Договор возмездного оказания образовательных услуг

Описание

Образовательные услуги – профессиональная деятельность управомоченного лица, направленная на передачу обучающимся образовательных программ или программ отдельных учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), и предполагающая интеллектуальную деятельность обучающихся, направленную на освоение знаний, умений, навыков, подтвержденных соответствующим образовательным цензом, дающим право на продолжение образование на следующем уровне и/или занятие профессиональной деятельностью.
Законодательное регулирование сферы образования представлено несколькими уровнями нормативных актов: международные документы, Конституция РФ, федеральные законы, указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов, нормативн .

Содержание

Введение 3
1. Правовые основы образовательных услуг
1.1. Образовательные услуги как объект гражданских прав 6
1.2. Законодательные основы регулирования государственной политики в сфере образования 9
2. Правовая характеристика договора возмездного оказания образовательных услуг 19
2.1. Правовая природа договора возмездного оказания образовательных услуг 23
2.2 Предмет договора возмездного оказания образовательных услуг
2.3. Субъекты договора возмездного оказания образовательных услуг 26
3. Динамика договора возмездного оказания образовательных услуг
3.1. Заключение договора возмездного оказания образовательных услуг 40
3.2. Особенности изменения и расторжения договора возмездного оказания образовательных услуг 43
3.3. Ответственность сторон договора возмездного оказания образовательных услуг 50
Заключение 59
Список использованных источников 64

Введение

Социально-экономические преобразования в стране, имевшие место в середине 90-х годов прошлого века повлияли на повышение привлекательности качественного образования, с одной стороны, а с другой стороны, изменили механизм финансирования образовательных учреждений. На повышение спроса высшего образования повлияли также требования работодателей о наличии такого уровня образования у потенциальных работников. Государство не стремится обеспечить всех своих граждан высшим образованием на бесплатной основе. Кроме того, существующая система финансирования сферы образования ведет к недофинансированию образовательных учреждений, что способствует оказанию ими платных образовательных услуг. Следует отметить, что такие услуги оказывают не только образовательные учреждения, предоставляющие выс шее профессиональное образование, но любые другие учреждения, начиная дошкольных образовательных учреждений.
Не следует забывать, что получение образовательных услуг на платной основе позволяет человеку реализовать свое конституционное право на образование, предусмотренное в ст. 43 Конституции РФ .
Платные образовательные услуги оказываются не только негосударственными образовательными учреждениями, но и государственными, финансируемыми из соответствующего бюджета.
Договор об оказании образовательных услуг является договором возмездного оказания услуг. Правовое регулирование отношений, которые возникают из процесса оказания образовательных услуг, нуждаются в научном исследовании и теоретическом осмыслении. Следует подчеркнуть, что действующее законодательство не содержит легального закрепления определения рассматриваемого вида договора. Безусловно, такой факт влечет за собой проблемы в правоприменительной практике.
Особое место в правовом регулировании договора об оказании платных образовательных услугах занимают вопросы одностороннего расторжения договора по инициативе образовательного учреждения.
Итак, в настоящее время назрела необходимость системного исследования проблем правового регулирования договора возмездного оказания образовательных услуг.
В юридической литературе услуги, образовательные услуги в частности, как объекты гражданских прав рассматривались в работах М.И. Брагинского, В.В. Витрянского, А.Г. Калпина, А.И. Масляева, И.А. Дроздова, О.С. Иоффе, А.Ю. Кабалкина, Ю.Х. Калмыкова, O.A.Красавчикова, М.В. Кротова, В.Ф. Попондопуло, А.П. Сергеева, Е.А. Суханова, Ю.К. Толстого, др.
Общие вопросы образовательного права изучались в трудах Н.К. Гуркиной, С.В.Жукова, В.M Сырых, В.И. Шкатуллы. Отдельные вопросы правового регулирования договора возмездного оказания образовательных услуг, а также вопросы гражданско-правовой защиты его сторон исследовались в трудах таких ученых-юристов, как: JI.M. Волчанская, Л.П. Гостомыслов, Т.В. Жукова, В.В. Кванина, A.B. Кудряшов, В.И. Куров, Л.Г. Максимец, М.Н. Малеина, O.A. Уханов, Т.О. Фролова, Е.Г. Шаблова, Д.А. Шаповалов.
Целью исследования является правовой анализ договора об оказании платных образовательных услуг.
Для достижения поставленной цели необходимо решить несколько задач:
1. Охарактеризовать образовательные услуги как объекты гражданских прав.
2. Выявить законодательные основы регулирования государственной политики в сфере образования.
3. Дать анализ правовой природе договора возмездного оказания образовательных услуг.
4. Рассмотреть особенности предмета договора возмездного оказания образовательных услуг.
5. Дать характеристику субъектам договора возмездного оказания образовательных услуг.
6. Проследить особенности заключения заключение договора возмездного оказания образовательных услуг.
7. Выявить особенности изменения и расторжения договора возмездного оказания образовательных услуг.
8. Привести примеры ответственности сторон договора возмездного оказания образовательных услуг.
Объектом исследования выступают гражданско-правовые отношения по поводу договора купли-продажи.
Предметом исследования выступают нормы гражданского законодательства, регулирующего вопросы договора об оказании платных образовательных услуг, материалы судебной практики и мнения и позиции ученых.
Методологической основой выступают методы анализа, синтеза, метод критико-правового анализа, др.
Практические результаты работы могли бы быть полезны студентам при изучении курса «Гражданское право».
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Фрагмент работы для ознакомления

Список литературы

Список использованных источников

1. Нормативные акты

1. Всеᶥобщая деᶥкларация прав чеᶥловеᶥка (ᶥПринята 10.12.1948 г. Геᶥнеᶥральной Ассамблеᶥеᶥй ООН)ᶥ // Меᶥждународноеᶥ публичноеᶥ право: Сборник докумеᶥнтов. Т. 1. – М.: БЕК, 1996. – С. 460 – 464.
2.Гражданский кодеᶥкс Российской Феᶥдеᶥрации (ᶥчасть вторая)ᶥ от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ᶥреᶥд. от 29.06.2015)ᶥ (ᶥс изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2015)ᶥ // Собраниеᶥ законодатеᶥльства РФ. – 2016. – № 32. – Ст. 3101.
3.Феᶥдеᶥральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ᶥреᶥд. от 05.10.2015)ᶥ «Об общих принципах организации законодатеᶥльных (ᶥпреᶥдставитеᶥльных)ᶥ и исполнитеᶥльных органов государствеᶥнной власти субъеᶥктов Российской Феᶥдеᶥрации» // Собраниеᶥ законодатеᶥльства РФ. – 1999. — № 42. — Ст. 5005.
4. Постановлеᶥниеᶥ Правитеᶥльства Ростовской области от 19.07.2012 № 659 «Об утвеᶥрждеᶥнии Концеᶥпции развития систеᶥмы образования Ростовской области на пеᶥриод до 2020 года» [ᶥЭлеᶥктронный реᶥсурс]ᶥ: Реᶥжим доступа URL:
http://www.donland.ru/documents/Ob-utverzhdenii-Koncepcii-razvitiya-sistemy
obrazovaniya-Rostovskojj-oblasti-na-period-do 2020goda?page > 5. Феᶥдеᶥральный Закон от 10.04.2000 г. № 51-ФЗ «Об утвеᶥрждеᶥнии феᶥдеᶥральной программы развития образования» // Собраниеᶥ законодатеᶥльства РФ. – 17.04.2000. – № 16. – Ст. 1639.
6. Постановлеᶥниеᶥ Правитеᶥльства РФ от 14.01.2002 г. № 6 «О провеᶥдеᶥнии в 2002 – 2003 годах экспеᶥримеᶥнта по пеᶥреᶥходу на финансированиеᶥ отдеᶥльных учреᶥждеᶥний высшеᶥго профеᶥссионального образования с использованиеᶥм государствеᶥнных имеᶥнных финансовых обязатеᶥльств» // Собраниеᶥ законодатеᶥльства РФ. – 21.01.2002. – N 3. – Ст. 217.

2. Книги (ᶥмонографии, учеᶥбники, учеᶥбныеᶥ пособия)ᶥ

10. Агарков М.М. Обязатеᶥльства по совеᶥтскому гражданскому праву. – М.: Юриздат, 1940. – 413 с.
11. Агарков М.М. Подряд. (ᶥТеᶥкст и коммеᶥнтарии к ст. ст. 220 – 235 Гражданского кодеᶥкса)ᶥ. – М.: Право и жизнь, 1924. – 44 с.
12. Беᶥлов В.А. Гражданскоеᶥ право: Общая часть: Учеᶥбник. – М.: АО Цеᶥнтр «ЮрИнфоР», 2012. – 123 с.
13. Брагинский М.И. Договор подряда и подобныеᶥ еᶥму договоры. – М.: Статут, 1999. – 254 с.
14. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорноеᶥ право: Книга пеᶥрвая: Общиеᶥ положеᶥния. – Изд. 3-еᶥ, стеᶥр. – М.: Статут, 2011. – 512 с.
15. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорноеᶥ право. Книга треᶥтья: Договоры о выполнеᶥнии работ и оказании услуг. – Изд. 3-еᶥ, стеᶥр. – М.: Статут, 2012. – 1038 с.
16. Валицкая А.П. Образованиеᶥ в России: Стратеᶥгия выбора: Монография. – СПб.: Издатеᶥльство РГПУ им. А.И. Геᶥрцеᶥна, 2011. – 128 с.
17. Веᶥнгеᶥров А.Б. Теᶥория государства и права: Учеᶥбник для юридичеᶥских вузов. – 3-еᶥ изд. – М.: Юриспрудеᶥнция, 2010. – 528 с.
18. Гражданскоеᶥ право. В 2 т. / Отв. реᶥд. докт. юрид. наук, проф. Е.А. Суханов. Т. 2. – М.: БЭК, 1993. – 430 с.
19. Гражданскоеᶥ право / Под реᶥд. А.П. Сеᶥргеᶥеᶥва, Ю.К. Толстого. Ч. I. –М.,1998.
20. Гражданскоеᶥ право: В 2 т. Т. I / Отв. реᶥд. проф. Е.А. Суханов. – 2-еᶥ изд., пеᶥреᶥраб. и доп. – М.: Издатеᶥльство БЭК, 1998. – 816 с.
21. Гражданскоеᶥ право: В 2 т. Т. II. Полутом I / Отв. реᶥд. проф. Е.А. Суханов. – М.: Издатеᶥльство БЭК, 2010. – 681 с.
22. Гуеᶥв А.Н. Постатеᶥйный коммеᶥнтарий к части второй Гражданского кодеᶥкса Российской Феᶥдеᶥрации. – Изд. чеᶥтвеᶥртоеᶥ, доп. и пеᶥреᶥраб. – М.: Издатеᶥльский Дом Инфра-М, 2012. – 973 с.
23. Гуркина Н.К. История образования в России (ᶥX – XX веᶥка)ᶥ: Учеᶥб. пос. – СПб.: СПбГУАП, 2011. – 64 с.
24. Дождеᶥв Д.В. Римскоеᶥ частноеᶥ право: Учеᶥбник для юридичеᶥских вузов и факультеᶥтов / Под общ. реᶥд. акадеᶥмика РАН, докт. юрид. наук, проф. В.С. Неᶥрсеᶥсянца. – 2-еᶥ изд., с изм. и доп. – М.: Издатеᶥльство НОРМА (ᶥИздатеᶥльская группа НОРМА-ИНФРА –М)ᶥ, 2010. – 784 с.
25. Жуков В.И. Российскоеᶥ образованиеᶥ: истоки, традиции, проблеᶥмы. – М.: Издатеᶥльско-книготорговый цеᶥнтр «Маркеᶥтинг», М.: Изд-во МГСУ «Союз», 2011. – 848 с.
26. Иванов А.Е. Студеᶥнчеᶥство России конца XIX – начала XX веᶥка: социально-историчеᶥская судьба. – М.: «РОССПЭН». 1999. – 414 с.
27. Иоффеᶥ О.С. Совеᶥтскоеᶥ гражданскоеᶥ право: Курс леᶥкций: Учеᶥбноеᶥ пособиеᶥ для юридичеᶥских высших учеᶥбных завеᶥдеᶥний / ЛГУ им. А.А. Жданова. Ч. 1: Общая часть. Право собствеᶥнности. Общеᶥеᶥ учеᶥниеᶥ об обязатеᶥльствах. – Л., 1958.
28. Кабалкин А.Ю. Гражданский закон об услугах насеᶥлеᶥнию. – М.: Юридичеᶥская литеᶥратура, 1980. – 150 с.
29. Лукашеᶥнко М.А. Рыночныеᶥ отношеᶥния в систеᶥмеᶥ образования России: Монография. – М.: ИНИОН РАН, 2011. – 271 с.
30. Меᶥркулов В.В. Гражданско-правовой договор в меᶥханизмеᶥ реᶥгулирования товарно-деᶥнеᶥжных отношеᶥний: Монография. – Рязань: ВВШ МВД РФ, 1994. – 210 с.
31. Образованиеᶥ взрослых как социальный институт / Под реᶥд. Е.П. Тонконогой, В.И. Подобеᶥда. – СПб., ИОВ РАО, 1999. – 216 с.
32. Сырых В.М. Ввеᶥдеᶥниеᶥ в теᶥорию образоватеᶥльного права. – М.: Готика, 2012. – 400 с.
33. Тархов В.А. Гражданскоеᶥ право. Курс: Общая часть // Уфимский юридичеᶥский институт МВД РФ. – Уфа, 2011. – 401 с.
34. Халфина Р.О. Значеᶥниеᶥ и сущность договора в совеᶥтском социалистичеᶥском гражданском правеᶥ // Акадеᶥмия наук СССР. Институт права. – М., 1954. – 651 с.
35. Шеᶥвчук С.С. Правовоеᶥ реᶥгулированиеᶥ возмеᶥздного оказания меᶥдицинских услуг: реᶥалии и пеᶥрспеᶥктивы. – Ставрополь: Ставропольсеᶥрвисшкола, 2011. –321 с.

3. Статьи, пеᶥриодичеᶥскиеᶥ издания

36. Астахова В., Астахова Е. О государствеᶥнной отвеᶥтствеᶥнности неᶥгосударствеᶥнных вузов // Высшеᶥеᶥ образованиеᶥ в России. – 2014. – № 11.
37. Беᶥлов В. Систеᶥма оцеᶥнки качеᶥства образования // Высшеᶥеᶥ образованиеᶥ в России. – 2012. – № 7. – С.49 – 52.
38. Владимиров В. Стоимость обучеᶥния и оплата труда преᶥподаватеᶥлеᶥй // Высшеᶥеᶥ образованиеᶥ в России. – 2012. – № 8. – С.21 – 45.
39. Волчанская Л. О договореᶥ возмеᶥздного оказания образоватеᶥльных услуг // Высшеᶥеᶥ образованиеᶥ в России. – 2014. – № 5. – С.121 – 121.
40. Джуринский А.Н. Право на образованиеᶥ в совреᶥмеᶥнном миреᶥ // Пеᶥдагогика. – 1998. – № 6. – С. 114.
41. Кабалкин А.Ю. Договор возмеᶥздного оказания услуг // Российская юстиция. – 2005. – № 3. – С.13 – 11; № 8. – С. 9 – 11.

4. Матеᶥриалы судеᶥбной практики

Договор возмездного оказания образовательных услуг

Понятие, предмет и признаки

Понятие договора возмездного оказания услуг в образовательной деятельности можно сформулировать следующим образом: это соглашение, по которому исполнитель (образовательное учреждение) обязуется по заданию заказчика совершить обучение заказчика (или третьего лица), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

С учетом требования п. 1 ст. 161 Гражданского Кодекса РФ, а также ст. 51 Закона «Об образовании» , договор возмездного оказания образовательных услуг заключается в письменной форме. Предметом исследуемого договора являются образовательные услуги, полезный эффект которых выражается в знаниях, умениях и навыках, приобретаемых обучающимся в процессе и в результате их оказания. Образовательное учреждение не может в полной мере гарантировать достижение высокого результата своей деятельности, поскольку он (результат) зависит не только от исполнителя, но и от самого обучающегося, от его способностей, внимательности, старания и трудолюбия.

Основание договора возмездного оказания образовательных услуг заключается в следующем: для обучающегося — в получении образовательных услуг (при этом мотив может быть различным: удовлетворение духовных потребностей, получение специальности для дальнейшего трудоустройства, получение диплома о высшем профессиональном образовании с целью продвижения по службе, приобретение права на отсрочку от призыва в армию); для заказчика — в удовлетворении потребности в квалифицированном специалисте в производственной, научной, культурной, военной и других видах деятельности; для исполнителя — в получении финансовых средств на осуществление образовательной деятельности.

Можно выделить следующие признаки договора оказания услуг в образовательной деятельности:

  • 1. это гражданско-правовой договор. На него распространяются общие положения гражданского законодательства о сделках;
  • 2. на правоотношения по заключению, исполнению и расторжению рассматриваемого договора распространяются нормы публичного права, связанные со стандартами профессионального обучения, обязательными требованиями к образовательному учреждению. Нарушение этих положений будет означать фактически недействительность договора (ст.173 ГК РФ). Так, например, если у учебного учреждения нет лицензии на профессиональное обучение, учреждение не имеет права вступать в договорные правоотношения.
  • 3. на стороне заказчика услуг по подготовке, переподготовке и повышении квалификации может выступать как физическое, юридическое лицо, так и органы государственной власти, при этом заказчик приобретает услуги по профессиональному обучению не для себя, а для служащего, работника и т.д.. Сказанное накладывает определенные особенности на правоотношения с каждым из заказчиков (частные лица, юридические лица, публичные органы).
  • 4. данный договор можно охарактеризовать как: возмездный, консенсуальный.

научная статья по теме Особенности договора возмездного оказания образовательных услуг Государство и право. Юридические науки

Цена:

Авторы работы:

Научный журнал:

Год выхода:

Текст научной статьи на тему «Особенности договора возмездного оказания образовательных услуг»

особенности договора возмездного оказания образовательных услуг

Е.В. Кобчикова, доцент кафедры гражданского и предпринимательского права Казанского (Приволжского) Федерального университета, кандидат юридических наук, доцент

Статья посвящена правовой природе договора возмездного оказания образовательных услуг, приводится обширная судебная практика, посвященная данному вопросу, а также рассматриваются различные точки зрения относительно правовой природы договора возмездного оказания образовательных услуг.

Ключевые слова: договор, образовательные услуги, образовательные правоотношения.

Указанные правовые акты лишь в самом общем виде регулируют правоотношения по оказанию возмездных образовательных услуг, что порождает серьезные проблемы на практике. В связи с этим необходимо установить правовую природу договора возмездно-

го оказания образовательных услуг, так как от решения этого вопроса зависит полноценное правовое регулирование обязательств, вытекающих из данного договора.

Особенно дискуссионным является вопрос об отраслевой принадлежности правоотношений между образовательным учреждением и обучающимся по поводу оказания возмездных образовательных услуг в рамках ГОС. Договору возмездного оказания услуг посвящена гл. 39 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ). В то же время в п. 2 ст. 779 ГК РФ речь идет об услугах по обучению, а не об образовании, которые не являются тождественными понятиями. И в связи с этим нередко делается вывод, что гл. 39 ГК РФ применима только к договорам на обучение (например, к договорам на обучение вождению автомобиля).

При этом необходимо отметить, что перечень п. 2 ст. 779 ГК РФ не является закрытым, исчерпывающим, в связи с чем представляется возможным рас-

пространение положений гл. 39 ГК РФ и на другие виды услуг, в том числе и на образовательные.

Такой же вывод был сделан в Обзоре судебной практики Верховного суда РФ за I квартал 2002 года (по гражданским делам), утвержденный Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 10 июля 2002 года (далее — Обзор). В частности там указывается, что отношения, складывающиеся между гражданами и образовательными учреждениями, по обучению регулируются в том числе и гл. 39 ГК РФ. В силу п.2 ст.779 ГК РФ правила главы «Возмездное оказание услуг» распространяются на услуги по обучению.

Необходимо обратить внимание, что в названном выше Обзоре упоминаются услуги по обучению, в то же время исходя из смысла положений Обзора явственно следует, что речь идет именно о возмездном оказании образовательных услуг.

Пункт 3 ст. 730 ГК РФ предусматривает, что к отношениям по договору бытового подряда, не урегулированным ГК, применяются законы о защите прав потребителей и иные правовые акты, принятые в соответствии с ними.

Следовательно, так как договор об оказании платных образовательных услуг — это возмездный договор, в силу

Вместе с тем, поскольку указанный договор по своему характеру не может в полной мере подпадать под действие гл. III Закона «О защите прав потребителей», то в силу ст.39 названного закона он будет распространяться на отношения, вытекающие из договора, в части общих правил (о праве граждан на предоставление информации, о компенсации морального вреда, об альтернативной подсудности и освобождении от уплаты государственной пошлины), а правовые последствия нарушений условий этого договора будут определяться самим договором, который не должен противоречить положениям ГК РФ.

Аналогичную позицию заняло и Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (существовавшее на то время) в решении коллегии от 24 ноября 1999 года «О соблюдении законодательства о защите прав потребителей при оказании платных образовательных услуг».

Кроме того, в Постановлении Федерального арбитражного суда Восточно-сибирского округа от 23 июля 2010 г. № А19-992/10 было указано, что к договору о подготовке специалиста с высшим профессиональным образованием, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, приобретающий образо-

вательные услуги по программе высшего профессионального образования из ст. 9 Федерального закона от 26.01.1996 № 15-ФЗ «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» следует, что такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, а также правами, предоставленными потребителю Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами.

Здесь же отмечалось, что учреждение высшего профессионального образования (в данном случае) является исполнителем услуги по обучению, а на договор о подготовке специалиста с высшим профессиональным образованием распространяются нормы Закона о защите прав потребителей.

В то же время ряд авторов отвергают гражданско-правовой характер правоотношений между образовательным учреждением и обучающимся. Так, В.И. Шкатулла считает, что отношения между образовательным учреждением и обучающимся регулируются методом административного права, т. е. между ними устанавливаются отношения субординации. Среди своих аргументов В.И. Шкатулла указывает на то, что в соответствии с п. 1 ст. 779 ГК РФ обязанности заказчика ограничивается лишь оплатой услуг. При оказании же платной образовательной услуги одновременно необходима работа обучающегося по освоению образовательной программы [1, с. 82; 2, с. 403].

Аналогичной позиции придерживаются С.А. Кочерга и Н.М. Чепурнова.

По их мнению, образовательные отношения находятся не в гражданско-правовой, а административно-правовой сфере, поскольку имеют публично-правовой характер; сфера общественных отношений в данном случае охватывается публично-правовой сферой деятельности государства и функционирования его аппарата, к которому относятся образовательные учреждения государственные, автономные, негосударственные и т.д. [3, с.7]. В связи со сказанным выше сразу возникает вопрос — как могут авторы относить к государственному аппарату образовательные учреждения, и тем более негосударственные?

В.М. Сырых рассматривает отношения по оказанию платных образовательных услуг в качестве педагогических, которые, на его взгляд, не регулируются ни гражданским, ни административным, ни трудовым правом. Гражданско-правовой характер платных образовательных услуг В.М. Сырых отрицает в том числе и в связи с тем, что обучающийся лишен традиционного для гражданских правоотношений права оспаривать качество образования и взыскивать понесенные убытки [4, с. 282; 5, с. 68-83]. Необходимо отметить, что право обучающегося на оспаривание качества образовательных услуг непосредственно вытекает из ст. 11, 12, 15 ГК РФ и норм гл. 37 ГК РФ, которые в субсидиарном порядке применяются к договору возмездного оказания услуг.

В то же время немало сторонников отнесения договора возмездного оказания образовательных услуг к договорам гражданско-правового характера. Такой подход представлен в работах

М.Н. Малеиной [5], В.В. Кваниной [6], С.В. Курова [7] и ряда других.

На наш взгляд, правоотношения, которые складываются между образовательным учреждением и обучающимся (и его законными представителями) при оказании платной образовательной услуги, отвечают признакам гражданско-правовых отношений и имеют присущие им свойства.

В качестве аргументов можно привести следующее.

Во-первых, отношения между образовательным учреждением и обучающимся (либо его законными представителями) являются имущественными, так как одна сторона (обучающийся или его законный представитель) заказывает образовательную услугу и оплачивает ее, а другая (исполнитель — образовательное учреждение) в обмен на передачу денежных средств осуществляет образовательную деятельность.

Во-вторых, субъекты данных правоотношений юридически равноправны, обладают юридическим равенством.

В-третьих, эти субъекты свободны в изъявлении своей воли, так как любая из сторон, в первую очередь обучающийся, свободна в его заключении.

В-четвертых, субъекты данного правоотношения имущественно обособлены.

В то же время структура такого правоотношения является достаточно сложной. Договор возмездного оказания образовательных услуг является основанием возникновения и административных правоотношений, связанных с обязанностями обучающихся по соблюдению правил поведения, предусматриваемых Уставом и Правилами

внутреннего распорядка образовательного учреждения. То, что договор возмездного оказания образовательных услуг сочетает элементы гражданского и административного права, подтверждается и судебной практикой.

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Некоторые особенности правоотношений, возникающих из договора на оказание образовательных услуг

Статья просмотрена: 407 раз

Библиографическое описание:

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [1] (далее — Закон № 273-ФЗ) на сегодняшний день является основополагающим нормативным актом, регулирующим образовательную деятельность в Российской Федерации.

В современном российском обществе достаточно остро стоят вопросы реальной защиты права на образование, провозглашенного в части 1 статьи 43 Конституции Российской Федерации [2], в которой признается право каждого человека на образование в соответствии с Всеобщей декларацией прав человека [3] (ст. 26) и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах (ст. 13) [4].

Согласно части 1 статьи 4 Закона № 273-ФЗ отношения в сфере образования регулируются, прежде всего, Конституцией РФ, названным Федеральным законом, другими федеральными законами, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования.

Оказание платных образовательных услуг помимо Закона № 273-ФЗ регламентируется Правилами оказания платных образовательных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.08.2013 № 706 [5] (далее — Правила).

Из положений части 1 статьи 54 Закона № 273-ФЗ следует, что договор об образовании заключается в простой письменной форме между: 1) организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и лицом, зачисляемым на обучение (родителями (законными представителями) несовершеннолетнего лица); 2) организацией, осуществляющей образовательную деятельность, лицом, зачисляемым на обучение, и физическим или юридическим лицом, обязующимся оплатить обучение лица, зачисляемого на обучение.

Сторонами договора об образовании являются организация, осуществляющая образовательную деятельность, и лицо, зачисляемое на обучение (родители (законные представители) несовершеннолетнего лица). В случае трехсторонних отношений — организация, осуществляющая образовательную деятельность, лицо, зачисляемое на обучение, и физическое или юридическое лицо, обязующееся оплатить обучение лица, зачисляемого на обучение [6].

Частью 3 статьи 54 Закона № 273-ФЗ установлено, что договор об оказании платных образовательных услуг заключается при приеме на обучение за счет средств физического и (или) юридического лица.

Из части 1 статьи 101 Закона № 273-ФЗ усматривается, что платные образовательные услуги представляют собой осуществление образовательной деятельности по заданиям и за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг.

Согласно п. 12 Правил договор о предоставлении таких услуг должен содержать условия о виде образовательной программы (ее части) (часть 2 статьи 12 Закона № 273-ФЗ) и об уровне и (или) направленности образовательной программы (ее части), в том числе о подготовке квалифицированных рабочих, подготовке научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) (пункт 2 части 3 статьи 12 Закона № 273-ФЗ) или повышении квалификации, профессиональной переподготовке (п. 2 ч. 4 ст. 12 Закона № 273-ФЗ) и т. п.

Кроме того, в пункте 12 Правил, перечислены требованиях к договору об оказании платных образовательных услуг, к которым данными Правилами отнесено:

а) полное наименование и фирменное наименование (при наличии) исполнителя — юридического лица; фамилия, имя, отчество (при наличии) исполнителя — индивидуального предпринимателя;

б) место нахождения или место жительства исполнителя;

в) наименование или фамилия, имя, отчество (при наличии) заказчика, телефон заказчика;

г) место нахождения или место жительства заказчика;

д) фамилия, имя, отчество (при наличии) представителя исполнителя и (или) заказчика, реквизиты документа, удостоверяющего полномочия представителя исполнителя и (или) заказчика;

е) фамилия, имя, отчество (при наличии) обучающегося, его место жительства, телефон (указывается в случае оказания платных образовательных услуг в пользу обучающегося, не являющегося заказчиком по договору);

ж) права, обязанности и ответственность исполнителя, заказчика и обучающегося;

з) полная стоимость образовательных услуг, порядок их оплаты;

и) сведения о лицензии на осуществление образовательной деятельности (наименование лицензирующего органа, номер и дата регистрации лицензии);

к) вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенного уровня, вида и (или) направленности);

л) форма обучения;

м) сроки освоения образовательной программы (продолжительность обучения);

н) вид документа (при наличии), выдаваемого обучающемуся после успешного освоения им соответствующей образовательной программы (части образовательной программы);

о) порядок изменения и расторжения договора;

п) другие необходимые сведения, связанные со спецификой оказываемых платных образовательных услуг.

Перечисленные условия определяют предмет договора об оказании платных образовательных услуг и в силу пункта 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации [7] подлежат согласованию сторонами. Данные условия прямо не названы существенными, перечень их открыт, поэтому стороны могут предусмотреть и другие положения по своему усмотрению. Однако, поскольку в Правилах указано, что договор эти сведения содержит, возникает вопрос: можно ли отнести их к существенным на основании абзаца 2 пункта 1 статьи 432 ГК РФ? Судебная практика по данному вопросу не сформирована. Однако во избежание спорных ситуаций рекомендуется согласовать все условия, приведенные в пункте 12 Правил, статье 54 Закона № 273-ФЗ.

Необходимо также иметь в виду, что согласно части 4 статьи 54 Закона № 273-ФЗ сведения, указанные в договоре об оказании платных образовательных услуг, должны соответствовать информации, которая размещена на официальном сайте образовательной организации в сети Интернет на дату заключения договора.

Рассматривая особенности заключения договора на оказание образовательных услуг, следует отметить, что Исполнитель обязан до заключения договора и в период его действия предоставлять заказчику достоверную информацию о себе и об оказываемых платных образовательных услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора (п. п. 9, 10 Правил).

Так, исполнитель обязан в том числе довести до сведения заказчика фирменное наименование своей организации, место ее нахождения (адрес), информацию о государственной регистрации и образовательных программах, а также сведения о лицензии на осуществление образовательной деятельности и о государственной аккредитации.

Индивидуальный предприниматель предоставляет заказчику информацию о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, об уровне своего профессионального образования, общем стаже педагогической работы и о стаже занятия индивидуальной педагогической деятельностью. Если он привлекает педагогических работников — информацию об их уровне профессионального образования и общем стаже педагогической работы, а также информацию о лицензии на осуществление образовательной деятельности (ч. 4, 5 ст. 32 Закона № 273-ФЗ).

Часть 6 статьи 54 Закона № 273-ФЗ и пункт 13 Правил к недопустимым для согласования в договоре относят условия, которые ограничивают права лиц, имеющих право на получение образования определенного уровня и направленности и подавших заявления о приеме на обучение, и обучающихся или снижают уровень предоставления им гарантий по сравнению с условиями, установленными законодательством об образовании.

Правила дают определение недостатка и существенного недостатка платных образовательных услуг (см. абз. 4, 7 п. 2 Правил).

Так, под недостатками услуг подразумеваются следующие нарушения:

 несоответствие платных образовательных услуг обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке;

 несоответствие услуг условиям договора (при отсутствии условий или их неполноте — обычно предъявляемым требованиям);

 несоответствие услуг целям, для которых платные образовательные услуги обычно используются;

 несоответствие услуг целям, о которых исполнитель был поставлен в известность заказчиком при заключении договора;

 оказание услуг не в полном объеме, предусмотренном образовательными программами (частью программы).

При обнаружении недостатка платных образовательных услуг исполнитель несет ответственность в соответствии с п. 17 Правил. Заказчик вправе по своему выбору потребовать от исполнителя безвозмездного оказания образовательных услуг, соразмерного уменьшения стоимости оказанных услуг либо возмещения понесенных им расходов на устранение недостатков оказанных услуг своими силами или силами третьих лиц.

Если в установленный договором срок недостатки исполнителем не устранены, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать полного возмещения убытков (п. 18 Правил).

Отказаться от исполнения договора на основании этой нормы заказчик может и при обнаружении существенного недостатка оказанных платных образовательных услуг или иных существенных отступлений от условий договора.

Под существенным недостатком платных образовательных услуг понимается неустранимый недостаток, или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов либо затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки.

Содержание договора об оказании платных образовательных услуг определяется также в примерных формах договоров об образовании, которые в соответствии с частью 10 статьи 54 Закона № 273-ФЗ и пункта 14 Правил утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Таким органом является Минобрнауки России (пункты 1, 5.2.29 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.06.2013 № 466 [8]).

На сегодняшний день утверждены примерные формы договоров об образовании на обучение: по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования (Приказ Минобрнауки России от 21.11.2013 № 1267 [9]); дополнительным образовательным программам (Приказ Минобрнауки России от 25.10.2013 № 1185 [10]); образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (Приказ Минобрнауки России от 09.12.2013 № 1315 [11]); образовательным программам дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России от 13.01.2014 № 8 [12]).

Так же следует отметить, что к договору на оказание платных образовательных услуг, предусмотренному Законом № 273-ФЗ, смогут применяться положения Закона РФ от 07.02.1992 № 2300–1 «О защите прав потребителей» [13].

Проанализировав элементы и условия договора на оказание образовательных услуг, следует отметить, что Правилами введены понятия: «недостаток платных образовательных услуг» и «существенный недостаток платных образовательных услуг». Судебной практики по данным вопросам на сегодняшний день еще не сформировано. Как данные положения будут применятся при заключении договоров на оказание образовательных услуг покажет время.

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.
  2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 31. Ст. 4398.
  3. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета, 10.12.1998
  4. Международный пакт от 16.12.1966 «Об экономических, социальных и культурных правах» // Бюллетень Верховного Суда РФ. № 12. 1994.
  5. Постановление Правительства РФ от 15.08.2013 № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. № 34. Ст. 4437.
  6. Ласкина Н. В., Новикова Н. А., Лежнева Н. С., Тимофеева Н. Ю., Слесарев С. А., Вахрушева Ю. Н. Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2014.
  7. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 32. Ст. 3301.
  8. Постановление Правительства РФ от 03.06.2013 № 466 (ред. от 18.06.2015) «Об утверждении Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. № 23. Ст. 2923.
  9. Приказ Минобрнауки России от 21.11.2013 № 1267 «Об утверждении примерной формы договора об образовании на обучение по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования» // Российская газета, № 48, 28.02.2014.
  10. Приказ Минобрнауки России от 25.10.2013 № 1185 «Об утверждении примерной формы договора об образовании на обучение по дополнительным образовательным программам» // Российская газета, № 31, 12.02.2014.
  11. Приказ Минобрнауки России от 09.12.2013 № 1315 «Об утверждении примерной формы договора об образовании по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» // Российская газета № 83, 11.04.2014.
  12. Приказ Минобрнауки России от 13.01.2014 № 8 «Об утверждении примерной формы договора об образовании по образовательным программам дошкольного образования» // Российская газета, № 83, 11.04.2014.
  13. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300–1 (ред. от 13.07.2015) «О защите прав потребителей» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 3. Ст. 140.

Статья написана по материалам сайтов: studwood.ru, naukarus.com, moluch.ru.

»

Это интересно:  Замена стороны в договоре подряда
Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector
Код 384215
Дата создания 2017
Страниц 68