я сама бритвой вскрывала, промывала кипяченой водой без ничего. Мне было лет 8.

В 17 ушла из дома, и до сих пор у меня аж до судорог реакция на резкие движения на краю видимости или если кто-то быстро руку поднимает. Притом моя мать не была невменяемой, алкоголичкой или наркоманкой: я спрашивала о впечатлениях (уже когда выросла) парней, которые меня укрывали (могли и совратить пользуясь случаем, но мне везло на хороших людей), и они говорили – нет, она же при взрослых сразу самая мировая мама. Почему-то детей она не стеснялась.

Когда я сама однажды в запале толкнула свою маленькую дочь так, что она споткнулась и растянулась на земле, я пришла в куда больший ужас, чем она. Я не приняла насилие как норму, как это делают многие битые родители, я нахожу его отвратительным, хотя по попе мелкую шлёпала иногда, но это было скорее символическое действие. Когда её родной отец ударил по-настоящему и несколько раз по попе, типа выпорол, мы сильно поругались.

Когда я была маленькой, меня сильно отшлепали пару раз в критических ситуациях, но чаще мне устраивали многодневные бойкоты, оскорбляли и унижали словами, приписывали мне мысли и слова, которых у меня не было. Короче говоря, издевались морально. И самое обидное – за эти издевательства никогда не извинялись, а вот за шлепки просили прощения. Как по мне – лучше бы били и извинялись, чем вот эти жуткие нефизические воздействия.

Меня били постоянно, всем, что под руку могло подвернуться за что угодно. Например, однажды отхлестали мокрым полотенцем до черных синяков, потому что я слишком громко говорила по телефону, мне было 7 лет. Результат – успех по жизни назло родителям. Их ненавижу, мы не общаемся и даже не созваниваемся. Не могу им этого простить. Своих детей пока нет.

Меня били в детстве. И мама, и папа. Одни раз отец жестоко избил меня за то, что я в игре толкнула брата, а он сильно ударился спиной о ребро кровати. Брат начал орать как резаный, отец испугался, что у него повредился позвоночник, и начал меня бить деревянной линейкой 60-сантиметровой. Бил по всему телу минут 15. Я уже просто не могла ни плакать, ни кричать. Мама молчала. Потом пошла к соседке и жаловалась там ей, как же можно было так бить ребенка. А почему тогда не заступилась?

Я даже не представляю себе, чтобы я позволила мужу так жестоко бить своего ребенка.

Сама мама тоже прикладывалась. Могла бить меня чем попало. Не понравилось ей, что я свою грязную обувь (тапочки) поставила на чистый пол. Она взяла эти тапочки и стала бить меня ими, грязными, по голове. В общем, веселое у меня было детство. Отразилось ли это на мне? Возможно, что отразилось. У меня есть постоянное чувство вины, я привыкла к самоуничижению. Грызу ногти с детства, есть еще одна дебильная привычка из той же оперы – психологи говорят, что человек, имеющие такие привычки, грызет, то есть ест себя. Хотя я не уверена, что причина – в побоях. Может, в чем-нибудь другом.

Мне отец в школе неоднократно говаривал, что мое место – в школе умственно отсталых, а не переводят меня туда только потому, что он-де со мной уроки делал. А если он прекратит со мной, дурой такой, ежевечерне заниматься, то меня переведут в школу у/о. Однако я школу закончила почти без троек и поступила в весьма престижный институт. Пусть со второй попытки, но поступила. Сама, без всяких блатов. В дальнейшем сама уехала в Израиль в гордом одиночестве и тут всего добилась сама. Мама, помню, по телефону вопила: “Тебе же трудно одной в Израиле, возвращайся к нам”.

Я сказала НЕТ! Пусть лучше меня здесь палестинская бомба разорвет.

Теперь я им мщу своим равнодушием и получаю неимоверное удовольствие. Я ведь дала себе слово, что отльются им мои слезы – вот и пускай отливаются. Поделом.

Домашнее насилие над детьми в семье

Одной из главнейших проблем нашего времени является насилие над детьми в семье. Подвергнувшийся издевательствам и побоям ребенок имеет огромное количество психологических проблем, с трудом адаптируется в социуме и часто перенимает поведение родителей уже в отношении своих собственных детей.

Суть и статистика

Насилию могут быть подвергнуты дети разных возрастов в семьях разного материального и социального положения. Существуют статистические исследования, по которым можно определить, какие группы детей находятся в большей зоне риска:

  • в 50 % случаев родители, подвергающие своих детей насилию, сами в детстве были его жертвами;
  • чаще всего подвергаются насилию дети в возрасте до 3 лет;
  • очень часто жертвами становятся приемные дети;
  • в зоне риска дети с психическими или физическими отклонениями.

В 77 % случаев агрессорами являются родители детей, в 11 % — другие близкие родственники, и в 2 % — чужие люди (няни, приемные родители).

Согласно мнению ученых, хотя и не существует точных данных относительно того, сколько людей подвергались насилию в детстве, однако каждый ребенок хоть раз в жизни познал насильственные действия или унижения. В России внутрисемейному насилию подвергаются около 49 % детей. Около 10 % жертв домашнего насилия погибает. В целом, на сто таких случаев приходится один или два летальных исхода.

Причины

Стоит отметить, что с древности у людей сложился утилитарный подход к детям. Ребенок раньше считался лишь придатком к взрослым, родители могли распоряжаться малышом как им угодно, воспитывать, как считали нужным. В древней Спарте так и вовсе больных и некрасивых детей убивали. Жестокие наказания часто применялись и на Руси. Считалось, что нет ничего зазорного в том, чтобы воспитывать ребенка с помощью физических наказаний. Многие люди переняли данную линию поведения и в наше время.

Выделим наиболее частые причины домашнего насилия над детьми:

  1. Стереотипы о воспитании детей, которые сложились исторически. Особо подобная проблема прослеживается в сельской местности, где насильственные методы воспитания детей переходят из поколения в поколение и считаются абсолютно нормальными.
  2. Ребенок разочаровал ожидания родителей, не оправдал возложенные на него надежды. Часто родители «во благо» пытаются сделать так, чтобы ребенок всесторонне развивался, а для того записывают его на всевозможные кружки и тренинги. Если ребенок не выдерживает подобных нагрузок, он способен вызвать агрессию у своих родителей. К тому же подобные методы воспитания часто становятся главной причиной морального и эмоционального насилия, когда ребенка заставляют заниматься тем, что ему не нравится.
  3. Низкий уровень культуры населения.
  4. Психологические отклонения родителей, алкоголизм и наркомания.
  5. Нежелательная беременность.
  6. Плохое поведение самого ребенка, попытки привлечь внимание неправильными поступками и провоцированием родителей на агрессию.
  7. Негативный опыт родителей, которых самих подвергали насилию в детстве.
  8. Экономические и социальные перемены в обществе. Собственную тревогу, негодование, неудовлетворенность взрослые склонны скидывать на тех, кто слабее их.

Можно выделить следующие виды насилия над детьми в семье: физическое, сексуальное и эмоциональное, суть которых мы рассмотрим ниже.

Физическое насилие

Насилие – это действие лица или группы лиц, которое может причинить вред психическому, физическому и половому здоровью другого человека. Физическое насилие – нанесение ребенку физических травм его родителями или другими взрослыми, которые могут стать причиной проблем со здоровьем, развитием или могут лишить ребенка жизни.

К физическому насилию над детьми в семье относятся: избиение, пытки, удушение, истязание, нанесение ожогов раскаленными предметами или жидкостями. Также сюда относится способствование употреблению ребенком алкоголя, отравляющих веществ, наркотиков.

Жестокие методы наказания – шлепки, удары ремнем, подзатыльники — также являются элементами физического насилия.

Физическое насилие над ребенком в семье широко распространено в связи с исторически сложившимися традициями воспитания детей. При воспитании ребенка необходимо помнить, что подобные методы несут только вред психологическому и физическому состоянию ребенка.

Сексуальное насилие

Сексуальное насилие над детьми в семье – это любой вид взаимодействия с ребенком, при котором происходит:

  1. Сексуальная стимуляции половых органов ребенка или взрослого с помощью ребенка.
  2. Демонстрация ребенку половых органов.
  3. Подглядывание за ребенком.
  4. Растление и изнасилование ребенка.
  5. Эксплуатация с целью проституции или съемки порнографии.

Сексуальное насилие очень серьезно травмирует психику ребенка. У жертв подобных действий падает успеваемость, они становятся замкнутыми, у детей случаются беспричинные истерики. Пережитый в детстве стресс влияет на всю дальнейшую жизнь. Жертвы насилия живут меньше остальных людей, они больше подвержены психическим и физическим болезням, у них есть проблемы с социализацией.

Эмоциональное насилие

Эмоциональное насилие — это воздействие, которое держит ребенка в напряженном эмоциональном состоянии, что может вызвать проблемы с психическим здоровьем.

К эмоциональному и психологическому насилию над детьми в семье относятся:

  • унижения и оскорбления;
  • изоляция ребенка от общества;
  • равнодушие и отстраненность;
  • запугивание и угрозы;
  • принуждение ребенка к аморальным действиям;
  • завышенные требования, с которыми ребенок не способен справиться.

Постоянные конфликты в семье между родителями могут стать причиной торможения развития ребенка.

Дабы избежать эмоционального и психологического насилия, общение с ребенком должно складываться на принципах взаимного уважения, терпимости к детским неудачам, отсутствия равнодушия при общении с ребенком.

Нарушение развития

В семьях, где процветает насилие по отношению к ребенку, замечено отставание в его физическом и нервно-психическом развитии. Отмечено, что негативное отношение к малышу способно влиять на него еще на стадии внутриутробного развития. Нежеланные дети часто рождаются раньше срока, имеют врожденные проблемы со здоровьем, развиваются медленнее своих сверстников.

Подверженные насилию дети отстают от сверстников в весе и росте, они хуже учатся. У таких людей зачастую больной помятый вид: бледная кожа, круги под глазами, непричесанные волосы, мятая одежда. Это замкнутые дети, которые могут иметь плохие привычки. Они сложно социализируются в обществе, не ладят со сверстниками, всех сторонятся.

Болезни

Одним из последствий насилия над детьми в семье могут быть разные травмы: переломы, ушибы, повреждения внутренних органов, ожоги. В результате ребенок может стать инвалидом или лишиться жизни.

К последствиям сексуального насилия относятся повреждения половых органов, болезни, передающиеся половым путем (СПИД, гонорея, сифилис, различные инфекции).

Перечисленные формы насилия часто сопровождаются эмоциональным и психологическим давлением, что может стать причиной проблем с психикой и нервной системой. У таких детей наблюдаются нервные тики, заикание.

Ослабленный постоянными стрессами организм восприимчив к разным инфекционным и бактериальным заболеваниям. Дети, подвергнувшиеся насилию, часто болеют аллергией, недержанием мочи и кала, дыхательными патологиями. Во взрослом возрасте они чаще болеют раком.

Психические особенности пострадавших детей

Дети, пережившие насилие в семье, имеют серьезные психологические травмы, которые становятся результатом личностных и поведенческих особенностей человека. Они подвержены немотивированным вспышкам гнева, переносят собственную агрессию на младших и на животных. Другие дети, наоборот, могут быть чрезмерно замкнуты и пассивны, что вызывает проблемы в общении со сверстниками. Некоторые могут пытаться привлечь к себе внимание вызывающим поведением или попытками суицида.

Пострадавшие от сексуального насилия дети могут иметь познания, несвойственные их возрасту, странно вести себя со сверстниками. С возрастом сами могут стать агрессорами по отношению к другим людям в сексуальном плане.

Подвержены депрессиям. Часто имеют низкую самооценку, из-за чего в будущем им тяжело добиться успехов.

Проблемы с социализацией

Пережившие насилие дети испытывают огромные трудности в социальной адаптации, им тяжело находить общий язык со сверстниками. Часто имеют проблемы с алкоголем и наркотиками, с помощью которых они находят успокоение. Девочки склонны к занятию проституцией, у мальчиков нарушается половая ориентация.

Таким детям тяжело создавать собственные семьи. Часто они переносят пережитое на собственных детей, становясь агрессорами. Потому цикл насилия в семье продолжается из поколения в поколение.

Методы борьбы

Проблема насилия над детьми в семье распространяется на все социальные слои общества. Зачастую предотвратить и защитить ребенка могут только окружающие неравнодушные люди. При обнаружении признаков подобных действий по отношению к ребенку необходимо связаться с социальными службами, которые возьмут семью под свой контроль.

В такой ситуации зачастую родители, как и ребенок, нуждаются в психологической помощи. Семья ставится на учет, курируется социальной службой. В случае повторения насильственных действий ребенок изымается из семьи.

В случае причинения ребенку тяжелых травм родители должны быть лишены своих прав и, кроме того, обязаны нести уголовную ответственность за свои действия. Нормативный акт, по которому родители могут быть лишены своих родительских прав за насилие над детьми в семье – статья 69 Семейного кодекса РФ. За причинение вреда здоровью ребенка предусмотрено наказание в виде штрафа 40 тыс. рублей или исправительных работ до 6 месяцев. За истязание ребенка предусмотрено наказание в виде лишения свободы от 3 до 7 лет.

Профилактика

Перечислим основные способы профилактики насилия над детьми в семье:

  • информирование населения относительно правильного воспитания детей, об административной и уголовной ответственности, которую родители могут нести за причинение вреда ребенку;
  • оперативное реагирование на поступающую информацию о семейном насилии;
  • психологическая помощь детям, подвергшимся насилию, с целью коррекции их дальнейшего поведения;
  • реабилитационные центры для проблемных семей;
  • своевременно оказанная помощь жертвам подобных действий.

Важно внимательно относиться к окружающим людям. Жертвы насилия зачастую нуждаются в психологической поддержке окружающих. Дети наиболее беспомощны перед взрослыми, потому при первых подозрениях о домашнем насилии над ребенком необходимо срочно принимать меры, а именно обращаться в государственные органы. Равнодушие окружающих может стоить ребенку не только здоровья, но и жизни.

Таким образом, дети – самые уязвимые члены общества, а потому нуждаются в особой защите и заботе. Насилие над детьми в семье – один из самых травмирующих факторов, который влечет за собой проблемы с физическим и психическим здоровьем, а также с социальной адаптацией ребенка. Очень важно вовремя фиксировать факты издевательств над ребенком и предотвращать их, используя социальные, административные и уголовные инструменты.

Статья написана по материалам сайтов: www.sites.google.com, www.uaua.info, businessman.ru.

»

Это интересно:  Бухгалтерский баланс предприятия за 3 года заполненный
Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector