Инвентаризация перед составлением годовой бухгалтерской отчетности

Бюджетные учреждения: ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности», 2010, N 12

Каждый раз перед составлением годовой отчетности мы напоминаем читателям о необходимости и своевременности проведения годовой инвентаризации. Однако вопросы, которые приходят в редакцию, свидетельствуют о том, что отдельные моменты в проведении инвентаризации все же вызывают затруднения. В данной статье приведены ответы на некоторые подобные вопросы.

Инструкция по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н.
Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

В какие сроки и с какой периодичностью следует проводить инвентаризацию? Порядок и периодичность проведения инвентаризации могут определяться в учетной политике. Данное право предоставлено российским законодательством (п. 2.1 Методических указаний по инвентаризации, п. 3 ст. 6 Закона о бухгалтерском учете) каждой организации. Какую бы периодичность проведения инвентаризации ни установило бюджетное учреждение, она обязательна как минимум один раз в год перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, за исключением случаев, когда инвентаризация проводилась не ранее 1 октября отчетного года. Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов — один раз в пять лет (п. 2 ст. 12 Закона о бухгалтерском учете, п. 1.5 Методических указаний по инвентаризации).

Сроки проведения годовой инвентаризации могут доводиться вышестоящей организацией до подведомственных ей учреждений. Например, в соответствии с Приказом Департамента здравоохранения г. Москвы от 25.08.2010 N 1394 «О проведении инвентаризации имущества, финансовых активов и обязательств» рекомендовано проводить годовую инвентаризацию в учреждениях здравоохранения в следующие сроки:

  • основных средств — не ранее 1 ноября;
  • материальных запасов (кроме продуктов питания) — не ранее 1 октября;
  • объектов незавершенного капитального строительства — не ранее 1 декабря;
  • продуктов питания, денежных средств, денежных документов, бланков строгой отчетности, сумм, выданных в подотчет, расчетов с банками (по бюджетным и другим счетам), налоговыми органами, расчетов с дебиторами и кредиторами, незаконченных капитальных ремонтов — по состоянию на 1 января 2011 г.

Действующее законодательство позволяет проводить инвентаризацию библиотечных фондов один раз в пять лет. Главным распорядителем нашего субъекта вынесено решение проводить инвентаризацию один раз в три года. Правомерны ли данные требования? Полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств приведены в ст. 158 БК РФ. В соответствии с нормами данной статьи главные распорядители обязаны осуществлять финансовый контроль за подведомственными распорядителями и получателями бюджетных средств в целях обеспечения результативности, адресности и целевого использования бюджетных средств. Суть финансового контроля заключается как в его организации, так и в осуществлении проверок имущества и обязательств. Поэтому главный распорядитель вправе регламентировать сроки и периодичность проведения инвентаризаций в учреждении.

В отношении проведения инвентаризаций библиотечных фондов, входящих в состав основных средств, необходимо отметить следующее. В соответствии с п. 10.2 Инструкции об учете библиотечного фонда, утвержденной Приказом Минкультуры России от 02.12.1998 N 590, проверка библиотечных фондов должна осуществляться:

  • наиболее ценных фондов, хранящихся в сейфах, — ежегодно;
  • редчайших фондов — один раз в три года;
  • ценных фондов — один раз в пять лет;
  • фондов библиотек до 100 тыс. учетных единиц — один раз в пять лет;
  • фондов библиотек от 100 до 200 тыс. учетных единиц — один раз в семь лет;
  • фондов библиотек от 200 тыс. до 1 млн учетных единиц — один раз в десять лет;
  • фондов библиотек свыше 1 млн учетных единиц — поэтапно в выборочном порядке с завершением инвентаризации всего фонда в течение 15 лет.

Таким образом, требование главного распорядителя бюджетных средств о проведении инвентаризаций библиотечных фондов с более частой периодичностью, чем та, что установлена Методическими указаниями по инвентаризации, правомерно, поскольку оно направлено на усиление контроля за сохранностью государственного имущества.

Предусмотрена ли ответственность за непроведение годовой инвентаризации? В настоящее время в действующем законодательстве нет норм о привлечении к ответственности за непроведение годовой инвентаризации. Однако если в ходе проверки контрольным органом будет установлено, что учреждение систематически нарушало требования Закона о бухгалтерском учете, Инструкции N 148н, и будут выявлены существенные расхождения с данными бухгалтерского учета, в соответствии со ст. 15.11 КоАП РФ данные деяния (грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета) повлекут наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 2000 до 3000 руб. Под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности понимается:

  • искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10%;
  • искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%.

Достаточно ли проведения годовой инвентаризации только нефинансовых активов и денежных средств в кассе учреждения? В силу п. 1.3 Методических указаний по инвентаризации проверке подлежат все имущество организации независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств. При этом под имуществом организации понимаются основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, материальные запасы, готовая продукция, прочие запасы, денежные средства и другие финансовые активы, а под финансовыми обязательствами — кредиторская задолженность.

Кроме того, инвентаризации подлежат производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении), а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам.

Таким образом, для подтверждения достоверности учетных данных всего имущества и обязательств проведения инвентаризации только нефинансовых активов и денежных средств в кассе недостаточно.

Должен ли руководитель учреждения присутствовать при проведении годовой инвентаризации? В соответствии с п. 2.2 Методических указаний по инвентаризации для проведения инвентаризации в организации должна быть создана постоянно действующая инвентаризационная комиссия. В целях единовременного проведения инвентаризации при большом объеме работ в отдельных структурных подразделениях могут быть созданы рабочие инвентаризационные комиссии. Они подчиняются председателю инвентаризационной комиссии, который контролирует их деятельность.

Порядок проведения инвентаризации (количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, сроки проверки и т.п.) определяется руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно. Также он утверждает персональный состав постоянно действующих рабочих инвентаризационных комиссий.

Если руководитель организации в соответствии с внутренним распорядительным документом входит в состав инвентаризационной комиссии, его присутствие при проведении инвентаризации обязательно. В противном случае это не является необходимым.

Детский сад имеет небольшой штат. Допускается ли в этом случае включение в состав инвентаризационной комиссии материально ответственного лица? Согласно п. 2.3 Методических указаний по инвентаризации в состав инвентаризационной комиссии входят представители администрации организации, работники бухгалтерской службы, а также другие специалисты (воспитатели, экономисты, медицинские работники и т.д.).

В Методических указаниях по инвентаризации не содержится прямого запрета на включение материально ответственных лиц в инвентаризационную комиссию, но, по нашему мнению, введение их в ее состав противоречит смыслу инвентаризации. Ведь материально ответственные лица выступают как проверяемые, а не как проверяющие. Более того, перед началом и завершением проведения инвентаризации материально ответственные лица дают расписки, подтверждающие, что:

  • к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии, все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход;
  • проверка имущества проведена комиссией в их присутствии и каких-либо претензий к последней нет.

Если штат учреждения маленький, руководитель может создать несколько рабочих комиссий для проверки отдельных участков. В состав комиссии по конкретному участку не включаются лица, ответственные за него. Например, при инвентаризации склада в рабочую комиссию не входит кладовщик, но в нее можно включить поваров или мойщиков посуды. Данные по составу рабочих комиссий в обязательном порядке должны быть доведены под расписку до председателя инвентаризационной комиссии и ее членов, зарегистрированы в журнале учета контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации, который должен вести председатель инвентаризационной комиссии.

Это интересно:  Виды социальных услуг перечисленных в фз 442

Допускается ли наличие исправлений в инвентаризационных описях? Да, допускается. Согласно п. 2.9 Методических указаний по инвентаризации ошибки исправляются во всех экземплярах описей путем зачеркивания неправильных записей и проставления над ними правильных. Исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами.

Таким образом, если у учреждения нет возможности заменить личную подпись ответственных лиц ЭЦП, во избежание санкций за отсутствие документа, подтверждающего результат инвентаризации и оформленного в соответствии с действующим законодательством, рекомендуем составлять его на бумажном носителе информации.

В ходе проведения годовой инвентаризации были выявлены неправильные данные по объектам недвижимости. Следует ли фиксировать данный факт в инвентаризационных ведомостях либо по ним нужно составить отдельный документ? Согласно п. 3.3 Методических указаний по инвентаризации при выявлении объектов, не принятых на учет, а также объектов, по которым в регистрах бухгалтерского учета отсутствуют или неправильно указаны характеризующие их данные, комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам. Например, по зданиям — нужно указать их назначение, основные материалы, из которых они построены, объем (по наружному или внутреннему обмеру), площадь (общую полезную площадь), число этажей (без подвалов, полуподвалов и т.д.), год постройки и др. Поэтому составлять дополнительный документ нет необходимости.

В конце года учреждение совершило сделку по приобретению объекта недвижимости. На дату составления годовой отчетности претензий по взаиморасчетам у сторон нет. Будет ли являться нарушением то, что отсутствие кредиторской задолженности перед данным поставщиком не подтверждено актом сверки? В соответствии с п. 3.45 Методических указаний по инвентаризации проверке должен быть подвергнут счет «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» по оплаченным, но находящимся в пути товарам и расчетам с поставщиками по неотфактурованным поставкам. Он проверяется по документам в согласовании с корреспондирующими счетами.

В силу ст. 556 ГК РФ передача недвижимости продавцом и принятие ее покупателем осуществляются по подписываемому сторонами передаточному акту или иному документу о передаче.

Обязательство продавца передать недвижимость покупателю считается исполненным после вручения последнему этого имущества и подписания сторонами соответствующего документа о передаче, если иное не предусмотрено законом или договором.

Уклонение одной из сторон от подписания документа о передаче недвижимости на условиях, предусмотренных договором, считается отказом продавца от исполнения обязанности передать имущество, а покупателя — принять имущество.

Проведение инвентаризации занимает слишком много времени. Будет ли считаться нарушением, если результаты последней оформлены после 01.01.2011? В соответствии с п. 5.5 Методических указаний по инвентаризации результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором она была закончена, а итоги годовой инвентаризации — в годовом бухгалтерском отчете. Поэтому результаты такой инвентаризации, проведенной в 2010 г., надо учесть при составлении годового баланса. Для этого все результаты инвентаризации следует отразить в бухгалтерском учете на 31.12.2010.

Кто может оспорить результаты инвентаризации, если она проведена с нарушениями? Если инвентаризация проведена с нарушениями, ее результаты считаются недействительными. Такое решение может вынести любой контролирующий орган, если во время проведения инвентаризации отсутствовал хотя бы один член комиссии. Это документально зафиксировано в п. 2.3 Методических указаний по инвентаризации.

Кроме того, если порядок проведения инвентаризации был нарушен, его может оспорить и материально ответственное лицо, в отношении которого были выявлены недостача или хищение товарно-материальных ценностей.

Наиболее распространенными нарушениями, совершаемыми при проведении инвентаризации, являются:

  • составление инвентаризационных описей и актов в одном экземпляре;
  • отсутствие подписей материально ответственных лиц в формах, в которых они предусмотрены;
  • отсутствие расписок материально ответственных лиц о том, что все расходные и приходные документы на проверяемое имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии перед проведением инвентаризации (аналогичные расписки должны представлять и лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества);
  • наличие ошибок и исправлений, не подписанных и не заверенных членами инвентаризационной комиссии;
  • наличие инвентаризационных описей, содержащих незаполненные строки после утверждения результатов инвентаризации и непрочеркнутые последние незаполненные страницы.

В заключение хотелось бы отметить, что четкое соблюдение процедуры проведения инвентаризации и правильное оформление документов станут залогом уверенной позиции членов комиссии и руководства учреждения при возникновении спорных ситуаций.

О проведении годовой инвентаризации в организациях-микропредприятиях

Для всех организаций установлены общие методика и правила проведения инвентаризации активов и обязательств, в том числе перед составлением годовой финансовой отчетности.

Никаких исключений для организаций, относящихся к категории микропредприятий, не предусмотрено.

Идеальной датой для проведения инвентаризации перед составлением финансовой (бухгалтерской) отчетности считается последний день календарного года, т.е. 31 декабря, так как результаты инвентаризации в этот день позволяют наиболее точно установить фактическое наличие активов и обязательств по состоянию на конец текущего — начало следующего календарного года.

Однако на практике проведение инвентаризации в этот день даже для микропредприятий не всегда возможно. Да и при наличии имущества провести инвентаризацию в один день бывает просто не реально.

Годовую инвентаризацию разрешается проводить не раньше 1 октября и не позднее 31 декабря.

Это касается оборотных активов (товарно-материальных ценностей, денежных средств в кассе организации и на счетах в банках).

Основные средства мы вправе инвентаризировать реже — один раз в три года. Но по желанию можем проверять их чаще.

Необходимость проведения инвентаризаций активов и обязательств в организациях установлена в федеральном законе о бухгалтерском учете.

Причем, если в старом законе о бухучете, действовавшем до 1 января 2013 г., было определенно указано, когда организации обязаны проводить инвентаризацию, то в действующем сейчас законе только упоминается необходимость проведения инвентаризаций с отсылкой на подзаконные акты и стандарты.

1. Активы и обязательства подлежат инвентаризации.

2. При инвентаризации выявляется фактическое наличие соответствующих объектов, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета.

3. Случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением обязательного проведения инвентаризации. Обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством Российской Федерации, федеральными и отраслевыми стандартами.

4. Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием объектов и данными регистров бухгалтерского учета подлежат регистрации в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация.

По смыслу статьи 11 федерального закона получается, что в некоторых случаях проведение инвентаризации обязательно; во всех остальных случаях необходимость проведения инвентаризации определяется руководителем организации.

Это интересно:  Полномочия федеральной службы по финансовому мониторингу

Для организаций-микропредприятий проведение инвентаризаций вне случаев их обязательного проведения, является не актуальным в силу микроскопического масштаба деятельности, стоимости балансового имущества и обязательств микропредприятий по сравнению с малыми, средними и крупными организациями.

Обязательное проведение инвентаризаций регламентируется подзаконным актом, утверждаемым министерством финансов РФ — Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, статьями 26-28.

    В силу статьи 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, проведение инвентаризации обязательно:
  • при смене материально ответственных лиц;
  • при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
  • в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
  • при реорганизации или ликвидации организации;
  • при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже;
  • перед составлением годовой бухгалтерской отчетности .

Таким образом, проведение инвентаризации перед составлением годовой финансовой (бухгалтерской) отчетности, относится к случаям обязательного проведения инвентаризации.

Несмотря на обязательный характер проведения инвентаризации активов и обязательств организации перед составлением годовой финансовой (бухгалтерской) отчетности, административная ответственность за ее непроведение не установлена.

Тем не менее, инвентаризацию раз в год, в конце календарного года, желательно все-таки проводить, так как без инвентаризации активов и обязательств данные финансовой (бухгалтерской) отчетности могут оказаться недостоверны, а это уже — в свою очередь — может повлечь за собой риски привлечения к ответственности за представлением недостоверной (фиктивной) отчетности.

Дело в том, что ошибки в бухгалтерском учете ведут к недостоверной отчетности. Для их выявления и устранения как раз и проводится инвентаризация активов и обязательств. То есть наличие и исправление ошибок в бухгалтерском учете выявляется проведением ежегодных инвентаризаций.

Таким образом, инвентаризация подтверждает достоверность финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Отсутствие проведения инвентаризации — это повод для сомнения в достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности. Инвентаризация является лишь инструментом, подтверждающим достоверность показателей, включенных в финансовую (бухгалтерскую) отчетность.

Поэтому, если инвентаризацию мы никогда не делали, то достоверность нашей отчетности будет вызывать сомнения.

Проведение инвентаризации активов и обязательств организации регламентируется специальными Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными министерством финансов РФ.

Методические указания достаточно подробно определяют единообразные правила и способы проведения и оформления процесса и результатов инвентаризации.

Для организаций-микропредприятияй нередки случаи, когда единственным штатным работником такой организации является ее руководитель, он же учредитель, с минимальным перечнем имущества.

    В этом случае инвентаризацию активов проводить не имеет никакого смысла, за исключением подтверждения остатка средств на банковском счете (банковских счетах) организации на 31 декабря. Но необходимо обязательно провести сверку взаиморасчетов по обязательствам организации:
  • с контрагентами по гражданско-правовым договорам;
  • с администраторами обязательных платежей (налоговая, ФСС) по налогам, сборам и страховым взносам.

Необходимо получить, проверить и подписать акты сверки по расчетам за весь период календарного года со всеми контрагентами, налоговым органом и территориальным органом ФСС РФ.

Акты сверки подтвердят достоверность отчетных данных бухгалтерского учета организации-микропредприятия.

Инвентаризация перед составлением годовой бухгалтерской отчетности

До составления годовой отчетности требуется провести инвентаризацию. Любые найденные в процессе инвентаризации отклонения требуют отражения в налоговом и бухгалтерском учете.

Основания проведения годовой инвентаризации

Требования к проведению инвентаризации устанавливаются следующими нормативными документами:

  • Федеральным законом от № 402-ФЗ от 06.12.2011 «О бухгалтерском учете» (редакция от 23.05.2016);
  • Приказом Минфина РФ от № 49 от 13.06.1995 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» (редакция от 08.11.2010);
  • Приказом Минфина РФ № 34н от 29.07.1998 «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» (редакция от 24.12.2010, с изменениями от 08.07.2016).

Целью инвентаризации является формирование достоверной базы данных для годовой бухгалтерской отчетности и бухгалтерского учета.

Под инвентаризацию подпадают:

1) все имущество предприятия вне зависимости от местонахождения:

  • финансовые вложения,
  • товары,
  • основные средства,
  • денежные средства,
  • готовая продукция,
  • нематериальные активы,
  • производственные запасы,
  • прочие финансовые активы, в т.ч. дебиторская задолженность,
  • прочие запасы;

2) все финансовые обязательства:

  • резервы,
  • займы,
  • кредиторская задолженность,
  • кредиты банков.

Инвентаризируется не только имущество организации, но и имущество, полученное для переработки, находящееся в аренде или на ответственном хранении. Также инвентаризуется прочее имущество, не учтенное ранее по каким-либо причинам.

Сроки проведения годовой инвентаризации на предприятии

Инвентаризация проводится перед подготовкой годовой бухгалтерской отчетности. Даты прохождения годовой инвентаризации закрепляют в учетной политике организации. Часто ее производят в конце года, а в начале нового года оформляют ее результаты.

  • имущество, которое инвентаризировалось в октябре – декабре текущего года,
  • основные средства, которые инвентаризировались менее 2 лет назад,
  • библиотечные фонды, с момента инвентаризации которых прошло менее 5 лет,
  • товары, сырье и материалы, находящиеся на предприятиях Крайнего Севера (инвентаризация имущества данных предприятий проводится в периоды их наименьших остатков).

Создание инвентаризационной комиссии

Комиссия формируется для непосредственного проведения инвентаризации. В случае большого количества работ по инвентаризации создается несколько комиссий. В состав комиссии должны войти представители руководства, бухгалтерии, работники других служб (техники, инженеры, экономисты и т.п.). Также в комиссию могут войти сотрудники службы внутреннего или внешнего аудита. Списочный состав комиссии утверждает руководитель предприятия. После этого создается внутренний приказ о проведении инвентаризации.

Обязательные элементы приказа о проведении инвентаризации

В приказе указываются:

  • даты проведения инвентаризации,
  • причины проведения (в нашем случае – инвентаризация перед составлением годовой бухгалтерской отчетности),
  • состав инвентаризационной комиссии.

Регистрация приказа осуществляется в книге контроля проведения инвентаризаций. Далее фиксируются остатки имущества на начало инвентаризации.

Фиксация остатков на начало инвентаризации

До начала годовой инвентаризации комиссия должна иметь все актуальные на момент осуществления инвентаризации отчеты о движении денежных средств и материальных ценностей, расходные и приходные ордеры.

По факту сдачи указанных документов материально ответственные лица пишут расписки о том, что на начало инвентаризации они предоставили все приходные и расходные документы на имущество, а все ценности оприходованы либо списаны в расход. Все предоставленные документы визируются председателем комиссии с обязательным указанием даты. Бухгалтерия на основании этих данных определяет входящие остатки имущества на начало инвентаризации.

Порядок проведения инвентаризации перед составлением годовой отчетности

В ходе годовой инвентаризации комиссия оценивает фактическое наличие имущества, а также правильность учтенных финансовых обязательств. Оценка обязательно происходит при материально ответственных лицах. Результаты инвентаризации фиксируются в актах инвентаризации или инвентаризационных описях, которые составляются не менее чем в 2 экземплярах.

Учет результатов годовой инвентаризации

Результаты проведенной инвентаризации сводятся в ведомость результатов по итогам инвентаризации. Они обязательно проводятся в годовой бухгалтерской отчетности: выявленные недостачи списываются в соответствии с утвержденными правилами, а излишки принимаются в качестве прочего дохода.

Инвентаризация перед годовым отчётом: делаем всё правильно

Общие правила проведения инвентаризации

Обязанность организации проводить инвентаризацию перед составлением годовой бухгалтерской отчётности предусмотрена ст. 12 Федерального закона от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учёте». Согласно этой статье инвентаризация проводится для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учёта и отчётности.

Порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации и оформления её результатов установлен Методическими указаниями, которые утверждены Приказом Минфина России от 13.06.1995 г. № 49 (далее – Методические указания).

Инвентаризация имущества может начинаться с 1 октября отчётного года. Инвентаризация расчётов и резервов проводится по окончании отчётного года.

Перед началом инвентаризации руководитель организации издаёт приказ (распоряжение), в котором указываются сроки её проведения и состав инвентаризационной комиссии. Также в приказе перечисляются имущество и обязательства, подлежащие пересчёту.

Это интересно:  Номер кузова по вин коду

Фактическое наличие имущества в обязательном порядке проверяется в присутствии материально ответственных лиц. До момента инвентаризации эти лица должны дать расписки о том, что поступившие материальные ценности оприходованы, а выбывшие – списаны.

Результаты инвентаризации отражаются в инвентаризационных описях (актах). Организации могут применять описи, разработанные Минфином России либо отраслевыми министерствами и ведомствами. Формы, рекомендуемые Минфином России, приведены в Приложениях 6–18 к Методическим указаниям. Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии, а также материально ответственные лица. Незаполненные строки в описях прочёркиваются. По имуществу, при инвентаризации которого выявлены расхождения между данными бухучёта и данными инвентаризационных описей, составляются сличительные ведомости. По окончании инвентаризации составляется ведомость результатов, выявленных инвентаризацией, по форме № ИНВ-26. Формы первичных документов по учёту результатов инвентаризации утверждены Постановлениями Госкомстата России от 18.08.1998 г. № 88 и от 27.03.2000 г. № 26.

Результаты годовой инвентаризации отражаются в годовом бухгалтерском отчёте. Поэтому все соответствующие записи необходимо сделать в бухучёте до 31 декабря 2011 г. даже в том случае, если оформление документов, связанных с инвентаризацией, будет завершено позднее (например, в январе 2012 г.).

Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года. Соответствующее положение должно быть отражено в учётной политике по бухгалтерскому учёту.

Инвентаризация основных средств проводится путём их осмотра. По зданиям, сооружениям и прочей недвижимости проверяется наличие документов, подтверждающих право собственности организации на эти объекты. По арендованным и принятым на хранение основным средствам проверяется наличие договоров аренды, актов приёма-передачи и т. д.

По результатам осмотра основных средств составляется инвентаризационная опись по форме № ИНВ-1. На основные средства: арендованные, находящиеся на ответственном хранении, а также непригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению – заполняются отдельные описи.

Если при проведении инвентаризации выявлены излишки или недостачи основных средств, то, помимо описей, составляется сличительная ведомость по форме № ИНВ-18. Суммы излишков и недостач в этой ведомости указываются в соответствии с их оценкой в бухгалтерском учёте.

К МПЗ относятся: производственное сырьё и материалы, готовая продукция, товары и др. Фактическое наличие данных материальных ценностей определяется путём их подсчёта, взвешивания или обмера.

МПЗ отражаются в описи по форме № ИНВ-3 по каждому отдельному наименованию. При этом указываются их вид, группа, количество и другие необходимые данные (например, артикул, сорт). Тара отражается в описи по видам, целевому назначению и качественному состоянию (новая, бывшая в употреблении, требующая ремонта и т. д.). Тару, пришедшую в негодность, в инвентаризационную опись не вносят. По ней составляется акт на списание, в котором приводятся причины порчи.

Если в процессе инвентаризации выявлены расхождения между фактическим наличием МПЗ и ценностями, числящимися в учёте организации, составляется сличительная ведомость по форме № ИНВ-19.

Инвентаризация расчётов и резервов

Согласно п. 1.2 Методических указаний дебиторская задолженность относится к имуществу организации, а кредиторская задолженность и резервы – к финансовым обязательствам.

Инвентаризация проводится путём проверки сумм, числящихся на соответствующих счетах бухгалтерского учёта на конец года, а также выявляется дебиторская и кредиторская задолженность с истекшим сроком исковой давности.

Инвентаризация включает проверку расчётов с:

  • покупателями и поставщиками (сч. 60, 62, 76);
  • банками по займам (кредитам) (сч. 66, 67);
  • бюджетом по налогам и сборам и внебюджетными фондами по страховым взносам (сч. 68, 69);
  • работниками, в том числе подотчётными лицами (сч. 70, 71, 73, 76-4);
  • другими дебиторами и кредиторами (сч. 76).

При инвентаризации расчётов с покупателями и заказчиками, с поставщиками и подрядчиками, а также с прочими дебиторами и кредиторами организации проводят сверки взаимных расчётов со своими контрагентами по состоянию на 31 декабря отчётного года, которые оформляются актами. Акт сверки составляется отдельно по каждому дебитору и кредитору в двух экземплярах. В нём указываются дата и номер документов на отгрузку, стоимость товаров (работ, услуг), а также сумма оплаты и реквизиты платёжных документов за сверяемый период (год). Один экземпляр акта остаётся в бухгалтерии организации, второй направляется в организацию, с которой проводится сверка. Контрагент, получивший этот акт, должен проверить все содержащиеся в нём данные и внести собственные. Выявленные расхождения он также должен зафиксировать в этом акте. После отражения всех необходимых сведений контрагент возвращает этот акт организации. Во время инвентаризации проверяются также сроки погашения дебиторской задолженности, числящейся на счетах бухучёта на конец года.

При инвентаризации расчётов с банками по полученным кредитам проверяется наличие и содержание соответствующих договоров, своевременность и правильность отражения на счетах сумм полученных и возвращённых кредитов, их целевое использование, а также правильность отражения в учёте процентов за пользование заёмными средствами.

В ходе инвентаризации расчётов с бюджетом и внебюджетными фондами сверяются данные бухгалтерского учёта по счетам 68 «Расчёты по налогам и сборам» и 69 «Расчёты по социальному страхованию и обеспечению» с суммами налогов, исчисленных в налоговых декларациях, а также с суммами, перечисленными в бюджет.

Отражение в балансе неурегулированных сумм по названным счетам не допускается. С этой целью, в частности, проводятся сверки расчётов с бюджетом по налогам и сборам, в результате которых сверяются суммы налогов и сборов, учтённые в бухучёте, с суммами, отражёнными в лицевом счёте в налоговой инспекции.

При инвентаризации расчётов с работниками проверяется правильность отражения задолженности перед работниками. В частности, не числятся ли на счёте 70 не выплаченные работникам в срок (из-за неявки) суммы заработной платы, которые не задепонированы. Если подобные суммы обнаружены, их следует задепонировать, то есть списать со счёта 70 на счёт 76, субсчёт «Расчеты по депонированным суммам».

При инвентаризации субсчёта «Расчёты по депонированным суммам» счёта 76 выявляются суммы депонентской задолженности, по которым истёк срок исковой давности.

Для инвентаризации расчётов с подотчётными лицами анализируются данные авансовых отчётов работников. По этим документам проверяется соответствие выданных и возвращённых средств данным бухучёта, а также устанавливается целевое использование израсходованных сумм. Кроме того, проверяется наличие оправдательных документов, а также выявляются суммы, срок выдачи которых под отчёт истёк.

Инвентаризацией расчётов по прочим операциям проверяются расчёты организации с работниками по предоставлению и погашению займов, уплате процентов по ним, возмещению материального ущерба работниками в результате брака, недостач и хищений денежных средств, материальных ценностей и др.

Результаты инвентаризации расчётов оформляются следующим образом. Сначала итоги проверки каждого дебитора и кредитора заносятся в справку, являющуюся приложением к акту по форме № ИНВ-17. В этой справке указываются:

реквизиты каждого дебитора и кредитора организации;

дата и причина возникновения задолженности;

Затем на основании этой справки составляется акт инвентаризации расчётов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами по форме № ИНВ-17.

Статья написана по материалам сайтов: vrn-buh.ru, glavkniga.ru, www.buhday.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector