Формы реализации функций права

Понятие функций права

Функции права — это основные пути (каналы) правового воздействия, выражающие роль права в упорядочении общественных отношений; это наиболее существенные направления и стороны его воздействия на общественные отношения, в которых раскрывается общечеловеческая и классовая природа и социальное назначение права.

С помощью понятия функции права» можно познать социальное назначение права в обществе, его динамику. Главное предназначение права состоит в создании и обеспечении правопорядка, в чем заинтересованы общество, государство, иные субъекты. Право придает действиям лиц необходимую организованность, согласованность, устойчивость, уверенность.

Классификация функций права

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
  • Позвонить:
    • По всей России: +7 (800) 350-73-32

1) основные собственно юридические функции права:

    • регулятивная;
    • охранительная.

2) неосновные собственно юридические функции права:

    • компенсационная (право как инструмент социальной справедливости);
    • восстановительная (возврат прежнего правового положение субъектов права);
    • ограничительная (ограничения, накладываемые правом, пресекают анархию, произвол, вседозволенность).

Регулятивная функция выражается в позитивном регулировании общественных отношений и направлена на правомерное поведение субъектов права.

Эта функция подразделяется на:

    1. регулятивно-статическую функцию (выражается в том, что право в своих нормах закрепляет определенные, установившиеся общественные отношения);
    2. регулятивно-динамическую функцию (выражается в том, что право способствует развитию закрепленных им общественных отношений или накладывает определенные рамки на изменяющиеся, развивающиеся обще-ственные отношения).

Охранительная функция выражается в том, что право охраняет, обеспечивает регулируемые им общественные отношения, и она направлена на неправомерное поведение субъектов права. Право, выполняя эту функцию, является гарантомзаконности и правопорядка. Некоторые авторы подразделяют ее на:

    1. карательную (наказательную) функцию (выражается в применении карательных, «штрафных» санкций);
    2. компенсационную (правовосстановительную) функцию (выражается в применении правовосстановительных санкций, т.е. применение мер защиты в восстановлении нарушенных прав и интересов).

Выделяют 2 группы функций права:

    • общесоциальные;
    • специально-юридические.

Общесоциальные функции права:

    1. экономическая (право, устанавливая «правила игры» в экономической сфере, упорядочивает производственные отношения, закрепляет формы собственности, определяет механизм распределения общественного богатства и т.п.);
    2. политическая (право в своих нормах закрепляет политический строй общества, механизм функционирования государства, регламентирует политические отношения, регулирует деятельность субъектов политической системы и пр.);
    3. воспитательная (право, отражая определенную идеологию, оказывает специфическое педагогическое воздействие на лиц, формирует у субъектов мотивы правомерного поведения);
    4. коммуникативная (право, являясь информационной системой, выступает способом связи между субъектом и объектом управления, специфическим «посредником» между законодателем и обществом, между творцами правовых предписаний и физическими или юридическими лицами).

Специально-юридические функции права:

1) Регулятивная функция имеет первичное значение, призвана содействовать развитию наиболее ценных для общества и государства социальных связей.

Формы осуществления регулятивной функции:

    • определение соответствующих юридических фактов в гипотезах юридических норм;
    • установление и изменение правового статуса субъектов права, того или иного типа правового регулирования;
    • закрепление в законодательстве мер поощрений, льгот, привилегий, иных дозволений;
    • фиксация моделей правоотношений.

2) Охранительная функция реализуется с помощью правовых ограничений (обязанностей, запретов, наказаний, приостановлений) и имеет вторичный характер. Она производна от регулятивной функции и призвана ее обеспечивать, ибо охрана и защита начинают действовать тогда, когда нарушается нормальный процесс развития тех или иных социальных связей, когда он встречает на своем пути какие-либо препятствия.

Специфика охранительной функции:

    1. характеризует право как особый способ воздействия на поведение людей, выражающийся во влиянии на их волю угрозой санкций, установлением запретов и реализацией юридической ответственности;
    2. служит информатором для субъектов общественных отношений о том, какие социальные ценности взяты под охрану посредством правовых предписаний;
    3. является показателем политического и культурного уровня развития общества, его гуманных начал, содержащихся в праве.

Формы осуществления охранительной функции:

    • установление обязанностей, запретов, приостановлений;
    • установление мер пресечения, мер принуждения;
    • фиксация негативных санкций — наказаний и процедуры их реализации.

Регулятивная и охранительная функции находятся во взаимодействии и дополняют друг друга — каждая из них вносит свой вклад в упорядочение социальных связей.

Вопрос 57. Функции права. Формы реализации.

В понимании функций права в юридической литературе нет единообразия и единодушия.

По мнению одних ученых, функции права есть реализация его социального назначения, которое складывается из потребностей общественного развития.

Другие ученые полагают, что функции права — это главные направления правового воздействия на общественные отношения, т.е. формы, способы, пути влияния права на общественные отношения.

Однако большинство отечественных ученых считают, что понятие «функции права» должно охватывать оба этих аспекта — и социальное назначение права, и вытекающие из этого назначения способы, пути воздействия права на общественные отношения.

Таким образом, под понятием «функции права» следует понимать основные направления правового воздействия на общественные отношения в целях их упорядочения, урегулирования и придания им необходимой стабильности, единства и динамизма.

В юридической литературе иногда употребляют термины не только «функции права», но и «функционирование права». Оба понятия очень близкие, но не совпадающие. Функционирование права — это действие права, реализация его функций, воплощение их в общественных отношениях, а функции права:

1) определяются сущностью права и его социальным назначением;

2) характеризуют необходимое воздействие права на общественные отношения. Иначе говоря, без такого воздействия общество на данном этапе не может обойтись;

3) направлены на осуществление наиболее важных, коренных задач, стоящих перед правом на данном этапе развития общества;

4) активно воздействуют на общественные отношения, на их упорядочение;

5) характеризуются непрерывностью, длительностью.

Система функций права непосредственно связана с системой права. Радько выделяет пять групп функций права:

общеправовые, т.е. присущие всем отраслям права;

отраслевые, т.е. свойственные одной какой-то отрасли права;

межотраслевые (присущие двум и более отраслям права, например охранительная функция, присущая уголовному, административному и другим отраслям права;

нормы права или отдельных норм.

В юридической науке принято также классифицировать функции права на внутренние и внешние.

Внутренние функции права — это способы юридического воздействия на поведение людей и общественные отношения, которые лежат в рамках самого права. Они определяют собственно юридические функции права.

Внешние функции права находятся как бы за пределами самого права и характеризуют право как социальный регулятор. К внешним функциям права относят общесоциальные. Среди них выделяют функции:

культурно-историческую, посредством ее право аккумулирует духовные ценности и достижения мировой культуры;

воспитательную — способность права выражать определенную идеологию и оказывать влияние на сознание и волю людей. Она направлена на воспитание высокого правосознания и формирование стимулов правомерного поведения;

социального контроля — стимулирует определенное поведение и в то же время ограничивает нежелательные с точки зрения общества поведение и действия, т.е. удерживает от совершения неправомерных действий;

информационно-регулирующую — информирует о возможностях того или иного социально значимого поведения и способствует социально полезному поведению.

Что касается собственно юридических (или специально юридических) функций, то среди них выделяют две главные, или основные, функции — регулятивную и охранительную.

При этом главенствующая роль принадлежит регулятивной функции.

Алексеев выделяет в регулятивной функции две подфункции — статическую и динамическую.

Регулятивная статическая функция воздействует на общественные отношения посредством закрепления их в отдельных правовых институтах или их правового статуса, например закрепление правосубъектности граждан или отдельных организаций, определение компетенции государственных органов, или правового статуса юридических лиц, формы правления, государственного устройства и т.д.

Регулятивная динамическая функция выражается в воздействии на общественные отношения посредством оформления их движения, развития, т.е. это нормы права, направленные на обслуживание средствами права тех или иных социальных процессов — экономических, торговых и др.

Охранительная функция права направлена на охрану и защиту наиболее значимых общественных отношений и вытеснение нежелательных, чуждых данному обществу отношений.

Охранительная функция проявляет свое действие не только тогда, когда совершено правонарушение, но имеет и превентивное (предупредительное) действие. Иначе говоря, ее назначение — предупреждать о негативных последствиях, которые могут наступить, если лицо не соблюдает установленные правом запреты.

Специфика охранительной функции состоит в том, что право влияет на поведение посредством, во-первых, угрозы санкции, установления запретов и реализации юридической ответственности, во-вторых, информации о тех общественных отношениях, которые взяты под охрану государством.

В юридической литературе выделяют также неосновные собственно юридические функции: компенсационную, ограничительную и восстановительную.

Компенсационная функция состоит в компенсации ущерба или вреда, причиненного незаконными действиями государственных органов, должностных лиц. Данная функция присуща гражданскому, трудовому, отчасти уголовному праву.

Ограничительная функция направлена на ограничение некоторых действий лиц, ущемляющих права других. Права и свободы человека могут быть ограничены законом в интересах защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Не допускается пропаганда социальной, расовой, национальной и религиозной вражды.

Восстановительная функция направлена на восстановление нарушенного права, прежнего правового положения, возврат незаконно отобранного имущества, восстановление на работе и т.д. Восстановительная функция тесно связана с компенсационной, поскольку восстановление нарушенного права влечет и компенсацию потерь лица.

Воздействие права на общественные отношения осуществляется в трех формах: информационной; ориентационного воздействия; правового регулирования.

Информационная форма направлена на сообщение адресатам требований государства, доведение до сведения личности и организаций о тех вариантах поведения или действий, которые одобряются или порицаются государством.

Ориентационное воздействие позволяет выработать у личности правовую установку на выполнение норм права, готовность к соблюдению правовых предписаний.

Правовое регулирование осуществляется посредством особого механизма правового регулирования и предполагает специальные средства воздействия на упорядочение общественных отношений. Важнейшим показателем данной формы является эффективность правового регулирования, воплощение правовых предписаний в правомерное поведение субъектов правового общения.

Функции права. Формы реализации.

Любые студенческие работы — ДОРОГО!

100 р бонус за первый заказ

В понимании функций права в юридической литературе нет единообразия и единодушия.

По мнению одних ученых, функции права есть реализация его социального назначения, которое складывается из потребностей общественного развития. Социальное назначение права — в урегулировании, упорядочении общественных отношений, придании им определенной направленности, стабильности, создании необходимых условий для реализации прав и свобод личности и нормальных условий для развития общества.

Другие ученые полагают, что функции права — это главные направления правового воздействия на общественные отношения, т.е. формы, способы, пути влияния права на общественные отношения.

Это интересно:  Прекращение права постоянного бессрочного пользования

Однако большинство отечественных ученых считают, что понятие «функции права» должно охватывать оба этих аспекта — и социальное назначение права, и вытекающие из этого назначения способы, пути воздействия права на общественные отношения.

Таким образом, под понятием «функции права» следует понимать основные направления правового воздействия на общественные отношения в целях их упорядочения, урегулирования и придания им необходимой стабильности, единства и динамизма.

В юридической литературе иногда употребляют термины не только «функции права», но и «функционирование права». Оба понятия очень близкие, но не совпадающие. Функционирование права — это действие права, реализация его функций, воплощение их в общественных отношениях, а функции права:

1) определяются сущностью права и его социальным назначением;

2) характеризуют необходимое воздействие права на общественные отношения. Иначе говоря, без такого воздействия общество на данном этапе не может обойтись;

3) направлены на осуществление наиболее важных, коренных задач, стоящих перед правом на данном этапе развития общества;

4) активно воздействуют на общественные отношения, на их упорядочение;

5) характеризуются непрерывностью, длительностью.

Система функций права непосредственно связана с системой права. Радько выделяет пять групп функций права:

общеправовые, т.е. присущие всем отраслям права;

отраслевые, т.е. свойственные одной какой-то отрасли права;

межотраслевые (присущие двум и более отраслям права, например охранительная функция, присущая уголовному, административному и другим отраслям права;

нормы права или отдельных норм.

В юридической науке принято также классифицировать функции права на внутренние и внешние.

Внутренние функции права — это способы юридического воздействия на поведение людей и общественные отношения, которые лежат в рамках самого права. Они определяют собственно юридические функции права.

Внешние функции права находятся как бы за пределами самого права и характеризуют право как социальный регулятор. К внешним функциям права относят общесоциальные. Среди них выделяют функции:

культурно-историческую, посредством ее право аккумулирует духовные ценности и достижения мировой культуры;

воспитательную — способность права выражать определенную идеологию и оказывать влияние на сознание и волю людей. Она направлена на воспитание высокого правосознания и формирование стимулов правомерного поведения;

социального контроля — стимулирует определенное поведение и в то же время ограничивает нежелательные с точки зрения общества поведение и действия, т.е. удерживает от совершения неправомерных действий;

информационно-регулирующую — информирует о возможностях того или иного социально значимого поведения и способствует социально полезному поведению.

Что касается собственно юридических (или специально юридических) функций, то среди них выделяют две главные, или основные, функции — регулятивную и охранительную.

При этом главенствующая роль принадлежит регулятивной функции. Это вытекает из основного назначения права для жизни общества — упорядочить, регулировать общественные отношения, устанавливать позитивные правила поведения, организовать определенным образом общественные отношения. Регулятивная функция права вытекает из способности права предписывать, указывать варианты поведения и действий.

Алексеев выделяет в регулятивной функции две подфункции — статическую и динамическую.

Регулятивная статическая функция воздействует на общественные отношения посредством закрепления их в отдельных правовых институтах или их правового статуса, например закрепление правосубъектности граждан или отдельных организаций, определение компетенции государственных органов, или правового статуса юридических лиц, формы правления, государственного устройства и т.д.

Регулятивная динамическая функция выражается в воздействии на общественные отношения посредством оформления их движения, развития, т.е. это нормы права, направленные на обслуживание средствами права тех или иных социальных процессов — экономических, торговых и др.

Охранительная функция права направлена на охрану и защиту наиболее значимых общественных отношений и вытеснение нежелательных, чуждых данному обществу отношений.

Охранительная функция проявляет свое действие не только тогда, когда совершено правонарушение, но имеет и превентивное (предупредительное) действие. Иначе говоря, ее назначение — предупреждать о негативных последствиях, которые могут наступить, если лицо не соблюдает установленные правом запреты.

Специфика охранительной функции состоит в том, что право влияет на поведение посредством, во-первых, угрозы санкции, установления запретов и реализации юридической ответственности, во-вторых, информации о тех общественных отношениях, которые взяты под охрану государством.

В юридической литературе выделяют также неосновные собственно юридические функции: компенсационную, ограничительную и восстановительную.

Компенсационная функция состоит в компенсации ущерба или вреда, причиненного незаконными действиями государственных органов, должностных лиц. Данная функция присуща гражданскому, трудовому, отчасти уголовному праву.

Ограничительная функция направлена на ограничение некоторых действий лиц, ущемляющих права других. Права и свободы человека могут быть ограничены законом в интересах защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Не допускается пропаганда социальной, расовой, национальной и религиозной вражды.

Восстановительная функция направлена на восстановление нарушенного права, прежнего правового положения, возврат незаконно отобранного имущества, восстановление на работе и т.д. Восстановительная функция тесно связана с компенсационной, поскольку восстановление нарушенного права влечет и компенсацию потерь лица.

Воздействие права на общественные отношения осуществляется в трех формах: информационной; ориентационного воздействия; правового регулирования.

Информационная форма направлена на сообщение адресатам требований государства, доведение до сведения личности и организаций о тех вариантах поведения или действий, которые одобряются или порицаются государством.

Ориентационное воздействие позволяет выработать у личности правовую установку на выполнение норм права, готовность к соблюдению правовых предписаний.

Правовое регулирование осуществляется посредством особого механизма правового регулирования и предполагает специальные средства воздействия на упорядочение общественных отношений. Важнейшим показателем данной формы является эффективность правового регулирования, воплощение правовых предписаний в правомерное поведение субъектов правового общения.

2 Формы реализации функций права

Термин «реализация» имеет латинское происхождение (от realis — вещественный) и в буквальном смысле означает овеществление чего-либо. Данное понятие синонимично терминам «осуществление», «исполнение». Глагол же «осуществить» трактуется как «привести в исполнение, воплотить в действительность». «Осуществление», таким образом, можно понимать как перевод (или переход) из сферы абстрактного, идеального в сферу сущего, конкретного, реального.

Указанное, однако, не дает законченного представления о конкретном содержании рассматриваемого понятия. «Осуществление», «приведение в исполнение» в зависимости от специфики той или иной ситуации могут означать как процесс, так и его конечный результат. Представляется, что применительно к реализации права, равно как и реализации отдельных правовых явлений, правильно говорить одновременно о двух ипостасях данного термина. С одной стороны, реализация любого правового явления предполагает определенную стадийность — последовательную смену состояний в его развитии (так как ни одно явление не может воплотиться в действительность само по себе, без перехода из одного состояния в другое), что характеризует реализацию как процесс. С другой стороны, достижение определенного результата посредством реализации явления, как следует из самого определения реализации, составляет ее суть, главное назначение. В этом контексте реализация понимается как конечный этап соответствующего процесса, его логичный и закономерный итог.

Право обладает определенной степенью саморегуляции. В то же время оно не достигает и не может достичь такого обособления, чтобы регулировать все свои процессы самостоятельно Черданцев А.Ф. Теория государства и права. Учебник. — М.: Юрайт 2001..

Рассмотрим формы реализации функций права. Функция права — это правовое воздействие, которое состоит из трех форм: информационного, ориентационного и правового регулирования. В соответствии с этими формами выделяют три формы реализации функций права: информационную форму, ориентационную форму, правовое регулирование.

Информационная форма реализации функций права состоит в том, чтобы сообщить адресатам требования государства, относящиеся к поведению людей, иначе говоря, довести до их сведения, какие имеются в обществе, одобряются или допускаются государством возможности, объекты, средства и методы достижения общественно полезных целей и, напротив, какие противоречат интересам общества, государства и граждан.

Источники, из которых граждане получают информацию о содержании норм права, могут быть самыми различными: официальные источники, средства массовой информации, юрисконсульты, адвокаты, другие лица юридической профессии, это могут быть руководители различных уровней, друзья, знакомые, родственники, популярная юридическая литература и ряд других.

Правовая информированность имеет огромное значение, однако на сегодняшний день ее уровень значительно отстает от потребностей общественного развития и нуждается в существенном повышении. Особое значение это обстоятельство имеет в периоды интенсивного обновления законодательства. Поэтому граждане объективно нуждаются в получении правовой информации о действующем законодательстве, об изменениях, дополнениях, исключениях, вносимых в него, о новых законах и т.д. Не случайно на повестку дня была поставлена задача организовать юридический всеобуч как единую общегосударственную программу, охватывающую все слои населения, все кадры в центре и на местах.

Сущность правовой установки в правовой сфере можно определить как предрасположенность личности к восприятию норм права, его оценки, готовностью к совершению действия, имеющего юридическое значение, или же как вероятность того или иного варианта поведения (деятельности) в сфере правового регулирования.

Ориентационное правовое воздействие складывается из совокупности правовых установок и представляет собой двуединый процесс: формирование установок — с одной стороны, и их влияние на правовое поведение граждан — с другой.

Дело в том, что важны не только знания норм права, но и выработка у граждан позитивных правовых установок, которые образуют правовую ориентацию, являющуюся следствием ориентационного правового воздействия. Сущность правовой установки в правовой сфере можно определить как предрасположенность личности к восприятию норм права, его оценки, готовность к совершенствованию действия, имеющего юридическое значение, или же как вероятность того или иного варианта поведения (деятельности) в сфере правового регулирования.

Центральное место в системе правового воздействия занимает правовое регулирование Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права. . Оно осуществляется при помощи особой системы правовых средств, которые образуют в совокупности механизм правового регулирования.

Эффективность реализации функций права в рамках этой формы зависит от выяснения следующих принципиальных положений:

  • — условий эффективности регулирования;
  • — процесса правового регулирования;
  • — социальных результатов регулирования.

Условия эффективности правового регулирования подразделяются на объективные и субъективные.

Объективными условиями являются: социально-экономическое состояние, система хозяйства, формы собственности и т. п.

К субъективным — относятся: научная обоснованность необходимости регулирования, выбор оптимального варианта регулирования, своевременность правотворчества, совершенствование действующего законодательства, обеспечение стабильности правового регулирования, ясность, четкость правовых предписаний, активность правоприменительных органов в деле воплощения в жизнь правовых предписаний и ряд других.

Процесс правового регулирования состоит из трех взаимосвязанных стадий.

Первая стадия — это регламентация общественных отношений (их урегулирование), то есть разработка и принятие юридических норм.

Вторая стадия — возникновение субъективных прав и юридических обязанностей (возникновение правоотношений). Смысл данной стадии — переход от общих предписаний норм к конкретной модели поведения конкретных лиц.

Это интересно:  Задачи судов общей юрисдикции

Третьей — завершающей стадией процесса правового регулирования является реализация норм права (юридический результат регулирования). Она заключается в фактическом использовании лицами своих субъективных прав, исполнении обязанностей, соблюдении запретов.

Социальный результат регулирования — это, главным образом, эффект в экономической, политической и духовной сферах. Он может выражаться в закреплении определенных отношений, их развитии, искоренении нежелательных явлений.

Зачастую реализация функций права отождествляется с осуществлением (реализацией) права. Эти явления, бесспорно, имеют немало общего, однако они не идентичны во всех отношениях. Основное их различие вытекает из принципиальной разности категорий, в единстве с которыми в данном случае используется термин «реализация», — право и функции права.

Функции права, в отличие от права как некой в известном отношении самостоятельной сущности, не самостоятельны. Это всегда производные от права феномены. Функции любого предмета (явления) обусловлены одним единственным фактом — самим предметом (явлением). Иные факты объективной реальности могут иметь отношение к функциям того или иного явления лишь постольку, поскольку они имеют отношение к самому этому явлению.

Приведенные соображения об относительной самостоятельности права и производности его функций следует принять во внимание при рассмотрении вопроса о реализации последних. Это позволит глубже понять существенные отличия данной категории от феномена реализации права.

В теории права реализация права (норм права) рассматривается в нескольких аспектах. Под реализацией норм права понимается, во-первых, такое поведение субъектов права, которое полностью согласуется с предписаниями правовых норм и исходит из них (правомерное поведение). Во-вторых, реализация норм права — это также практическая деятельность людей по приобретению и использованию прав и выполнению юридических обязанностей. Наконец, реализация права представляет собой «претворение требований права в жизнь, при котором они воплощаются в поведении субъектов».

По мнению В.П. Грибанова, осуществление права есть совершение реальных, конкретных действий, связанных с превращением возможности действовать определенным образом в действительность. «Реализация права, пишет А.С. Пиголкин, — это та часть правового регулирования, которая сводится к осуществлению требований правовых норм в деятельности участников общественных отношений». В этом смысле понятие «реализация права» тождественно понятию «реализация норм права».

Обобщая означенные представления, отметим, что при реализации права происходит претворение в жизнь или осуществление в поведении людей конкретных правил, моделей поведения, которые содержатся в юридических нормах. Закономерен вопрос — с какого момента норму права следует считать реализованной?

Ю.К. Толстой полагает, что правовые нормы могут считаться реализованными с момента возникновения правоотношения. Однако более распространенной и, по-видимому, наиболее правильной является точка зрения, в соответствии с которой под реализацией правовых норм понимается не просто установление правоотношения, а его осуществление, когда субъекты своим поведением претворяют в жизнь субъективные права и юридические обязанности. Возникновение правоотношения на основе правовой нормы — лишь первый этап процесса реализации права. Право — идеальный, абстрактный регулятор наличествующих, фактических отношений. Оно регулирует реальную жизнь людей. Следовательно, с точки зрения реализации права важно, чтобы содержащиеся в нем формальные предписания воплотились в действительных отношениях между людьми. На стадии появления правоотношения, когда между субъектами только устанавливается юридическая связь, и у них появляются соответствующие права и обязанности, это невозможно. Необходимо, чтобы субъекты воспользовались данными правами и обязанностями, т. е. своим поведением (действиями или бездействием) воплотили их в действительность. Только тогда можно будет сказать, что правило поведения, закрепленное в норме, реализовано.

Известно, что для появления любого правоотношения требуется наличие юридического факта — определенных жизненных обстоятельств (условий), с которыми правовая норма связывает возникновение правоотношения. Сам по себе юридический факт не реализует соответствующую норму, он лишь создает условия ее реализации. Даже когда речь идет о так называемых общих (общерегулятивных) правоотношениях, для которых роль юридического факта выполняет сама норма, ситуация не меняется. Допустим, принимается правовой акт, запрещающий совершение определенных действий, например продажу спиртных напитков несовершеннолетним. С момента вступления этого акта в силу между лицами, торгующими спиртными напитками, и государством возникает правовая связь (правоотношение), выражающаяся в наличии их взаимных прав и обязанностей — организации и предприниматели, торгующие спиртными напитками, обязаны соблюдать установленный запрет, государство же в лице уполномоченных органов вправе осуществлять за этим контроль. Однако на данном этапе нет никаких оснований утверждать, что норма, в которой закреплен соответствующий запрет, реализована. Она будет реализована тогда, когда ее адресаты своим поведением выполнят содержащиеся в ней требования — в рассматриваемом случае воздержатся от продажи несовершеннолетним спиртного.

С точки зрения некоторых ученых, правоотношения выступают в роли некоего «посредствующего звена» между нормой права и теми общественными отношениями, на которые она воздействует как на свой объект. Так, например, Б. В. Шейндлин понимает правоотношение как волевое общественное отношение, выражающее урегулированное нормой права индивидуализированное фактическое отношение, обладающее способностью регулировать поведение его участников посредством закрепленных за ними правомочий и юридических обязанностей.

Взгляды поименованных авторов на природу правоотношения представляются ошибочными хотя бы по той причине, что в этом случае ставится под сомнение способность правовой нормы прямо и непосредственно воздействовать на свой объект — общественные отношения. Из определения Б. В. Шейндлина следует, что правоотношение регулирует поведение его участников посредством закрепленных за ними правомочий и юридических обязанностей. Однако при этом не учитывается, что соответствующие правомочия и обязанности закрепляются не правоотношениями, а правом (нормами права) и именно в этом заключается акт регулирования общественных отношений, причем акт прямого и непосредственного регулирования общественных отношений нормами права. Правоотношение в этом процессе не участвует.

Итак, реализация правовой нормы проходит в два этапа:

  • 1) возникновение правоотношения, когда между субъектами права устанавливается правовая связь (появляются субъективные права и юридические обязанности);
  • 2) поведение участников правоотношения, направленное на претворение соответствующих прав и обязанностей в жизнь.

Второй этап процесса реализации правовой нормы выступает одновременно и как закономерный его результат, поскольку то, что предписано нормой права, исполнено, тот вариант поведения, на который она была рассчитана, имел место.

Таким образом, правовую норму (и содержащиеся в ней предписание, дозволение или запрет) следует считать реализованной тогда, когда ее адресаты последовали закрепленной ею модели поведения.

Науке известны четыре формы реализации права (норм права): соблюдение, исполнение, использование права, а также применение права как особая форма его реализации. Первые три формы соответствуют трем способам правового регулирования общественных отношений: запрету (соблюдая правовые нормы, человек воздерживается от поведения, которое запрещено ими), предписанию (субъект исполняет возложенную на него правовой нормой юридическую обязанность) и дозволению (в этом случае человек по своему усмотрению использует предоставленное ему субъективное право). С точки зрения процесса реализации права эти формы не имеют принципиальных различий, поскольку каждая, независимо от своего конкретного правового наполнения, в своем развитии неизбежно проходит два вышеуказанных этапа. Для любой формы реализации права требуется наличие соответствующего правоотношения, как и то, чтобы субъекты этого правоотношения своим поведением осуществили принадлежащие им права и обязанности.

Здесь, однако, следует оговориться: названные этапы (стадии) являются весьма обобщенными, укрупненными. Бесспорно, каждая форма реализации права имеет свою специфику и в своем осуществлении проходит целый ряд различных стадий. В особенности сложной является такая форма реализации, как правоприменение, поскольку процесс применения материальных норм права целиком опосредован процессуальными нормами и может осуществляться исключительно в строгом соответствии с установленными законом процедурами. В правоприменении традиционно выделяют три стадии: 1) установление фактической основы дела, 2) установление юридической основы дела, 3) принятие решения по делу, в рамках каждой из которых можно выделить несколько более мелких стадий. Указанные три стадии правоприменения (и составляющие их дробные стадии) полностью охватываются двумя вышеназванными общими этапами реализации права — они выражают содержание этих этапов. Данное суждение можно с уверенностью распространить на любую другую форму реализации права, поскольку все стадии соблюдения, исполнения и использования права умещаются в пределах соответствующих универсальных этапов и в этом смысле составляют их содержание.

Такой акцент именно на общих этапах реализации права (норм права) необходим для того, чтобы в последующем показать отличия понятий «реализация права» и «реализация функций права». Детальное исследование всего спектра стадий реализации норм права в рамках каждой конкретной формы реализации для целей настоящей статьи не требуется.

Выше был высказан тезис о том, что реализация права неизбежно проходит стадию правоотношения. Иными словами, вне правоотношения она невозможна. Между тем данную позицию разделяют далеко не все ученые. В науке прочно утвердилось мнение, согласно которому реализация права возможна вне правоотношений.

Правоотношения являются необходимой стадией реализации права, но их роль этим не исчерпывается. Они также выступают как целостная форма реализации права. Дело в том, что на втором этапе реализации права, при осуществлении участниками правоотношения принадлежащих им субъективных прав и юридических обязанностей, само правоотношение не прекращается. Оно прекратится только тогда, когда эти права и обязанности будут полностью реализованы и юридическая связь между субъектами прервется. Выделение второго этапа реализации права в качестве самостоятельной стадии обусловлено его принципиальным отличием от первого этапа. Первый этап — установление юридической связи (или возникновение правоотношения) — составляет своего рода подготовительную стадию процесса реализации права и характеризует этот процесс в статике (пока он еще не начал работать). На втором этапе происходит непосредственное осуществление права, где мы наблюдаем реализацию права в динамике. Как было указано выше, реализация права и реализация функций права — понятия не тождественные.

При этом последнее является одним из самых неразработанных в науке. По всей видимости, его научное определение можно встретить лишь у Т.Н. Радько, по мнению которого термин «реализация функций права» означает достижение целей той или иной функции, претворение ее в жизнь, выполнение правом своей социальной роли; «процесс реализации основных функций права — это процесс воплощения в жизнь социально-классового назначения права». В этих определениях автор сводит реализацию функций права к одному из составляющих компонентов понятия функции — роли (назначению) права в обществе. Вместе с тем функция, помимо данного компонента, включает в себя направления правового воздействия на объективную реальность, а также связь права с иными явлениями социальной действительности. Почему же эти составляющие выведены за пределы понятия реализации функций права? Ответ заключается в том, что и направления правового воздействия, и связь права с различными явлениями объективной реальности, исходя из понятия функции права, обусловлены социальным назначением права. В целом, данный элемент не является главным в определении понятия функции — все элементы взаимообусловлены и в этом смысле равнозначны. Однако применительно к реализации функций права он приобретает определяющее значение, поскольку задает целевую направленность функции, устанавливает вектор ее действия, а категория «реализация» в общенаучном смысле ориентирована именно на достижение соответствующего конечного результата (цели). В этом, как было указано выше, заключается ее главное назначение.

Это интересно:  Как производится расчет отпускных в 2020 году

По этим причинам определение реализации функций права, предложенное Т.Н. Радько, представляется верным. Оно, во-первых, правильно отражает сущность определяемой категории, в связи с чем его следует принять за основу при рассмотрении конкретных форм и механизма реализации функций права; во-вторых, позволяет отграничить ее от родственной категории — «реализации права». При реализации права происходит претворение в жизнь или осуществление в поведении людей конкретных правил, моделей поведения, которые содержатся в юридических нормах. Когда же речь идет о реализации функций права, имеется в виду осуществление социального назначения права. Вне сомнения, оба этих процесса — реализация права и его функций — осуществляются фактически неразрывно. Они обусловливают друг друга. Без реализации права как такового невозможно осуществление им своей социальной роли, следовательно, невозможна реализация его функций. И наоборот, выполнение правом своей социальной роли является необходимым условием воплощения в реальной жизни правовых предписаний — реализации права.

Регулирование правом общественных отношений служит также целям их охраны и в то же время закладывает основы для последующего воспитательного воздействия права на человека. Регулятивная, охранительная и воспитательная функции права выделяются не в зависимости от того, посредством каких норм они закрепляются (строго говоря, чисто регулятивных, охранительных или воспитательных норм не существует вовсе, поскольку каждая норма, безотносительно к своему правовому содержанию, одновременно регулирует и охраняет общественные отношения и вместе с тем оказывает воспитательное воздействие), а в зависимости от направленности воздействия той или иной нормы в каждом конкретном случае. Речь идет соответственно о регулятивном, охранительном и воспитательном воздействии.

Таким образом, установление меры возможного и должного поведения характерно для всех функций права, в том числе охранительной и воспитательной. Акцент на регулятивной функции сделан здесь в связи с тем, что на ее примере наиболее отчетливо можно увидеть формы реализации функций права, а определение модели поведения в правовой норме (посредством закрепления меры возможного и должного поведения) наиболее ярко характеризует именно регулятивную функцию. В целом же, следует отметить, что процесс реализации функций права в общих чертах универсален по отношению ко всем функциям. Различия заключаются в конкретном содержании отдельных стадий этого процесса.

Продолжая мысль о способах (формах) реализации функций права, необходимо остановиться на следующем моменте. Если одной из форм реализации права как такового являются правоотношения, а без реализации права невозможна реализация его функций (реализация функций права обусловлена реализацией правовых норм, поскольку сами функции обусловлены правом и являются производными от него), то совершенно очевидно, что правоотношения являются той сферой (формой), в которой также происходит реализация функций права. Кроме того, не вызывает сомнений то обстоятельство, что в правоотношениях воплощается социальное назначение права как регулятора жизни общества, а реализация функций права есть реализация социального назначения права. Поэтому содержание реализации функций права гораздо объемнее, нежели просто установление соответствующих правил поведения.

Возвращаясь к понятию «реализация права», отметим, что такая сфера (форма) реализации, как установление меры возможного и должного поведения, в отличие от реализации функций права может быть применена к нему лишь в части. При реализации права происходит претворение в жизнь предписаний конкретных, существующих правовых норм. Здесь важен предмет регулирования той или иной нормы: в случае, если закрепляемое ею правило поведения никак не связано с процессом правотворчества (правообразования), то вряд ли обоснованно вести речь об установлении меры возможного и должного поведения как о форме реализации права. В этом случае просто не ясно, что собственно реализуется, какие нормы. Еще раз подчеркнем, что реализация права представляет собой осуществление, воплощение в действительность существующих правовых норм, которые были приняты компетентными органами в установленном порядке и вступили в законную силу, одним словом, — приобрели все необходимые качества правовых норм.

Иная ситуация наблюдается, когда нормы направлены на урегулирование процесса создания иных правовых норм. Например, если они устанавливают формальные требования к издаваемым законам, процедуру их разработки, внесения и принятия, порядок вступления законов в силу и т. п., то реализация правовой нормы будет заключаться именно в создании определенных правил поведения субъектов права. Здесь имеет место саморегламентация права — процесс, в рамках которого право, по сути, регулирует процедуры своего создания.

Вместе с тем саморегламентация — это лишь одно из самых незначительных направлений регулирующего воздействия права. В основе своей право нацелено на регулирование общественных отношений, которые никак не связаны с процессом правообразования. На примере таких отношений очень четко видно различие в понятиях «реализация права» и «реализация функций права». Предположим, что процесс социального развития вызвал к жизни определенную группу общественных отношений, которые со временем стали нуждаться в некотором упорядочении, регламентации, а точнее — потребовали правового регулирования. Закрепив эти отношения в соответствующих нормах, определив юридические основания и порядок их возникновения, изменения и прекращения, субъектов и другие существенные элементы, необходимые для их исчерпывающей регламентации, право частично осуществило свое социальное назначение регулятора общественных отношений. Другими словами, установив нормы, регламентирующие данные общественные отношения, урегулировав их, право в определенной степени реализовало свою регулятивную функцию. При этом параллельно реализуются остальные функции права, в частности охранительная и воспитательная. Однако процесс реализации функций на этом не заканчивается, ведь установленные абстрактные правила поведения должны найти свое выражение в конкретных действиях, поступках людей, воплотиться в реальной жизни. С данного момента (когда правила поведения установлены и правовые нормы, закрепляющие их, вступили в силу) начинается процесс реализации самого права, т. е. претворение предписаний созданных норм в жизнь. На этом этапе реализация права и реализация его функций осуществляются одновременно и взаимосвязано. Люди, следуя закрепленным моделям поведения, воплощают их своим поведением в объективной реальности, наполняют идеальные нормы реальным (материальным) содержанием — это говорит о реализации права (или реализации правовых норм), при этом также происходит осуществление социального назначения права, что свидетельствует о реализации его функций.

Поскольку реализация функций права представляет собой достижение целей той или иной функции, воплощение социального назначения права в общественном бытии, то процесс осуществления функций не может заканчиваться на той стадии поведения людей, когда они действуют согласно установленным правилам. Для реализации функций права принципиальное значение приобретает результат такого поведения. Сами по себе правомерные поступки характеризуют реализацию права (точнее, норм права, предписывающих (дозволяющих) данный вариант поведения). Но поведение человека, действующего в строгом соответствии с установленными нормами, зачастую не приводит к тем последствиям, на которые рассчитывал законодатель при издании правового акта. Причины этого могут быть самыми разными: несовершенство нормативно-правовых актов (неточность формулировок, отсутствие четкости и ясности правовых норм, нередко откровенная двусмысленность отдельных правовых положений), неверный выбор правовых средств при регулировании тех или иных отношений (ошибки правотворца) и т. п.

В том случае, когда результаты правомерного поведения людей расходятся с ожидаемыми последствиями правового регулирования, право не достигает поставленных целей. Соответственно, право не выполняет своего социального назначения, и потому его функции нельзя считать реализованными. Типичным примером может служить так называемый Закон о монетизации льгот, призванный улучшить социальную защищенность отдельных категорий граждан посредством коренного изменения системы и механизмов их социальной поддержки. Первые этапы реализации Закона (начало 2005 г.) показали, что избранные правовые средства не способствуют решению поставленных задач. Резко обострилась обстановка в обществе в связи с тем, что значительная часть населения почувствовала себя обманутой, лишенной заботы государства. Это потребовало значительных усилий со стороны всех ветвей власти на всех ее уровнях по исправлению ситуации.

С учетом изложенного, окончательным результатом реализации функций права является не поведение людей, а состояние упорядоченности общественных отношений в полном соответствии с замыслом законодателя и ожиданиями адресатов правовых норм. Функцию права можно считать реализованной лишь тогда, когда полностью решены все задачи и достигнуты конечные цели правового регулирования.

Как видим, реализация функций права представляет собой более сложный процесс, нежели реализация норм права. Помимо общих стадий, присущих одновременно процессам реализации права и реализации функций права, для последнего характерно, во-первых, наличие стадии установления меры возможного и должного поведения (начальный этап процесса реализации функций права); во-вторых, осуществление социального назначения права, достижение целей той или иной функции как необходимый элемент и окончательный этап процесса. Последняя стадия выражает существо реализации функций права и является главным признаком, отличающим данную категорию от реализации права (норм права).

Вместе с тем очевидно, что при реализации права в определенной части происходит реализация всей совокупности его функций — регулятивной, охранительной, воспитательной и т. п. В реальности трудно представить ситуацию, при которой осуществление права избирательно сопровождается осуществлением только одной его функции. Поэтому в данной плоскости реализация права, безусловно, объемнее и сложнее реализации каждой отдельно взятой его функции.

Таковы, на наш взгляд, основные, концептуальные различия понятий «реализация права» и «реализация функций права». Думается, что исследования в этой области должны быть продолжены, поскольку проблема реализации функций права представляет значительный интерес как с общетеоретических, так и с практических позиций. Результаты таких исследований могут быть полезны, например, при выработке научных рекомендаций по повышению эффективности правового регулирования, практики реализации законов, а также при решении иных вопросов прикладного характера.

Статья написана по материалам сайтов: lawbook.online, students-library.com, studwood.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector