Что такое нормы морали и нормы права

Нормы морали — это правила поведения людей, основанные на сложившихся в обществе представлениях о добре и зле, чести и бесчестности, справедливости и несправедливости и ориентирующие членов общества на развитие у них добродетелей и на добродетельные поступки.

При этом нормы морали определяют не только отдельные поступки человека, но и в целом его линию жизни, те цели, которые он перед собой ставит, а также его отношение к другим людям и в целом к сообществу.

Норма права (юридическая норма) — это общеобязательное правило поведения, установленное и обеспеченное государством.

Если нормы морали зарождаются внутри общества, постепенно закрепляясь в общественном сознании, то нормы права создаются и устанавливаются специальными государственными органами и записываются в специальные государственные документы- нормативные акты. Неотъемлемые черты правовой нормы- обязательный и общий характер, т.е. после публикации нормативных актов, содержащиеся в них правовые нормы становятся обязательными для всех, к кому они обращены.

Сходства норм морали и норм права:

1) нормы права, как и нормы морали, являются социальными нормами, то есть правилами, регулирующими поведение людей в обществе;

2) нормы права, так же как табу, обычаи, нормы морали, возникли на основе опыта, накопленного обществом, и отражают общественные потребности;

3) идейной основой и тех и других норм являются существующие в обществе представления о справедливости, о необходимости бороться со злом, а также признание необходимости учитывать конкретные интересы и потребности людей, например защищать их жизнь, имущество и т.п.

Различия норм морали и норм права:

1) если нормы морали вырабатываются обществом и именно общество стоит на страже их выполнения, то нормы права устанавливаются государством и государство обеспечивает их выполнение, имея возможность применять к нарушителям норм права меры государственного принуждения;

2) нормы морали чаще формулируются в устной форме, иногда в письменной, а нормы права всегда представлены в письменной форме;

3) нормы права характеризуются большей конкретностью и четкостью (описано правило поведения, условия его применения, способы реализации, санкции за несоблюдение — гипотеза, диспозиция, санкция) по сравнению с нормами морали;

4) в отличие от морали право не допускает различных толкований;

5) в обществе могут существовать различные этические системы, различные моральные ценности в зависимости от групп населения, их уровня жизни и т.д., система права в одном государстве может быть только одна.

В современном мире существует понятие «общечеловеческие ценности» (жизнь, свобода, равенство и др.), которые являются нравственными принципами, и закреплены как права человека в нормах международного и национального права. Кроме того, в нормативных актах могут использоваться оценочные понятия нравственного плана (честь, достоинство, деловая репутация, недостойное поведение, цинизм и др.). Между правовыми и моральными нормами может возникнуть коллизия (противоречие), так как переход к новой морали осуществляется, как правило, медленнее, чем к новым нормам права. В целом же в процессе общественного развития прослеживается тенденция гармонизации механизмов взаимодействия права и морали.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

37.252.1.220 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Общие черты и различия норм права и норм морали

Одной из форм общественного сознания является мораль, где отображаются представление людей о добре и зле, справедливости и не справедливости, а так же об общественно полезном или вредном для общества поведении. В отличии от права, которая характеризуется такими терминами и критериями оценки поведении людей в обществе, как правомерное и неправомерное, юридическая ответственность и юридические права, в нормах морали отражаются совсем другие оценочные категории. А именно такие как уже говорилось ранее добро и зло, честь и бесчестие, гуманное и негуманное, справедливое и несправедливое и прочее. У права и морали все же одинаковые конечные цели в регулировании воспитательной функции и являются важнейшими составными частями механизма социального регулирования не только каждого человека, но и всего общества и всегда имеют социальный характер, так же имеют общие сферы распространения и регулирования. А это означает, что с помощью норм морали регулируются такие отношения и связи, которые возникают между людьми, человеком и обществом. Сфера регулированного воздействия норм морали намного шире сферы, на которую распространяются нормы.

В целом право и мораль имеют между собой много общего, так как выполняют общую социальную функцию и являются важнейшими средствами регулирования поведения людей в обществе и носят нормативный характер, поскольку граждане соблюдают все нормы и принципы добровольно и сознательно.

Различия черт права и морали бывают:

право имеет дело не с единичным человеком, а исходит из простых понятий о человеке и отношений между людьми. А мораль наоборот, имеет дело в каждом отдельном случае и именно с конкретным человеком;

мораль задает идеальные масштабы жизни и деятельности, и направляет на воплощение норм, ценностей, целей. А право формирует социально-целесообразные цели жизни исходя из реальных соображений;

мораль относят к человеку в целом, не имеет смысла без целостного осмысления каждого социального факта или поступка. А право исходит из соображений об обычном стандартом в действительной социальной жизни. Юридическая ответственность всегда конкретно закреплена, и нарушения правовой обязанности влечет за собой применение санкций. Аморальные санкции нигде не зафиксированы формально, и они выражены в моральных принципах и не имеют такой юридической силы как правовые;

мораль в отличии от права не носит насильственный характер и исключает прямое принуждение, а исходит из добровольности людей. Призывая их к совести, к долгу и чувства стыда за свои действия;

Это интересно:  Могут ли инвалиды первой группы работать официально

мораль и право отличаются не только по своим объемам, но и способу образования. Так как право напрямую связано с государством. Но самое важное различие между правом и моралью это, то, как они регулируют поведение людей и как они обеспечивают выполнение своих норм. Если правовые нормы определены законом, то моральные опираются на силу общественного мнения;

еще мораль и право отличаются сферами приложения. Например, если мораль касается сферы взаимно отношений между людьми, то право направлено на регулирование наиболее существенных общественных отношений требующих государственного воздействия;

и последнее, моральные нормы подключают в себе оценку действующего права, как в целом, так и отдельных законов. И тесно связано с чувствами, переживаниями, эмоциями людей при нарушении законов. А нормы морали устанавливают общие принципы поведения и обладают меньшей конкретностью, а правовые предписания носят более конкретный однозначный характер.

Взаимосвязь между моралью и правом в том, что они находятся в постоянном воздействии. Право не должно противоречить морали. Нормы права и нормы морали дополняют и взаимообеспечивают друг друга в регулировании общественных отношений. Такое взаимодействие характеризуется тем, что правовые законы воплощают в себе принципы гуманизма, справедливости и равенства людей и воплощают в себе все высшие моральные требования современного общества.

30. Право и мораль. Правовые нормы и нормы морали.

Право – система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую волю, устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений.

Мораль – это система норм и принципов, регулирующих поведение людей с позиции добра и зла, справедливого и несправедливого и т. п.

Право и мораль — основные социальные регуляторы поведения человека. Они имеют общие черты, различия и взаимодействуют друг с другом.

а) принадлежат к социальным нормам и обладают общим свойством нормативности;

б) являются основными регуляторами поведения;

в) имеют общую цель — регулирование поведения людей со стратегической задачей сохранения и развития общества как целого;

г) базируются на справедливости как на высшем нравственном принципе;

д) выступают мерой свободы индивида, определяют ее границы.

а) мораль формируется ранее права, правового сознания и государственной организации общества. Можно сказать, что мораль появляется вместе с обществом, а право — с государством. Хотя мораль тоже имеет свой исторический период развития и возникает из потребности согласовать интересы индивида и общества;

б) в пределах одной страны, одного общества может существовать только одна правовая система. Мораль же в этом смысле разнородна: в обществе может действовать несколько моральных систем (классов, малых социальных групп, профессиональных слоев, индивидов). При этом в любом обществе существует система общепринятых моральных взглядов (так называемая господствующая мораль);

в) нормы морали формируются как нормативное выражение сложившихся в данной социальной среде, обществе взглядов, представлений о добре и зле, справедливости, чести, долге, порядочности, благородстве и других категориях этики. (Основные категории морального сознания — «добро» и «зло», без которых невозможна любая моральная оценка. ) При этом процесс формирования моральных систем идет спонтанно, в недрах общественного сознания. Процесс правообразования тоже весьма сложен, имеет глубокие социальные корни, однако право в единстве своей формы и содержания предстает как результат официальной деятельности государства, как выражение его воли;

г) мораль живет в общественном сознании, которое и является формой ее существования. И в этом плане даже трудно различить мораль как форму общественного сознания и мораль как нормативный социальный регулятор, в отличие от права, где достаточно четко можно провести границу между правовым сознанием и правом. Право, по сравнению с моралью, имеет четкие формы объективирования, закрепления вовне (формальные источники права). Конечно, ту или иную моральную систему можно систематизировать и изложить в письменном виде как некий моральный кодекс. Однако речь идет о том, что мораль как особый социальный регулятор объективно в этом не нуждается;

д) не совпадают предметы регулирования норм права и норм морали. Если их представить в виде кругов, то они будут пересекаться. То есть у них есть общий предмет регулирования и есть социальные сферы, которые регулируются только правом или только моралью. Специфический предмет морального регулирования — сферы дружбы, любви, взаимопомощи и т. п. , куда право как регулятор, требующий внешнего контроля за осуществлением своих предписаний и предполагающий возможность государственно-принудительной реализации, не может и не должно проникать. Однако есть и сферы правового регулирования, к которым мораль не подключается в силу того, что они принципиально, по своей природе не поддаются моральной оценке: они этически нейтральны. К таким сферам относится, в частности, предмет технико-юридических норм;

е) право и мораль различаются по средствам и методам обеспечения реализации своих норм. Если право, как известно, обеспечивается возможностью государственно-принудительной реализации, то нормы морали гарантируются силой общественного мнения, негативной реакцией общества на нарушение норм морали. В то же время природа морали такова, что подлинно моральное поведение имеет место в том случае, когда оно осуществляется в силу личной убежденности человека в справедливости и необходимости этических требований, когда поведением человека руководит его совесть. Существует «золотое правило» морали: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел, чтобы они поступали по отношению к тебе».

Право и мораль взаимодействуют. Право является формой осуществления господствующей морали. В то же время мораль признает противоправное поведение безнравственным. Нормы морали имеют важное значение как для правотворческой деятельности, так и для реализации права: прежде всего для процесса применения правовых норм. Правоприменитель не сможет вынести справедливое решение без опоры на нравственные требования.

Это интересно:  1с с чего начать обучение

Нормы права и нормы морали

Прежде чем анализировать нормы права и нормы морали определим, что такое мораль. Что есть право, мы уже выше определили.

Слово мораль» дословно понимается как «нравственный», «моральный». Мораль – это одна из форм общественного сознания или система взглядов, оценок, принципов, норм, убеждений, основанная на представлениях отдельных лиц, групп, общества о добре и зле, справедливости, чести, совести.

Когда говорят о моральном сознании, то вспоминают, прежде всего, про долг, честь, достоинство, совесть, любовь и другие чувства. Именно они и формируют и определяют систему моральных, нравственных правил, которыми люди руководствуются в своей жизни.

Мораль имеет две тесно переплетенные между собой черты – внутреннюю и внешнюю. В первом случае речь идет о глубине осознания человеком своего собственного «я», меры своей ответственности, духовности, общественного долга, обязанности. Во втором случае речь идет о конкретных формах внешнего проявления указанных выше черт, проявляющихся в поступках отдельного человека, группы лиц, людей.

Здесь следует сказать о соотношении права и морали, об их взаимосвязи и различиях. Сначала укажем на общие черты норм права и морали.

Нормы права и нормы морали имеют общую цель – воздействовать на поведение людей. При этом функционирование как права, так и морали не ограничивается предметно обособленной сферой социальных отношений. Известно, что право возникает и действует, прежде всего, в отношениях собственности и политической власти. Однако они не изолированы и от морального регулирования. В то же время действие права также выходит далеко за пределы указанных отношений. Поэтому следует подчеркнуть, что право и мораль не имеют обособленных сфер общественных отношений, а действуют в «едином поле» социальных связей. Отсюда их общность и тесное взаимодействие.

Однако взаимосвязь права и морали не означает, что они всегда «работали» и «работают» однонаправлено, дополняя и подкрепляя друг друга. Известно, что в различных общественно-экономических формациях каждый слой людей, класс и т.д. имеет свою мораль, определяемую условиями его жизни, в то время как система права всегда выражает интересы властвующих групп людей, классов и т.д. (это характерно и для современной России, где общество «разбито» на богатых и бедных). Поэтому взаимодействие морали с правом здесь протекает по-разному. Например, мораль богатых поддерживает правовые нормы и принципы государства, а мораль бедных порой противоборствует закрепленным в праве положениям о частной собственности, приватизации, организации власти. Но, независимо от характера взаимодействия права и морали, основное «поле» их действия все же едино. Право и мораль имеют также общее назначение: они формируют эталоны и стандарты поведения, составляющие ценностно-нормативную ориентацию общества и конкретных людей.

Для права и морали характерно структурное единство. Правовая и моральная системы – смежные образования, включающие в себя общественные отношения, общественное сознание и нормы. В этой связи некоторые ученые подчеркивают, что нормативно-регулятивные системы имеют сложную структуру, объединяющую отношения, нормы и идеи, комплекс которых и составляет содержание этих систем. Раскрывают характер права через взаимодействие норм права, правоотношений и правосознаний. В научной литературе также существует традиция рассмотрения норм морали в единстве с общественными отношениями и моральным сознанием. При этом, например, выделяют три элемента морали: моральное сознание, нравственное отношение, моральную деятельность [1] . С этой точки зрения требования морали и права во многом совпадают, ибо они адресованы одним и тем же людям, группам, коллективам и имеют один объект регулирования – общественные отношения (только в разном объеме); одновременно и мораль, и право являются важнейшими общеисторическими ценностями, входят в содержание культуры, характеризуют уровень социального прогресса общества.

Помимо общих черт право и мораль обладают определенными различиями, которые сводятся к следующему:

  • – мораль и право возникли на разных этапах развития общества. Мораль появилась раньше права. Ее нормы в виде обычаев, традиций, ритуалов регулировали поведение людей в догосударственном обществе. Право же появляется только с появлением государства;
  • – области действия права и морали различны. Мораль воздействует на внутренний мир человека и на его поведение, право не способно вторгаться в сферу чувств, эмоций, в дружбу, любовь и т.д. Не подвергаются правовому регулированию даже слова (исключение составляют призывы к свержению существующего государственного строя, клевета и т.п.). Однако и сфера действия морали не безгранична. Большинство юридических процедур (последовательность стадий процесса законотворчества, порядок ведения судебного заседания, порядок расследования дела) не могут регулироваться моралью;
  • – право и мораль различаются по способам их формирования, установления, распространения и действия. Известно, нормы права создаются либо санкционируются государством (или же с его согласия некоторыми общественными организациями), им же отменяются, изменяются, дополняются. Конечно, процесс образования норм права происходит из обычаев, традиций, прецедентов, но в конечном итоге правовые нормы издаются от имени государства как официального представителя общества. Поэтому право выражает не просто волю народа, а его государственную волю и выступает не просто регулятором, а особым, государственным регулятором. В отличие от права мораль носит негосударственный характер. Ее нормы «санкционируются», признаются самими участниками общественных отношений, которые намерены этими нормами пользоваться. В то же время, государство оказывает влияние на становление морали. Данное воздействие может осуществиться через средства массовой информации, идеологию, политику, всю систему отношений, но не через прямое правотворчество;
  • – право и мораль различаются по форме их выражения, фиксации. Если нормы права закрепляются в специальных юридических актах государства – законах, указах, постановлениях, они объединяются в институты, отрасли, кодексы, то нормы морали не имеют подобных четких форм выражения, не учитываются и не обрабатываются; они возникают и существуют в сознании самих людей. Хотя истории известны случаи, когда нормы морали объединялись в кодекс (например, в моральный кодекс строителей коммунизма в СССР). При этом, форма выражения норм морали может быть различной: запреты (нельзя убивать, красть), требования (бороться со злом, помогать ближнему), народные пословицы (сам пропадай, а товарища выручай). Многие из них содержатся, в частности, в программных и уставных документах общественных объединений, религиозных памятниках (Библия, Коран), исторических летописях, хрониках;
  • – право и мораль различаются по характеру и способам их воздействия на сознание людей, по уровню требований, предъявляемых к поведению человека. В частности, право регулирует взаимоотношения между субъектами с точки зрения их прав и обязанностей: правомерного – неправомерного, законного – незаконного, мораль же подходит к человеческим поступкам с позиции добра и зла, похвального и постыдного, честного и бесчестного, совести, долга. Уровень требований, предъявляемых к поведению человека, значительно выше у морали, которая во многих случаях требует от личности большего, чем у права, которое предусматривает наказание за противоправные действия;
  • – право и мораль различаются по методам их обеспечения, по характеру и порядку ответственности за их нарушение. Право создается государством, им охраняется, защищается, обеспечивается. За правом стоит аппарат принуждения, который следит за соблюдением правовых норм и наказывает тех, кто их нарушает. Мораль же опирается не на силу государственного аппарата, а на силу общественного мнения, на мнения граждан. Ответственность за нарушение норм морали носит иной характер. Она не располагает своей системой санкций. Наказание состоит здесь в том, что нарушитель подвергается моральному осуждению, порицанию, к нему применяются меры общественного воздействия. Это – ответственность перед обществом, коллективом, семьей, окружающими людьми, а не перед государством.
Это интересно:  Коды оквэд для такси ип 2020

Вместе с тем право и мораль плодотворно «сотрудничают» в сфере отправления правосудия, деятельности органов милиции, юстиции, прокуратуры. Это может выражаться в самых различных формах и в первую очередь при разрешении конкретных дел, споров, конфликтов, при анализе всевозможных жизненных ситуаций, противоправных действий. Право и мораль сегодня активно «сотрудничают» при рассмотрении дел (споров) о выселении за невозможностью совместного проживания, о расторжении брака, решении самых разных вопросов о разделе имущества, о детях, трудовых спорах, о задержании граждан. В этих и других случаях требуется не только правовая, но и моральная характеристика субъектов и самих этих конфликтов.

Тесное взаимодействие норм права и морали не означает, что процесс этот ровный, гладкий, бесконфликтный. Практика показывает, что между нормами права и морали возникают противоречия, конфликты, которые негативны не только для отдельных личностей, но и для всего общества. Например, неоднозначно оценивается правом и моралью клонирование животных и человека, супружеская неверность, многоразовое заключение и расторжение брака одним и тем же лицом, обман близких, тунеядство, попрошайничество. Мораль все это осуждает, а право – нет. Кроме того, история знает жестокие, бесчеловечные законы, не укладывающиеся в рамки морали. Скажем, недопустима с моральной точки зрения смертная казнь. Тем не менее, во многих странах она существует (юридически закреплена в законе), и с этим в силу необходимости приходится считаться.

В условиях капитализации российского общества противоречия между правом и моралью крайне обострились. Резко понизился уровень моральных требований, предъявляемых к личности. Легализация многих сомнительных форм предпринимательства, погоня за большими деньгами, «черный бизнес» сильно подорвали моральные устои некоторых людей, особенно богатых. Изменились социальные и духовные ценности. Мораль стала более безразлична к ловкачеству, жульничеству, беззакониям коммерсантов, чиновников, депутатов, политиков. Наблюдается общее падение нравов, культуры простых граждан. Возросло число богатых людей с низменными страстями и помыслами. С другой стороны, в результате криминализации общества право не справляется со своими регулятивными и охранительными функциями, не реагирует на многие преступные деяния, в особенности со стороны представителей властных структур.

Преодоление этих негативных явлений – важнейшая предпосылка, цель права и морали, условие социального и духовного возрождения России [2] . Становится очевидным, что, несмотря на противоречия, «обострения», право и мораль и их нормы тесно взаимосвязаны. Поэтому как выяснение их соотношения, так и анализ их различий представляет собой важную задачу, без решения которой невозможно создать современную теорию права. Однако анализ показывает, как часто в истории имело место смешение права и морали, норм права и норм морали, их отождествление. Причем, это допускали в основном представители естественно-правовой школы права. Вместе с тем многие попытки установить такое разграничение по принципу «внешнее – право, внутреннее – мораль» или «свободное – мораль, принудительное – право» не всегда затрагивали социальной сущности данных категорий. Задача осложняется еще и тем, что, по-видимому, есть смысл еще раз обратиться к исследованию соотношения не только права и морали и их норм, но также права и нравственности и соответственно – их норм.

Статья написана по материалам сайтов: studwood.ru, xn--e1akbokk.com, studme.org.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector