Изъятие земельных участков особо охраняемых природных территорий

Отношения по охране и использованию земель рассматриваемой категории регулируются в ст. 95 ЗК РФ и ряде других специальных норм. В ЗК РФ решаются вопросы охраны и использования земель, особо охраняемых территорий, не затрагивая вопрос об организации таких территорий.

Объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное,

оздоровительное и иное ценное значение, образуют природнозаповедный фонд. Изъятие земель природно-заповедного фонда запрещается, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Земли в границах этих территорий находятся под особой охраной и не подлежат приватизации.

Особо охраняемые природные территории могут быть федерального, регионального и местного значения. Вместе с тем сохраняется целостность системы особо охраняемых природных территорий, поскольку земли этих территорий относятся к объектам общенационального достояния. В случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности. Например, в отдельных случаях в границах национальных парков могут находиться земельные участки иных пользователей, а также собственников.

Установление особой охраны земель рассматриваемого вида означает: запрет деятельности, не связанной с сохранением и изучением природных комплексов и объектов данной территории; недопущение изъятия земельных участков или иное прекращение прав на землю в пределах земель особо охраняемых природных территорий; создание на прилегающих к землям особо охраняемых природных территорий охранных зон или округов с регулируемым режимом хозяйственной деятельности без изъятия у собственников и иных пользователей земельных участков, сошедших в границы этих зон или округов.

На землях особо охраняемых природных территорий федерального значения запрещаются: предоставление садоводческих и дачных участков; строительство федеральных автомобильных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация промышленных, хозяйственных и жилых объектов, не связанных с функционированием особо охраняемых природных территорий; движение и стоянка механических транспортных средств, не связанные с функционированием этих территорий, прогон скота вне автомобильных дорог; иные виды деятельности, запрещенные федеральными законами.

Земельные участки, которые предполагается объявить особо охраняемыми природными территориями в ближайшем или отдаленном будущем, могут быть зарезервированы. Решения об этом принимают органы государственной власти субъектов РФ на основании принятых схем развития и размещения особо охраняемых природных территорий или территориальных схем охраны природы.

К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов, территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов. Каждый из названных видов земель, относящихся к землям особо охраняемых природных территорий, обладает своеобразным правовым режимом.

Заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими некоммерческими учреждениями, создаваемыми с целью сохранения и изучения типичных и уникальных экологических систем. Земли государственных заповедников предоставляются им на праве постоянного (бессрочного) пользования. Запрещается изъятие или иное прекращение прав на земельные участки и другие природные ресурсы, которые включаются в государственные природные заповедники. Кроме того, природные ресурсы полностью изымаются из оборота.

На заповедники возлагаются следующие задачи: охрана природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов; организация и проведение научных исследований, включая ведение летописи природы; осуществление экологического мониторинга; экологическое просвещение, участие в государственной экологической экспертизе проектов и схем размещения, хозяйственных и иных объектов; содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области охраны окружающей природной среды.

Заповедники учреждаются постановлением Правительства РФ, принимаемым по представлению федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды. В таком же порядке расширяются территории заповедника. Положение о конкретном заповеднике, его статусе утверждается органом, уполномоченным на то Правительством РФ. Особенность правового режима земель заповедников состоит также в том, что на прилегающих к территориям заповедников участках земли и водного пространства создаются охранные зоны с ограниченным режимом природопользования. Решение об образовании таких зон принимает и утверждает Правительство РФ.

Режим особой охраны заповедников состоит, во-первых, в запрете любой деятельности, противоречащей их задачам и режиму охраны территории. Во-вторых, допускаются мероприятия и деятельность, направленные на сохранение в естественном состоянии природных комплексов; поддержание условий, обеспечивающих санитарную и противопожарную безопасность; предотвращение условий, способных вызвать стихийные бедствия, угрожающие жизни людей и населенным пунктам и др.

На территории заповедников могут выделяться участки, на которых исключается всякое вмешательство человека в природные процессы. На специально выделенных участках частичного хозяйственного использования, не включающих особо ценные экологические системы и объекты, допускается деятельность, которая направлена на обеспечение функционирования заповедника и жизнедеятельности граждан, проживающих на его территории, и осуществляется в соответствии с утвержденным индивидуальным положением о данном заповеднике. Заповедники закрыты для свободного доступа.

Заповедники, осуществляющие глобальный экологический мониторинг и входящие в международную систему биосферных резерватов, имеют статус государственных природных биосферных заповедников. К их территориям могут быть присоединены территории биосферных полигонов, в том числе с дифференцированным режимом особой охраны и функционирования.

Национальными парками объявляются территории (акватории), природные комплексы и объекты, которые имеют особую экологическую, историческую и эстетическую ценность и предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма. Национальные парки являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями и относятся исключительно к объектам федеральной собственности.

Земля предоставляется национальным паркам на праве постоянного (бессрочного) пользования. В отдельных случаях в границах национальных парков могут находиться земельные участки иных пользователей, а также собственников. Национальные парки имеют исключительное право приобретения указанных земель. Вокруг этих парков создаются охранные зоны с ограниченным режимом природопользования. Национальные парки учреждаются постановлением Правительства РФ, принимаемым на основании представления органов государственной власти субъектов Федерации и федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Особенности территорий национальных парков обусловливают выделение в пределах их территорий различных функциональных зон: заповедной, в пределах которой запрещена любая хозяйственная деятельность и рекреационное использование территории; особо охраняемой, в пределах которой обеспечиваются условия для сохранения природных комплексов и объектов и на территории которой допускается строго регулируемое посещение; познавательного туризма, рекреационной охраны историко-культурных объектов, обслуживания посетителей, хозяйственного назначения.

На территории парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка. В национальных парках, расположенных в районах проживания коренного населения, допускается выделение зон традиционного экстенсивного природопользования, где по согласованию с дирекциями парков осуществляются традиционная хозяйственная деятельность, кустарные и народные промыслы и связанное с ними использование природных ресурсов.

На землях, включенных в границы национального парка без изъятия из хозяйственной эксплуатации, запрещаются расширение и строительство новых хозяйственных объектов. Режим использования этих земель определяется положением, утвержденным государственным органом, в ведении которого находится данный национальный парк, по согласованию с органами исполнительной власти соответствующего субъекта РФ.

С национальными парками согласовываются вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся в пределах парков и их охранных зон.

Природные парки являются юридическими лицами, которые являются некоммерческими организациями и создаются в форме финансируемого за счет средств федерального бюджета природоохранного учреждения.

Территории (акватории) природных парков включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность. Они предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях и находятся в ведении Российской Федерации. Территории природных парков располагаются на землях, предоставленных им в бессрочное (постоянное) пользование. Вместе с тем допускается их размещение на землях иных пользователей, а также собственников.

Решение об образовании природных парков, в том числе связанное с изъятием земельных участков или водных пространств, используемых для общегосударственных нужд, принимает Правительство РФ по представлению федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Создание природных парков, связанное с изъятием земельных участков или водных пространств, используемых для общегосударственных нужд, осуществляется постановлением органов исполнительной власти субъекта РФ по согласованию с Правительством РФ. Деятельность природных парков направлена на сохранение природной среды, природных ландшафтов; создание условий для отдыха и сохранение рекреационных ресурсов; разработку, внедрение эффективных методов охраны природы и поддержание экологического баланса. В зависимости от экологической и рекреационной ценности природных участков на территориях парков могут быть выделены природоохранные, рекреационные, агрохозяйственные и иные функциональные зоны.

Конкретные особенности, зонирование и режим каждого природного парка определяются положением об этом природном парке, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и соответствующим органом местного самоуправления. В целях сохранения природы парков с федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды согласовываются вопросы социально-экономической деятельности юридических лиц, расположенных на территориях природных парков и их охранных зон, а также проекты развития населенных пунктов.

Государственные природные заказники являются традиционной и давно известной категорией особо охраняемых природных территорий. Территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения и восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса, объявляются государственными природными заказниками. Последние могут иметь различный профиль и быть: комплексными (ландшафтными), предназначенными для сохранения и восстановления природных комплексов (природных ландшафтов); биологическими (ботаническими и зоологическими), предназначенными для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных; палеонтологическими, гидрологическими (болотными, озерными, речными, морскими); геологическими, изъятыми у пользователей, владельцев и собственников земельных участков.

Государственные природные заказники могут быть федерального или регионального значения. Государственные природные заказники федерального значения находятся в ведении федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды и финансируются за счет средств федерального бюджета и других не запрещенных законом источников. Подчиненность и порядок финансирования дирекций государственных природных заказников регионального значения определяются соответствующими органами государственной власти субъектов Федерации.

Государственные природные заказники федерального значения учреждаются решением Правительства РФ на основании представления федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Государственные природные заказники регионального значения образуются органами исполнительной власти соответствующего субъекта Федерации по согласованию с органами местного самоуправления.

Задачи и особенности режима особой охраны территории конкретного государственного природного заказника федерального значения определяются положением о нем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, регионального значения — органами исполнительной власти субъекта Федерации, принявшими решение о создании этого государственного природного заказника.

Объявление территории заказником допускается как с изъятием, в том числе путем выкупа, так и без изъятия у пользователей, владельцев и собственников земельных участков. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, которые расположены в границах заказников, обязаны соблюдать установленный режим особой охраны. На территории заказника постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания заказника или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.

На территориях заказников, где проживают малочисленные этнические общности, допускается использование природных ресурсов в формах, обеспечивающих защиту исконной среды обитания указанных этнических общностей и сохранение традиционного образа их жизни.

Памятники природы — уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.

Памятники природы могут быть федерального и регионального значения. Природные объекты и комплексы объявляются памятниками федерального значения, а территории, занятые ими, — охраняемыми территориями федерального значения Правительством РФ по представлению федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, регионального значения — органами государственной власти субъектов Федерации. Эти органы соответственно утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы. Передача памятников природы и их территорий под охрану лиц, в чье ведение они переданы, оформление охранного обязательства, паспорта и других документов осуществляются федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Объявление природных комплексов и объектов памятниками природы, а территорий, занятых ими, — территориями памятников природы федерального или регионального значения допускается с изъятием занимаемых ими земельных участков у собственников, владельцев и пользователей этих участков. В этом случае требуется соответственно постановление Правительства РФ или органов исполнительной власти субъекта РФ.

На территориях, где находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая нарушение сохранности памятников природы. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы, выполнение которых требует определенных расходов. Эти расходы возмещаются за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъекта Федерации, а также средств внебюджетных фондов.

Дендрологические парки и ботанические сады являются природоохранными учреждениями. Территории их предназначены для создания специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, осуществления научной, учебной и просветительской деятельности. На их территориях запрещена всякая деятельность, не связанная с выполнением их задач и влекущая нарушение сохранности флористических объектов.

Территории дендрологических парков и ботанических садов передаются им в бессрочное (постоянное) пользование и могут быть разделены на различные функциональные зоны: экспозиционную, посещение которой разрешается в установленном порядке; научно-экспериментальную, доступ в которую имеют только научные сотрудники и специалисты; административную. Дендрологические парки и ботанические сады образуются на основании решений Правительства РФ.

Задачи, научный профиль, особенности правового положения, режима особой охраны конкретного парка (сада) определяются положением о нем, утверждаемым постановлением Правительства РФ.

Территории традиционного природопользования в соответствии с Федеральным законом от 7 мая 2001 г. № 49-ФЗ О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока»1

— это особо охраняемые природные территории, образованные для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Под традиционным природопользованием понимаются исторически сложившиеся и обеспечивающие неистощительное природопользование способы использования объектов животного и растительного мира, других природных ресурсов коренными малочисленными народами.

Это интересно:  Должны ли пенсионеры платить за капитальный ремонт

Территории традиционного природопользования в зависимости от особенностей их правового режима могут быть трех видов: федерального, регионального и местного значения, границы которых утверждаются соответственно Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.

Образование территорий традиционного природопользования федерального значения осуществляется по решению Правительства РФ по согласованию с органами государственной власти соответствующих субъектов РФ на основании обращений лиц, относящихся к малочисленным народам, и общин малочисленных народов или их уполномоченных представителей, а регионального и местного значения — соответственно по решению органов исполнительной власти субъектов РФ (органов местного самоуправления). Образование таких территорий регионального значения, находящихся на территориях нескольких субъектов РФ (муниципальных образований), осуществляется по решению органов исполнительной власти соответствующих субъектов (муниципальных образований).

На территориях традиционного природопользования могут выделяться поселения, в том числе имеющие временное значение и непостоянный состав населения, стационарные жилища, стойбища, стоянки оленеводов, охотников, рыболовов; участки земли и водного пространства, используемые для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни, в том числе оленьи пастбища, охотничьи и иные угодья, участки акваторий моря для осуществления промысла рыбы и морского зверя, сбора дикорастущих растений; объекты историко-культурного наследия, в том числе культовые сооружения, места древних поселений и места захоронений предков и иные объекты, имеющие культурную, историческую, религиозную ценность; иные части территорий традиционного природопользования, предусмотренные законодательством Российской Федерации и субъектов РФ.

Правовой режим этих территорий устанавливается специальными положениями, утверждаемыми соответственно Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ, местного самоуправления с участием лиц, относящихся к малочисленным народам, и общин малочисленных народов или их уполномоченных представителей.

Земельные участки и другие обособленные природные объекты, находящиеся в пределах границ территорий традиционного природопользования, предоставляются указанным лицам в безвозмездное пользование.

В случае изъятия данных земельных участков для государственных и муниципальных нужд лицам, относящимся к малочисленным народам, и общинам малочисленных народов предоставляются равноценные земельные участки и другие природные объекты, а также возмещаются убытки, причиненные таким изъятием.

Земли особо охраняемых природных территорий

К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов, территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, а также земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

Существует несколько классификаций ООПТ. По признаку заповедности правовой режим ООПТ может быть трех видов:

  • а) абсолютное заповедование. Данный режим присущ государственным заповедникам и памятникам природы. Он исключает хозяйственную деятельность на данной территории. Вмешательство человека допускается только в исключительных случаях — для научных исследований, проведения санитарных рубок деревьев, борьбы с пожарами, уничтожения хищников и т.д.;
  • б) относительное заповедование. Характеризуется сочетанием абсолютного запрета и ограниченной хозяйственной деятельности по эксплуатации природных ресурсов. По этому принципу организована работа государственных природных заказников;
  • в) смешанный режим, предполагающий сочетание заповедных зон с зонами, используемыми для отдыха и туризма (национальные и природные парки)1.

В связи с отнесением п. 1 ст. 95 ЗК РФ территорий традиционного природопользования к числу ООПТ следует отметить ст. 10 Федерального закона «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», из которой следует, что на таких территориях могут выделяться следующие их части: поселения, в том числе поселения, имеющие временное значение и непостоянный состав населения; участки земли и водного пространства, используемые для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни; объекты историко-культурного наследия, в том числе культовые сооружения, места древних поселений и места захоронений предков, а также иные части территорий традиционного природопользования. Таким образом, данная разновидность ООПТ имеет столь же сложную внутреннюю структуру, как национальный парк.

По критерию организационной структуры различают:

  • а) ООП Г, управление и охрану которых обеспечивают одноименные природоохранные учреждения (т.е. некоммерческие юридические лица). В качестве примера можно привести государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки, дендрологические парки и ботанические сады.
  • б) ООПТ, для управления которыми юридические лица не создаются. К их числу относятся памятники природы, государственные природные заказники, лечебно-оздоровительные местности и курорты.

По критерию права собственности на землю и другие природные ресурсы выделяют ООПТ федерального, регионального и местного значения. Так, территории государственных природных заповедников и национальных парков относятся к ООПТ федерального значения. Территории государственных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов могут быть отнесены к ООПТ федерального либо регионального значения. Природные парки являются ООПТ регионального значения. Курорты и лечебно-оздоровительные местности, а также территории традиционного природопользования могут быть федерального, регионального или местного значения.

Создание, изменение правового статуса, либо ликвидация ООПТ осуществляются решением соответствующих органов государственной власти Российской Федерации, субъекта РФ, либо органа местного самоуправления на основании обосновывающих материалов, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы. Такой вывод следует из ст. 12 Федерального закона от 23.11.1995 № 124-ФЗ «Об экологической экспертизе», согласно которой объектами экологической экспертизы являются «материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий регионального значения».

В целях создания новых и расширения существующих земель ООПТ органы государственной власти субъектов РФ вправе принимать решения о резервировании земель, которые предполагается объявить землями ООПТ, с последующим их изъятием, в том числе путем выкупа, и об ограничении на них хозяйственной деятельности (п. 5 ст. 95 ЗК РФ). В случае экономии бюджетных средств выкупа земельного участка не происходит, но права собственников земельных участков подлежат ограничению. Однако создание по такому принципу ООПТ наводит на три соображения.

Во-первых, ООПТ могут создаваться как с проведением процедуры изъятия (в том числе путем выкупа) земельных участков у их правообладателей, так и без таковой. В последнем случае, обусловленном необходимостью экономии бюджетных средств, выкупа земельного участка не происходит, но права собственников (как, впрочем, и иных правообладателей) земельных участков подлежат ограничению. В таких случаях гражданин — собственник земельного участка в границах, например, заповедника или национального парка, по сути, является собственником земельного участка из состава субкатегории земель особо охраняемых природных территорий, и именно такую запись ему должны внести в правоустанавливающий документ (п. 2 ст. 95 ЗК РФ). В то же время ООПТ могут быть федерального, регионального и местного значения и находиться в соответствующей публичной собственности (п. 6 ст. 2 Закона об особо охраняемых природных территориях).

Во-вторых, п. 5 ст. 95 ЗК РФ (равно как и п. 5 ст. 2 Закона об особо охраняемых природных территориях) предусматривает возможность резервирования земель для создания в будущем ООПТ только для органов государственной власти субъектов РФ. Из этого вытекает вопрос о возможности резервирования земельных участков для будущего создания ООПТ федеральными органами государственной власти и органами местного самоуправления. Представляется, что они не лишены такой возможности, косвенно вытекающей из п. 4 ст. 28 ЗК РФ, которая предполагает широкую возможность резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Кроме того, п. 6, 9, 10 ст. 95 ЗК РФ однозначно допускается изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков у их правообладателей, в частности при создании федеральных ООПТ (памятников природы, государственных природных заказников), т.е. для федеральных государственных нужд.

Необходимо также иметь в виду, что согласно ч. 4 ст. 9 ГрК РФ и ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» не допускается принятие органами государственной власти и местного самоуправления решений о резервировании земель, об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую при отсутствии документов территориального планирования, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Данная норма вступает в действие с 31 декабря 2012 г. Следовательно, если до указанной даты соответствующие органы публичной власти не подготовят документы территориального планирования, то осуществить указанные процедуры (резервирование земель для создания в будущем ООПТ) не смогут.

В-третьих, по общему правилу землепользователь вправе приватизировать свой участок на основании и в порядке, указанном ЗК РФ. Закон об охране окружающей среды (п. 5 ст. 58) правомерно устанавливает ограничение конституционного права каждого иметь земельный участок на праве собственности, закрепляя, что земли «в границах территорий, на которых расположены природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящиеся под особой охраной, не подлежат приватизации». Данное требование соответствует ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, согласно которой «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». Поэтому права граждан и юридических лиц на приватизацию земельного участка в границах ООПТ в данном случае ограничиваются в целях обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду.

При буквальном толковании п. 5 ст. 58 Закона об охране окружающей среды получается, что запрет на приватизацию установлен для любых земельных участков, расположенных в границах всех разновидностей особо охраняемых природных территорий, поскольку наличие указанных ценных природных объектов и является основанием для создания ООПТ. Рассматривая данную проблему в контексте иных федеральных законов, мы полагаем, что п. 5 ст. 58 Закона об охране окружающей среды требует ограничительного толкования. Во-первых, запрет на приватизацию п. 6 ст. 95 ЗК РФ распространяет только на две разновидности ООПТ — национальные парки и государственные заповедники. Во-вторых, специальные экологические законы также не предусматривают столь широкого понимания запрета на приватизацию. Так, Закон об особо охраняемых природных территориях устанавливает запрет только на приватизацию земельных участков в границах национальных парков (п. 5 ст. 16). Закон о природных лечебных ресурсах, равно как и ст. 96 ЗК РФ, не содержат запрета на приватизацию земельных участков в границах лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

Из этого следует вывод о том, что в границах федеральных ООПТ запрещена лишь приватизация земельных участков, находящихся в границах национальных парков и государственных природных заповедников. При создании же ООПТ регионального и местного значения соответствующие органы публичной власти вправе установить запреты на приватизацию. Последний вывод вытекает из п. 4 ст. 94 ЗК РФ, предоставляющего указанным органам публичной власти возможность самостоятельно определять порядок использования и охраны создаваемых ими особо охраняемых природных территорий.

Как следует из абз. 2 п. 3 ст. 95 ЗК РФ, в составе некоторых категорий ООПТ могут выделяться специальные земельные участки частичного хозяйственного использования. Данная норма является еще одним подтверждением условности деления земель на категории с неким единым «целевым назначением» для каждой из них. Появление данной нормы является вполне оправданным, поскольку многие ООПТ (особенно заповедники и национальные парки) занимают десятки тысяч гектаров земель, на которых располагаются сельские населенные пункты и живут люди, которым необходимо обеспечивать свои бытовые нужды (выпас скота, покос сена). Поэтому, например, согласно п. 4 ст. 9 Закона об особо охраняемых природных территориях на специально выделенных участках частичного хозяйственного использования, не включающих особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавался государственный природный заповедник, допускается деятельность, которая направлена на обеспечение функционирования государственного природного заповедника и жизнедеятельности граждан, проживающих на его территории.

Аналогичные правила предусмотрены и для национальных парков. Законом допускается в отдельных случаях наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное (вредное) воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков. Национальные парки имеют исключительное право приобретения указанных земель.

На практике данные «побочные виды» землепользования в границах ООПТ широко распространены. Так, в границах Тебердинского биосферного заповедника расположен поселок Домбай, в котором располагаются гостиницы, пункты питания и т.д. Однако правовой режим заповедника не предполагает развитие туризма и отдыха в своих границах.

Изъятие земель природно-заповедного фонда запрещается, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами (п. 4 ст. 58 Закона об охране окружающей среды). Представляется, что прекращение существования ООПТ (с последующим изъятием земель) может произойти теоретически в двух случаях. Во-первых, при полной деградации (уничтожении) природных объектов в составе ООПТ, которые в связи с этим теряют свою ценность и уникальность и не подлежат восстановлению. В такой ситуации при наличии соответствующего заключения государственной экологической экспертизы земельный участок природно-заповедного фонда может быть решением органа государственной власти переведен в другую категорию земель (например, земель запаса). Такой вывод вполне подтверждается ст. 10 Закона о переводе земель из одной категории в другую.

Во-вторых, в случае изъятия земельного участка (природного комплекса) для выполнения международных обязательств РФ. Такой вывод следует из ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, согласно которой общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Однако оба эти случая пока не получили практического применения.

Для защиты большинства категорий ООПТ (государственных природных заповедников, национальных парков, курортов и т.д.) от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках суши и водного пространства могут быть созданы охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности. Вокруг других категорий охранные зоны не создаются (например, вокруг заказников).

Это интересно:  Разглашение тайны усыновления удочерения

Такие охранные зоны могут быть монолитными, по могут иметь и сложную внутреннюю структуру, дифференцируя устанавливаемые ими правовые режимы. Например, как следует из п. 3 ст. 16 Закона о природных лечебных ресурсах, в составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны выделяется до трех зон. На территории первой зоны запрещаются проживание и все виды хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованиями и использованием природных лечебных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически чистых и рациональных технологий. Па территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую природную среду, природные лечебные ресурсы и приводящих к их истощению. На территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных организаций и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей природной среды, природных лечебных ресурсов и их истощением.

Установление таких охранных зон в силу подп. 1 п. 2 ст. 56 ЗК РФ является разновидностью ограничений прав на землю. На землях 0011Т федерального значения запрещаются: 1) предоставление садоводческих и дачных участков; 2) строительство автомобильных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, строительство и эксплуатация промышленных, хозяйственных, жилых объектов, не связанных с разрешенной на ООПТ деятельностью; 3) движение и стоянка механических транспортных средств, не связанные с функционированием ООПТ, прогон скота вне автомобильных дорог и ряд иных видов деятельности.

38. Земли особо охраняемых природных территорий

Земли особо охраняемых территорий могут быть трех видов: федерального, субъектов РФ и местного значения.

Объявление территорий особо охраняемыми, изъятие соответствующих земельных участков, установление на них особого режима использования и охраны осуществляется соответствующими органами исполнительной власти: Российской Федерации (Правительством РФ); субъектов РФ (правительствами (администрациями) республик, краев, областей, автономных округов, автономной области, городов федерального значения); органами местного самоуправления.

Перечень особо охраняемых территорий, предусмотренный в комментируемой статье и в последующих статьях данной главы, не является исчерпывающим: указанными выше органами исполнительной власти устанавливаются и иные виды особо охраняемых земель. В городах Москва и Санкт-Петербург приняты и действуют нормативные правовые акты, регулирующие использование и охрану земель, занятых городскими лесами, парками и иными зелеными насаждениями. Выделяются в ряде городов зеленые зоны с особым правовым режимом пользования.

В нашей стране уделяется большое внимание созданию, функционированию и защите особо охраняемых территорий как на уровне Российской Федерации, так и на уровне ее субъектов и местного самоуправления[65].

Специфические черты присущи отдельным видам земель особо охраняемых территорий и обусловливают их дифференцированный правовой режим, определяемый в общем виде в статьях комментируемой главы, более подробно — в соответствующих нормативных актах о видах особо охраняемых территорий, а применительно к конкретной территории — в постановлении органа исполнительной власти об объявлении данной территории особо охраняемой[66].

Начало выделения и развития этой категории земель относится к началу ХХ в., и к настоящему времени их площадь составляет несколько процентов от всех земель страны и по абсолютным цифрам является самой большой в мире[67].

Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных объектов, достопримечательностей, имеющих особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое значение, регулируются ФЗ об особо охраняемых природных территориях в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов. Перечень видов особо охраняемых природных территорий приводится в п. 1 комментируемой статьи.

Согласно ФЗ об особо охраняемых природных территориях территории государственных природных заповедников полностью изымаются из хозяйственного использования особо охраняемые природные комплексы и объекты (земли, воды, недра, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира.

Государственные природные заповедники считаются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями, имеющими цель сохранить и изучить естественный ход природных процессов и явлений, генетический фонд растительного и животного мира, отдельные виды и сообщества растений и животных, типичные и уникальные экологические системы.

Земли, воды, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территориях государственных природных заповедников, предоставляются в пользование (владение) государственным природным заповедникам на правах, предусмотренных федеральными законами.

Запрещается изъятие или иное прекращение прав на земельные участки и другие природные ресурсы, которые включаются в государственные природные заповедники. Положение о конкретном государственном природном заповеднике, его статус утверждаются органом, уполномоченным на то Правительством РФ.

На государственные природные заповедники согласно ФЗ об особо охраняемых природных территориях возлагаются следующие основные задачи:

1) осуществление охраны природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов;

2) организация и проведение научных исследований, включая ведение «Летописи природы»;

3) осуществление экологического мониторинга в рамках общегосударственной системы мониторинга окружающей природной среды; экологическое просвещение;

4) участие в государственной экологической экспертизе проектов и схем размещения хозяйственных и иных объектов.

Согласно Положению о государственных природных заповедниках в РСФСР, утвержденному Постановлением Правительства РСФСР от 18.12.1991 № 48 (в ред. от 23.04.1996)[68], научно-исследовательская деятельность в государственных природных заповедниках направлена на изучение природных комплексов и долговременное слежение за динамикой природных процессов с целью оценки, прогноза экологической обстановки, разработки научных основ охраны природы, сохранения биологического разнообразия биосферы, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов.

Документом, аккумулирующим всю информацию о состоянии природных комплексов заповедников и их изменениях, выступает принятая в системе заповедников страны «Летопись природы». Ее задача состоит в целенаправленном комплексном сборе и фиксации фактических данных, всесторонне характеризующих изменения в заповедных экосистемах. Основные предъявляемые к ней требования: достоверность, массовость информации, ее репрезентативность, систематичность, методическая сопряженность, обеспечивающая преемственность и сопоставимость данных.

Создание государственного природного заповедника утверждается постановлением Правительства РФ при условии согласия субъектов РФ на отнесение его территории к объектам федеральной собственности, принимаемым по представлению органов государственной власти субъектов РФ и специально уполномоченного на то государственного органа РФ в области охраны окружающей природной среды. Расширение территории госзаповедника производится в том же порядке.

На прилегающих к территориям заповедников участках земли и водного пространства создаются охранные зоны с ограниченным режимом природопользования. Решение об образовании охранной зоны заповедника принимается органом исполнительной власти субъекта РФ, положение о ней утверждается также органом исполнительной власти субъекта РФ.

На территории заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам государственного природного заповедника и режиму особой охраны его территории, установленному в положении о данном государственном природном заповеднике.

На территориях государственных природных заповедников допускаются мероприятия и деятельность, направленные на сохранение в естественном состоянии природных комплексов, восстановление и предотвращение изменений природных комплексов и их компонентов в результате антропогенного воздействия; предотвращение условий, способных вызвать стихийные бедствия, угрожающие жизни людей и населенным пунктам.

В государственных природных заповедниках могут выделяться участки, на которых исключается всякое вмешательство человека в природные процессы. Размеры этих участков определяются исходя из необходимости сохранения всего природного комплекса в естественном состоянии.

Согласно вышеназванному Положению о государственных природных заповедниках в Российской Федерации к числу запрещенных на территории заповедников видов деятельности (наряду с указанными в п. 7 комментируемой статьи) относятся:

1) действия, изменяющие гидрологический режим земель; изыскательские работы и разработка полезных ископаемых, нарушение почвенного покрова, выходов минералов, обнажений и горных пород;

2) строительство и размещение промышленных и сельскохозяйственных предприятий и их отделений, объектов, строительство зданий и сооружений, дорог и путепроводов, линий электропередач и прочих коммуникаций, за исключением необходимых для обеспечения деятельности заповедников;

3) сбор минералогических коллекций, кроме предусмотренных тематикой и планами научных исследований в заповедниках[69].

Государственными природными заказниками согласно ФЗ об особо охраняемых природных территориях выступают территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.

Объявление территории государственным природным заказником допускается как с изъятием, так и без изъятия у пользователей, владельцев и собственников земельных участков. Государственные природные заказники могут быть федерального или регионального значения.

Государственные природные заказники могут иметь различный профиль, в том числе быть:

а) комплексными (ландшафтными), предназначенными для сохранения и восстановления природных комплексов (природных ландшафтов);

б) биологическими (ботаническими и зоологическими), предназначенными для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях;

в) палеонтологическими, предназначенными для сохранения ископаемых объектов;

г) гидрологическими (болотными, озерными, речными, морскими), предназначенными для сохранения и восстановления ценных водных объектов и экологических систем;

д) геологическими, предназначенными для сохранения ценных объектов и комплексов неживой природы.

Государственные природные заказники федерального значения находятся в ведении федеральных государственных органов исполнительной власти и финансируются за счет средств федерального бюджета и других не запрещенных законом источников.

Подчиненность и порядок финансирования дирекций государственных природных заказников регионального значения определяются соответствующими органами государственной власти субъектов РФ.

Собственникам, владельцам и пользователям земельных участков, находящихся в границах государственных заказников, предоставляются льготы по земельному налогу в порядке, установленном законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

На территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.

Задачи и особенности режима особой охраны территории конкретного государственного природного заказника федерального значения определяются положением о нем, утверждаемым специально уполномоченным на то государственным органом РФ в области охраны окружающей природной среды по согласованию с органами исполнительной власти соответствующих субъектов РФ.

Задачи и особенности режима особой охраны земель конкретного государственного природного заказника регионального значения определяются органами исполнительной власти субъектов РФ, принявшими решение о создании этого государственного природного заказника.

Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, которые расположены в границах государственных природных заказников, обязаны соблюдать установленный в государственных природных заказниках режим особой охраны и несут за его нарушение административную, уголовную и иную установленную законом ответственность.

Приказом Минприроды России от 16.01.1996 № 20 утверждено Примерное положение о государственных природных заказниках в Российской Федерации. Согласно этому Примерному положению к видам деятельности, подлежащим запрещению или ограничению на территориях государственных природных заказников (если она противоречит целям создания заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам), относятся:

1) распашка земель; рубки главного пользования и другие виды рубок, заготовка живицы, сенокошение, пастьба скота, заготовка и сбор грибов, ягод, орехов, плодов, семян, лекарственных и иных растений, другие виды пользования растительным миром;

2) промысловая, спортивная и любительская охота, рыболовство, добывание животных, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства, другие виды пользования животным миром; сбор зоологических, ботанических и минералогических коллекций, а также палеонтологических объектов;

3) предоставление земельных участков под застройку, а также для коллективного садоводства и огородничества; проведение гидромелиоративных и ирригационных работ, геолого-разведочные изыскания и разработка полезных ископаемых;

4) строительство зданий и сооружений, дорог и трубопроводов, линий электропередач и прочих коммуникаций; применение ядохимикатов, минеральных удобрений, химических средств защиты растений и стимуляторов роста;

5) взрывные работы; проезд и стоянка автомототранспорта, судов и иных плавучих транспортных средств, устройство привалов, бивуаков, туристических стоянок и лагерей, иные формы отдыха населения;

6) любые иные виды хозяйственной деятельности, рекреационного и другого природопользования, препятствующего сохранению, восстановлению и воспроизводству природных комплексов и их компонентов.

Памятники природы — уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения. Памятники природы могут быть федерального, регионального значения.

Памятниками природы могут быть объявлены участки суши и водного пространства, а также одиночные природные объекты, в том числе:

а) эталонные участки нетронутой природы; участки с преобладанием культурного ландшафта (старинные парки, аллеи, каналы, древние копи);

б) места произрастания и обитания ценных, реликтовых, малочисленных, редких и исчезающих видов растений и животных; природные объекты, играющие важную роль в поддержании гидрологического режима;

в) уникальные формы рельефа и связанные с ним природные ландшафты (горы, группы скал, ущелья, каньоны, группы пещер, ледниковые цирки и троговые долины, моренно-валунные гряды, дюны, барханы, гигантские наледи);

г) геологические обнажения, имеющие особую научную ценность (опорные разрезы, выходы редких минералов, горных пород и полезных ископаемых);

д) геолого-географические полигоны, в том числе классические участки с особо выразительными следами сейсмических явлений, а также обнажения разрывных и складчатых нарушений залегания горных пород;

е) местонахождения редких или особо ценных палеонтологических объектов; природные гидроминеральные комплексы, термальные и минеральные водные источники, месторождения лечебных грязей; береговые объекты (косы, перешейки, полуострова, острова, лагуны, бухты);

ж)отдельные объекты живой и неживой природы (места гнездования птиц, деревья-долгожители и имеющие историко-мемориальное значение, растения причудливых форм, единичные экземпляры экзотов и реликтов, вулканы, холмы, ледники, валуны, водопады, гейзеры, родники, истоки рек, скалы, утесы, останцы, проявления карста, пещеры, гроты).

Органы государственной власти РФ и органы государственной власти субъектов РФ утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении.

Передача памятников природы и их территорий под охрану лиц, в чье ведение они переданы, оформление охранного обязательства, паспорта и других документов осуществляются государственным органом исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды.

Объявление природных комплексов и объектов памятниками природы, а территорий, занятых ими, территориями памятников природы допускается с изъятием либо без изъятия занимаемых ими земельных участков у собственников, владельцев и пользователей этих участков.

Это интересно:  Трудовая пенсия назначается по месту

В случае необходимости изъятия земельных участков или водных пространств, используемых для общегосударственных нужд, объявление природных комплексов и объектов памятниками природы, а территорий, занятых ими, территориями памятников природы осуществляется постановлением органов исполнительной власти соответствующих субъектов РФ по согласованию с Правительством РФ.

На территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы.

Расходы собственников, владельцев и пользователей указанных земельных участков по обеспечению установленного режима особой охраны памятников природы возмещаются за счет средств бюджета, а также средств внебюджетных фондов.

В случае непосредственной угрозы уничтожения вновь выявленных уникальных природных комплексов и объектов до объявления их в установленном порядке памятниками природы специально уполномоченные на то государственные органы РФ в области охраны окружающей природной среды и их территориальные подразделения принимают решения о приостановлении действий, которые могут привести к уничтожению либо повреждению этих природных комплексов и объектов, и выдают в установленном законом порядке предписание о приостановлении указанной деятельности соответствующим хозяйствующим субъектам.

Аналогично достаточно подробно регламентируются в ФЗ об особо охраняемых природных территориях использование и охрана земель национальных парков, природных и дендрологических парков, ботанических садов и др.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 29.10.2002 № 777 «О перечне объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю»[70] земли особо охраняемых природных территорий федерального значения охватываются контролем, осуществляемым федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды[71].

[65] См.: Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель Российской Федерации за 2004 год. М., 2005; Иконицкая И.А. Земельное право Российской Федерации: теория и тенденция развития. М.: ИГП РАН, 1999; Земельное право Российской Федерации. Законодательство. Ведомственные нормативные акты. Судебная практика / Под ред. Н.Н. Осокина. М.: ДЕ-ЮРЕ, 1995; Земельное право России: Практикум / Под ред. А.К. Голиченкова. М.: БЕК, 2001.

[66] См.: Земельное право / Отв. ред. А.К. Голиченков. М.: Зерцало, 2001; Чубуков Г.В. Земельное право: Учебник. М., 2003; Земельное право: Учебник для вузов / Отв. ред. С.А. Боголюбов. М.: Проспект, 2003.

[68] СП РСФСР. 1992. № 4. Ст. 25; СЗ РФ. 1996. № 18. Ст. 2153.

СП РСФСР. 1992. № 4. Ст. 25; СЗ РФ. 1996. № 18. Ст. 2153.

[70] СЗ РФ. 2002. № 44. Ст. 4390.

[71] См.: Федеральный государственный экологический контроль: Пособие для правоприменителей / Под ред. С.А. Боголюбова. М.: Проспект, 2005.

Спор об изъятии земель особо охраняемых природных территорий

Е.А. Галиновская, ведущий научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, кандидат юридических наук.

Обращение к проблеме правового режима земель особо охраняемых природных территорий (ООПТ) в Российской Федерации продиктовано несколькими причинами. Первая — процесс реформирования экологического и земельного законодательства коснулся дальнейшей судьбы и этих земель. Вторая, и не менее важная — достаточно сложная и противоречивая практика применения действующего законодательства о землях, входящих в состав таких территорий.

Особо охраняемые территории представляют собой основной «запас» экологически ценных природных объектов в стране. В большинстве случаев в состав особо охраняемых природных территорий включены редкие или исчезающие представители флоры и фауны, не встречающиеся в других частях планеты, а сами территории представляют собой неповторимое сочетание разнообразных природных объектов, возникшее и существующее в естественных или искусственных условиях. Обеспечение охраны таких территорий является важнейшей обязанностью государства.

В настоящее время по действующему законодательству в основе правового положения земель особо охраняемых природных территорий лежит несколько основных правовых условий:

  1. Правовой режим земельного участка, в границах которого расположена особо охраняемая природная территория, в целом следует устанавливаемому статусу и режиму соответствующей особо охраняемой природной территории.
  2. Земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности (ст. 95 ЗК РФ). В соответствии со ст. 58 Федерального закона от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды» государственные природные заповедники, в том числе государственные природные биосферные заповедники, государственные природные заказники, памятники природы, национальные парки, дендрологические парки, природные парки, ботанические сады и иные особо охраняемые территории, природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, образуют природно-заповедный фонд. Изъятие земель природно-заповедного фонда запрещается, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
  3. Земли закрепляются в соответствующую публичную собственность в установленном порядке, в зависимости от того, в введении Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или органов местного самоуправления находится соответствующая особо охраняемая природная территория.
  4. Земли, в границах которых расположены такие территории, входят в состав особой категории земель, установленной Земельным кодексом Российской Федерации — эта категория земель особо охраняемых территорий и объектов. Для таких земель установлен особый правовой режим. Земли данной категории в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично изъяты из хозяйственного использования и оборота.

Нормативные акты, регулирующие отношения в области установления и поддержания режима охраны ООПТ, должны отвечать целям сохранения территорий. Нормы подзаконных актов не должны противоречить основным требованиям по соблюдению режима ООПТ, должны быть согласованы и подчинены общим концептуальным подходам к осуществлению особой охраны территорий. Это подтверждается и судебной практикой.

Верховным Судом Российской Федерации было рассмотрено гражданское дело по заявлению гр. К. и ОМННО «Совет Гринпис» о признании недействующим Постановления Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2003 г. N 571 «О Сочинском общереспубликанском государственном природном заказнике». Заявители обратились в Верховный Суд РФ с указанным выше заявлением, сославшись на то, что оспариваемое Постановление Правительства РФ, в нарушение требований ст. 11 Федерального закона «Об экологической экспертизе», не прошло государственную экологическую экспертизу.

Рассмотрев все обстоятельства дела, суд пришел к выводу о том, что п. 1 оспариваемого Постановления Правительства РФ в указанной заявителями части не может быть признан соответствующим Федеральным законам от 23 ноября 1995 г. «Об экологической экспертизе», от 14 марта 1995 г. «Об особо охраняемых природных территориях» и Земельному кодексу РФ. Довод о том, что реализация оспариваемого Постановления Правительства РФ в указанной части не может привести к негативному воздействию на окружающую природную среду, поскольку данный акт не является нормативно-техническим, инструктивно-методическим документом, и, следовательно, он не требовал проведения государственной экологической экспертизы, суд не признал обоснованным.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона «Об экологической экспертизе» обязательной государственной экологической экспертизе, проводимой на федеральном уровне, подлежат проекты правовых актов Российской Федерации нормативного и ненормативного характера, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую природную среду.

Как уже отмечалось выше, оспариваемым Постановлением Правительства РФ земельные участки, входящие в состав земель Сочинского национального парка, изъяты и переданы в постоянное пользование Сочинскому природному заказнику.

Анализ норм Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» (ст. 15 и ст. 24) свидетельствует о том, что режимы особой охраны территорий национальных парков и территорий государственных природных заказников существенно отличаются друг от друга.

На территориях национальных парков непосредственно законом предусмотрены охранные меры окружающей среды и, в частности, на них запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка.

В отличие от особого режима охраны территорий национальных парков, на территориях природных заказников режим особой охраны определяется не нормами закона, а положениями о них, утверждаемыми специально уполномоченным на то государственным органом Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды. На территории заказников закон уже не исключает определенных видов деятельности, если они не противоречат целям их создания или не причиняют вред природным комплексам.

Кроме того, в силу ст. 27 Земельного кодекса РФ земельные участки, занятые государственными национальными парками, изъяты из оборота, а земельные участки, занятые государственными природными заказниками, лишь ограничены в обороте.

Земли государственных национальных парков не подлежат приватизации, а приватизация земель природных заказников законом не исключена (ст. 95 Земельного кодекса).

Из приведенных выше норм федеральных законов следует, что уровень особой охраны изымаемых земельных участков у Сочинского национального парка в связи с их передачей в бессрочное пользование Сочинскому природному заказнику, территория которого используется в качестве охотничьих угодий, значительно снижается, что не исключает нанесения ущерба природным комплексам и объектам растительного и животного мира названного парка и его природной среде в целом.

Исходя из этого и с учетом того, что соответствующего положения о Сочинском природном заказнике до настоящего времени не принято, суд верно не согласился с утверждением представителей заинтересованных лиц о том, что реализация оспариваемого постановления не может привести к негативному воздействию на объекты растительного и животного мира, а также природную среду Сочинского национального парка, поскольку при указанных выше обстоятельствах такой вывод возможен лишь на основании заключения государственной экологической экспертизы.

Судом также верно не была принята во внимание ссылка на то, что при изъятии земельных участков у Сочинского национального парка и передаче их в постоянное пользование природному заказнику режим охраны объектов из состава особо охраняемых природных территорий не изменяется. На основании закона рассматриваемые особо охраняемые природные территории имеют различный статус и, соответственно, различный режим охраны включенных в ООПТ объектов природы (в том числе земель).

Судом также было указано на то, что изъятие земельных участков у Сочинского национального парка и предоставление их в постоянное пользование природному заказнику противоречит требованиям закона. Так, согласно п. 4 ст. 58 Федерального закона «Об охране окружающей среды» изъятие земель природно-заповедного фонда, к которому относятся земли национальных парков и природных заказников, запрещается, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Из содержания п. 3 ст. 95 Земельного кодекса РФ следует, что в пределах земель особо охраняемых природных территорий изъятие земельных участков или иное прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается.

Суд принял во внимание также и Постановление Правительства РФ от 10 августа 1993 г. N 769, утвердившее Положение о национальных природных парках Российской Федерации, согласно п. 28 которого изъятие земель и других природных ресурсов национальных природных парков также запрещается, в установленном порядке утратившим силу не признанное.

Соглашаясь с мнением суда, представленные выше положения, по нашему мнению, следует толковать в том смысле, что в ряде случаев законом установлен запрет на изъятие земельных участков у конкретных особо охраняемых природных территорий. И в целом не может иметь существенного значения то обстоятельство, что изымаемый участок передается другой ООПТ.

В то же время хотелось бы дополнительно обратиться к мнению суда об изменении целевого назначения участка в рассматриваемом случае. Из материалов дела следует, что суд не согласился с доводом о том, что предоставление природному заказнику в постоянное пользование изъятых у национального парка земель не меняет их целевого назначения. По мнению суда, земли национального парка имеют особое целевое назначение, более высокий уровень особой охраны, земельные участки в границах национального парка, в отличие от земель природного заказника, не подлежат приватизации, и они изъяты из оборота. Кроме того, в отсутствие Положения о Сочинском природном заказнике невозможно, по мнению суда, делать какие-либо выводы о сохранении целевого назначения передаваемых ему в пользование земель национального парка.

Действительно, национальные парки, как уже говорилось выше, имеют весьма высокий статус охраны, правовой режим этих территорий существенно отличается от правового режима иных ООПТ, в том числе заказников.

В то же время следует заметить, что правовое регулирование использования земель особо охраняемых территорий осуществляется в России в настоящее время не только на основе законодательства об особо охраняемых природных территориях (Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и др.), но и на основе земельного законодательства. Безусловно, требования соблюдения режима ООПТ, закрепленные природоохранным законодательством, являются доминирующими и должны лежать в основе как земельно-правового регулирования, так и регулирования использования иных природных объектов в границах территории. Правовой режим земельного участка особо охраняемой природной территории подчиняется, прежде всего, установленному режиму ООПТ. Установленное целевое назначение для земель ООПТ не является окончательным пунктом в определении правового режима таких земель.

Однако следует заметить, что целевое назначение земель устанавливается именно земельным законодательством. Перечень категорий земель по их целевому назначению и основания отнесения земель к конкретной категории определяются Земельным кодексом РФ (ст. ст. 7, 8). И, исходя из этого, согласно гл. 17 ЗК РФ земли всех особо охраняемых природных территорий, действительно, имеют одно целевое назначение и отнесены к одной категории земель особо охраняемых территорий и объектов.

Статья написана по материалам сайтов: studme.org, www.aup.ru, wiselawyer.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector