Гарантии материальной и социальной поддержки безработных

Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) – паспорта и документа об образовании.

Безработными не могут быть признаны граждане:

  • не достигшие 16-летнего возраста;
  • которым в соответствии с законодательством РФ назначена трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости), в том числе досрочно, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;
  • отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности) – в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера;
  • не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;
  • осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы;
  • представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными.

Государство гарантирует безработным:

  • выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного;
  • выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности;
  • возможность участия в оплачиваемых общественных работах.

Не прерывает трудового стажа:

  • время, в течение которого гражданин получает пособие по безработице, стипендию, принимает участие в оплачиваемых общественных работах;
  • время, необходимое для переезда по направлению органов службы занятости в другую местность для трудоустройства;
  • период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, призыва на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением государственных обязанностей.

Гарантии социальной поддержки

В соответствии со ст. 28 Закона о занятости населения государство предоставляет безработным гражданам следующие виды социальной поддержки:

  • — выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного;
  • — выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности;
  • — возможность участия в оплачиваемых общественных работах;
  • — возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости.

Если гражданин зарегистрирован в качестве безработного, то периоды времени, в течение которых он в установленном законом порядке получает пособие по безработице, стипендию, принимает участие в оплачиваемых общественных работах, не прерывают трудового стажа и засчитываются в общий трудовой стаж. Аналогичным образом учитываются периоды времени, необходимые для переезда по направлению органов службы занятости в другую местность с целью трудоустройства, а также периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, призыва на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, с исполнением государственных обязанностей.

Закон о занятости не относит материальную помощь безработным к гарантиям социальной поддержки, а именно в ст. 28 «Гарантии социальной поддержки безработных» о ней ничего не говорится. Наверняка это обусловлено тем, что оказание материальной и иной помощи безработным осуществляется по усмотрению службы занятости, это не обязательная выплата. Несмотря на это, я считаю необходимым рассмотреть в рамках данного дипломного проекта порядок и условия оказания материальной и иной помощи безработным.

Статья 28. Гарантии социальной поддержки безработных. 1. Государство гарантирует:

— предоставление льгот и компенсаций работникам, высвобождаемым из организаций;
— выплату стипендий безработным в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости;
— выплату пособия по безработице;
— возможность участия в оплачиваемых общественных работах;
— возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости;
— оказание материальной помощи безработному и членам его семьи;
— социальную поддержку безработных в период временной нетрудоспособности.
2. Время, в течение которого гражданин в установленном законом порядке получает пособие по безработице, стипендию, принимает участие в оплачиваемых общественных работах, время, необходимое для переезда по направлению органов службы занятости в другую местность и трудоустройства, а также период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, привлечения к мероприятиям, связанным с исполнением государственных обязанностей, не прерывает трудового стажа и засчитывается в общий трудовой стаж.
3. Нормативными правовыми актами территориальных органов власти и решениями органов местного управления (самоуправления), а также коллективными договорами и соглашениями могут предусматриваться иные, не противоречащие национальному законодательству о занятости населения условия и порядок выплаты пособия по безработице, прохождения безработными перерегистрации, усиливающие социальную защищенность граждан, включая продление сроков выплаты пособия по безработице, вознаграждения за труд на оплачиваемых общественных работах, а также стипендии в период обучения по направлению органов службы занятости за счет средств местных органов власти и управления (самоуправления).
4. Все виды пособий и стипендий безработным подлежат индексации в соответствии с законодательством и не облагаются подоходным налогом.

Социальная поддержка безработных и членов их семей

В соответствии со ст. 28 Закона о занятости государство предоставляет следующие гарантии социальной поддержки безработных:

  • а) выплата пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного;
  • б) выплата стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности;
  • в) возможность участия в оплачиваемых общественных работах,
  • г) сохранение трудового стажа в течение всего времени, которое установлено законом гражданину для получения пособия по безработице, стипендии, участия в оплачиваемых общественных работах, переезда по направлению службы занятости в другую местность для трудоустройства, а также в период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, призыва на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением государственных обязанностей.
Это интересно:  Как правильно оформить больничный лист

Основной формой материальной поддержки безработных в период поиска подходящей работы является пособие по безработице – гарантированные государством периодические выплаты за счет средств федерального бюджета. В отличие от многих зарубежных стран, где предусмотрены сложные различные схемы выплаты пособия по безработице, предусматривающие значительную дифференциацию как по срокам выплаты пособия, так и по его размерам, в российском Законе о занятости заложена достаточно простая схема.

Названным Законом установлен следующий порядок определения размеров пособия по безработице:

  • 1) пособие по безработице выплачивается гражданам, уволенным из организаций но любым основаниям (за исключением указанных в п. 2 ст. 30 Закона о занятости), и устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы, если такие граждане в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей) (Порядок исчисления среднего заработка для определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости, утвержденный постановлением Минтруда России от 12.08.2003 № 62);
  • 2) размер пособия устанавливается в кратном отношении к минимальной величине пособия по безработице гражданам:
    • а) впервые ищущим работу (ранее не работавшим);
    • б) стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва;
    • в) уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством РФ;
    • г) уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель;
    • д) направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия.

Закон о занятости содержит нормы дифференцированного подхода к отдельным категориям безработных. Например, гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате, пособие по безработице, установленное в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличивается на размер районного коэффициента. Дополнительные гарантии распространяются и на граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф и признанных в установленном порядке безработными: к пособию по безработице выплачивается дополнительное пособие в соответствии с законодательством РФ о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 г. на производственном объединении Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча.

Следует указать, что все виды удержаний с пособий по безработице производятся в порядке, установленном законодательством РФ об исполнительном производстве.

Закон о занятости устанавливает следующие условия и сроки выплаты пособия по безработице:

  • 1) пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными;
  • 2) решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным;
  • 3) пособие по безработице начисляется гражданам с первого дня признания их безработными. Гражданам, уволенным из организаций в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации и признанным в установленном порядке безработными, но не трудоустроенными в период, в течение которого за ними по последнему месту работы сохраняется средняя заработная плата (с зачетом выходного пособия), пособие по безработице начисляется начиная с первого дня по истечении указанного периода;
  • 4) каждый период выплаты пособия по безработице не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев, за исключением случаев, предусмотренных Законом о занятости. Каждый период выплаты пособия по безработице не может превышать шести месяцев в суммарном исчислении в течение 12 календарных месяцев для граждан:
    • а) впервые ищущих работу (ранее не работавших);
    • б) стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва;
    • в) уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством РФ;
    • г) уволенных из организаций по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевших в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель;
    • д) направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия.

При этом общий период выплаты пособия по безработице для этих категорий граждан не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев;

  • 5) безработные граждане, не трудоустроенные по истечении первого периода выплаты пособия по безработице, имеют право на повторное получение пособия по безработице, если иное не предусмотрено Законом о занятости. Общий период выплаты пособия по безработице гражданину не может превышать 24 календарных месяцев в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев;
  • 6) пособие по безработице выплачивается ежемесячно при условии прохождения безработным перерегистрации в установленные органами службы занятости сроки, но не более двух раз в месяц.

Закон о занятости содержит и условия продления сроков выплаты пособия по безработице и досрочного выхода на пенсию:

  • 1) гражданам, не достигшим возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин и имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин, а также необходимый стаж на соответствующих видах работ, дающий им право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, предусмотренной ст. 27 и 28 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ΦЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», продолжительность периода выплаты пособия по безработице увеличивается сверх установленных 12 месяцев на две календарные недели за каждый год работы, превышающий страховой стаж указанной продолжительности. При этом в страховой стаж включаются периоды работы и иной деятельности и засчитываются иные периоды, установленные в ст. 10 и 11 указанного Закона. Общий период выплаты пособия по безработице не может превышать 24 календарных месяцев в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев;
  • 2) по предложению органов службы занятости при отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам из числа лиц, указанных в ст. 34 Закона о занятости, уволенным в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, с их согласия может назначаться пенсия на период до наступления возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости, но не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста. Размер этой пенсии определяется по нормам страховой части трудовой пенсии по старости, установленным Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». При этом п. 21–25 ст. 14 указанного Федерального закона не применяются.
Это интересно:  Гарантии и компенсации оплата труда

Размеры пособия по безработице носят дифференцированный характер и зависят от следующих факторов:

  • 1. Пособие по безработице гражданам, уволенным из организаций по любым основаниям (за исключением отдельных категорий граждан, указанных в ст. 34 Закона о занятости) за 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей) и признанным в установленном порядке безработными, начисляется:
  • 1) в первом (12-месячном) периоде выплаты:
    • а) в первые три месяца – в размере 75% их среднемесячного заработка (денежного довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы);
    • б) в следующие четыре месяца – в размере 60%;
    • в) в дальнейшем – в размере 45%, но во всех случаях не выше максимальной величины пособия по безработице и не ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента;
  • 2) во втором (12-месячном) периоде выплаты – в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента.

Размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице ежегодно определяются Правительством РФ (например, постановлением Правительства РФ от 09.10.2012 № 1031 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2013 год» установлена минимальная величина пособия по безработице в размере 850 руб. и максимальная величина – в размере 4900 руб.).

  • 2. Размеры пособия по безработице, отдельным категориям граждан (в том числе впервые ищущим работу (ранее не работавшим); стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; прекратившим индивидуальную предпринимательскую деятельность в установленном законодательством РФ порядке; уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством РФ; уволенным в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель; направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия; вышедшим из членов крестьянского (фермерского) хозяйства), устанавливаются в следующем порядке:
    • а) в первом (шестимесячном) периоде выплаты – в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента;
    • б) во втором (шестимесячном) периоде выплаты – в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента.

Пособие по безработице носит временный характер, следовательно, выплата пособия по безработице может быть прекращена, приостановлена или его размер может быть сокращен органами службы занятости.

Выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случаях:

  • 1) признания гражданина занятым по основаниям, предусмотренным в ст. 2 Закона о занятости;
  • 2) прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки по направлению органов службы занятости с выплатой стипендии;
  • 3) длительной (более месяца) неявки безработного в органы службы занятости без уважительных причин;
  • 4) переезда безработного в другую местность;
  • 5) попытки получения либо получения пособия по безработице обманным путем;
  • 6) осуждения лица, получающего пособие по безработице, к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы;
  • 7) назначения пенсии, а именно назначения трудовой пенсии по старости, в том числе досрочного назначения трудовой пенсии по старости (части трудовой пенсии но старости), либо назначения пенсии по старости или пенсии за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;
  • 8) отказа от посредничества органов службы занятости (поличному письменному заявлению гражданина);
  • 9) смерти безработного (при этом выплата суммы пособия по безработице, причитающейся безработному и недополученной в связи с его смертью, осуществляется в соответствии с гражданским законодательством).

Выплата пособия по безработице может быть приостановлена на срок до трех месяцев в случаях:

  • 1) отказа в период безработицы от двух вариантов подходящей работы;
  • 2) отказа по истечении трехмесячного периода безработицы от участия в оплачиваемых общественных работах или от направления на обучение органами службы занятости граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих профессии (специальности), стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва;
  • 3) явки безработного на перерегистрацию в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ (порядок установления факта состояния опьянения безработного определяется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти);
  • 4) увольнения с последнего места работы (службы) за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством РФ, а также отчисления гражданина, направленного на обучение органами службы занятости, с места обучения за виновные действия;
  • 5) нарушения безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного (приостановка выплаты пособия по безработице производится со дня, следующего за днем последней явки безработного на перерегистрацию);
  • 6) самовольного прекращения гражданином обучения по направлению органов службы занятости.
Это интересно:  Юрист в сфере финансов

Период, на который приостанавливается выплата пособия по безработице, засчитывается в общий период выплаты пособия по безработице.

Выплата пособия по безработице не производится в периоды:

  • 1) отпуска по беременности и родам;
  • 2) выезда безработного из места постоянного проживания в связи с обучением в вечерних и заочных учреждениях профессионального образования;
  • 3) призыва безработного на военные сборы, привлечения к иным государственным обязанностям.

Указанные периоды не засчитываются в общий период выплаты пособия по безработице и продлевают его.

Размер пособия по безработице может быть сокращен на 25% на срок до одного месяца в случаях:

  • 1) неявки без уважительных причин на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение трех дней со дня направления органами службы занятости;
  • 2) отказа без уважительных причин явиться в органы службы занятости для получения направления на работу (учебу).

Решение о прекращении, приостановке выплаты пособия по безработице или снижении его размера принимается органами службы занятости с обязательным уведомлением безработного.

Безработным гражданам, утратившим право на пособие по безработице в связи с истечением установленного периода его выплаты, а также гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости, органами службы занятости может оказываться материальная помощь.

Наряду с пособием по безработице безработным предоставляется возможность профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости, если:

  • 1) гражданин не имеет профессии (специальности);
  • 2) невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой профессиональной квалификации;
  • 3) гражданину необходимо изменить профессию (специальность, род занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у него профессиональным навыкам;
  • 4) гражданином утрачена способность к выполнению работы по прежней профессии (специальности).

Особенностью указанных мероприятий является то, что они осуществляются в образовательных учреждениях профессионального и дополнительного образования, учебных центрах органов службы занятости или иных образовательных учреждениях, образовательных подразделениях организаций или в иных учебных заведениях в соответствии с заключаемыми органами службы занятости договорами.

Вместе с тем отдельные категории безработных имеют право в приоритетном порядке пройти профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации. К таковым относятся:

  • а) безработные инвалиды;
  • б) безработные граждане по истечении шестимесячного периода безработицы, граждане, уволенные с военной службы;
  • в) жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы;
  • г) выпускники общеобразовательных учреждений;
  • д) граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности).

Такая подготовка осуществляется под контролем органов по вопросам занятости. Например, органы образования по запросу органов службы занятости предоставляют им информацию о профессионально-квалификационной структуре выпуска и численности выпускников, нуждающихся в трудоустройстве.

Одной из гарантий государства в сфере занятости граждан является организация общественных работ, организуемых с целью обеспечения временной занятости населения.

Под общественными работами понимается трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу.

Представляется целесообразным выделить следующие особенности организации и проведения общественных работ:

  • 1) к общественным работам не относится деятельность, связанная с необходимостью срочной ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций и требующая специальной подготовки работников, а также их квалифицированных и ответственных действий в кратчайшие сроки;
  • 2) право на участие в общественных работах имеют граждане, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, безработные граждане. Преимущественным правом на участие в общественных работах пользуются безработные граждане, не получающие пособия по безработице, безработные граждане, состоящие на учете в органах службы занятости свыше шести месяцев. Участие граждан в общественных работах допускается только с их согласия. При направлении на общественные работы учитываются состояние здоровья, возрастные, профессиональные и другие индивидуальные особенности граждан;
  • 3) с лицами, желающими участвовать в общественных работах, заключается срочный трудовой договор, который может быть расторгнут гражданами досрочно при устройстве на постоянную или временную работу;
  • 4) оплата труда граждан, занятых на общественных работах, производится в соответствии с законодательством РФ;
  • 5) на граждан, занятых на общественных работах, распространяется законодательство РФ о труде и социальном страховании; в частности, в период участия безработных граждан в общественных работах за ними сохраняется право на получение пособия по безработице (кроме граждан, участвующих в общественных работах и указанных в п. 3 ст. 4 Закона о занятости);
  • 6) финансирование общественных работ производится за счет средств организаций, в которых проводятся эти работы;
  • 7) в период участия в общественных работах, временного трудоустройства безработным гражданам, несовершеннолетним гражданам в возрасте от 14 до 18 лет может оказываться материальная поддержка.

Положение об организации общественных работ утверждено Правительством РФ (см. постановление Правительства РФ от 14.07.1997 № 875).

Статья написана по материалам сайтов: vuzlit.ru, www.lawmix.ru, studme.org.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector