Минимальные стандартные правила обращения с заключенными

Большинство международных стандартов обращения с осужденными относятся к наказанию в виде лишения свободы. Основная часть стандартов в данной области содержится в Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными, принятых Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с заключенными в 1955 г.

Основные положения рассматриваемых стандартов можно разделить на следующие группы:

  1. организация родовой и видовой классификации лиц, лишенных свободы;
  2. организация микросоциальных условий отбывания лишения свободы;
  3. организация режима в местах лишения свободы;
  4. организация труда и профессиональной подготовки лиц, лишенных свободы.

Основные положения вышеуказанных правил:

  • дискриминация по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религиозных, политических и других убеждений, социального происхождения, имущественного положения, семейного происхождения или социального положения недопустима;
  • различные категории заключенных должны содержаться в раздельных заведениях или в разных частях одного и того же заведения, с учетом их пола, возраста, предшествующей судимости, юридических причин их заключения и предписанного обращения с ними;
  • каждый из заключенных должен располагать отдельной камерой или комнатой. Помещать двух заключенных в одну камеру представляется нежелательным. Если это необходимо по особым причинам, размещаемых в общей камере заключенных следует тщательно отбирать, чтобы удостовериться, что они способны жить вместе.
  • все помещения, а особенно спальные, должны отвечать санитарным требованиям, соответствовать климатическим условиям, иметь соответствующую кубатуру, освещение, отопление и вентиляцию;
  • в помещениях, где живут и работают заключенные, окна должны обеспечивать доступ свежего воздуха, иметь достаточные размеры для того, чтобы заключенные могли читать и работать при дневном свете. Искусственное освещение должно быть достаточным для того, чтобы они могли читать без опасности для зрения;
  • у каждого заключенного должна быть отдельная койка с постельными принадлежностями;
  • каждый должен быть обеспечен пищей, достаточно питательной для поддержания здоровья, имеющей хорошее качество, хорошо приготовленной и поданной;
  • заключенным следует обеспечивать физическую тренировку и возможность игр. Для этого нужно располагать отдельными площадками, установками и оборудованием;
  • все заведения должны иметь в штате хотя бы одного психолога, квалифицированного зубного врача и терапевта. Врач должен ежедневно принимать или посещать всех больных и всех, кто жалуется на болезнь;
  • телесные наказания, заключение в темной камере и жестокие или унижающие человеческое достоинство виды наказаний следует запрещать в качестве наказаний за дисциплинарные проступки. В качестве наказания никогда не следует пользоваться такими средствами усмирения, как наручники, кандалы, смирительные рубашки или цепи.

Таким образом, из этого следует, что заключение и другие меры, изолирующие преступников от окружающего мира, причиняют им страдания уже в силу того, что они отнимают у них право на самоопределение, поскольку лишают свободы. Режим должен сводить до минимума разницу между жизнью в тюрьме и на свободе.

Минимальные стандартные правила обращения с заключенными

Сегодня есть все основания для утверждения, что Минимальные стандартные правила вместе с другими документами, принятыми в рамках ООН по пенитенциарных проблем, составляют международно-правовой институт защиты прав человека, осужденного в условиях лишения свободы, как элемент единой системы международного права, единого международного механизма их реализации, также играют значительную роль в деле повышения уважения к демократическим правам и свободам, в укреплении мира и демократии.

Учитывая разнообразие юридических, социальных, экономических и географических условий понятно, что не все правила можно применять повсеместно и одновременно. В целом они отражают те минимальные условия, которые Организация Объединенных Наций считает приемлемыми.

С другой стороны, эти стандартные правила не препятствуют проведению экспериментов и введению практики, совместимых с изложенными в них принципами и направленными на достижение намеченных в них целей.

Во всех местах заключения следует иметь реестр в виде журнала с пронумерованными страницами, куда должны заноситься в отношении каждого заключенного следующие данные:

— Сведения о лице

— Причины, по которым его под стражу, и наименование правительственного органа, принявшего решение о заключении;

-день и час его прибытия и выхода из места заключения.

Никого нельзя принимать в тюрьму без официального приказа о заключении, подробности которого предварительно заносятся в реестр.

Содержатся осужденные в разных заведениях или в разных частях одного и того же заведения, с учетом их пола, возраста.

предыдущей судимости, юридических причин их заключения и предписанного обращения с ними.

Так, мужчины и женщины должны, если это возможно, воздерживаться в различных заведениях. Если они содержатся в одном и том же заведении, то женщин следует размещать в совершенно отдельных помещениях. Кроме того, осужденных впервые заключенных следует размещать отдельно от других осужденных.

Лиц, осужденных за невыполнение долговых обязательств, и других заключенных, осужденных по гражданским делам, следует располагать отдельно от лиц, совершивших уголовное преступление.

Несовершеннолетних правонарушителей следует содержать отдельно от взрослых.

Относительно помещений, в которых содержатся заключенные, должны быть выполнены следующие условия: там, где заключенные ночуют в камерах или комнатах, каждый из них должен иметь отдельную камеру или комнату. Если по особым причинам, таким как временная перегрузка тюрьмы, центральному тюремному управлению необходимо отказаться от этого правила, все равно размещения двух заключенных в одной и той же комнате нежелательно.

Там, где есть общие камеры, заключенных, размещаемых в них надо тщательно отбирать, чтобы убедиться, что они способны жить вместе в таких условиях. Каждую ночь следует осуществлять постоянный надзор, в соответствии с характером заведения.

Все помещения, которыми пользуются заключенные, особенно спальни, должны отвечать всем санитарным требованиям, причем должное внимание следует обращать на климатические условия, особенно на кубатуру этих помещений, на их минимальную площадь освещения, отопления и вентиляции.

Помещение, где живут и работают заключенные должны отвечать следующим требованиям:

— Окна должны иметь достаточные размеры для того, чтобы заключенные могли читать и работать при дневном свете, и должны быть сконструированы так, чтобы обеспечивать доступ свежего воздуха, независимо от наличия искусственной системы вентиляции;

— Искусственное освещение должно быть достаточным для того, чтобы заключенные могли читать и работать без ущерба для зрения.

Санитарные узлы должны быть достаточными для того, чтобы каждый заключенный мог удовлетворять свои естественные потребности, когда ему это нужно, в условиях чистоты и пристойности.

Отдельно надо остановиться на роли врача в учреждении исполнения наказаний. О физическом и психическом здоровье заключенных обязан заботиться врач, который должен ежедневно принимать или посещать всех больных, а также всех, кто жалуется на болезнь, и тех, на кого он обратил особое внимание.

Каждый раз, когда врач считает, что физическое или умственное равновесие заключенного было нарушено или грозит быть нарушенным в результате его заключения или в связи с какими-то условиями заключения, он докладывает об этом директору.

Врач обязан регулярно осуществлять инспекцию и докладывать директору по следующим вопросам:

— Количество, качество приготовления и распределения пищи;

— Гигиена и чистота учреждения и лиц, которые там содержатся;

— Санитария, отопление, освещение и вентиляция учреждения;

— Пригодность и чистота одежды и спальных принадлежностей заключенных;

— Соблюдение правил, касающихся физкультуры и спорта в случаях, когда это не возлагается на специализированный персонал.

Директор тюрьмы обязан принимать во внимание доклады и советы, что придает ему врач, в соответствии с правилами 25 (2) и 26, и, если он согласен с рекомендациями последнего, немедленно принимать меры по проведению их в жизнь; если же эти рекомендации выходят за пределы его компетенции или если он с ними не согласен, то он должен немедленно представить вышестоящим органам как свой собственный доклад, так и рекомендации врача.

Действия государств по данным правил. Все государства, где нормы защиты всех лиц, подлежащих любой форме задержания или тюремного заключения, не соответствуют Минимальным стандартным правилам обращения с заключенными, принимают эти правила. Минимальные стандартные правила воплощаются в национальном законодательстве и другие положения с учетом, если это необходимо, их адаптации к существующим законам и культуре, но без ущерба для духа и цели этих Правил. Минимальные стандартные правила предоставляются в распоряжение всех лиц, в частности в распоряжение должностных лиц, занимающихся поддержанием правопорядка и персонала исправительных учреждений для того, чтобы они могли применять и выполнять их в системе уголовного правосудия. Минимальные стандартные правила, воплощенные в национальном законодательстве и в другие положения, приходятся также к сведению и разъясняются среди всех заключенных и всех задержанных лиц при их принятии в соответствующих заведений и в период заключения.

Государства информировать Генерального секретаря Организации Объединенных Наций один раз в пять лет в форме ответов на вопросы анкеты, направляемой Генеральный секретарь, о масштабах осуществления мер и достигнутом прогрессе в отношении применения Минимальных стандартных правил, а также о факторах и трудности, влияющие на их применение. Такая анкета должна быть подготовлена в соответствии с особой схемой, быть выборочной и ограничиваться специально подобранными вопросами, чтобы обеспечивать глубокий обзор и исследование намеченных проблем.

Генеральный секретарь, принимая во внимание доклады правительств, а также другую соответствующую информацию, доступную в рамках системы Организации Объединенных Наций, в свою очередь будет осуществлять подготовку отдельных докладов, касающихся применения Минимальных стандартных правил. Для подготовки этих отчетов Генеральный секретарь может также сотрудничать со специализированными учреждениями и другими соответствующими межправительственными и неправительственными организациями, имеющими консультативный статус при Экономическом и Социальном Совете. Генеральный секретарь будет передавать указанные доклады на рассмотрение в Комитеты по предупреждению преступности и борьбе с ней, с тем чтобы последний предпринимал соответствующие действия.

Согласно положению о передаче информации, упоминалось ранее, государства передают Генеральному секретарю:

— Копии или выписки из всех законодательных положений, правил и административных норм о применении Минимальных стандартных правил к лицам, которые находятся в заключении, а также к местам заключения;

— Любые данные и материалы описательного характера о программах обращения с правонарушителями, персонал, работающий в исправительных учреждениях, и количество лиц, которые были в любой форме заключенные, а также статистические материалы, если таковые имеются;

— Любую другую соответствующую информацию о применении правил, а также данные о возможных трудностях при их осуществлении.

Генеральный секретарь распространяет Минимальные стандартные правила и указанные процедуры применения на возможно большем количестве языков и обеспечивает доступ к ним всех государств, заинтересованных межправительственных и неправительственных организаций, с тем чтобы добиться максимально широкого распространения Правил и процедур их применения.

Генеральный секретарь распространяет свои доклады по применению Правил включая коротким аналитическим изложением периодических осмотров, с докладами Комитета предупреждению преступности и борьбе с ней, с докладами, подготовленными для конгрессов Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, а также с докладами конгрессов , научными публикациями и другой относящейся к делу, документацией, время от времени может потребоваться для содействия применению Минимальных стандартных правил.

Генеральный секретарь обеспечивает чаще всего обращение к тексту Минимальных стандартных правил и использования во всех соответствующих программах Организации Объединенных Наций, в том числе о деятельности, направленной на осуществление технического сотрудничества.

В своих программ технического сотрудничества и развития Организация Объединенных Наций:

— Предоставляет по просьбе правительств помощь в создании и укреплении всеобъемлющих и гуманных исправительных систем;

— Предоставляет правительствам, по их просьбе, услуги экспертов и региональных и межрегиональных советников по вопросам профилактики преступности и уголовного правосудия;

— Способствует организации региональных и национальных семинаров и других совещаний на профессиональном и непрофессиональном уровнях с целью содействия распространению Минимальных стандартных правил и процедур их применения;

— Расширяет значительную поддержку региональным исследовательским и учебным институтам в области предупреждения преступности и уголовного правосудия, связанным с Организацией Объединенных Наций.

Комитет по предупреждению преступности ООН:

— Регулярно проводит пересмотр Минимальных стандартных правил с целью разработки новых норм, стандартов и процедур, применяемых для обращения с лицами, лишенными свободы

— Осуществляет контроль за выполнением процедур применения Правил, в том числе представляет периодические доклады согласно определенной процедуре;

— Оказывает необходимую помощь Генеральной Ассамблеи, Экономическом и Социальном Совете и всем другим Органам Организации Объединенных Наций, занимающихся вопросами прав человека, при подготовке рекомендаций по докладам специальных комиссий для проведения обследования по вопросам, связанным с применением и выполнением Минимальных стандартных правил ;

— Участвует в процедурах применения Правил, не должны толковаться как исключающие применение любых других мер или средств правовой защиты, предоставляемых в соответствии с международным правом или установленные другими органами и учреждениями Организации Объединенных Наций;

— С целью устранения случаев нарушения прав человека, включая процедуру, касающуюся систематических грубых нарушений прав человека, изложенную в резолюции 1503 (ХЬУИИИ) Экономического и Социального Совета от 27 мая 1970, рассматривает сообщения, изложенные в Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах и в Конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что минимальные стандартные правила обращения с заключенными по своему содержанию имеют скорее рекомендательный характер, но их учета положительно повлияет на процедуру исправления и ресоциализации осужденных.

Минимальные стандартные правила обращения с заключенными ООН

юридические науки

  • Попова Вера Ивановна , кандидат наук, доцент, доцент
  • Вологодский институт права и экономики ФСИН России
  • КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ УИС РФ ДО 2020 Г
  • ПЕ-НИТЕНЦИАРНАЯ ПРАКТИКА
  • МИНИМАЛЬНЫЕ СТАНДАРТНЫЕ ПРАВИЛА ООН
  • ОБРАЩЕНИЕ С ЗАКЛЮЧЕННЫМИ

Похожие материалы

Специальные общемировые стандарты применительно к лишению свободы изложены в Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными. Впервые международные нормы обращения с ними обсуждались на Лондонском конгрессе в 1872 г., где был принят документ, в котором систематизировались правила обращения с заключенными. Позднее пенитенциарная комиссия в г. Берне (1626 г.) анализировала новый проект документа об обращении с заключенными, одобренный Лигой Наций в 1934 г. и просуществовавший до 1949 г. Организация Объединенных Наций (ООН) в 1949 г. создала комитет специалистов, который предложил пересмотреть правила обращения с заключенными. Пересмотренный проект правил был передан в ООН [6]. Обновленный вариант Минимальных стандартных правил обращения с заключенными был принят на первом Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, состоявшемся в г. Женеве (Швейцария) 30 августа 1955 г. и одобрен Экономическим и Социальным Советом в его резолюциях от 31 июля 1957 г. и 13 мая 1977 г. Тогда подчеркивалось, что Минимальные стандартные правила являются только рекомендацией, не имеющей силы закона. Государства, которые подписали резолюцию, брали на себя обязанность соблюдать описанные в ней нормы и каждые пять лет представлять доклад о соответствии своей пенитенциарной системы нормам Минимальных стандартных правил [5].

Это интересно:  Технический паспорт на машину

В настоящее время Минимальные стандартные правила обращения с заключенными – один из наиболее полных и подробных документов международного характера, определяющих основы обращения с лицами, лишенными свободы. Они структурированы: состоят из 95 статей, делятся на две части (таблица 1).

Таблица 1. – Структура и содержание Минимальных стандартных правил обращения с заключенными [4]

Основной принцип (ст. 6), реестр (ст. 7), разбивка по категориям (ст. 8), помещения (ст. 9-14), личная гигиена (ст. 15-16), одежда и спальные принадлежности (ст. 17-19), питание (ст. 20), физические упражнения и спорт (ст. 21), медицинское обслуживание (ст. 22-26), дисциплина и наказания (ст. 27-32), средства усмирения (ст. 33-34), информация заключенных и представление ими жалоб (ст. 35-36), контакты с внешним миром (ст. 37-39), книги (ст. 40), религия (ст. 41-42), хранение имущества заключенных (ст. 43), уведомление о смерти, болезни, переводе и т.д. (ст. 44), перемещение заключенных (ст. 45), персонал заведений (ст. 46-54), инспекция (ст. 55).

Правила, применяемые к особым категориям

А. Осужденные заключенные (ст. 56-81), В. Душевнобольные и страдающие умственными недостатками заключенные (ст. 82-83), С. Лица, находящиеся под арестом или ожидающие суда (ст. 84-93), D. Заключенные по гражданским делам (ст. 94), Е. Лица, арестованные или помещенные в тюрьму без предъявления обвинения (ст. 95).

Важно заметить, что все Минимальные стандартные правила приняты в форме резолюций Генеральной Ассамблеей ООН. Это означает, что документы, принятые ООН в лице одного из ее главных органов, с точки зрения юридической силы являются рекомендациями, т.е. для стран-участников они носят рекомендательный характер и подлежат учету при разработке и принятию внутригосударственных законов и подзаконных актов [3].

За время существования Минимальных стандартных правил обращения с заключенными они оказали значительное влияние на пенитенциарную систему и практику в странах, которые согласились с их основными положениями. Вместе с тем за прошедшее время пенитенциарная политика не стояли на месте. В связи с этим весомую роль на сегодняшний день играют аспекты и требования по повышению престижности Минимальных стандартных правил и адаптации их к постоянно меняющимся современным условиям.

На сегодняшний день реформирование УИС протекает в соответствии с Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года [2], предполагает соответствие Минимальным стандартным правилам обращения с заключенными и включает такие направления, как совершенствование уголовно-исполнительной политики, направленной на социализацию осужденных; изменение структуры УИС, создание новых видов учреждений, осуществляющих исполнение наказаний в виде лишения свободы; осуществление раздельного содержания осужденных с учетом тяжести совершенного преступления и криминологической характеристики осужденного; изменение идеологии применения основных средств исправления осужденных в местах лишения свободы с усилением психолого-педагогической работы с личностью и подготовки ее к жизни в обществе; разработка форм проведения воспитательной работы, организации образовательного процесса и трудовой занятости осужденных в новых условиях отбывания наказания и другие.

Согласно данным Доклада о результатах и основных направлениях деятельности на 2015 – 2017 гг. Федеральной службы исполнения наказаний по состоянию на 1 января 2015 г. в учреждениях УИС содержалось 671,7 тыс. человек [1].

Остановимся на некоторых показателях, характеризующих уголовно-исполнительную систему в условиях реформирования. Медицинское обслуживание осужденных и подследственных обеспечивают 133 больницы различного профиля, а также медицинские части или здравпункты в каждом учреждении, 58 лечебных исправительных учреждений для больных туберкулезом, 9 лечебных исправительных учреждений для больных наркоманией. Показатель первичной заболеваемости среди лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, снизился на 10,5%. На 9,2% уменьшилась численность лиц, состоящих на диспансерном учете по туберкулезу.

В учебном году продолжалась работа по созданию необходимых условий для организации общеобразовательного обучения осужденных к лишению свободы. Количество учреждений, где отсутствуют школы и их филиалы, сократилось на 7,5%. На начало учебного года все осужденные, подлежащие обязательному общему обучению, приступили к учебе.

Свыше 213 тыс. осужденных трудоустроено на оплачиваемые работы (в 2013 г. – 212 тыс.). Их среднедневная заработная плата в сравнении с 2013 г. выросла на 11,6% (с 195,5 руб. до 218,6 руб.).

В учреждениях УИС расширяется спектр телекоммуникационных услуг. В 2014 г. продолжается деятельность по предоставлению разговоров с использованием технологии видеоконференцсвязи, заказу на получение продуктов питания и предметов первой необходимости в интернет-магазине, услуга «Электронное письмо» реализована в 184 учреждениях УИС, справочные терминалы установлены в 514 учреждениях УИС.

Особо стоит отметить, что в 2014 г. Минюстом России в целях реализации Концепции развития уголовно-исполнительной системы до 2020 г. и государственной программы «Юстиция» продолжалась работа по совершенствованию законодательства в сфере исполнения уголовных наказаний. За этот период принято 45 нормативных актов, направленных на обеспечение прав подозреваемых, обвиняемых и осужденных [1].

Таким образом, среди международно-правовых норм по обращению с заключенными признаются, в первую очередь, Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, которые являются одним из старейших базовых документов ООН в данной области. В условиях реформирования уголовно-исполнительной системы Российской Федерации ведется активная работа по основным направлениям, предусмотренным Концепцией развития уголовно-исполнительной системы до 2020 г.

Список литературы

  1. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности на 2015 – 2017 годы Федеральной службы исполнения наказаний. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.fsin.su
  2. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.fsin.su
  3. Курмангали М.Ш. Некоторые вопросы имплементации международно-правовых документов, содержащих Минимальные стандартные правила обращения с заключенными в законодательство Республики Казахстан / М.Ш. Курмангали // Известия НАН РК. Серия общественных наук. – 2007. – №4.
  4. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными. Приняты на первом Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями в 1955 г. и одобрены ЭКОСОС ООН в его резолюциях от 31 июля 1957 г. и от 13 мая 1977 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl
  5. Моника Платек Значение минимальных Правил ООН обращения с заключенными и Европейских тюремных правил для процесса нормализации // Из книги «Руководство по обучению сотрудников исправительных учреждений Молдовы» Польская Ассоциация Правового Образования. – Варшава. – 1997. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://old.prison.org/lib/comments/platek001.htm
  6. Стручков, Н.А. Обсуждение пенитенциарных систем на международном уровне / Н.А. Стручков. – Рязань. – 1977. – С. 41-47.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Минимальные стандартные правила обращения с заключенными

Название Минимальные стандартные правила обращения с заключенными
страница 1/4
Дата 07.05.2013
Размер 1.1 Mb.
Тип Реферат
скачать >>>

Минимальные стандартные правила обращения

Глава 1. История создания минимальных стандартных правил обращения с заключенными……………………………………. 7

1.1 Сотрудничества государств в области обращения с правонарушителями………………………………………………………….7

1.2 Роль ООН в создании минимальных стандартных правил обращения с заключенными……………………………………………………………..14

Глава 2. Правовой анализ минимальных стандартных правил обращения с заключенными……………………………………..16

2.1 Юридическая природа минимальных стандартных правил обращения с заключенными…………………………………………………………..16

2.2 Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних. (Пекинские правила)……………………………. 23

^ 2.3 Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила) ……………………………………………………………………..33

Глава 3. Проблемы отражения Минимальных стандартных правил обращения с заключенными в национальном законодательстве Республике Казахстан…………………………………………….40

3.1 Международно правовой механизм реализации минимальных стандартных правил обращение с заключенными в национальном законодательстве……………………………………………………………..41

3.2 Вопросы реформирования уголовно-исполнительной системы и совершенствование практики применения уголовного наказания……….51

3.3 Гуманизация уголовной исполнительной политики Республики Казахстан в качестве фактора совершенствования деятельности минимальных стандартных правил обращения с заключенными…………………………60

Актуальность темы исследование. Актуальность исследования данной проблемы обуславливается повышенным вниманием к правам человека в целом. В условиях построение рыночных отношений резко обострилось проблема борьбы с преступности. Появились новые формы преступного поведения. Во все сферы жизни государства глубоко проникает коррупция. Коррупция подрывает основы экономики демократические устои общества не позволяет укрепить в обществе общечеловеческие ценности. Это ведет к широкому применению в Казахстане уголовно-правовых мер борьбы с преступностью, что в свою очередь актуализирует проблемы реабилитации и обращения с преступниками. В Казахстане наблюдается многочисленные примеры нарушения прав заключенных на различных стадиях отправления правосудия. Нередко к уголовной ответственности привлекается ни в чем не повинные люди только за первые четыре месяца 2005 года было оправдано124 человека, тогда как за весь 2004 год количества оправданных составило 246 человек. Очевидно, что при всей сложности криминогенной ситуации в Казахстане традиционные и вновь вводимые меры борьбы с преступностью должны применяться в строгом соответствии с законом с обеспечением гарантированных государством прав и законных интересов лиц, осуждаемых за совершенные преступления в этих условиях Казахстану необходимо обратиться к мировому опыту по обращению с заключенными. Актуальность исследования данной проблемы обуславливается повышенным вниманием к правам человека в целом признание Казахстаном ряда важнейших документов в области прав человека закрепление в конституции Республики Казахстан признанных прав и свобод человека и гражданина важные шаги в этом направлении сказанное должно повлечь переоценку обращения государства с человеком, в том числе и с заключенными.

Существует ряд международно-правовых актов, в которых речь идет об обращением с лицами, совершившими преступления. К ним относится: минимальные стандартные правила обращение с заключенными 1955г; процедуры осуществления минимальных стандартных правил обращения с заключенными 1984г; кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка 1979г; минимальные стандартные правила ООн касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних Пекинские правила 1985г; свод всех принципов защиты всех лиц подвергаемых задержанию или заключению в какой, бы то ни было форме 1988г и др. Во многих этих документах речь идет о международных правовых стандартах обращения с лицами, к которыми применяется, принудительные меры связанные с изоляцией человека от общества. Содержание документа позволяет нам говорить о том, что под заключенными здесь имеется виду лица находящихся под стражей, осужденные к лишение свободы, а также особые категории заключенные, то есть психически нездоровые, задержанные гражданские должники и задержанные без предъявления обвинения.

С обострением социальных отношений ослабляются нравственные устои общества, что в свою очередь приводит к ожесточению в отношениях между людьми. Отношения к осужденным в таких условиях может быть не столь терпимым и гуманным как это требует международные нормы и правила, национального законодательства государства может провозглашать и закреплять в законе нравственные и правовые ценности, но не всегда населения следует высоким моральным принципам. Например, в нашем обществе порой высказываются мнения о том, что не следует тратить государству средства на лечения наркоманов, алкоголиков, на содержания опасных преступников, а лучше их расстрелять, что будет экономически выгодно или нечто в этом роде. Таким образом, правосознания населения его нравственные ценности еще во многом далеко от идей гуманизма признания жизни каждого гражданина наивысшей ценностью общества. Идеи гуманизма достаточно часто насилием понимаются в искаженном свете только как тенденции создания преступником курортных условий, принцип гуманизма нельзя сводить к снисходительному отношению к тем, кто совершил преступления, мы выступали и продолжаем поддерживать позицию, согласно которой является правильной увеличение пределов лишению свободы до 20 лет либо пожизненно, что позволяет достичь целей восстановления социальной справедливости, гуманное отношения к осужденным не означают вседозволенности отсутствии дисциплины и порядка в местах отбывании наказании. Гуманизм в первую очередь должен проявлять в вежливом обращении к осужденным со стороны персонала сила не должна приниматься чрезмерно и не иначе как на основании закона, а лица отбывающее наказание не должны подвергаться унижающему их достоинств обращению.

^ Состояние разработанности проблемы. Международные правовые стандарты и иные исследование проблем в отношение связанных с тюремным заключением осужденных, проводились казахстанскими, российскими и зарубежными авторами. Среди казахстанских авторов хотелось выделить Балтабаева. К.Ж и Д.С. Чукмаитова его работа называлась: «Теоретические основы систем исполнение наказания». Также российских ученых можно выделить таких как Д.В.Усик написавший свою кандидатскую диссертацию посвященной: «Международно-правовым стандартам по обращению с осужденными и проблема их отражения в законодательстве об исполнения наказания в виде лишения свободы». И много других работ посвященной с тюремным заключением осужденных.

Как уже отмечалось, несмотря на имеющиеся разработки отдельных проблем связанных с тюремным заключением в настоящее время нет комплексного научного исследования, в котором бы рассматривались теоретические и практические аспекты с точки зрения международного права.

^ Цели и задачи исследования. Цели дипломной работы является проведение комплексного изучения проблем связанных с изоляции человека от общества или о правах заключенных в пенитенциарных учреждениях.

Для достижения цели дипломной работы предлагается решения следующих задач:

Это интересно:  Как зарегистрироваться на госуслугах иностранному гражданину

— анализ и исследование исторического, экономического законодательного и концептуального понятий «заключенный», «тюрьма», «права человека в пенитенциарных учреждений».

— решения проблемы осужденных в пенитенциарных учреждениях а также вопросы возникающих в международном праве.

— исследование международных конвенций и Пактов связанных о правах человека также, рекомендации ООН о «Минимальных стандартных правил обращения с заключенными 1955г», «процедуры осуществления минимальных стандартных правил обращения с заключенными 1984г», « поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка 1979г», «минимальные стандартные правила ООН касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних Пекинские правила 1985г», «свод всех принципов защиты всех лиц подвергаемых задержанию или заключению в какой бы, то ни было форме 1988г» и др.

^ Объект и предмет исследования. Объектом является пенитенциарные учреждения, заключенные и тюремный персонал. Предметом является понятия прав осужденных или заключенных, права несовершеннолетних лишенных свободы и минимальные стандартные правила обращения с заключенными.

^ Методы исследования. При написании дипломной работы была использована научная литература казахстанских российских и зарубежных авторов, научные статьи, опубликованные в российских и казахстанских юридических журналах по международному праву, международное уголовное права, исполнительное права, уголовное права, сравнительному правоведению. Проведен анализ законодательства зарубежных стран, норм международных конвенций, соглашений, рекомендаций и пактов касающихся прав человека.

^ Теоретическая и практическая значимость исследования . Полученные автором в процессе проведенного исследования результаты могут быть использованы в научной и правоприменительной деятельности, а также в процессе преподавания в учебных заведениях курса «Международного права и Уголовного права»

^ Положения, выносимые на защиту. Я бы хотел выделить два положения выносимых на защиту. Это, во-первых, подержание человеческого достоинства, а во-вторых, санитария и гигиена. В первом хотелось бы показать особое значение соблюдения прав мужчин и женщин, находящихся под стражей или в тюремном заключении, кроме утраченных вследствие лишения свободы. Существует всеобщее запрещение пыток и дурного обращения. Обращение с заключенными и лицами, находящимися под стражей во всех ситуациях должно быть гуманным и не умаляющим их человеческое достоинства. Выполнение этого требования начинается с момента заключения в тюрьму и продолжается до освобождения из заключения. Условия тюремного заключения должно обеспечивать удовлетворение основных физических потребностей.

Основные международные документы и принципы об подержание человеческого достоинства гласят: всем лицам, лишенным свободы должно быть обеспечено гуманное обращение, и уважение достоинства человеческой личности этот принцип был принят Генеральной Ассамблеей ООН в 1988г.

Хотелось бы отметить, что не кто не вправе оскорблять человеческие достоинства. Для этого чтобы не нарушались права человека нужна, укрепить внутреннее законодательство страны, т.е. устранить пробелы в законах и актах, а во- вторых ужесточить меры наказания со стороны нарушителя кто нарушает человеческие достоинства.

Во втором положении, выносимом на защиту является проблемой в том, что в тюрьмах большинство заключенных болеют, например туберкулезом, боткиной и много других болезней, которое не позволяется выжать до освобождения при таких условиях. Что бы решить эту проблему нужно соблюдать санитарию и гигиену, а также давать более полноценное питание, т.е. свежими фруктами и овощами что дает полное рацион витаминов.

Во-первых, персонал должен обеспечить, что бы все сантехническое оборудование находились в рабочем состоянии и организовать групповые посещения заключенными ванных комнат. Также всем заключенным должно быть обеспечено мылом, чистыми полотенцами и туалетными принадлежностями. Заключенные-женщины также должны быть обеспечено гигиеническими средствами.

Во-вторых, заключенным, занятым на грязных работах или в приготовлении и раздаче пищи должна быть предоставлена возможность более частого мытья.

Чтобы заключенные так скажем, дольше жили в тюрьмах нужно соблюдать требование из выше сказанного. И соблюдать рекомендации ООН о минимальных стандартных правил обращения с заключенными.

^ Структура и объем работы. Дипломная работа состоит из ведения, трех разделов, объединяющих восемь подразделов, а также заключение и библиографии общий объем работы составляет 71 страницы

^ Глава 1. История создания минимальных стандартных правил обращения с заключенными.

1.1 Сотрудничества государств в области обращения с правонарушителями.

В 1870 г. в г. Цинцинатти по инициативе Нью-Йоркского тюремного общества состоялся национальный тюремный конгресс США, на котором подробно обсуждался ряд вопросов связанных с исполнением наказания в виде лишения свободы. На данном конгрессе был принят документ, который назывался «принципы пенитенциарной науки». Он представлял собой первую попытку систематизации правил обращения с заключенными. Американские пенитенциаристы подготовили его к предстоящему международному тюремному конгрессу. Документ содержал в себе 41 раздел среди которых, например, были такие как «Цель наказания», «Смысл наказания», «Классификация преступников», «Нравственное воздействия на заключенных» и другие. В 1950 г. В Гааге состоялся форум, завершивший серию официальных Международных тюремных конгрессов, по существу Гаагский форум стал ликвидационным конгрессом, ибо в том же году ООН было принято решения в соответствии, с которым международное сотрудничество в области предупреждения преступности и обращения с правонарушителями переходило под эгиду ООН. Таким образом, одна из основных современных форм международного сотрудничества Конгрессы ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями которых в настоящему времени проведено девять берет свое начало с тюремных конгрессов. Как считают Н.А. Стручков и И. Б.Викторова, в настоящее время на международном уровне проблемы исполнения наказания разрешаются двумя науками – пенитенциарной наукой и пенологией  . Пенитенциарной наука изучает исполнения наказания в виде лишения свободы и деятельность соответствующих учреждений, пенология — всю систему наказаний и их исполнение. Обе эти науки считают указанные авторы прошли определенный этап своего зарождения и развития в процессе, которого происходило их сближения и даже как считают некоторые авторы, полное управления. Сближения пенологии и пенитенциарной науки Н. А. Стручков и И. Б. Викторова видят в том, что пенология несколько сузило свое содержания сконцентрировавшись главным образом на проблемах лишения свободы и заменяющих его институтах на пробации и на вопросах освобождения от лишения свободы и ресоциализации освобожденных, на постпенитенциарной опеки. Пенитенциарная наука расширила свой предмет своего исследования и вторглась в ту же область пробации, досрочного освобождения, постпенитенциарной опеки. Это обстоятельство продолжают они — позволило Жаку Леоте констатировать, что в современных условиях изучения наказания представляет собой область пенологии и ли пенитенциарной науки, которые практически в своем предмете уровнялись. Пенологию или пенитенциарную науку Ж. Леоте относит к криминологии, но не растворяет в ней. По его мнению, пенология или пенитенциарная наука и криминология имеют одно поле деятельности. В то же время их корректные цели различны. Криминология имеет целью изучить все факторы предупреждения новой преступности  . Цель пенологии и пенитенциарной науки – добиться уменьшения рецидива преступлений после отбытия наказания. Приведенное мнение Ж. Леоте о тесной связи, пенологии и криминологией считают, Н.А Стручков и И.Б.Викторова отражает господствующий взгляд на этот вопрос на международном уровне. Видимо в силу этой идеи продолжают они – ООН проводит конгрессы по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, т. е исходит из необходимости комплексной разработки и практического осуществления вопросов борьбы с преступностью и воздействия на осужденных. Приведенное мнение Н.А.Стручкова и И.Б Викторовой было высказано в начале 80-годов. В настоящее время в условиях развала СССР и краха марксистского – ленинской идеологией и ориентации всех государств СНГ на ранее приобретенный мировой опыт следует учесть мнение указанных авторов и следовать международным стандартам. В советской юридической литературе понятия пенология и пенитенциарная наука отрасль применялись также как и тюрьмоведение при характеристике права и соответствующих институтов зарубежных буржуазных государств

Охватывая лица, в отношении которых применены репрессивные меры, в виде изоляции от общества мы стараемся сфокусировать внимание на самой сути этого явления, так как именно место содержания определяет положения лица в этих случаях слова «тюрьма» наиболее точно передает смысл всего этого. Конечно же, мы против возражения традиций старой тюрьмы описанной в литературе. Мало что изменилось с тех пор в тюрьмах государств, образовавшихся на обломках СССР. Об этом свидетельствуют появляющиеся в последнее время на страницах печати публикации на эту тему, а также материалы, опубликованные независимыми неправительственными организациями. Так один из освобожденных из мест лишения свободы свидетельствует: держат там нашего брата, словно сельдей в бочке. За окнами мороз до тридцати градусов, мы же паримся, спасу нет. Да как мажет быть иначе, если вместо установленных законом двух с половиной квадратных метров на человека нам, как правило, лишь полтора доставалось. Переуплотненность плохое коммунально-бытовое обеспечения, нехватка медицинской техники и лекарств пишет заместитель министра МВД РК Н.Власов, привели к значительному росту заболеваемости спецконтингента туберкулезом, чесоткой и педикулезом. По его словам в 1995 г число осужденных больных туберкулезом активной формы достигло 9 тысяч человек, что во многом превышает средний уровень заболеваемости этой болезнью населения республики. Уже 1996 г министр МВД РК Сулейменов К. Ш в интервью журналисту сообщает, что среди осужденных отбывающих наказаний 16,5 тысяч больны туберкулезом из них 11 тысяч имеют эту болезнь в открытом форме. По его данным только в этом году в казахстанских колониях умерло 659 заключенных такая же картина в тюрьмах других государств СНГ. В законе РК «о порядке и условиях содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 30 марта 1999 года дает определения изолятора временного содержания (ИВС) и следственного изолятора (СИ). Согласно этого закона ИВС – это специальное учреждения предназначенное для содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступлений. Соответственно СИ- специальное учреждение, предназначенное для содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применен арест.

Возвращаемся к понятию тюрьмы можно дать следующее ее определение – это специальное учреждение, предназначенное для содержание лиц, в отношении которых избраны на основании закона принудительные меры, связанные с изоляцией человека от общества. Тюрьма есть наука о проблемах принудительной изоляции человека от общества с целью возращения его полноценным членом общества. Изучения специальной научной литературы международно-правовых документов, а также национального законодательства государств показывает, что общество и государство постоянно сталкивается с проблемой правильного определение круга лиц, в отношении которых были предприняты принудительные меры с изоляцией человека от общества  . Для более успешного приобщения к международно-правовому опыту обращения с правонарушителями необходимо на наш взгляд теоретически переосмыслить свои прежние представления в этой сфере. Существует ряд международно-правовых актов, в которых речь идет об обращении с лицами, совершившими преступления. Например, это Кодекс проведения должностных лиц по подержанию правопорядка (1979г), Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (1955г), Процедуры осуществления минимальных стандартных правил обращения с заключенными (1984г), Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила 1985г) и другие. Во многих этих документах речь идет о международно-правовых стандартах обращения с лицами, к которым применяются принудительные меры, связанные с изоляцией человека от общества. В этом усматривается особое внимание международного сообщества к правовому положению лиц оказывающихся в условиях утраты свободы  . Между тем неоднозначное понимание используемых терминов в международно- правовых документах, их разнообразная интерпретация мешают приобщению специалистов и граждан к мировому опыту в этой области. В качестве примера к сказанному можно привести интерпретацию в разных источниках одного из важнейших документов ООН – Минимальных стандартных правил обращения с заключенными. Содержания документа позволяет нам говорить о том под заключенными здесь имеется в виду лица находящиеся под стражей, осужденные к лишению свободы, а также особые категории заключенных, т. е. психически нездоровые, задержанные гражданские должники и задержанные без предъявления обвинения.

Так Д.В.Усик в своей кандидатской диссертации, посвященной международно-правовым стандартам по обращению с осужденными и проблемам их отражения в законодательстве об исполнения наказаний в виде лишении свободы, пишет: «согласно разъяснениям, даваемым в некоторых документах ООН термину «заключенный» под ним понимается любое лицо лишенное личной свободы в результате осуждения за совершении какого-либо правонарушения». Таким образом, пишет он термин «заключенный» является разнозначным закрепленному в российском законодательстве термину «осужденный к лишению свободы». Рассматривая международно-правовые вопросы защиты осужденных, Г. Ю. Федосеева в своей диссертации в понятие «заключенный» вкладывает другой смысл. Понятие заключенный пишет, она в международных документах применяется для обозначения как лиц отбывающих наказаний в виде лишении свободы (т.е. осужденный) так и лиц арестованных или помещенных в следственный изолятор без предъявления обвинения. Позиция второго автора на наш взгляд ближе к истине. Очевидно, что общим для всех лиц, о которых идет речь, является то, что все они принудительно изолированы от общества в установленном законом порядке. Как было уже сказано, мировая общественность более всего обеспокоена правами лиц, которые ограничены в самом естественном праве-свободе.

В условиях построение рыночных отношений резко обострилось проблема борьбы с преступности. Появились новые формы преступного поведения. Во все сферы жизни государства глубоко проникает коррупция. Коррупция подрывает, основы экономики демократические устои общества не позволяет укрепить в обществе общечеловеческие ценности. Это ведет к широкому применению в уголовно-правовых мер борьбы с преступностью, что в свою очередь актуализирует проблемы реабилитации и обращения с преступниками. В международной арене наблюдается многочисленные примеры нарушения прав заключенных на различных стадиях отправления правосудия. Очевидно, что при всей сложности криминогенной ситуации на международной арене традиционные и вновь вводимые меры борьбы с преступностью должны применяться в строгом соответствии с законом с обеспечением гарантированных государством прав и законных интересов лиц, осуждаемых за совершенные преступления в этих условиях необходимо обратиться к мировому опыту по обращению с заключенными. Серьезным шагом в развитии мирового сообщества в 20 веке явилось признания ценности человеческой личности, ее достоинства, необходимости обеспечения минимальных гарантий существования и свободного развития человека.

Это интересно:  Внедрение профстандартов в здравоохранении

Мировая общественность выработало общечеловеческие минимальные стандарты прав и свобод, которыми должен обладать любой человек в любом государстве не зависимости от общественного строя формы правления политического режима и другие. Основным средством определения этих прав и свобод стали разработка и принятия международно-правовых документов по правам человека обязательных для исполнения государствами, добровольно признавшими их юридическую, политическую и моральную силу  .

10 декабря 1948 года, Генеральная Ассамблея ООН, после тщательного изучения и 1400 этапов голосования практически по каждому слову и пункту приняла Всеобщую Декларацию прав человека, цель, которой служит в качестве задачи к выполнению который должны стремиться все государство в своих усилиях по обеспечению всеобщего и эффективного признания и соблюдения перечисленных в ней прав и свобод.

Декларация от латинского заявления – это международно-правовой документ, провозглашающий какие-либо принципы. Декларация носят не обязательный, а рекомендательный характер, поэтому декларация вступает в силу сразу после их принятия  .

Декларация, состоящая из 30 статей, определила минимальный объем прав и свобод, который должен обладать любой человек в любом государстве. Права и свободы, содержащиеся в Декларации можно разделить на 4-ре группы:

1) элементарные права и свободы ст. 3-5, 7-12

2) гражданские права ст.6, 13-17

3) политические права ст. 18-21

4) социальные, экономические и культурные права ст.22-28

Декларация устанавливает не только права и свободы, но и обязанности каждого человека перед обществом, а также основания, по которым возможны ограничения при осуществлении индивидом прав и свобод. Эти ограничения могут устанавливаться в целях признания и уважения прав и свобод других людей общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе и при условии, что они прямо установлены законом. В заключительном статье говорится, что никто в настоящее Декларации не может быть истолковано как представления какому-либо государству группе лиц или отдельным лицом право совершенствовать действия направленные на уничтожения прав и свобод изложенных в настоящей Декларации.

Также было принята, несколько Международных пактов и протоколов касающихся прав осужденных. Это международный пакт о гражданских и политических правах вступил в силу в марте 1976 года статьи 6,7,9,11,14,и 15 подробно рассматривают права на жизнь, запрещение тюремного заключения как наказания за невыполнение договорных обязательств, право на справедливое судопроизводство, и запрещение уголовных наказаний имеющих обратную силу  . К Пакту присоединились более 100 государств, и он является документом, имеющим обязательную силу который обязаны выполнять правительство и их институты, в том числе пенитенциарные. Имплементация Пакта контролируется Комитетом по правам человека, создание которого было предусмотрено самим пактом. Тем не менее, было бы ошибкой не упомянуть о Международном пакте, об экономических, социальных и культурных правах который вступил, в силу в январе 1976 года для этого есть как минимум три причины:

1) Исполнения закона происходит не в вакууме. Тюремные чиновники должны выполнять свои обязанности в определенных экономических условиях жизни людей, которых они должны защищать.

2) Неверно полагать, что экономические и социальные права как категория не имеют отношения к повседневной работе тюремных чиновников. Ярким примером экономических прав является отсутствие дискриминации, и соблюдение основных правил и норм организации труда.

3) Права, которые защищают эти два Пакта, признаны всеми как равные и взаимозависимы.

Таким образом, отмечается, что Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, защищает широкий спектр прав, в том числе права на труд, справедливые условия найма, на организацию профсоюзов, на социальное обеспечение и социальное страхованию, на достойный уровень жизни и т.д. Имплементация Пакта контролируется Комитетом по экономическим и социальным и культурным правам.

Первый факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах ступил в силу одновременно с Пактом. Это дополнительный документ позволяет комитету по правам человека получать и анализировать обращения частных лиц, ставших жертвами нарушения какого-либо права предусмотренного Пактом. Для рассмотрения таких жалоб Комитет провел большую нормотворческую работу, в результате которой были выработаны руководящие принципы применения Пакта к деятельности тюремных чиновников. Несмотря на то, что Международный пакт о гражданских и политических правах не запрещает смертную казнь, он устанавливает строгие ограничения на ее применение. Учитывая постоянное увеличение в мире числа сторонников полной отмены смертной казни, в 1989 г. Генеральная Ассамблея приняла Второй факультативный протокол к Пакту, направленный на отмену смертной казни и запрещающий ее применение государствами членами.

Один из важнейших достижений ООН, явилось создания всеобъемлющей нормативной базы в области прав человека, впервые в истории мирового сообщества был сформирован всеобщий свод законов или так называемым «Всеобщая декларация прав человека», принятая Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г, ныне является высоким международно-правовым документом, признающим и закрепляющим ряд основополагающих требований в области прав человека для мирового сообщества. В этом акте особо подчеркивается, что основой свободы, справедливости и всеобщего мира выступает признание достоинства всех членов человеческой семьи, их равные и неотъемлемые естественные права. В этом документе также утверждается, что народы Объединенных Наций подтвердили в Уставе свою веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности. Другим важным международно-правовым документом, развивающим положения Всеобщей декларации прав человека, является Международный пакт о гражданских и политических правах и его неотъемлемая часть – Факультативный протокол, принятые 16 декабря 1966г резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН. В преамбуле этого акта отмечается, что все участвующие в настоящем Пакте государства признают, что согласно Всеобщей декларации прав человека идеал свободной человеческой личности, пользующиеся гражданской и политической свободой от страха и нужды может быть осуществлен только, если будут созданы такие условия, при которых каждый может пользоваться своими экономическими, социальными и культурными правами, так же как и своими гражданскими и политическими правами. После вступления Республики Казахстан 2 марта 1992 г в ООН Всеобщая декларация прав человека и другие международные правовые акты стали приобретать в нашей стране практическую значимость. Отметим, что Указом Президента РК « О подписании Республикой Казахстан Международного пакта о гражданских и политических правах и Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах» от 15 ноября 2003г № 1227 наше государство подписало Международного пакта о гражданских и политических правах и Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах.

Очерчиваемый круг лиц необходимым, для того чтобы облегчить ориентацию нашего государства и общественности на существующие мировые стандарты по правам человека и по обращению с правонарушителями. Необходимость такого подхода вытекает из положений статей Конституции РК. Так, в ч.1 ст.4 действующим правом наряду с другими нормативными актами признаются международные и иные обязательства Республики  . В ч.3 этой же статьи отмечается, что международные договоры, ратифицированные Республикой имеют приоритет перед ее законами и применяются непосредственно кроме случаев, когда из международного договора следует что для его применения требуется издание закона. Следует заметить, что международные гарантии прав и свобод человека и гражданина в Конституции Российской Федерации изложены более удачно. В ч. 1 с .17 Конституции РФ прямо указывается, что РФ признаются, и гарантируется права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права в соответствии с настоящей Конституцией. В аналогичной статье Конституции РК отмечаются, что в Республике Казахстан признаются, и гарантируется права и свободы человека в соответствии с конституцией. На мой взгляд, упоминание о международно-правовых гарантий в Конституции РК было бы логично продолжением признания отдельных норм по правам человека, полностью соответствующим Всеобщей декларации прав человека, Международному пакту о гражданских и политических правах и других международно- правовым документам. В результате международного сотрудничества в сфере прав человека применительно к системе исполнения наказаний разрабатываются и принимаются положения, которые в современной пенитенциарной теории именуется « минимальных стандартных правил обращения с осужденными » В них сконцентрирован мировой опыт уголовно-исполнительной практики, гуманистические тенденции развитие системы исполнений наказаний. По степени общности, рассматриваемые минимальные стандарты можно классифицировать на, общие универсальные и специальные. Первый относится к правам человека в целом и лишь в отдельных их частях определяет специфическое положение личности в системе исполнение уголовного наказания. Вторая группа стандартов принимается специально для отношений по исполнению наказаний. По степени обязательности различают положения обязательные для национальных систем исполнений наказаний, и положения рекомендательного характера. По широте (территориальным масштабам) действия выделяют общемировые и региональные международные стандарты. Наконец некоторые международные стандарты принимаются специально в отношении отдельных категорий правонарушителей, например женщин, несовершеннолетних либо применительно к определенным профессиональным группам из числа персонала пенитенциарных учреждений врачам, должностным лицам по охране правопорядка. Система минимальных стандартов имеющих отношений к исполнению уголовных наказаний достаточно обширно. Многие из актов содержащие такие стандарты частично совпадает по смыслу. Однако то, что ряд их положений повторяется, дает возможность придать им большой вес путем перекрестной ссылки, то есть использовать подробную статью в одном документе как толкование более общей статьи в другом. Это особо важно, если какое либо положение имеет обязательную силу в одном документе и не имеет ее в другом  .

    1. Роль ООН в создании минимальных стандартных правил обращения с заключенными.

Наиболее детальные специальные общемировые стандарты применительно к лишению свободы изложены в Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными.

Их предшественником были Стандартные минимальные правила обращения, с заключенными рекомендованные правительствам членам Лиги Наций ее Ассамблеей еще в 1934 года.

Правила Лиги Наций касались классификации заключенных, физических условий их размещения, тюремных режимов, дисциплины, персонала учреждений и содействия освобожденным из мест лишения свободы. ( Понятно, что Правила Лиги Наций в тот период не было известны советской пенитенциарной науке и практике, а сталинская система ГУЛАГА не допускала и минимальной возможности какого-либо независимо, в том числе международного контроля за местами заключения. К тому же в 1940года СССР был исключен из Лиги Наций.)

В международном масштабе положения с этими правилами оставалась без изменения до конца Второй мировой войны. Возникшая в 1945 года Организация Объединенных Наций сосредоточила внимания на проблему социально-экономического развития обеспечения международной безопасности борьбы с преступностью и обеспечения прав человека.

Принятие в 1943года Всеобщей декларации прав человека дало толчок в направлении к более гуманным и прогрессивным принципам политики наказаний, вытекающим из демократической переориентации и обновления общества. В 1949 года ООН создавало свой орган международных специалистов в области тюрьмоведение. Они рекомендовали пересмотреть Минимальные стандартные правила обращения, с заключенными разработанные под эгидой Лиги Наций.

Проект новых правил был принят на первом конгрессе ООН по проблемам предотвращения преступности и обращения с преступниками 30 августа 1955 г. На всех последующих конгрессах ООН Минимальным стандартным правилам обращения с заключенными и их применению уделялось внимания с целью распространения их на все возможные сферы тюремного заключения. В 1957года правила были одобрены Экономическим и социальным советом ООН. В 1977 года к ним добавлено дополнительные правила. В 1984года Экономический и социальный совет одобрил процедуры эффективного выполнения Минимальных стандартных правил  .

В настоящее время Минимальных стандартных правил обращения с заключением являются одним из наиболее полным и подробным международным документом, определяющее основы обращения с лицами, лишенными свободы. Они содержат 95 развернутых статей.

В резолюциях в соответствии, с которыми правила были ведены в действие и в самих правилах указано, что они не имеют обязательного статуса в международном праве. Они предназначены лишь для того что бы на основе общепризнанных достижений современной мысли и с учетам основных элементов наиболее удовлетворительных в настоящее время систем изложить то что обычно считается правильным с принципиальной и практической точек зрения в области обращения с заключенными и управления заведениями, вместе с тем как указано во ведении к минимальным стандартным правилам они являются собой минимальные условия которые рассматриваются в качестве приемлемых ООН и как таковые призваны также обеспечивать защиту заключенных от плохого обращения, особенно в том, что касается подержания дисциплины и применения мер по наведению порядка в пенитенциарных заведениях.

Также было принята защита прав несовершеннолетних в ноябре 1985 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию « минимальные стандартные правила ООН касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) ».Этот документ устанавливает что под понятием несовершеннолетний подразумевается дети то 7 до 18 лет и старше. Государства члены записали, что в правовых системах, в которых признается возраста уголовной ответственности для несовершеннолетних нижний придел такого возраста не должен устанавливается на слишком низком возрастном уровне, по сколько необходимо учитывать их уровень эмоциональный, духовный, и интеллектуальной зрелости.

Хотелось бы отметить, что Минимальные стандартные правила обращения с заключенными в целом стали ядром того, что получило международной признания как приемлемая практика в уголовно исполнительной системе различных стран.

Статья написана по материалам сайтов: studbooks.net, novainfo.ru, kzbydocs.com.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector