Минимальный размер оплаты труда в рф устанавливается

Новая редакция Ст. 133 ТК РФ

Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

Минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, обеспечивается:

организациями, финансируемыми из федерального бюджета, — за счет средств федерального бюджета, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов Российской Федерации, — за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

организациями, финансируемыми из местных бюджетов, — за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

другими работодателями — за счет собственных средств.

Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Часть четвертая утратила силу с 1 сентября 2007 г.

Комментарий к Статье 133 ТК РФ

В настоящее время статья 133 Трудового кодекса РФ устанавливает, что минимальный размер оплаты труда не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного населения.

Прожиточный минимум — это стоимостная, т.е. денежная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы. Потребительская корзина — минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Потребительская корзина устанавливается для основных социально-демографических групп населения (трудоспособные лица, дети и пенсионеры) в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации. Вместе с тем согласно ст. 421 Трудового кодекса РФ порядок и сроки введения размера минимальной заработной платы на уровне не ниже прожиточного минимума должны быть установлены федеральным законом. Другими словами, статья 421 Трудового кодекса РФ откладывает действие статьи 133 Трудового кодекса РФ на неопределенное время. На сегодняшний день величина прожиточного минимума значительно превышает минимальный размер оплаты труда. Вместе с тем предполагается поэтапное повышение минимального размера оплаты труда (МРОТ) и постепенное приближение его к величине прожиточного минимума. Так, согласно Федеральному закону О минимальном размере оплаты труда» от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ МРОТ установлен 1100 руб. в месяц.

Проблема «отставания» минимального размера оплаты труда от гарантированного государством прожиточного минимума в значительной степени обусловлена расчетной функцией МРОТ в рамках ЕТС. Именно тарифная система оплаты труда выполняет роль своего рода сдерживающего фактора в плане увеличения МРОТ. На сегодняшний день многие исследователи отмечают, что Единая тарифная сетка полностью исчерпала свои возможности, «морально устарела». Для того чтобы пояснить суть проблемы, обратим внимание на один примечательный факт: размер средней заработной платы в стране существенно превышает установленные ЕТС тарифные ставки. Исходя из предусмотренных ЕТС тарифных коэффициентов и установленного законодательством минимального размера оплаты труда, т.е. тарифной ставки первого разряда, легко подсчитать среднюю величину тарифной ставки — около полутора тысяч рублей. Между тем средняя заработная плата в бюджетной сфере по некоторым данным превышает прожиточный минимум примерно в 1,5 раза (а в отдельных отраслях — даже в 1,7 раза). Иначе говоря, большой «удельный вес» в составе заработной платы имеют различного рода надтарифные выплаты, которые естественно не учитываются при определении величины минимального размера оплаты труда. В результате такая система тарификации приводит к искусственному занижению реального минимума оплаты труда. Фактически, установленный законом МРОТ определяет величину минимальной тарифной ставки, а не реальный минимум заработной платы, который на практике оказывается существенно выше. Между тем такое положение дел имеет весьма серьезные последствия. В связи с введением единого социального налога, который, как известно, исчисляется в зависимости от величины заработной платы работника, сложилась парадоксальная ситуация, когда налогоплательщик фактически самостоятельно определяет налоговую базу. При этом минимальная величина налоговой базы по единому социальному налогу, очевидно, определяется нормативно установленным минимальным размером оплаты труда. В этой связи возникла практика занижения налогооблагаемых сумм путем установления официальной заработной платы в размере МРОТ и так называемого «теневого дохода», который вручается работнику «в конверте». Большинство исследователей проблемы «теневой заработной платы» полагают, что установление минимальной заработной платы на уровне прожиточного минимума позволит вывести из тени «конверты».

Таким образом, занижение минимального размера оплаты труда, о котором речь шла выше, приводит в том числе к сокращению объема поступлений в бюджет и внебюджетные фонды.

Кроме того, следует учитывать и резкую дифференциацию уровня доходов населения в зависимости от экономического развития региона (разрыв в оплате труда между различными субъектами РФ составляет более чем 1:20). В связи с этим некоторые субъекты Российской Федерации делают попытки вводить свои показатели минимального размера оплаты труда (более высокие). Причины принятия таких решений понятны — повышение МРОТ позволяет собрать больший объем налоговых поступлений в бюджет. Однако действующим федеральным законодательством возможность увеличения МРОТ актами органов власти субъектов РФ не предусмотрена. В частности, согласно статье 133 Трудового кодекса РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом. Одновременно в статье 421 Трудового кодекса РФ указывается, что порядок и сроки введения размера минимальной заработной платы, предусмотренной статьей 133 Трудового кодекса РФ, устанавливаются федеральным законом. Таким образом, положения актов региональных органов власти, определяющие повышенный МРОТ, не соответствуют действующему федеральному законодательству. Вместе с тем ситуация, когда прожиточный минимум, который является основой для определения МРОТ (по крайней мере, формально-юридически), определяется по субъектам Российской Федерации, а сам минимальный размер оплаты труда — на федеральном уровне, представляется нам парадоксальной. Как нам кажется, следовало бы предоставить субъектам Российской Федерации возможность самостоятельно определять минимальный размер оплаты труда, но не ниже установленного федеральным законом.

В то же время следует помнить, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда. Поэтому в судебной практике совершенно справедливо признаются незаконными положения законодательства отдельных субъектов Российской Федерации, определяющие ставки первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений данных субъектов в размере меньшем, чем определен федеральным законодательством МРОТ. В качестве примера можно привести Определение Верховного Суда РФ от 15 февраля 2006 г. N 20-Г05-13.

Другой комментарий к Ст. 133 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Традиционно в науке трудового права и на практике под минимальным размером оплаты труда понимался размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда. Действовавшая до 20 апреля 2007 г. редакция ст. 129 ТК РФ закрепляла данное определение на законодательном уровне. В настоящее время законодатель изъял его из ст. 129 ТК РФ.

Это интересно:  Списание убытка прошлых лет в 2020 году

2. Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом.

В настоящее время минимальный размер заработной платы установлен Федеральным законом от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ (в ред. от 20 апреля 2007 г.) «О минимальном размере оплаты труда».

С 1 мая 2006 г. он составлял 1100 руб. в месяц, а с 1 сентября 2007 г. его размер установлен в сумме 2300 руб. в месяц.

3. Статья 133 ТК РФ устанавливает зависимость минимального размера оплаты труда от величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ (в ред. от 22 августа 2004 г.) «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» прожиточный минимум представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы. Потребительская корзина, т.е. минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, определяется для основных социально-демографических групп населения (трудоспособного населения, пенсионеров, детей) в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации не реже одного раза в пять лет на основе методических рекомендаций, разрабатываемых с участием общероссийских объединений профсоюзов, в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Методические рекомендации по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах РФ утверждены Постановлением Правительства РФ от 17 февраля 1999 г. N 192 (в ред. от 12 августа 2005 г.).

Потребительская корзина в целом по Российской Федерации утверждена Федеральным законом от 31 марта 2006 г. N 44-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации».

Величина прожиточного минимума на душу населения и по отдельным социально-демографическим группам определяется Правительством РФ ежеквартально на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике (Федеральной службы государственной статистики) об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам. Величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации устанавливается Правительством РФ, а в субъектах Федерации — в порядке, установленном их законами. Начиная с I квартала 2005 г. величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации не устанавливалась.

5. Установление непосредственной связи минимального размера оплаты труда с размером прожиточного минимума трудоспособного человека требует значительного увеличения расходов на оплату труда. С учетом этого обстоятельства часть первая ст. 133 ТК РФ вводится в действие по специальным правилам, предусмотренным ст. 421 ТК, в соответствии с которой порядок и сроки поэтапного повышения минимального размера оплаты труда до размера, предусмотренного частью первой ст. 133 ТК, устанавливаются федеральным законом.

В настоящее время такой закон не принят, соответственно, отсутствует и механизм выравнивания их параметров.

6. Часть 2 ст. 133 ТК РФ определяет источники, за счет которых обеспечивается минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом. Это:

— средства федерального бюджета, внебюджетные средства, а также средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, — для организаций, финансируемых из федерального бюджета;

— средства бюджетов субъектов Российской Федерации, а также средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, — для организаций, финансируемых из бюджетов субъектов Федерации;

— средства местных бюджетов, а также средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, — для организаций, финансируемых из местных бюджетов;

— собственные средства — для всех остальных работодателей.

7. Действующее законодательство предусматривает возможность устанавливать минимальный размер оплаты труда в субъекте Российской Федерации, превышающий уровень минимального размера оплаты труда, установленный федеральным законом (см. ст. 133.1 ТК РФ и комментарий к ней).

8. Помимо определения критериев для установления минимального размера оплаты труда ст. 133 ТК РФ предусматривает также право каждого работника, полностью отработавшего за месяц норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), на заработную плату не ниже установленного минимального размера оплаты труда. Следовательно, заработная плата ниже установленного минимального размера оплаты труда может быть выплачена в случаях, если работник либо не отработал в течение месяца норму рабочего времени, либо отработал норму рабочего времени, но не выполнил установленную норму труда, либо не отработал норму рабочего времени и при этом не выполнил норму труда. Это может иметь место в следующих случаях: работник приступил к работе не с начала расчетного месяца; работник прекратил трудовые отношения до истечения месяца; работник имел прогул в течение месяца; работник был отстранен от работы в течение месяца; работник исполнял государственные или общественные обязанности; работнику был предоставлен отпуск без сохранения заработной платы; работник работает на условиях неполного рабочего времени; работник находился в состоянии простоя; работник допустил брак, не подлежащий оплате или подлежащий оплате по пониженным расценкам; работник не выполняет нормы труда (должностные обязанности).

9. Поскольку минимальный размер оплаты труда предполагает оплату наиболее простого труда неквалифицированного работника в обычных условиях труда, в его величину не включаются доплаты и надбавки, премии и другие поощрительные выплаты, а также выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, за работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, иные компенсационные и социальные выплаты.

10. Часть 4 ст. 133, устанавливавшая, что размеры тарифных ставок, должностных окладов, базовых тарифных ставок и базовых должностных окладов не могут быть ниже минимального размера оплаты труда, утратила силу.

Статья 133. Установление минимального размера оплаты труда

Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

Минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, обеспечивается:

организациями, финансируемыми из федерального бюджета, — за счет средств федерального бюджета, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов Российской Федерации, — за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

организациями, финансируемыми из местных бюджетов, — за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

другими работодателями — за счет собственных средств.

Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Часть четвертая утратила силу с 1 сентября 2007 г.

Комментарий к Ст. 133 ТК РФ

1. В соответствии с ФЗ от 20 апреля 2007 г. N 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации» (СЗ РФ. 2007. N 17. Ст. 1930) в наименовании ст. 133 ТК слова «минимальной заработной платы» заменены словами «минимального размера оплаты труда».

2. Согласно ст. 3 ФЗ от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (СЗ РФ. 2000. N 26. Ст. 2729) минимальный размер оплаты труда применяется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности. Применение минимального размера оплаты труда для других целей не допускается.

Это интересно:  Как найти полис осаго по номеру машины

3. Минимальный размер оплаты труда, устанавливаемый федеральным законом одновременно на всей территории Российской Федерации, не зависит от организационно-правовой формы работодателя и формы собственности на его имущество.

4. Установление минимального размера оплаты труда не ниже прожиточного минимума должно происходить в порядке и в сроки, определяемые специальным федеральным законом, который, однако, пока не принят (см. комментарий к ст. 421 ТК РФ).

5. Источником обеспечения минимального размера оплаты труда в организациях бюджетного сектора экономики могут быть не только средства соответствующего бюджета (федерального, субъектов РФ, местных бюджетов). В качестве такого источника могут выступать и иные средства — внебюджетные, а также средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

6. Источником обеспечения минимального размера оплаты труда в организациях небюджетного сектора экономики являются собственные средства работодателя.

7. В соответствии с ФЗ от 20 апреля 2007 г. N 54-ФЗ гарантии для работника относительно его месячного заработка в размере не ниже минимального размера оплаты труда действуют только в том случае, если работник за этот период отработал полностью норму рабочего времени и выполнил нормы труда (трудовые обязанности).

8. В соответствии со ст. 1 ФЗ от 24 июня 2008 г. N 91-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» (СЗ РФ. 2008. N 26. Ст. 3010) с 1 января 2009 г. установлен минимальный размер оплаты труда в размере 4330 рублей.

Второй комментарий к Статье 133 Трудового кодекса

1. Данная статья вновь претерпела не только редакционные изменения, но и изменения в содержании.

Редакционные изменения касаются названия данной статьи: вместо установления минимальной заработной платы она теперь предусматривает установление минимального размера оплаты труда. Такое название полностью соответствует ст. 7 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда.

Кроме того, в части первой статьи размер прожиточного минимума заменен на его величину. Новая редакция представляется более удачной.

2. Изменения в содержании комментируемой статьи связаны с тем, что законодатель существенно расширил виды финансовых источников, за счет средств которых обеспечивается минимальный размер оплаты труда в организациях, финансируемых за счет средств бюджетов — федерального, субъекта Российской Федерации и местного бюджета. Теперь это не только собственно бюджетные, но и внебюджетные средства, а также средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

3. Минимальный размер оплаты труда устанавливается за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях (см. комментарий к ст. 129).

Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2005 — 2007 годы предусматривает, что стороны обязуются рассмотреть целесообразность перехода на определение заработной платы в соответствии с принципами Европейской социальной хартии. В Соглашении также рекомендуется при заключении отраслевых и региональных соглашений устанавливать минимальные тарифные ставки (оклады) в организациях внебюджетного сектора экономики на уровне не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения соответствующего субъекта РФ. Рекомендуется также при определении минимальной тарифной ставки (оклада) работников организаций ориентироваться на оптимальный для современного состояния экономики удельный вес тарифа в заработной плате не менее 50 процентов. Кроме того, Генеральное соглашение содержит обязательство сторон определить порядок актуализации потребительской корзины.

4. Непрерывный рост стоимости жизни, наблюдающийся в стране, вставшей на путь реформирования экономики, объективно потребовал систематического пересмотра размера минимальной оплаты труда. Каждое очередное повышение минимального размера заработной платы производится на основании вновь принимаемого закона. Динамика роста этого размера показана в следующей таблице.

платы, руб. Нормативный акт

Правительства РФ от 6 января 1993 г.

Федеральный закон от 19 июня 2000 г. «О минимальном размере оплаты труда» предусмотрел поэтапное повышение минимального размера оплаты труда. Однако по-прежнему прожиточный минимум значительно выше минимального размера оплаты труда, и путь сближения этих двух важнейших социальных стандартов, определяющих уровень жизни активного населения, очевидно, будет трудным и долгим.

Федеральный закон от 1 октября 2003 г. дополнил также ст. 2 Закона от 19 июня 2000 г., предусмотрев право субъектов Федерации вводить более высокие размеры минимальной заработной платы за счет своих бюджетных средств, но размер и сроки введения определять по согласованию с правительством в части, касающейся компенсации дополнительных расходов, финансируемых за счет средств федерального бюджета. При этом размер минимальной заработной платы в субъектах устанавливается для всех работодателей, действующих в данном субъекте.

5. Установление минимального размера оплаты труда не ниже размера прожиточного минимума впервые закреплено в ТК РФ в качестве одной из гарантий социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7 Конституции РФ). Однако в отличие от срока введения в действие всех других статей Кодекса, установленного 1 февраля 2002 г., порядок и сроки введения минимального размера оплаты труда, предусмотренного частью первой ст. 133, устанавливаются федеральным законом (ст. 421 в ред. Федерального закона от 20 апреля 2007 г. N 54-ФЗ).

Минимальный размер оплаты труда выполняет функцию социального стандарта, обязательность которого обеспечивается силой закона.

Защита от неоправданно низкой заработной платы предусмотрена Конвенцией N 131 «Установление минимальной заработной платы» (1970 г.). В соответствии с этой Конвенцией государства обязуются ввести систему установления минимальной заработной платы, охватывающую все группы работающих по найму, условия труда которых делают применение такой системы целесообразным. Факторы, которые учитываются при определении уровня минимальной заработной платы, включают потребности трудящихся и их семей, экономические соображения, в том числе требования экономического развития и поддержания высокого уровня занятости. Данная Конвенция нашей страной до сих пор не ратифицирована.

Наиболее оптимальным показателем нижней границы социального стандарта уровня жизни населения считается прожиточный минимум.

В Федеральном законе от 24 октября 1997 г. «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (СЗ РФ. 1997. N 43. Ст. 4904) предусмотрено, что прожиточный минимум в РФ предназначается, в частности, и для обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсии по старости, а также для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат (ст. 2).

В данном Законе закреплена также очень важная норма, в силу которой величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по РФ и в субъектах РФ определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и данных Госкомстата РФ об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам.

В соответствии с Федеральным законом от 20 ноября 1999 г. «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» (СЗ РФ. 1999. N 47. Ст. 5619) потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения (трудоспособное население, пенсионеры, дети) в целом по РФ определяется не реже одного раза в 5 лет (Федеральным законом от 31 декабря 2002 г. срок действия Закона был продлен по 31 декабря 2003 г. (СЗ РФ. 2003. N 1. Ст. 9), но так и не был пересмотрен). В настоящее время потребительская корзина установлена Федеральным законом от 31 марта 2006 г. N 44-ФЗ в целом по Российской Федерации в следующих составе и объемах (в натуральных показателях).

МРОТ – 2020: изменения

Размер МРОТ в 2020 году

Свидетелями повышения МРОТ до 85% прожиточного минимума трудоспособного населения мы стали 1 января 2018 года. Ранее ожидалось, что с прожиточным минимумом за II квартал предыдущего календарного года МРОТ сравняется только 1 января 2020 года. Однако срок был перенесен на 1 мая 2018 года.

Это интересно:  Сроки проведения инвентаризации перед составлением годовой отчетности

25 декабря 2018 года президент подписал Федеральный закон от 25.12.2018 № 481-ФЗ, предусматривающий повышение МРОТ с 1 января 2020 года.

Зарплата ниже МРОТ: ответственность и штрафы

Почему важен МРОТ? По многим причинам. Прежде всего, от него зависит заработная плата. Работодатель не имеет права платить сотрудникам, работающим на условиях полного дня, зарплату ниже МРОТ, о чем говорится в ст. 133 ТК РФ : «Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда».

ГИТ на своем официальном сайте уточняет, что заработная плата может быть меньше МРОТ, если работник работает в режиме неполной занятости или по совместительству. «Оклад может быть меньше МРОТ. Заработная плата включает в себя кроме оклада компенсационные выплаты, различные надбавки и стимулирующие выплаты ( ст. 129 ТК РФ ). Таким образом, с учетом всех надбавок к окладу или поощрений работник получает сумму, большую или равную МРОТ. Если зарплата работника все-таки меньше установленного минимального размера оплаты труда, работодателю необходимо произвести доплату до величины МРОТ».

Региональный МРОТ

Согласно ст. 133.1 ТК РФ, помимо федерального МРОТ, действующего по всей России, регионы могут устанавливать свой МРОТ. Он определяется с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте РФ.

По закону, размер минимальной заработной платы в субъекте РФ не может быть ниже МРОТ, установленного федеральным законом. При этом региональные власти имеют право приравнивать МРОТ к федеральному стандарту или повышать его.

У работодателей есть срок 30 дней, в течение которого они могут направить в трудовой орган письменный отказ о присоединении к региональному соглашению о минимальном МРОТ в конкретном субъекте. Молчание автоматически означает согласие, то есть если они не направляют отказ, то присоединяются к соглашению.

Страховые взносы и МРОТ

С 2018 году страховые взносы отвязаны от МРОТ. То есть с 1 января 2018 года, согласно Федеральному закону от 27.11.2017 № 335-ФЗ, размеры страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, которые ИП платят за себя, не связаны с величиной МРОТ и тарифной ставкой.

ИП должны будут уплатить соответствующие взносы в указанные выше внебюджетные фонды в размере, установленном п. 77 ст. 2 Федерального закона от 27.11.2017 № 335-ФЗ.

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование для ИП в 2020 году составят:

  • в случае, если величина дохода плательщика не превышает 300 000 руб., – 29 354 руб. (фиксированный размер);
  • в случае, если величина дохода плетельщика превышает 300 000 руб., – 29 354 руб. (фиксированный размер) + 1% от суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 руб., но не более 8 х 29 354 руб.

Вы ИП и не разбираетесь в бухгалтерии? Электронный бухгалтер подготовит за вас отчётность и посчитает налоги, поможет с выставлением счетов и других документов.

Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) — кто устанавливает и что входит

Термин МРОТ, который расшифровывается как «минимальный размер оплаты труда» был введен в нашей стране в 2000 году специальным федеральным законом № 82 ФЗ.

В Трудовом кодексе он назван одной из важнейших государственных гарантий наемным работникам по оплате их труда (ст. 130 ТК РФ).

Рассмотрим, для каких целей был установлен это гарантированный минимум и как быть, если зарплата не дотягивает до установленного законом значения.

Что такое МРОТ и что в него входит

Вместо длинного законодательного термина принято использовать короткую аббревиатуру — МРОТ.

Согласно закону этот тот минимум, который может выплачиваться сотруднику, работающему полную ставку.

Поскольку речь идет об оплате труда или зарплате, составные части этой величины перечислены в определении ст. 129 ТК РФ. Это:

  • основная часть (оклад, тариф и пр.), зависящая от сложности порученной работы, условий ее выполнения и квалификации сотрудника;
  • компенсационная часть, связанная с условиями труда (вредность, опасность, сложность, напряженность и т. д.);
  • стимулирующая часть, зависящая от добросовестности работника и его отношения к порученным обязанностям.

В отдельных случаях в состав оплаты труда входят специальные выплаты. Все составные части в сумме не могут быть ниже, чем это предписывает закон.

Однако в отдельных регионах эта цифра будет иной, большей. Дело в том, что статьей 133.1 ТК разрешается увеличивать размер минимальной оплаты на основании регионального соглашения.

МРОТ в Москве и Московской области

МРОТ в СПб

В Санкт-Петербурге также установлен повышенный размер минимальной оплаты. Для всех работников, кроме тех, чей труд оплачивается их федерального бюджета, он составляет 17000.

МРОТ в регионах РФ

В большинстве субъектов РФ МРОТ не имеет повышающего коэффициента и равен федеральному.

Исключение составляют:

  • Волгоградская область, где для предприятий внебюджетной сферы МРОТ повышен до 11600 р;
  • Калининградская область — 11500 р.;
  • Кемеровская область — 14465 р. для коммерческих предприятий.

Работодатели с Крайнего Севера платят МРОТ с учетом установленных для подобных местностей районных коэффициентов. Это прописано в таких субъектах, как Тюменская область, округ Югра и ЯНАО.

Самую достоверную информацию о размере и изменении МРОТ в регионах можно получить из таблицы, регулярно обновляющейся в СПС «Консультант плюс».

Порядок доплаты до МРОТ в 2018 году

Законом установлено, что работник, отработавший полный месяц и выполнивший действующие в организации на тот момент нормы труда, не может получить за свой труд сумму, меньшую чем МРОТ. При это каждая из составных частей его заработка может быть ниже этой величины.

Если после суммирования размер МРОТ не достигнут, работодатель обязан доплатить недостающую часть. Исключением из этого правила будут следующие случаи:

  • когда месяц был отработан не полностью;
  • когда работник трудится как совместитель;
  • когда по просьбе самого сотрудника или по закону для него установлены неполный день или неделя.

МРОТ и прожиточный минимум — в чем разница

До недавнего времени, МРОТ и прожиточный минимум между собой не совпадали. Однако с 2020 г. эти две величины уравняются.

То есть МРОТ будет рассчитываться каждые полгода, исходя из потребностей работающего населения за предыдущий период с учетом увеличения расходов.

Отличие между МРОТ и минимальной заработной платой

МРОТ — установленная государством, гарантированная минимальная сумма, которую получают работники у любого работодателя на всей территории страны.

Минимальная заработная плата, принятая в той или иной организации, может отличаться это этой суммы, но только в большую сторону.

Зачем государство устанавливает минимальный размер оплаты труда

Помимо гарантий по оплате труда, МРОТ применяется также и в иных случаях, когда об это прямо указывает ФЗ-82, а именно для расчета выплат по больничным листам, беременности и других целей социального страхования.

На использование МРОТ для других целей сегодня закон прямо запрещает. Однако с 2000 года МРОТ в размере 100 рублей используется для штрафов и расчета некоторых налогов.

Статья написана по материалам сайтов: sttkrf.ru, kontur.ru, 1001urist.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector